Фас россии: функции, основные полномочия, меры воздействия на участников рынка, решения

ФАС России: функции, основные полномочия, меры воздействия на участников рынка, решения

Правительственный законопроект делает ­судебные споры с ФАС бессмыслен­ными для других госорганов / Андрей Гордеев / Ведомости

Госорганы могут фактически лишиться возможности оспаривать в судах предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС). К такому результату может привести принятие поправок в закон о конкуренции, проект которых правительство внесло в Госдуму в конце прошлой недели.

Любое предписание ФАС приостанавливается до решения суда, говорит замруководителя антимонопольной службы Сергей Пузыревский. Это оправданно для споров с компаниями, которые могут понести убытки из-за исполнения предписания.

Но по отношению к госорганам такой подход применять неправильно – их решения могут ограничивать конкуренцию и мешать бизнесу, объясняет Пузыревский необходимость поправок: предписание должно действовать, если не будет отменено судом. Хотя суд будет вправе  и приостановить его действие.

ФАС, по ее собственным данным, вынесла 568 предписаний в отношении госорганов в 2018 г., 212 из них были обжалованы в суде и лишь четыре признаны недействительными.

Предписания выносятся о прекращении нарушения госорганом антимонопольного законодательства, отмене акта, прекращении антиконкурентного соглашения, приводит примеры представитель ФАС.

Законопроект – часть Национального плана развития конкуренции, одна из ключевых целей которого – снижение количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти. Эти нарушения ФАС называет одной из основных угроз российской экономике.

Государство берет на себя все больше организационно-хозяйственных функций, вмешивается в процесс производства, пытаясь регулировать всю хозяйственную систему страны, констатирует ФАС в докладе о состоянии конкуренции за 2018 г. Антиконкурентные соглашения в России все чаще заключаются с участием органов власти и госслужащих, например ради получения взятки, пишет ФАС.

В прошлом году антимонопольными органами возбуждено 300 дел по антиконкурентным соглашениям с органами власти – на 32% больше, чем в 2017 г.

«Мы эту идею, конечно, поддерживали на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности», – говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Если законопроект будет принят, юридическая сила предписаний ФАС существенно возрастет, комментирует юрист Forward Legal Олег Шейкин, а оспаривать их в судах госорганы будут реже – часто они это делают, чтобы выиграть время.

ФАС России: функции, основные полномочия, меры воздействия на участников рынка, решения

Госорганы продолжают своими актами и действиями ограничивать конкуренцию даже после вынесения предписания ФАС, комментирует юрист Vegas Lex Ксения Подгузова. Изменения усилят защиту бизнеса, согласна руководитель группы антимонопольной практики Art de Lex Анна Большакова: фактически для госорганов исполнение предписаний ФАС станет безусловной обязанностью.

Оспаривание предписаний антимонопольной службы в судах, как правило, занимает полгода-год, рассказывает Большакова, а срок исполнения предписания существенно меньше – обычно 30 дней.

Даже если предписание ФАС будет признано незаконным, орган власти еще раньше будет обязан его исполнить, не дожидаясь результатов судебного обжалования.

В противном случае должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности вплоть до их дисквалификации на срок до трех лет, отмечает Большакова.

Получается, что суд может признать предписание необоснованным через несколько месяцев после того, как оно будет исполнено, указывает Подгузова. Госоргану придется заново принимать отмененное решение, но в некоторых случаях исправить ситуацию будет невозможно, предупреждает она.

Например, антимонопольный орган может предписать местной администрации отменить документацию по планировке территории, предусматривающую увеличение площади жилой застройки.

И даже если такое предписание будет признано судом незаконным, для застройщика увеличение площади стройки может оказаться уже неактуальным, отмечает Подгузова.

К тому же судебная практика часто исходит из принципа «исполнил предписание – значит, согласился с вменяемым нарушением», рассуждает Большакова: поэтому чиновникам после исполнения предписания будет сложнее доказать в суде его необоснованность.

Но эффект от поправок может оказаться не таким однозначным, предостерегает Подгузова: законопроект все же позволяет судам приостановить исполнение предписания.

ФАС России: функции, основные полномочия, меры воздействия на участников рынка, решения

Как малому бизнесу случайно не стать монополистом

Даже если у вас мелкий бизнес или вы председатель ТСЖ, есть риск, что вы нарушите антимонопольное законодательство и вас признают монополистом.

Андрей Бушин

не вступает в сговоры

Профиль автора

Монополисты контролируют рынок и поэтому считаются врагами честной конкуренции. Это не обязательно транснациональные корпорации с многомиллиардной прибылью, нефтяные компании или ИТ-гиганты — скорее наоборот.

До 2016 года Федеральная антимонопольная служба — ФАС — признавала монополистами и штрафовала в основном малый и средний бизнес: их доля составляла около 65%. Стать монополистом мог даже предприниматель из деревни — просто из-за того, что поставляет электроэнергию по собственным энергосетям.

Сейчас ситуация немного изменилась, но под антимонопольное законодательство по-прежнему подпадают любые организации — неважно, какого размера и назначения. В том числе мелкий бизнес и вообще некоммерческие общества.

Например, к штрафу от ФАС могут привести неконкурентные соглашения или картельный сговор между предпринимателями, даже если их бизнес совсем небольшой. Так, ФАС посчитала, что два предпринимателя создали картель: они предлагали попрыгать на батутах за одинаковую цену — 50 Р.

В итоге каждого предпринимателя ведомство оштрафовало на 20 000 Р, но суд штраф отменил.

Чтобы понять, как работает антимонопольное законодательство, чем занимается ФАС, за что штрафует и за чем следит, сперва нужно разобраться в терминах.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг.

В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой.

Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.

Не всегда предприниматели соперничают честно. Некоторые, например, вводят потребителей в заблуждение рекламой. Другие вступают в сговоры. А некоторые, используя свое превосходство на рынке, устанавливают только выгодные им цены и так убирают соперников с рынка. Все это нарушает антимонопольное законодательство.

Такое объявление одна крупная торговая сеть дала на своем сайте. Оно не соответствовало действительности и вводило потребителей в заблуждение. Источник: ppt-online.org

Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение на рынке, то есть его основную часть.

Благодаря своему положению монополисты могут контролировать рынок, например устанавливать цены без оглядки на спрос. Конкурентов, способных им помешать, нет.

Из-за компаний-монополистов потребители могут переплачивать за некачественный товар просто из-за того, что другого такого нет. Конкуренты монополистов могут моментально банкротиться, например из-за демпинга: монополист может продавать товар по ценам ниже рыночных, а новая компания в таких условиях не выживет.

Сама по себе монополия не абсолютное зло. Быть монополистом не преступление, запрещается лишь злоупотреблять своим доминирующим положением. Например, РЖД принадлежат практически все железные дороги в России, компания контролирует рынок железнодорожных перевозок и входит в реестр естественных монополий.

Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства.

Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически.

А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.

Когда РЖД включила постельное белье в стоимость пассажирского билета на поезда дальнего следования, ФАС посчитала это навязыванием услуг пассажирам. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который в итоге признал действия перевозчика законными.

Неконкурентные соглашения — это договоренности между участниками рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции. Например, участники отказываются от соперничества друг с другом на каких-то условиях или создают другим конкурентам дополнительные барьеры для входа на рынок.

Картельный сговор — это один из видов неконкурентных соглашений: когда участники одного рынка договариваются о ценах покупки или продажи товаров или услуг, а также об объеме предложения на рынке. С помощью таких соглашений участники картельного сговора могут влиять на цены.

Картельный сговор сам по себе вне закона: из-за картелей могут пострадать потребители и конкуренты, которые не участвуют в сговоре. К примеру, картель может сперва занизить цены на свои товары, чтобы выгнать с рынка неугодных конкурентов, а затем эти цены повысить и заставить потребителей переплачивать.

Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.

Честную конкуренцию в России охраняет ФАС. Ведомство выявляет монополистов и пресекает их злоупотребления: выдает предписания, штрафует, а в некоторых случаях даже передает дела в следственный комитет.

Российская ФАС лидирует среди всех антимонопольных регуляторов мира и по количеству возбужденных дел, и по списку полномочий. Дело в том, что ФАС преследует даже малый бизнес и ТСЖ. Расскажу как.

Российское ведомство — мировой рекордсмен по расследованиям. Источник: интервью главы ФАС Игоря Артемьева для портала «Право-ру»

За то, что ФАС признавала монополистами представителей малого и среднего бизнеса, ведомство критиковали ученые, представители бизнеса и юристы.

Они писали аналитические статьи на эту тему и высмеивали действия ФАС.

В 2014 году вышла брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», где собраны 100 неожиданных случаев из практики ФАС. Часть из них я использую в этой статье в качестве примеров.

То есть если выручка вашего бизнеса меньше 400 млн рублей в год, монополистом вас не признают. Но до сих пор случается, что микропредприятия ущемляют интересы многомиллиардных компаний — тогда ФАС может посчитать, что даже крупные корпорации страдают от монополистического произвола мелкого бизнеса.

Доля компании на рынке рассчитывается чаще всего из объема продаж или поставок. Например, если больше 50% всех продаж на рынке осуществляет одна компания, ее могут признать монополистом.

Иногда стать монополистом можно, даже если занимать меньше половины рынка: когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше долей конкурентов. Например, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.

Читайте также:  Как закрыть ИП с долгами по налогам? Процедура банкротства, необходимые документы и порядок действий

Границы рынков. Чтобы посчитать долю компаний на рынке и выявить монополистов, нужно понять, где этот рынок начинается и заканчивается, — определить его границы. Именно способ определять границы рынков отличает ФАС от зарубежных антимонопольных служб: ФАС может посчитать отдельным рынком лифт или даже компьютерную программу.

Вот еще пример.

ФАС до сих пор определяет границы рынка по-своему, но небольшие компании признать монополистами из-за этого уже не получится.

В зоне риска только небольшие естественные монополии и компании, чья прибыль больше 400 миллионов в год.

Поэтому крупному бизнесу и, например, владельцам небольших участков железных дорог, как из примера выше, нужно быть внимательными: собственность может оказаться целым рынком, а собственник — монополистом.

Покажу на примерах, какие действия монополистов ФАС считает незаконными.

Демпинговые дела монополистов остаются очень сложными для ФАС: трудно отделить их от обычных скидочных войн компаний и при этом доказать доминирующее положение фирмы. Так, ведомство не раз пыталось выявить монопольно низкие цены у туроператоров, даже создавало специальные рабочие группы по туризму, но пока тщетно. Поэтому демпинг чаще обнаруживают в картелях — об этом расскажу дальше.

Сегодня за такую прибыль предпринимателя не признают монополистом из-за иммунитетов. Но для крупных фирм риски сохраняются.

Так, в 2017 году ФАС завела дело о монопольно высоких ценах в отношении «Бургер-кинга», «Му-му» и «Шоколадницы». Ведомство выяснило, что эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены в аэропортах Подмосковья. Антимонопольщики сравнили цены на еду в этих заведениях на территории аэропортов и в других точках и пришли к выводу, что в аэропортах цены значительно выше.

Еще в ходе внутриведомственного разбирательства «Бургер-кинг» и «Му-му»  снизили цены. А в отношении «Шоколадницы» дело было прекращено, поскольку кафе работало себе в убыток и в меню были представлены блюда из разных категорий, а цены в аэропортах и вне их были сопоставимы.

Как не стать монополистом. Если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, беспокоиться не о чем: на вас распространяется иммунитет на признание монополистом.

Но если выручка больше, следите за тем, чтобы не занимать больше 50% рынка, на котором предлагаете товары или услуги.

Как вести бизнес по законуИ зарабатывать больше на своем деле. Подпишитесь на ежемесячную рассылку для предпринимателей и получайте важные статьи и новости о бизнесе

Вступить в картели может любой бизнес — независимо от размеров. Антимонопольный иммунитет для малого и среднего бизнеса не коснулся картельных сговоров.

После того как ФАС запретили возбуждать дела о злоупотреблении доминирующим положением против малого и среднего бизнеса, количество дел по картельным сговорам стало резко расти. В 2017 году их число увеличилось на 8%, в 2018 — на 13%, а в 2019 — еще на 20%: ФАС возбудила 926 дел. По оценкам экспертов, около 80% из этих дел касались малого бизнеса.

Доля дел ФАС России по соглашениям, 2015 год. Источник: Deloitte

Доля дел ФАС России по соглашениям, 2015 год. Источник: Deloitte

Иногда компании из одной отрасли объединяются в ассоциации для совместного лоббирования своих интересов. Так поступили три швейные фабрики в Челябинской области.

Также картелями не считаются договоры франшизы и любые договоры об использовании результатов интеллектуальной деятельности. Например, если вы продадите кому-нибудь свое ноу-хау, картелем это не назовут.

Например, директор фабрики из примера выше, который подписал протокол вступления в ассоциацию, мог заплатить 50 000 Р штрафа. А если бы в результате такого сговора удалось получить 30 млн рублей, директор мог сесть в тюрьму на 6 лет.

Как не вступить в картельный сговор. Риск стать правонарушителем есть у любой компании и предпринимателя, если они действуют на одном товарном рынке. Иммунитет касается только неконкурентных соглашений между компаниями на несмежных рынках с оборотом менее 400 миллионов в год.

Поэтому, чтобы не вступить в картельный сговор, не договаривайтесь о ценах и разделе рынка с конкурентами и не координируйте между собой объем товаров и услуг.

Примерно 86% картельных сговоров ФАС выявляет на государственных закупках. Для участия в них необходимо зарегистрироваться на электронных площадках, купить ЭЦП, открыть спецсчет и т. д.

Как не вступить в картель на госзакупках. Чтобы не попасть на штраф, никогда не участвуйте в торгах совместно: это незаконно.

В России с вертикальными соглашениями нужно быть предельно аккуратным.

Если расходы на товары или услуги либо выручка от их реализации превышают 75% совокупной выручки правонарушителя от реализации всех товаров и услуг, штраф составит от 0,2 до 2% всей выручки правонарушителя, но не менее 50 тысяч рублей.

Как не нарушить закон вертикальным соглашением. Не заключайте вертикальные соглашения, которые устанавливают цену перепродажи товара, если только это не максимальная цена для потребителя. Не запрещайте перепродавать товар своим конкурентам.

Если ваша доля на рынке меньше 20% или вы заключаете договор франшизы, опасаться нечего.

Товарищества собственников жилья — это не бизнес, поэтому иммунитет их не коснулся. На ТСЖ в полной мере продолжает распространяться антимонопольное законодательство.

По мнению Global Competition Review, ФАС России в 2019 году вошла в десятку лучших антимонопольных регуляторов. Один из критериев эффективности — количество инициированных дел. Источник: книга Алексея Ульянова «Антимонопольное регулирование в России»
По мнению Global Competition Review, ФАС России в 2019 году вошла в десятку лучших антимонопольных регуляторов. Один из критериев эффективности — количество инициированных дел. Источник: книга Алексея Ульянова «Антимонопольное регулирование в России»

Когда ФАС может признать ТСЖ монополистом. ТСЖ всегда будет монополистом в пределах своей же собственности. Но еще раз напомню, что статус монополиста не нарушает закон: запрещено злоупотреблять своим доминирующим положением.

Как ТСЖ не нарушить антимонопольное законодательство. Следует внимательно относиться к договорам и внутреннему делопроизводству. Все решения ТСЖ нужно оформлять правильно, проводить настоящие собрания и составлять протоколы. Это поможет избежать проблем в будущем: суд не сможет признать решения недействительными.

  • Если вы не согласны с решением или предписанием территориального антимонопольного органа, можете подать жалобу в апелляционную коллегию ФАС или обратиться в суд.
  • При этом подача жалобы не приостанавливает исполнение предписаний — монополисту придется устранить нарушения в срок, несмотря на жалобу.
  • Если компания или предприниматель пропустит срок обжалования, остается только обращаться в суд.

Часто суды встают на сторону монополистов из-за ошибок антимонопольных органов в анализе состояния конкуренции. Но без профильного юриста защитить себя в судах против ФАС очень тяжело: здесь нужен скрупулезный разбор каждого случая в отдельности.

Кроме того, нужно быть готовым, что придется пройти не одну судебную инстанцию. С каждой инстанцией шансы на выигрыш увеличиваются, немало дел доходят до Верховного суда. Главное правило здесь — не сдаваться и методично отстаивать свои интересы.

Источник: бюллетень антимонопольной статистики

Источник: бюллетень антимонопольной статистики

  1. Если у вас крупный бизнес, слушайте своих юристов — они должны хорошо разбираться в антимонопольном законодательстве.
  2. Если бизнес небольшой, остерегайтесь заключать какие-либо соглашения со своими конкурентами. В России отказ от соперничества вне закона.
  3. Не заключайте вертикальные соглашения, если ваша доля на рынке больше 20%, а это не соглашение о франшизе.
  4. Не договаривайтесь о ценах с конкурентами.
  5. Не договаривайтесь с конкурентами об объеме товаров и услуг на рынке.
  6. Избегайте случайного установления одинаковой с конкурентами цены на схожие товары или услуги.
  7. Не участвуйте в торгах совместно с конкурентами.
  8. Если вы председатель ТСЖ, внимательно относитесь к договорам и внутренней документации товарищества.
  9. Оформляйте все решения ТСЖ письменно.
  10. Если ФАС привлекает вас к ответственности и вы с ней не согласны, найдите профильного юриста и отстаивайте свои интересы.

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию правовых актов.

Она также контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, исполнение законов в сфере деятельности отдельных субъектов естественных монополий, контролирует иностранные инвестиции в общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороны страны.

Федеральная антимонопольная служба контролирует сферу размещения заказов на поставки товаров, оказания услуг, выполнение работ для федеральных государственных нужд, осуществляет надзор и контроль за четким выполнением законов о рекламе, контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров и т.д.

Стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополии в рамках единого пространства экономики Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба дает определение трех основных целей в своей деятельности.

  • ФАС России создает условия для развития конкуренции.
  • Пресекает и предотвращает антиконкурентное вмешательство органов государственной власти и самоуправления в рыночную деятельность.
  •  Развивает конкуренцию в тех видах деятельности, которые потенциально конкурентны.

Федеральная антимонопольная служба России в своей работе руководствуется ФЗ-№135 «О защите конкуренции», ФЗ-№94 «О размещении заказов на поставки товаров …..». В структуре Федеральной антимонопольной службы находится центральный аппарат, который состоит из отраслевых управлений и территориальных органов.

Территориальных органов в настоящее время насчитывается 83. Федеральная антимонопольная служба имеет право принимать нормативные акты, которые относятся к компетенции службы. Она может осуществлять контроль за соблюдением законодательства как за некоммерческими, так и коммерческими организациями, физическими лицами и т.д..

ФАС России вправе рассматривать нарушения в сфере законодательства, она выдает предписания, которые организации или физические лица, кому выдано предписание, должны обязательно исполнить.

Федеральная антимонопольная служба проводит плановые и неплановые проверки, привлекает виновных в нарушении законодательства к административной ответственности

Кроме того, данная служба проводит исследования товарных рынков, на основании чего может установить наличие доминирующего положения отдельных субъектов и принять необходимые меры для исправления данной ситуации. На ФАС России возложена задача ведения реестра недобросовестных поставщиков.

В данный реестр заносятся сведения о тех поставщиках, которые уклонились от выполнения государственного контракта или же ненадлежаще исполнили государственный контракт. После занесения в реестр недобросовестных поставщиков организация не вправе подавать заявки и принимать участие в торгах в течение двух лет.

Данная организация осуществляет контроль экономической концентрации на товарных рынках, а также согласовывает сделки с акциями в тех случаях, которые предусмотрены антимонопольным законодательством.

В функции организации также входит рассмотрение ходатайств иностранных инвесторов, в которых они просят разрешения заключить сделки с сообществами, имеющими стратегическое значение.

Федеральная антимонопольная служба может по результатам проведенной проверки возбудить дело о нарушении законодательства, либо возбудить его на основании заявления как юридического, так и физического лица. Такие дела рассматриваются на заседании, в котором принимают участие не менее трех человек.

Читайте также:  Субсидиарная ответственность учредителя и директора ООО по долгам: порядок привлечения и судебная практика

На заседание приглашаются заявитель и ответчик, и каждый на суде отстаивает свою точку зрения. Дело может быть приостановлено, если в результате слушания дела выяснится, что необходима дополнительная экспертиза, либо необходимо получение дополнительных доказательств.

При рассмотрении дела возможно его прекращение из-за отсутствия нарушения, а если вина ответчика доказана, то ему выдается предписание о прекращении нарушения, которое он должен незамедлительно исполнить.

 ФАС России для достижения целей направляет свою деятельность на пресечение некорректного антиконкурентного поведения отдельных субъектов на финансовых и товарных рынках, на снижение уровня недобросовестной конкуренции и т.п..

Она также ведет контроль за органами власти всех уровней, выявляет и пресекает возникновение барьеров, создаваемых административными органами для предпринимательской деятельности. Федеральная антимонопольная служба выделила три направления, которые являются для неё основными.

Это пресечение соглашений, ограничивающих конкуренцию и пресечение согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти с некоторыми отдельными хозяйственными субъектами, контроль предоставления государственных и муниципальных преференций для отдельных участников рынков, а также контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа.

Если вы недовольны действиями заказчика и считаете, что закон на вашей стороне, то можете подать заявление в Федеральную антимонопольную службу. Вполне возможно, что по вашему заявлению результаты торгов будут пересмотрены и будут назначены новые торги, в которых вы сможете вновь принять участие.

Наши специалисты могут проконсультировать вас по данному вопросу и помогут грамотно составить заявление. Имейте в виду, что жалобу в ФАС России на некорректное составление технического задания и аукционной документации нужно подавать до начала торгов, в противном случае ваше заявление не примут к рассмотрению.

Адреса и телефоны наших специалистов вы сможете найти в разделе контакты.

Государственные услуги и контрольно-надзорные функции

Граждане, имеющие доступ к сети интернет, могут воспользоваться всеми преимуществами быстрого и бесконтактного документооборота и получить необходимые услуги без потери времени и качества. Зарегистрировавшись один раз на сайте www.gosuslugi.ru, Вы получите доступ ко всем услугам портала, в том числе и тем, которые оказываются ФАС России.

Портал государственных и муниципальных услуг — это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Преимущества пользования Порталом государственных услуг (www.gosuslugi.ru):

  • -сокращаются сроки предоставления услуг;
  • -уменьшаются финансовые издержки граждан и юридических лиц;
  • -ликвидируются бюрократические проволочки вследствие внедрения электронного документооборота;
  • -снижаются коррупционные риски;
  • -снижаются административные барьеры и повышается доступность получения государственных и муниципальных услуг.
  • Пользование порталом позволяет гражданам сэкономить свое время, спланировать рабочий день, исключить излишнее нахождение в помещениях органов, оказывающих государственные услуги.
  • Функции, осуществляемые ФАС России:
  • Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации
  • Контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка
  • Контроль за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности)
  • Контроль за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний
  • Контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов
  • Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии
  • Контроль за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий
  • Контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии
  • Контроль за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов
  • Контроль и надзор за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии(мощности)

Осуществление проверки выполнения иностранным инвестором либо входящим в группу лиц юридическим или физическим лицом обязательств, принятых на себя в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

  1. Проведение проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации
  2. Проведение проверок соблюдения требований законодательства о рекламе
  3. Рассмотрение дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
  4. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  5. Рассмотрение уведомлений о совершении сделок, а также иных действий по предоставлению лицу (группе лиц) в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов, а также действий лица(группы лиц)в результате которых оно (они) получает право пользования водным объектом (частью или частями такого водного объекта)
  6. Согласование приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  7. Согласование создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации
  8. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией
  9. Государственная функция по проведению проверок соблюдения требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов)
  10. Услуги, оказываемые ФАС России:
  11. Дача разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства
  12. Подготовка, подписание в соответствии с решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации соглашения с иностранным инвестором либо юридическим или физическим лицом, входящим в группу лиц, в которую входит иностранный инвестор, об обеспечении выполнения им определенных обязательств при намерении такого иностранного инвестора либо юридического или физического лица совершить сделку или установить контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и оформлению решения о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля либо об отказе в таком согласовании соответственно при наличии либо отсутствии подписанного с заявителем соглашения об обеспечении выполнения им определенных обязательств

Рассмотрение запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

  • Рассмотрение уведомлений о приобретении иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства
  • Рассмотрение ходатайств о предварительном согласовании сделок и (или) установлении контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства
  • Рассмотрение ходатайств лиц, имеющих намерение участвовать в конкурентном отборе мощности
  • Дача разъяснений по вопросам применения ФАС России Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
  • Рассмотрение ФАС России информации, представляемой иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, и находящимися под их контролем организациями о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах
  • Статистика обращений в ФАС России через портал госуслуг

Фас – новое силовое ведомство?

  • «Раковой опухолью» современной экономики России являются антиконкурентные соглашения (сговоры) на товарных рынках – на борьбу с ними брошены силы ФАС России и ее территориальных органов.
  • Тем не менее развитие подходов к выявлению сговоров и их расследованию влечет ответные меры со стороны нарушителей: жизнь не стоит на месте, изобретаются все новые способы скрыть договоренность, обойти конкурентные процедуры и законодательные условия конкуренции.
  • На этой почве антимонопольные органы пришли к выводу об острой нехватке полномочий для своевременного и полноценного выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Читайте также:  Закупка у единственного поставщика по 223-фз: понятие, обоснование, порядок проведения

Государство намерено вести решительную борьбу с картелямиВ Госдуму поступил пакет масштабных поправок, направленных против создания картелей, в том числе путем ужесточения уголовной ответственности

Возмущение ФАС было услышано, что повлекло подготовку соответствующего «антикартельного пакета» поправок в антимонопольное законодательство, включающих в том числе законопроект № 848392-7, принятый Госдумой в первом чтении 19 февраля 2020 г. Предложенные изменения существенно расширяют функции и полномочия антимонопольных органов, частично приравнивая их к правоохранительным.

Расширение перечня доступной ФАС информации

Так, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган правом запроса документов, сведений и информации, необходимых ему для рассмотрения заявлений, жалоб и дел о нарушении антимонопольного законодательства, проведения проверок. В свою очередь, лица, получившие такой запрос, обязаны представить соответствующие сведения.

Исключение составляют изъятия в отношении конкретных видов информации, к которым ранее относились персональные данные и сведения об абонентах услуг связи.

Законопроектом предлагается допустить ФАС к данной информации.

Для соответствующего запроса фактически установлено единственное условие – мотивированность требования. Названное условие, казалось бы, всеобъемлющее: антимонопольный орган должен привести мотивировку сформированного запроса, однако на практике степень мотивированности (как и раскрытие данного понятия) уже много лет вызывает вопросы со стороны получателей таких запросов.

Административная практика антимонопольных органов развивается по принципу самостоятельного определения органами ФАС достаточности уровня мотивированности требований. Суды это поддерживают.

В частности, как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2012 г.

№ 8039/12, «Указание в запросе на объективную необходимость представления запрашиваемых документов и информации для рассмотрения конкретных дел свидетельствует о соблюдении антимонопольным органом требований ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции о мотивированности запроса».

Таким образом, запросы, содержащие ссылку на процессуальный повод истребования информации (достаточно привести номер дела или указание на факт проведения проверки) и нормативно-правовое основание (ст. 25 Закона о защите конкуренции), являются мотивированными.

Изложенный подход, на мой взгляд, существенно облегчает «жизнь» антимонопольным органам, фактически освобожденным от детализированной мотивировки запроса, что позволяет запрашивать практически любую информацию в любом объеме, «бравируя» императивностью соответствующих требований.

Эта практика пугает бизнес-сообщество, негативно характеризующее расширение перечня сведений, к которым имеет доступ антимонопольный орган. Кроме того, отрицательно оценивается и фактическое посягательство на конституционные права граждан: персональные данные и тайну связи.

Так, персональные данные находятся под особой защитой Закона о персональных данных, требующего согласия на использование (передачу) такой информации. Органы и должностные лица, которые могут игнорировать данное требование, прямо указаны в Законе, причем антимонопольный орган в этом перечне отсутствует.

Налицо противоречие предлагаемых поправок и действующего профильного законодательства.

Кроме того, ФАС не относится и к органам, наделенным в соответствии с Законом о связи правом доступа к информации об абонентах-гражданах, вопреки предложенным законопроектом изменениям в антимонопольное законодательство.

Изъятие (выемка) документов

Наибольший резонанс получили поправки, предоставляющие должностным лицам ФАС полномочия по изъятию (выемке) документов и предметов, вскрытию помещений (где могут находиться такие документы и предметы) и получению результатов ОРД. Фактически антимонопольные органы могут стать аналогией правоохранительных (так называемыми «силовиками»).

Возможность изъятия (выемки) документов согласно законопроекту допустима при условии, что они имеют значение для достижения целей проверки, а основанием является мотивированное постановление должностного лица органа. Возникает вопрос: что именно подразумевается под мотивированностью и как определяется значимость документов для расследуемого дела?

Учитывая упомянутую практику по запросам информации (сведений, документов) в части их мотивированности, представляется очевидным распространение данного подхода и в части изъятия (выемки).

Иными словами, антимонопольные органы также предлагается наделить возможностями по запросу любых документов, сведений, информации в неограниченных количестве и объеме, не будучи при этом обремененными в части качественного обоснования проводимых действий.

Равным образом законопроект не обязывает ФАС строго определять документы, подлежащие изъятию. Примерное указание изымаемых документов (предметов) позволит антимонопольному органу изымать любые документы, даже отдаленно подходящие «по тематике» к запрашиваемым.

Подобная формулировка законопроекта представляется мне слишком свободной и наделяющей антимонопольные органы фактически большими правомочиями, нежели даже правоохранительные органы, которые в контексте ст. 183 УПК РФ вправе изымать строго определенные заранее предметы и документы.

Остается под вопросом столь острая необходимость расширения полномочий ФАС при наличии в законодательстве права антимонопольных органов привлекать правоохранительные органы к рассмотрению дел, проведению проверок, что является частой практикой.

Вскрытие помещений

  1. Особое внимание привлекает также предлагаемое к введению право антимонопольного органа на вскрытие помещений, где могут находиться требуемые документы, в случае отказа проверяемого лица от добровольного вскрытия таких помещений.

  2. Вскрытие, как указано в законопроекте, производится по решению проводящего проверку должностного лица антимонопольного органа, что, на мой взгляд, может вызвать сомнения в отсутствии заинтересованности в результатах проверки или конфликта интересов.

  3. В связи с этим представляется логичной необходимость санкционирования столь ограничительной меры, применяемой проверяющим органом, вышестоящим должностным лицом, которое могло бы удостоверить действительное наличие оснований для вторжения органа ФАС в чужое владение.

Введение реестра участников антиконкурентных соглашений

Также в законопроекте предлагается введение нового реестра участников антиконкурентных соглашений, который будет формироваться из лиц, повторно уличенных в сговоре, нарушающем ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Включение в реестр предполагается сроком на 3 года.

Установление данного реестра отразится, прежде всего, на законодательстве о госзакупках, поскольку будет обязывать заказчиков конкурентных процедур предусматривать обязательный запрет на участие в торгах включенных в указанный реестр лиц.

Такая обязанность представляется несколько удивительной. Например, в соответствующих законах о закупках указано лишь право заказчиков по собственному усмотрению запрещать участвовать в конкретной закупке лицам, включенным в реестр недобросовестных поставщиков.

Предлагаемый трехлетний срок пребывания в реестре «сговорщиков» способен, по моему мнению, повлечь риск повсеместной ликвидации попавших в реестр субъектов – лишение права участвовать в госзакупках на столь долгий срок может быть губительным для бизнеса, а потому дальнейшее существование такой компании может быть признано нецелесообразным.

«Явка с повинной»

Избежать включения в реестр поможет «явка с повинной», процедура которой предусмотрена проектом поправок.

Многолетняя административная и судебная практика рассмотрения дел об антиконкурентных соглашениях показывает, что нарушившие антимонопольное законодательство субъекты все чаще приходят в ФАС с заявлением о признании в содеянном. Это обусловлено тем, что первый сознавшийся и оказывавший содействие госоргану в антимонопольном расследовании может избежать наказания ввиду значительного штрафа.

Вечным «камнем преткновения» была процедура такой «явки», отсутствовавшая в антимонопольном законодательстве, что позволяло ФАС оценивать полученное признательное заявление по собственному усмотрению.

Субъективизм при оценке заявления, отсутствие четкого порядка его подачи и требований к содержанию приводили к тому, что заявитель мог одновременно лишиться как возможности освобождения от ответственности, так и перспективы дальнейшей защиты его прав в части оспаривания принятого антимонопольным органом решения.

Последнее обусловлено конклюдентным принятием того факта, что «признание» свидетельствует о согласии с установленными обстоятельствами и вменяемым нарушением.

Такой риск удерживал хозяйствующие субъекты от использования «программы освобождения».

На первый взгляд, новым законопроектом данная ситуация должна быть исправлена.

Тем не менее, несмотря на детальный порядок (предусмотрены сроки, порядок действий и пр.) процедуры освобождения «первого сдавшегося» и заключение соглашения о сотрудничестве, проблема риска субъективной оценки антимонопольным органом представленных сведений не решена.

Увеличение сроков давности

По общему правилу срок давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства составляет 3 года со дня совершения (при длящихся нарушениях – с момента окончания или обнаружения).

Законопроектом предлагается увеличить такие сроки до 4 лет (если дело возбуждено до истечения трехлетнего срока) и до 6 лет (если нарушение носит признаки уголовно наказуемого деяния).

При рассмотрении законопроекта Комитетом Госдумы по энергетике в заключении от 22 января 2020 г. справедливо, на мой взгляд, отмечено, что продление таких сроков в контексте КоАП РФ свидетельствует о фактическом приравнивании нарушения антимонопольного законодательства к нарушению законодательства о противодействии терроризму и коррупции, что представляется неуместным и сомнительным.

В заключение добавлю, что предлагаемые в данной редакции законопроекта «экстраполномочия» антимонопольных органов представляются излишними, наделяющими ФАС безграничными правами, необходимость которых не поясняется. Учитывая, что законопроект прошел первое чтение, остается только ждать, воспримет ли ФАС переживания бизнеса и изменится ли что-то по существу к моменту рассмотрения поправок во втором чтении.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *