Сокращение госслужащих в 2019 году — последние новости

Анонсированные Минфином сокращения госслужащих в России не приведут к серьезным потрясениям на рынке труда – реформа пройдет максимально мягко. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт РИСИ, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Сокращение госслужащих в 2019 году — последние новостиИА Nation News / Наталья Агеенко

«Штаты госорганов – как территориальных, так и центральных – в определенной мере раздуты, с этим вынуждены соглашаться даже сами чиновники. Критика в этом вопросе наблюдается уже много лет.

Какие-то структуры избыточны, другие дублируют функции друг друга, третьи и вовсе занимаются тем, что им не свойственно. Необходимость реформы с оптимизаций назревала давно.

В пример можно привести Центробанк, который уже 10 лет подряд сокращает персонал, а на эффективность его работы это не влияет.

В первую очередь российские ведомства все чаще избавляются от персонала, который не несет непосредственный функционал. То есть от штатных единиц, которые непосредственно не выполняют поставленных задач.

Это уборщицы, шоферы, ремонтники и другой вспомогательный персонал.

Все чаще таких работников предпочитают брать по принципу аутсорсинга – заключая договор со сторонней компанией, специализирующейся на нужной работе», — отмечает специалист.

Замминистра финансов России Татьяна Нестеренко на коллегии казначейства анонсировала масштабные сокращения госслужащих в стране. В 2020 году планируется сократить численность территориальных органов власти на 5%, 2021-м — ещё на 10%.

За это же время численность чиновников центрального аппарата уменьшится на 10%. Это делается, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда. Оставшимся чиновникам повысят зарплаты до конкурентного уровня в экономике.

«Есть еще одна тенденция, заставляющая пересматривать штатную численность персонала – функции живых сотрудников все чаще выполняют программы на основе искусственного интеллекта.

Наиболее ярко это видно на примере работы коммерческих банков, но и в госструктурах современные роботизированные системы внедряются довольно активно.

То есть установка руководства страны по цифровизации экономики накладывается и на кадровую политику.

Современные автоматизированные системы способны принимать обращения, «понимать» их, рассортировывать по ответственным специалистам. А на самые стереотипные даже отвечают.

Универсальность и самообучаемость дошла до того, что в 60% случаев говорящий с «роботом» человек не отличает его от живого собеседника.

Современные алгоритмы все совершенствуются, этот процесс продолжится и будет напрямую влиять на рынок труда», — подчеркивает эксперт.

Без перегибов

«Это делается для того, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда», — объяснила цель реформы Нестеренко. По ее словам, общий фонд оплаты труда(ФОТ) не изменится.

«Мы не можем на эту большую разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда.

А у нас стоит такое поручение — вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень», — пояснила чиновница.

Сокращение госслужащих в 2019 году — последние новостиGlobal Look Press / Simon Belcher/imageBROKER.com

Главная позиция реформы — подъем постоянной части зарплаты до 60% от ФОТ и снижение ее «плавающей стимулирующей части» до 40%. В настоящее время эта пирамида перевернута, отметила замминистра.

Сокращение части госслужащих и повышение их зарплат станут только первым шагом реформы госуправления. Нестеренко сообщила, что сейчас Минфин готовит реестр полномочий госорганов.

Он позволит выявить дублирование их функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

«Серьезных потрясений большое число увольнений на госслужбе не вызовет – современные методы позволяют сделать все мягко.

К примеру, часто при реорганизации отдела просто ликвидируют незаполненные вакансии, не набирая дополнительный персонал и перераспределяя функции между имеющимися работниками.

Есть и другой метод – специальные пенсионные программы, возрастным сотрудникам предлагают определенный бонус за уход на заслуженный отдых.

Есть еще целый ряд инструментов, позволяющих мягко провести кадровую реформу. К примеру, введением моратория на прием новых сотрудников – текущие увольнения просто приведут к более эффективному перераспределению обязанностей.

Есть примеры реорганизации, когда существующий отдел упраздняется, а взамен создают новый – с меньшим числом сотрудников, обязанности которых выполняются эффективнее.

Там, где работают 10 человек, чаще всего можно сменить иерархию задач под 8 сотрудников, работающих с максимальной отдачей.

При этом увольнение 10-15% госслужащих за два года не столь много – рынок труда России воспримет это спокойно. Все пройдет в спокойном «плановом» режиме – постепенно, с применением аутсорсинга и комплекса современных инструментов», — заключает Михаил Беляев.

Мелких чиновников загонят в кабалу, или Чем обернётся объявленное масштабное сокращение госслужащих

Сокращение госслужащих в 2019 году — последние новости

Чиновников в России развелось, конечно, как говорится. немерено.

По некоторым данным, их аж… полтора миллиона! Цифра кажется огромной, но есть подозрения, что она занижена. По другим данным, чуть ли не 2 человека из 100 в России являются чиновниками. При СССР было даже гораздо меньше в пересчёте на 100 человек — примерно 0,73, то есть меньше в разы, чем теперь.

В 2017 году было точно подсчитано, сколько чиновников в Ростовской области: порядка 57 тысяч человек. На 4,2 миллиона это очень даже немного. Примерно как при СССР — 0,73%. Но некоторые считают, что и это много. В разных странах, особенно в Европе, чиновников гораздо меньше, но в Канаде и в Китае — больше, чем у нас, на душу населения.

Правда, тут есть проблема: чиновничий аппарат имеет обыкновение разрастаться. Говорят, что на одну новую чиновничью единицу на самом верху необходимо ввести не менее пяти таких единиц в регионах — для работы по тому направлению, которое будет закреплено за этой новой единицей.

Вообще, дублирующих функций очень много. Так, например, значительное число вопросов и проблем решается теперь бесконтактно через сайт госуслуг или через МФЦ.

Раньше все эти услуги предоставлялись чиновниками, теперь — нет. По логике, что должно было произойти? Правильно: сокращение. Причём резкое. Однако этого не произошло.

Как-то то ли в 2014, то ли в 2015 году сократили в основном вакантные должности — так на этом и остановились. 

Между тем, как это ни парадоксально, ростовчане сами плодят чиновников. 

Однако в последнее время началось нечто вроде исхода чиновников. После начавшихся в 2014 году санкций и кризиса государство опрометчиво поощряло «охоту на ведьм» — то бишь на чиновников.

В результате и пенсионный возраст им повысили раньше, и зарплаты не индексировали несколько лет, и в народном восприятии опустили ниже плинтуса — как когда-то учителей и врачей. Теперь мы имеем полуразрушенные образование и медицину.

А если разрушат ещё и госуправление, то и атомной бомбы не надо.

Об исходе чиновников я сказал не зря. Уходят самые грамотные, но явно недооценённые.

Человек стремится весь свой талант, все свои силы отдавать работе, а психологически ему бывает очень тяжело: начальник самодур, задания подчас глупые и бездумные, зарплаты катастрофически не хватает.

К тому же подрабатывать нельзя, потому как госслужба накладывает ряд ограничений. И когда наступает край, этот грамотный специалист находит другое место работы — даже иногда не с большей зарплатой, но с меньшим, простите за выражение, геморроем.

Нет, без него дело не валится. Но часто тот объём работы, который, грамотно организуя процесс, выполнял один человек, теперь могут выполнить лишь двое, трое, пятеро… Вот и одна из причин раздувания чиновничьих штатов — низкая квалификация поступающих на госслужбу и слабая работоспособность. А работу нужно делать — значит, нужно больше людей.

Задача ясна — следует удержать на госслужбе и привлечь на неё самых грамотных, самых образованных, креативных и полезных людей. Тех, которые будут работать эффективно, качественно и во благо общества. Напрасно думать, что таких нет. Их очень много. Но это дорогие специалисты.

Люди готовы работать на государство, однако не готовы при этом постоянно думать о том, где бы раздобыть ещё денег, чтобы прокормить семью. Причём такие люди, как правило, не считают возможным из моральных принципов брать взятки. Хотите посмеяться? Да в моём кругу общения масса таких людей, в том числе из бывших чиновников.

Которые просто не выдержали нынешнего такого к себе отношения, ушли с госслужбы и занимаются либо своим бизнесом, либо устроились на место с гораздо более достойной оплатой труда.

Итак, государство, затеивая очередную реформу с сокращением госслужащих, понимает, что дальше такое положение терпеть нельзя, что оно ведёт к разрушению системы. 

Появился огромный пласт мелких чиновников, которые вместе с другими россиянами буквально голодают. Не могут себе позволить ни качественной пищи, ни хорошей одежды, ни отдыха даже на отечественном на побережье, ни хорошего лечения. То есть это — фактически нищенствующие чиновники. И таких из тех 57 тысяч в Ростовской области едва ли не больше половины.

Итак, правительство задумало резко повысить зарплаты чиновникам — до конкурентоспособного уровня.

Какой уровень считать, допустим, для Ростовской области конкурентоспособным? Обычно берут 2-2,5 уровня средней заработной платы. То есть для Дона это порядка 70-85 тысяч рублей.

Подавляющему большинству наших чиновников такая зарплата и не снилась, невзирая на разные там перепадающие премии и выплаты.

Однако денег на механическое повышение такой ораве чиновников у государства нет. Да и зачем повышать всем, если надо повысить самым достойным — с тем чтобы они работали боле эффективно? И это правильно. То есть нужно сократить бесполезный «балласт», а из сэкономленных денег повысить оплату труда оставшимся.

Читайте также:  Как устроиться на работу в прокуратуру: процедура трудоустройства и полезные советы

Но это в идеале. А теперь давайте подумаем, как может осуществляться эта реформа.

Судя по разрозненным заявлениям разных представителей высшей элиты, можно сформировать три направления возможных изменений.

1. Механическое сокращение. В 2020 году, например, придёт разнарядка сократить 5 процентов. в следующем году ещё 10, через год — ещё 10. 

Москва не может указать регионам, кого сокращать, — просто отдаст на откуп. 

Но вспомните, как сокращали личный состав того же МВД. В результате, грубо говоря, контора осталась на месте, а участковых посокращали. Что произошло? Выросла бытовая преступность, что бы там ни давали в сводках.

Тут будет то же самое.

Например, приходит разнарядка сократить в каком-нибудь управлении 20%. Как поступят? Наташу не трогаем — она знакомая Ивана Ивановича. Петя — прокурорский протеже. За Олега просил Николай Евгеньевич. А Маша — вообще приближённая Самого. Кого сокращать? Да Колю, Васю и Марью Петроввну. А кто ж тогда работать будет? Да ладно — там посмотрим!

В результате прибавку к зарплате получат совсем не те, ради кого задумывалась реформа. Цели достигнуты не будут, система госуправления войдёт в ступор.

2. Выборочное сокращение тех, кто по определению не должен быть госслужащим. Это, в общем, обслуживающие специалисты: бухгалтерии, хозотделы, канцелярии, отделы документооборота, отделы по работе с обращениями граждан и т.п.

То есть те должности, где по большей части нужна механическая работа, не требующая высокого уровня квалификации.

Нет сомнений, что и среди этих должностей есть люди высочайшей работоспособности и квалификации, их нахождение на госслужбе можно было бы оставить на усмотрение начальства. 

Что значит такое выведение из состава госслужащих этого персонала? 

У чиновников, как известно, есть не только основные выплаты, но и стимулирующие. Это квартальная и годовая премии, выплаты на лечение, к отпуску,так называемая материальная помощь. И хотя эти выплаты не столь велики и составляют примерно процентов 20 от дохода, тем не менее, в случае вывода большой группы чиновников за штат, экономия получается солидная. 

Однако кто ж пойдёт на такое преступление в отношении той же бухгалтерии! ???? 

Так что этот вариант, который является наиболее рациональным, вряд ли пройдёт.

3. Предлагался и ещё один вариант. На госслужбе оставить только должности от начальника отдела и выше. То есть руководителей. А всех остальных, инспекторов, специалистов первой категории, ведущих, главных, экспертов, консультантов, перевести на аутсорсинг.

Естественно, с лишением всех стимулирующих выплат. Сокращение — налицо (ибо это до 70-80%, так сказать, личного состава), экономия — огромная. Руководству можно повысить зарплату в разы.

Да и отчитаться о сокращении чиновников наверх — мол, план перевыполнили!

Но подумайте: может ли работать начальник отдела без отдела? Естественно, что все люди останутся на месте — просто им платить будут меньше. Но по статистике — всё красиво: зарплата госслужащих выросла и теперь вполне себе конкурентоспособна. А нищих госслужащих вообще нет.

Вот только те, кто на аутсорсинге, тоже должны будут получать зарплату, только из другого источника. А это значит, что расходы на госуправление всё равно вырастут, причём значительно. При явной дискриминации низших должностей.

Те, кто попал под сокращение, вообще лишатся прав. Это если сейчас на госслужбу устраивают конкурсы, подбирают и ждут специалиста иногда по нескольку месяцев. А в случае принятия такого варианта неугодного могут уволить за час, а на завтра принять другого — благо, конкурс проводить не надо. 

Ситуация будет усугубляться тем, что многие уже бывшие чиновники, в силу своей инертности, будут держаться за любую работу, терпеть гонения и самодурство начальства, прозябать на мизерные зарплаты и — работать всё менее и менее эффективно. А начальник, хоть он распрекрасный, не сможет наладить эффективную работу подразделения, где люди думают только о том, где бы взять денег на пропитание.

Этот последний вариант, если будет реализован, приведёт к полному краху госслужбы. 

Нет, сокращать чиновничий аппарат, несомненно, надо. Но, учитывая нашу ментальность, трудно предположить, что такое сокращение пойдёт на пользу делу. С водой, как обычно, выплеснут и ребёнка. 

Вот не верю я во все эти затеи…

Алексей Карпов

____________________Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Госслужащим готовят увольнения и рост зарплат

Минфин готовит новые масштабные сокращения численности госаппарата — эта тема во вторник обсуждалась на коллегии Федерального казначейства. Речь идет о снижении численности центральных аппаратов ведомств на 10% в 2020 году и сокращении на 5% их территориальных органов.

В 2021 году территориальные подразделения федеральных властей сократят еще на 10% штатной численности.

При этом Минфин не планирует снижать фонд оплаты труда госорганов — освободившиеся средства направят на повышение зарплат, чтобы сделать оплату труда госслужащих конкурентоспособной.

Правительство готовит масштабное сокращение госслужащих, заявила на коллегии Федерального казначейства первый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко.

Ресурсы для сокращения госаппарата Минфин рассчитывает, в частности, получить от централизации и автоматизации многих технических функций ведомств, при этом больший потенциал власти видят в территориальных подразделениях госорганов, но на его раскрытие уйдет больше времени.

«Вопрос поставлен и будет решен в следующем порядке: 10% — центральный аппарат со следующего года и 5% — территориальные органы со следующего года, и через год еще 10%. То есть итого за два года территориальные органы — 15%»,— отметила госпожа Нестеренко.

Отметим, что, несмотря на крупное сокращение численности государственных гражданских служащих, Минфин не рассчитывает на бюджетную экономию в результате этого процесса: сохранение фондов оплаты труда (ФОТ) госорганов на нынешнем уровне позволит повысить зарплаты чиновников до конкурентных по экономике. «Мы примерно оценили этот конкурентный уровень в системе государственной службы, обсудили это на комиссии по государственному управлению при президенте и в правительстве, и, в принципе, решения такие приняты. Но без оптимизации эти решения никак не могут быть реализованы, на это требуется много денег»,— пояснила заместитель главы Минфина. Целью, по ее словам, является доведение постоянной части оплаты чиновников до 60% ФОТ (сейчас на нее приходится 40%, 60% составляют премии и переменные выплаты).

Параллельно на коллегии обсуждался и ход «репутационного», по оценке замглавы Минфина, проекта по переводу на бухгалтерское обслуживание в Казначейство ряда министерств и ведомств — первыми должны стать Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития, а всего таких госорганов 13.

При этом, как стало ясно в ходе коллегии, хотя технологические выгоды от передачи казначейству рутинных функций министерств и их подразделений очевидны, не решены многие вопросы, начиная с цифровизации госуправления и заканчивая судьбой чиновников, ранее занимавшихся передаваемыми функциями на местах.

«Коробками привозят документы, присылают отсканированные pdf-файлы, а казначейство читает их глазами. Это что за «цифра» такая? До сих пор обсуждается, какой документ первичен — электронный или бумажный…»

— посетовала госпожа Нестеренко в своем выступлении, призвав присутствовавшего на коллегии главу департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности Минфина Сергея Романова ускорить работу по подготовке необходимой нормативной базы.

Господин Романов, в свою очередь, сослался на то, что разнобой в учетной политике ведомств объясняется их собственной спецификой, но пообещал, что к 1 июня департамент разработает единый подход к бухучету, который позволит централизовать бухгалтерские функции ведомств.

Глава казначейства Роман Артюхин в своем выступлении отметил, что наибольшие сложности реформы приходятся на долю московского управления, которому приходится заниматься учетом госслужащих центральных аппаратов ведомств, однако «феодальная раздробленность бухучета должна быть преодолена».

Дальнейшие перспективы работы ведомства чиновник связал с переходом от равномерного территориального покрытия казначейской сети к созданию межрегиональных управлений, которые будут выступать центрами компетенций и смогут выполнять однотипные операции в интересах территориальных подразделений — в частности, возможна передача им единого кадрового учета госслужащих, юридического обеспечения и т. п.

Олег Сапожков

Премьер-министр Удмуртии Ярослав Семенов в октябре 2018 года рассказал депутатам госсовета об итогах оптимизации государственных служащих в правительстве. Экономия от административной реформы, проведенной в сентябре прошлого года, составит более 100 млн руб. в 2019 году, а проведенные сокращения никак не скажутся на эффективности работы. Однако не все депутаты с этим согласились.

Читать далее

Массовое сокращение: как Россия избавляется от чиновников — Газета.Ru

Масштабное сокращение госслужащих инициирует Минфин. Оставшимся обещают повышение зарплат. Если не провести сокращение «армии» чиновников, то денег на индексацию зарплат для них до конкурентного уровня якобы не хватит. Придется тратить на чиновников по 100 млрд рублей в год дополнительно.

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, рассказала в опубликованном в понедельник интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Реформа приведет к масштабному сокращению «армии» госслужащих и повышению зарплат оставшимся.

«Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих», — сказала замминистра.

Если сокращение не провести, то зарплаты чиновникам правительство в дальнейшем сможет индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим в бюджете придется искать дополнительно по 100 млрд рублей в год.

Читайте также:  Трудовой договор: понятие и виды важного документа

Фронт-офис для бюрократов

Реформа пройдет, по словам Нестеренко, в два этапа. На первом этапе это произойдет «автоматически».

В 2020 году численность сотрудников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти сократят на 10%, а территориальных органов — на 5%.

К 2021 году этот показатель в регионах достигнет 15%.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности чиновников. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств будут укрупнены и преобразованы в филиалы без статуса юридического лица.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила замминистра Нестеренко.

На прошлой неделе президент РФ Владимир Путин повысил зарплаты некоторым категориям госслужащих с 1 октября. Указ опубликован на портале правовой информации.

Оклад увеличится как раз на уровень инфляции — на 4,3%. Зарплата повысится у сотрудников МИД, диппредставительств, консульских учреждений, а также у гражданских служащих в соответствии с их чинами.

Документ вступил в силу со дня его подписания.

Работникам бюджетной сферы, которые не попали под действие указа президента, 1 октября 2020 года все равно проиндексируют зарплаты — на 3,8%. Об этом сообщила 13 сентября вице-премьер Татьяна Голикова.

Как отмечается, индексация коснется трудящихся в учреждениях социальной сферы и науки, ветеринарных лабораториях, гидрометеорологической службы, медико-социальной экспертизы, центрах гигиены Роспотребнадзора, спасательных центрах МЧС, центрах стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта и других.

Повышать, нельзя сокращать

Ранее 13 сентября в интервью РИА «Новости» председатель Общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков оценил идею повысить зарплату госслужащим, в частности, полицейским.

Зарплаты полицейским необходимо повышать, но нельзя сокращать штат, особенно тем, кто работает на «земле». Низовые сотрудники уже сейчас перегружены работой, отметил Цветков.

Днем ранее глава Сбербанка Герман Греф, в прошлом министр экономики, предложил поднять зарплаты в полиции в 3-4 раза, сократив соответственно численность сотрудников.

«Мы можем радикально сократить расходы бюджета сегодня. Мы можем тем же самым милиционерам и так далее поднять зарплату в три, в четыре раза, соответствующим образом их сократив, они не нужны в таком количестве. Чиновников — сократить», — сказал Греф, выступая на Московском финансовом форуме.

Греф добавил, что таким образом можно значительно снизить расходы госбюджета.

Эксперт лишь частично согласен с такой позицией. «Зарплаты в полиции, безусловно, нужно повышать, равно как и соцобеспечение сотрудников, и мы об этом постоянно говорим… Но ни о каких сокращениях, тем более в несколько раз, не может быть и речи», — считает Цветков.

По его словам, уже прошедшие ранее сокращения привели к недокомплекту в подразделениях уголовного розыска, дознания, ППС, участковых.

Сегодня эти сотрудники перегружены работой, а это приводит лишь «к ухудшению криминогенной обстановки», заключил Цветков.

Он отметил, что общество удивлено самим фактом обсуждения вопросов о возможных сокращениях. «У нас общество обеспокоено тем, что полиции «на земле», то есть на улицах, почти нет. Самый красноречивый пример – нехватка сотрудников ГИБДД», — подытожил эксперт.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что точка зрения Грефа об оптимизации зарплат госслужащих заслуживает внимания. «Он вовлечен во многие процессы в экономике, в инновационной деятельности в нашей стране, поэтому, конечно, его точка зрения важна», — сказал он.

Напомним, в 2000-2007 годах Греф занимал должность министра экономического развития и торговли России. Он считается автором первой в новой России административной реформы, реализовать которую, в прочем, не удалось.

Песков добавил, что Греф высказывает много экспертных идей и у него есть «изрядный опыт», в том числе работы в правительстве и в управлении Сбербанком. В связи с этим его точка зрения принимается во внимание, добавил пресс-секретарь президента.

Попытка Мишустина: как правительство решило уменьшить число чиновников без массовых сокращений

Премьер-министр Михаил Мишустин объявил в понедельник, 16 ноября, о начале оптимизации штата в органах исполнительной власти. Штат в министерствах и регионах сократят на 5-10% в 2021 году.

Все эти изменения призваны увеличить эффективность работы госслужащих, сказал Мишустин.

 Насколько на самом деле может сократиться число «живых» сотрудников, а не вакантных должностей, как оптимизация повлияет на зарплаты чиновников и за счет чего можно будет добиться их эффективной работы?

Сколько в России чиновников?

В сентябре 2019 года первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко говорила, что в России к чиновникам принято относить всех работников государственных и муниципальных органов. И таких около 2,4 млн человек. «Получается, на 10 000 населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3% от численности занятых в экономике», — сказала она «РИА Новости».

Но доля «настоящих» чиновников, то есть государственных гражданских и муниципальных служащих, почти в два раза меньше — 603 000 федеральных государственных гражданских служащих, 252 000 региональных гражданских служащих и 395 000 муниципальных служащих.

По данным Росстата, по итогам 2017 года на 1000 занятых в экономике человек было 29,6 сотрудника госорганов и органов муниципального самоуправления. Для сравнения: в 2000 году соотношение было 18 человек на 1000, за прошедшие 17 лет максимум статистика зафиксировала в 2014 году — 32,6 человека на 1000 (тогда начали учитывать сотрудников территориальных органов МВД).

На конец 2018 года, по данным Росстата, в России было 2,2 млн сотрудников в государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях.

Вторая волна Мишустина: что известно о пришедших в старое правительство новых министрах

Как планируют проводить реформу?

Мишустин заявил, что при сокращении штата не планируют сокращать финансирование органов власти. По его словам, реформа будет выглядеть так: в министерствах и ведомствах (федеральные чиновники) 20% должностей — это вакансии, сокращать будут в первую очередь их.

В таком случае реально штат должен сократиться на 5%, отметил премьер. В регионах среднее количество вакансий около 18%, там под сокращение попадут 10% должностей.

Все это должно произойти до 1 апреля 2021 года, а к 1 мая на стол премьера должен лечь отчет о проделанной работе.

Зачем нужна такая реформа?

C 2004 года в российских ведомствах увеличилось количество руководителей, а также штат «обеспечивающих» подразделений — финансистов, бухгалтеров и так далее.

Теперь управленческие должности нередко занимают 30% от всего штата, в результате страдает эффективность и расходы увеличиваются, говорит профессор РАНХиГС Владимир Южаков. Теперь важно, чтобы четко устанавливались лимиты по числу руководителей и их подчиненных, считает он.

 Как писала газета «Коммерсантъ», штат «обеспечивающих» подразделений теперь должен быть менее 30% от общего.

И что, теперь количество чиновников резко сократится?

«Все подобные сокращения будут давать только отложенный эффект. Функции увеличатся, в результате через непродолжительное время штат снова начнет расти», — считает источник в одной из структур, консультирующих правительство.

«Все эти сокращения, в том числе и предлагаемое в настоящее время, целесообразны уже хотя бы потому, что они ограничивают рост численности госслужащих, — считает Владимир Южаков. — Но параллельно с сокращениями множились полномочия ведомств, а вслед за ними продолжался рост численности чиновников.

Но без периодических сокращений этот рост за десятилетия был бы значительно большим».

Вряд ли эта реформа приведет к увольнениям «живых» сотрудников, все же смысл оптимизации не в увольнении сотрудников, а в поиске новых решений, считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов, бывший чиновник Минфина. «Вполне возможно, что будет проведен серьезный аудит по эффективности работы ведомств. Она измеряется в достижении национальных целей и, например, числе нормативно-правовых актов», — полагает он.

Премьер не уточнил, будет ли обязательным сокращение в случае, если вакансий, которые можно будет порезать, не будет.

Если оптимизация затронет и те ведомства, где свободных должностей нет, то многое будет зависеть от их руководителей, отмечает высокопоставленный собеседник Forbes в одном из министерств.

«Придется выбирать, кого сокращать, и главное, чтобы руководители делали правильный выбор, например, убирали число своих помощников или сокращали работников пресс-служб», — уверен он.

Те, кто сохранит работу, станут больше получать?

С этим возможны проблемы. Газета «Коммерсантъ» написала, что в результате реформы оплату труда госслужащих изменят и перенаправят сэкономленные средства. Но в России есть негативный пример такого перераспределения.

В 2004 году, когда сокращали число работников органов исполнительной власти и перераспределяли функционал между министерствами, уже предполагался рост зарплат, напоминает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Но зарплату подняли только руководителям высшего звена.

Это касалось министров, замминистров, глав департаментов, а вот заместители этих глав уже ничего не получили», — отмечает он.

Сама зарплата госслужащих в итоге стала складываться из оклада (четверть от общей суммы) и различных надбавок, которые были введены в то же время в качестве компенсаций, но их распределение также нередко зависит от начальства, говорит Сафонов. В ведомствах специально держали 20-30% незанятых ставок, чтобы распределять выделяемый на них бюджет между работниками. Сокращать ранее ставки было «невыгодно», поскольку неминуемо сокращался бы и фонд оплаты труда, отмечает Сафонов.

Теперь же фонд оплаты труда не изменяется, а само возможное повышение зарплат станет мотивацией для сотрудников. «Важно только, чтобы сами надбавки выдавались за конкретные результаты, это самая правильная мотивация», — добавляет Южаков.

Читайте также:  Льготная пенсия медработникам в 2019 году: последние законодательные изменения

Сколько раз Россия сокращала чиновников?

Сокращать российских чиновников предлагала замминистра финансов Татьяна Нестеренко еще в сентябре 2019 года. По ее оценкам, число госслужащих в регионах стоило сокращать на 15%, а сотрудников центрального аппарата — на 10%. Главной целью реформы Нестеренко называла повышение зарплат госслужащим.

KPI от отчаяния. Что не так с оценкой работы чиновников

До этого Алексей Кудрин на посту министра финансов в 2010 году предлагал уволить 100 000 чиновников за три года. В 2017 году Кудрин занимал уже должность главы Центра стратегических разработок и заявил о необходимости снизить общее количество госслужащих на 30%.

Дмитрий Медведев на посту президента в 2010 году также предлагал сокращать число федеральных чиновников на 20%. Тогда главной целью называлась эффективность их работы.

«Где бы мы этим ни занимались, здесь присутствующие коллеги в аппарате правительства работали, в администрации: сокращаешь, проходит полгода, глядь — опять та же самая штатная численность.

Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры», — говорил он.

В 2014 году уже в статусе премьера Дмитрий Медведев поручал Минфину подготовить предложения по сокращению численности государственных служащих еще на на 10%. Но, признавал он, сокращения идут очень медленно.

20 богатейших жен и мужей госслужащих — 2020

20 богатейших жен и мужей госслужащих — 2020

Очередная реформа Мишустина: Госаппарат пытаются сократить, а он не сокращается

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое устанавливает предельную численность госслужащих и фонд оплаты труда. Реформа, о которой было объявлено в ноябре 2020 года, предполагает сокращение к 1 апреля 2021 года 32 тысяч штатных единиц «в основном за счёт имеющихся вакансий», говорится в постановлении. При этом фонд оплаты труда сохраняется.

Одновременно произойдут изменения в структуре аппарата правительства.

«Появятся семь новых департаментов: здравоохранения, промышленности, регионального развития, социального развития, строительства, транспорта, энергетики. Департамент здравоохранения и социального развития, департамент промышленности, энергетики и транспорта, а также департамент регионального развития и инфраструктуры будут упразднены», — говорится в сообщении пресс-службы.

Департамент сопровождения законопроектной деятельности преобразуют в департамент сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования, а также будет создано Сводно-аналитическое управление правительства.

Судя по всему, реальные сокращения будут минимальны, да и бюджет от реформы ничего не выиграет. Как скажется на эффективности работы создание более специализированных департаментов, пока сказать сложно.

Член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, представитель фракции КПРФ Вера Ганзя не ждет от реформы серьезных подвижек в плане сокращения бюрократизации.

— Живая мысль уже умерла в чиновничьих коридорах, бумагах, нормативах и остальном. Такие же законы. И вообще, зачем 450 депутатов в Государственной Думе? Я многих ни разу не видела на трибуне, не слышала их голоса. Где они работают, как — сказать сложно.

Предлагаемые изменения саму концепцию госаппарата не меняют.

Сейчас достаточно большое количество должностей вакантны: цифры дают разные, но где-то около 20%. Чтобы фонд зарплаты позволял платить более высокую заработную плату, есть вакантные должности. Средства на выплаты по ним прописаны в бюджете. Сокращать будут не людей, а эти должности.

Как это отразится на зарплате чиновников, сказать не могу. Но в нормативных документах прописано, что фонд заработной платы при сокращении штатных единиц сохраняется. Следовательно, бюджет от этого сокращения ничего не получит.

«СП»: — Зачем тогда вообще нужна эта реформа?

— Во-первых, в 2021 году выборы в Государственную думу. Так как наши чиновники сегодня это притча во языцех (то есть такой нелюбви у народа по отношению к административному персоналу я не припомню, даже во время перестройки такого не было), то считаю, что это очередной пиар-ход.

По сути, идет оптимизация, но она мало кого затронет. Если брать самый высший аппарат, то абсурдом можно назвать то, что у министров и других руководящих работников высокого ранга по несколько первых замов. Это что такое? Столько замов просто не надо, поэтому они и попадают под сокращение.

Слишком много руководящих работников у нас расплодилось, в том числе и в госаппарате.

Все норовят руководить, а исполнители работают за копеечную плату, не успевая обрабатывать все хотелки руководящих работников, стоящих над ними.

Здесь надо наводить порядок, конкретно с этой позицией я согласна: не надо нам столько указующих перстов. Это единственный положительный момент, который я нашла в этой административной реформе.

Что касается упорядочения, то вместо четырех департаментов, где объединялись некоторые направления, теперь будет семь. Будет ли при этом здесь рост чиновничьего аппарата — неизвестно.

Вообще, не факт, что чиновники будут сокращены. Они могут быть выведены за штат, то есть выполнять те же функции, но не состоять в штате, считаться государственными служащими, хотя лишатся определенного ряда льгот.

Не ждет особого положительного эффекта от реформы и директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

— Реформа того же порядка, что и всегда. Последняя похожая была, когда премьер-министром стал Дмитрий Медведев. Также пытались сократить около 30% чиновников, в результате их просто перевели на работу в дружественные структуры, типа ФГУП и т. д.

Они перестали быть служащими, но продолжили заниматься тем же, хотя и лишились возможности получать госпенсии и стали получать меньшую зарплату.

Какая-то экономия для бюджета была, но, с другой стороны, у нас ни одна реформа не обходится без того, чтобы в итоге при сокращении госаппарат не вырос.

Мишустин также пошел по этому пути. Так, было 3−4 департамента, которые он сократил, и сделал семь.

«СП»: — Может, работа в результате станет более эффективной?

— Вряд ли. Сокращение затрагивает в основном низовые звенья. Тех людей, которые, условно говоря, в окошке общаются с населением.

«СП»: — Но заместители министров тоже попали под сокращение.

— Кого-то могут сократить, но в итоге разрастутся. Департаменты тоже сократили, в итоге расширили. Сокращают тех, кого не жалко. А это, как правило, рядовые работяги. В итоге услугу нужно будет ждать не день, а два-три.

Возможно, Мишустин, как цифровизатор, это все выправит. Посмотрим. Пока это, скорее, ожидание чуда, чем реальные предпосылки.

«СП»: — Зачем вообще понадобилась эта реформа, да еще так спешно?

— Сложно сказать, но, наверное, в преддверие выборов в Госдуму хотят показать, что правительство эффективно. Думаю, это политический запрос.

Думаю, будет глобальная реформа правительства в плане смены вице-премьеров. Это будет более глобальная реформа, которую подадут как позитивный фактор перед выборами. Но в конечном итоге это будет перестановка чиновников с одного места на другое. А Мишустин постарается усилить свои позиции.

Российских госслужащих ждет массовое сокращение ради увеличения зарплат и экономии 100 млрд рублей в год

ВСЕ ФОТО

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению госслужащих и повышению зарплат оставшихся. Об этом рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, в отсутствие реформы зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа. На первом этапе это будет сделано «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на 10%, территориальных органов — на 5%, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15%.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Напомним, в начале прошлого года российский Минфин предложил премировать чиновников за счет сокращений штатов. Для этого государственные ведомства должны направить предложения об увольнении сотрудников в правительственную комиссию по административной реформе, которая рассмотрит их в течение месяца.

После этого фонд оплаты труда будет сокращен, однако пропорционально вырастут «бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих и работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» с «их сохранением на очередной и последующие годы». Согласно проекту Минфина, это позволит «повысить эффективность деятельности госорганов».

Попытки снизить число чиновников и расходы на них, по подсчетам экспертов, все последние 10 лет приводят только к тому, что «стоимость» госаппарата растет. Правда, по данным Росстата, число госслужащих сокращается, однако сам госаппарат и расходы на него не снижаются.

На конец 2015 года в России насчитывалось 5,3 миллиона чиновников различных уровней. По сравнению с 1995 годом их число выросло более чем вдвое. А число функций министерств и других ведомств с 2003 года выросло почти в два раза — с 5300 до 10 425 к концу декабря 2016 года.

Сами федеральные госслужащие, по данным доклада НИУ ВШЭ и Всемирного банка, считают, что для привлечения эффективных работников оплата труда должна быть на 60% больше, а для привлечения высококвалифицированных специалистов — на 75%. Региональные чиновники считают, что справедливо будет повысить зарплату на 25-30%.

Профессор РАНХиГС Владимир Соколов, комментируя доклад, отметил, что уровень зарплаты госслужащих, конечно, отражается на качестве управления, но после того, как зарплата превысит определенный порог, сотрудник работать лучше не будет. В этом случае лучшим мотиватором будет четкая карьерная лестница.

Между тем средний оклад федеральных госслужащих в 2019 году превысил 130 тысяч рублей. Это в три раза выше средней зарплаты россиян по итогам прошлого года.

Кроме того, с 1 октября президент РФ Владимир Путин повысил зарплату дипломатических работников и остальных сотрудников Министерства иностранных дел, а также федеральных госслужащих в соответствии с замещаемыми должностями и классными чинами.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *