Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»

Программа
«Цифровая экономика РФ» — презентация, доклад, проект

Слайд 1Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Описание слайда:

Программа «Цифровая экономика РФ» Цели, задачи, связь со стратегией развития.

Слайд 2Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Описание слайда:

Цифровая экономика — это… Термин «цифровая экономика» впервые был употреблен в 1995 году американским ученым из Масачусетского университета Николасом Негропонте.

Слайд 3Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Описание слайда:

Всемирный банк под цифровой экономикой понимает «новый уклад экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой формируются новые цифровые навыки и возможности у общества, бизнеса и государства».

Всемирный банк под цифровой экономикой понимает «новый уклад экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой формируются новые цифровые навыки и возможности у общества, бизнеса и государства».

Слайд 4Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Описание слайда:

В послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Президент РФ Владимир Путин указал на необходимость формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий.

В послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Президент РФ Владимир Путин указал на необходимость формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий.

8 декабря 2016 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал указания до 11 мая 2017 года разработать и утвердить программу «Цифровая экономика».

Слайд 5Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Описание слайда:

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017г. № 1632-Р.

Слайд 6Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Описание слайда:

Суть представленной программы, состоит в создании правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и интеграции ее с другими мировыми цифровыми экономиками.

Суть представленной программы, состоит в создании правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и интеграции ее с другими мировыми цифровыми экономиками.

Слайд 7Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Слайд 8Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Описание слайда:

Модель цифровой экономики

Слайд 9Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Описание слайда:

Программа сфокусирована на 2 нижних уровнях цифровой экономики — базовых направлениях, определяя цели и задачи развития: Программа сфокусирована на 2 нижних уровнях цифровой экономики — базовых направлениях, определяя цели и задачи развития: ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов); основных инфраструктурных элементов цифровой экономики (информационная инфраструктура, информационная безопасность).

Слайд 10Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»Описание слайда:

Реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности), в первую очередь в сфере здравоохранения, создания «умных городов» и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность, будет осуществляться на основе дополнения настоящей Программы соответствующими разделами, а также разработки реализации соответствующих планов мероприятий.

Реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности), в первую очередь в сфере здравоохранения, создания «умных городов» и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность, будет осуществляться на основе дополнения настоящей Программы соответствующими разделами, а также разработки реализации соответствующих планов мероприятий.

Слайд 11Описание слайда:

Цифровая экономика и стратегические программы развития.

Настоящая Программа учитывает и комплексно дополняет цели и задачи: стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий».

Слайд 12Описание слайда:

Наиболее близким по содержанию документом стратегического планирования к настоящей Программе является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, цели и задачи которой находятся в неразрывной взаимосвязи с настоящей Программой.

Наиболее близким по содержанию документом стратегического планирования к настоящей Программе является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, цели и задачи которой находятся в неразрывной взаимосвязи с настоящей Программой.

Цифровая экономика в России: Развитие, технологии, прогнозы

Содержание: 

[adace-ad id=»5714″]

Проект«Цифровая экономика РФ» реализуется в соответствии с государственными программами «Информационное общество», «Экономическое развитие и инновационная экономика», включая отраслевые государственные программы субъектов РФ.

Если говорить простыми словами, то программа «Цифровая экономика» направлена на упрощение и улучшение жизни со стороны простых граждан, на сокращения бюрократических и операционных издержек со стороны государства (вспомним «Госуслуги»), борьбу с коррупцией и работу с большим количеством данных.

В плане Россия идёт очень хорошими темпами — опережая среднемировой уровень почти втрое (42% против 15%)

Программа «Цифровая экономика»

Почему экономика должна быть цифровой? Суть системы цифровой экономики в том, чтобы создать новую систему экономических и социальных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

Это затрагивает абсолютно все отрасли в жизнедеятельности современного общества: от политики до науки, образования, медицины или бизнеса.

Это не легкий апгрейд текущих систем в их текущем виде, а полная перестройка взаимодействия между государством, гражданами и бизнесом.

В национальной программе «Цифровая экономика» заложены самые актуальные направления, требующие трансформации и качественного прорыва: рост производства и повышение экспортного потенциала российских продуктов, строительство умных городов, диджитализация образования и здравоохранения с обеспечением их доступности по всей стране, максимальное упрощение и удобство взаимодействия с органами власти для получения услуг в цифровом виде.

Области «Цифровой экономики»

[adace-ad id=»5226″]

Программу «Цифровая экономика» в Российской Федерации координирует автономная некоммерческая организация (АНО) с одноименным названием «Цифровая экономика» (https://data-economy.ru/2024). Основные направления:

  • «Информационная инфраструктура»
  • «Информационная безопасность»
  • «Цифровые технологии»
  • «Кадры для ЦЭ»
  • «Нормативное регулирование»
  • «Цифровое госуправление»

Информационная инфраструктура

Нормальное функционирование и эксплуатация всех отраслей «Цифровой экономики» невозможно без качественной инфраструктуры: развитие сетей связи, системы ЦОД, развертывание цифровых платформ для работы с большими данными

Кадры для цифровой экономики

Для мощного рывка в цифровизации необходимы соответствующие кадры. Поэтому один из столпов в программе является модернизация системы образования для обеспечения компетентных кадров для «Цифровой экономики»

Суперсервисы

Суперсервисы — это проект развития портала Госуслуг на цифровых платформах. Если сказать проще, то это получение услуг без предоставления бумажных документов и личного посещения различных ведомств. Уже сейчас  можно записаться к врачу, подать заявление на регистрацию транспортного средства или замены прав. Дальше — больше.

С помощью суперсервисов можно будет удаленно регистрировать брак, подать заявление на ипотеку, пособий или льгот, при этом сервис сам «напоминает о положенных выплатах и присылает уведомление, когда все готово. Без бумажных документов и очередей, точно вовремя».

Со всеми суперсервисами вы можете ознакомиться на сайте госуслуг

Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»

Информационная безопасность

Обеспечивая бизнес и граждан цифровыми сервисами, повышается вероятность атак извне. В программе заложено проектирование и реализация защиты личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз

Цифровые продукты

Создание, стимулирование и поддержка российских разработок, формирование спроса на передовые российские технологии, продукты и сервисы, создание системы финансирования таких проектов

Цифровой госсектор

Формирование Российского электронного правительства

Развитие «Цифровой экономики» в России

Развитие этой программы утверждено вплоть до 2024 года. Есть ли у неё перспективы? Определенно есть. В ней расписано внедрение новых бизнес-моделей и цифровизация — это должно обеспечить рост производительности труда, эффективности бизнеса и качества государственного управления. В результате повысится благосостояние граждан и усилятся позиции страны в глобальной конкуренции.

Timeline Dark Infographic Infogram

Технологии и компетенции

[adace-ad id=»5222″]

Несмотря на кажущуюся технологическую отсталость нашей страны, на фоне заявлений об колониях на Марсе (да, мы про Илона Маска), в более приземленных вещах нашей стране есть что показать и реализация Цифровой экономики, худо-бедно идёт вперёд. Тем не менее мы будем приводить примеры из иностранных кейсов

Геоданные

В России работает геоаналитическая платформа РусГИС. С её помощью в Кемерово организована система вызова экстренных служб 112. Она помогает вычислять очаги происшествий в области.

Читайте также:  Коробка от Собянина новорожденным в 2019 году: порядок и сроки получения, необходимые документы, список вещей

В Республике Калмыкия действует геоинформационная система, которая позволяет собирать, группировать и анализировать данные из различных источников, систематизировать работу по территориальному планированию, автоматизировать процессы градостроительной деятельности.

Геоинформационная карта региона доступна на портале регионального Министерства по земельным и имущественным отношениям

Биометрия

В рамках цифровой экономики активно идёт внедрение биометрии — это своего рода оцифровка и агрегирование информацию о физических и юридических лицах, в результате которого появляется уникальный цифровой профиль.

На данный момент в России этим пользуется банковский сектор — Сбербанк, ВТБ и Тинькофф. Уже сейчас биометрия позволяет удаленно получить кредит, без заполнения анкеты и это лишь начало.

Сейчас готовиться три законопроекта — «О цифровом профиле», «Об обработке персональных данных» и «Об использовании электронной подписи».

В мае 2020 года биометрия запустилась и в отделениях Почты России, а конкретно в 440 флагманских клиентских центрах «Почта Банка», который первым внедрил в интернетбанке и мобильном приложении «Ростелекома» удаленную идентификацию.

Еще один пилотный проект биометрии — бесконтактный проход сотрудников в здание, который был реализован в международном деловом центре «Москва-Сити».

Работает он через Единую Биометрическую систему, которая позволяет идентифицировать сотрудника по лицу и «пробить» его по СКУД (Система контроля и управления доступом) за три секунды, после чего турникет открывается.

В будущем СКУД с функцией биометрии будет применяться для входа в помещения ограниченного доступа, а также для прохода посетителей «Башни министерств».

Как умные камеры будут следить за российскими школьниками? Национальная программа «Цифровая экономика РФ»

Что такое умные данные?

Умные данные — это все данные, которые получаются в ходе использования IoT и искусственного интеллекта. Умные они потому, что используются в дальнейшем для мониторинга, оценки эффективности текущих задач, сервисов или программ.

Такие данные позволяют быстро обрабатывать их в реальном времени и делать более точные прогнозы.

Мировые державы уже либо внедрили, либо стоят на пороге массового использования умных данных и цифровизации в государственном секторе (лидируют Великобритания, США, Канада и Южная Корея).

Что касается нашей страны, то упор делается на построение национальной системы управления данными — это столп программы «Цифровая экономика». По сути это будет обновление существующих баз данных и реестров — ЕГРН, реестр юридических лиц, паспортная база.

Сети 5G

Технологии пятого поколения — один из самых обсуждаемых прорывов в мировом экономическом потенциале, но полностью он раскроется, как отмечает крупнейший производитель чипов Qualcomm, еще совсем не скоро — только в 2035 году.

  К этому времени использования всех сетей 5G в масштабе мирового ВВП в 2020–2034 годах может составить 2,2 трлн долларов. Сам же коммерческий запуск будет гораздо ближе — 25 мировых операторов уже провели такие пробы.

В России тестовые зоны уже давно организовал Ростелеком, а активное сетевое оборудование LTE уже сейчас совместно используется более чем в 50 регионах РФ

Big Data

Большие данные — это основа и фундамент для технологий и сервисов, которые используются в программе  «Цифровая экономика». Сами по себе, «сырые» большие данные не имеют особо ценности. Ценность появляется после их обработки.

Чтобы данные могли обрабатываться в режиме реального времени потребуются: огромная вычислительная мощность, инструменты расширенной аналитики с применением технологий искусственного интеллекта, а также возможность быстрой интеграции с любыми базами данных и высокий уровень кибербезопасности.

Что утвердили на правительственной комиссии: о программе «Цифровая экономика»

Предлагаем вашему вниманию сокращённое изложение описания национальной программы «Цифровая экономика» из редакции документа, утвержденной вчера на заседании правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Дмитрия Медведева.

Национальная программа направлена на достижение цели, определенной указом президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Цифровая экономика».

Реализация программы способствует достижению стратегически значимых задач основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2024 года (утверждены 29 сентября 2018 г.).

Национальная программа исполняется в соответствии с государственными программами РФ «Информационное общество», «Экономическое развитие и инновационная экономика» и др., включая отраслевые государственные программы субъектов РФ.

Направления национальной программы «Цифровая экономика»:

  • формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики;
  • создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных;
  • обеспечение устойчивости и безопасности её функционирования;
  • формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики;
  • поддержка развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению;
  • повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Каждому из направлений соответствует отдельный федеральный проект.

Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» направлен на разработку нормативных правовых актов, создающих условия развития цифровой экономики в таких сферах, как: гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность, телекоммуникации, судопроизводство и нотариат, стандартизация и иных. Планируется также урегулировать сквозные для различных отраслей законодательства вопросы, связанные с идентификацией субъектов правоотношений, электронным документооборотом, сбором, хранением и обработкой данных, в том числе персональных.

  • Нормативное регулирование цифровой среды
  • Планируется поэтапная автоматизация отдельных процессов нормотворчества и формирования правоприменительной практики, включая внедрение механизмов формирования и использования машиночитаемых норм и использования технологий искусственного интеллекта, обработки больших данных, распределенных реестров (blockchain) и др.
  • Федеральный проект «Информационная инфраструктура» направлен на создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок.

Реализация федерального проекта позволит обеспечить современными услугами связи, в том числе ШПД, телефонией, IP-телевидением жителей городов, сельских малых и труднодоступных населенных пунктов. Доля домохозяйств, использующих ШПД, среди общего числа домохозяйств на территории РA должна составлять не менее 89% к концу 2021 года и не менее 97% к концу 2024 года.

Предстоит обеспечить подключение медицинских организаций, в том числе фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) к Интернету (в России 42 тысячи ФАП – ред.).

Элементы инфраструктуры:

  • магистральные ВОЛС до населённых пунктов, не обеспеченных магистральными ВОЛС, на территории которых расположены объекты подключения (на труднодоступных территориях организуются спутниковые линии связи);
  • сети передачи данных для пропуска трафика, включая узлы концентрации, обеспечивающие возможность подключения сетей доступа до подключаемых объектов, и иную инфраструктуру;
  • сети доступа на базе ВОЛС от узлов концентрации до подключаемого объекта, включая организацию узла доступа, с выделением в интересах ФАП одного порта.

Минкомсвязь рассказала о деталях проекта по развитию инфраструктуры связи

Планируется обеспечить подключение в течение 2019-2024 годов к ШПД средних школ (на скорости до 100 Мбит/с в городах и до 50 Мбит/с – в сельской местности).

Для жителей Чукотского автономного округа (ЧАО) должно быть обеспечено подключение к услугам связи, в том числе к Интернету, с более низкой стоимостью трафика и высокой скоростью передачи данных.

Будут организованы магистральные волоконно-оптические каналы связи, в том числе с учётом энергетической инфраструктуры, это позволит существенно снизить стоимость тарифов на услуги связи и значительно увеличить пропускную способность магистральных каналов связи на территорию ЧАО (в настоящее время Минкомсвязь рассматривает два варианта – прокладка подводной ВОЛС между Петропавловском-Камчатским и сухопутные ВОЛС из Магаданской области вдоль линий электроснабжения – ред.) .

С 2019 года начнётся подключение к ШПД органов государственной власти и местного самоуправления.

Техническая возможность существующей телекоммуникационной инфраструктуры по организации услуг IP VPN на скорости 10 – 100 Мбит/с имеется для 18% объектов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Для остальных 82% объектов строительство ВОЛС и замена (закупка) сетевого оборудования.

Читайте также:  Отмена обязательного штампа о браке в паспорте – зачем понадобились изменения

Оборудование, требуемое для реализации мероприятий

Тип оборудования Количество
Коммутатор доступа 71 тыс. комплектов
Шкаф узла доступа 71 тыс. комплектов
Коммутатор агрегации 32 тыс. комплектов
Шкаф для коммутатора агрегации 3 тыс. комплектов
Волоконно-оптический кабель 410 тыс. км
Спутниковое оборудование 5,5 тыс. комплектов
Абонентское оборудование ПРТС 34 тыс. комплектов
  1. Источник: Минфин РФ
  2. Также одним из основных направлений федерального проекта «Цифровая инфраструктура» до 2024 года является создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на основе отечественных разработок.
  3. Основные этапы этой работы:
  • разработка отечественной модели классификации ЦОД (в том числе в зависимости от типа хранимой и обрабатываемой информации и/или субъекта-владельца информации) с учётом требований по информационной безопасности. Утверждение модели классификации ЦОД, а также требований по применению модели федеральными органами исполнительной власти и подведомственными учреждениями;
  • разработка и утверждение проекта национального стандарта классификации ЦОД;
  • разработка проекта методики сертификации ЦОД на соответствие требованиям, предъявляемых к уровню качества предоставляемых сервисов (SLA) ЦОД, и требований к инфраструктуре ЦОД, используемых федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями.

Предстоит внедрение технологии 5G/IMT-2020 в РФ. Основные этапы:

  • утверждения концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в РФ — 31.03.2019;

Национальная программа «Цифровая экономика РФ»: Новые задачи

О текущем этапе реализации программы и дополнительных мероприятиях, которые будут предусмотрены ее скорректированной версией, рассказал глава Минцифры России Максут Шадаев.

Согласно установленным Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г.

№ 474 для национальной цели по цифровой трансформации целевым показателям к 2030 году в России должно быть обеспечено достижение «цифровой зрелости» государственного управления и ключевых отраслей экономики и социальной сферы, увеличение до 95% доли массовых социально значимых услуг, оказываемых в электронном виде, до 97% – доли домохозяйств, имеющих доступ к Интернету, а также четырехкратное увеличение объема вложений в российские решения в сфере информационных технологий по сравнению со значением 2019 года. Эти показатели, а также мнения регионов о том, какие вопросы в сфере цифровой трансформации должны быть решены в первую очередь, легли в основу завершившейся в октябре корректировки национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – национальная программа; обновленные редакции паспортов самой программы и входящих в ее состав федеральных проектов пока не обнародованы), которая теперь, как подчеркнул, выступая в минувший вторник на «правительственном часе» в рамках заседания Совета Федерации, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев, непосредственно нацелена на решение практических задач и получение быстрых результатов. Опираясь на сообщенные министром сведения, обозначим, какие мероприятия будут реализовываться в рамках работы по наиболее приоритетным направлениям цифровой трансформации.

Обеспечение доступа к быстрому Интернету на всей территории страны

Во-первых, продолжится реализация программы подключения к скоростному Интернету социально значимых объектов, в том числе школ и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). По данным Минцифры России, за 2019 год и девять месяцев 2020 года в соответствии с этой программой доступ к Интернету получили 15,6 тыс. школ, 12,7 тыс. ФАП, 7 тыс.

органов власти и местного самоуправления, 4,4 тыс. военкоматов, пожарных частей, участковых, 1,2 тыс. территориальных и участковых избирательных комиссий (всего 40,9 тыс. объектов). За оставшуюся часть текущего года и весь следующий планируется подключить еще 43,8 тыс. соответствующих объектов, в том числе 10,8 тыс. школ и 20,9 тыс. ФАП.

При этом цифровизации школ уделяется особое внимание – образовательные организации получат не только точки доступа в Интернет (факт установки которых не равноценен обеспечению возможности использования цифровых сервисов в каждом учебном классе), но и необходимую внутреннюю инфраструктуру: уже в 2024 году согласно планам министерства во всех российских школах будут созданы локальные сети (на основе технологии Wi-Fi), что позволит подключаться к Интернету в каждом кабинете. Дополнительно запланирована реализация мер, которые позволят решить поставленные вынужденным переходом на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19 задачи. Так, в 2022 году школы получат средства на приобретение электронного образовательного контента, верифицированного Минпросвещения России, и начнут использовать отечественные сервисы онлайн-коммуникаций, позволяющие в том числе проводить уроки в формате видеоконференций, – как отметил Максут Шадаев, крупнейшие российские интернет-компании Яндекс и Mail.ru Group уже начали разработку соответствующих платформ. Кроме того, в 2024 году предполагается обеспечить учителей средних школ планшетами (по прогнозам Минцифры России, их получат 700 тыс. человек). В связи с таким расширением намеченных мероприятий на задачу цифровизации школ было перераспределено около 80 млрд руб. в рамках национальной программы.

Во-вторых, уже в следующем году планируется завершить работу по созданию точек доступа в населенных пунктах, где проживает от 250 до 500 человек (на данный момент они установлены в 12 тыс.

таких населенных пунктов), а к 2030 году доступ к Интернету и, что немаловажно, к услугам мобильной связи получат также жители совсем небольших населенных пунктов – с числом жителей от 100 человек.

Весной этого года, напомним, в законодательство о связи были внесены соответствующие изменения, предусматривающие отнесение услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых с использованием точек доступа, к универсальным услугам связи наравне с услугами по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету через точки доступа и расширяющие список населенных пунктов, где такие точки должны быть созданы в обязательном порядке (п. 1-2 ст. 57 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» в редакции Федерального закона от 7 апреля 2020 г. № 110-ФЗ).

Помимо этого, запланированы мероприятия по обеспечению доступа к мобильной связи на автомобильных дорогах: разрабатывается стандарт создания инфраструктуры связи при строительстве или реконструкции автодорог, принято решение о возможности подключения базовых станций связи к электроснабжению за счет дорожного фонда.

Разумеется, продолжится и развитие существующей инфраструктуры мобильной связи, в том числе за счет создания сетей 5G.

По словам Максута Шадаева, план конверсии спектра для освобождения полос радиочастот, на которых будут развернуты эти сети, уже согласован с Минобороны России и другими заинтересованными структурами (средства связи военного назначения будут выведены в другие диапазоны частот).

Кроме того, было принято важное решение о том, что все используемое для создания сетей 5G оборудование должно быть отечественным, в связи с чем на организацию соответствующего производства будет предусмотрено финансирование в рамках национальной программы, и в 2024 году такое производство должно быть запущено.

Формирование цифровых навыков, подготовка квалифицированных кадров для IT-отрасли

Не менее важной задачей, чем создание инфраструктуры для обеспечения возможности использования онлайн-сервисов, является развитие цифровых навыков граждан.

Напомним, в прошлом году стартовала (в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики») программа выдачи так называемых цифровых сертификатов, позволяющих бесплатно пройти обучение по более чем 20 востребованным в цифровой экономике направлениям, среди которых большие данные, Интернет вещей, промышленный Интернет, искусственный интеллект, распределенные и облачные вычисления, технологии беспроводной связи, кибербезопасность и защита данных, программирование и создание IT-продуктов, цифровой дизайн, 3D-моделирование и др. В прошлом году такое обучение прошли 5 тыс. человек, в этом году цифровые сертификаты получат минимум 33 тыс. человек из 48 регионов (прием заявок завершился 30 октября) – участники проекта, заявки которых одобрены, смогут выбрать один из 425 курсов от 112 образовательных организаций, среди которых есть и вузы, и корпоративные центры обучения (подробная информация о перечне программ обучения, их продолжительности и непосредственно о самом проекте размещена на сайте цифровойсертификат.рф). Стоит отметить, что пока все предлагаемые курсы – продолжительностью до 72 академических часов, то есть их прохождение позволяет получить лишь самые базовые знания по выбранному направлению. Но уже в следующем году проект, по словам Максута Шадаева, расширится и позволит компенсировать до 50% расходов на прохождение программ дополнительного профессионального образования, позволяющих получить новую квалификацию и впоследствии работать программистом, аналитиком данных и т. д.

Подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики подразумевает, во-первых, обучение непосредственно IT-специалистов высокого уровня, способных разрабатывать и реализовывать конкурентоспособные технологии и сервисы, поэтому контрольные цифры приема в вузы на IT-специальности будут увеличены – до 120 тыс. абитуриентов в год к 2024 году, а также о создании на базе крупнейших вузов новых программ углубленной подготовки по самым современным IT-дисциплинам, таким как искусственный интеллект, Интернет вещей, большие данные, которые позволят готовить специалистов международного уровня. Во-вторых, поскольку цифровая трансформация затрагивает абсолютно все сферы жизни и отрасли экономики, предполагается включать модули по развитию цифровых навыков во все вузовские программы обучения, а также проводить соответствующую подготовку преподавателей.

Читайте также:  Права и обязанности опекуна несовершеннолетнего ребенка. Предоставление пособий и льгот

Безопасность данных

Работа в этой области ведется по двум направлениям. Первое – обеспечение защищенности государственных информационных систем (ГИС).

Уже в следующем году Минцифры России намерено запустить серию тестов всех ключевых ГИС с целью выявить точки уязвимости и повысить уровень защищенности систем.

Второе – сокращение сроков реагирования на факты утечки персональных данных, телефонного мошенничества и спама, кражи данных фишинговыми сайтами.

«Если мы будем блокировать такие номера и сайты быстро – в течение нескольких часов, нарушителям будет экономически не выгодно этим заниматься», – отметил Максут Шадаев и сообщил, что возглавляемое им министерство, МВД России и ФСБ России в настоящее время обсуждают, как на практике можно реализовать такую оперативную блокировку.

Поддержка IT-отрасли

Пандемия очень четко показала, с одной стороны, очевидную необходимость цифровой трансформации – популярность цифровых сервисов выросла в разы, а с другой – зависимость России от целого ряда иностранных решений в отсутствии конкурентоспособных российских аналогов.

Именно поэтому деятельность в сфере информационных технологий становится приоритетной с точки зрения оказания государственной поддержки: IT-компаниям предоставляются существенные налоговые льготы – с начала следующего года снижаются ставка по налогу на прибыль и тарифы страховых взносов (Федеральный закон от 31 июля 2020 г.

№ 265-ФЗ) – и оказывается непосредственно финансовая поддержка: Минцифры России запущена программа по предоставлению грантов на разработку и внедрение российских цифровых решений, по условиям которой стартапы могут получить на эти цели до 20 млн руб., а действующие российские IT-компании – до 300 млн руб.

1 Обозначенные меры, надо полагать, могут действительно простимулировать развитие IT-отрасли – даже за последний месяц (с 1 октября по 1 ноября) увеличилось и число компаний, аккредитованных в качестве осуществляющих деятельность в области информационных технологий: с 11 тыс. до 12,5 тыс.

(на 14%), и количество программных продуктов в Едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных: с 6,1 тыс. до 7,3 тыс. (на 20%).

Цифровизация госуправления

Здесь в первую очередь предполагается дальнейшая цифровизация государственных услуг, в том числе путем расширения функционала портала госуслуг – в 2022 году, по данным Минцифры России, с помощью сервиса можно будет получать еще 80 услуг в полностью электронном виде.

Вторая задача этого направления – цифровизация государственных данных.

В 2022 году, по прогнозам министерства, должно быть завершено формирование полных централизованных баз данных МВД России, Росреестра и ПФР, что позволит получать большинство выписок и справок в онлайн-режиме непосредственно в момент обращения – сейчас, напомним, срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного взаимодействия может составлять до пяти дней (ч. 3 ст. 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Автор и дата материала в источнике: Мария Шувалова, 5 ноября 2020 года

Источник: ИА ГАРАНТ

Подписаться

Концерн «Автоматика» Госкорпорации Ростех представил на выставке «Связь-2020» решение для организации защищенного корпоративного портала с мультимедийными сервисами.

С 1 ноября 2020 года в России вступили в силу законы, которые регулируют ряд правоотношений в сфере цифровых технологий.

Простые данные о больших числах или как реализуется нацпрограмма «Цифровая экономика РФ»: успехи, провалы и бюджеты

Продолжая разговор про развитие отечественной цифровизации с учетом Указа Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который вышел 21 июля 2020 года, сегодня мы рассмотрим, насколько хорошо реализуются проекты национальной программы «Цифровая экономика РФ», и какие факторы этому препятствуют.

Темпы реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ»

Напомним, национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», паспорт которой утвержден 24 декабря 2018 года, включает 6 федеральных проектов [1]:

  • Нормативное регулирование цифровой среды;
  • Информационная инфраструктура;
  • Кадры для цифровой экономики;
  • Информационная безопасность;
  • Цифровые технологии;
  • Цифровое государственное управление.

Все эти проекты реализуются с разной степенью успешности.

Например, в мае 2020 года стало известно, что мероприятия по развитию сетей связи 5G, созданию единой государственной облачной платформы, типового автоматизированного рабочего места госслужащего, венчурного фонда поддержки образовательных проектов не укладываются в заданные сроки.

В частности, в первом квартале 2020 года полностью было достигнуто лишь 6 показателей из 231 запланированных. Примерно 150 отклонились от заданных сроков в процессе реализации, а почти 30% (66) – признаны невыполненными, распределившись по ключевым направлениям следующим образом [2]:

  • Нормативное регулирование цифровой среды – не выполнено 9 проектов;
  • Информационная инфраструктура – не выполнено 11 проектов;
  • Кадры для цифровой экономики – не выполнено 10 проектов;
  • Информационная безопасность – не выполнено 13 проектов;
  • Цифровое государственное управление – не выполнено 20 проектов из 74.

Кто виноват и что делать: как изменится национальная программа

Чтобы улучшить темпы реализации нацпрограммы, эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ предлагают упростить сложную структуру управления, которая включает органы власти, государственные корпорации, АНО и институты развития. Также рекомендуется провести аудит мероприятий и пересмотреть приоритеты с учетом накопленного опыта и изменившейся экономической ситуации [2].

В частности, предлагается отложить реализацию некоторых проектов из-за пандемии коронавируса COVID-19.

На заседании правительственной комиссии 15 мая 2020 года специалисты Аналитического центра предложили исключить из федерального проекта «Информационная безопасность» ряд мероприятий и перераспределить предусмотренный на них бюджет в размере 1,6 миллиардов рублей на другие задачи этого проекта [3].

В свою очередь, такие предложения Аналитического центра вызваны письмом Минкомсвязи, которое является одним из главных ответственных исполнителей нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». В конце мая 2020 года Минкомсвязь направило в Аналитический центр при Правительстве РФ новые формулировки и показатели пунктов программы.

В них предлагается внести изменения в направления цифрового государственного управления, импортозамещения программного обеспечения, поддержки сквозных технологий, информационной безопасности, развития ЦОДов, подготовки кадров, сетей 5G, а также некоторых других целей и задач.

Например, федеральный проект «Цифровые технологии» предлагается расширить направлением «Искусственный интеллект», отразив это в названии – «Искусственный интеллект и цифровые технологии».

Это влечет добавление новой цели: «Создание регуляторных, финансовых и технологических условий для развития и ускоренного внедрения отечественных продуктов, сервисов, решений на базе цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, в экономике и социальной сфере». Также предложен ряд других изменений, подробный перечень которых доступен в источнике [4].

Примечательно, что еще в апреле 2020 года Минкомсвязь предложила секвестрировать общий бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» на 19 миллиардов рублей, направив в Правительство РФ соответствующие предложения. Эта сумма распределяется между федеральными проектами следующим образом [5]:

  • Нормативное регулирование цифровой среды – 125 миллионов рублей;
  • Информационная инфраструктура – 1,6 миллиардов рублей;
  • Кадры для цифровой экономики – 3,4 миллиарда рублей;
  • Информационная безопасность – 6,9 миллиарда рублей;
  • Цифровые технологии – 5,3 миллиарда рублей;
  • Цифровое государственное управление – 2 миллиарда рублей.

Напомним, изначальный бюджет нацпрограммы на 2020 год составлял 151 миллиард рублей [3] при общем бюджете 1634,9 миллиардов рублей на 2018-224 годы [1]. Тем не менее, несмотря на сокращение финансирование, работа над проектами национальной программы продолжается.

В частности, активно реализуется проект «Кадры для цифровой экономики», когда частные компании совместно государственными организациями запускают программы обучения цифровым технологиям.

В рамках этого направления Школа Больших Данных обновила свой практический курс «Аналитика больших данных для руководителей», подготовив серию прикладных тренингов специально для государственных и муниципальных организаций, с учетом содержания национальной программы «Цифровая экономика РФ», вызовов современного рынка и текущего развития технологий больших данных (Big Data), машинного обучения (Machine Learning) и промышленного интернета вещей (IIoT).

Источники

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *