Приватизация земель сельскохозяйственного назначения и земель общего пользования

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения и земель общего пользования

Расположенные на загородных территориях земли в большинстве случаев предназначаются под ведение сельского хозяйства. Согласно законодательным нормам они могут допускаться к приватизации путем переоформления в собственность гражданину или организации.

Земельные участки сельхозназначения: что это?

Земельные ресурсу по законодательству России подразделяются на виды согласно их целевому назначению. В Земельном Кодексе подразделение указано в статье 78, где на первом месте стоит графа о землях сельскохозяйственного назначения:

  • это земли предназначенные для государственного хозяйства (сельхозпроизводство, пашни, выгон, сады, огороды, защитная лесная зона, рыболовство и т.п.);
  • использование предназначено для ведения фермерского (крестьянского) хозяйства, для личного подсобного хозяйство, животноводство;
  • для использования кооперативного производства, хозяйственных товариществ, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими и некоммерческими организациями (о порядке приватизации ЗУ в садовом товариществе написано тут);
  • использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Земля с/х назначения предназначается для обслуживания цикла выращивания плодово-овощных, зерновых культур.

Оборот земельных территорий в России определяется согласно земельным законам и Конституцией РФ. В правовых актах определены виды земельной собственности как:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная.

Государство при этом выступает гарантом защиты прав собственности при совершении различных сделок с землей.

Земли сельхоз назначения являются муниципальной и государственной собственностью, что не отменяет права ее приватизации для обычных граждан или организаций. Данное право установлено в Земельном Кодексе РФ, а также в Федеральном Законе № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Оборот и приватизация земель осуществляется на следующих основаниях:

  1. В ФЗ № 178 регламентирован порядок приватизации со стороны местной власти.
  2. Земли отходят гражданским собственникам или коммерческим организациям при оформлении долгосрочной аренды или по праву приватизирования.
  3. В ЗК РФ существует право выкупа земли на коммерческой основе.
  4. В ФЗ № 178 описаны законные обстоятельства, позволяющие гражданам или организациям выкупать, или приватизировать арендованную землю, взятую на срок более 3-х лет.

Приватизация земель осуществляется на следующих основах:

  1. Платно — после долгосрочной аренды, путем выкупа участка у государственной или муниципальной власти (сколько стоит приватизировать землю?) .
  2. Бесплатно — при заключении договоров о бессрочном пользовании, при наличии льгот или будучи участником земельных программ (кому полагается и как оформляется бесплатная приватизация?).

В Земельном Кодексе установлены лица, которые могут платно осуществить приватизацию ЗУ сельскохозяйственного назначения:

  • лица, оформившие земельные участки под ведение личного подсобного хозяйства или оформившие для этих же целей долгосрочную аренду;
  • граждане, взявшие земли под строительство индивидуального жилищного строительства за чертой городского поселения или населенного пункта;
  • граждане, которые взяли земли у муниципалитета для разведения огородов, садов либо под личные нужды.

На бесплатной основе приватизацию могут осуществить следующие лица:

  • заключившие долгосрочный договор о бессрочном пользовании ЗУ с местными властями;
  • получившие землю от государства вместо изъятой собственности.

В первую очередь законодательством установлено, что граждане, получившие земельные участки под целевое использование до 2001 года и построившие на них дом до этого года, имеют право в ближайшем будущем переоформить их в собственность.

Пошаговая инструкция по оформлению наделов в собственность

Для получения земельного надела сельскохозяйственного назначения от государственной или муниципальной власти путем приватизации требуется сделать следующее:

  1. Провести кадастровое межевание занимаемой гражданином территории, которую он использует и собирается приватизировать.
  2. Посетить местную администрацию лично и составить заявку в письменной форме, с выражением просьбы о передачи земельного надела в собственность. При этом просить могут те, кто уже фактически использует данный участок и особенно, если построил там жилой жом (о нюансах приватизации земли под жилым домом читайте тут, а о том, как можно оформить в собственность ЗУ вместе со строением на нем, узнайте в этой статье).
  3. Собрать пакет документации, необходимой для рассмотрения заявки (какие документы нужны для оформления приватизации земли под разные нужды читайте здесь).

Администрация обязуется в срок 14 дней рассмотреть прошение и вынести решение о приватизации участка — отказ или удовлетворить просьбу.

Если по каким-либо причинам у гражданина отсутствует необходимый документ для проведения приватизации, то власти могут предложить административный вариант оформления перехода прав собственности. Сотрудник по межведомственным каналам будет восстанавливать утраченную документацию без участия гражданина-просителя в течение 30 дней.

Для приватизации понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт или личный документ заявителя;
  • основание использования надела (например, разрешения муниципалитете, распоряжение предприятия);
  • сведения о наличии построек на приватизируемой территории (в идеале свидетельство о праве собственности);
  • акт о проведении кадастрового межевания (предоставить кадастровый паспорт);
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности на находящиеся на ЗУ строения.

Особым случаем приватизируется участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности, полученный без проведения торгов:

  1. Приватизация возможна, если физическое или юридическое лицо передало в муниципалитет заявление о заключении договора аренды или купли-продажи в течение 6 месяцев с момента регистрации прав на такой участок.
  2. Цена на эту землю устанавливается в размере не более 15% от кадастровой стоимости.
  3. Без торгов могут быть переданы участки крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства с целью ведения сельскохозяйственной или любой иной схожей деятельностью.

Особенности процедуры

Из процедуры приватизации земель с/х пользования можно сформировать следующие особенности:

  • субъектами приватизации могут выступать как простые граждане, так и юридические организации;
  • ЗУ переоформляется в собственность после заключения договора аренды или при бессрочном пользовании;
  • приватизация возможна на платной основе в результате выкупа земель у муниципалитета или на безвозмездной основе;
  • приватизация земельных участков необходима для закрепления статуса собственника за физическим или юридическим лицом.

Статус собственник исключает притязания третьих лиц на принадлежащую землю и дает возможность распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, дарить или разменивать.

Какие участки нельзя приватизировать?

Действующее российское земельное законодательство определяет специальный список с/х земель не подлежащих приватизации:

  • входящие в фондовые земли — леса, водные объекты, заповедники и т.п.;
  • охраняемые природные, ресурсные объекты;
  • зараженные территории, могильники, земли отведенные под сброс мусора;
  • территории, предназначенные под муниципальные и государственные нужды;
  • не подлежащие отчуждению в пользу физических или юридических лиц на основании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Более подробно о том, какие категории земель не подлежат приватизации, рассказано отдельно.

Читайте также:  Для чего нужна дачная амнистия и почему ее постоянно продляют?

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения возможна на платной и бесплатной основе. Приватизировать согласно Земельному Кодексу с/х участки могут физические и юридические лица. Для оформления понадобится составить заявление и предоставить пакет документов в местную администрацию.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – земли, которые находятся за территориями населенных пунктов и используются или предназначены для нужд сельского хозяйства.

К землям такой категории принято относить сельскохозяйственные угодья, земли, занятие дорогами, коммуникациями, насаждениями, необходимыми для защиты земли от негативного воздействия, водными объектами, зданиями, сооружениями для производства, переработки, хранения сельскохозяйственной продукции.

Приватизация земельных участков – передача права частной собственности на землю гражданам. Такая возможность распространяется на те земли сельхозназначения, которые находятся в муниципальной или государственной собственности.

Процесс приватизации регламентируется Земельным Кодексом РФ и рядом Федеральных Законов.

Не подлежат приватизации те земли сельскохозяйственного назначения из государственной или муниципальной собственности, расположенные в районах Крайнего Севера и занятые оленьими или отгонными пастбищами.

Приватизировать земельный участок могут физические и юридические лица на основе единоличной, совместной или долевой собственности. В процессе оформления нередко возникают затруднения, чаще всего они связаны с классификацией отрезка территории или наличием ограничений на них.

Порядок приватизации

Участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в муниципальной собственности, может передаваться без проведения торгов, если физическое или юридическое лицо передало в муниципалитет заявление о заключении договора аренды или купли-продажи в течение 6 месяцев с момента регистрации прав на такой участок.

Цена на эту землю устанавливается в размере не более 15% от кадастровой стоимости.

Также без торгов могут быть переданы участки крестьянским хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, которые участвуют в программах господдержки в сфере развития сельского хозяйства с целью ведения сельскохозяйственной или любой иной деятельностью, связанной с ним.

Оформление земли в собственность – обязательная процедура. Без нее человек не сможет вступить в право собственности на участок и, следовательно, не будет считаться его собственником.

Для этого по окончании процедуры ему нужно обратиться в Росреестр. Только получив все необходимые документы, он сможет распоряжаться своим недвижимым имуществом.

Перед тем, как идти в муниципалитет или орган исполнительной власти, необходимо подготовить пакет документов. В него входит:

  • Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя.
  • Документ, в котором указано основание для приватизации.
  • Кадастровый план земельного участка.
  • Документ о праве наследования, если владелец участка земельного участка скончался.
  • Оплаченные квитанции.

После того, как ваши документы проверят, их необходимо отправить в Росреестр. Также вы должны подготовить заявление, в котором описаны основания для приватизации. Важно подготовить все документы в двух экземплярах: оригинал после приватизации отдается владельцу участка, копии – остаются в Росреестре.

Когда вы соберете весь необходимый пакет документов, отправляйтесь в Росреестр.  Важно, чтобы участок, который вы собираетесь приватизировать, был на кадастровом учёте. Если его нет, то орган государственной власти обязан провести подобную процедуру в течение 20 дней.

Затраты на постановку на кадастровый учет оплачивает лицо, которое инициировало приватизацию.

После этого осуществляется подготовка межевого плана. Когда все документы будут готовы и получен положительный ответ о приватизации, возникает право собственности. Основанием для него является подписанный договор купли-продажи, а также акт приема-передачи. Важно, чтобы собственник оплатил стоимость земельного участка до подписания последнего документа.

По окончанию процедуры владельцу выдается Свидетельство о собственности. Если же на участке сельскохозяйственного назначения имеются какие-либо строения, пакет документов необходимо дополнить бумагами, которые подтверждают собственность этого гражданина на описанную недвижимость.

 В среднем процедура приватизации занимает 15-70 дней, все зависит от полноты подготовленных документов, а также длительности согласования. Согласно Федеральному Закону № 101, субъекты РФ могут установить свои сроки приватизации.

Так, в некоторых субъектах приватизация разрешается с момента вступления в силу ФЗ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в некоторых — по истечении 49 лет или10 лет после вступления в силу указанного закона.

Кроме того, субъекты могут установить и разные сроки приватизации для разных категорий землепользователей (арендаторов и т.п.). Если же закон о приватизации в субъекте не принят, то она осуществляется с 1 января 2004 г. 

Проблемы приватизации земельных участков из состава категории земель сельскохозяйственного назначения

  • Покупайте землю, ее больше не производят!
  • Марк Твен
  • Оксана Мун, ведущий юрисконсульт

Российская Федерация располагает самыми обширными земельными ресурсами, но зачастую это национальное богатство страны используется не по назначению. Ниже рассмотрим проблемы перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий и проблемы приватизации таких земельных участков.

Процесс приватизации государственного имущества начался в конце 1980-х годов. Начало приватизации сельскохозяйственных земель было положено Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», в соответствии с которым земельные участки колхозов могли передаваться в коллективную, долевую или совместную собственность сельскохозяйственным предприятиям и гражданам.

Современная земельная политика РФ направлена на продолжение процессов приватизации земли, развитие и функционирование земельного рынка, формирование системы многоукладного землевладения и землепользования.

В статье 1 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

В настоящее время наличие в РФ разных форм земельной собственности является следствием перераспределения земли, которое произошло в ходе земельной реформы. Больше всего преобразования коснулись собственности на сельскохозяйственные земли. Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в земельном фонде РФ, их понятие связано со сферой сельскохозяйственного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения включают:

    • сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние плодовые насаждения);
    • несельскохозяйственные угодья (земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, не входящие в земли водного фонда замкнутые водоемы, земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ).

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земель и используются по особому целевому назначению (например, для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством и т. д.). Использование земли данной категории исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации (например,нельзя возводить здания или сооружения).

Читайте также:  Куда можно жаловаться, если постоянно не работает лифт в доме? образец заявления, правила подачи, предельные сроки ремонта

Несмотря на то, что земельная реформа в РФ началась более 20 лет назад и в настоящее время активно развивается, приватизация земельных участков остается одним из самых актуальных и проблемных ее направлений, так как ценность земель сельскохозяйственного назначения является причиной злоупотреблений в области правоотношений, связанных с реализацией участков данной категории.

Приватизация земельных участков является одним из способов их реализации и представляет собой передачу земельных участков в собственность пользователю, что является основанием возникновения частной собственности на землю у граждан.

Земельные участки могут предоставляться как платно, так и бесплатно. Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.Пример: решение Аургазинского районного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2012 г. по делу № 2-448/2012

Из материалов дела: Л. Ф. Трофимова обратилась в суд с иском к внутрихозяйственной комиссии СПК «Искра» о признании за ней права на включение в списки граждан, имеющих право на однократную бесплатную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, указав, что она работала в колхозе «Искра» Аургазинского района РБ.

В настоящее время ей стало известно, что она не имеет земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, так как решением внутрихозяйственной комиссии СПК «Искра» не была включена в список граждан, имеющих право на однократную бесплатную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, считает, что решением вышеуказанной комиссии грубо нарушены ее права.

Считает, что внутрихозяйственная комиссия халатно отнеслась к своим прямым обязанностям, закрепленным в Постановлении Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 г.

№ 60 «Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности», что привело к ущемлению ее прав. В соответствии с п. 3 ст. 21.

2 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют в том числе граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит, что исковое заявление подлежит удовлетворению, так как оно законное и обоснованное, о чем свидетельствуют объяснения истца Л. Ф. Трофимовой, исследованная в судебном заседания ее трудовая книжка, согласно которой Л. Ф.

Трофимова принята членом колхоза «Искра», а также в соответствии с Законом РБ «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» истец как работник СПК «Искра», уволенная из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года и проживающая на территории сельского поселения «Бишкаинский сельсовет» МР Аургазинский район РБ, в котором СПК «Искра» образован, имеет право на бесплатное однократное получение земельной доли.

На основании вышеизложенного суд принял решение удовлетворить заявление Л. Ф. Трофимовой и признать право на однократную бесплатную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Если есть конкретные обстоятельства, подтверждающие право собственности гражданина на землю, например, как в данном случае постоянное (бессрочное) пользование, при оформлении земли в собственность он может требовать бесплатного оформления передачи земельного участка.Не смотря на то, что фактически земельный участок является муниципальной собственностью, это не является препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В связи с огромным спросом на земли под строительство, к продаже предлагаются, как правило, земли сельскохозяйственного назначения, в связи с чем на практике возникает много споров, касающихся особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий, а также порядок изменения вида их разрешенного использования.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования. Таким образом, для осуществления законной застройки необходимо изменить правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ в следующем порядке:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов РФ;3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;4) земель, находящихся в частной собственности:

– земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

  1. Таким образом, частные собственники правом перевода земель из одной категории в другую не обладают.
  2. Необходимо отметить, что в случае смены землевладельца, землепользователя категория и целевое назначение земельного участка не изменяется.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изм. от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ). Несмотря на детальное урегулирование данного вопроса, в области перевода земель из одной категории в другую встречается множество нарушений и злоупотреблений.

Можно выделить наиболее распространенные незаконные операции с земельными участками сельскохозяйственного назначения:

1. Незаконный перевод ценных земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории. Например, путем внесения недостоверных сведений о качественной оценке земли либо с нарушением порядка перевода земель одной категории в другую.

Пример: постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу № А72-3156/03-Е277.

Особенности выдела земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

В начале 1990-х годов прошлого столетия в колхозах массово прошла приватизация земель сельскохозяйственного назначения.

Органами местного самоуправления были приняты решения о приватизации сельскохозяйственных угодий и передаче их в собственность граждан, работающих в сельскохозяйственном производстве. При этом гражданам передавалась в собственность доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Читайте также:  Расчет площади земельного участка неправильной формы

Право на указанную земельную долю удостоверялось свидетельством о праве на земельную долю.

Каков же порядок выделения реального земельного участка в счет земельной доли?

На сегодняшний день правовое регулирование данного вопроса изложено в Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно общей норме закона, содержащейся в ст. 252 ГК РФ, участник долевой собственности на какое-либо имущество вправе требовать выдела своей доли из общего имущества, а при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях такого выдела вправе требовать выдела в натуре в судебном порядке.

Однако долевая собственность на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения имеет специфическое содержание. Как правило, владелец доли в земельном массиве сельскохозяйственного назначения, не знает других участников долевой собственности. Соответственно, общий порядок выдела доли из такого участка в такой ситуации, очевидно, затруднен.

Видимо, указанное обстоятельство и способствовало законодательному оформлению несколько отличного от общего порядка выдела участка в счет земельной доли из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Нельзя сказать, что установленный порядок проще обычного, однако он решает вышеуказанную проблему неизвестности владельцу земельной доли остальных совладельцев.

П. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрел, что земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 данной статьи.

Как видно, общий порядок, основанный на решении общего собрания участников долевой собственности, также закреплен законом.

Однако, как следует из п. 3 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г.

№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности, но только в том случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. При этом если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Как при выделе доли обойтись без решения общего собрания участников долевой собственности, сказано в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Сформулирована она следующим образом:

Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Исходя из буквального толкования приведенного законоположения, следует прийти к выводу, что отсутствие решения общего собрания участников долевой собственности включает в себя в том числе и случай, когда проведение общего собрания участников долевой собственности невозможно ввиду неизвестности собственнику земельной доли других участников долевой собственности.

Таким образом, если собственник земельной доли хочет выделить в счет нее конкретный земельный участок, то ему необходимо обратиться по данному вопросу к кадастровому инженеру.

Порядок подготовки и согласования проекта межевания земельного участка регламентируется ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В основном указанная процедура проводится в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», однако необходимо отметить некоторые нюансы.

Проект межевания земельного участка, подготовленный кадастровым инженером по обращению собственника земельной доли в случае, когда отсутствует решение общего собрания участников долевой собственности, которым утвержден проект межевания земельных участков, утверждается решением самого собственника земельной доли (п. 5 ст. 13.1 Ф Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Затем проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п. 10 ст. 13.1 Ф Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Указанное извещение должно содержать следующие сведения:

  1. сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  2. сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  3. кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
  4. порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
  5. сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Важно иметь в виду, что кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. На практике отсутствие такого заключения может выступить поводом оспаривания результатов межевания земельного участка, выделенного в счет земельной доли.

Таким образом, с одной стороны, процедура выдела земельного участка в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения имеет некоторые особенности, с другой стороны, они не носят неразрешимого характера и позволяют стать собственником отдельного земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Важно, чтобы на выделяемом земельном участке не находилось каких-либо строений и сооружений, принадлежащих третьим лицам. О том, какие это может повлечь проблемы, в одной из следующих публикаций.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *