Защита персональных данных: нарушается ли закон при измерении температуры тела и нужно ли получать разрешение?

10 марта 2020 года Роскомнадзор опубликовал у себя на сайте разъяснения об измерении температуры работников и посетителей организаций в связи с коноравирусом. Согласно разъяснениям:

  • согласие работника на измерение температуры не требуется;
  • посетители, не имеющие с организацией трудовых отношений, выражают свое согласие на сбор сведений о температуре тела (без идентификации) посредством конклюдентных действий, выражающихся в намерении посетить организацию;
  • работники и посетители организации должны быть надлежащим образом уведомлены о проведении измерений температуры; с этой целью рекомендуется разместить на входе в организацию соответствующее объявление;
  • показатели измерений рекомендуется уничтожать в течение суток после их получения ввиду достижения цели сбора указанных показателей.

Соответствие этих разъяснений закону вызывает сомнения.

По мнению Роскомнадзора, согласие работника на измерение температуры не требуется, так как обработка этих данных осуществляется в соответствии с трудовым законодательством, согласно которому работодатель вправе запрашивать информацию о здоровье работника, которая относится к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции, а температура как раз относится к такой информации.

Но едва ли температура является информацией, относящейся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции. К такой информации относятся сведения о заболеваниях, которые прямо указаны в законе и препятствуют осуществлению конкретных видов трудовой деятельности.

Например, ВИЧ и гепатит C применительно к педагогическим работникам.

Если согласиться с Роскомнадзором, то работодатели вправе без согласия работников обрабатывать любые данные о состоянии здоровья работников, поскольку любое заболевание в той или иной степени влияет на возможность выполнения работником трудовой функции.

Кроме того, согласно позиции Роскомнадзора организации вправе обрабатывать сведения о температуре посетителей, которые не являются работниками организации, на основе согласия посредством конклюдентных действий, выражающихся в намерении посетить организацию.

Однако согласно Закону о персональных данных для обработки сведений о состоянии здоровья требуется не просто согласие, но письменное согласие субъекта. Если принять позицию Роскомнадзора, то заходя в какую-либо организацию, можно ненароком выразить согласие на рентгенографию или анализ крови.

Таким образом, представляется, что разъяснения Роскомнадзора не в полной мере соответствуют законодательству о персональных данных. Понять уполномоченный орган можно.

По-видимому, он готов пренебречь требованиями закона, чтобы защитить людей от коронавируса.

Но эта цель может быть достигнута без нарушения требований закона, а пренебрежение законодательством о персональных данных со стороны органа, ответственного за его соблюдение, существенно снижает общий уровень защищенности субъектов персональных данных.

В настоящем блоге представлено исключительно частное мнение автора.

Температура — это персональные данные

Персональные данные — это практически любая информация, которая позволяет идентифицировать человека: имя, адрес, контакты, религиозные предпочтения, состояние здоровья и много других сведений.

Фотография на пропуске — это тоже персональные данные. И температура тела не исключение.

Дело в том, что температура — это информация о здоровье, то есть персональные данные. Но работодателям она нужна в рамках трудовых отношений. Для такой обработки согласие можно не получать, это не будет нарушением закона. То есть температуру можно измерять не градусником, а тепловизором — даже не предупреждая работников и даже если они против.

Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

В истории с коронавирусом температура нужна, чтобы убедиться, что работник может выполнять свои трудовые функции. Если он болеет, это опасно для всех вокруг — такой человек должен сидеть дома. Поэтому работодатель имеет полное право измерять температуру и принимать меры по результатам.

Но работников нужно предупредить, что в офисе работает тепловизор или температуру измеряют еще каким-то способом.

Посетители и клиенты — это не работники, поэтому для них действуют обычные требования закона о персональных данных. Никакую информацию нельзя собирать, обрабатывать и хранить без их согласия. Нельзя без предупреждения и согласия измерять температуру у клиентов банка, посетителей поликлиники, фитнес-центра или парикмахерской.

У них нужно брать согласие. По закону оно должно быть добровольным и информированным, но невозможно брать у каждого посетителя письменное согласие на измерение температуры. В таких случаях Роскомнадзор рекомендует предупредить посетителей объявлением, примерно таким, как о видеосъемке.

Но сама по себе температура без других данных не позволит идентифицировать человека, поэтому не всегда измерение — это сбор персональных данных.

Данные о температуре тела будут считать персональными, только если о клиенте известно что-то еще: например, он заполнил договор или заявление с паспортными данными.

Информацию об измерениях температуры, которую фиксируют тепловизоры, нужно удалить в течение суток после получения. Считается, что цель сбора достигнута, больше эти данные не нужны.

За нарушение закона № 152-ФЗ можно получить штраф. Для юридических лиц штрафы гигантские: если собирать данные без согласия — 75 000 Р за каждый случай, а если собирать не положено по закону — до 50 000 Р. Отдельно накажут руководителя.

Как организовать работу с персональными данными при дистанционной работе

25 ноября

4357

#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>

Вы также можете узнать ответы на эти вопросы на нашем YouTube-канале

Если работник в настоящий период времени имеет доступ к персональным данным при выполнении своих должностных обязанностей дистанционно, в том числе имеет доступ к серверу, электронной почте, бумажным и электронным документам, содержащих персональные данные, то для правомерной обработки персональных данных, включая их передачу, как внутри организации, так и при передаче за пределы организации необходимо закрепить порядок такой обработки.

Что нового появилось в трудовом законодательстве на этой неделе расскажет Валентина Митрофанова. Смотрите новый выпуск  «Кадрового обзора».

Рекомендуется разработать отдельный локальный акт о работе с персональными данными (как впрочем и с данными, которые относятся к коммерческой тайне организации) при дистанционной работе.

Что важно прописать:

  • какие адреса электронной почты будут использоваться для передачи любых персональных данных, включая документы их содержащие;
  • какие необходимые меры защиты (правовые, организационные и технические) обеспечит  работодатель при обработке персональных данных;
  • к каким системам у работника будет организован доступ (сервер, сайт компании, портал, 1 С и т.д.). в течении дистанционной работы;
  • какие обязанности несет работник,  допущенный к персональным данным (отправка файлов только «под паролем», обезличивание персональных данных (при необходимости) и т.д.);
  • какую ответственность  будет нести работник за нарушение порядка работы с персональными данными (уголовная, административная, дисциплинарная – вплоть до увольнения);
  • порядок организации общения по каналам связи между должностными лицами, находящимися удаленно для решения рабочих вопросов, в процессе которых могут использоваться персональные данные работников и иных лиц;
  • что должен делать работник в случае выявления несанкционированного доступа к персональным данным при удаленной работе (как он может выявить такой несанкционированный доступ);
  • обязанности и ответственность специалистов IT по организации возможности работником работать удаленно и иметь допуск к информации защищенного доступа.

Работника необходимо ознакомить с данным регламентом.

Данный регламент поможет снизить риски компании при проведении проверки Роскомнадзора или в случае возникновения претензий со стороны работника при утечке его персональных данных (порче, утраты и т.д.), а также привлечь лиц, виновных в нарушении порядка работы с персональными данными к ответственности.

Ответ на этот вопрос полностью освящен в разъяснениях Роскомнадзора «Особенности использования тепловизоров работодателями — операторами персональных данных — с целью предотвращения распространения коронавируса»  от 10.03.2020. https://rkn.gov.ru/

«В связи с запросами работодателей — операторов персональных данных — о допустимости использования тепловизоров для измерения температуры работников, посетителей предприятий и организаций, Роскомнадзор разъясняет.

Температура тела — это информация о состоянии здоровья и, соответственно, относится к специальной категории персональных данных. Обработка таких данных без согласия субъекта в соответствии с частью 2.3 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» допускается, если осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 88 ТК РФ, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением данных, свидетельствующих о возможности выполнения работником трудовых функций. Поскольку меры по выявлению заболевания связаны с определением возможности выполнения трудовых функций, согласия работника на измерение температуры не требуется.

Посетители, не имеющие с организацией трудовых отношений, будут выражать свое согласие на сбор сведений о температуре тела (без идентификации) посредством конклюдентных действий, выражающихся в намерении посетить организацию. При этом при выявлении повышенной температуры посетителя направляют на консультацию к врачу.

Работники, а также посетители организации должны быть надлежащим образом уведомлены о проведении измерений температуры. С этой целью рекомендуется разместить на входе в организацию соответствующее объявление.

Показатели тепловизора рекомендуется уничтожать в течение суток после их получения ввиду достижения цели сбора указанных показателей.

ВНИМАНИЕ: данные разъяснения могут быть скорректированы работодателями с учетом региональных нормативных актов, принятых в связи с угрозой распространения коронавируса, например, Указа Мэра Москвы N 12-УМ от 5 марта 2020 г.

Таким образом, отдельного согласия на измерение температуры от работников брать не  нужно, но на входе в организацию необходимо разместить объявление о том, что для всех лиц, проходящих на территорию организации будет осуществятся измерение температуры бесконтактным способом с использованием тепловизоров.

Читайте также:  Заявление о переносе отпуска по графику — образец и правила оформления

В настоящий период времени работодателям очень часто приходят запросы на предоставление разных персональных данных. Одним из таких запросов являются запросы по предоставлению персональных данных для оформления пропусков работников, которые работают в период самоизоляции.

Как правильно организовать передачу персональных данных при этом?

Это зависит от того, является ли передача персональных данных работника обязанностью работодателя в силу норм действующего законодательства или нет. Так как именно от ответа на этот вопрос зависит, нужно ли брать письменное согласие работника на передачу таких данных.

  • Если требование о предоставлении персональных данных установлена нормативными актами —  то передать персональные данные запрашиваемому третьему лицу в порядке, которым он просит (письменно/электронно) работодатель обязан без получения письменного согласия самого работника.

Как соблюсти все требования 152-ФЗ и не получить штраф | Блог VK Cloud Solutions

Приказ о допуске к обработке персональных данных. В этом документе прописаны все сотрудники, которые имеют доступ к персональным данным. Важно, чтобы это было обосновано — нельзя вписать туда людей, которым по работе не нужны персональные данные, например, уборщицу или программиста.

Инструкция пользователя системы персональных данных. В этой инструкции нужно прописать, как правильно общаться с персональными данными. С ней должны ознакомиться все, кто имеет доступ к данным.

Практически все эти документы стандартные, так что можно взять шаблоны и доработать под нужды своей компании. Или заказать пакет у юристов, чтобы все формулировки точно были правильными.

Можно получить сразу два штрафа:

  1. За обработку данных без модели угроз и прописанных целей: 1 000—3 000 для физлиц, 5 000–10 000 для должностных лиц, 30 000–50 000 для юрлиц.
  2. За отсутствие положения об обработке персональных данных или политики конфиденциальности: 700–1 000 для физлиц, 3 000—6 000 для должностных лиц, 5 000–10 000 для ИП, 15 000–30 000 для юрлиц.

Если вы не назначите ответственного за обработку ПД или не составите список тех, кому разрешен доступ — это тоже нарушение. Получится, что вы просто так передали данные третьим лицам — а это незаконное распространение, за которое положена уголовная ответственность: штраф до 200 000 рублей, принудительные работы до двух лет, арест до четырех месяцев.

Уведомить Роскомнадзор

Если вы собираете персональные данные сотрудников, уведомлять никого не нужно. А вот если работает с персональными данными клиентов, придется отправить уведомление в Роскомнадзор — зарегистрироваться как оператор персональных данных.

Отправить уведомление можно онлайн, на сайте Роскомнадзора.

Что будет, если не отправить уведомление

Вы совершите административное правонарушение — не уведомите контролирующий орган, хотя обязаны были это сделать. За это положен штраф:

  • 100–500 рублей для физлиц
  • 300–500 рублей для должностных лиц.
  • 3 000—5 000 рублей для юрлиц.

Получать согласие на хранение и обработку персональных данных

Когда вы обеспечили защиту данных, собрали пакет документов и уведомили Роскомнадзор, можно, наконец, начать работать с персональными данными.

Чтобы все было по закону, нужно получать согласие от каждого человека, чьи персональные данные вы собираете.

По закону о защите персональных данных 152-ФЗ каждый ваш клиент или сотрудник будет субъектом персональных данных и должен быть в курсе, что вы собираете и храните информацию о нем.

Получить согласие можно двумя способами:

  1. Подписать письменное соглашение. Так обычно делают, если собирают данные в письменном виде — например, при приеме человека на работу или поступлении в ВУЗ.
  2. Получить согласие через интернет. Для этого можно снабдить форму сбора данных галочкой, поставив которую пользователь соглашается на обработку персональных данных. На сайте при этом должна быть размещена Политика конфиденциальности, чтобы человек мог с ней ознакомиться.

Что будет, если не спрашивать разрешения

За это нарушение положен большой штраф:

  • 3 000–5 000 рублей для физлиц.
  • 10 000–20 000 рублей для должностных лиц и ИП.
  • 15 000–75 000 рублей для юрлиц.

Персональные данные пациентов в медицинских организациях: требования к обработке и ответственность

Главная → Статьи → Персональные данные пациентов в медицинских организациях: требования к обработке и ответственность

Медицинские организации в силу законодательства являются операторами персональных данных своих пациентов.

Они принимают непосредственное участие в сборе, систематизации, накоплении, хранении, уточнении, обновлении, изменении, распространении и уничтожении такой информации.

Разберемся, какие требования предъявляет законодательство к медицинской организации в качестве оператора персональных данных и какие виды ответственности предусмотрены за их нарушение.

Персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ)).

Медицинская организация, получая персональные данные от пациента (субъекта персональных данных), например, при его первоначальном поступлении или заключении договора на оказание медицинских услуг, а также в процессе лечения, приобретает статус оператора. У нее возникают определенные обязанности в части работы с полученными персональными данными.

Данные обязанности регулируются следующими нормативными актами:
– Конституция РФ;
– КоАП РФ, УК РФ, ГПК РФ;
– упомянутый выше Закон № 152-ФЗ;
– Федеральный закон от 27.07.

2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
– Федеральный закон от 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее — Закон № 323-ФЗ);
– другие положения и нормативно-правовые акты.

Важно!
Оператор персональных данных — это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

Персональные данные пациента и врачебная тайна

Сразу отметим, что информация о состоянии здоровья пациента относится к специальным категориям персональных данных, обработка которых не допускается, за исключением случаев, когда (ст.

10 Закона № 152-ФЗ):
– пациент дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
– пациент сам сделал персональные данные общедоступными;
– обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов пациента либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия пациента невозможно;
– обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну.

Информация, являющаяся врачебной тайной, — это отдельный подвид персональных данных.

Она представляет собой сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (п. 1 ст.

13 Закона № 323-ФЗ). Ее разглашение не допускается (п. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ), за исключением отдельных случаев, о которых мы расскажем ниже.

Обработка персональных данных

Обработка персональных данных — это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием или без использования средств автоматизации, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

Как было сказано выше, перед получением от пациента информации медицинская организация должна запросить у него согласие на обработку персональных данных (ст. 6, ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

Пациент вправе полностью или частично отказаться от предоставления согласия на обработку персональных данных. Поэтому медицинской организации следует правильно подходить к виду и объему запрашиваемой информации. В обработку нужно запрашивать только те сведения, которые отвечают ее целям. Сведения не должны быть избыточными (ст. 5 Закона № 152-ФЗ).

При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе следующую информацию:
– подтверждение факта обработки персональных данных;
– правовые основания и цели обработки;
– цели и применяемые способы обработки;
– наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании положений законодательства;
– обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен положениями законодательства;
– сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
– порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Законом № 152-ФЗ;
– информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче персональных данных;
– наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
– иные сведения, предусмотренные Законом № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

Согласие на обработку персональных данных может быть получено в электронной либо в письменной форме.

При этом согласие на обработку биометрических данных необходимо получить от пациента именно в письменной форме (ст. 11 Закона № 152-ФЗ), так как они представляют собой сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности на основании которых можно установить личность.

Читайте также:  Можно ли в декрете работать по совместительству согласно ТК РФ?

Бумажный документ должен содержать следующие реквизиты (п. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ):
– фамилию, имя, отчество, адрес пациента, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе;
– Ф.И.О.

, адрес представителя пациента, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя пациента (при получении согласия от него);
– наименование медицинской организации;
– цель обработки персональных данных;
– перечень персональных данных, на обработку которых пациент дает согласие;
– наименование или Ф.И.О. и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению медицинской организации, если обработка будет поручена такому лицу;
– перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, и общее описание используемых способов обработки персональных данных;
– срок, в течение которого действует согласие пациента, а также способ отзыва такого согласия, если иное не установлено законодательством;
– подпись пациента.

Также обратите внимание, что при заключении договора с пациентом медицинская организация обязана предоставить ему информацию о номере своей лицензии, сроке ее действия и выдавшем ее органе. Такую информацию можно включить непосредственно в договор либо прописать в нем ссылку на источник откуда можно получить информацию.

При заключении договора на сложные и дорогостоящие услуги пациенту следует предложить под роспись ознакомиться с описанием этих услуг, способами их оказания, возможными последствиями и т. д.

От пациента обязательно потребуется получить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (на анестезиологическое обеспечение медицинского вмешательства, на оперативное вмешательство, в том числе переливание крови и ее компонентов, и т. д.).

Его следует оформить в письменном виде – записью в истории болезни, заверенной подписью самого пациента (его законного представителя) либо его отдельной распиской или заявлением.

С 1 января 2018 года согласие также можно оформить в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной или простой электронной подписью пациента (его законного представителя) и электронной подписью медицинского работника.

Если состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении решают консилиум или лечащий врач.

Медицинское вмешательство без информированного добровольного согласия также возможно в отношении пациентов:
– страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
– страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
– совершивших общественно опасные деяния (преступления);
– направленных на судебно-медицинскую и (или) судебно-психиатрическую экспертизы.

Предоставление персональных пациента данных третьим лицам

Законодательство запрещает предоставлять третьим лицам и распространять персональные данные без согласия пациента (ст. 7 Закона № 152-ФЗ).

Под предоставлением в данном случае понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц, а под распространением — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (ст. 2 Закона № 152-ФЗ).

Вместе с тем, Закон № 323-ФЗ допускает разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, с письменного согласия пациента или его законного представителя другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (п. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ).

Кроме того, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя возможно (п. 3 ст.

13 Закона № 323-ФЗ):
– в целях проведения медицинского обследования и лечения пациента, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
– при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
– по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля;
– в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;
– в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
– в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
– в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий;
– при обмене информацией между медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных;
– в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования.

Предоставление персональных данных пациенту или его законному представителю

Ответы Роскомнадзора на вопросы о персональных данных

В сентябре Роскомнадзор дал разъяснения по закону о персональных данных в форме вопросов и ответов. Публикуем их.

Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи.

В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

В соответствии с п. 2 ст.3 Федерального закона от 27.07.

2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

В соответствии с ч. 2 ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

Согласно ч. 2 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;(п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 № 266-ФЗ)

  • 2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
  • 3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
  • 4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
  • 5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
  • 6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
  • 7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.
Читайте также:  Продолжительность оплачиваемого отпуска согласно Трудовому кодексу РФ

Получить согласие работника на передачу его персональных данных для обработки другому оператору должна администрация предприятия, на котором работает субъект персональных данных.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 27.07.

2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч.2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:

  1. 1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;
  2. 2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
  3. 3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
  4. 4) являющихся общедоступными персональными данными;
  5. 5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
  6. 6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  7. 7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  8. 8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации

.Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора.

Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.

Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

Вы вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефоны указаны на официальном сайте Роскомнадзора.

Ст.24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:

— неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст.5.39 КоАП РФ);

— нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст.13.11 КоАП РФ);

— разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст.13.14 КоАП);

— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7 КоАП РФ).

Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст.137, 272 УК РФ.

Персональные данные субъектов персональных данных, полученные кредитной организацией при рассмотрении заявок на получение кредита, в случае отрицательного решения кредитной организации подлежат уничтожению в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Обращаем Ваше внимание, что типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, могут храниться в формате цифровых копий при соблюдении требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложение оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта. Таким образом, субъект персональных данных, акцентируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее — Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Бельгия, Болгария, Дания, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Андорра, Аргентина, Израиль, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Сербия, Хорватия, Черногория, Швейцария, Южная Корея, Япония.

Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.

Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора.

Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале.

Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.

  • Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют:
  • — стандарты и рекомендации в области стандартизации Банка России;
  • — концепция защиты персональных данных в информационных системах персональных данных оператора связи;
  • — методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости.

Источник: Информация Роскомнадзора от 25.09.2015

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *