Требования к участникам закупок по статье 31 федерального закона № 44-фз

Требования к участникам закупок по статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ

Особенности предъявления требований ко всем участникам закупок. Законы, регулирующие правила проведения торгов и закупок. Что такое конфликт интересов, кто такие выгодоприобретатели и как регулируются конфликты.

Участник закупки по Закону о контрактной системе (44-ФЗ) — это:

  • юридическое лицо, независимо от организационной формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Исключение составляют оффшорные компании;
  • любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

К участникам закупки по Закону о контрактной системе устанавливаются требования, которые выступают как средства защиты от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Рассмотрим, в чем заключаются эти требования и каким образом заказчик должен их исполнять и им соответствовать.

Требования к участнику закупки

В соответствии ч.1 ст.31 заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки при осуществлении всех конкурентных закупок. Обратите внимание — нет конкретизации об установлении требований при осуществлении только конкурентной закупки, но, учитывается, что информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в документации.

В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе установление единых требований к участникам закупки является для заказчика обязательным. Также обязательными к применению являются установленные Постановлением Правительства РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 дополнительных требований к участникам закупок.

Участникам закупки устанавливаются единые требования и дополнительные требования.

Единственное требование, которое заказчик может применять по своему усмотрению, это требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, установленное ч.1.1 ст.31.

С 1 июля 2021 года в ч.1.1 ст.31 «Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков» вступают в силу существенные изменения. В порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков внесено уточнение, касающееся информации об учредителях участника закупки — наряду с самим участником закупки вносится в РНП.

Теперь учредители вносятся в РНП только, если это учредитель унитарного юридического лица.

В отношении остальных участников закупки с 1 июля 2021 года будут вноситься сведения об управляющем, управляющей компании, в случае передачи полномочия единоличного исполнительного органа. Кроме этого, об участниках корпоративного юрлица, способных оказывать влияния на деятельность участника закупки или на деятельность контрагента по контракту.

Под участниками (членами) для целей Закона о контрактной системе понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем 25% акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Требования, установление которых является обязательным — это пункты 1-11 ч.1 ст.31 — можно условно разделить на две группы:

  • устанавливаемые при осуществлении всех закупок, без исключения;
  • устанавливаемые в отдельных случаях исходя из специфики объекта закупки.

Рассмотрим, что из себя представляет требование, которое устанавливается к участникам исходя из специфики объекта закупки.

Если мы обратимся к нормам ГК РФ, то в ст.49 установлено:

  • ГК РФ ст.49 ч.1 «Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».
  • К лицензируемым относятся находящиеся в сфере применения 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. — 57 видов деятельности (например, частная охранная деятельность, оказание услуг связи, деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).
  • А также находящиеся в сфере применения иных законов (исключения из 99-ФЗ — 18 видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия. К ним относятся, например, образовательная деятельность, страховая, клиринговая деятельность и др.).

Если в законодательстве РФ объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении закупки обязан установить требования к участникам о наличии соответствующей лицензии.

Также от специфики объекта закупки зависит и установление требования согласно п.

8 части 1 статьи 31 — обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.

Исключением являются случаи заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Еще одним примером установления требований, связанных со спецификой объекта закупки, помимо лицензирования, является требование о членстве саморегулируемой организации.

К законам, предусматривающим обязательность членства в СРО по отдельным видам деятельности, относятся:

  • Градостроительный кодекс РФ;
  • иные федеральные законы, регулирующие деятельность по теплоснабжению, проведению энергетического обследования, аудиторская деятельность и ряд других.

Рассмотрим требования, которые устанавливаются ко всем участникам закупки без привязки к объекту закупки:

  • непроведение ликвидации участника закупки, юридического лица, и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя — несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п.3 части 1 статьи 31);
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке (п.4 части 1 статьи 31);
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п.5 части 1 статьи 31). Исключением в применении требования п.5 части 1 статьи 31 являются суммы недоимок:
  1. на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  2. которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;
  3. по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя, по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

1С-Отчетность: никакой бумажной возни! Отправляйте бухгалтерскую отчетность напрямую в контролирующие органы из программы 1С с помощью сервиса 1С-Отчетность.

Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанной недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

  • отсутствие у участника закупки физического лица либо у руководителя-члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица участника закупки, судимости за преступление в сфере экономики или преступления, предусмотренные статьями 289, 290,291, 291.1 УК РФ, за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята;
  • Статья 289 УК РФ — незаконное участие в предпринимательской деятельности
  • Статья 290 УК РФ — получение взятки
  • Статья 291 УК РФ — дача взятки
  • Статья 291.1 УК РФ — Посредничество во взяточничестве
  • неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которая связана с поставкой товара, выполнения работ или оказания услуг, являющихся объектом осуществления закупки. В этом же пункте предусмотрено отсутствие административного наказания в виде дисквалификации — п.7 части 1 статьи 31.

Сро при закупках по 44-фз

Требования к участникам закупок по статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик. 

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО.

Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.

Читайте также:  Как изменится ЕНВД для ИП и компаний в 2020 году: на какой режим налогообложения перейти? Разбираемся в ситуации

2019 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки.

Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек.

Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ. 

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.

16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене. 

В каком сро должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников.

Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика.

В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства. 

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.

2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст.

53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены.

В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так. 

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Подтверждение соответствия участника единым требованиям | Контур.Закупки

На всем протяжении процедуры закупки — от подачи заявки до определения исполнителя контракта — участник должен соответствовать единым требованиям. Если это не так, то вступить в отношения с таким исполнителем заказчик не сможет.

И даже если сначала участник соответствовал всем условиям, а затем выяснилось, что перестал, контракт заключить с ним заказчик не должен. Если же контракт уже заключен, его придется расторгнуть.

В статье расскажем о том, какие существуют требования к поставщикам.

Виды требований

Требования подразделяются на 3 типа:

  1. Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
  2. Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
  3. Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.

Сегодня расскажем только о первой части — о единых требованиях.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Что всегда требуется от поставщиков

Под едиными подразумеваются такие требования, которым должны отвечать все участники закупок вне зависимости от ее объекта и прочих параметров. Вот их список:

  1. Участник должен соответствовать условиям, которые закон предъявляет при осуществлении определенных работ и услуг или при поставке определенных товаров. Подразумевается наличие допусков, лицензий и прочих разрешений.

    Например, таким требованием является наличие лицензии на установку средств пожарной безопасности, если заказчик закупает монтаж этих средств. Если же закупается, скажем, комплексный ремонт здания, то иметь лицензию на монтаж пожарного оборудования поставщик не должен. В таком случае у подрядчика должен быть допуск СРО на осуществление работ по строительству и монтажу.

  2. Участник должен быть полностью дееспособным. Это значит, что в его отношении не должна быть начата процедура ликвидации или банкротства, а его деятельность не должна быть приостановлена (КоАП дает право контролирующим органам приостанавливать деятельность организации при некоторых административных правонарушениях).
  3. Поставщик должен быть добросовестным исполнителем обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей. Размер его задолженности за последний год не должен быть более чем четверть балансовой стоимости активов по данным последней отчетности. Физические лица, которые входят в руководящий состав участника, не должны иметь непогашенной судимости за экономические преступления. Также им не должно быть назначено наказание в виде дисквалификации или запрета на ведение деятельности, связанной с поставкой объекта закупки.
  4. Если при исполнении госконтракта поставщик должен передать заказчику результаты интеллектуальной деятельности, то он должен обладать исключительными правами на них. Требование не распространяется на закупку создания произведений искусств и прокат национального фильма.
  5. Между заказчиком и потенциальным исполнителем не должно быть конфликта интересов. Это значит, что руководитель заказчика, сотрудники контрактной службы, члены закупочной комиссии либо контрактный управляющий не может быть в определенных отношениях с лицом, входящим в руководство участника, или с участником-ИП. Под отношениями в данном случае понимается брак и близкое родство — дети, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, усыновители и усыновленные.
  6. Участник не должен быть компанией, зарегистрированной в офшоре.
  7. С 1 июля 2018 года требования к потенциальным поставщикам будут расширены. У них должны отсутствовать ограничения для участия в закупках. Такие ограничения могут быть введены, например, в закупках только для субъектов малого предпринимательства.
Читайте также:  Особенности расчета НДС для различных видов услуг

Как видно, никаких условий о наличии у участника опыта исполнения подобных контрактов, каких-либо финансовых ресурсов или персонала, в единых требованиях нет. Условия подобного рода относятся к разряду дополнительных и могут быть установлены в соответствии с постановлением № 99 от 2 февраля 2015 года.

Что же касается требования об отсутствии в РНП, то оно включается заказчиком по своему усмотрению.

Как подтвердить соответствие требованиям

Существуют два способа подтверждения соответствия требованиям: декларация и представление документов.

Декларация может быть в виде отдельного документа или в составе заявки. Конкретной формы закон не предусматривает, поэтому составляется она произвольно. Обычно это документ, в котором поставщик указывает свое наименование, юридический адрес, ИНН, а также подтверждает, что соответствует на дату подачи заявки единым требованиям.

Иногда требуется подтвердить соответствие требованиям иным документом. Из следующей таблицы видно, в каких случаях может применяться декларация, а когда — определенные документы.

Таблица. Документы для подтверждения соответствия участника единым требованиям

Требования
Основание для требования
Документы, которые предоставляет участник
НПА
Участник должен соответствовать требованиям законодательства к лицам, поставляющим товар, или оказывающим услуги, которые представляют собой объект закупки Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Лицензия Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ
Свидетельство о допуске, которое выдала саморегулируемая организация

Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 закона О контрактной системе

Законом о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупок. С большинством из них у заказчиков не возникает проблем. Требования чаще всего в неизменном виде переносятся из Закона в документацию о закупке, а участники закупок декларируют соответствие этим требованиям.

Причем в электронных процедурах участникам для этого ничего особенного делать не надо.

Текст декларации, как правило, уже включен в состав заявки и в зависимости от функционала площадки либо автоматически прилагается к ней, либо для включения декларации в заявку участнику достаточно проставить галочку в нужной графе.

Сложнее обстоят дела с требованием п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которому участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Если таким объектом является деятельность, для которой необходимо соответствовать вышеуказанным специальным требованиям, заказчик должен конкретизировать, каким документом участник подтверждает соответствие им.

Это вытекает из норм, регламентирующих содержание конкурсной и аукционной документации и состав заявки на участие в соответствующих процедурах: п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 3 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Такие документы нужно будет требовать и по новому порядку проведения электронного запроса котировок, вступление которого в силу уже не раз переносилось (п. 16 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ).

Как раз с конкретизацией требований к подтверждающим документам и возникают проблемы. На этом этапе заказчику необходимо ответить на вопросы:

  • предъявляются ли требования для этого объекта закупки;
  • какой документ подтверждает соответствие требованиям;
  • какие существуют требования к этому документу;
  • должен ли участник представлять документ, если специальные требования предусмотрены только для части работ.

Для удобства рассмотрения проблемы разделим требования и документы на четыре группы. Объект закупки может относиться к деятельности, требующей:

  1. государственной лицензии. Такие лицензии выдаются в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ и другими Федеральными законами, регулирующими лицензирование деятельности в отдельных отраслях;
  2. членства в саморегулируемой организации (СРО). Оно необходимо для ряда работ в градостроительной области: инженерных изысканий, проектирования, строительства, капремонта, сноса объектов капстроительства. Также членство в СРО предусмотрено в других сферах, например энергосбережении, оценочной деятельности, аудите, сфере финансового рынка;
  3. обязательной аккредитации либо иного допуска к определенной деятельности. Например, аккредитация необходима для органов по сертификации, испытательных лабораторий, операторов техосмотра транспортных средств. Также для деятельности по специальной оценке условий труда необходимо отвечать определенным требованиям и быть включенным в специальный реестр таких организаций;
  4. разрешения правообладателя результата интеллектуальной деятельности (РИД). Это требование вытекает из п. 1 ст. 1229 ГК РФ, устанавливающего, что правообладатель может по своему усмотрению разрешить или запретить другим лицам использование РИД. Например, разрешение необходимо для оказания некоторых услуг в отношении программного обеспечения, баз данных и других РИД, исключительные права на которые не принадлежат заказчику, а также для оказания услуг с использованием определенного программного обеспечения, баз данных и иных РИД.

В настоящей статье рассмотрим особенности применения заказчиками указанных требований. Разберем возможные варианты сочетания этих требований и действия заказчиков, не установивших требования в документах закупки.

Особенности установления требования о наличии государственной лицензии

Фас россии | ответы на вопросы, поступившие в рамках публичных обсуждений

Каким образом подтверждается новое требование – отсутствие запретов на участие в закупках?

Согласно пункту 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки – отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

При этом, согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.

Читайте также:  Все про счет плательщика НДС и перевыставление услуг

1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Таким образом, комиссия вправе проверить соответствие участника закупки требованию об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Напоминаем, что частью 11 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта.

Согласно части 12 статьи 31 Закона о контрактной системе решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Дополнительно сообщаем, что компетенция территориальных органов Федеральной антимонопольной службы определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

Новые требования к участникам по оптимизационному пакету поправок: что учесть? И как подготовиться?

Деофшоризация, универсальная предквалификация, ПП РФ № 99 – как подготовиться к изменениям в законодательстве, учесть новые требования 44-ФЗ, не сталкиваться со штрафами и продолжать участвовать в торгах. Разъясняет эксперт ЭТП ГПБ.

Хотите знать, что изменится для поставщиков с 1 января 2022 года? Посетите вебинар от эксперта ЭТП ГПБ – только актуальная информация по самым важным изменениям в закупочном законодательстве!

Усиление деофшоризации в госзакупках – существенно расширено единое требование к участникам госзакупок

В требованиях к участнику новая редакция Закона № 44-ФЗ предусматривает усиление механизмов деофшоризации. Согласно п.10) ч. 1 ст.

31 новой редакции Закона № 44-ФЗ заказчик обязать установить требование, в соответствии с которыми участником госзакупки не может быть корпоративное юрлицо, в составе участников (или выгодоприобретателей) которого присутствует офшорная компания, прямо или косвенно владеющая 10% и более юридического лица. Данная поправка не предполагает переходного периода для участников.

Требование изложено следующим образом:

«10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества…»

Вышеуказанное единое требование будет включено в полном объеме в состав декларации соответствия участника требованиям ст. 31 Закона № 44-ФЗ, направляемой с использованием функционала ЭТП при подаче заявки на участие в закупке в электронной форме.

Подписывая заявку квалифицированной электронной подписью, участник подтверждает достоверность всех указанных в ней данных и несет полную ответственность перед заказчиком в рамках законодательства о контрактной системе и смежных нормативно-правовых актах.

При несоблюдении вышеуказанного требования участнику грозит отклонение заявки на этапе рассмотрения заявок, а в случае, если контракт заключен, то такой контракт подлежит расторжению.

Ранее законодатель неоднократно пояснял, что новое антиофшорное требование введено и необходимо для реализации национального плана противодействия коррупции, предусматривающего установление запрета на осуществление закупок у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в офшорных зонах. В целях исключения рисков по отсутствию возможности прослеживаемости уплаты налогов, а также сокрытия доходов российских организаций, принадлежащих офшорным компаниям.

Универсальная предквалификация – отсеивание неопытных участников в крупных закупках

Данный механизм будет применяться к конкурентным закупкам с НМЦК равной 20 млн. руб. и более с 1 января 2022 года согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Участнику необходимо будет подтвердить опыт добросовестного исполнения обязательств по контракту заключенному в рамках 44-ФЗ, либо договору по 223-ФЗ за 3 года до подачи заявки на участие в закупочной процедуре. 

Если участнику предъявлялись требования по уплате неустойки, то договор/контракт может быть учтен в качестве опыта, если участником исполнены требования по уплате неустойки При этом ограничения по предмету закупки законодателем не устанавливаются. НО установлено требование о минимальной стоимости исполненных обязательств – 20% НМЦК.

Предусмотрено исключение в части неприменении данного механизма – в случае, если в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг Правительством РФ  установлены дополнительные требования к участникам закупки

Важно, что жалобы на такие закупки с универсальной предквалификацией смогут подавать только участники соответствующие указанному требованию, что позволит исключить срыв сроков закупок из-за действий «профессиональных» жалобщиков.

Дополнительные требования к участникам закупок по ПП РФ № 99 полностью меняются с 1 января 2022 года

Оптимизированы и структурированы дополнительные требования к участникам закупок в привязке к определенной сфере, например, закупки в сфере культуры и культурного наследия, обороны и безопасности государства, использования атомной энергии, здравоохранения, образования, науки и т.д.

В рамках каждого раздела установлен исчерпывающий перечень объектов закупки и обязанность установления определенных требований к участникам. Подтверждать соответствие дополнительным требованиям необходимо будет участникам путем предоставления соответствующий сведений и документов.

Участникам важно учитывать, что:

  • опыт будет подтверждаться исключительно контрактами по 44-ФЗ, договорами по 223-ФЗ;
  • установлены пороговые значения НМЦК для обязательного применения заказчиками дополнительных требований  при проведении закупки;
  • факт исполнения будет засчитываться по суммам, указанным в документах о приемке.

Предполагается, что оптимизационный пакет поправок позволит сократить сроки проведения закупочных процедур, снизить количество недобросовестных участников и увеличить качество при исполнении контрактов.

Хотите знать, что еще изменится для поставщика с 1 января 2022 года?

Рекомендуем посетить вебинар от эксперта ЭТП ГПБ:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *