Освобождение от НДС по месту реализации товаров и услуг

Гришина О. П., редактор журнала

Освобождение от НДС по месту реализации товаров и услуг

Представим ситуацию. «Упрощенец» (организация или предприниматель – это не имеет значения) до момента утраты права на применение обозначенного спецрежима успел проработать как минимум 3 календарных месяца (срок важен!) и им соблюдено требование о 2 млн руб. выручки.

Но затем он утратил право на применение УСНО (из‑за несоблюдения ограничений, установленных гл. 26.2 НК РФ). В такой ситуации предприниматель признается плательщиком налога на прибыль и НДС постфактум, что называется, задним числом.

Может ли в такой ситуации экс-«упрощенец» освободиться от уплаты НДС тоже задним числом (разумеется, при условии подтверждения данного права)?

Правоприменительная практика показывает, что это возможно. Но есть риски, поскольку порядок реализации указанного права в ситуации, когда налогоплательщик утрачивает право на применение «упрощенки», ст. 145 НК РФ четко не определен.

Прежде чем анализировать условия реализации экс-«упрощенцем» права на применение освобождения от уплаты НДС задним числом, скажем несколько слов о самом освобождении, а также об условиях и классическом варианте (предусмотренном налоговыми нормами) процедуры его получения.

Освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ

Право на освобождение от обязанностей плательщика НДС закреплено в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Отметим: названной статьей не предусмотрена возможность одновременного применения льготы в виде права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по одним видам деятельности, подлежащим обложению по общей системе налогообложения, и исчисления и уплаты НДС в бюджет по другим видам деятельности. Такой вывод следует из Постановления АС ЦО от 01.11.2018 № Ф10-4556/2018 по делу № А23-7792/2017 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 22.01.2019 № 310‑КГ18-23295).

Что значит для налогоплательщика это освобождение?

Преимущества использования освобождения

Таких явных преимуществ несколько.

Во-первых, не уплачивать НДС по операциям на внутреннем рынке в течение 12 календарных месяцев (п. 4 названной нормы)[1]. В этом случае «входной» и «ввозной» налоги не принимаются к вычету, а учитываются в стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ и услуг) (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Во-вторых, не отчитываться по этому налогу перед налоговой инспекцией. То есть налогоплательщику не нужно подавать декларацию по НДС в электронном формате по каналам ТКС.

В-третьих, возможность оформлять документы на отгрузку без указания отдельной строкой НДС. То есть в счетах-фактурах «освобожденные» лица делают надпись или проставляют штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ). За ними сохраняется лишь обязанность по ведению книги продаж на основании п. 3 ст. 169 НК РФ и п. 1, 3 Правил ведения книги продаж[2].

Однако ст. 145 НК РФ определено не только само право хозяйствующего субъекта на использование освобождения от обязанностей плательщика НДС, но и условия, которые необходимо соблюсти для освобождения, а также процессуальные моменты, связанные с его получением.

Условия

Освобождение от обязанностей плательщика НДС организация или ИП могут получить, если сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Словом, для применения освобождения необходимо рассчитать сумму выручки за 3 месяца, предшествующих месяцу начала его применения. Подчеркнем: соблюдать данный лимит «освобожденным» лицам нужно и после получения этого права. В противном случае право на применение обозначенного освобождения будет утрачено (п. 5 ст. 145 НК РФ).

При определении размера выручки и исчислении трехмесячного срока нужно учесть следующие нюансы.

Алгоритм расчета размера выручки Порядок исчисления трехмесячного срока
  1. Выручка считается исходя из предусмотренных законодательством о бухучете правил ее признания и отражения в бухучете (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33), поскольку вп. 6 ст. 145 НК РФ в качестве источника сведений о размере выручки организаций указаны регистры бухгалтерского учета (для ИП источником сведений является книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций ИП*)
Порядок исчисления этого срока разъяснен в Письме Минфина России от 01.08.2018 № 03‑07‑14/54111: трехмесячный срок, указанный в п. 1 ст. 145 НК РФ, истекает в последний день календарного месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого будет использоваться право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС
  1. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается только применительно к операциям по их реализации, облагаемым НДС (п. 4 Постановления № 33, Письмо ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@)
  2. При расчете выручки не учитываются:
– выручка от подакцизных товаров; – выручка от операций, не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ; – выручка от операций, которые не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) либо местом реализации которых не является территория РФ (ст. 147, 148 НК РФ); – стоимость товаров (работ, услуг), переданных безвозмездно (см. Письмо Минфина России от 06.04.2016 № 03‑07‑11/19488); – суммы полученных авансов (предоплаты)**

* Форма и порядок ведения этой книги утверждены Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

** Такие платежи не подпадают под понятие выручки от реализации по смыслу ст. 39 НК РФ и, соответственно, не могут быть признаны выручкой для целей гл. 21 НК РФ. Кроме того, в бухгалтерском учете авансы (предоплата) не признаются доходом (выручкой) организации (п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Процессуальные моменты

Право на освобождение от уплаты НДС носит заявительный характер, поэтому для его реализации необходимо подать в налоговый орган уведомление (п. 3, 6 ст. 145 НК РФ) по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н.

Кроме уведомления необходимо представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение такого освобождения (п. 6 ст. 145 НК РФ):

  • для организаций – это выписка из бухгалтерского баланса и книги продаж (для экс-«упрощенцев» – выписка из КУДиР);
  • для предпринимателей – это выписка из книги продаж и книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций ИП.

Названные документы налогоплательщик может представить в инспекцию лично или направить их по почте заказным письмом[3] (п. 7 ст. 145).

В пункте 3 ст. 145 сказано, что уведомление и подтверждающие документы необходимо представить в налоговый орган по месту учета не позднее 20‑го числа месяца, начиная с которого субъект использует право на освобождение.

«Вишенка на торте»

Пунктом 5 ст. 145 НК РФ установлены негативные последствия (выражающиеся в обязанности восстановить НДС) лишь для случая непредставления налогоплательщиком соответствующих документов (уведомления и документов, подтверждающих правомерность освобождения от уплаты НДС).

Между тем нормами гл. 21 НК РФ не определена ответственность налогоплательщика (а также какие‑либо негативные последствия для него) за представление уведомления (с подтверждающими документами) с нарушением 20‑дневного срока.

Этот момент отмечен высшими арбитрами в п. 2 Постановления № 33: по смыслу п. 3 ст. 145 НК РФ налогоплательщик лишь информирует ИФНС о своем намерении воспользоваться правом на применение освобождения. В силу закона уведомить об этом можно и после начала применения освобождения от уплаты налога.

Здесь следует упомянуть и о Письме от 04.07.2019 № СД-4-3/13103@, в котором специалисты ФНС также признали право налогоплательщика применять освобождение от уплаты НДС вне зависимости от своевременности направления в ИФНС соответствующего уведомления (ранее аналогичные разъяснения были даны ведомством в Письме от 29.06.2015 № ГД-4-3/11238@).

Исходя из сказанного контролеры на местах обязаны учесть заявление налогоплательщика о праве на применение освобождения от уплаты НДС задним числом и определить наличие у него данного права на основании представленных им по существу документов.

В части применения освобождения от обязанностей плательщика НДС следует учесть два момента:

  1. Налоговым кодексом не предусмотрена какая‑либо ответственность за нарушение налогоплательщиками требований, установленных п. 3, 6 ст. 145 НК РФ.
  2. Из системного толкования положений ст. 145 следует, что нарушение срока представления налогоплательщиком уведомления и документов, предусмотренных п. 6 данной статьи и подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не является основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику этого права.

Примечательно, что суды уже давно практикуют такой подход при разрешении споров относительно применения задним числом преференции, преду­смотренной ст. 145 НК РФ. К примеру, АС СЗО в Постановлении от 18.01.

2018 № Ф07-15338/2017 по делу № А66-11862/2016[4] указал: если заявитель фактически использовал освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, то при условии его соответствия критерию, установленному п. 1 ст. 145 НК РФ, ему не может быть отказано в праве на такое освобождение.

Следовательно, субъектам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от обязанностей плательщика НДС, не может быть отказано в таком праве лишь по причине непредставления в установленный срок уведомления и подтверждающих документов (см. также определения ВС РФ от 19.

01.2018 № 305‑КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016, от 03.07.2018 № 304‑КГ18-2570 по делу № А70-907/2017).

С учетом вышесказанного, а также механизма уведомления, предусмотренного ст.

 145 НК РФ (согласно которому уведомление подается уже после того, как право на это освобождение налогоплательщиком фактически реализовано), получается, что и экс-«упрощенцы» могут заявить о своем праве на применение освобождения от обязанностей плательщика НДС задним числом. Но это в теории. А как дела обстоят на практике? Начнем с разъяснений чиновников.

Позиция чиновников

Следует обратить внимание на Письмо ФНС России от 14.09.2015 № ГД-3-3/3436@.

В нем, в частности, говорится, что предпринимателю, утратившему право на применение ПСНО в связи с невыполнением условий по применению этого режима налогообложения, не может быть отказано в праве получения освобождения от уплаты НДС за тот период, в котором им утрачено право на применение ПСНО (то есть задним числом) (разумеется, если его выручка за три предшествующих календарных месяца не превысила 2 млн руб.).

Аналогичный вывод сделан в Письме Минфина России от 18.03.2015 № 03‑07‑15/14580[5].

Несмотря на то, что в приведенных письмах чиновники анализировали последствия утраты права на применение другого спецрежима – ПСНО, считаем, что подход чиновников, обозначенный в них, применим и для бывших «упрощенцев» (аналогичных разъяснений, адресованных экс-«упрощенцам», автору найти не удалось). Ведь применение каждого из названных режимов (УСНО и ПСНО) не является безусловным, для их применения налогоплательщикам необходимо соблюдать ряд ограничений. И последствие утраты права на их применение одно – переход на ОСНО (с уплатой НДС и налога на прибыль).

Но здесь есть еще один важный нюанс (который, кстати, не освещен в письмах официальных органов). Об утрате права на применение УСНО налогоплательщики нередко узнают только в ходе (или по результатам) мероприятий налогового контроля.

В связи с этим в настоящее время более острым является вопрос не о применении освобождения от обязанностей плательщика НДС как таковом (благодаря правовой позиции Пленума ВАС из п.

 2 Постановления № 33 этот вопрос разрешается в пользу налогоплательщиков), а о моменте уведомления ИФНС о применении данного освобождения (до вступления в силу решения по проверке или после). На практике налоговики нередко отказывают в праве применения освобождения по ст.

Читайте также:  Дополнительное соглашение к контракту по 44-фз: образец документа и правила его оформления

 145 НК РФ в ситуациях, когда уведомление о нем подается после вступления в силу решения по результатам проверки. А какова позиция арбитров по данному вопросу?

Ситуации из практики

Показательный пример – Постановление АС ВСО от 18.07.2018 № Ф02-2952/2018 по делу № А58-4357/2017. В данном деле рассматривался спор о правомерности применения экс-«упрощенцем» освобождения по ст. 145 НК РФ, о применении которого им было заявлено в суд (то есть уже после вступления в силу решения по результатам проверки и рассмотрения апелляционной жалобы по нему УФНС).

Вкратце о фабуле дела. В отношении компании была проведена проверка за 2013 – 2015 годы, в ходе которой был установлен факт утраты ею права на применение УСНО с 01.04.2013 (заметим, этот момент компания не оспаривала). Было произведено доначисление налогов, подлежащих уплате в рамках ОСНО (в частности, НДС). Решение по проверке принято 28.12.2016.

Решение ИФНС было обжаловано в УФНС, но по результатам рассмотрения жалобы (07.04.2017) были пересмотрены доначисления только в части налога на прибыль, не НДС (это важно!). Иными словами, при обжаловании результатов налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе компания не заявляла (!) о своем праве на применение освобождения.

Портал ПНК «Налоги в Казахстане»

Глава 45. НЕОБЛАГАЕМЫЙ ОБОРОТИ НЕОБЛАГАЕМЫЙ ИМПОРТ

Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость

Сделать предложение о изменении для статьи №394 НК

Вы должны иметь доступ Налогового Консультанта и пройти авторизацию

  • Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан:
  • 1) указанных в статьях 395 — 398 настоящего Кодекса;
  • 2) акцизных марок (учетно-контрольных марок, предназначенных для маркировки подакцизных товаров в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса);
  • 3) здания, сооружения, реализуемых государственной исламской специальной финансовой компанией уполномоченному органу по управлению государственным имуществом, ранее приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;
  • 4) услуг по предоставлению государственной исламской специальной финансовой компанией во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды) здания, сооружения, приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;
  • 5) имущества, передаваемого на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • 6) имущества в виде выигрышей, выдаваемых оператором лотереи участнику лотереи;
  • 7) услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками и электронными деньгами;
  • 8) услуг по переработке и (или) ремонту товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза с помещением под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

В подпункт 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.19 г № 284-VI (введены в действие с 7 января 2020 г.) (см. стар. ред.)

См. редакцию подпункта 9, действующую с 1 января 2022 г.

9) услуг в рамках деятельности кооператива собственников помещений (квартир), объединения собственников имущества многоквартирного жилого дома по управлению объектом кондоминиума, осуществляемых в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан;

См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 11 сентября 2019 года на вопрос от 20 августа 2019 года № 563910/1 (dialog.egov.

kz) «Касательно освобождения от НДС услуг по капитальному ремонту жилого дома ПКС», Ответ Председателя КГД МФ РК от 26 сентября 2019 года на вопрос от 12 сентября 2019 года № 568255 (dialog.egov.

kz) «От НДС освобождаются услуги по управлению общим имуществом объекта кондоминиума, оказываемые исключительно кооперативами собственников помещений (квартир)»

  1. 10) банкнот и монет национальной валюты;
  2. 11) товаров, работ, услуг, если в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация, а также за четыре предшествующих налоговых периода соблюдается одно из следующих условий:
  3. средняя численность инвалидов составляет не менее 51 процента от общего числа работников;
  4. расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, — не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.
  5. Положения настоящего подпункта не применяются к оборотам по реализации подакцизных товаров.
  6. В отношении оборотов по реализации в рамках долгосрочных контрактов положения настоящего подпункта применяются при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом, в течение всего периода действия такого контракта;
  7. 12) работ, услуг по безвозмездному ремонту и (или) техническому обслуживанию товаров в период установленного сделкой гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей и деталей к ним, если условиями сделки предусмотрено предоставление налогоплательщиком гарантии качества реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
  8. 13) если иное не установлено статьей 392 настоящего Кодекса, инвестиционного золота в виде слитков и пластин на основании сделки, заключенной на фондовой бирже, либо если одной из сторон такой сделки является банк второго уровня, юридические лица, имеющие в соответствии с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» право на осуществление через свои обменные пункты покупки и продажи аффинированного золота в слитках, выпущенных Национальным Банком Республики Казахстан, юридическое лицо — профессиональный участник рынка ценных бумаг или Национальный Банк Республики Казахстан;

14) действовал до 01.01.19 г. (см. стар. ред.)

См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 13 февраля 2019 года на вопрос от 30 января 2019 года № 532834 (dialog.egov.kz) «Касательно определения размера облагаемого оборота по НДС и суммы НДС, разрешенного к отнесению в зачет, при осуществлении деятельности казино, залов игровых автоматов, тотализаторов, букмекерских контор»

15) услуг туроператора по въездному туризму;

16) заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 27 декабря 2019 года на вопрос от 13 декабря 2019 года № 585432 (dialog.egov.kz) «Освобождение от НДС на основании пп. 16 ст.

394 Налогового кодекса не распространяется на обороты по вознаграждению при предоставлении товарного кредита», Ответ Председателя КГД МФ РК от 13 февраля 2020 года на вопрос от 6 января 2020 года № 588416 (dialog.egov.

kz) «О налоговых обязательствах по КПН и НДС при выдаче юридическом лицом беспроцентных займов»

17) товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

18) лома и отходов цветных и черных металлов;

См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 1 июня 2018 года на вопрос от 17 мая 2018 года № 498381 (dialog.egov.kz) «Обороты по реализации лома и отходов цветных и черных металлов не относятся к облагаемым оборотам, в связи с чем нулевая ставка НДС не может быть применена»

19) услуг по проведению религиозными объединениями религиозных обрядов и церемоний в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

Подпункт 20 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введено в действие с 1 июля 2019 г.) (см. стар. ред.)

  • 20) предметов религиозного назначения религиозными объединениями, зарегистрированными в регистрирующем органе.
  • Перечень указанных товаров и критерии его формирования утверждаются Правительством Республики Казахстан;
  • 21) ритуальных услуг похоронных бюро, услуг кладбищ и крематориев;
  • 22) специальных социальных услуг, осуществляемых некоммерческими организациями в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных социальных услугах;
  • 23) услуг по проведению социально значимых мероприятий в области культуры, зрелищных культурно-массовых мероприятий, осуществляемых в рамках государственного задания в соответствии с законодательством Республики Казахстан о культуре;

См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 30 января 2019 года на вопрос от 24 января 2019 года № 531924 (dialog.egov.kz) «Касательно обязательств по НДС при осуществлении деятельности по организации и проведению концертов, посвященных памятным и знаменательным датам и др.»

  1. 24) услуг по осуществлению музеями культурных, образовательных, научно-исследовательских функций и обеспечению популяризации историко-культурного наследия Республики Казахстан;
  2. 25) услуг по осуществлению библиотеками информационных, культурных, образовательных функций;
  3. 26) услуг и работ в сфере культуры и образования, осуществляемых театрами, филармониями, культурно-досуговыми организациями;
  4. 27) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, проводимых на основании лицензии на право осуществления данного вида деятельности;
  5. 28) образовательных услуг в сфере дошкольного воспитания и обучения;
  6. 29) услуг по дополнительному образованию, оказываемых организацией образования, имеющей лицензию на занятие образовательной деятельности;

См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 15 октября 2019 года на вопрос от 20 сентября 2019 года № 570478 (dialog.egov.kz) «Касательно применения освобождения от НДС при оказании услуг по дополнительному образованию»

  • 30) образовательных услуг в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право осуществления данных видов деятельности;
  • 31) услуг по осуществлению автономными организациями образования, соответствующими условиям подпункта 2) или 4) пункта 1 статьи 291 настоящего Кодекса, видов деятельности, определенных подпунктом 2) пункта 1 статьи 291 настоящего Кодекса;
  • 32) услуг по предоставлению во временное пользование библиотечного фонда, в том числе в электронной форме, организациями образования, имеющими лицензию на занятие образовательной деятельности, а также автономными организациями образования, указанными в подпунктах 2), 4) и 6) пункта 1 статьи 291 настоящего Кодекса;

Подпункт 33 изложен в редакции Закона РК от 28.12.18 г. № 211-VI (см. стар. ред.)

33) лекарственных средств любых форм, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций), медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия и сурдотифлотехнику, а также материалов и комплектующих для их производства;

См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 25 октября 2019 года на вопрос от 4 октября 2019 года № 572935/1 (dialog.egov.kz) «Об условиях признания сделки финансовым лизингом и освобождении от НДС оборотов по реализации медицинских изделий»

Подпункт 34 изложен в редакции Закона РК от 28.12.18 г. № 211-VI (см. стар. ред.)

34) лекарственных средств любых форм, используемых (применяемых) в области ветеринарии, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций); изделий ветеринарного назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и ветеринарной техники; материалов и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, используемых (применяемых) в области ветеринарии, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций) и изделий ветеринарного назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и ветеринарной техники;

35) услуг в форме медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан (в том числе при осуществлении медицинской деятельности, не подлежащей лицензированию), оказываемых субъектом здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности;

См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 5 июля 2018 года на вопрос от 26 июня 2018 года № 505192 (dialog.egov.kz) «Касательно освобождения от НДС в рамках договоров санаторно-курортного лечения и лечебно-оздоровительного отдыха»

  1. 36) услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оказываемых государственной организацией санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения;
  2. 37) услуг, оказываемых в области ветеринарии:
  3. физическими или юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности в области ветеринарии;
  4. физическими и юридическими лицами, включенными в государственный электронный реестр разрешений и уведомлений на осуществление предпринимательской деятельности в сфере ветеринарии, предусмотренный законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии;
  5. государственными ветеринарными организациями, созданными в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии;
  6. 38) транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники при одновременном соблюдении следующих условий:
  7. в состав реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники входят ранее ввезенные сырье и (или) материалы, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 15) пункта 1 статьи 399 или подпунктом 4) пункта 2 статьи 451 настоящего Кодекса;
  8. ввоз сырья и (или) материалов в составе реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники осуществлен юридическим лицом, реализующим указанные транспортные средства и (или) сельскохозяйственную технику;
  9. транспортные средства и (или) сельскохозяйственная техника включены в перечень транспортных средств и сельскохозяйственной техники, реализация которых освобождается от налога на добавленную стоимость, утвержденный уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом;

См.: Ответ Председателя КГД МФ РК от 21 июня 2018 года на вопрос от 6 июня 2018 года № 501481 (dialog.egov.kz) «Повторная реализация владельцем свободного склада автомобиля в случае его возврата освобождается от НДС при соблюдении условий, установленных пп. 38) ст. 394 Налогового кодекса»

В подпункт 39 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.04.19 г. № 243-VI (см. стар. ред.)

39) товаров, работ и услуг, реализуемых на территории специальной экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза;

Подпункт 40 изложен в редакции Закона

Освобождение от НДС: нюансы применения (Коловатов А.)

Дата размещения статьи: 15.09.2014

По общему правилу по умолчанию организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС с момента государственной регистрации. Однако, во-первых, избежать данного статуса позволяет применение того или иного специального режима налогообложения (УСН, ПСН, ЕНВД).

Во-вторых, при определенных условиях налогоплательщик может воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС. О порядке применения такого освобождения в свете разъяснений, данных Пленумом ВАС РФ по вопросам взимания НДС в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33, и пойдет речь в данной статье.Пунктом 1 ст.

145 Налогового кодекса предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Это возможно, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) у них без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Не распространяется освобождение на организации и ИП, реализующих подакцизные товары в течение данного периода, а также на участников проекта «Сколково» (п. 2 ст. 145 НК, Определение КС РФ от 10 ноября 2002 г. N 313-О).Освобождение от НДС в соответствии со ст.

145 Налогового кодекса позволяет налогоплательщику не начислять и не уплачивать НДС по операциям на внутреннем российском рынке. При этом «входной» налог по приобретенным товарам (работам, услугам) включается в их стоимость.

При этом сохраняются обязанности налогоплательщика, возникающие в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 3 ст. 145 НК). Кроме того, лица, применяющие освобождение от НДС, по-прежнему должны выставлять счет-фактуру при реализации товаров (работ, услуг), только с пометкой «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК, Постановление ФАС Центрального округа от 26 сентября 2012 г. N А48-4663/2011). Остается в силе и обязанность по ведению книги продаж. Это следует из п. 6 ст. 145 НК.

  • Порядок применения
  • Выручка от реализации
  • Уведомительный порядок
  • Восстановление НДС

Согласно п. 3 ст. 145 Налогового кодекса лица, использующие право на освобождение от НДС, должны представить в налоговую инспекцию по месту учета соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение. Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого применяется «льгота».Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342. К числу подтверждающих документов относятся:- выписка из бухгалтерского баланса — для организаций или из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций — для индивидуальных предпринимателей;- выписка из книги продаж;- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур;- выписка из книги учета доходов и расходов — для организаций и ИП, перешедших на общий режим налогообложения с УСН или ЕСХН.Обратите внимание! С 1 января 2015 г. из перечня документов, подтверждающих право на применение освобождения от НДС, будет исключен журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 1 ст. 1, ст. 3 Закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ).Применяется освобождение от НДС в течение 12 последовательных календарных месяцев, и ранее истечения этого срока отказаться от «льготы» хозяйствующий субъект не вправе (п. 4 ст. 145 НК). По окончании 12-месячного периода, не позднее 20-го числа следующего месяца, в ИФНС по месту учета подлежат представлению:- уведомление о продлении периода освобождения еще на 12 месяцев либо об отказе от него;- документы, подтверждающие сумму выручки хозяйствующего субъекта в течение периода применения освобождения, которая без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не может превышать двух миллионов рублей.В случае если данные документы не представлены, а также при несоблюдении ограничений на применение освобождения от НДС сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней (п. 5 ст. 145 НК).При этом если в период применения освобождения от НДС превышен лимит выручки или осуществлялась реализация подакцизных товаров, налогоплательщик утрачивает право на «льготу» с 1-го числа месяца, в котором допущены соответствующие нарушения.Если налогоплательщик использовал освобождение от НДС (к примеру, с июля 2013 г. по июнь 2014 г.), то его выручка должна составлять в совокупности не более двух миллионов, в том числе как за июль — сентябрь, так и за август — октябрь, сентябрь — ноябрь и т.д. (Постановления Президиума ВАС РФ от 12 августа 2003 г. N 2500/03, ФАС Поволжского округа от 27 февраля 2007 г. N А49-3926/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 27 сентября 2005 г. N А29-10838/2004а).При этом в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 Пленум ВАС РФ указал, что при исчислении размера выручки от реализации в целях применения ст. 145 Налогового кодекса надлежит исходить из правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете. Судьи сослались на п. 6 ст. 145 Кодекса, согласно которому для подтверждения размера выручки в период применения освобождения в ИФНС организациями подлежит представлению выписка из бухгалтерского баланса.Кроме того, Пленум ВАС разъяснил, что не должны приниматься во внимание при определении размера выручки поступления по операциям, не облагаемым НДС (освобожденным от налогообложения). Предусмотренное ст. 145 Налогового кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, пояснили судьи, обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем именно облагаемых НДС операций. Аналогичный вывод содержится также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2012 г. N 10252/12. С учетом высказанной в нем правовой позиции и представители Федеральной налоговой службы в Письме от 12 мая 2014 г. N ГД-4-3/8911@ подчеркнули, что в целях применения освобождения от уплаты НДС размер выручки от реализации рассчитывается только применительно к налогооблагаемым операциям по реализации. И данная позиция полностью согласована с Минфином.Помимо этого, в Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 Пленум ВАС РФ указал, что при решении вопроса о наличии оснований для применения освобождения в составе выручки за предшествующие три месяца не учитываются также доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров. Ведь на основании п. 2 ст. 145 Налогового кодекса в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение, отметили судьи.Как уже упоминалось, о применении освобождения от НДС налогоплательщик обязан уведомить налоговую инспекцию по месту учета в установленный срок. Вместе с тем последствий нарушения такового Налоговый кодекс не оговаривает. В связи с этим в арбитражной практике сложилось два подхода к ситуации, когда уведомление о применении «льготы» и документы, подтверждающие право на нее, в ИФНС своевременно не представлены.Так, некоторые судьи указывают, что законодательство не предусматривает возможности использования освобождения за прошедший период, и поддерживают отказ налоговиков в применении налогоплательщиком освобождения от НДС в связи с нарушением им срока представления уведомления и подтверждающих документов (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2012 г. N А28-8169/2011, от 20 апреля 2011 г. N А29-5471/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 сентября 2010 г. N А33-333/2010). Другие отмечают, что условием применения освобождения от НДС является соблюдение ограничения суммы выручки. Следовательно, при его соблюдении представление уведомления с приложением соответствующих документов позднее установленного срока не влечет доначисления НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 июля 2012 г. N А44-4183/2011, ФАС Дальневосточного округа от 2 марта 2009 г. N Ф03-188/2009). Именно эту позицию принял и Пленум ВАС.В Постановлении от 30 мая 2014 г. N 33 высшие судьи указали, что налогоплательщику не может быть отказано в использовании освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС согласно ст. 145 Налогового кодекса только лишь потому, что им не представлены в налоговую инспекцию в установленный срок уведомление об этом и документы, подтверждающие объем выручки. Более того, аналогичным подходом, по мнению представителей ВАС, следует руководствоваться и в случае ненаправления (несвоевременного направления) в ИФНС уведомления о продлении использования права на освобождения и необходимых документов.Как указали судьи, по смыслу п. 3 ст. 145 Налогового кодекса налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение от НДС, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены.Согласно п. 8 ст. 145 Налогового кодекса освобождение от НДС требует от налогоплательщика до его применения восстановить суммы налога, ранее принятые к вычету по определенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам. Речь идет о ценностях, приобретенных для операций, признаваемых объектами обложения НДС, но не использованных в этих целях. Суммы «входного» налога по ним подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления о применении «льготы» путем уменьшения налоговых вычетов.

В Постановлении от 30 мая 2014 г.

N 33 Пленум ВАС РФ указал, что в целях применения данной нормы неиспользованными следует считать в том числе те объекты основных средств, которые до применения освобождения от НДС не полностью самортизированы. Восстанавливаемая по таким активам сумма налога, по мнению судей, должна определяется по правилам пп. 2 п. 3 ст. 170 НК, то есть исходя из остаточной стоимости ОС.

  1. Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
  2. Вернуться на предыдущую страницу



Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

29 декабря 2021 г.Проект Федерального закона № 48749-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.

25 декабря 2021 г.Проект Федерального закона № 46071-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.

20 декабря 2021 г.Проект Федерального закона № 42326-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.

10 декабря 2021 г.Проект Федерального закона № 36447-8 «О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» норму о сроке условного депонирования.

3 декабря 2021 г.Проект Федерального закона № 29564-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *