Почему среди прав ребенка преобладают социальные и культурные? Законодательство РФ и примеры

В мировом сообществе дети выделены в отдельную категорию граждан, нуждающихся в особой защите. Права несовершеннолетнего провозглашаются в Конвенции о правах ребенка.

В России наряду с международными документами действует закон «Об основных гарантиях прав ребенка». Также права детей описаны в Семейном кодексе РФ и других законодательных актах.

Однако все документы опираются на Конвенцию.

Права несовершеннолетнего ребенка

Почему права ребенка провозглашаются в отдельном документе? В период взросления человек формируется как личность, и влияние среды, в которой он растет, – положительное или отрицательное, – трудно переоценить.

В то же время несовершеннолетние не способны в полной мере защитить свои интересы, поэтому государство обязано создать условия для нормального развития ребенка, обеспечить его физическую и психологическую безопасность.

Рассмотрим, права какой группы преобладают, когда речь идет о детях.

Гражданские

Гражданские права являются основополагающими для каждого маленького человека среди основных свобод (рекомендуем прочитать: гражданские права ребенка в РФ). Данную группу прав также называют личными.

Их главенство объясняется самой сутью. Так, каждый человек имеет право на жизнь, в том числе ребёнок любого возраста. В каком бы состоянии ни родился малыш, врачи обязаны сделать все возможное для того, чтобы он выжил.

К другим личным правам также относят:

  • Право на индивидуальность. Нельзя заставить ребенка быть похожим на других. У каждого человека есть свои физические и психологические особенности.
  • Право на неприкосновенность жилья.
  • Право на личную жизнь и общение. Дети могут общаться с другими людьми и выбирать круг общения независимо от желания взрослых.
  • Право на защиту от насилия, оскорблений, грубого обращения, эксплуатации.
  • Право иметь полное имя. При этом в различных странах принимаются законодательные акты, запрещающие давать детям имена предметов и вещей.
  • Право общаться со своими родными независимо от их личных отношений.
  • Право на свободу вероисповедания.
  • Право на уход, заботу, материальное обеспечение. Если малыш лишен семьи, все это ему предоставляет государство.
  • Право выражать собственное мнение. Например, с определенного возраста дети в России могут выступать в судах, при принятии решения суд обязан учитывать мнение юного участника процесса, если ему уже исполнилось 10 лет.

Политические

Согласно Конвенции, дети могут свободно выражать свое мнение по поводу государственного устройства, состоять в различных организациях (детских и юношеских). Дети должны иметь доступ к информации, знать, почему и в каком документе описаны их права. Государство обязано всячески содействовать правовой и политической образованности несовершеннолетних граждан.

Экономические

Дети защищены законодательством от выполнения непосильной работы. Подростки могут быть трудоустроены, однако существуют ограничения режима работы несовершеннолетних. Для детей предусмотрены особые условия труда. Ребенок вправе распоряжаться собственными денежными средствами. Школьники могут совершать мелкие покупки в магазинах.

Социальные

Дети имеют следующие социальные права:

  • Право на образование. Каждый несовершеннолетний может посещать детский сад, школу, вуз. Родители, опекуны обязаны обеспечить ребенку условия для всестороннего развития. Если несовершеннолетний не может посещать учебное заведение по состоянию здоровья, взрослые должны обеспечить ему домашнее обучение.
  • Право на бесплатное медицинское обслуживание. Для детей предусмотрены специальные медицинские учреждения.
  • Право на развлечения и отдых. Для детских развлекательных учреждений применяются особые нормативы, а в графиках учебных заведений предусмотрено время для оздоровления детей.
  • Право на получение дополнительных знаний. Ребенок может кроме основного места учебы посещать развивающие кружки, спортивные секции и т. д.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: права несовершеннолетних детей: краткий обзор

В семье

Также несовершеннолетний имеет право знать всех своих родственников и общаться с ними. Родители должны материально обеспечивать несовершеннолетнего, предоставлять ему доступ к общему имуществу.

В обществе

В обществе ребенку должны быть обеспечены комфортные условия существования. Независимо от происхождения и социального положения к дети в обществе имеют право на:

  • безопасность;
  • свободу передвижения;
  • неприкосновенность и уважение личности;
  • развитие творческих и физических способностей;
  • индивидуальное или общее обучение в образовательных учреждениях;
  • помощь взрослого человека (учителя, воспитателя, прохожего на улице, социального работника, правоохранительных органов);
  • пользование общественными местами (парками, детскими площадками);
  • участие в культурно-массовых мероприятиях.

Защита прав детей

До достижения возраста 18 лет (или до признания несовершеннолетнего эмансипированным) за ребенка отвечают его родители, усыновители, опекуны или государственные органы.

За нарушение прав ребенка государством предусмотрены различные виды ответственности: дисциплинарная, административная или уголовная.

Иногда за посягательство на права ребенка, угрожающее его жизни, здоровью и нормальному развитию, родителей лишают родительских прав.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Конвенция о защите прав и интересов ребенка

Ребенок может обратиться за помощью к детскому правозащитнику (уполномоченному по правам ребенка), в правоохранительные органы, социальные службы, органы опеки и попечительства (см. также: кто является уполномоченным по правам ребенка в России?). При выявлении нарушений со стороны организаций и общественных учреждений обратиться в государственные органы от имени ребенка могут родители или его опекуны.

В судебных разбирательствах, касающихся детей, преобладают интересы несовершеннолетних. Ниже представлен образец искового заявления о лишении родительских прав.

Права ребёнка в современном мире

Права ребенка в современном мире.

Имею право!?

  • Не быть подчиненным никакому закону –
  • значит, быть лишенным самой спасительной
  • защиты, ибо законы должны нас защищать
  •  не только от других, но и от себя самих.
  • Генрих Гейне.

Закон, законодательство, права, обязанности, ответственность… Каждый день мы слышим эти слова, пользуемся ими, можем назвать документы, которые регламентируют права и обязанности каждого человека.

Ведь в современном мире, чтобы быть счастливым, успешным, уверенным в себе, нужно четко знать: на что ты имеешь право! Многие умеют только заявлять: «Имею право!» Тем самым забывая об окружающих, их правах.

Нужно уметь отстаивать свою позицию только законным путем!

История происхождения права очень интересна. Изначально первые сборники законов были божественного происхождения. Например, законы Хаммурапи были начертаны на базальтовом столбе для созерцания всеми.

Этот столб был украшен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти, что символизировало, что царь Вавилона получает право судить население своей страны по законам божьим, которые незыблемы.

И каждый в государстве чтил и уважал закон! Впоследствии на территории одной местности стали проживать люди разных народностей, вероисповеданий, обычаев… Тогда начали появляться разные нормы, которые уже не принадлежали ни к одной конкретной религии. Тогда и начали развиваться правовые нормы, разные для определенных групп людей.

Разные страны, разные законы… Но в каждом государстве существует основной закон – Конституция. Все граждане, проживающие на территории данного государства, обязаны соблюдать установленные государством общеобязательные правила, нормы, к исполнению которых принуждает государство.

Значит, можно не соблюдать, не принимать и не уважать законы другой страны, права ее граждан? Вот тогда и встал вопрос о соблюдении сначала общих прав человека, а впоследствии и прав ребенка! Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

«Признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах», только в 1989 году была принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка.

 Каждый человек получает свои права с самого рождения.

Первое право, которое имеет ребенок – это, конечно, право на Жизнь! Статья номер шесть Конвенции ООН о правах ребенка гласит: «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь», Конституция РФ в части первой статье двадцатой также очень доступно закрепляет это важнейшее право «Каждый имеет право на жизнь»! Исходя из этого наиважнейшего права, ребенок получает право на имя, жизнь и воспитание в семье, на образование, гражданство, отдых и досуг, труд и отпуск, личную жизнь, неприкосновенность жилища, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на пользование услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения… Да, имеет полное право наравне со взрослым населением (и даже в первую очередь), и с этим правом должны считаться! 

Когда ребенок начинает осознавать свою значимость, свою индивидуальность, личность, для него очень важным становится право на сохранение своей индивидуальности, которую должны уважать, а если ребенок лишается этого права, то государство обязано обеспечить ему помощь и защиту для восстановления индивидуальности.

Все чаще ребенок, подросток начинает «требовать» свое право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства! Ведь ему необходимо развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в полном объеме, участие в культурной и творческой жизни! Подросток не может позволить, чтобы ему запрещали пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, пользоваться родным языком, соблюдать обычаи и обряды… Подросток особо трепетно относится к своему праву свободно выражать свое мнение, иметь доступ к информации из различных национальных и международных источников, искать и передавать информацию и свои идеи. И в семье у каждого ребенка есть право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, учитывая его возраст, ребенку даже предоставляется возможность присутствовать при судебных разбирательствах и высказывать свою точку зрения. Испытывая запреты, ребенок, подросток начинает претендовать на свои права – права, гарантированные законом! В восемнадцать лет у подростка появляется еще одно право, которое ставит его на одну ступень со взрослыми! Это право избирать и быть избранным! К этому праву он относится особо ответственно и обдуманно! С этого момента подросток становится полноправным членом общества!

Для соблюдения прав ребенка в нашем государстве в 2009 году была введена должность уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

В данное время это Астахов Павел Алексеевич, который отвечает за улучшение положения детей в России, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей.

В каждом субъекте Российской Федерации, в каждом учебном заведении действуют уполномоченные по правам ребенка, которые напрямую помогают решать вопросы детям и подросткам, которые попадают в трудную ситуацию.

Но и сам уважающий свои права ребенок и подросток должен осознавать, что он обязан не только отстаивать свои права, но и уважать права другого ребенка, подростка, взрослого, уметь отвечать за свои взгляды и поступки! Обязанности и ответственность также прописаны в законодательстве Российской Федерации. И как бы ни хотелось заявлять только о своих правах, нужно и важно думать об ОБЯЗАННОСТЯХ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ!   

Читайте также:  Свидетельство о праве на наследство: порядок получения, образец заявления, стоимость и сроки выдачи

Но всегда ли соблюдаются права человека, а тем более ребенка? Нестабильные, тревожные события в современном мире, сейчас, к примеру, на Украине, в Сирии, ярко показывают, как нарушаются права человека, как враждующие стороны не смотрят на возраст и грубо нарушают права человека, раненого человека и тем более ребенка! Нарушаются самые неприкосновенные права: право на жизнь, право на образование, право на получение медицинского обслуживания… Кто на все это дал право? Кто позволил так нарушать закон?

Каждый гражданин должен для себя установить «золотое правило», что закон един для всех, что за нарушение прав человека ты обязан нести ответственность!  Вот тогда стабильное, законопослушное, культурное общество и станет примером для подростка.

И если каждый гражданин будет соблюдать, чтить и уважать закон, только тогда мы сможем сказать, что мы живем в демократическом правовом государстве, которым будет гордиться каждый, а особенно ребенок – счастливое будущее правового государства!

                                                                                                                                                                                       материал подготовила: Ромашкина Л.В.

Социальные права ребенка

Определение 1

Социальные права ребенка – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку, который не достиг совершеннолетия.

Социальные права касаются отношений общества и детей и помогают отстаивать свои интересы, которые связаны с жизнью в обществе других детей. Социальные права охватывают самую широкую сферу жизни, включая образование, доступность информации, медицинского обслуживания, обеспечения достойного уровня жизни и условий для здорового роста и развития личности.

В современное время сложно представить, что еще сто лет назад не было никаких документов, фиксирующих права детей, так как дети целиком и полностью принадлежали своим родителям, и именно они решали, что им делать и как поступать, как жить, где учиться и т.п.

Конвенция о правах ребенка

В 1989 году Генеральной Ассамблеей была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция является международным правовым документом, в котором прописаны права детей, документ состоит из 54 статей, где детально прописаны права детей.

Статья 28 Конвенции, гарантирует каждому ребенку бесплатное начальное образование и требует от всех членов ООН поощрять развитие разных форм среднего образования и обеспечение его доступности для всех детей.

Важную часть системы образования занимает воспитание детей, так Конвенция требует, чтобы были предприняты меры для признания полной ответственности обоих родителей за развитие и воспитание ребенка. Родители каждого ребенка или его опекуны должны нести ответственность за его воспитание, интересы ребенка должны быть главным предметом их основной заботы.

В 20 статье определены задачи воспитания и ухода за детьми, которые лишились родителей, так при рассмотрении вариантов замены родителям, необходимо учесть желательность преемственности воспитания ребёнка и его этнического происхождения, а также его религиозную и культурную принадлежность, его родной язык. Статьёй 21 определяются права детей, которые могут быть усыновлены в других странах.

Важной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 Конвенции по правам ребенка. В ней представлены приоритетные для всех стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания детей:

  • развивать таланты, умственные и физические способности ребенка в полном объеме;
  • воспитывать уважение к родной культуре и родителям ребенка, к его языку и ценностям его народа, стране, где он родился;
  • воспитывать уважение к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • готовить ребенка к сознательной жизни в обществе в духе терпимости и равноправия между всеми гражданами государства;
  • воспитывать уважения к окружающей природе.

В Российской Федерации главным актом о правах детей является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», помимо этого права детей в стране регламентированы Семейным кодексом РФ.

Замечание 1

Семейный кодекс РФ – это нормативный правовой акт, который регулирует отношения внутри семей на территории страны, семейный кодекс включает в себя 8 разделов.

В XXI веке социальные права ребенка не на много отличаются от социальных прав взрослых, дети должны получать образование, необходимую медицинскую помощь и уход. Социальные права дают возможность каждому ребенку расти гармоничной личностью.

Каждый ребенок, который появился на свет, становится гражданином, каждый ребенок имеет право:

  • на жизнь и свободу, никто, включая родителей, не может лишать его свободы;
  • на имя, у каждого ребенка должно быть имя и паспорт, если ребенок достиг 14 лет;
  • на доступное образование и бесплатную медицинскую помощь;
  • на свое собственное мнение и свободу выбора религии;
  • родители должны заботиться о физическом и психическом здоровье ребенка;
  • на уход и материальное обеспечение со стороны своих родителей;
  • каждый ребенок имеет право на семью, на их заботу и внимание;
  • при достижении 16 лет, ребенок с согласия родителей имеет право на не полный рабочий день и самостоятельную трудовую деятельность;
  • на защиту от насилия и право на жизнь в безопасных условиях.
  • на досуг и отдых.
  • на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.
  • Государство гарантирует каждому ребенку свободу мысли и слова, право иметь свои взгляды и интересы, право выбирать свой жизненный путь, государство должно защищать личность ребенка, его честь и достоинство, ребенок имеет право обратиться за помощью в комиссию по делам несовершеннолетних и органы попечительства в случае нарушения его прав и личной неприкосновенности.
  • Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Российской Федерации, дети обязаны уважать права и достоинства других людей, проявлять к ним гуманное отношение.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» предполагает также несколько мер по защите детей:
  • защита от информации, которая может нанести вред ребенку и его нравственному развитию – пропаганда насилия, нетрадиционных отношений, порнографии, алкоголя и курения;
  • пресечение эксплуатации детского труда, поддержка жертв и их семей;
  • защита детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и малоимущих семей, беженцев.

Выводы

Социальные права ребенка, являются совокупностью конкретных правил, зафиксированных в Конституции и позволяющих гарантированно получить от государства определённые блага.

Таким образом, каждый ребенок имеет право на образование и обеспечение доступной информации для учебы, право на социальное обеспечение и охрану здоровья, на достойный уровень жизни, который необходим для физического и нравственного развития человека, если ребенок и его семья попала в сложную жизненную ситуацию, то такой ребенок имеет право на защиту и помощь со стороны государства.

Почему среди прав ребенка преобладают социальные и культурные? Законодательство РФ и примеры

Законодатели и органы социальной защиты и опеки проводят большую работу, чтобы усовершенствовать законодательство, касающееся защиты прав и интересов несовершеннолетних.

СодержаниеПоказать

Права ребёнка в Российской Федерации

Ребёнком в нашей стране называется лицо, которое не достигло совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста.

Права детей регулируются следующими нормативными актами:

  1. Конвенцией о правах ребёнка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году и вступившей в силу для СССР в 1990 году.
  2. Конституцией РФ.
  3. Семейным кодексом РФ.
  4. Федеральными законами: «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О социальной защите инвалидов в РФ».

Действующее законодательство обозначает следующие права детей:

  • иметь имя, отчество, фамилию, гражданство;
  • жить и воспитываться в семье;
  • иметь защиту своих прав и интересов;
  • свободно выражать свои взгляды, мнение;
  • иметь свободу мысли, совести, религии;
  • получать информацию;
  • иметь личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, хранить тайну переписок, телефонных разговоров, личных данных;
  • лишённые родителей могут рассчитывать на защиту и помощь государственных органов, ограниченные физически или умственно — на особую заботу и особые условия жизни;
  • полноценно жить;
  • получать медицинское обслуживание;
  • получать образование;
  • отдыхать и развлекаться;
  • быть уверенными в защите от эксплуатации его труда, выполнения вредной работы, препятствующей получению образования;
  • имущественные права.

Группы прав

В законодательстве Российской Федерации записаны пять групп детских прав:

  • личные (гражданские) имущественные и неимущественные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические;
  • культурные.

Среди всех этих групп преобладают права социальной группы, являющиеся комплексом социальных благ, которые предоставляются государством.

Социальные и культурные права

Социальные права касаются взаимоотношения ребёнка с обществом, помогают ему реализовать свои интересы, связанные с жизнью среди других людей.

Охватывают самую широкую сферу жизни, так как включают в себя возможность получения образования, доступность информационных материалов, касающихся образования и профессиональной подготовки, охраны здоровья, социального обеспечения, достойного уровня жизни, направлены на создание условий для здорового роста и всестороннего развития.

Взрослые обязаны не препятствовать интересам несовершеннолетних, касающимся образования, отдавая их в подходящие детские сады, школы или организовывая домашнее обучение, а также при желании обеспечивать занятия в кружках, секциях, в спортивных, художественных, музыкальных школах.

Читайте также:  Смена фамилии ребенку без согласия отца до и после 14 лет

Культурные права — на отдых, досуг, игры, развлечения, соответствующие возрасту, также позволяют несовершеннолетним участвовать в культурной и творческой жизни.

Примеры

В определённом возрасте ребёнок начинает полноценно участвовать в общественной жизни: ходит в детский сад, далее в школу и становится школьником. Не так давно под любыми действиями, совершаемыми воспитателями или учителями, понимался воспитательный метод, теперь появилась тенденция защищать права ребенка для обеспечения психологического комфорта в обществе.

Например, в детском саду правами ребёнка являются:

  • безопасность, неприкосновенность и уважение — воспитатели не должны повышать на детей голос, силой заставлять сделать что-либо или оскорбллять, высмеивать возможные недостатки;
  • развитие талантов — воспитателями и работниками дополнительного образования должны проводиться занятия, направленные на развитие речи, творческие и физические занятия;
  • медицинское обслуживание — воспитанникам детских садов должна быть оказана необходимая медицинская помощь.

В школьных учреждениях ребёнок имеет право:

  • обучаться по общей или индивидуальной программе;
  • пользоваться библиотекой, столовой;
  • обучаться в комфортных и безопасных условиях — в помещениях, соответствующим санитарным нормам, не несущим опасности здоровью;
  • посещать дополнительные занятия (платные или бесплатные);
  • иметь возможность обратиться за помощью к психологам или учителям;
  • получить медицинскую помощь в случае необходимости.

На улице права детей предусматривают:

  • свободное перемещение;
  • безопасность;
  • использование детских площадок, парков, аттpaкционов и т. п.

В семье дети имеют право:

  • выражать своё мнение, мысли, даже противоречащие мнению взрослых;
  • на личную жизнь;
  • на ведение личных переписок, телефонных звонков, возможность сохранять их в тайне ото всех;
  • получать медицинскую помощь при возникновении ситуаций, требующих врачебного вмешательства.

У любого ребёнка, наравне со всеми гражданами РФ, есть свои законные права. Под защитой понимается восстановление прав, которые были нарушены, создание условий для полноценной жизни, устранение обстоятельств, мешающих полноценной жизни в социуме.

Социальные права несовершеннолетнего являются совокупностью определённых правил, записанных в Конституции и позволяющих гарантированно получить от государства определённые блага.

Заявление о страховом случае образец

Заявление о страховом случае по полису ОСАГО При наступлении страхового случая потерпевшая сторона, согласно правилам ОСАГО, может рассчитывать на материальное…

19 01 2022 0:58:48

Что входит в категорию в

Что входит в категорию в Количество водительских прав предполагается увеличить, а водителей и сотрудников ГИБДД запутать (см. таблицу). Права будут разделены…

14 01 2022 11:20:11

Написать письмо в роспотребнадзор онлайн

Жалоба в Роспотребнадзор: пример составления Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, или сокращённо…

02 01 2022 17:28:28

Уголовно наказуемое деяние

Уголовно наказуемые деяния Общественно опасное, противоправное, осознанное поведение должно быть волевым, т.е. совершаться под контролем воли лица, совершающего…

25 12 2021 13:32:14

Экономические, социальные и культурные права ребенка

ПРАВА РЕБЕНКА

Вопросы: 1. Понятие экономических, социальных и культурных прав.

  • Закрепление экономических, социальных и культурных прав
  • В международном и национальном законодательствах.
  • Экономические, социальные и культурные права ребенка.
  • Вопрос 1. Понятие экономических, социальных и культурных прав
  • Экономические, социальные и культурные права – это права человека, имеющие отношение к рабочему месту, социальному обеспечению, семейной жизни, участию в культурной жизни, а также доступу к жилищу, питанию, воде, здравоохранению и образованию.
  • Хотя формулирование экономических, социальных и культурных прав может различаться от страны к стране или от одного правового документа к другому, их основной перечень является следующим:
  • ■ права трудящихся, включая свободу от принудительного труда, право свободно принимать решение в отношении согласия на труд или его выбора, права на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности, на досуг и разумное ограничение рабочего времени, на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вступление в профсоюзы и их создание и на забастовку;
  • ■ право на социальное обеспечение и социальную защиту, включая право не получать произвольный или необоснованный отказ в охвате социальным обеспечением, а также право на равное пользование адекватной защитой в случае безработицы, болезни, пожилого возраста или при ином отсутствии у лица средств к существованию в не зависящих от него обстоятельствах;
  • ■ предоставление охраны и помощи семье, включая права на заключение брака по взаимному согласию, на охрану материнства и отцовства и на защиту детей от экономической и социальной эксплуатации;
  • ■ право на достаточный жизненный уровень, включая права на питание и свободу от голода, на достаточное жилище, на воду и на одежду;
  • ■ право на здоровье, включая право на доступ к медицинским учреждениям, товарам медицинского назначения и медицинским услугам, на гигиену труда и окружающей среды и защиту от эпидемических заболеваний, а также права, имеющие отношение к сексуальному и репродуктивному здоровью;
  • ■ право на образование, включая права на бесплатное и обязательное начальное образование и на доступное на основе способностей каждого среднее и высшее образование с учетом постепенного введения бесплатного образования, а также на свободу родителей выбирать школы для своих детей;

■ культурные права, включая правона участие в культурной жизни и долевое участие в пользовании результатами научных достижений, а также на охрану моральных и материальных интересов авторов, возникающих в связи с их научными, литературными или художественными трудами.

Эти права являются правами человека. Они получают всё более четкое определение в национальных, региональных и глобальных правовых системах, в законах и предписаниях, в национальных конституциях и в международных договорах.

Их признание в качестве прав человека возлагает на государства юридические обязательства по обеспечению каждому в стране возможности пользоваться этими правами и по предоставлению средств правовой защиты в случае их нарушения.

Как и в отношении других прав человека, признание экономических, социальных и культурных прав наряду с принципом недискриминации заостряет внимание на наиболее отчуждаемых, дискриминируемых и маргинализованных группах в обществе.

  1. Вопрос 2. Закрепление экономических, социальных и культурных прав в международном
  2. и национальном законодательствах
  3. Говоря о международном законодательстве, содержащем ссылки на экономические, социальные и культурные права, следует упомянуть следующие основные международные договоры:

1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

  • 2. Договоры в области прав человека Организации Объединенных Наций:
  • Международная конвенция оликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.)
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.)
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  1. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их
  2. семей (1990 г.)
  3. Конвенция о правах инвалидов (2006 г.)
  4. 3. Региональные договоры:
  5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Первый

Протокол к ней (1952 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.) и Европейская

  • социальная хартия (пересмотренная) (1996 г.)
  • Американская конвенция о правах человека (1969 г.) и Дополнительный протокол к
  • Американской конвенции о правах человека, касающийся экономических, социальных и
  • культурных прав (Сан-Сальвадорский протокол) (1988 г.)
  • Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.), Африканская хартия прав и основ
  • благосостояния ребенка (1990 г.) и Протокол к Африканской хартии прав человека и
  • народов, касающийся прав женщин в Африке (2003 г.)
  • Целесообразно рассмотреть закрепление экономических, социальных и культурных прав на примере какого-то одного принципиально важного базового (применительно к данной группе прав) международного договора, имеющего обязательную силу для государств-участников, например – Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года.

В преамбуле данного Международного пакта говорится, что согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами. В статье 1 данного Пакта закрепляется право всех народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В части второй этой статьи констатируется, что все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

  1. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года названы следующие права:
  2. право на труд (ст. 6);
  3. ● право на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7);

● право на создание профсоюзов и вступление в них (ст. 8, п.1а);

● право профсоюзов образовывать национальные федерации, конфедерации, международные

профессиональные организации и присоединяться к ним (ст. 8, п.1b);

● право профсоюзов на беспрепятственное функционирование без ограничений (ст. 8, п.1с);

● право на забастовки (ст. 8, п.1d);

● право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9);

● право на свободное вступление в брак и образование семьи (ст. 10);

● право на оплачиваемый дородовый и послеродовый декретный отпуск матери, с выплатой достаточных пособий по социальному обеспечению (ст. 10, п.2);

  • ● право на охрану и помощь детям и подросткам без какой бы то ни было дискриминации (ст.
  • 10, п.3);
  • ● право на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11);
  • ● право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12);

● право на образование (ст. 13, ст. 14);

● право на участие в культурной жизни (ст. 15, п.1а);

● право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения (ст.

Читайте также:  Выписка из решения суда о расторжении брака — образец и правила оформления

15, п.1b);

● право на защиту авторских прав (ст. 15, п.1с);

● право на свободу научных исследований и творческой деятельности (ст.15, п.3).

Что же касается национального закрепления экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство делает это в конституции страны, с последующей правовой детализацией в конкретных законах страны и иных нормативно-правовых актах.

Так, в Конституции Республики Беларусь 1994 года

Права ребенка

  • Министерство образования Нижегородской области
  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
  • «Нижегородский Губернский Колледж»
  • Допустить к защите
  • «_____»____________
  • __________________
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
  • на тему: Права ребенка
  • по дисциплине: Право

Специальность: 38.02.03. Операционная деятельность в логистике

Выполнил

Студент _______________ А.Ю. Вакурова

подпись

Группа 11Л

Руководитель _______________ С.Е. Дружинина

  1. подпись
  2. г. Нижний Новгород
  3. 2020г.
  4. Паспорт проекта.
Название проекта Исследование «Конвенции о правах ребенка» как средство анализа осведомленности современного общества о правах детей
  • Автор проекта (ФИО, профессия
  • (специальность, курс, номер учебной
  • группы)
Вакурова Анна Юрьевна, студентка 11л группы 1 курса специальность «Операционная деятельность в логистике»
Руководитель проекта (ФИО,преподаваемая дисциплина) Дружинина Светлана Евгеньевна, преподаватель права
КоординатыАвтор проекта: (телефон, электронная почта) +79308124847;anna20041202@mail.ru
Организация ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Срок реализации проекта Июнь 2020
Краткая аннотация Тема моего проекта очень актуальна сегодня, т.к. многие вообще не знаю, что дети особенно опекаются государством и являются самой важной частью современного общества. Этот проект является некой памяткой о том, что есть права и есть обязанности не только у взрослых людей, но и у детей. Я хочу напомнить еще раз как важно жить в понимании и соблюдать все законы прописанные в Конституции РФ.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект – Нарушение прав детей в современном мире — тема весьма и весьма актуальная. О печальных и порой страшных случаях обращения взрослых с детьми мы то и дело получаем информацию со всех сторон из газет, интернета, включив телевизор. Необходимо донести как взрослым, так и детям, что нарушение прав ребенка это недопустимо.
Цель проекта: Целью моего проекта является распространение информации о правах детей, о том, что нужно делать для того чтобы дети росли в любви.
Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач: Для достижения моих целей я размещу на официальном сайте мой проект, в котором всё подробно будет описано про права детей и нарушение этих прав в современном обществе
Классификация проекта Исследовательский
Результат (продукт) – Памятка “права ребенка»

Формирование социально-правовой защиты ребенка в истории права и государства

Современное право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Права ребенка, как и права человека, по своей философской природе можно разграничить на естественные и позитивные.

Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданном людьми и выраженном в законах, существует естественное право — сумма требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого- либо людского участия, самой натуральной жизнью общества, «природой», объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся, например, право первенства, право старшинства и т. д. Естественно-правовой подход связывает рассмотрение юридических проблем в единстве с основными человеческими ценностями: свободой, правом на жизнь, независимым статусом человека и др. В то же время он ориентирует на естественную, а следовательно, живую, развивающуюся действительность, в том числе и с точки зрения требований и норм, касающихся взаимоотношений с природой и другими людьми в зависимости от их пола, социального статуса, возраста.

Естественно-правовой подход при рассмотрении вопросов прав ребенка имеет существенное методологическое значение потому, что позволяет зафиксировать объективно существующие отношения покровительства и ответственности старших, подчинения и послушания младших в человеческом обществе.

Такие отношения отличаются абсолютной безусловностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том числе произволу, усмотрению отдельных лиц), неотвратимостью спонтанного наступления отрицательных последствий при игнорировании естественно-правовых требований.

Главное достоинство права состоит в том, что оно как крупный элемент общества в условиях цивилизации представляет собой базовый нормативно-ценностный регулятор отношений между людьми.

Право в таком, наиболее общем, виде призвано регулировать, то есть определять, вводить в известные рамки поведение людей, складывающиеся в обществе отношения.

Среди важнейших свойств права в философской литературе выделяют следующие:

  • 1) всеобщую, обязательную нормативность — это свойство права имеет определяющее значение с социальной точки зрения — прежде всего для характеристики права как регулирующей системы, при помощи которой может быть достигнуто постоянное воспроизводство присущих данному обществу ценностей, условий и форм жизнедеятельности;
  • 2) определенность по содержанию, т. е. такую определенность, при которой в письменных документах оказывается возможным достигнуть предельной точности, ясности, конкретности в определении круга субъектов, прав, обязанностей, санкций, юридических гарантий и пр.;
  • 3) формальную определенность, которая предстает как способ обеспечения предельной, максимальной определенности по содержанию;
  • 4) государственную обеспеченность, т. е. высокую гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «перевести» его в реальные жизненные отношения.

Приведенные положения об особенностях права как нормативно-ценностной регулирующей системы и о его свойствах помогают зафиксировать объективно существующие отношения между взрослыми и детьми как основными социально-возрастными группами в обществе.

Общепризнано, что ребенок в силу своего правового статуса имеет право на особую защиту со стороны общества и государства, на особое попечение и помощь, что отражено в ст. 16 и 25 Всеобщей декларации прав человека. Защита интересов ребенка имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер.

В настоящее время приведение законодательства России в соответствие с международными нормами позволило реализовать неоднократно высказываемое предложение о замене существовавшего в законодательстве СССР довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах ребенка, соотносящиеся с нормами международного права и позволяющие установить вполне определенный правовой статус несовершеннолетнего. Это позволило законодателю преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской и педагогической заботы. Международное, а теперь и российское право рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к самостоятельному осуществлению своих прав и их защите.

Определение правового понятия «ребенок» дается в ст. 1 Конвенции ООН «О правах ребенка» и в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ, согласно которым ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Правоспособность ребенка, т. е.

его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает с момента его рождения. Дееспособность ребенка, т. е. его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, определяется ст.

21, 26—28 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым дети разделены на малолетних (в возрасте от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Приобретение ребенком полной гражданской дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление в брак — п. 2 ст. 21 ГК РФ, эмансипация — ст.

27 ГК РФ) не означает, что его нельзя более рассматривать в качестве ребенка. Необходимо также заметить, что применяемые в действующем законодательстве термины «ребенок», «дети», «несовершеннолетний» тождественны. В «Толковом словаре» В.

Даля содержится следующий перечень наименований для лиц, не достигших «полных лет»: дитя, малолеток, малолетний, отрок, недоросль, несовершеннолетний. Формирование особенного правового статуса ребенка — длительный исторический процесс и сложная философская проблема.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что выделение в нормах права возрастных групп детей как субъектов правоотношений связывается с закреплением за ними соответствующего терминологического наименования, наиболее характерными при этом являются термины «малолетний» и «несовершеннолетний». Понятие «ребенок» употребляется в основном в семейном законодательстве. Однако до сих пор юридическая наука не выработала единого мнения о терминологическом обозначении детей различных возрастов и не определила четких критериев зависимости правового статуса ребенка относительно его физического, психического и интеллектуального развития. Употребление в связи с этим в законах терминов «дети», «молодежь», «ребенок», «подросток», «малолетний», «несовершеннолетний» не всегда в полной мере отражает специфику их правового положения.

Вопросы к семинарскому занятию

  • 1. Назовите и охарактеризуйте правовые акты международного характера, определяющие права несовершеннолетних.
  • 2. Назовите и охарактеризуйте нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов.
  • 3. Что представляет собой правосубъектность ребенка?
  • 4. Что представляет собой правовой статус ребенка? Дайте развернутую характеристику совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленную международноправовыми актами, Конституцией РФ, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
  • 5. Что такое эмансипация? Сравните реализацию этого права ребенком в РФ, в США и Европе.
  • 6. Перечислите и раскройте правовой смысл защиты ребенка при осуществлении лишения родительских прав, ограничения в родительских правах и отобрании ребенка.
  • 7. Перечислите правовые способы решения конфликтов между родителями, расторгнувшими брак, по вопросам воспитания ребенка и общения с ним. Приведите примеры из судебной практики.
  • 8. Охарактеризуйте технологии семейной медиации как способа разрешения конфликтов в семье.
  • 9. Выделите психологические особенности личности ребенка в возрасте: 3 года; 6 лет; 11 лет; 16 лет.
  • 10. Раскройте понятие «жестокое обращение с детьми». Охарактеризуйте насилие в семье как социально-правовое явление.
  • 11. Сиротство как социальное явление в России. Пути решения проблемы.
  • 12. Раскройте социально-правовой смысл понятия «патронатное воспитание».
  • 13. Раскройте социально-правовой смысл понятия «приемная семья».

Приложения

Правовой справочник «Подросток и закон». — Режим доступа: http://tvoepravo.cipv.rU/images/C/podrostok_i_zakon_2015.pdf Федоренко С. С., Кислова Н. Н., Мартынова М. В., Тихонова Е. В. «Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учебно-методическое пособие». — Режим доступа: http://ddut-mosk.spb.ru/doc/d510.pdf

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *