Нужен ли военный билет при приеме на работу?

Военный билет при приеме на работу является одним из обязательных документов, который предоставляет подробную информацию о прохождении воинской службы или же получении отсрочки по ряду определенных причин. Основные нюансы по поводу предоставления такого документа требуют более детального рассмотрения.

Законодательная база

Категория лиц, которые должны иметь военный билет, подробно рассмотрена в ФЗ № 53 от 28.03 1998 г. состоящем из нескольких частей:

  • Статья 1 подразумевает обязательное прохождение срочной службы;
  • Статья 2 определяет понятие воинская служба;
  • Статья 7 расписывает степень ответственности предприятия, предоставившего трудоустройство без военного билета;
  • Статья 7 предоставляет перечисление обязанностей, которые касаются воинского учета.

Нужно ли предоставлять военный билет?

65 ст. Законодательства РФ предусматривает необходимость предъявления военного билета при официальном трудоустройстве на работу. Если же данный документ отсутствует, то работодатель обладает правом отказа в получении должности.

В соответствии с положениями закона (65 ст. ТК РФ) документы по воинскому учету подразделяют на 2 вида (приписное свидетельство, военный билет).  Обязанностью предприятий является передача информации в военкомат для осуществления проверки о поступившем  на работу  гражданине и наличии у него соответствующего документа.

Нужен ли военный билет при приеме на работу?

Такие положения предусмотрены в 23 п. «положения о воинском учете». Поэтому официальное трудоустройство фактически невозможно при отсутствии военного билета. Подробная информация, указанная в документе должна быть передана в течение 2 недель в военкомат, так как при нарушении сроков отдел кадров несет ответственность по 3 ч. Ст. № 21.4 КоАП.

Зачем требуют наличие документа при трудоустройстве?

Компания, которая берет на официальное трудоустройство мужчину, то должна получить данные из военного билета необходимые для передачи в военкомат.

Отсутствие документа имеет высокие риски для компании работодателя:

  • Привлечение работодателя к ответственности;
  • Обучение и дальнейшее нахождение сотрудника без документа чревато потерей его как работника, так как его в любой момент могут призвать к выполнению армейского долга.

В большинстве случаев работодатель не извещает потенциального сотрудника о причине отказа во избежание дальнейшего рассмотрения жалобы, которую он может подать в трудовую инспекцию.

Могут ли принять на работу без наличия военного билета?

Если подробно изучать положения 65 ст. ТК РФ, то военный билет не предоставляет ряд обязательных документов для приема на работу, так как не входит в утвержденный перечень. Теоретически работодатель не может дать отказ в трудоустройстве, но при этом данная процедура имеет некоторые нюансы.

Предприятие должно в обязательном порядке уведомить военкомат о наличии воинского документа гражданина, который был принят на работу, поэтому осуществление процедуры требует соблюдения всех законных оснований и военный билет все-таки считают обязательным документом для предъявления при официальном трудоустройстве.

Военный билет не нужно предоставлять следующим категориям лиц:

  • Лица несовершеннолетнего возраста;
  • Мужчины в возрасте старше 60 лет;
  • Иностранные граждане;
  • Женщины.

Прием на работу мужчин в возрасте старше 60 лет имеет некоторые нюансы (возможность устройства без документа, если гражданин не призван к воинской обязанности).

При отсутствии военного билета нельзя принимать на работу определенные категории граждан:

  • Военнообязанные граждане призывного возраста (18–27 лет). При предоставлении военного билета необходимая информация отправляется в военкомат;
  • Мужчины в возрасте старше 27 лет не подлежат призывному возрасту, но при этом должны предоставить документ для заполнения специальной формы Т2 (бланк содержит информацию о воинском учете);
  • Лица, которые находятся в запасе в возрасте от 50 до 65 лет и имеющие воинское звание.

При устройстве на работу сотрудник не должен скрывать информацию о прохождении службы или же постановке на воинский учет, так как такие данные подвергаются тщательной проверке, и при выявлении нарушений работодатель несет ответственность перед государством.

Как можно оформиться на работу без наличия военного билета в 2022 году?

Рассмотрение законов относительно приема на работу с наличием или отсутствием военного билета имеет двоякое значение. С одной стороны, отдел кадров должен передать информацию в военкомат, но при этом не имеет законного права отказывать соискателю без наличия других весомых оснований.

В данном случае гражданин обладает законным правом подачи жалобы в органы трудовой инспекции или же суд.

Альтернативным вариантом решения проблемы является получение военного билета в связи с наличием следующих обстоятельств:

  • Прохождение службы;
  • Получение категории непригодности к армейской службе;
  • Учеба на военной кафедре.

Нужен ли военный билет при приеме на работу?

Если же призывник так и не прошел службу до наступления 27 лет, то требуется обращение в военкомат, изучение дела комиссией и выдача объяснительной записки в связи со сложившимися обстоятельствами.

Нужен ли военный билет после наступления 27 лет?

Люди призывного возраста в возрасте 18–27 лет являются гражданами, которые обязаны пройти службу в армии при условии отсутствия каких-либо противопоказаний. При этом многие интересуются нужно ли предъявлять военный билет при устройстве на работу по истечении этого возраста.

Если же гражданин имеет возраст старше 27 лет, то он не освобождается от обязательного предъявления документа, так как работодатель должен отправлять информацию о мужчинах в возрастной категории от 18 до 50 лет.

Можно ли устроиться на работу без военного билета и приписного свидетельства?

В практике трудоустройства также встречаются случаи, когда работодатели берут сотрудников на работу без военного билета при заключении трудового договора. В данном случае ответственность несет предприятие, которое провело процесс оформления с явными нарушениями.

Устройство на работу без приписного свидетельства или военного билета также возможно при неофициальном оформлении. Такая процедура имеет потенциальные риски для соискателя в виде получения неполной заработной платы, нарушения его прав и отсутствия отчислений в пенсионный фонд, что в дальнейшем скажется на размере пенсии.

Ответственность работодателя при приеме на работу без военных документов

Компания работодатель имеет право на устройство работника без военного билета, но при этом она должна в обязательном порядке оповестить военкомат о получении данных, представленных в документе (1 п. 4 ст. ФЗ № 53 «О Воинской повинности» от 28.03.1998 г.)

Если же работодатель проводит официальный процесс оформления, то он нарушает ст. 5.27 КоАП РФ и может получить штраф в следующих размерах:

  • От 10000 до 20000 тысяч рублей для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 тысяч рублей для ИП;
  • От 50000 до 100000 тысяч рублей для юридических лиц.

Отзывы

Дорогие читатели, вы можете оставить свой отзыв о предоставлении военного билета при устройстве на работу в х, ваше мнение будет полезно другим пользователям сайта!

Нужен ли военный билет при приеме на работу?

Воинский учёт в организации: виды, особенности, ведение, ответственность за нарушения

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём. 

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы.
  • Мужчины старше 27 лет.
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом.

    Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару. 

  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете».

     Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

Нужен ли военный билет при приеме на работу?

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам. 

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.  

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации. Правда, малый бизнес освобождён от плановых проверок. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Суммы штрафов за нарушения воинского учёта прописаны в главе 21 КоАП РФ.

  • В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте — от 1000 до 5000 ₽.
  • Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников — от 1000 до 3000 ₽.
  • Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат — от 1000 до 3000 ₽.

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2022 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Статья актуальна на 28.01.2022

Как устроиться на работу без военного билета – Совет юристов по призыву

Статья написана и поддерживается в актуальном состоянии юристами компании «Всероссийский призывник». Если у вас возник вопрос, вы можете задать его авторам статьи по телефону или в социальных сетях.

Опубликовано: 26 ноября 2021 Обновлено: 24 ноября 2021 Просмотров: 2122

На тематических и не только тематических форумах постоянно спрашивают о возможности трудоустройства, если нет военного билета. Конечно, если документ утерян, испорчен и восстанавливается, никаких проблем – взамен него военкоматы выдают временный заменитель, а по получении дубликата его копия просто подшивается к личному делу в отделе кадров.

Евгений Годов

юрист

Понятно, что проблемы начинаются, если военного билет нет в принципе, то есть этот документ мужчина не получал вообще. Как быть в таком случае? И реально ли найти работу без него? Разберемся во всем детально.

Прежде всего, отметим, что существует три вида документов воинского учета:

  • приписные свидетельства – выдаются при постановке на первичный воинский учет в год, когда молодому человеку исполняется семнадцать лет;
  • военные билеты – выдаются по окончании срочной службы или по выставлении «негодной» категории «В» (ограниченно годен) или «Д» (не годен);
  • временные справки – выдаются на период восстановления военного билета (до выдачи его дубликата), если он испорчен, утерян, оформлен с ошибками.

Справки уклониста, как в народе называют справки взамен военного билета с формулировкой, что человек «не служил, не имея на то законных оснований», в общем случае также являются документом воинского учета.

Их можно предъявлять в отделах кадров вместо военного билета, их обязаны принимать.

Другое дело, что в государственных, муниципальных, силовых структурах эти справки никакой силы не имеют – для работы там нужен именно военный билет.

Официальное трудоустройство

Это наиболее полноценный, полновесный вариант оформления на работе, по трудовому договору. Такие правоотношения регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

Работодатель зачисляет вас в свой штат и тем самым принимает на себя некоторую правовую ответственность за вас и в отношении вас. Например, бухгалтерия работодателя считает и перечисляет ваш подоходный налог.

Трудовой кодекс обязывает, с одной стороны, соискателей призывного возраста предъявлять при трудоустройстве документы воинского учета, а с другой стороны, работодателя информировать военкомат о приеме на работу военнообязанных. К военнообязанным относится три категории граждан мужского пола:

  • в возрасте от 18 до 27 лет (с 17 лет должны иметь приписное свидетельство);
  • в возрасте от 27 до 50 лет, если отслужили и зачислены в запас (должны иметь военный билет);
  • в возрасте от 50 до 65 лет, если имеют определенное воинское звание, при котором находятся в мобилизационном резерве.

Часто пишут, что без военного билета или приписного свидетельства таких лиц на работу брать права не имеют. Это не так. 65 статья ТК РФ требует от военнообязанных соискателей предъявить документ воинского учета.

Работодатель при этом обязан сообщить в военкомат, если такого документа не представлено, сообщить об этом соискателю и выдать ему направление в военкомат для оформления такого документа, затребовать письменное объяснение, почему военного билета нет.

Без всех этих мер работодатель и кадровик могут быть привлечены к административной ответственности.

Но при всем при этом работодатель имеет полное законное право оформить с военнообязанным соискателем без документов воинского учета трудовой договор.

Другое дело, что такой соискатель проработает недолго, потому что военкомат наверняка займется им вплотную и, с высокой долей вероятности, призовет в армию, но отказывать только из-за отсутствия военного билета работодатель по закону не обязан.

Нужен ли военный билет при приеме на работу?Пример записи в трудовой книжке о прекращении трудового договора в связи с призывом сотрудника на срочную военную службу

Так возьмут ли на работу без военного билета?

Таким образом, ситуация выглядит двояко.

С одной стороны, вы обязаны предоставить в отдел кадров военный билет или приписное свидетельство, а работодатель обязан вести учет военнообязанных и отчитываться в военкомат.

С другой стороны, прямого запрета в законодательстве не брать на работу человека только потому, что у него нет военного билета, тоже не предусмотрено. В результате все зависит от следующих факторов:

  • Формат и масштаб компании – крупная федеральная компания, которая хотя бы на словах дорожит своей репутацией, может и не взять на работу человека без военного билета. А фирмы поменьше могут быть более лояльны – опять же, при условии, что кадровик выполнит все предписанные законом процедуры.
  • Характер должности – если это линейная позиция с высокой текучкой кадров, вам могут взять и без военного билета. Кадровик выполнит все, что должен сделать по закону, а дальше или военкомат все-таки вас призовет, или вы сами уволитесь, не выдержав графика, условий работы, ее специфики, общения с клиентами и т. п. Или вас уволит сам работодатель, потому что вы не справляетесь с работой.
  • Позиция работодателя – что принципиально решил по этому вопросу генеральный директор, руководитель филиала и т. д. Какая установка идет из головного офиса, что советует юридический отдел. Как сильно нужны работники на эту должность, какая у вас квалификация и опыт. Словом, тут как повезет – или не повезет.

При этом работодатель имеет право не принимать на работу человека без военного билета. Это право подтверждается в решения судов, подтверждавших законность такого отказа и не налагающего на отказавшего работодателя никаких взысканий.

Короче говоря, на какую-то линейную позицию вроде продавца-консультанта или оператора контактного центра, вас, вполне возможно, и возьмут, но о карьерном росте без военного билета речи быть не может. Чем выше должность, тем больше требований к кандидату, в том числе и к его документам.

Их отсутствие – потенциальная проблема для работодателя. А зачем он будет наживать себе проблему, если может принять человека с документами.

Куда не устроиться без военного билета

Если частные организации могут решать сами – брать или не брать на работу, если нет документов воинского учета, то для бюджетных структур никаких вариант нет. Без приписного свидетельства для лиц в возрасте от 17 до 27 лет и без военного билета для лиц старше 27 лет закрыт путь в любые государственные организации. Это, например:

  • органы государственной власти (федеральные или региональные ведомства, аппараты судов, правоохранительные органы, аппараты парламентов и т. д.);
  • детские сады, школы, центры дополнительного образования, гимназии, лицеи, колледжи, высшие учебные заведения (институты, университеты, академии);
  • больницы, поликлиники, стационары и диспансеры, медицинские центры, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры медико-социальной экспертизы;
  • музыкальные, драматические и другие театры, дома культуры, библиотеки, архивы, музеи, цирки, концертные залы, филармонии, спортивные объекты;
  • дома престарелых, детские дома, центры социального обслуживания, центры временного размещения, Пенсионный фонд, фонды обязательного страхования.

И любые другие государственные организации, включая почту. А также муниципальные организации: органы местного самоуправления (например, районная администрация), муниципальные библиотеки, социальные учреждения и т. п. Без всех положенных по закону документов, а не только без военного билета, не возьмут даже на низовые позиции вроде лаборанта, санитара или рабочего сцены.

Правда, будем честны: условия работы, и в первую очередь уровни зарплаты, там таковы, что массово молодые люди туда не рвутся. Исключением могут быть некоторые силовые ведомства вроде Следственного комитета или Национальной гвардии, но мужчин туда принимают только физически здоровых и, соответственно, отслуживших в армии. У них-то как раз никаких проблем с военными билетами не будет.

Работа НЕ по трудовому договору

Вместе с тем, очевидно, что все вышеуказанные требования имеют место, только если вы устраиваетесь на работу по трудовому договору, то есть как наемный сотрудник в штате.

В таком случае работодатель и его должностные лица принимают на себя определенные обязанности, связанные с вами.

Если же трудовые отношения оформляются любым иным способом, в штат вы не зачисляетесь, и никаких обязательств, кроме как по заключенному с вами договору, у работодателя не возникает.

Такой вариант оформления часто называют договором гражданско-правового характера (ГПХ).

По названию уже понятно, что между работодателем и работником возникают не трудовые правоотношения, а обычные гражданские, как между двумя сторонами сделки.

Соответственно, и регулирует такой формат взаимодействия не Трудовой кодекс, а Гражданский. Работодатель не оформляет на вас никаких документов кадрового учета, потому что вы у него и не числитесь как штатный сотрудник.

Евгений Годов

юрист

То же самое касается и специфических вариантов вроде договора возмездного оказания услуг в порядке 39 главы Гражданского кодекса, договора подряда (глава 37 ГК РФ), договора авторского заказа (1288 статья ГК РФ) и других.

Если вы осуществляете свою профессиональную деятельность как самозанятый, отношения с вами могут вообще никак не оформляться (если вы сотрудничаете с физическим лицом, а не с юридическим).

Во всех этих случаях формально вы также не имеете работодателя, поскольку вместе с ним являетесь равноправными сторонами гражданской сделки.

Отдельно отметим ситуацию, когда отсутствует вообще какое-либо оформление трудовых отношений, даже в виде вышеперечисленных суррогатов.

Такое сейчас все-таки начинает уходить в прошлое, потому что Федеральная налоговая служба ужесточила контроль как за коммерческими организациями, так и за движением средств на счетах физических лиц.

Но все-таки подобная практика пока еще имеет место. Естественно, никакие военные билеты (а иногда даже паспорт) таких работодателей не интересуют.

Поэтому устроиться на работу без военного билета в принципе совершенно не сложно. Огромное количество вакансий не предполагает заключения с вами именно трудового договора.

Можно долго рассуждать о том, хорошо или плохо применение подобных суррогатов вроде договоров ГПХ, но факт остается фактом.

Реальная практика работы по найму такова, что работодатели не хотят обременять себя обязательствами ни правового, ни финансового характера. Трудовой договор предлагают не все, не всем и не всегда.

Как же быть без военного билета?

Если вы хотите работать по трудовому договору в солидной организации, выход один – получать военный билет. Если, конечно, вы имеете на него право. Напомним, что по решению Конституционного суда РФ ранее судимые лица, из-за судимости не успевшие отслужить в армии, получают вместо военного билета справку о том, что они не служили, не имея на то законных оснований.

Евгений Годов

юрист

Такую же справку получают и все уклонисты, которым удалось избежать ответственности за уклонение, но законных оснований не служить они все равно не получили. Такая справка закроет путь в государственные учреждения (органы власти, госпредприятия, государственные корпорации и т. п.), в некоторые частные фирмы (как правило, крупные федеральные корпорации с государственными заказами).

Если же вас устраивает работа по другим видам договоров – никаких препятствий отсутствие военного билета не доставляет.

Конечно, такое трудоустройство считается (и не без оснований) менее надежным, оно не предусматривает больничных и отпусков, усложняет будущее пенсионное обеспечение.

Но таких вакансий всегда больше, чем предложений с трудовым договором, поэтому подчас выбирать не приходится по сугубо экономическим причинам.

То есть, по большому счету, речь идет не о том, что без военного билета невозможно устроиться на работу в принципе.

А о том, что крайне затруднено трудоустройство в крупные надежные компании с хорошими условиями, на хорошую должность, на которой есть перспективы карьерного роста.

Заработать хорошие деньги, занимаясь тем, что даже более-менее нравится, можно и по договору ГПХ или как самозанятый. Военный билет для этого не нужен.

Однако возможность зарабатывать на жизнь, не имея военного билета, не означает, что вы не обязаны его иметь.

По закону вы должны оформить свой статус в плане воинской обязанности, то есть получить приписное свидетельство, военный билет или хотя бы справку уклониста.

Отсутствие таких документов может создать проблемы различного масштаба в будущем, причем там, где вы их даже не предполагали. Так что затягивать с визитом в военкомат не стоит.

А если там возникают какие-то проблемы, которые вы не знаете, как разрешить самостоятельно, обращайтесь к специалистам. К примеру, вы всегда можете записаться к нам на бесплатную консультацию.

Что-то полезное вы узнаете уже на ней от нашего юриста. А если вы заключите с нами договор, мы защитим ваши права и поможем получить необходимый документ.

Например, обжалуем незаконное решение военкомата в суде и обеспечим юридическое сопровождение всего процесса получения билета.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст.

28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней.

Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ.

В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г.

Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде.

При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения.

Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.

) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г.

(достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г.

, в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

ВС разобрался, является ли повестка единственным документом о призыве в армиюВерховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась  

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения.

В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г.

по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г.

по делу № 33а-23/2016.

Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020.

Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону.

Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст.

219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Военный билет при приеме на работу | Потребуют ли при оформлении

Хотите получить военный билет для трудоустройства? Мы вам поможем! В каждой организации ведется воинский учет. При трудоустройстве в кадровой службе у потенциального работника могут потребовать документ воинского учета – военный билет или приписное свидетельство. Работодатель часто отказывает в приеме по причине их отсутствия. Законно ли требовать военный билет при приеме на работу

Что говорится в ТК РФ?

Согласно 65 статье Трудового кодекса военный билет – одна из главных бумаг при приеме на работу. Если претендент на должность не предоставляет его, работодатель имеет право отказать ему. Список лиц, обязанных иметь военник, указан в Федеральном законе №53 «О воинской обязанности», принятом 28 марта 1998 года.

Законом регламентируются пункты, которые касаются военной обязанности:

  • статья 1 – говорит об обязанности нести военную службу;
  • статья 2 дает объяснение термина «военная служба»;
  • статья 7 – указывает на ответственность за прием на работу без билета;
  • в статье 10 установлен список обязанностей, которые касаются воинского учета.

В ТК отсутствует прямой запрет в приеме гражданина на работу без военного документа. Отказав претенденту по указанной причине, работодатель нарушает его трудовые права.

В Трудовом кодексе говорится, что военнообязанное лицо должно предоставить военный билет при устройстве на работу, а граждане призывного возраста – специальное удостоверение. Справка взамен военного билета понадобится и тем, кто не служил. В ней ставится отметка о том, что молодой человек не призывался на службу.

До скольки призывной возраст вы можете прочитать на нашем сайте.

Зачем военный билет требуют на работе?

Положения о воинском учете обязывают предприятий учитывать военнообязанных работников. Этот статус присваивается гражданам, которые достигают совершеннолетия. Ответственные в организации лица осуществляют такие действия:

  • обращают внимание на наличие штампа о воинской обязанности в паспорте претендента на должность, подлинность удостоверения;
  • при приеме на работу заполняют личную карточку сотрудника, перенося данные из военного билета, вносят изменения и хранят ее;
  • разъясняют работникам обязанности по военному чету, предупреждают о штрафных санкциях и прочих мерах ответственности;
  • оповещают военные комиссариаты об ошибках или поддельных записях в билете;
  • выявляют лиц, которые избежали постановки на воинский учет;
  • в течение двух недель уведомляют военкоматы о принятии на работу граждан, которые подлежат учету;
  • дают ответ на запрос военного комиссариата – предоставляют данные.

Ежегодно, перед началом призывной кампании, отправляют в военкомат информацию о юношах, достигших призывного возраста.

С помощью военного билета работодатель оценивает:

  • Группу пригодности. При наличии ограничений по здоровью соискателю откажут в трудоустройстве.
  • Несение армейской службы. Обязанность несут все парни призывного возраста. Если у гражданина нет соответствующего билета, устроиться на работу будет сложнее. Работодатели неохотно трудоустраивают лиц, которых могут забрать в армию в любой момент.

Согласно Трудовому кодексу военник – обязательный документ при трудоустройстве. Предоставляется оригинал или заверенная копия. В предъявленной ксерокопии должны присутствовать данные:

  • вердикт членов военной комиссии;
  • дата дембеля и информация о части, в которой юноша проходил службу;
  • травмы, ранения, звания или награды, полученные во время службы;
  • о военном сборе, о зачислении молодого человека в резерв;
  • физические показатели соискателя;
  • отметки о постановке на учет и о снятии.

Если будет отсутствовать одна из страниц, в приеме на работу откажут. Трудоустройство станет невозможным на определенное время. Если гражданин лично не предоставляет военный билет, работодатель должен его запросить.

Руководящее лицо организации осуществляет воинский учет самостоятельно или назначает одного из работников – как на кадрового, так и на бухгалтера. Обязанность фиксируется в трудовом соглашении.

Как его получить?

Военный билет выдается в трех случаях – гражданина признали негодным к прохождению армейской службы, молодой человек отслужил или он окончил военное высшее учебное заведение.

Если мужчину не призвали в армию до 27 лет, он в автоматическом режиме зачисляется в запас, и на руки ему выдают военник.

С этой целью посещают военный комиссариат по месту жительства и получают направление на прохождение медицинского осмотра. По окончании пишут объяснительную записку и подают справки – паспорт, 1 фотографию, водительское удостоверение (если имеется), об образовании. Билет выдают в продолжение 10 суток.

Сколько проходят медкомиссию в военкомате и какие врачи обследуют, вы можете узнать в нашей статье.

Кому билет не нужен?

Требовать военный билет у всех не нужно. Не требуется документ женщинам (если они не военнообязанные), несовершеннолетним лицам, мужчинам старше 60 лет (если у них нет воинского звания) и иностранным гражданам.

Лица, которые не являются жителями Российской Федерации, не подлежат воинскому учету, поэтому у них не может быть военного билета – требовать его от них нельзя. Работодатель не имеет права просить военного билета с их родной страны – если соискатель является военнообязанным в зарубежной стране, этот факт не влияет на трудоустройство в РФ.

Кого нельзя принимать без военника?

Соискатели, которые должны иметь военный билет:

  • Военнообязанные – молодые люди возрастом от 18 до 27 лет. На основании документа составляют отчет о трудоустройстве, бумагу направляют в военный комиссариат.
  • Мужчины от 27 лет. Для них призывной возраст завершен, но предоставление ими военного билета обязательно. На его основании оформляют личную карточку формы Т-2 с указанием данных о воинском учете.
  • Граждане, которые находятся в запасе – от 50 до 65 лет.

Потенциальный работник не имеет права скрывать сведения о звании.

В каком случае возможна работа без военного билета, читайте в нашей статье.

Как должен действовать работодатель?

Трудоустройство военнообязанных сопровождается нюансами:

  • На момент собеседования военник утерян. Гражданина необходимо отправить в военный комиссариат, чтобы восстановить документ. Не лишним будет напоминание об административной ответственности в случае несвоевременного обращения.
  • У военнообязанного отсутствует военный билет.

Принять соискателя можно, но нужно быть готовым к тому, что его призовут на службу.

Ответственность работодателя

Для руководящего лица организации имеются риски в обоих случаях – при принятии на работу без ВБ и при отказе. Организация может принять на работу гражданина без военного билета, но об этом необходимо уведомить военкомат. На это действие отводится 14 дней.

Необходимость оповещения регулируется 1 статьей ФЗ №53. Делать это необходимо ежегодно. Если работодатель не сделает этого, он подлежит административной ответственности согласно 21.4 статье Кодекса АП.

Размер штрафной санкции – от 3 до 10 размеров минимальной оплаты труда.

Если работодатель принимает сотрудника, который не предоставил военный билет, он нарушает статью 5.27 КоАП. Размер штрафа составляет:

  • 10 тысяч-20 тысяч должностным лицам;
  • 5 тысяч-10 тысяч – индивидуальным предпринимателям;
  • 50 тысяч-100 тысяч – юридическим лицам.

Чем больше ответственности на компании, тем больший штраф ее ожидает. При повторном нарушении размер штрафной санкции увеличивается. Ответственности подлежит руководитель предприятия и сотрудник, отвечающий за воинский учет. Штраф налагает военный комиссар.

Что делать, если не принимают на работу без билета?

Закон касательно трудоустройства с отсутствием военника двузначен. Руководящее лицо организации обязано оповещать военкомат о приеме на работу без военного билета. Наряду с тем, работодатель не вправе отказать гражданину. Это считается необоснованным отказом – статья 64 Трудового кодекса.

Обычно работодатели не говорят причину отказа – гражданин вправе оспорить решение, обратившись с жалобой в Трудовую инспекцию или направив исковое заявление в суд. Как вариант – получить военный билет.

Таким образом, устроиться на работу без военного билета удастся лишь определенным категориям. Ответственному в компании гражданину за воинский учет необходимо быть внимательным, принимая на работу военнообязанного.

Необходимо ознакомиться с законодательной базой, своевременно выполняя предписания, чтобы не подставлять себя и сотрудников под ответственность административного характера.

Будущий работник обязан позаботиться о получении военного билета, чтобы избежать проблем.

Видео:

Summary

Внимание!

  • Законодательство в военном праве часто меняется, поэтому информация иногда устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают эксперты-консультанты! Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *