Ребенок получил травму в детском саду – что делать

Ребенок получил травму в детском саду – что делать Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Бывает, что ребенок приходит из детского сада в синяках или царапинах. Реже — получает в группе более серьезные повреждения: перелом, сотрясение мозга.

Педсовет поговорил с адвокатами Ольгой Крыловой и Надеждой Швыревой и выяснил, кого закон считает ответственным за травмы ребенка, полученные в дошкольном учреждении, и как вести себя взрослым при несчастном случае. 

Кто ответит за травму 

Типичная картина: ребенок бегал на прогулке, споткнулся и разбил колено. Или двое детей не поделили игрушку, один толкнул другого, оставив синяк.

Родители спешат разобраться в ситуации и направляются прямиком к воспитателю. И у них есть на это основание.

Ведь по закону «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья и обеспечение безопасности детей в дошкольном образовательном учреждении целиком лежат на его персонале и администрации. 

Работники сада обязаны:

  • проводить профилактику несчастных случаев во время пребывания детей в организации;
  • расследовать несчастный случай, если он уже произошел;
  • уметь оказать первую помощь по необходимости.

«В соответствии с ч.3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ ответственность за вред здоровью, причиненный малолетнему во время его нахождения под присмотром в образовательной организации, всегда ложится на образовательную организацию», — комментирует член адвокатской палаты Москвы Ольга Крылова. 

Обязанности воспитателя в отношении охраны жизни и здоровья детей на территории сада регулируют его трудовой договор и должностная инструкция. Но и они основываются на действующем законодательстве.

Оставленные без присмотра ножницы, сломанные качели, открытый канализационный люк на детской площадке — все это угроза безопасности ребенка, которую обеспечивает сад. И даже если ребята повздорили, в результате чего один из них или оба получили травму, виноватым останется воспитатель, который за ними «недосмотрел».

«Виновато будет учреждение, которое не обеспечило надлежащий надзор. Даже родители обидчика в этом случае ответственности не несут», — говорит председатель ростовской областной коллегии адвокатов «Паритет» Надежда Швырева. 

Выходит, что закон в отношении работников сада немилосерден. Но как же им быть, ведь даже у самого внимательного и ответственного воспитателя ребенок может порезаться листом бумаги или прищемить палец дверцей шкафа?

Как действовать воспитателю 

Как правило, по поводу незначительных травм родители к администрации сада не обращаются, да и воспитатели не делают «из мухи слона» — дети есть дети. На случай серьезных повреждений существует конкретный алгоритм действий, закрепленный приказом организации, с которым каждый воспитатель ознакамливается под роспись. 

В случае, если ребенок получил травму, находясь в группе детского сада, воспитатель обязан:

  1. Оказать первую помощь в зависимости от характера травмы.

Если это простая царапина, достаточно будет обработать ранку антисептиком и заклеить пластырем. Но иногда может потребоваться отвести малыша к медсестре, вызвать скорую или даже доставить ребенка в больницу.

  1. Исключить повтор инцидента с другими детьми.

Например, отобрать у ребят травмирующий предмет, погасить конфликт, увести детей с площадки, на которой что-то неисправно. 

  1. Зафиксировать обстановку на момент происшествия.

Важно сделать фотографии или снять видео на случай административного разбирательства. Так педагог страхует себя от рисков и проясняет произошедшее для всех заинтересованных лиц.

«Для воспитателя лучше всего зафиксировать текущую обстановку, чтобы ни у руководства образовательной организации, ни у родителей впоследствии не возникло дополнительных вопросов», — советует Ольга Крылова. 

Требуется сообщить о произошедшем руководителю организации, который, в свою очередь, должен: 

  • проинформировать о случившемся родителей и учредителей (если сад частный);
  • принять меры к устранению причин, вызвавших травму: засыпать яму на площадке, починить сломанную кровать;
  • обеспечить расследование причин несчастного случая и оформление его материалов, если травма серьезная.

Есть порядок расследования и учета несчастных случаев с воспитанниками детского сада, установленный Приказом Министерства образования. Дополнительно в садах вводятся собственные инструкции на случай повреждений. 

Виды ответственности работников сада 

Существует три вида ответственности для работников детского сада, которые не смогли обеспечить безопасность детей:

1. Дисциплинарная 

Когда наступает?

В случае, если воспитатель нарушил правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, алгоритм оказания помощи ребенку или пренебрег техникой безопасности. Так, если сотрудник оставил детей одних во время прогулки, он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, даже если никто из ребят не пострадал. 

Чем грозит?

Воспитатель отвечает перед своим работодателем, с которым у него заключен трудовой договор, причем даже если родители не предъявляют претензии к образовательной организации.

Решение о дисциплинарном взыскании принимается комиссией по расследованию произошедшего. На основании его результатов директор сада назначает взыскание.

Наказанием может быть замечание, выговор или увольнение — оно избирается в зависимости от тяжести проступка. 

2. Гражданско-правовая 

Когда наступает?

Если в саду не соблюдались меры безопасности, из-за чего последовала травма и здоровью ребенка был нанесен ущерб: он сломал руку на физкультуре, разбил колено из-за падения с качелей. 

Чем грозит?

Ответчиком в этом случае выступает учреждение, так как, согласно Гражданскому кодексу РФ, юридическое лицо (детский сад) несет ответственность за вред, причиненный его работником. Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков и морального вреда, уплате неустойки (штрафа, пени). 

3. Уголовная 

Когда наступает?

Если здоровью ребенка причинен серьезный вред (перелом позвоночника, ожоги и обморожения, потеря зрения или слуха) или последовала смерть. 

Чем грозит?

В зависимости от тяжести травмы и повлекшей ее причины, ответчиком в суде может быть детский сад или конкретный воспитатель.

Травма, полученная из-за ненадлежащего исполнения работниками сада своих профессиональных обязанностей, наказывается согласно части 2 статьи 118 УК РФ: ограничением свободы на срок до четырех лет либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать должность. Ольга Крылова утверждает: оправдательные приговоры в таких случаях практически не выносятся. 

Что делать родителям

Бежать ли в суд по поводу каждой царапины и требовать ли компенсации за пластырь и зеленку — это решение родителя. Но если травма серьезная и требуется лечение, родитель имеет право обратиться к администрации сада за возмещением затрат. 

Порядок действий родителя при этом следующий:

Травму нужно подтвердить медицинскими документами: подойдет заключение врача, справка, выписной эпикриз.

  1. Обратиться к администрации сада.

Конфликт можно разрешить в досудебном порядке. Для этого нужно предоставить заключение о наличии травмы, чеками подтвердить затраты на лечение, доказать его необходимость медицинскими документами. Обычно в таких случаях организуется встреча с родителями, на которых стороны приходят к обоюдному решению. 

Понадобятся все собранные ранее документы, список свидетелей и их показания, аудио- и видеоматериалы. 

Родитель может рассчитывать на два вида компенсации:

Учреждение возмещает сумму, затраченную родителями на лечение ребенка. Сюда относятся поход к врачу, пребывание в стационаре, оплата лекарств и реабилитации. 

«Убытки, связанные с лечением, возмещаются, если вы не имели возможности получить лечение по полису», — уточняет Надежда Швырева. 

  • Компенсация морального вреда. 

Это сумма, в которую родитель оценивает собственные переживания по поводу травмы ребенка. Ее окончательный размер определяет суд. 

Ребенок получил травму: как родителям не поддаваться панике

Боязнь травм — это нормальная реакция, так проявляется инстинкт самосохранения у любого нормального человека, как ребенка, так и взрослого.

Когда в семье появляются дети, первые несколько лет именно от внимания взрослого зависит безопасность малыша: получить травму ребенок может вероятнее всего по невнимательности родителя.

Специалист по семейной работе рассказывает, как родителям успокоить своего ребенка и самим не поддаваться панике.

В каждом возрасте свои особенности

«Чем старше становится ребенок, тем он самостоятельнее. Расширяется его собственная зона внимания и интереса, он все интенсивнее старается осваивать пространство. Родителю с каждым днем сложнее быть рядом и контролировать его действия», — говорит специалист по социальной работе семейного центра «Измайлово» Дарья Капитонова.

  • От года до трехЕсли опустить очевидные ситуации, когда ребенок травмируется по недосмотру взрослых, то в возрасте от года до трех малыши часто получают травмы по причине недостаточного развития простейших двигательных навыков и непонимания причинно-следственных связей.
  • От трех до шестиУ детей от трех до шести лет уже более развито самосознание и появляется стремление осуществить действия, кажущиеся им простыми и доступными, самостоятельно. В то же время в этом возрасте еще отсутствуют опыт и полноценные знания об окружающем мире, что опять же может привести к травме.
  • Младшие школьникиВ этом возрасте чаще всего травмы обуславливаются подвижностью младших школьников, групповыми играми и расширением зон возможного присутствия ребенка.
  • ПодросткиЧто касается подростков, то здесь коварную шутку часто играет их самоощущение уже опытным и умелым, а также стремление показать себя перед сверстниками.

«Причин у детского травматизма предостаточно, и все они в той или иной степени связаны со стремлением маленького человека развиваться и расти. Не нужно бояться травм: большинство нынешних родителей благополучно выросли, несмотря на синяки, ссадины, порезы и прочие последствия травм», — продолжает Капитонова.

Как не поддаваться панике

Главное, что может сделать родитель в своем стремлении обезопасить ребенка от серьезной травмы или поддержать его в связи с уже случившейся, — не поддаваться панике.

«То, что очевидно для взрослого, для ребенка может быть совсем непонятно. Поэтому, ориентируясь на возраст ребенка, объясняйте ему нюансы окружающего мира. Делайте это спокойно, чтобы он услышал вас», — поясняет специалист.

Объясните ребенку правила безопасности. Как родитель объясняет детям правила перехода проезжей части, так же нужно рассказать ребенку об аккуратности нахождения в магазине и на детской площадке, в детском саду, школе, при использовании спортивного комплекса.

Опираясь на собственный опыт, предположите, какие опасности может таить в себе та или иная ситуация. Спокойно, без запугивания объясните правила безопасного поведения.

«Продумывание и проговаривание подобных ситуаций подготовит вас и позволит излишне не эмоционировать в случае, если травма все-таки произойдет», — объясняет специалист.

Спокойствие — залог физического и психологического здоровья ребенка

Если ребенок все-таки получил травму — не поддавайтесь панике, как бы устрашающе это ни выглядело в ваших глазах. Даже бравирующий своей взрослостью подросток может растеряться и впасть в ступор или истерику.

«Родителям стоит сохранять спокойствие хотя бы для того, чтобы иметь возможность объективно оценить степень травматизации ребенка. Дети, особенно маленькие, очень чувствительны к переживаниям близких взрослых.

И даже если ребенок не особо обратил внимания на полученную травму, если рядом окажется паникующая мама, все эти внутренние переживания совершенно точно перейдут к ребенку.

И его реакция на травму резко поменяется», — считает Дарья.

Когда осматриваете травму, успокаивайте и поддерживайте ребенка. Даже если травма получена по неосторожности самого ребенка и вам это очевидно, позже у вас будет время на то, чтобы объяснить ему, как не нужно было делать.

Читайте также:  Как делится имущество при разводе, если есть несовершеннолетний ребенок?

В первый момент ребенок любого возраста должен получить ощущение тыла рядом с собой. Это в равной мере касается и ситуаций, когда травма незначительна — не отмахивайтесь от пореза. Если ребенок запрашивает помощь — значит ему как минимум нужна психологическая поддержка.

Источник

Ребенок получил травму в детском саду – что делать

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Травма у ребенка на тренировке: кто ответит?

Ребенок получил травму в детском саду – что делать

04.12.2017  Просмотров: 5550

«Мой ребенок (10 лет) на тренировке по греко-римской борьбе в схватке с соперником под наблюдением тренера получил серьезную травму локтевого сустава со смещением. Была проведена операция, вставлены три спицы, наложен гипс. Всё очень серьезно».

«Вчера младший на тренировке сломал руку. И это не просто типичный перелом нижней трети лучевой кости – это перелом локтевого сустава со смещением. Получилось так, что тренер отвлекся на страхование детей от несчастного случая, ковырялся в бумагах, а мой почему-то боролся с большим мальчиком».

Описаний подобных случаев на родительских форумах в тематических сообществах в соцсетях можно найти сотни. Дети, особенно младшие школьники, часто получают на спортивных тренировках серьезные травмы. И речь не только о боксе или борьбе.

Маленькие спортсмены уезжают в больницу с занятий по хоккею, футболу, конному спорту, художественной гимнастике и даже с танцев. Родители переживают подобные происшествия всегда достаточно тяжело.

А вот руководители секций и спортивных школ реагируют по-разному: кто-то не отходит от выздоравливающего ребенка, а кто-то отмахивается, говоря, что это не его дело, и просто не идет на контакт.

Некоторые педагоги даже целенаправленно распространяют в соцсетях утверждение о том, что тренеры, инструкторы и сотрудники ДЮСШ якобы не несут никакой ответственности за здоровье своих воспитанников. Так ли это? Что входит в зону ответственности тренера, и что еще полезно знать родителям о спортивной секции, прежде чем записать в нее ребенка?

Ответственность родителей

Стоит подчеркнуть, что практически любой вид спорта, кроме, разве что, шахмат, в большей или меньшей степени травмоопасен, так как по определению связан с большими физическими нагрузками.

Существует несколько рейтингов травмоопасности, составленных медиками и физиологами. Эти списки отличаются в деталях, но практически в каждом из них есть: хоккей, футбол, бокс, лыжи, мотоспорт, скалолазание.

Некоторыми из этих видов спорта ребенку до 10–12 лет, в принципе, не разрешат заниматься. Относительно других вы должны принять ответственное решение сами.

Отдавая своего наследника в футбольную или хоккейную секцию, вы должны осознавать, что те или иные травмы будут практически неизбежны, и это будет вашей личной ответственностью.

Что говорит закон

Существует ряд юридических моментов, осознать которые важно и родителям, и тренеру: это позволит максимально снизить риск травматизма и предотвратить неприятные последствия, если избежать травмы все-таки не удастся.

Далеко не все аспекты занятий детей спортом охвачены профильными нормативно-правовыми актами, однако богатая юридическая практика позволяет найти ответы на любые вопросы, которые могут у вас возникнуть по теме спортивных секций для детей, если не в законе «О физической культуре и спорте», то в законе «Об образовании» и кодексах РФ.

Для начала нужно отчетливо понимать, кому вы доверяете своего ребенка. В интернете даже на юридических формах иногда можно встретить мнение, что для организации спортивных секций не нужно получать лицензию.

Однако в Федеральном законе «Об образовании» черным по белому написано, что лицензия не нужна только тренеру – индивидуальному предпринимателю, работающему самостоятельно (статья 91).

Если у ИП есть наемные работники или секция создана юридическим лицом, лицензию в органах образования нужно получать обязательно.

  • Согласно статье 46 того же закона, у любого педагога (в том числе и у спортивного) должно быть профильное высшее либо среднее профессиональное образование.
  • Не могут быть тренерами или инструкторами лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью (в связи с состоянием здоровья или судимостью).
  • Набирая детей на занятия в спортивную секцию, ее организатор обязан уведомлять родителей будущих воспитанников о своей квалификации и юридическом статусе.

Место проведения тренировок должно соответствовать нормам противопожарной, санитарно-эпидемиологической, техногенной безопасности, требованиям охраны труда. Речь идет о состоянии пола, потолка, стен и коммуникаций, качестве отделочных материалов, наличии посторонних предметов, здоровье сотрудников, исправности спортивных снарядов и т. п.

Ответственность тренера

Немало мифов ходит в интернете и относительно того, что тренер или инструктор, в отличие от школьного учителя, якобы не несет никакой ответственности за жизнь и здоровье детей. Это, естественно, не так.

  1. В случае возникновения чрезвычайного происшествия, в результате которого ребенок получил травму, правоохранительные и контролирующие органы должны разобраться, при каких обстоятельствах это произошло.
  2. Практика показывает, что, в случае если тренер или руководитель секции тщательно соблюдал все требования техники безопасности и несчастье произошло из-за обстоятельств непреодолимой (со стороны тренера) силы, правоохранительные органы, как правило, не возбуждают уголовное дело и признают случившееся несчастным случаем.
  3. Однако если тренер, инструктор или организатор занятий нарушали требования законодательства РФ или техники безопасности, то против них с большой долей вероятности может быть возбуждено уголовное дело по статье 239 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Кроме того, у родителей после получения ребенком травмы есть возможность обратиться в суд в гражданском порядке. Если сам факт вреда здоровья подтвержден документально (например, справкой из травмпункта), то суд, как правило, становится на сторону ребенка и его родителей.

Страховка или расписка?

Чтобы избежать спорных ситуаций, спортивные федерации, ассоциации и секции прибегают сегодня к практике обязательного страхования маленьких спортсменов. Эта мера обычно работает, и затраты, связанные с лечением ребенка, получившего травму на тренировке, как правило, погашаются в полном объеме.

А вот расписки родителей о том, что они предупреждены о возможном вреде здоровью ребенка в ходе тренировки, никакой особой юридической силы не имеют. Они не избавляют тренера от обязанности наблюдать за самочувствием детей на занятии, обеспечивать ремонт потолка и пола в спортивном зале и совершать другие надлежащие шаги с целью свести к минимуму потенциальный травматизм.

Иногда родители из уважения к тренеру отказываются комментировать в лечебном учреждении обстоятельства, при которых ребенок получил травму.

Это ошибка! Дело в том, что законодательство обязывает врачей сообщать обо всех подобных происшествиях в полицию.

Если родитель внятно не объяснит медику, откуда у ребенка появился вывих или растяжение, то на следующий день вопросы ему будут задавать не врачи, а сотрудники полиции и служб по делам несовершеннолетних. Стоит ли доводить до этого?

Сарафанное радио и здравый смысл

Прежде чем отдать ребенка на занятия в какую-то секцию, родителям стоит почитать отзывы о ней в интернете, поговорить со знакомыми, лично посмотреть зал и поприсутствовать на первом занятии, пообщаться с тренером и задать ему все вопросы, которые они посчитают нужным. Если сразу сложилось не очень хорошее впечатление, то рисковать не нужно.

Когда ребенок уже занимается, обращайте снимание, как тренер выстраивает уроки, какое поведение учеников поощряет, что разрешает, а что нет. Весьма опасной тенденцией является, когда тренер просто «отрабатывает» свою программу, не уделяя внимания воспитательной составляющей педагогического процесса.

Либо, когда бросает на самотек вопросы межличностных отношений детей, устраняясь в случае конфликтов и оставляя за детьми право разбираться самим. Баловство и потасовки в месте, где хранится спортивный инвентарь и стоят спортивные снаряды, могут привести не только к обычной травме, но и к более тяжелым последствиям.

С тренерами и инструкторами, допускающими это, лучше расставаться без сожаления.

Соблюдение таких простых мер предосторожности позволяет предотвратить до 90% неприятностей, потенциально угрожающих вашему ребенку.

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/travma_u_rebenka_na_trenirovke_kto_otvetit/

Председатель Комиссии Д.М. Мамонтов

Количество показов: 5550 Дата изменения: 04.12.2017 15:22:17

Травма ребенка в детском саду: пошаговый алгоритм действий для родителей и сотрудников учреждения

Социализация ребенка — очень важный и не всегда простой процесс.

В качестве первого серьезного шага мы обычно приводим ребенка в детский сад, в котором он проводит много времени – развивается, общается с другими детьми, играет.

Но время, которое малыш проводит в детском саду, далеко не всегда исключительно положительное. В садике, а позже и в школе, родителей волнует одно и то же – а вдруг ребенок физически пострадает.

Причины могут быть разными, начиная с контакта с другими детьми и заканчивая невнимательностью воспитателей. В итоге малыш приходит домой с травмой. С другой стороны, ребенок тоже может стать инициатором подобных вещей, а потому нужно уметь решать такие проблемы.

Почему возникает проблема

То, как ведет себя ребенок, прежде всего начинается с воспитания, которое родители ему дают. Но человек — существо социальное, которое нуждается в общении с другими, а оно всегда оставляет свой отпечаток. Как только ребенок начинает посещать детский сад, он намного меньше времени проводит вместе с родителями и больше с другими детьми.

Читайте также:  Оценка автомобиля для вступления в наследство: для чего нужна и где заказать? Стоимость и список документов

Общение с ними может оставить свой отпечаток, который также нужно учитывать в дальнейшем воспитании. Родителям можно с уверенностью сказать одно – проблемы практически у всех детей в детском саду рано или поздно случаются, а потому нужно быть к этому готовыми.

Травмы и дети

Дети любят бегать, прыгать, лезть куда не надо, изучая окружающий мир. Естественно, в таком возрасте процесс обучения нередко сопровождается ссадинами и синяками. Детский сад для этого не нужен, ведь ребенок без проблем и дома сможет найти проблемы – здесь все зависит не от места, а от того характера малыша.

Даже под присмотром родителей дети могут об что-то удариться, споткнуться и упасть на ровном месте, а потому от детского сада нелогично требовать того, чтобы подобное никогда не случалось.

Ссадины и синяки — тоже часть воспитательного процесса. Ребенок полез куда-то, ударился, поэтому он в следующий раз лучше подумает о том, что делает.

Но синяки — это одно дело, а вот травмы серьезного уровня — уже совсем другое.

Первое, о чем часто думают родители – виноват воспитатель, ведь именно он недосмотрел за ребенком. Логика в этом есть, ведь все же именно воспитатели отвечают за ребенка, пока тот находится в детском саду. Но это лишь один из взглядов на ситуацию.

Другая больше построена на эмпатии – родители пытаются понять воспитателя, войти в его положение, ведь в государственных детских садах нередко один воспитатель отвечает за группу из 15-20 малышей.

Третий сценарий больше касается людей, которые просто не знают, как поступать в подобной ситуации, а потому нередко занимают пассивную позицию.

Но родители должны думать о своем ребенке, ведь пострадавшим является он. Ссадины сами проходят, в них ничего серьезного нет. Существенные травмы же, с другой стороны, несут более серьезный вред. Они могут привести к серьезным проблемам со здоровьем в будущем, а сейчас может понадобится лечение, которое стоит дорого.

Еще не нужно забывать о том, что безнаказанность порождает беспредел.

Если все же воспитатель виноват в том, что ребенок пострадал, но из-за вашей доброты он оказался безнаказанным, он не ощутит всю тяжесть проблемы, а потому в будущем, скорее всего, будет поступать абсолютно также.

Это может привести к новым травмам, и хорошо, если они не окажутся более серьезными. В дальнейшем другие дети также могут пострадать.

Поведение при травме ребенка

Первая проблема, которая настигает множество родителей – эмоциональное поведение при травме их ребенка. Для начала стоит успокоиться – да, это ваш ребенок, но вы должны здраво оценить ситуацию, которая сложилась, и выбрать правильный план действий.

Вы можете обратиться в компетентные органы, написать жалобу на преподавателя и отдать его судьбу в их руки. План может и хороший, но лучше к нему прибегать исключительно при явной и серьезной халатности со стороны преподавателя.

Например, если ребенок решил залезть на стол, и при падении с него получил травму. Виноват ли воспитатель в том, что ваш ребенок решил залезть на стол? Скорее всего, он просто не успел снять ребенка или поймать его. Опять же, учитываем то, сколько таких детей в каждой группе, да и подобные моменты в поведении больше ложатся на воспитание родителей.

Написанная жалоба может стоить воспитателю не только рабочего места, но и карьеры, если компетентные органы вдруг не захотят глубоко копаться в проблеме.

Рассмотрим один пример. Ребенок получил в садике травму подбородка и пришлось наложить швы. Не так давно сын знакомых во время застолья решил побегать по дивану, возле которого стоял стол. Ребенок споткнулся и падая, бровью ударился о стол. Рана хоть и была небольшой, но крови было довольно много, а потому пришлось накладывать швы.

Если воспитатель проявит сочувствие, будет извиняться – можно спокойно отказываться от претензий. Любая подобная ситуация учитывает человеческий фактор, это всегда надо помнить, ведь оплошность и халатность — не одно и то же. Ребенок также весьма часто виноват в травмах, которые получает.

Многое зависит от поведения сотрудников и представителей детского сада. Сопереживание встречается далеко не всегда – нередко сотрудники сада отрицают свою вину, списывая все на ребенка. В таком случае часто в ответ они получают более серьезную реакцию от родителей и мирно подобные споры решаются редко.

План действий при травме

Если вы все же не поддались сильным эмоциям – нужно действовать разумно, по плану. В целом в подобных заведениях всегда есть инструкции на случай травм детей и других происшествий. Выглядит все примерно так:

  • первым делом ребенка с травмой должны отвести к медсестре, которая оказывает первую помощь. Если ее не оказалось на месте, тогда помочь ребенку должен воспитатель или другой компетентный сотрудник сада. Важно одно – первая помощь всегда должна быть оказана, особенно если ребенок далее нуждается во врачебном вмешательстве;
  • пока медсестра занимается ребенком, воспитатель или другой сотрудник детского сада должны сообщить родителям о произошедшем. Вызываются родители, а при необходимости и скорая помощь. Сами же сотрудники без ведома и разрешения родителей не могут заниматься транспортировкой ребенка в больницу или просто в травмпункт;
  • уже в больнице или травмпункте медработники оказывают надлежащую помощь ребенку, а при необходимости отправляют его на прием к нужному врачу.

В случае очень серьезной травмы может потребоваться хирургическое вмешательство, но все это проводится исключительно под контролем родителей. Будут ли при этом присутствовать представители детского сада – решать только родителям, при желании они могут отказаться от этого или потребовать подобное.

Действия со стороны детского сада

Естественно, пока с ребенком все это происходит, сотрудники детского сада не должны просто о нем забывать. На такой случай у них должен быть свой протокол, по которому они действуют исключительно внутри своего коллектива. Часто все происходит так:

  • воспитатель, связанный с произошедшим ЧП, должен написать объяснительную руководству детского сада, в которой подробно опишет свой взгляд на ситуацию;
  • в случае серьезной травмы ситуация может быть передана на расследование специальной комиссией;
  • о произошедшем уведомляется местный отдел образования. Те, в свою очередь, сообщают своему руководству, которое отчитывает всех, кто находится ниже него, причем больше всех обычно достается именно заведующей детского сада;
  • в случае необходимости, проводится дисциплинарное или финансовое наказание виновного. Речь идет о выговоре, штрафе или увольнении.

Действия родителей при халатности

Халатностью можно назвать крайне возмутительное поведение со стороны сотрудников детского сада. Например, если после травмы вашему ребенку не была оказана первая помощь и он дожидался вас с кровоточащей раной. В таком случае можете с уверенностью двигаться в сторону возбуждения уголовного дела.

Также халатностью будет считаться ситуация, в которой вас просто не уведомили о произошедшем, пытаясь скрыть важную информацию. Подобное поведение со стороны детского сада нельзя оставлять безнаказанным. В будущем вы сможете даже потребовать возмещение материального и морального ущерба.

Несчастный случай с ребенком: как расследовать

Забота о здоровье детей – важный аспект работы педагогов и администрации учреждения образования. Но не всегда удается предотвратить несчастный случай. В этот момент важно правильно действовать. Ведь нарушение порядка влечет не только привлечение виновных лиц к ответственности, но и может повлечь негативные последствия для здоровья пострадавшего.

  • Что понимают под несчастным случаем
  • Под несчастным случаем с обучающимися и воспитанниками (далее – несчастный случай) понимают событие, в результате которого обучающийся или воспитанник (далее – ребенок, дети) получил увечье или иное повреждение здоровья .
  • Травмы, полученные при несчастном случае, могут быть следствием :
    — нанесения телесных повреждений другим лицом или животными;
    — ожога;
    — утопления;
    — поражения электрическим током;
    — укусов насекомых;
    — аварий;
    — разрушений зданий, сооружений;
  • — других чрезвычайных ситуаций.

На заметку
Под обучающимися понимают тех, кто осваивает образовательную программу . Воспитанники осваивают образовательные программы дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного, в том числе для детей с интеллектуальной недостаточностью .

  1. Учреждение образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности должно расследовать несчастный случай, если он одновременно :
  2. 1) повлек временную или стойкую утрату здоровья либо смерть ребенка;
  3. 2) произошел в одном из следующих мест:
    — на территории учреждения образования;
    — в ином месте, где ребенок находился под непосредственным руководством педагога по приказу (поручению) руководителя учреждения образования, например, при походе в кино, театр совместно с педагогом;
    — при следовании к месту учебы, практики, отдыха и другому на транспорте, предоставленном учреждением образования;
  4. — на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также при следовании пешком по приказу (поручению) руководителя учреждения образования.
Читайте также:  Наследственный фонд в России – что это такое, как создается

Существуют два порядка расследования несчастных случаев. Несчастный случай, который произошел одновременно с двумя и более детьми, или несчастный случай со смертельным исходом, расследуют в специальном порядке . В иных случаях применяется общий порядок .

  • Далее рассмотрим, как проводят общий порядок расследования.
  • Действия с момента происшествия несчастного случая до начала расследования
  • Шаг 1. Оказать помощь пострадавшему

Если несчастный случай произошел, то в первую очередь нужно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на ребенка, получившего травму. Так, работники должны оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вызвать на место происшествия медицинских работников, доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

На заметку
При этом указанные меры могут быть предприняты любым из работников учреждения образования .

Пример
На уроке химии во время лабораторной работы ребенок разлил реактив, жидкость попала ему на руки и одежду. Учителю химии необходимо проследить, чтобы ребенок вымыл руки, при возможности снял одежду, на которую попал реактив. Отвести ребенка в медпункт. В случае опасности реактива вызвать медицинских работников.

  1. Шаг 2. Сообщить руководителю учреждения образования
  2. Затем работники учреждения образования сообщают о происшествии руководителю учреждения образования .
  3. Шаг 3. Сообщить законному представителю
  4. Руководитель учреждения образования, получив сообщение о несчастном случае, информирует о нем :
    — законного представителя ребенка, получившего травму, или лицо, представляющее его интересы;
  5. — вышестоящую организацию.
  6. Срок для информирования законодательно не установлен.

Обратите внимание!
Если несчастный случай произошел у руководителя учреждения образования с ребенком другого учреждения образования, то данный руководитель принимает меры по устранению причин произошедшего несчастного случая, а также в течение суток сообщает о происшествии руководителю учреждения образования ребенка, получившего травму.

Кто и где проводит расследование

Если несчастный случай произошел с ребенком, который обучается в данном учреждении образования, то расследование проводит уполномоченный представитель руководителя этого же учреждения образования .

Таким уполномоченным представителем может быть любой сотрудник учреждения образования. Чтобы расследование было объективным и всесторонним, для его проведения рекомендуем назначать представителем специалиста, квалификация которого позволяет провести такое расследование. Для его назначения руководитель издает приказ (распоряжение).

Если несчастный случай произошел с ребенком, который был направлен руководителем учреждения образования в другое учреждение образования, то его расследует руководитель учреждения образования, где произошел несчастный случай. В этой ситуации уполномоченный представитель учреждения образования, где обучается (воспитывается) ребенок, также участвует в расследовании .

  • Несчастный случай с ребенком, проходящим практику или выполняющим работу под руководством уполномоченного должностного лица нанимателя, расследует наниматель с участием уполномоченного представителя учреждения образования .
  • Несчастные случаи с детьми, проходящими практику или выполняющими работу под руководством представителей учреждения образования на участке, выделенном для этих целей нанимателем, расследуются учреждением образования с участием представителей юридического лица нанимателя .
  • В расследовании также принимают участие :
    — уполномоченный представитель профсоюза;
  • — специалист по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования.

Обратите внимание!
В расследовании не могут участвовать :
— руководитель учреждения образования;
— руководитель, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности ребенка, получившего травму.

  1. Основная задача руководителя учреждения образования – создать условия для расследования лицам, которые его проводят, в том числе :
    — предоставить помещение, транспорт, средства связи и другое;
    — оплатить расходы, связанные с проведением расследования (экспертиза, расчеты, фотографирование, печать документов и другое);
  2. — организовать оформление и учет несчастного случая, разработку и реализацию мероприятий по его профилактике.
  3. Порядок расследования несчастного случая
  4. Шаг 1. Провести само расследование
  5. В рамках расследования нужно :
    — обследовать место, где произошел несчастный случай;
    — сфотографировать при необходимости место происшествия несчастного случая, составить схемы, эскизы, провести лабораторные исследования, испытания, экспертизы и другие необходимые работы;
    — взять объяснения, опросить ребенка, получившего травму (при возможности), свидетелей, должностных и иных лиц;
    — изучить необходимые документы;
  6. — установить обстоятельства и причины несчастного случая, лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА (ЛНПА), разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.

Обследовать место происшествия и сфотографировать его рекомендуем сразу после несчастного случая. Это необходимо для того, чтобы не были утеряны важные следы и доказательства.

Обратите внимание!
Инструкция N 58 не устанавливает, кто присутствует при опросе несовершеннолетних.

Однако, например, чтобы избежать обжалования результатов расследования в этой части со стороны родителей, рекомендуем провести аналогию с административным или уголовным процессом.

Опрашивать несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а при необходимости до 16 лет, обязательно в присутствии педагогического работника. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего .

На заметку
Несмотря на то, что руководитель учреждения образования сам не проводит расследование, о ходе расследования и выполняемых действиях ему необходимо знать достоверно, поскольку он утверждает акт о несчастном случае. Поэтому руководителю рекомендуется изучить НПА и знать порядок проведения самого расследования.

Срок расследования – пять рабочих дней с момента, когда о несчастном случае стало известно. При этом в него не входит время, необходимое для проведения экспертизы и получения других документов .

Обратите внимание!
Если руководителю учреждения образования не было сообщено о несчастном случае в течение учебного дня (учебной смены) или если повреждение здоровья наступило не сразу, то несчастный случай расследуют в течение месяца со дня, когда руководителю стало о нем известно .

  • Шаг 2. Оформить акт о несчастном случае
  • После того, как расследование несчастного случая завершено, уполномоченный представитель руководителя учреждения образования совместно с лицами, участвовавшими в расследовании, оформляет акт о несчастном случае формы Н-2 в трех экземплярах .
  • К одному из экземпляров акта прилагают:
    — объяснения ребенка, получившего травму;
    — объяснения свидетелей, должностных и иных лиц;
  • — планы, схемы, фотоснимки и другие документы, характеризующие место, где произошел несчастный случай, с указанием допущенных нарушений требований законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА.
  • Шаг 3. Утвердить и зарегистрировать акт о несчастном случае

Все экземпляры акта с приложенными к одному из них документами направляют руководителю учреждения образования для рассмотрения и утверждения . Срок направления руководителю учреждения образования акта с приложенными документами расследования не установлен. По нашему мнению, этот срок включен в срок проведения расследования.

  1. Руководитель учреждения образования в течение одного рабочего дня рассматривает документы расследования, утверждает акт и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимся или воспитанником, получившим травму .
  2. С момента регистрации акта в указанном журнале несчастный случай считается учтенным в данном учреждении образования.
  3. На заметку
    Несчастный случай, произошедший с ребенком, который не вызвал повреждения здоровья, учитывается руководителем учреждения образования в журнале регистрации микротравм .

Если руководитель учреждения образования не согласен с содержанием акта, он принимает решение о проведении дополнительного расследования . Для этого, по нашему мнению, он может издать приказ или иной распорядительный документ.

Обратите внимание!
Если несчастный случай произошел с ребенком, который был направлен руководителем учреждения образования в другое учреждение образования, то акт утверждает и учитывает руководитель учреждения образования, направивший ребенка .

  • Шаг 4. Направить акт о несчастном случае
  • Руководитель учреждения образования направляет по одному экземпляру акта в трехдневный срок после их утверждения :
  • 1) ребенку, получившему травму (законному представителю или лицу, представляющему его интересы);
  • 2) вышестоящей организации (по подчиненности);

3) специалисту по охране труда (лицу, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования. Ему направляют экземпляр акта, к которому приложены документы расследования.

По требованию других заинтересованных должностных лиц им также может быть направлен акт. Поскольку составляется и утверждается три экземпляра акта о несчастном случае, то иным лицам, полагаем, может быть направлена копия акта.

Инструкция N 58 не определяет, каким образом нужно направить акты. По нашему мнению, руководитель должен быть уверен, что он получен. Для этого можно направить экземпляр акта по почте заказным письмом с уведомлением или отдать нарочно под подпись.

На заметку
Акт с документами расследования хранят в течение 20 лет в учреждении образования, в котором взят на учет несчастный случай .

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *