Основания возникновения права собственности на землю

Основания возникновения права собственности на землю

Ее можно использовать в разнообразных целях, начиная от возведения дома для постоянного проживания и заканчивая выращиванием сельхозпродукции для личных и коммерческих целей.

Вопрос о правовых способах приобретения земельного участка (ЗУ) не теряет своей актуальности.

Также желающие стать владельцем указанного формата недвижимого имущества проявляют интерес к тому, по каким причинам они могут лишиться своего ресурса. Рассмотрим юридические основания возникновения и прекращения права собственности на землю.

В силу чего можно стать собственником?

Основной комплекс имущественных отношений регламентируется нормами гражданского и земельного законодательства. Основания возникновения прав на участки регламентируются ст. 25 ЗК РФ.

Основания возникновения права собственности на землюСогласно ГК РФ (ст.209-217), владельцами ЗУ могут быть:

  • физические/юридические лица;
  • федеральные структуры гос. власти;
  • региональные структуры гос. власти;
  • муниципальные структуры гос. власти;

Факт возникновения права пользования, владения и распоряжения землей удостоверяется правоустанавливающими документами.

В их перечень входит:

  • соглашения купли-продажи, мены, дарения;
  • свидетельство, удостоверяющее факт притязания на завещанное имущество со стороны наследника;
  • судебные решения;
  • акты органов государственной власти (всех уровней);
  • акты приватизации.

Справка! Поскольку земля относится к универсальному формату недвижимого имущества, право собственности на нее не возникает без процедуры госрегистрации, регламентированной в ФЗ №218 от 13.07.15 г.

Когда возникает частная?

Перечень оснований, которые позволяют гражданам и коммерческим структурам владеть, пользоваться и распоряжаться ЗУ, зафиксирован в ст. 218 ГК РФ.

  • Основания возникновения права собственности на землюНаиболее распространенный вариант получить статус землевладельца – это приобрести имущество в рамках договора купли-продажи.
  • Существенный процент граждан становится законным владельцем ЗУ в порядке наследования.
  • При смене организационно-правовой формы на баланс нового предприятия переходят земельные территории реорганизованного субъекта.
  • Также закон допускает оформление в частную собственность наделов, принадлежащих госструктурам, в порядке приватизации.

Право владения, пользования и распоряжения ЗУ может возникать и по альтернативным основаниям. К ним относят, в частности приобретательскую давность, когда земельный объект оформляется в собственность того, кто добросовестно владел им на протяжении 15 лет.

Когда возникает государственная?

Список законных оснований, дающих государству право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными ресурсами, содержится в ст.17, 18 ЗК РФ. Причем закон разграничивает критерии права собственности на землю — для федерального, регионального, муниципального уровня власти.

В ведении первого субъекта наделы могут находиться по причине:

  • указания их принадлежности в ФЗ;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, зафиксированных в правовых актах.

Важно! Для региональных органов власти указанный перечень оснований аналогичен, но он может расширяться, если госструктуры «на местах» получают земельные территории на безвозмездной основе из федеральной собственности.

Муниципальная собственность

Список случаев, когда в качестве владельцев ЗУ могут выступать муниципальные структуры власти, определен в ст.19 ЗК РФ.

Основания возникновения права собственности на землюОрганы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются земельными ресурсами в силу:

  • указания их принадлежности в федеральных и региональных законах;
  • разграничения бюджетной собственности;
  • покупки их государственными структурами по основаниям, указанным в правовых актах;
  • передачи на безвозмездной основе из федеральной собственности.

Муниципальные органы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться бесхозными землями в рамках ст.225 ГК РФ.

Причины для прекращения

Случаи, когда владелец ЗУ утрачивает права на указанное имущество, зафиксированы в законе. Согласно ст.44 ЗК РФ, правомочия по владению, пользованию и распоряжению на земельный участок нивелируются, если:

  • он является предметом гражданско-правовой сделки;
  • хозяин отказался от него в добровольном порядке.
  • имеют место альтернативные основания прекращения права собственности на ЗУ, перечисленные в правовых актах (когда, например, у недобросовестного хозяина надел изымается принудительно).

Общие критерии утраты прав на природный ресурс также зафиксированы на законодательном уровне. Согласно ст.236 ГК РФ, собственник земли может отказаться от нее по собственной инициативе.

Справка! Также недвижимое имущество может быть изъято в административном порядке (по решению суда или органов власти).

Добровольный отказ от правомочия владения, пользования и распоряжения ЗУ

Юридически отказ от собственности на ЗУ по собственной инициативе включает утрату права бессрочно пользоваться и пожизненно владеть земельной территорией. Основания и условия отказа от прав регулируется ст. 53 ЗК РФ.

Этапы процедуры

Основания возникновения права собственности на землюДля освобождения от бремени по содержанию надела его владельцу следует:

  • составить заявление (установленного образца) об отказе от прав на ЗУ;
  • обратиться с ним в госструктуру, ответственную за регистрацию прав на недвижимое имущество.

Дополнительно заинтересованному лицу необходимо представить:

  • паспорт собственника;
  • ксерокопию документа, подтверждающего госрегистрацию юрлица;
  • правоустанавливающий документ на природный ресурс (договор, свидетельство, судебное решение и прочее) или решение администрации о предоставлении земли;
  • кадастровый паспорт;
  • бумаги, подтверждающие наличие на участке построек и сооружений (если таковые имеются).

Нюансы составления заявления

Владелец ЗУ вправе написать заявление от руки или с использованием компьютерной техники.

В документе необходимо указать:

  • наименование/реквизиты структурного подразделения регистрирующего органа (Росреестр);
  • ФИО, контактные данные заинтересованного лица;
  • идентификационные характеристики участка земли (площадь, кадастровый номер и прочее);
  • перечень прилагаемых бумаг.

На заявлении ставится подпись и дата составления. Для совершения регистрационных действий в отношении ЗУ можно обратиться не только в Росреестр, но и в МФЦ.

Сотрудник госучреждения в течение 5 рабочих дней с даты внесения записи о прекращении прав на природный ресурс в ЕГРН, обязан проинформировать об удовлетворении указанного заявления не только заинтересованное лицо, но и орган власти, в ведении которого будет находиться земельный надел.

Обратите внимание! Если документы подавались через МФЦ, то процедура освобождения от бремени содержания земельного участка займет 7 рабочих дней с момента обращения.

Отказ от владения на ЗУ в принудительном порядке

Гражданское законодательство предусматривает случаи, когда земельные участки изымаются из личного владения собственников помимо их воли. Если, например, хозяин ЗУ использует природный ресурс нерационально или не по назначению, то он может лишиться его по инициативе государства.

В перечень оснований для принудительного отказа от надела входят такие правовые институты как реквизиция (возмездное изъятие) и конфискация (безвозмездное изъятие).

Правомочие владения, пользования и распоряжения земельной территорией может быть утрачено, если органы власти приняли решение о том, что она будет использоваться для государственных и муниципальных нужд. Изъятие ЗУ из собственности конкретного лица компенсируется в соразмерной форме.

Принудительное прекращение проходит в определенном порядке:

  1. Основания возникновения права собственности на землюУстановление права для принудительного прекращения прав владения.
  2. Поиск владельца земельного участка посредством запросов в реестр, архивы и прочие инстанции. Или размещение информации о поиске на порталах и других СМИ. Если собственник не обнаружен, на основании заявления ответственной инстанции суд признает право собственности на надел за государством.
  3. Местная администрация принимает решение об изъятии земли. В течение 10 дней информация доводится до владельца и придается гласности: на официальном ресурсе, в реестре. Решение имеет силу в течение 3-х лет.
  4. Далее за 60 дней до последующей процедуры проводится оценка стоимости надела.
  5. Договор об изъятии направляется владельцу, который вправе его не подписывать. Но по истечении 90 дней орган, ответственный за решение вопроса, может подать иск для вынесения судебного решения.

Важно! После прекращения прав бывший владелец не освобождается от оплаты штрафов и пени за неправильную эксплуатацию земельного надела.

Заключение

Желающие приобрести земельный участок для личных и коммерческих целей должны осознавать высокую степень ответственности за объект сделки. Закон позволяет владеть ЗУ не только в рамках купли-продажи, дарения, мены, но также наследования и приватизации.

Земля – национальное богатство страны, поэтому игнорирование правил ее надлежащего использования влечет для собственника неблагоприятные правовые последствия в виде штрафа или принудительного изъятия.

Основания возникновения прав на землю

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Основания возникновения прав на землю

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Содержание

Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.

Все без исключения сделки с земельными наделами должны быть официально оформлены, иными словами, зарегистрированы уполномоченными на то органами.

Земельные наделы могут быть предоставлены в пользование как физическим, так и юридическим лицам на территориях РФ, кроме тех наделов, которые запрещены к передаче в частную собственность, согласно российскому законодательству.

Виды оснований прав на землю

На сегодняшний день гражданским законодательством предусмотрено несколько ключевых оснований для возникновения права на земельный участок. Классификация позволяет вывести следующие виды:

  • право собственности (в данном случае речь идет как о частной, так и о государственной, муниципальной);
  • право бессрочного использования земельным участком;
  • право пожизненного наследования надела;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • сервитут.

Если с правом собственности все предельно ясно, то остальные виды оснований требуют более подробного разъяснения.

  • Право бессрочного использования земельного участка возникает на основании решений, уполномоченных на то органов на муниципальном или государственном уровне. Подобное право доступно только государственным учреждениям и организациям, а также органам государственной и муниципальной власти.
  • Право пожизненного наследования имеют только граждане РФ, то есть физические лица. Причем в данном случае следует пояснить: законодательный порядок устанавливает, что таковым правом наделяются только те субъекты правовых отношений, которые стали обладателем земельного участка по данному основанию до введения на территории РФ Земельного кодекса. В современной России выдел земельной территории сельскохозяйственного, бытового или строительного назначения не допускается законом с учетом данного основания.
  • Правом безвозмездного срочного пользования наделяются как физические лица, так и юридические лица, организации религиозного характера, а также органы государственной и муниципальной власти. При этом в качестве наймодателя могут выступать как государство, муниципалитет, так и юридические или физические лица.
  • Сервитут. В российском законодательстве, действующим на территории РФ, различают следующие виды данного основания: частный и публичный. Если говорить проще, то сервитут представляет собой законодательное право пользования чужим наделом. Основания для возникновения сервитута выделены в ЗК РФ.
Читайте также:  Как проверить налог на землю по ИНН физического лица?

Нужна помощь юриста по земельным делам?

Правовые основания возникновения прав на землю

Кроме того, классификация оснований возникновения прав на землю подразумевает выделение в отдельную категорию и следующих законодательных начал:

  • административно-правовых;
  • гражданско-правовых.

Соответственно, перечисленные выше основания возникновения прав на землю включают в себя следующий перечень:

  • постановления, опубликованные от имени органов государственной власти, или решения органов местного самоуправления;
  • решения судебной инстанции, которая установила права конкретного субъекта правоотношений на земельный надел любого назначения;
  • приобретательная данность (в данном случае законодательный порядок предусматривает некоторые ограничения, в частности, она не может быть основанием возникновения прав на участки, расположенные в государственной или же муниципальной собственности);
  • договоры, а также иные юридические формы соглашений, заключенные между физическим и юридическим лицом, а также между органами госвласти или муниципалитетом и физическими или юридическими лицами.
  • иные правовые факты, которые законодательный порядок может посчитать как основания права на земли различного назначения.

Основания возникновения права государственной собственности на землю

Что же является основаниями для возникновения права государственной собственности? Ответ на данный вопрос содержат ст. 17 и ст. 18 ЗК РФ. Во-первых, земельными участками в федеральной собственности считаются наделы, которые:

  • признаются таковыми согласно федеральному законодательству;
  • были наделены подобным статусом в процессе разграничения госсобственности на земельные территории;
  • приобретены российским государствам согласно основаниям, закрепленным в действующим законодательством.

Во-вторых, государственная собственность включает в себя наделы, находящиеся в ведении субъектов РФ, на следующих основаниях:

  • земли были признаны таковыми после вступления в силу федеральных законов;
  • наделы перешли в ведение субъектов РФ при разграничении территорий;
  • земельные участки на законных основаниях были приобретены субъектами РФ;
  • территории были переданы совершенно безвозмездно регионам РФ из федеральной собственности для пользования.
  • Кроме того, законодательство РФ предусматривает и третий случай возникновения права государственной собственности на землю.
  • Если в городах федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) владелец участка осуществляет процедуру прекращения права собственности, то территория с момента регистрации утраченного права является государственной собственностью.
  • В том случае если законодательный порядок закрепляет иные основания в городах федерального значения, то освободившийся участок является муниципальной собственностью.

Основания возникновения права муниципальной собственности на землю

Ключевые основания для возникновения прав муниципальной собственности обозначены в ст. 19 ЗК РФ. В частности, они включают следующие начала:

  • если таковым статусом земли наделяются в соответствии с федеральными законами или законами, принятыми субъектами РФ;
  • если производится разграничение территорий, находящихся в государственной собственности;
  • если из федеральной собственности муниципалитету земельный надел передается для безвозмездного пользования (это могут быть земли сельскохозяйственного, лесного, коммерческого назначения и др.).

Основание возникновения права частной собственности на землю

Возникновение основных прав частной собственности происходит с учетом Гражданского кодекса РФ. В данном нормативно-правовом акте содержатся ключевые параметры подобной сделки, которые проявляются в виде:

  • Совершения сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного, садоводческого, огородоводческого и иного назначения. Это могут быть также сделки дарения земляного надела, его мены или же отчуждения, после которых происходит процедура прекращения прав одного из субъектов правоотношений (ст. 218 ГК РФ).
  • Наследования частной собственности, а также правопреемства земель или реорганизации юридического лица, которое использовало целевые земли, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
  • Приватизации, которая является одним из самых популярных на сегодняшний день оснований возникновения прав частной собственности. В данном случае осуществляется процедура прекращения муниципальной или же государственной собственности с переходом в категорию частной собственности согласно ст. 217 ГК РФ.
  • Иных оснований, которые предусматривает современное законодательство РФ, в том числе приобретательной давности (на земли сельскохозяйственного назначения данное основание не распространяется).

Вопрос возврата земельных участков

В юридической практике распространены дела, когда истец поднимает вопрос о законности отчуждения земельного участка.

Если порядок прекращения прав на надел был нарушен (в том числе посредством принуждения лица к совершению сделки), то субъект правоотношений имеет законные основания для подачи в судебную инстанцию виндикационного иска, который является детерминантой для судопроизводства.

Однако необходимо помнить о том, что истец должен апеллировать только фактами, которые подтверждают изъятие земельных наделов, то есть момент прекращения прав на собственность против воли законного владельца.

В данном случае речь идет, например, о признании субъекта правоотношений гражданским истцом, что осуществляется посредством опубликования постановления, подписанного следственными органами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один законный владелец земельного надела не может быть лишен права его пользования без его согласия. Только судебный орган имеет права принимать такое решение даже в случаях перехода частной собственности в государственную для обеспечения нужд РФ.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Добрый день.

Можете, пожалуйста, помочь составить договор на аренду квартиры на длительный срок с мебелью и бытовой техникой и не оплачиваемыми арендатором коммунальными услугами?
Арендодатель сказала, что оплата коммунальных услуг входит в стоимость суммы за аренду квартиры.

Хочу перестраховаться и точно знать, как должен выглядеть такой договор.

Саша24.11.2020 04:13

Добрый день!

Да, наши специалисты занимаются составлением таких договоров. По вопросу составления позвоните нам по телефону +7 (499) 938-82-06 с 10 до 19.00.

  1. Юридическая группа МИП — Москва№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ru
  2. Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом

Максимова Людмила Сергеевна24.11.2020 11:25

Задать дополнительный вопрос

У меня ВНЖ могу ли я оформить в собственность земельный участок в СНТ

Ление 10.06.2019 15:08

Добрый день! 

Покупка недвижимости и вид на жительство – это два понятия, тесно связанные друг с другом. В своей практике мы сталкиваемся с двумя типовыми ситуациями:

  • иностранный гражданин, еще не оформив вида на жительство, хотел бы приобрести в России недвижимость, жилую или нежилую
  • иностранный гражданин, уже с видом на жительство хотел бы того же.

Одним из условий получения ВНЖ является наличие в России места жительства (регистрации), помещения, которым иностранное лицо или лицо без гражданства владело бы на законных основаниях – таким может быть и собственное жилье.

Ограничены в своих правах на приобретение недвижимости в России иностранцы с ВНЖ и в плане выбора места нахождения участка земли или объекта недвижимости: запрещается приобретение недвижимого имущества в приграничных зонах.

Если земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, значит на него распространяется ограничение ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», то есть запрет на его приобретение иностранным гражданином. Однако земельный участок в СНТ не обязательно относится к землям сельхозназначения.

Скорее это земли населенных пунктов. ст. 77 ЗК РФ 1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. 2.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. А земли населенного пункта: ст. 83 ЗК РФ 1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. 2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Поэтому если СНТ у Вас находится в пределах населенного пункта и земли не являются землями сельхозназначения, ограничения никакие не действуют. То есть в данном случае здесь действует принцип дозволенности всего, что прямо не ограничено или запрещено законом. 

Сайботалов Вадим Владимирович10.06.2019 15:25

Задать дополнительный вопрос

Ление 10.06.2019 15:44

У нашего СНТ деятельность ведение садоводство

Добрый день! Обращаю Ваше внимание, что ключевым моментом является назначение земель согласно кадастровым данным. Учредительная деятельность самого товарищества имеет второстепенное значение. Назначение земель указанно в кадастром паспорт или в выписке из реестра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сайботалов Вадим Владимирович10.06.2019 15:59

Задать дополнительный вопрос

Основание возникновения права на земельный участок(Постановление главы администрации признан недействительным) Собственник РФ. арендатор ОАО РЖД.

Договор аренды погашен к нему применены последствия ничтожной сделки. Убрав 10 сот. из участка ОАО РЖД и РФ возобновили договор аренды. Хотя основание возникновения права признано недействительным.

Читайте также:  Приватизация земель сельскохозяйственного назначения и земель общего пользования

Можно ли применить ст.216 КАС

Надежда12.11.2018 15:44

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9.

Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 938-82-06 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна12.11.2018 16:50

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

13.11.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Добрый день. У моей знакомой остался дом от бабушки,но официально в наследство она не вступила,три года она проживала в другом городе,по приезду выяснилось ,что в этом доме живут незнакомые люди. При каких обстоятельствах дом могли отдать третьим лицам.

Анель22.10.2018 15:58

Здравствуйте! Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «МИП».

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Александров Александр Михайлович22.10.2018 21:42

Задать дополнительный вопрос

Так и есть.

23.10.2018 12:18

Задать дополнительный вопрос

Вс разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю

17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.

Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок

В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста.

При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено.

Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.

Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок.

Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости.

Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок.

По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества

Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.

Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение.

Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.

Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона).

Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.

Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.

Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований

В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя.

При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено.

Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

ВС РФ не согласился с выводами окружного суда

Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.

Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях.

«Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.

При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.

В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.

1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ.

При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.

Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.

Читайте также:  Дарение квартиры – стоит ли опасаться, что новый собственник выселит прежнего

Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю.

«Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.

1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией.

Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка.

«Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права.

Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона.

«Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие.

Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

Основания возникновения прав собственности на земельные участки: подробно обо всех подводных камнях

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

консультацию:

Показать содержание

Опираемся на законодательные документы

К числу важнейших законодательных документов, которые регулируют правоотношения собственности, относятся:

Основания возникновения права собственности на землю

Каждый надел, оформленный в собственность физического или юридического лица, имеет титульную документацию, которая так же определяется как правоустанавливающая. Все подробности о правоустанавливающей и правоудостоверяющей документации читайте здесь.

Право собственности на земельный участок возникает с момента получения этого первичного документа, который получает собственник в момент перехода прав на ЗУ в его пользу. В обозначенном документе указывают гражданско-правовое действие, которое предоставило землю в собственность указанного в документации лица.

В числе таких действий, допускающих вступление граждан во владение землёй (основания возникновения прав на земельные участки), можно выделить следующие:

  1. имущественные сделки: купля-продажа, дарение или мена.
  2. Наследственное имущество, перешедшее от умершего собственника в пользу правопреемника по завещанию или по закону в порядке очереди (узнать собственника по кадастровому номеру можно тут).
  3. Приватизация муниципальных или государственных земель.

В результате обозначенных форм перехода прав, возникает переход права собственности от одного владельца (правоотчуждателя имущества) – к другому (правопреемнику).

Сделки об отчуждении ЗУ

Виды гражданско-правовых действий, в результате которых имущество отчуждается от собственника, приобретая нового владельца, определяются в качестве имущественных сделок. Они имеют возмездный характер, как в случае купли-продажи или мены (обмена наделов), так и безвозмездный – дарение участка.

Право собственности на земельный участок возникает при приобретении его по договору купчей – наиболее распространённый вариант имущественной сделки.

В данном случае составляется двусторонний договор, в результате которого одна сторона отчуждает ЗУ, принимая от контрагента соразмерную оплату, соответствующую стоимости участка.

Право собственности переходит к покупателю в результате:

Регистрирующий орган вносит в кадастровые учётные записи нового собственника земель, а его право на ЗУ констатируется договором, полученным свидетельством о праве собственности и кадастровым паспортом ЗУ.

При договоре мены юридическая процедура аналогична, за исключением положения о взаиморасчётах. В данном случае взамен отчуждаемых земель, лица получают равноценные (неравноценные) наделы или иную недвижимость.

При неравноценном обмене допускается взимание или передача контрагенту доплаты, регулирующей соразмерность имущественных прав сторон.

Дарение отличается от возмездных сделок по существу процедуры. В данном случае недопустимо:

  1. взимание оплаты или иных ответных услуг;
  2. выдвижение встречных условий в сторону одаряемого.

Инициатива составления дарственной может принадлежать только дарителю. Одаряемый субъект, вправе принять имущество или отказаться от него. Так как данные сделки наиболее часто подлежат расторжению, их целесообразно оформлять типовым договором, подготовленным и удостоверенным нотариусом. При возмездных сделках нотариальное удостоверение производится по усмотрению сторон.

Только по проведёнии регистрационного учёта дарственной, одаряемый вступает в статус собственника ЗУ, получая соответствующую документацию, свидетельствующую о вступлении в собственность, и кадастровый паспорт. Что делать если нет документов?

В имущественных сделках не могут участвовать земли, переданные в залог или арестованные за неисполнение долговых обязательств.

Основания и процедура перехода права собственности по наследству

После сметри владельца ЗУ, при предоставлении соответствующего свидетельства, открывается наследство. Претенденты на вступление в имущественное правопреемство по степени близости родства и лица, указанные в завещании, подают заявление на вступление в наследование.

Если ЗУ отчуждается лицу на основании завещательного распоряжения, ему выдаётся свидетельство о наследовании. То же происходит при условии наличия единственного наследника по закону, которым может являться близкий (или иной) родственник.

С обозначенным свидетельством наследники обращаются в Росреестр для проведения регистрации.

После регистрации к свидетельству о наследовании прилагаются свидетельства о праве собственности и кадастровые паспорта ЗУ, что гарантирует полную юридическую правоспособность новых собственников.

Если наследников больше одного – земля передаётся наряду с иным имуществом в виде наследственной массы. Свидетельство о собственности передаётся наследникам, с приложением перечня наследуемого имущества.

После получения свидетельства требуется составить соглашение о разделе имущества. В данном случае появляются варианты оформления ЗУ в собственность:

  1. совместную, общую собственность, с распределением долей или без их распределения.
  2. Выделив ЗУ одному из участников, взамен иного имущества, которое переходит остальным.
  3. Передав ЗУ одному участнику, с условием последующей выплаты стоимости долей остальным.

Соглашение составляется при добровольном распределении наследственной массы, по договорённости. При условии отсутствия единого мнения, вопрос рассматривается в суде. В этом случае вместо соглашения используется решение суда о разделе имущества.

Приложив к свидетельству о наследовании решение суда или составленное добровольно соглашение, правопреемники покойного владельца ЗУ регистрируют участок в Росреестре, получая соответствующую документацию.

Приватизация земель или выкуп у муниципалитета

Государственные и муниципальные земли могут переходить гражданам населённого пункта:

  1. посредством проведения приватизации;
  2. посредством выкупа.

В обоих случаях земля передаётся в собственность, но приватизация подразумевает безвозмездный переход, а выкуп – возмездный.

Приватизировать землю имеют право лица, владеющие наделом:

Процедура совершается только с позволения местных властей и только в том случае, если заинтересованное лицо ранее не воспользовалось правом приватизации. Такая возможность допускается для каждого гражданина единственный раз. В иных случаях разрешается выкуп ЗУ по кадастровой стоимости.

После получения разрешения на приватизацию или выкупа, администрация выдаёт акт, разрешающий регистрацию права собственности, с которым граждане обращаются в Росреестр.

Если покупатель участвовал в торгах, дополнительно прилагается выписка из протокола проведения торгов, в которой зафиксировано приобретение указанного участка заявителем.

На основании представленной документации, граждане получают свидетельство о собственности и кадастровый паспорт с новым статусом владельца.

Вот такие не сложные основания возникновения права собственности на земельные участки. Независимо от формы приобретения ЗУ, право собственности наступает только после проведения соответствующих регистрационных действий и внесения сведений в Росреестр.

Подробнее обо всех нюансах данной темы читайте на главной странице рубрики.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *