Земельный налог — региональный или местный вид платежей?

1 сентября в рамках просветительского марафона «Новое знание» мэр Москвы Сергей Собянин в ответ на нарастающее недовольство жителей регионов в отношении Москвы, которая, по их мнению, живёт за счёт регионов, заявил, что на самом деле всё обстоит иначе.

Москва является крупнейшим донором для регионов. Ведь только за 2020 г. столица пополнила государственные внебюджетные фонды на 2,9 трлн руб.

Причём около половины собранных средств было потрачено на выплату пенсий и медицинское обеспечение жителей других регионов.

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

  1. Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.
  2. Неналоговые доходы — доходы от использования имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности
  3. Безвозмездные поступления — дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, иными словами, средства, которые поступают из одного бюджета в другой.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления.

Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ), а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ).

Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Виды налогов Федеральный бюджет РФ(ст. 50 БК РФ) Региональный бюджет РФ(ст. 56 БК РФ) Местный бюджет РФ (гл. 9 БК РФ)
Акцизы на табачную продукцию 100
Акцизы на спиртосодержащую продукцию 100
Акцизы на ГСМ 12 88
Акцизы на нефтяное сырьё, направленное на переработку 100
НДФЛ 85 15
Налог на профессиональный доход (самозанятые) 63*
НДС 100
Налог на прибыль организаций по ставке 20%, из них:
2 (3)%** 100
18 (17)%** 100
Водный налог 100
Госпошлина 100
НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) 100
НДПИ в виде углеводородного сырья (кроме газа горючего природного) 100
Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых 100
Сбор за пользование объектами животного мира 100
Сбор за пользование водными биологическими ресурсами 20 80
Налог на имущество организаций 100
Транспортный налог 100
Налог на игорный бизнес 100
Земельный налог 100
Налог на имущество физлиц 100
Торговый сбор*** 100***

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ. После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ, торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Земельный налог — региональный или местный вид платежей?

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

В доходе бюджета РФ около четверти поступлений составляют перечисления из Москвы. Далее идёт Московская область и Санкт-Петербург.

В этих субъектах функционируют и зарегистрировано наибольшее количество предприятий, организаций и производств. Москва и Санкт-Петербург являются самыми крупными городами России с наибольшей численностью населения.

Объёмы поступающих в бюджет налогов, особенно НДФЛ и налога на прибыль, в этих городах намного больше, чем в других.

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата, в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Земельный налог — региональный или местный вид платежей?

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

Однако далеко не все регионы оставляют себе более половины налоговых поступлений. Другая ситуация складывается с «нефтяными» субъектами РФ, где большая часть налогов поступает в федеральный бюджет, а не в региональный.

Например, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — лидер по добыче нефти в России. На долю ХМАО приходится более 40% объёма всей нефтедобычи в стране. Среди российских компаний лидерами по добычи нефти являются «Роснефть» (47%), «Сургутнефтегаз» (21%), «Лукойл» (14%).

При этом из них в ХМАО зарегистрирован только «Сургутнефтегаз». «Роснефть» и «Лукойл» зарегистрированы в Москве.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет.

При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020.

В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

В выигрышном положении находятся те регионы, на территории которых не просто функционируют, а зарегистрированы крупнейшие системообразующие предприятия или масштабные торговые сети. Кроме того, богатство того или иного субъекта РФ определяют не только налоговые поступления.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

  • количество и масштабность работающих и зарегистрированных на его территории организаций;
  • географическое расположение;
  • богатство природными ресурсами;
  • наличие развитой инфраструктуры;
  • трудовые ресурсы, количество экономически активного населения.

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

__

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Земельный налог — региональный или местный вид платежей? — Советник Н

Земельный налог — региональный или местный вид платежей?

Все налоги, действующие на территории РФ, закреплены Налоговым кодексом. Один из них — налог на землю. Земельный налог является обязательным видом платежа для всех, кто имеет земельный участок. Исключения из этого правила, а также особенности этого платежа прописаны в главе 31 Налогового кодекса.

Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.

Читайте также:  Статья 63 ФЗ №127 "О несостоятельности и банкротстве": структура и содержание, начисление и взыскание процентов

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.

По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

  • налоговых льгот;
  • порядка и оснований применения льгот;
  • налоговой базы.

Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

Источник:

К каким налогам относится земельный?

Земельный налог — региональный или местный вид платежей?

В нашей стране пользование землей является платным (ст. 65 ЗК). Формой платы за землю является некоторая денежная сумма, называемая земельным налогом (ЗН), которую собственник земельного участка обязан отчислять в казну.

Федеральные, региональные и местные налоги

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес. 

Земельный налог — региональный или местный вид платежей?

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского».

Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям.

Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы 

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы.

Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС).

Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги 

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов.

Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности.

Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов.

Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности.

Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения.

Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги.

Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в х, если чувствуете, что сэкономили кучу времени ???? А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Три уровня российской налоговой системы — Контур.НДС+

Земельный налог — региональный или местный вид платежей?

Современная налоговая система РФ строится на протяжении последних 25 лет. За это время она претерпевала изменения — эти процессы продолжаются до сих пор. В основе налоговой системы лежат налоги, сборы и прочие платежи, которые регулируются федеральным законодательством, нормативными актами субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Структура налоговой системы

Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны.

Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.

Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.

Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.

Подразделение налогов на федеральные, региональные и местные

  • Отнесение того или иного налога к определенному уровню установлено в Налоговом кодексе. В статье 13 перечислены федеральные налоги и сборы:
  • В соответствии со статьей 14 НК РФ, к региональным налогам отнесены:
  • О местных налогах сказано в статье 15 НК РФ. К ним относятся:
  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Обратите внимание! Среди перечисленных налогов не упомянуты специальные налоговые системы — УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН.

Читайте также:  Требования к участникам закупок по статье 31 федерального закона № 44-фз

К какому уровню налоговой системы они относятся? В пункте 7 статьи 12 НК РФ сказано, что Кодекс может устанавливать специальные налоговые режимы, предусматривающие уплату неназванных в статье 13 федеральных налогов. Из этой формулировки следует, что все специальные режимы относятся к федеральному уровню.

Классификация налогов: основные виды фискальных платежей

Бухгалтерия Классификация налогов и сборов в РФ — это распределение всех фискальных обязательств, действующих на территории нашей страны по ключевым признакам. В статье определим, какие в НК РФ предусмотрены виды налогов и основания их классификации. Актуальную группировку приведем в виде таблицы.

19 сентября 2019 Евдокимова Наталья

Действующая налоговая система, виды налогов и их классификация, предусматривает градацию фискального обременения по главным признакам. Определим структуру основных видов налогов в РФ, приведем конкретные примеры для каждой группы фискальных обязательств.

По уровню законодательной власти

Основополагающая классификация налогов в РФ — это дробление фискальных платежей по уровням власти, которые наделены полномочиями устанавливать исключительные нормы и правила налогообложения по конкретному сбору.

Если говорить простым языком, то условия начисления и уплаты по каждому налоговому платежу могут регулироваться. От того, кто утверждает данные правила, определяются основные виды налогов в России.

По уровню законодательной власти классификация налогов кратко распределяется на три уровня. Определим данные понятие и виды налогов и сборов в РФ:

  1. Федеральные. Устанавливаются исключительно Правительством РФ, закреплены в НК РФ. Не могут быть скорректированы региональными или муниципальными властями. Например: НДС, НДФЛ, на прибыль организаций.
  2. Региональные. Регламентированы в НК РФ, но права на регулирование норм, ставок, периодов и прочих правил налогообложения переданы властям субъектов РФ. Например: транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций.
  3. Муниципальные, или местные. Общие правила обложения установлены в НК РФ, но детализируются местными органами власти, например администрациями муниципальных образований или сельских поселений. Например: земельный, на имущество граждан.

Данная система налогов (классификация налогов-сборов) не единственная. Рассмотрим следующие группировки.

Классификация по объекту обложения

В данной системе все обязательства разделены на две большие группы: прямые и косвенные. Определим понятия данных видов налогов и сборов в Российской Федерации.

Прямые — это те фискальные сборы, которые исчисляются напрямую к доходу или стоимости имущества налогоплательщика. Причем расчеты с бюджетами ведется исключительно за счет самого плательщика, то есть за счет его собственных доходов, средств, денег. Например: НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный.

Косвенные — это те сборы, которые взимаются с потребителя товара, работы или услуги, представляют собой специальную наценку на стоимость. В данном случае компании — плательщики косвенных фискальных платежей выступают в роли налоговых агентов между потребителями и государством, так как именно они исчисляют и уплачивают средства в бюджет. Например: НДС или акцизы.

По статусу налогоплательщика

Виды налогов и способы их классификации по категории плательщиков выглядят следующим образом:

  1. Для физических лиц. Это те платежи, по которым налогоплательщиками выступают простые граждане. Причем не только граждане нашей страны, но и представители иностранных государств, получающие доходы либо владеющие имуществом в России. Отметим, что в данную группу следует относить и обязательства, предусмотренные для индивидуальных предпринимателей. Например: НДФЛ, на имущество физлиц.
  2. Для юридических лиц. Фискальные обременения, которые уплачивают исключительно компании, организации или фирмы, имеющие статус «юрлицо». Например: сборы, налоги предприятия (виды налогов в РФ, таблица, ниже) на прибыль и имущество.
  3. Смешанные платежи — это те суммы, которые обязаны уплачивать все категории налогоплательщиков независимо от их статуса. Например: НДС, акцизы. Также в данную категорию фискальных обязательств можно отнести платежи в бюджет по упрощенным системам налогообложения. Например: уплата ЕСХН, ЕНВД, УСН или ПНС. Такие обязательства предусмотрены как для юрлиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

Классификация по различным признакам

Действующая налоговая система РФ, классификацию налогов, сборов предусматривает по многочисленным критериям. Ключевые группировки мы рассмотрели выше. Остальные разграничения представим в виде таблицы.

Налоговая система РФ, виды налогов, таблица:

Критерий группировки Наименование подвида Описание критерия классификации налогов с примерами
По предмету обложения
  • Имущественные
  • Доходные
  • Рентные
  • Потребления
  • Исключительные
Группируются по объекту налогообложения. Например, имущественные платежи исчисляются с конкретного вида имущества, находящегося в собственности налогоплательщика. Доходные — с определенного рода доходов, исчерпывающий перечень которых регламентирован в НК РФ.
По назначению Общие Целевые Разграничение зависит от целевого назначения платежа. Так, для общих сборов установлена единая, общая цель — пополнение государственного бюджета. Целевые платежи направляются в бюджет на конкретные цели. Например, транспортный направляется в фонд по реконструкции дорог.
По методам исчисления Твердые Транспортный (ставка устанавливается в зависимости от мощности авто).
Пропорциональные НДФЛ, НДС (в процентном отношении в облагаемой базе).
Ступенчатые Страховые взносы (ставка изменяется при изменении объема фискальной базы).
Фиксированные ЕНВД (в твердой сумме, не изменяются при увеличении, уменьшении объекта обложения).
По бухгалтерскому источнику уплаты С выручки УСН «Доходы».
С заработной платы НДФЛ, страховые взносы.
Относимые на финансовый результат На имущество организаций.
Относимые на себестоимость готовой продукции Транспортный, страховые взносы, НДФЛ.
Исчисленные с валовой прибыли На прибыль организаций.

Другие статьи автора на gosuchetnik.ru Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Что такое налог и что такое сбор. Отличия и сходства в таблице

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения.

Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно.

Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).
Читайте также:  Обоснование закупок по статье 18 федерального закона № 44-фз: порядок действий, образец заполнения. обоснование единственного поставщика

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора


Основание
Налог
Сбор
1 Цель поступления в бюджет Не имеет определенного целевого назначения Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2 Законодательное установление Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3 Регулярность уплаты Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4 Время уплаты Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5 Окончание платежей Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги Платится один раз
6 Расчет суммы Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы Сумма зафиксирована и является равной для всех
7 Подход законодателя Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8 Последствия уплаты Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9 Последствия неуплаты Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10 Форма Исключительно денежная Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной

Федеральные, региональные и местные налоги: 3 уровня власти

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения.

То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства.

Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства.

В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Какие бывают региональные налоги

Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.

Профиль автора

Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.

Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.

Если машина стоит на учете в Казани, скорее всего, она ездит по дорогам Казани. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Республики Татарстан, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Казани.

Собственник здания фабрики пуховых платков в Оренбурге платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории Оренбурга. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке Оренбургской области.

Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам.

Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов.

От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы.

К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.

Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Налоговым кодексом установлены условия, на которых может применяться ЕНВД, но пока городские власти не напишут про ЕНВД в собственных законах, этот специальный режим не используют.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *