Подача жалобы в фас по 223-фз: образец заявления, порядок действий, сроки рассмотрения

Подача жалобы в ФАС по 223-ФЗ: образец заявления, порядок действий, сроки рассмотрения

На кого можно жаловаться

Тут никаких отличий от 44-ФЗ нет. В ч. 10 ст. 3 223-ФЗ сказано, что участник закупки может жаловаться на:

  • организацию-заказчика,
  • закупочную комиссию,  
  • ЭТП.

Жалобу отправляйте в территориальный ФАС по месту нахождения заказчика или его филиала. Центральное управление ФАС рассматривает только жалобы на закупки дороже 1 млрд руб.

Кто может жаловаться

По 223-ФЗ жаловаться до окончания срока подачи заявок могут все желающие. После того, как окончен срок подачи заявок, жаловаться могут только участники закупки.

В некоторых регионах судьи считают, что обжаловать содержание документов закупки в ФАС могут только те поставщики, которые подавали заявки. Остальные организации или физлица могут обжаловать только те нарушения, которые связаны с размещением информации о закупке и порядком подачи заявок.

Считаем, что это не очень логично, так как ошибки или нарушения в документах мешают корректно подать заявку. Рекомендуем в первую очередь подавать запрос на разъяснения, а если ответ заказчика не прояснит ситуацию, то жаловаться в ФАС, упомянув в документе, что ответ заказчика не удовлетворил вас. 

Нюансы

  • Действия/ бездействие, на которые вы жаловались, должны нарушать именно ваши права или интересы. 
  • Если закупка состояла из лотов, то участник может обжаловать нарушения только в том лоте, в котором участвовал. 

На что можно жаловаться

В отличие от 44-ФЗ список причин для жалоб по 223-ФЗ ограничен. Жаловаться можно, если заказчик проводит закупку с нарушением 223-ФЗ или своего положения о закупке:

  • Не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в него, информацию о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков.
  • Провел закупку, не включенную в план-график.
  • Предъявил к участникам закупки требования, которых не было в его положении о закупках.
  • Не разместил отчет об объеме закупок у малого и среднего предпринимательства.

Обязательного шаблона жалобы нет, в документе просто указывают:

  • Информацию о заявителе и заказчике (название, контакты),
  • Номер извещения о закупке,
  • Собственно суть жалобы,
  • Список приложений, если они есть.

Нюансы

  • Проверьте, попадает ли ваша жалоба под основания, установленные законом. Иначе ФАС просто вернет ее без рассмотрения.
  • ФАС рассмотрит только те нарушения, которые были описаны в жалобе (ч.13 ст. 3 223-ФЗ). Даже если сотрудник заметит еще какое-то нарушение за рамками вашей жалобы, он не может провести по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
  • Нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с главой 9 135-ФЗ «О защите конкуренции» не являются основанием для подачи жалобы в рамках торгов по 223-ФЗ.

В какие сроки рассмотрят жалобу

Подать жалобу нужно в течение 10 дней после публикации итогового протокола. До рассмотрения жалобы закупку приостанавливают и заказчик не сможет заключить контракт.

Как и в 44-ФЗ, жалобы поставщиков по 223-ФЗ ФАС рассматривает достаточно быстро. В январе 2019 года ФАС опубликовала разъяснение в Письме № ИА/4073/19 от 23.01.

2019 о том, в какие сроки ведомство обязано рассмотреть жалобу:

  • За 3 рабочих дня ФАС принимает решение: возвращать жалобу или рассматривать.
  • За 7 рабочих дней рассматривает жалобу по существу (ч. 14 ст. 18.1 135-ФЗ). 

Если жалобу перенаправляют в другой территориальный орган ФАС, сроки для рассмотрения не приостанавливают, то есть считают их с даты, когда жалоба поступила в первое отделение, которое решило переадресовать обращение.

Жалобы, которые не касаются напрямую нарушенияй 223-ФЗ, а связаны с нарушением антимонопольного законодательства (подозрение на сговор заказчика и поставщика, например) рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Что поможет отстоять свои права?

Перед тем, как жаловаться на действия заказчика или комиссии, рекомендуем в первую очередь внимательно прочитать документы закупки и положение о закупках заказчика. Возможно, заказчик действует по правилам, которые сам и установил. 223-ФЗ многое разрешает.

Посмотрите примеры

Также хорошо бы почитать, в чью пользу решает ваш региональный ФАС ситуацию, на которую вы хотите пожаловаться. Все решения сейчас аккумулируют на этом сайте: https://br.fas.gov.ru/. Ищите по региону, ключевым словам и номеру закона.

Пример полезен вам в двух случаях:

  1. Если решение выносят в пользу поставщика, используйте текст жалобы как шаблон.
  2. Если в пользу заказчика, не тратьте время на подачу жалобы.

Четко обосновывайте свою позицию

Шансы на то, что жалобу признают обоснованной, возрастают, если жалоба будет:

  • краткой и четкой,
  • со ссылками на нормативно-правовые акты, но без длинных цитат из закона.

К жалобе нужно приложить документы, которые помогут подтвердить ее обоснованность. На практике часто прилагают положение о закупке заказчика, скриншоты с ЭТП или ЕИС, ответы заказчика на разъяснения.

«Независимый регистратор» в электронных закупках

С 2020 года в жалобах на ЭТП и на противоконкурентные действия поможет специальная программа, которая будет фиксировать все действия пользователя на восьми федеральных электронных площадках.

Она бесплатная, называется «Независимый регистратор», ее можно будет скачать из ЕИС (зайдите в раздел «Информация для пользователей», найдите вкладку «Независимый регистратор»).

С ее помощью можно:

  1. Доказать, что на площадке были технические проблемы, которые не позволили вам сделать ценовое предложение, подписать контракт и т.д.

  2. Вывести на чистую воду недобросовестных конкурентов. Например, если зафиксировать, как одни и те же две компании снижают цену, чтобы дать выиграть третьему участнику.

Программа работает только на ЭТП госзакупок: все закупки по 44-ФЗ и конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ. Штрафы, которые ждут заказчиков за нарушения, описаны в статье 7.32.3 КоАП, например:

  • За извещение не по правилам и за требования, которых нет в положении о закупках,  — от 5 до 10 тыс. рублей на юрлицо.
  • За неразмещение в ЕИС обязательной информации о закупке — от 100 до 300 тыс. руб. на юрлицо.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Жалоба в ФАС по 223-ФЗ (Образец жалобы на заказчика) — Услуги адвоката (юриста) в Москве

Написать сообщение по WhatsApp I. Образец жалобы в ФАС по 223-ФЗ (с сайта ФАС РФ).

Подача жалобы в ФАС по 223-ФЗ: образец заявления, порядок действий, сроки рассмотрения II. Нормативная база по жалобам в ФАС по 223 ФЗ:
1. Антимонопольный орган рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов …. а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

6. Жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее — жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

7. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

8. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.
9. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

10. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.
11. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье — уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Читайте также:  Льготы по земельному налогу для пенсионеров в Ленинградской области

12. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

13. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 настоящей статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы. 14. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

14.1. Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

15. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

15.1. Уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу письменное обоснование законности принятого акта и (или) совершенного действия (бездействия) с указанием положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия такого акта и (или) совершения такого действия (бездействия).

15.2. Антимонопольный орган в случае необходимости направляет организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, заявителю запрос о представлении иных сведений и документов для рассмотрения жалобы. Запрос о представлении иных сведений и документов направляется в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи. Запрашиваемые сведения и документы должны быть представлены в антимонопольный орган до рассмотрения жалобы по существу.

16. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
17. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

18. Со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

19. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
20. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания.

Нужен адвокат (юрист) в Москве для подготовки жалобы в ФАС по 223-ФЗ и представления интересов при ее рассмотрении? Обращайтесь!

Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о закупках товаров,работ,услуг отдельными видами юридических лиц

Федеральный закон от 18.07.2011 №223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.  

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Таким образом, порядок антимонопольного органа, права и обязанности участников рассмотрения жалобы по существу содержатся в статье 18.1 Закона 135-ФЗ.

  • 1. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки (далее — жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:
  • 1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • 2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
  • 3) указание на обжалуемую закупку, если размещение информации об обжалуемой закупке на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;
  • 4) указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, соответствующие доводы;
  • 5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

 Согласно части 6 статьи 18.1 Закона No135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, подается в антимонопольный орган в письменной форме. При этом в соответствии с частью 8 статьи 18.

1 Закона No135-ФЗ жалоба подписывается заявителем или его представителем. Вместе с тем согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.

2011 No63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

В случае обжалования действий (бездействия) оператора эл. площадки, заявителю необходимо указать сведения о закупке, предусмотренные пунктом 1 данного порядка подачи жалоб.

  1. 2. Срок обжалования:
  2. Обжалование положений документации о закупке в антимонопольный орган допускается до окончания срока подачи заявок на участие закупок.
  3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки совершенных после окончания срока подачи заявок допускается лицом, подавшим заявку на участие в закупке не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки в Единой информационной системе в сфере закупок, со дня такого размещения.
  4. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки в антимонопольный орган в порядке, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки в Единой информационной системе в сфере закупок, со дня такого размещения
  5. 3. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
  6. 1) жалоба не содержит указанные выше сведения;
  7. 2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
Читайте также:  Налог на добавленную стоимость для образовательных услуг

Жалобы, поданные посредством электронной почты и не подписанные действующей электронной подписью заявителя, не могут быть признаны равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. Такие жалобы не подлежат рассмотрению и в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 18.1 Закона No 135-ФЗ возвращаются заявителю.

  • 3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки;
  • 4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки.
  • Со дня направления уведомления закупка приостанавливается в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, по существу.
  • Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, организатор закупки, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Соблюдение требований закона «Об электронной подписи»

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.

2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Жалоба, поданная в ФАС России посредством электронной почты, но не подписанная действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Жалобы в ФАС при закупках по 223-ФЗ | Контур.Закупки

Жалобы поставщиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Законодательно определено, что можно обжаловать неправомерность действий:

  • заказчика
  • комиссии по закупкам
  • ЭТП

При осуществлении закупки на сумму свыше 1 миллиарда рублей жалоба направляется в Центральный аппарат ФАС. В остальных случаях жалоба адресуется в территориальный орган антимонопольной службы региона нахождения заказчика.

Кто может подать жалобу при закупках по 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ устанавливает, что обжаловать чьи-либо действия до окончания срока подачи заявок имеют право все заинтересованные лица. После окончания срока подачи заявок обжаловать неправомерные действия могут только те, кто подал заявку.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Позиция судов состоит в том, что подать жалобу в ФАС на размещенную документацию по закупке могут лишь направившие заявки организации. Другие фирмы или лица могут обжаловать нарушения в размещении информации о закупке и порядка подачи заявок на участие.

Однако неточности в документации лишают возможности подготовить заявку надлежащим образом, поэтому советуем сначала подать запрос на разъяснения. В случае, когда предоставленный заказчиком ответ не способствует выяснению всех сведений, следует направить жалобу в ФАС. В ней надо отметить, что ответ, данный представителем заказчика, вас не устроил.

Что изменилось в законодательстве по закупкам, разъяснения ФАС

Обратите внимание:

  • в случае, когда закупка состояла из лотов, участник имеет право на обжалование нарушений в том лоте, в котором он принимал участие
  • действия (бездействие), на которые подаётся жалоба, должны были нарушить именно ваши права или интересы

Что подлежит обжалованию

Закон 223-ФЗ содержит чётко установленный перечень оснований для подачи жалобы. Поводом для жалобы могут послужить следующие нарушения федерального законодательства или локального нормативного акта о закупке:

  1. Отсутствие в ЕИС положения о закупке, а также наличие его в неактуальной редакции. Неразмещение сведений о закупке, проектов договоров или опубликование документов позднее установленного срока.
  2. Осуществление закупки без её включения в план-график.
  3. Установление для участников закупки дополнительных требований, не установленных в положении о закупках.
  4. Отсутствие размещённого отчета об объеме закупок у субъектов малого и среднего бизнеса.

Форма жалобы нормативно не установлена. В ней требуется указать следующие сведения:

  • информация о заявителе и заказчике (наименование, контактные данные)
  • номер извещения о закупке
  • основание для жалобы
  • перечень приложений (при наличии)

Обратите внимание:

  • необходимо проверить, распространяются ли основания, определённые для подачи жалобы законом, на ваш случай. В противном случае ФАС направит её обратно без рассмотрения
  • основываясь на части 13 ст. 3 223-ФЗ, антимонопольная служба разберет лишь нарушения, содержащиеся в жалобе. Поэтому укажите в ней все замеченные вами нарушения
  • нарушения антимонопольного законодательства согласно гл. 9 135-ФЗ «О защите конкуренции» не будут основанием для направления жалобы в процессе осуществления торгов по 223-ФЗ

Сроки рассмотрения жалоб в закупках по 223‑ФЗ

Подать жалобу необходимо в срок десять дней после размещения итогового протокола. Пока жалоба не рассмотрена, все закупочные процедуры не осуществляются, поэтому заказчик не сможет подписать договор.

Подробное разъяснение о сроках работы с поступившей жалобой содержится в Письме ФАС № ИА/4073/19 от 23.01.2019:

  • в течение 3 рабочих дней ФАС выносится решение о возвращении жалобы или принятии её к рассмотрению
  • в течение 7 рабочих дней жалоба должна быть рассмотрена по существу (часть 14 ст. 18.1 135-ФЗ).

Жалоба может быть перенаправлена по подведомственности в другой территориальный орган. При этом сроки её рассмотрения не приостанавливают. Они продолжают считаться от даты поступления жалобы в первую инстанцию, переадресовавшую её далее.

Жалобы, касающиеся нарушений антимонопольного законодательства, не связанные с нарушением 223-ФЗ, рассматриваются в течение 1 месяца (часть 4 ст. 44 135-ФЗ).

Что поможет в защите своих прав?

Прежде чем обжаловать деятельность заказчика или закупочной комиссии, необходимо тщательно изучить закупочные документы и положение, регламентирующее закупки заказчика. Вполне вероятно, что действия заказчика объясняются правилами, которые установлены им самим на основе положений 223-ФЗ.

 Анализ закупочной документации: правила и особенности

Судебная практика жалоб по 223-ФЗ

Было бы полезно изучить, какие вердикты выносит региональная ФАС по поводу случаев, который вы планируете изложить в жалобе. По ключевым словам, реквизитам НПА и региону их можно найти на сайте br.fas.gov.ru.

Обнаружив аналогичную ситуацию, вы можете:

  1. Использовать текст жалобы в качестве образца, если решения принимаются в пользу поставщика.
  2. Сэкономить время на подачу жалобы, если решения выносятся в пользу заказчика.

Вероятность удовлетворения жалобы увеличится, если она будет:

  • отличаться лаконичностью и четкостью
  • содержать ссылки на нормативные акты, без приведения больших цитат из законов

К жалобе следует приложить документы, обосновывающие её:

  • положение о закупке заказчика
  • скриншоты ЕИС и ЭТП
  • ответы, данные заказчиком по поводу разъяснений

Помощь «Независимого регистратора» в электронных закупках

В 2020 году на помощь поставщикам в отстаивании своих прав пришла специальная программа «Независимый регистратор». Она полностью фиксирует действия пользователя на восьми федеральных ЭТП.

Её можно бесплатно скачать из ЕИС, для этого в разделе «Информация для пользователей» нужно найти вкладку «Независимый регистратор». Данная программа поможет:

  1. Доказать возникновение на площадке технических проблем, препятствовавших совершению определённых действий (подать ценовое предложение, подписать контракт и др.).
  2. Разоблачить недобросовестных конкурентов. К примеру, зафиксировать, как одни и те же две организации понижают цену, чтобы обеспечить выигрыш третьему участнику.

Программа функционирует только на ЭТП при проведении госзакупок (по 44-ФЗ и по 223-ФЗ).

Если будут обнаружены нарушения, то виновным в них грозят штрафы. Так, согласно административному законодательству, осуществление закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе влечёт наложение на юридическое лицо штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей.

Жалоба в ФАС на нарушения заказчика по 223-ФЗ

Стоимость подготовки жалобы в ФАС 5 000 рублей

Участие в заседании комиссии ФАС 5 000 рублей

Срок подготовки жалобы 2 дня

  • ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов
  • Звоните +7 (903) 798-43-96

Опыт защиты интересов участников закупок 6 лет

УФАС всех регионов России. Центральный аппарат ФАС

При проведении закупочных процедур заказчики, как правило, занимают сильную позицию в отношениях с участниками. Это часто приводит к нарушению прав участников. Защитить себя и свои интересы они могут во внесудебном порядке, обратившись с жалобой в антимонопольный орган. Какие нарушения удается обжаловать и на что ссылаться, узнаете из статьи.

Установил невыполнимые требования

Заказчикам нельзя устанавливать невыполнимые требования для участников закупки. Верховный суд указывает, что это ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках.

 Например, организатор торгов в требовании к закупке указал, что «применяемый материал должен иметь действующие сертификаты соответствия производителя…».

Далее он отклонил заявку участника, который не представил соответствующий сертификат.

Антимонопольный орган посчитал, что участник и не мог представить сертификат, поскольку работы по предмету закупки не выполнял: процедуру закупки с ним не проводили, договор не заключали.

При этом заявку другого участника допустили к участию, хотя тот также не представил и не мог представить документы, которые требовал организатор. УФАС решило, что организатор торгов нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Читайте также:  Подведомственность и подсудность дел о банкротстве по статье 33 Федерального закона №127-ФЗ "О несостоятельности"

Он необоснованно установил невыполнимое требование в извещении о представлении документов в составе заявок.ФАС

В другом деле антимонопольный орган рассматривал вопрос, законно ли требование заказчика о том, чтобы медицинские услуги оказывались именно по его местонахождению. Сейчас лицензия подлежит переоформлению, если юрлицо изменило адрес места, где осуществляет лицензируемый вид деятельности. При этом до переоформления лицензиат вправе работать только по адресу, который указали в лицензии 99 ФЗ.

 П. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом ВС 16.05.2018

Решение Санкт-Петербургского УФАС от 09.04.2015 по жалобе № Т02-121/15

99 ФЗ Ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Решение Хабаровского УФАС от 02.10.2015 по делу № 111

Таким образом, заказчик не может требовать от участника закупки оказать услуги исключительно по месту своего нахождения, поскольку это невыполнимо. Адреса местонахождения заказчика с высокой долей вероятности нет в лицензии участника в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности.ФАС-1

Объединил в один лот услуги, работы или товары, которые не связаны между собой

Закон о закупках такое нарушение не выделяет, но оно содержится в Законе о защите конкуренции,135 ФЗ в силу чего его надо применять и при закупочных процедурах.

ФАС считает, что при объединении в один лот разных услуг, товаров, работ, которые технологически и функционально не связаны между собой, есть риск ограничить конкуренцию и не допустить к участию компании, которые готовы выполнить одну услугу, а не две одновременно.

135 ФЗ Ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Решение Московского УФАС от 11.12.2018 по делу № 1-00-2207/77–18

Решение Московского УФАС от 21.05.2019 по делу № 077/07/00–973/2019

Пример: заказчик объединил в один лот услуги, которые нужно было оказывать на нескольких территориях, в удаленности друг от друга, в разное время года.

Также включил в состав одного лота лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности, работы на разных товарных рынках, технологически и функционально не связанные между собой.

УФАС признало в таких действиях заказчика нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.ФАС-2

К аналогичному выводу пришло УФАС и в другом деле. Антимонопольный орган в решении отдельно отметил, что Закон о закупках не запрещает объединять в один лот лицензируемые и нелицензируемые виды работ, если это не ограничивает количество участников закупки. Заказчик, который объединяет в один лот лицензируемые и нелицензируемые работы, должен исходить из их взаимозависимости.ФАС-3

Не дал разъяснения при проведении закупки

223 ФЗ П. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

223 ФЗ-1 Ч. 2 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

223 ФЗ-2 Ч. 3 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

ВС-1 П. 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом ВС 16.05.2018.

При проведении закупки необходимо соблюдать принцип информационной открытости.223 ФЗ В содержание этого принципа входит право участника закупки направить заказчику не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок запрос о даче разъяснений извещения или документации о закупке. 223 ФЗ.

У заказчика есть корреспондирующая обязанность: дать разъяснения в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.223 ФЗ-2

Верховный суд указывает на возможность обжаловать действия заказчика, если тот нарушает принцип информационной открытости.

Например, Верховный суд обращает внимание, что при рассмотрении жалоб антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, которые необходимы для восстановления прав участников закупки.

В частности, такой инструмент может быть использован и при нарушении заказчиком принципа информационной открытости при проведении закупки. 

Одновременно с этим антимонопольные органы считают, что формально исполнять обязанности по разъяснению положений закупочной документации также недопустимо.

Чтобы избежать судебных споров, участникам закупок нужно внимательно следить за проведением закупочных процедур, тщательно анализировать положения закупочной документации и своевременно реагировать на действия или бездействие заказчиков.

Пример: компания обратилась в УФАС с жалобой на действия заказчика при проведении закупки. Указала, что обращалась к заказчику с запросом о разъяснении положений документации, чтобы устранить нарушение в части характеристик товара. Заказчик изменения в документацию не внес.

В возражениях заказчик уточнил, что в запросе не было вопроса, только описательный характер ошибок и просьба изменить документацию. Поэтому обращение принял, но на содержательную часть не ответил.

УФАС расценило такой подход к даче разъяснений как формальный.

Процедуру запросов создали, чтобы в случае противоречий в документации оперативно внести изменения, удовлетворить потребности участников процедуры и заказчиков.

В этой связи довод заказчика, что ему не обязательно содержательно отвечать на запрос, если там нет вопросительного знака, УФАС оценило как ошибочный и неправомерный. Действия заказчика признали нарушением части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

Если заказчик не дал разъяснений, это может привести к тому, что закупку признают неконкурентной.

 После этого госорган выдаст заказчику предписание устранить нарушения, если они повлияли на результаты закупочной процедуры и привели к нарушению прав и законных интересов заявителя.

Решение Московского УФАС от 13.08.2019 по делу № 077/07/00–7448/2019

Решение Чукотского УФАС от 28.08.2019 по делу № 087/01/10–111/2019

Решение Московского УФАС от 16.07.2019 по делу № 077/07/00–5453/2019

Постановление Седьмого ААС от 01.02.2017 по делу № А27-14875/2016

Суды также запрещают заказчикам включать в закупочную документацию и положения о закупке нормы, которые позволяют им не разъяснять спорные требования документации. Право самостоятельно разрабатывать и определять виды и порядок проведения закупочных процедур не освобождает заказчиков от обязанности соблюдать другие требования закона.

Заключил договор по результатам закупки до того, как истек срок на обжалование

Лица, которые подали заявки на участие в торгах, вправе обжаловать в антимонопольный орган действия или бездействие организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.135 ФЗ-1 Обжаловать можно в срок не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо, если результаты торгов размещали в интернете, со дня такого размещения.

135 ФЗ-1 Ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

135 ФЗ-2 Ч. 9 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

135 ФЗ-3 Ч. 19 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

Жалобу могут возвратить заявителю135 ФЗ-2 или принять к рассмотрению, о чем ФАС уведомляет организатора торгов. В последнем случае организатор торгов не вправе заключать договор до того, как антимонопольный орган примет решение по жалобе. Если это правило нарушат, договор будет ничтожным.135 ФЗ-3

Рассмотренный правовой механизм позволяет участнику закупки эффективно и оперативно оспорить действия заказчика, которые, по его мнению, привели или могут привести к нарушению положений Закона о закупках, а также его прав и законных интересов, до заключения заказчиком договора с другим участником закупки. Ведь в противном случае механизм правовой защиты предусматривает исключительно судебный порядок признания договора недействительным, что является более длительным и часто неэффективным в плане защиты интересов истца процессом.

П. 15 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС 16.05.2018

П. 12 Обзора, утв. Президиумом ВС 16.03.2016

Верховный суд исходит из необходимости квалификации действий заказчика, который заключил договор по результатам закупки до истечения срока обжалования, как злоупотребление правом.ВС-2 Включать в положение о закупке условия, которые позволяют заключить договор ранее окончания срока для подачи жалобы в антимонопольный орган, также недопустимо.ВС-3

Использовал в документации неизмеряемые оценочные критерии

223 ФЗ-3 П. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Решение ФАС от 22.12.2014 по делу № 223ФЗ-157/14

Закон запрещает заказчикам устанавливать неизмеряемые требования к участникам закупки и тем самым ограничивать их допуск к участию в ней.223 ФЗ-3 Такой запрет необходим, чтобы не создавать преимущественные условия отдельным субъектам, которые участвуют в торгах.

В одном из дел ФАС фактически дала определение неизмеримым требованиям. Указала, что это требования, содержание которых нельзя формализованно и однозначно понять потенциальным участникам закупки, документально подтвердить или применить ко всем в равной степени.ФАС-7

Пример: заказчик проводил запрос предложений на право заключить договор поставки.

В закупочной документации было установлено, что заказчик вправе отклонить любые заявки на участие в закупке, которые не удовлетворяют требованиям документации.

В том числе если заявка не соответствует определенной форме, в ней отсутствуют необходимые для сопоставления и оценки сведения или документы, а предлагаемые товары, работы или услуги не соответствуют техзаданию.

Решение Хабаровского УФАС от 21.03.2016 по делу № 8–01/65

Участник закупки подал жалобу в ФАС. Антимонопольный орган счел, что в закупочной документации установлены неизмеримые требования к участникам закупки, поскольку буквальное содержание некоторых пунктов вводит открытый перечень критериев анализа заявок и оснований их отклонения.ФАС-8

Участник, которому неудобно лично присутствовать при рассмотрении жалобы, вправе подать ходатайство о дистанционном участии. Такую возможность ФАС предоставила с конца прошлого года, но лишь в отношении жалоб на заказчиков из Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.

В другом деле УФАС столкнулось с тем, что в конкурсной документации для оценки заявок установили шкалу экспертной оценки. Шкала выглядела так: от «минимально приемлемо» с квалификацией «очень высокий риск» — 1 балл до «отлично» с квалификацией «минимальный риск» — 5 баллов.

Антимонопольный орган отметил, что из содержания конкурсной документации нельзя установить, как сведения от участников закупки, за исключением стоимости работ, можно оценить по шкале в баллах. Непонятно, что конкретно соответствует повышенному, вполне приемлемому, приемлемому или минимальному риску.

Заявитель с самым выгодным предложением по стоимости выполнения работ не набрал необходимое количество баллов, чтобы победить. Он получил наименьшее количество баллов по критерию «квалификация, опыт выполнения аналогичных работ».

Таким образом, даже несмотря на шкалу, без четких критериев определения уровня риска невозможно установить, соответствует ли заявка установленным в шкале видам рисков. Жалобу участника на действия заказчика УФАС признало обоснованной.

Решение Санкт-Петербургского УФАС от 08.07.2014 по жалобе № Т10-280/14

 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом ВС 16.05.2018

Верховный суд считает, что заказчик не нарушает закон, если при выборе поставщика использует оценочные критерии с измеряемым характером.

Заказчик вправе устанавливать разные, даже специфические, критерии выбора поставщика. Однако то, что участник закупки соответствует таким критериям, должно быть установлено объективно.

 Например, по ним можно определить, что один участник проходит для участия в конкурсе, а другой нет.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *