Традиции брака в иудаизме: отличия религиозного от официального

Еврейские деноминации часто называют потоками, движениями или ветвями. Они являются основными категориями религиозной принадлежности современных евреев в мире. Все они в основном отличаются друг от друга на основе их философских подходов к еврейской традиции и степени их верности и толкования традиционного еврейского закона, галаха.

В Израиле синагог и других религиозных организаций евреев являются ортодоксальными. А за пределами Израиля неортодоксальные течения иудаизма, например, в Северной Америке, играют не менее значимую роль, хотя многие из них идентифицируют себя как ортодоксы.

Движение реформаторов подчёркивают примат еврейской этической традиции над обязательствами еврейского закона. Движение традиционно стремится адаптировать еврейскую традицию к современным чувствам. Представители этого движения считают себя политически прогрессивными и ориентированными на социальную справедливость. Они делают упор на личном выборе в вопросах соблюдения ритуалов.

Консервативный иудаизм (Масорти) находится в основном в Израиле. Он считает еврейский закон обязательным. Консервативные евреи соблюдают его на практике.

Движение исторически представляет собой середину в спектре соблюдения ортодоксальных и реформистских традиций, внедряя определённые нововведения, например, вождение в синагогу (но никуда больше) в Шаббат и гендерно-эголитарную молитву (в большинстве консервативных синагог).

Но движение сохраняет традиционную линию в других вопросах, которые касаются кошерности и смешанных браков. Консервативное течение запрещает своим раввинам присутствовать на межконфессиональных свадьбах. Но в последнее время движение немного либерализировало свой подход к смешанным бракам. В Великобритании большинство синагог Масорти допускают более широкое участие женщин в богослужении.

Ортодоксальные евреи являются приверженцами традиционному пониманию еврейского закона, который истолковывают раввины на протяжении веков.

Ортодоксальная религиозная еврейская жизнь включает строгое соблюдение Шаббата – запрещение вождения, работы, включения и выключения электричества, обращения с деньгами, кошерных законов. Но за пределами Израиля таких евреев довольно мало, около 10% всех верующих.

В ортодоксальных семьях в среднем гораздо больше детей, чем в других еврейских. Скорее всего, эти дети тоже останутся ортодоксальными евреями.

В отличие от реформистского и консервативных течений, которые имеют своих руководителей, определяющих политику, связанную с движением институтов, ортодоксальный иудаизм является более свободной категорией.

В неё входят ещё несколько ветвей, одна из которых – современный ортодоксальный иудаизм. Это движение известно, как центристское ортодоксальное.

Оно пытается гармонизировать традиционное соблюдение еврейского закона со светской современностью.

Его приверженцы считают, что можно вести строгую еврейскую жизнь и в полной мере участвовать в светской жизни современного общества. Принадлежность к центристской общине не обязательно является признаком современной ортодоксальной практики. Есть также ряд независимых синагог, которые находятся на границе харидим и современными ортодоксами.

Традиции брака в иудаизме: отличия религиозного от официального

В движение харедим входят ультра-ортодоксальные евреи. Их можно узнать по характерным черным шляпам мужчин и скромной одежде на женщинах. Эти ортодоксальные евреи наиболее строги в своей приверженности к еврейскому закону. Они имеют самый низкий уровень взаимодействия с более широким еврейским обществом.

Особенно выделяется секта хасиди. Она работает с широкой общиной ортодоксальных евреев в США, которые тоже делятся на две группы. Евреи-хасиды являются наследниками движения духовного возрождения, зародившегося в Европе в XVIII веке. Они опираются на еврейскую мистическую традицию, подчёркивая прямое общение с божественным через молитву и радость в поклонении.

Эти евреи являются приверженцами религиозной строгости. Они стремятся ограничить своё взаимодействие с остальным обществом. Особенно они избегают университетов и светского образования.

Вся жизнь их посвящена изучению еврейских текстов. Почти все евреи-харедим были уничтожены во время Холокоста во Второй мировой войне. До 1945 года их было несколько тысяч. Но сейчас харедим возродился.

Во всём мире насчитывается более миллиона евреев-харедим.

Этому способствует их высокая рождаемость. Синагоги харедим довольно небольшие, но их очень много. Также существует целый ряд различных сект, большинство которых возглавляют харизматические раввины или ребе. Это Хабад, Сатмар, Гер и Сквер. Ешивиш иногда их называют литвишами.

Эти евреи-харедим стали наследниками митнагдим («противников»), которые отвергли подъём хасидского иудаизма в Европе. Эти евреи традиционно подчёркивали интеллектуальные аспекты еврейской жизни. Они особенно тщательно изучают Талмуд для мужчин. Ешивиш произошло от слова «ешива», то есть «духовная семинария».

Открытый ортодоксальный иудаизм был основан в 1990-х годах в Нью-Йорке. Его основателем стал раввин Ави Вайс. Сторонники этого течения, считают его реакцией на предполагаемый сдвиг вправо остальных ортодоксов. В целом они поддерживают женщин в духовном лидерстве и большую открытость для неортодоксальных евреев. Их основные пункты: ешиват ховевей Тора, ешиват махарат.

Мордехай Каплан основал реконструктивистский иудаизм. Он считает, что иудаизм – это развивающаяся цивилизация еврейского народа. Но его приверженцы придерживаются различных мнений о степени обязательности еврейского закона, особенно это касается мицвот.

Это движение довольно прогрессивно с религиозной точки зрения. Каплан стал первым американским раввином, который возглавил публичное празднование бат-мицвы в честь своей дочери. А Ешивиш первыми приняли в духовную семинарию студентов-геев.

Другое движение, «Еврейское обновление», сочетает в себе экстатическую молитву хасидского иудаизма с современным этносом гендерного эгалитаризма, экологического сознания, прогрессивной политики и признания религиозного разнообразия. Его духовным вдохновителем был раввин Залман Шахтер-Шаломи. Он родился в хасидской семье в Европе.

Гуманистический иудаизм основал в 1963 году раввин Шервин Вайн. Он предполагает «нетеистический» иудаизм, который не основывается на божественном откровении. Евреи-гуманисты прославляют еврейскую культуру, историю и праздники, не ссылаясь на Бога.

Они подчёркивают рационалистическую этику, ориентированную на человека. Еврейский народ очень разнообразен в религиозном, культурном, политическом и этническом отношении во всём мире.

Большинство евреев считают себя религиозными, но не все посещают синагогу.

Иудаизм — религия евреев: история, учение, традиции | Православиум

Рубрика: Другие религии

Иудаизм является древнейшей религией, в основе которой лежит почитание Единого Бога в противовес языческому многобожию. Особенность — в строгом этническом характере: возник и развивался в пределах одного народа.

Название “иудаизм” религия евреев получила от колена Иуды. В 730-х годах  до Рождества Христова десять колен Израилевых были уничтожены в результате войны. В результате колено Иуды осталось единственным представителем евреев.

Соответственно понятия “иудаизм” и “евреи” стали тождественны. 

Важно понимать, что иудаизм – это древнейшая авраамическая (общее наименование для христианства, иудаизма и ислама) религия. Название “авраамическая” она получила в память Завета Бога с Авраамом.

  За то, что Авраам последовал Божьему зову и покинул свои земли, ему обещается земля и многочисленное потомство. Бог раскрывает себя как единого Творца и возвещает Свою волю людям. Богом Аврааму были даны этические установления, нормы и правила поведения.

Они легли в основу трех религий: иудаизма, христианства и ислама. 

Традиции брака в иудаизме: отличия религиозного от официальногоОртодоксальные иудеи у Стены Плача (Иерусалим)

Древние евреи существенно отличались своей верой в Единого Бога от окружавших их народов-язычников. Язычники же поклонялись различным божествам и стихиям (вода, огонь, земля, солнце, луна). Связь иудеев с язычниками считалась недопустимой. Отношение еврейского избранного народа к представителям язычества было крайне нетерпимым.

Так, в библейской книге Исход говорится: “Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель” (Исх. 34:12-16).

Религия евреев строится на книгах Ветхого Завета – Танах, где особое место занимает Пятикнижие Моисея – Тора. Также евреи утверждают, что вместе с письменным текстом Моисеем при общении с Богом была получена Устная Тора (Мишна), которая передавалась долгое время из уст в уста.

В III веке к Письменной Торе были написаны разъяснения на основании Мишны. Эта многотомная  книга получила название Талмуд. В ней прописаны все правила и законы, которых должны строго придерживаться все евреи. Сюда входят не только религиозные трактаты, но и этика, мораль, законы. Читать и толковать Талмуд по иудейскому закону имеют право только евреи. 

Внешним символом иудаизма является «Менора» — семисвечник, о котором упоминается в Библии. Он находился в Скинии и в Иерусалимском храме до его разрушения. Он символизирует Бога, опирающегося на Древо жизни. 

С XIX  века религия евреев получила символ Шестиконечной звезды,  ее еще называют Звездой Давида.

В оформлении синагог активно используют изображения Скрижалей Завета, на еврейском языке носят наименование «лухот а-брит». Это две каменные плиты, на которых написаны 10 Заповедей.

История развития иудаизма

Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.

Библейский период

Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль.

В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей.

На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.

Храмовый период

Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название “иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме.

Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен.

Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.

Талмудический (раввинистический) период

Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд.

В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период.

В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины. 

Современный период

Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа.

В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений.

При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.

Читайте также:  Как подать заявление в ЗАГС на развод через интернет, используя сервис Госуслуги?

Уникальные иудейские традиции

Иудейские похороны проходили с соблюдением довольно сложных ритуалов. Из жилища умершего убиралась вся домашняя утварь и мебель, родственники рвали одежду на себе. Соседям приходилось выливать все запасы воды. В современном иудаизме церемониал упростился и над покойным читаются молитвы. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.

В конце осени или начале зимы отмечается праздник Ханука в память о чуде произошедшем в Храме. Когда греки его разорили и осквернили, иудеи смогли найти только один сосуд с чистым маслом для светильника. Его содержимого хватило бы лишь на один день горения.

Но произошло чудо: светильник горел восемь дней. В память об этом событии при наступлении сумерек на окнах домов зажигаются светильники. Причем каждый день добавляют по одному огоньку, до тех пор, число не достигнет 8.

В это время нет поста и не оплакивают умерших.

Основные догматические положения иудаизма

Что исповедуют евреи? Иудеи верят в единого Бога, о чем ежедневно повторяют читая молитву Шема: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – Един». А также утверждают, что человек создан по образу и подобию Бога.

В основе жизни иудеев лежат не столько вероучительные догматы, сколько правила и нормы поведения. Суть иудаизма заключается в неукоснительном соблюдении всех внешних и обрядовых предписаний.

Особое место в иудаизме отводится утверждению, что еврейский народ является избранным Богом и стоит выше остальных людей в мире.  В Талмуде говорится: “как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”.

Иудеи принципиально не распространяют свое вероучение, считая, что иудаизм это национальная религия евреев и является вероучением избранного народа. Завет заключен только с иудеями, поэтому обращать в свою веру представителей других народов и конфессий не нужно.

Евреи верят в приход Мессии. При этом они не признают Иисуса Христа помазанником Божьим по той причине, что Он не обладал властью и был гоним. Приход Мессии они ознаменовали с приходом земного властителя, который займет особое политическое место и покорит все народы для господства над ними евреев.

Отличия иудаизма от христианства

Христианское вероучение строится на Священном Писании – Библии, в которую входят книги Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет предсказывает явление Иисуса Христа во многих пророчествах “подготавливает” к Его Пришествию. Новый Завет является подтверждением этих пророчеств и явлением Иисуса Христа.

“Поэтому и закон дан по необходимости: ибо он заменял для нас воспитателя, и как освободил нас от прежнего нечестия, так обучил боговедению. Как к премудрому некоему наставнику приводит он ко Владыке Христу, чтобы от Него выслушали мы совершенные уроки и приобрели оправдание верою.” (Блаженный Феодорит Кирский из толкований на послания святого Павла)

Именно пришествие Мессии разделило историю иудаизма и христианства. Иудеи не приняли Спасителя и предали Его жестокой и позорной смерти, а именно распятию на кресте.

Святой мученик Иустин Философ (100 – 165 г.г.) в своем труде “Разговор с Трифоном иудеем” пишет, что Святой Дух больше не сходит на евреев, так как они не приняли Иисуса Христа. В новозаветные времена у иудеев не было ни одного пророка.

Существенное различие между иудаизмом и христианством заключается в том, что иудеи на первое место во всех аспектах жизни ставят доскональное соблюдение буквы Закона. Христианское вероучение большее внимание обращает на внутреннюю сторону духовной жизни, на индивидуальное отношение к каждой ситуации.

Именно духовный аспект стал одним из первых камней преткновения между книжниками, фарисеями и Иисусом Христом. Евангелие повествует об исцелении Иисусом Христом больного человека в субботу, священный день, когда делать что-либо запрещается, даже лечить.

И соблюдение закона в этот день ставилось выше благополучия человека и милосердия.

Епископ Вениамин (Пушкарь) пишет: “Можно себе представить, какое невыносимое бремя создавали мелочные законники иудейства своими постановлениями, которыми они не сохраняли, а убивали дух Моисеева закона.

Такое законничество стояло в самом резком и явном противоречии с Духовным Царством, которое провозглашал Христос, ибо это Царство заключалось в чистоте сердца, в беззаветной сыновней любви к Небесному Отцу” (из книги “Священная Библейская история Нового Завета”).

10 вопросов об иудаизме. Кто может исповедовать иудаизм? Что такое брит-мила и бар-мицва?

Иудаизм – самая древняя из существующих сегодня религий. Ее история многогранна и невероятно интересна. Но и в то же время она малоизучена представителями других религий. О традициях христианства знают во всем мире, а об иудаизме известно сравнительно немногим. В этой статье мы дадим ответы на 10 самых частых и интересных вопросах о еврейской вере.

Кто может исповедовать иудаизм? Исповедовать иудаизм могут те, кто родился от матери-еврейки, и те, кто совершил гиюр. Но, стоит отметить, что пройти обряд обращения в еврейскую религию не так просто. Раввины всячески отговаривают от перехода в иудаизм.

Человеку внушают, что вера евреев – огромная ответственность, которую лучше избежать, ведь можно прожить полноценную жизнь, не будучи иудеем. Возникает логический вопрос: зачем раввины это делают? Ответ прост. Прежде чем нееврей обратиться в иудаизм, он должен доказать твердость своих намерений.

Если этого не происходит, он не заслуживает стать частью еврейского народа.

Что такое брит-мила и бар-мицва? На восьмой день от рождения мальчик-еврей проходит свой первый иудейский обряд – обрезание (брит мила). Следующий важный этап иудей проживает в 13 лет. Евреи этого возраста уже считаются достаточно взрослыми для того, чтобы следовать иудейским законам.

В Мишне сказано: «С пяти лет — изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди». Во время бар-мицвы еврейские мальчики впервые в жизни публично читают главу Священного Писания. Такой же обряд есть и для девочек, достигших возраста 12 лет и одного дня.

Называется он бат-мицва.

Сколько заповедей в иудаизме? В иудаизме нужно соблюдать 613 заповедей. Все они делятся на две категории. К первой относятся 248 обязательных заповедей, в которых говорится об вещах, которые должен исполнять иудей.

Во второй категории – 365 заповедей, запрещающих исполнение конкретно обозначенных действий. Количество заповедей подобрано неспроста. 365 заповедей – столько же дней в году. Число 248 соответствует количеству органов человеческого тела.

Кроме того, Талмуд определяет заповеди и для всего человечество, в том числе и для неевреев – Семь законов потомков Ноя.

Звучат они так: запрет идолопоклонства — вера в единого Бога; запрет богохульства — почитание Бога; запрет убийства — уважение к человеческой жизни; запрет прелюбодеяния — уважение к семье; запрет воровства — уважение к имуществу ближнего; запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам; обязанность создать справедливую судебную систему.

Почему в иудаизме свинина – запрещенный продукт? На самом деле иудеи не употребляют в пищу не только свинину, но и мясо верблюда, туш­канчика, свиньи, большинства птиц и рыбы без чешуи. Пищевые запреты прописаны в книге Левит.

Тема иудейской пищи всегда вызывала много споров. Средневековый еврейский богослов Маймонид считал, что причина пищевых запретов в вредности этих продуктов для здоровья человека.

А вот, например, Нахманид отрицал это мнение, говоря, что запрещенная пищу несет вред в первую очередь человеческой душе.

Пейсы и головные уборы евреев Наверняка каждый, кто впервые встречал религиозного еврея, задавался вопросом: «Зачем же ему эти длинные пряди?».

Ответ прост: дело в заповеди, которая запрещает выбривать пеот — волосы на висках. С такой стрижкой евреи ходят с 3 лёт.

Кроме того, мужчины могут закручивать пейсы вокруг ушей или убирать за уши – это зависит от того, в какой общине состоит еврей.

Многие обращают внимание и на необычные головные уборы религиозных евреев. Покрывать голову должны все – так написано в Торе. Например, замужняя женщина повязывает голову покрывалом. Представительницы некоторых направлений иудаизма стригутся почти что наголо и надевают специальный парик. Также в их гардеробе есть различные шляпки.

Что запрещено делать в субботу? Суббота – святой день, доказывающий единство еврейского народа. «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему…» – гласит 4-я заповедь. В пятницу вечером в еврейских домах зажигаются особые субботние свечи и произносятся благословения.

В субботу евреи не только не работают и не учатся, но и не пользуются электричеством, телефоном, машиной и многим другим. Евреи называют этот праздник «Шабат». По всей стране не работают больницы и большинство магазинов, не ходит общественный транспорт. Всё это потому, что евреи всецело посвящают субботу Б-гу, проводя ее в покое и радости.

Мессия – был или еще нет? В иудаизме никто не знает, кто Мессия: тот, кто знает, не говорит, а тот, кто говорит, не знает. В Торе его обозначают как Спасителя, которому только предстоит прийти в этот мир.

У евреев есть свои древние, уже укоренившиеся традиции, часть из которых отрицает веру в Иисуса Христа, потому что у них другое представлении о Мессии. Мессия – это то, что случится в будущем.

Евреи ждут этого дня и считают, что с приходом Спасителя мир станет таким, каким должен быть.

Талмуд, Тора, Библия. Какие отличия? Иудейская Библия и христианская – это не одно и то же. В Библии христиан две части: Ветхий и Новый Завет. А иудейская Библия – это, проще говоря, переставленные местами 39 книг Ветхого Завета.

Евреи называют свое Священное Писание «Торой» или «Танах». Стоит уточнить, что «Тора» может употребляться и в другом значении. Так называются первые пять книг Библии – Пятикнижие Моисея. Талмуд же – это большой свод правовых и религиозно-этических правил иудаизм.

В труде собраны дискуссии и объяснения еврейских мудрецов по самым разным сферам жизни.

Синагога и храм – отличия В отличие от христианства, в иудейской вере синагога не является храмом. То есть синагога – это место для проведения общественной молитвы, собраний, церемоний.

Синагогу можно найти во всех городах Израиля, и не только. А вот храм иудеев может быть только в одном месте – на храмовой горе в Иерусалиме.

В иудаизме это объясняется так: синагога – для людей, храм – для Б-га.

Но последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э., поэтому материально иудейского храма нет. Иудеи мечтают и верят в то, что их Храм будет восстановлен после пришествия Мессии.

Почему евреев называют «избранным народом»? «Вы будете у меня народом святым,» – промолвил Бог (Исх. 19:5–6) и подарил евреям Тору. В Талмуде есть две версии дальнейших событий. Первая – Творец предлагал свой Закон многим народам, но только евреи приняли его. Вторая – Б-г вручил евреям Тору под давлением, наклонив над ними скалу.

Читайте также:  Расписка о получении алиментов: суть документа, образец в 2018 году

Избранность эта, согласно Торе, растолковывается не так, как понимают ее сегодня. Избранный народ – наиболее ответственный перед Б-гом народ. Считается, что именно за несоблюдение заповедей Творец наслал на евреев столько испытаний.

Иудаизм, Ислам и Христианство: различия и сходства

Убеждения и практика

Иудаизм

Евреи верят в этический монотеизм, то есть в единого Бога. Бог управляет жизнью и действиями людей на земле. Иудаизм руководствуется Торой (библейскими книгами Моисея). Тора иллюстрирует Божью волю людям, и она направляет их жизнь.

Евреи верят в еврейскую Библию; они взаимодействуют с Богом через молитвы и богослужения в синагогах. У них есть три священных праздника, которые включают Пасху, Шавуот и Суккот, а также несколько священных сезонов.

Разные конфессии со значительными различиями в верованиях.

Ислам

Мусульмане — строгие монотеисты; они верят в единого Бога, Аллаха и его пророка Мухаммеда. Они верят в ангелов, как в посланников Бога. Верят в книги, которые содержатся в одной Священной книге — Коране. Мусульмане верят в воскрешение и суд после смерти. Судный день называется Кияма.

Существует пять основных принципов или актов ислама, которыми руководствуются все исламские обязательства. Эти столпы включают ежедневные молитвы, милостыню, паломничество, вероучение и пост. Мусульмане молятся три раза в день, в мечети. Они верят в законы шариата и джихад.

Семья является основной единицей ислама, и полигамия является законной в исламской религии.

Христианство

Христиане верят в единого Бога и Его сына Иисуса. Христиане также верят в святую троицу, то есть три личности Бога — Отца, сына и Святого Духа. Библия — это слово Божье, через которое люди понимают Его волю. Они также верят, что через смерть и воскрешение Иисус спас мир.

Они верят в жизнь после смерти, где люди будут жить вечно. Они поклоняются Богу в Церкви через молитвы и хвалебные песни. Религия имеет несколько конфессий. Они верят в таких пророков, как Исайя и Иеремия. Верят в ангелов, как в посланников Бога. Многоженство строго запрещено.

Есть священные праздники, такие как Рождество и Пасха. Для христиан ангелы — посланники Бога.

Происхождение

Иудаизм

Историки считают, что иудаизм был сформирован израильтянами, которых Моисей привел во время исхода из Египта в Землю Обетованную, Ханаан. Они верят, что Авраам был первым евреем. Израильтяне были детьми Иакова, сына Авраама. Когда Моисей вывел этих людей из Египта, Бог дал им Тору на их пути в Ханаан.

Ученые называют это законами Моисея. По прибытии в Ханаан эти люди построили храм для Бога, чтобы поблагодарить Его за то, что Он привел их на Землю Обетованную, Ханаан. В этом храме люди соблюдали Тору, которая легла в основу иудаизма. С тех пор люди строили храмы для поклонения своему Богу, руководствуясь Торой, что привело к распространению иудаизма.

Ислам

Мухаммед, торговец в городе Мекка, начал получать откровения от Бога в форме Корана в 610 году нашей эры. В результате он начал проповедовать и обращать жителей Мекки в мусульман.

Чтобы избежать преследований со стороны властей Мекки, Мухаммад бежал в Медину вместе с большинством своих последователей в 627 году нашей эры.

Он проповедовал в течение 12 лет в Мекке и собрал большое количество последователей.

В Медине, Мухаммед сражался с евреями и теми, кто выступал против ислама. В 629 году нашей эры он приобрел все племена пустыни вокруг Медины. Мухаммед умер в 632 году нашей эры, распространив ислам и завоевав Аравийский полуостров. Он является основателем ислама.

Христианство

Апостолы Христа развили христианство из еврейских сект 1-го века. До этого еврейские власти преследовали тех, кто прославлял Бога. Прекращение преследования христиан в 4 веке Константином I и последующее “принятие Феодосием в 380 году нашей эры привело к установлению и признанию христианства в качестве религии в Римской империи”. С тех пор христианство распространилось по всему миру.

Различия

Три основные мировые религии, а именно: Ислам, иудаизм и христианство по-разному воспринимают брак и семью. Многоженство запрещено в христианстве, в то время как оно законно в иудаизме и исламе. Ислам и иудаизм подчеркивают чистоту женщин до брака, в то время как христианство подчеркивает чистоту обоих полов до брака.

Культура архитектуры и привычки в еде различаются в зависимости от этих религий. Христиане имеют римскую архитектуру; мусульмане традиционную архитектуру Медины и иудаизм используют древнюю еврейскую архитектуру. Христианство и иудаизм имеют конфессии с различными учениями, в отличие от ислама, где учение универсально.

Христиане верят в Святую троицу, в то время как иудаизм и ислам верят в Бога, как в единое целое. Мусульмане молятся в определенное время, в то время как христиане молятся по своей воле.

Евреи молятся в синагогах, возглавляемых молитвенными лидерами; мусульмане молятся лицом к Мекке, как источнику своей религии, в то время как христиане верят в универсальность Божьего присутствия, и поэтому они не смотрят в каком-либо определенном направлении при молитве, в то время, как евреи молятся лицом к священному алтарю, обычно перед синагогой.

Сходства

У всех них есть святые места поклонения, то есть Церковь, Мечеть и синагога для христиан, мусульман и евреев соответственно. Все они верят в монотеизм. У них есть Священные книги, Библия для христиан, еврейская Библия и Тора для евреев и Коран для мусульман.

Они верят в пророков; евреи верят в Моисея, Авраама и их потомков как в посланников Бога, христиане верят в Иеремию и Исайю, в то время как мусульмане верят в Иисуса и Мухаммеда, как в пророков Бога.

Молитва — это средство общения с Богом для всех религий. У всех религий есть священные ежегодные праздники и времена года; у христиан — Пасха и Рождество; у мусульман — Рамадан и Хаджи, в то время как у евреев священные праздники — Рош А-шана и Йом Кипур.

Три ветви иудаизма

Телеграм канал @ieshua.org

Спектр иудаизма

Иудаизм состоит из нескольких “ветвей”, также называемых деноминациями или течениями, которые занимают целый спектр — от традиционного религиозного до либерального. Тем не менее, евреи — это народ, а не религия; еврейство и иудаизм — это не всегда одно и то же.

В то время, как иудаизм “должен быть” религией, которую практикуют евреи, есть евреи, которые “выбирают” какие-то элементы иудаизма, подходящие им лично, в то время как другие вообще не практикуют иудаизм. Некоторые из них приняли другие религии, такие как буддизм.

Ветви иудаизма, в том виде, в котором они известны сегодня, покрывают довольно большой процент веры еврейского народа.

Полвека назад иудаизм можно было описать как состоящий из трёх основных направлений, и большинство евреев причисляли себя к одному из них: ортодоксальный (традиционный), реформистский (либеральный, в Европе известный также как прогрессивный) и консервативный (нечто среднее между двумя предыдущими ветвями, также известен за пределами Северной Америки как масортим). Есть также некоторые небольшие ответвления, такие, как реконструктивистский иудаизм, но по большому счёту американские евреи попадают в одну из ветвей “большой тройки”.

Хотя большая тройка всё ещё в значительной степени сохраняется, спектр иудаизма сегодня шире. Например, некоторые могут назвать себя “консервадоксами” (объединяющими консервативный и ортодоксальный иудаизм).

И хотя я никогда не слышал этот термин, тот реформистский Темпль, в который я ходил с детства в Бруклине, поразил меня тем, что он был более “реформативным” (соединяя реформизм и консерватизм), чем исходно реформистский.

Верования и практика

Стоит также отметить, что хотя каждая ветвь иудаизма имеет своё более-менее “официальное” понимание еврейской веры, простое посещение определённой синагоги не обязательно означает, что человек верит в официальные её доктрины (или хотя бы понимает их).

Ортодоксальный иудаизм, например, “официально” учит, что Бог реален, но вы можете найти некоторых агностиков и даже атеистов, посещающих ортодоксальные синагоги. Многие не считают это противоречием, потому что иудаизм делает акцент на том, как жить, а не на том, во что верить.

Потому, хотя религиозные верования, с которыми выросли евреи, и могут изменяться или уходить на задний план, многие предпочитают сохранять ценности и образ жизни.

Есть ортодоксальные способы ежедневного поведения и образа жизни, такие как кашрут или соблюдения Шаббата согласно ортодоксальной галахе (еврейскому закону), но нет никаких доктринальных требований, кроме признания того, что Бог Един (о чём говорит молитва “Шма”, Втор. 6:4).

Хотя и правда то, что большинство ортодоксальных евреев, например, верят в будущего Мессию, а большинство реформистов нет, нельзя сказать, что это верно для каждого отдельно взятого человека.

В отличие от предыдущих поколений, многие евреи сегодня не связаны с синагогой в принципе. Многие формулируют свою собственную версию иудаизма и не вписываются ни в одну из “официальных” версий этих направлений.

Вместе с тем, следующий обзор трёх основных ветвей всё ещё является актуальным кратким руководством по иудаизму.

Ветвь ортодоксального иудаизма

До конца 18-го века существовал только один вид иудаизма. То, что сейчас называется “ортодоксальным” иудаизмом, было нормой и не нуждалось в выделении в качестве отдельного направления, пока не начали развиваться менее традиционные разновидности иудаизма.

Ортодоксальный иудаизм делает акцент на жизни согласно Торе (Закону Моисея), как это авторитетно интерпретируется раввинистической традицией.

Согласно ортодоксальному иудаизму, Моисей не только получил Письменный Закон (текст Торы, которую можно найти в Еврейской Библии) на Синае, но и Устный Закон (её правильную интерпретацию).

Устный Закон носит такое название, потому что считается, что он передавался из уст в уста, вначале от Моисея и потом к каждому поколению, пока он наконец не стал записываться, начиная с примерно 2-го века нашей эры в виде Мишны.

Далее Мишна получила развитие и интерпретацию в Гемаре; Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. На самом деле есть два Талмуда: Иерусалимский Талмуд или Ерушалми и Вавилонский Талмуд или Бавли. Вавилонский Талмуд считается более авторитетным, и он широко доступен в 18-ти томах в английском издании.

Сам Талмуд был позднее прокомментирован поколениями более поздних раввинов, в результате чего был создан еврейский религиозный закон (под названием галаха), который является обязательным для отдельного человека и для общества. Галаха детализирует еврейское поведение в широком спектре сфер жизни, как религиозных (как правильно соблюдать Шаббат и праздники, например), так и гражданских (как решать вопросы гражданского права).

Читайте также:  Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ: деятельность федеральных и региональных омбудсменов

Особенное положение раввинистической традиции в ортодоксальном иудаизме понятна, потому что изучение Талмуда занимает центральное место в еврейском ортодоксальном иудаизме. Маленькие дети начинают учёбу с Библии, но серьёзные ученики быстро переходят к изучению Талмуда и более поздних комментаторов.

Два течения в ортодоксальном иудаизме

Сегодня есть два основных течения в ортодоксальном иудаизме. Современная ортодоксия выступает за приглашение и принятие широкой публики. Её последователи являются частью современного общества, в то же время соблюдая галахические постановления. Светские науки считаются такими же важными, как и религиозные.

Второе течение очень часто называют ультра-ортодоксией, хотя многие его последователи считают этот термин нежелательным, предпочитая слово хареди, что на иврите значит “трепещущий” (как употреблено в Слове Божьем), или фрум, что в переводе с идиш означает “набожный” или “благочестивый”. В отличие от современного ортодоксального иудаизма, евреи-харедим предпочитают более изолированную жизнь, ограничивая число контактов со светской культурой за пределами их общества.

Хотя многие из них заняты в бизнесе и среди их клиентов есть и светское население, харедим обычно не смотрят светские фильмы и не читают светские книги. Образование раздельное для мальчиков и девочек.

Одежда отличительная; например, в отдельных группах мужчины носят чёрные костюмы с белыми рубашками. Женщины всегда одеты в соответствии с традиционными стандартами скромности.

Основной язык в повседневной жизни — идиш.

Хасидизм

Подвидом хареди-иудаизма является хасидизм, последователи которого называются хасидами (хасидим).

Хасидизм разделяется на множество династических сект, каждая из которых названа в честь европейского города её происхождения: любавический хасидизм, например, возник в городе Любавичи в России, близ современной Беларуси.

Каждой сектой управляет её ребе, человек, считающийся уникальным духовным авторитетом и каналом к Богу для своих последователей, которые часто ищут его благословения и совета.

Вторым отличием является то, что хасидское мышление включает в себя каббалу, часто называемую “еврейским мистицизмом”. В том виде каббалы, которой следует хасидизм (т.н. Лурианская каббала по имени её создателя, Ицхака Лурии), Бог имманентный, Он присутствует внутри каждого Своего творения.

В каббалистическом мировоззрении, Бог существует в десяти сфирот или имманациях и “сжал” Себя, чтобы сотворить мир. В тот момент Божьи искры были в “сосудах”, которые разбились, пролив эти искры света на творение и принеся в мир зло. Теперь, как утверждают каббалисты, мы должны искать эти искры, исполняя мицвот или заповеди.

Из понятия имманации Бога также исходит идея о том, что мы должны поклоняться Богу в радости (часто выражаемой в танце и пении) и находить духовность в ежедневных делах.

Согласно еврейскому обзору в 2013 году, в Соединённых Штатах 10% американских евреев называют себя ортодоксами [1]. В Европе же, напротив, ортодоксальные евреи остаются наибольшей по численности группой [2].

Ветвь реформистского иудаизма

Реформистский иудаизм — это продукт современности. Просвещение 18-го века в Европе принесло, среди прочего, переворот традиционных религиозных убеждений. Путём к истине стал считаться разум, а не откровение.

В этом новом климате реформистский иудаизм родился в 19-м веке в Германии.

Многие “современные” евреи отбросили авторитет и галахи, и Библии, хотя последняя почитается из-за этики пророков и рассматривается как имеющая историческую ценность.

Евреи-реформисты склонны рассматривать многие традиционные еврейские верования и соблюдения обрядов как устаревшие или просто суеверия, хотя некоторые из верований были адаптированы к более современному мышлению.

Например, идея Мессии как отдельной личности, лидера, избранного Богом, была заменена понятием мессианской эры, достижимой человеческими усилиями.

Будущее воскресение мёртвых было также отвергнуто и заменено идеей о том, что человек продолжает жить в своих достижениях и/или потомках. Синагогальное служение было пересмотрено, и молитвы, посчитавшиеся неуместными в современную эпоху, были отменены.

Талмуд и раввинистические традиции всё ещё обладают историческим интересом и могут содержать некоторую мудрость, но больше не рассматриваются как источник обязательных правил и постановлений, согласно которым необходимо жить.

Немецкие евреи, а также прочие западноевропейские евреи пытались ассимилироваться в обществе, полагая, что это обеспечит им доступ к равным правам.

Их национальностью было «англичанин», «француз» или «немец», а иудаизм был их религией.

Потому служение в синагоге проводилось уже не на иврите, а на местном языке, различные обычаи были заимствованы из христианских церковных служений, включая даже собрание в воскресенье вместо еврейского Шаббата.

Реформистский иудаизм распространился по Западной Европе и в Северной Америке (в Восточной Европе, где Просвещение не имело аналогичных масштабов, евреи остались либо традиционными, либо полностью заменили иудаизм другой идеологией, например, социализмом).

Мораль была гораздо важнее церемонии, и это означает, что для реформистских евреев библейский акцент делается на книгах Пророков с их постоянным призывом к правосудию и справедливости, а не на Торе, которая больше фокусируется на обрядах и религиозных обязанностях, и в том числе на морали.

Этот акцент на морали также привёл реформистский иудаизм к большему взаимодействию с нееврейским обществом и участию в социальной сфере.

Первоначально реформистский иудаизм отвергал идею сионизма, веря в то, что евреи должны чувствовать себя дома, будучи гражданами любой страны, в какой бы они не оказались. Этот взгляд претерпел радикальные изменения, особенно в 20-м веке, вследствие погромов в Российской Империи и Холокоста. Американский реформистский иудаизм после этого стал горячо сионистским.

С развитием реформистского иудаизма он становился все менее радикальным. В последнее время наблюдается восстановление многих аспектов традиций, но скорее как следствие национальной идентичности или личного выбора, чем религиозных требований.

Реформистские евреи, как правило, принимают все аспекты иудаизма, которые они находят удобными для себя; человек имеет право жить согласно своим собственным убеждениям.

В результате, повседневный образ жизни реформистских евреев может практически не отличаться от образа жизни неевреев.

В Европе реформистский иудаизм часто проходит под названием “либеральный иудаизм” или “прогрессивный иудаизм”, а в Венгрии его называют “неологическим иудаизмом”. Но сердцем реформистского иудаизма остаётся Северная Америка.

В 2013-ом году 35% американских евреев идентифицировали себя как реформистские [3]. Хотя подобной статистики по Европе нет, в 2010-ом году в Европе было 150 реформистских (либеральных, прогрессивных) общин, из них 80 — в Великобритании [4].

Ветвь консервативного иудаизма

Также известный за пределами Северной Америки как масорти (“традиционный”) иудаизм, консервативный иудаизм развился в 19-м веке в Германии, но стал преимущественно американской ветвью.

Он занимает промежуточное положение между ортодоксальным и реформистским иудаизмом.

Название “консервативный” — это не политический ярлык, оно показывает интерес этого движения к сохранению еврейских традиций.

Для консервативного иудаизма галаха остаётся обязательной, но она подверглась большим переменам и развитию, чем в ортодоксальном. В отличие от последователей реформистского иудаизма, где решения отдельной личности являются первостепенными, консервативные евреи считают определяющим голос всего еврейского народа.

Девиз “традиция и перемены” показывает баланс, который пытается найти это промежуточное течение. Попытка удержаться посредине создала некоторую двусмысленность вокруг определённых теологических идей.

Что касается образа жизни, официальная приверженность традиционному еврейскому стилю жизни не всегда отражается в жизни членов консервативной общины.

Примерами промежуточного подхода к определённым практикам являются: совместное сидение мужчин и женщин в синагоге (установлено в 1940-х годах), разрешение на использование электричества в Шаббат (установлено в 1950-м году), разрешение поездки за рулём автомобиля в синагогу в Шаббат (также установлено в 1950-м) [5]. Всё это до сих пор запрещено в ортодоксальном иудаизме, в то время как в реформистском иудаизме нет необходимости в официальном урегулировании подобных ограничений.

Консервативный иудаизм в последние годы

Хотя эта ветвь иудаизма доминировала в Америке после Второй Мировой Войны (41% американских евреев были консервативными в 1970-х годах [6]), число тех, кто идентифицирует себя с ним, значительно уменьшилось.

В 2013-ом году около 18% американских евреев причисляло себя к консервативным.

Для объяснения спада этого движения были предложены разнообразные причины, такие, как акцентирование на ожиданиях галахи без особого внимания на ожиданиях членов общины (таких, как удовлетворение насущных потребностей) [7].

В Европе аналогичная ветвь носит название масортим. Масорти означает “традиционный” и, фактически, эти общины более традиционны, чем их американские собратья.

В официальном списке насчитывается 30 общин масортим: 12 в Великобритании, 6 во Франции и остальные разбросаны по другим странам.

Несмотря на спад консервативного иудаизма в Северной Америке, общины масортим сейчас составляют наиболее растущую ветвь иудаизма в Европе [8].

Реконструктивистский иудаизм

Реконструктивистский иудаизм является ответвлением консервативного иудаизма. Это по большей части произведение одного человека, Мордехая Каплана, который видел иудаизм как эволюционирующую религиозную цивилизацию.

Каплан начинал как ортодоксальный раввин, став консервативным непосредственно до основания реконструктивизма.

Реконструктивистский иудаизм более положительно относится к традиции и принятию решений общиной, чем реформистский иудаизм, хотя и существует значительная свобода в вопросах поведения и верований.

В 1922-м году Каплан провёл бат-мицву для девочек, среди которых была его собственная дочь Юдит, и после этого данная церемония вошла в еврейский мейнстрим. Хотя в 19-м веке и были одиночные примеры проведения бат-мицвы, именно Каплан сделал этот обряд нормой для широкого еврейского сообщества.

Ранее нормой было проведение обряда только для мальчиков. (Бар- и бат-мицва — это обряды вступления в совершеннолетие, первый проводится для мальчиков в 13 лет, второй — для девочек в 12 или 13 лет.

Во время этих церемоний мальчик или девочка публично берут на себя обязанность жить по-еврейски и принимать участие в жизни еврейской общины.)

Это движение также сыграло важную роль в продвижении хавуры, или малых групп, объединяющих евреев-единомышленников. Хавурот (множ. число) часто функционируют как альтернатива более устоявшимся еврейским институтам. Их члены встречаются в Шаббат и праздники, проводя обряды, связанные с циклом жизни по еврейскому календарю и/или для обучения и молитвы.

На 2013-й год только 1% американских евреев причисляли себя к реконструктивистскому иудаизму [9]. Тем не менее, с их установлением обряда бат-мицвы и содействием движению хавура, реконструктивистский иудаизм сыграл свою довольно значимую роль.

Заключение

Вне зависимости от размера, каждая ветвь иудаизма и отражала, и формировала мышление и поведение еврейского народа по всему миру. Каждая занимает своё место в этом широком спектре от ультра-ортодоксального до ультра-либерального иудаизма.

И этот спектр полностью включает в себя 30% американских евреев, которые не причисляют себя ни к одной ветви иудаизма, тем не менее продолжая считать себя евреями. [10].

И хотя в иудаизме есть существенное единство, он постоянно продолжает демонстрировать своё разнообразие.

Этот текст был адаптирован из более ранней статьи миссии Евреи за Иисуса, опубликованной 1 февраля 1990-го года.

Ссылки

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *