Пенсионные реформы в России – хронология по годам

Каждый, кому повезло в здравом уме и светлой памяти прожить последние 27 лет после развала Союза и обретения Россией государственного суверенитета, прекрасно помнят о бесчисленном количестве реформ, внедренных за это время. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система.

На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтоб условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт невиданного ранее для отечественных пенсионеров повышения возрастного пенсионного ценза.

В общем же, по нашим подсчетам, за это время можно выделить семь главных этапов реформирования. Каждый из них выполнял собственную функцию и преследовал собственные цели, но все они преподносились общественности в качестве единственно верной панацеи.

Само собой, что без них никуда – переход к рыночной экономике требовал совершенно иных источников финансирования. Однако за 27 лет реформ стабильно функционирующей и действенной модели найдено так и не было. Сколько еще новаций ждет пенсионную систему, боимся, не ответит никто.

Мы же решили составить краткий календарь пенсионных реформ, который нам уже повезло пережить.

1990 год. Пенсия выполняет страховые функции

Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось 4 вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели.

Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус.

Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден ПФР.

Пенсионные реформы в России – хронология по годам

Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и перед вынужденного отсутствия – службы в армии, декрета, ухода за больными и т.д; сама же пенсия рассчитывалась за любые 5 лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом и институт индексации пенсий.

1992 год. Рождение НПФ

К удивлению автора этих строк, НПФы родились гораздо раньше, чем в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И действительно, НПФы появились в 1992 году в результате выхода соответствующего президентского указа.

И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно – за следующие 2 года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения.

Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая правда на сегодня уже упразднена.

Пенсионные реформы в России – хронология по годам

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии.

При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через 6 лет, когда стала понятна роль НПФов в финансировании будущих пенсий.

Главным в этом всем можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

1995 год. Первая реформа

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

2002-03 годы. Вторая пенсионная реформа

После 00-х была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии.

В кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной. Страховую часть считали исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным. Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года – в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

2008 год. Первое софинансирование пенсий

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс.

в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был.

Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000+1000», можно было до начала 2015 года.

С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.2013-15 годы. Третья реформа: «Глобальная»

Пенсионные реформы в России – хронология по годам

В конце 13-го года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 15-го года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее.

Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений – теперь узнать  объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг.

В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для ИП на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений, продолжающаяся и по сей день. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей. В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы.

С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется. Причем на конвертацию этих самых балов в рубли можно рассчитывать не ранее выхода на пенсию. Кстати, к выходу на пенсию каждому нужно иметь минимальное количество баллов, определенное законодательством – к 2025 году оно должно достигнуть минимума в 30 баллов.

Если накопленных баллов будет недостаточно, выход на пенсию придется отложить или на 5 лет, или как минимум до того момента, пока количество баллов не достигнет необходимого.

Кстати, предложен и вариант осознанной отсрочки пенсии – в таком случае гражданин может рассчитывать на «премиальные коэффициенты»: 5 лет отсрочки в совокупности дают повышение пенсии на 35-40%, плюс заработанные дополнительно пенсионные баллы.

2017 год. Пенсионный возраст и новые накопления

На протяжении всего 2016-17 годов вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы.

И хоть многие чиновники отрицают возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, уже положено – с января пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Похожего шага в ближайшее время ожидают и в массовом порядке – по мнению аналитиков, этим вопросом активно займутся после президентских выборов 2018 года.

Второй главной темой 2018 года стала разработка Центробанком и Минфином системы Индивидуальных пенсионных накоплений, которые должны быть внедрены уже в 2017 году. По сути, данная система должна прийти на замену замороженной накопительной системе. Хотя сами ее нормативы и отличаются в корне.

В частности, гражданам предлагается самостоятельно собирать себе на пенсию, откладывая из собственной зарплаты от 1 до 6% в месяц.

Участие в программе преподносится как добровольное, однако подключение к ней будет автоматическим, и если гражданин не изъявит желание отключиться, удержания с его зарплаты ежегодно будут расти, пока не достигнут 6%.

И это, очевидно, далеко не все изменения в пенсионной системе, которые ждут нас в ближайшее время.

Разместить резюме Добавить вакансию

Реформирование пенсионной системы РФ — этапы и особенности

Пенсионные реформы в России – хронология по годам

Содержание:

Реализация пенсионной реформы — одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед нашей страной. И от решения этой задачи зависит не только решение ряда социальных проблем. Пенсионная реформа может оказать гораздо более широкое влияние на жизнь страны. В частности, это будет иметь макроэкономический эффект.

Читайте также:  Все о сроках выплаты отпускных в 2019 году по Трудовому кодексу

Особенности пенсионной системы в ряде стран оказывают существенное влияние на уровень накоплений и, соответственно, на характер и масштабы инвестиционного процесса.

«Побочным продуктом (возможно, не менее важным, чем основной продукт) пенсионной реформы является решение проблем в жилищном строительстве, развитие рынка ценных бумаг и многие другие.

До реформы российская пенсионная система базировалась на так называемой системе оплаты труда, основанной на солидарности поколений.

Долгое время казалось, что альтернативы системе оплаты труда практически нет, что жизнь пожилых граждан может быть обеспечена только за счет перераспределения ВВП между поколениями.

Значение механизма распределения возросло не только в странах с советской экономикой, но и в странах, основанных на системе рыночной экономики.

Однако в последнее десятилетие явное доминирование дистрибутивной системы было значительно затруднено почти на всех континентах. В ряде стран мира в той или иной степени используется другой принцип построения пенсионной системы — накопительный.

В Российской Федерации насчитывается почти 39 миллионов пенсионеров.  Большинство из них (около 95%) получают «страховую» пенсию. Почти для всех из них пенсия является основным и зачастую единственным средством к существованию. Все это предопределяет повышение значимости пенсионной системы.

Законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновлено с 1990 года2 . Эта часть социального законодательства претерпела фундаментальные изменения как по содержанию, так и по форме. Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: Страхование и бюджет.

Они делятся по источникам, за счет которых выплачиваются пенсии.

Реформа пенсионной системы России

Сегодня общество активно обсуждает будущее российской пенсионной системы. Кризис Пенсионного фонда России в конце 1990-х годов показал, что сохранить распределительную пенсионную систему в России невозможно по мере ухудшения демографической ситуации и старения населения.

Таким образом, необходимость реформирования российской пенсионной системы была неизбежна. В мае 1998 г. правительство России приняло программу пенсионной реформы, которая предусматривала введение смешанного резервного варианта пенсий.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы пенсионного обеспечения и дополнение ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед гражданами.

Основной целью реформы является достижение долгосрочного финансового равновесия пенсионной системы, повышение уровня пенсионных выплат гражданам и обеспечение стабильного источника дополнительных доходов для социальной системы. 

Суть реформы заключается в коренном изменении отношений между работниками и работодателями: Увеличивается ответственность работников за пенсионное обеспечение, а также ответственность работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

[1] Прежняя система распределения пенсий не давала работнику возможности получить нормальную пенсию, она просто распределяла средства между группами с разным уровнем доходов и из одного региона в другой, в то время как новая пенсионная модель в гораздо большей степени основана на страховании и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от уровня их заработной платы и уплаченных пенсионных взносов. Система оплаты труда может успешно работать только в том случае, если доля пенсионеров в общей численности населения невелика — в этом случае одного пенсионера «поддерживают» несколько работников. Если на каждого пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, то проблем нет. Однако Россия (как и большинство развитых и бывших социалистических стран) переживает относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих людей падает. В настоящее время в России насчитывается 38 миллионов пенсионеров из 64 миллионов занятых в экономике, и только 52 миллиона из этих 64 миллионов пенсионеров. Иными словами, на каждого 1 пенсионера приходится только 1,68 работника и только 1,37 плательщика взносов.

В этой ситуации необходимо либо повышать пенсионный возраст (что непопулярно среди населения), либо повышать налоги (но уклонение от уплаты налогов увеличивается, а общая сумма собираемых налогов может даже уменьшиться), либо урезать пенсии (что и произошло в России за последние годы — не в абсолютном, а в относительном выражении: пенсии росли медленнее, чем росли цены).

Если ничего не сделать, то через 10-15 лет государственная пенсионная система просто обанкротится, или пенсии будут абсолютно ничтожными.

Для работающих пенсионеров благосостояние улучшится. С 1 января 2002 года они будут получать полную пенсию. Для людей предпенсионного возраста реформа будет учитывать пенсионные права, приобретенные гражданами в рамках старой и новой пенсионных систем.

Поэтому для этой категории населения был произведен специальный перерасчет их условных начислений с использованием информации об их общем сроке службы. Ряд категорий пенсионеров, входящих в эту группу, также получают надбавки к пенсиям за выслугу лет.

Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры. 

Пенсионная реформа — это комплекс правовых, организационных, политических и экономических мер, связанных с изменением пенсионной системы.

Начальный этап пенсионной реформы в России (1990-2013 гг.)

В СССР существовала универсальная система обязательного пенсионного страхования на распределительной основе. В России она долгое время оставалась доминирующей формой обеспечения пенсиями по старости.

Система оплаты труда основана на принципе покрытия пенсий нынешних пенсионеров за счет отчислений из доходов работников.

Советская пенсионная система характеризовалась низким возрастом для получения пенсии по старости, за многими исключениями, которые применялись в зависимости от профессии, места работы, количества детей или национальности. Более низкий пенсионный возраст был установлен для этих групп с учетом ряда факторов:

  • Воздействие опасных факторов и опасностей при выполнении работы;
  • Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды
  • выполнение важных социальных функций, ограничивающих возможности трудоустройства (рождение многодетных детей);
  • режим, принятый для коренных народов Крайнего Севера.

В декабре 1990 года был создан Пенсионный фонд для выплаты трудовых, государственных и иных пенсий гражданам, учета страховых поступлений от государственной пенсионной системы и управления ресурсами пенсионной системы.

В 1990-х годах были созданы негосударственные пенсионные фонды, взносы в которые вносились на добровольной основе. С 1995 года пенсионные фонды начали вести персонифицированный учет денежных средств, перечисляемых гражданами. До начала 2000-х годов большинство пенсионеров получали пенсии, распределяемые государством в пенсионную систему из бюджета и налоговых поступлений.

В 2002 году была начата масштабная пенсионная реформа, которая предусматривала постепенный переход к распределительной пенсионной системе.

Планировалось разделить пенсии на несколько частей: Базовая пенсия (гарантированная государством), страховая пенсия (взносы, вычитаемые из заработной платы) и накопительная пенсия (реальные средства, которые могут быть инвестированы в различные инвестиции до выхода на пенсию).

Новая модель пенсии определяет размер пенсии не в соответствии со стажем работника, а в соответствии с фактическим заработком и размером взносов работодателя. В 2002 г. начались перечисления в накопительную часть пенсий, и появилась возможность перевести их из государственной управляющей компании в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию.

Государство предприняло очередной шаг по увеличению размера пенсионных накоплений в 2008 году, когда накопительная составляющая была увеличена с 4% до 6%.

В 2010 году от деления на базовую, единовременную и страховую составляющие отказались, и теперь пенсия состоит только из страховой и единовременной составляющих.

Пенсионная реформа 2013-2015 гг

В 2013-2015 гг. состоялся очередной этап реформирования пенсионной системы России, в ходе которого были введены новые правила формирования страховых пенсий и пенсионных прав. Внедрена новая методика расчета пенсий, учитывающая размер заработной платы, стаж работы и пенсионный возраст.

Формирование пенсий для самозанятых лиц предусматривало постепенное увеличение страховых выплат с целью приведения их в соответствие с пенсионными пособиями. Были предприняты шаги по реформированию системы предоставления досрочных пенсий.

Реформа предусматривала создание трехуровневой пенсионной системы, в том числе развитие системы трудовой пенсии.

Накопительная пенсия назначается на добровольной основе: Гражданин может выбрать негосударственный пенсионный фонд или компанию по управлению активами для его получения, либо вся сумма поступающих средств должна быть переведена на страховую часть.

Формула трудовой пенсии, рассчитываемой в рамках системы страхования, стала включать коэффициенты, связанные со стажем работы, возрастом выхода на пенсию и размером вознаграждения.

В 2013 году было объявлено, что переводы в накопительную часть пенсий будут заморожены в 2014 году, а все средства будут переведены в страховую часть пенсий. Впоследствии такое замораживание было также продлено на 2015 — 2016 годы. Другие страны также ввели мораторий на пенсионные накопления: Венгрия в 2011 году, Эстония в 2010-2011 годах.

Пенсионная реформа в России 2019-2024 гг

Следующим этапом реформирования пенсионной системы России, запланированным на 2019 — 2024 годы, стало постепенное повышение пенсионного возраста: для женщин — до 60 лет, для мужчин — до 65 лет.

Принятые изменения должны были затронуть большую часть населения, за исключением отдельных профессиональных групп (медицинские и образовательные работники, художники и т.д.

), коренное население Крайнего Севера и многодетных матерей.

Планируемое повышение пенсионного возраста призвано помочь переориентировать высвобождающиеся средства пенсионного фонда на ежегодное повышение пенсий.

Решение о повышении пенсионного возраста связано со снижением рождаемости и увеличением продолжительности жизни.

Старение населения и связанное с этим повышение пенсионного возраста являются глобальной тенденцией, которая наблюдается почти во всех развитых странах.

Результаты пенсионной реформы могут оказать влияние на другие аспекты жизни российского общества:

  • Ситуация на рынке труда и уровень занятости;
  • уровень реализации национальных проектов;
  • уровень реализации национальных проектов; структура семьи и традиции населения.

Однако систематическая реализация пенсионных реформ может быть затруднена серьезными обстоятельствами, произошедшими в 2020 году и затронувшими различные аспекты жизни российского населения — вспышкой коронавирусной пандемии и значительным падением мировых цен на нефть.

Читайте также:  Можно ли совмещать самозанятость и основную работу по трудовому договору

Пенсионные реформы в РФ. История вопроса

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного совета РСФСР был образован Пенсионный фонд РСФСР (с 27 декабря 1991 г. — Пенсионный фонд РФ, ПФР). Ведомству были поручены выплата пенсионного обеспечения граждан (трудовые, государственные и др. пенсии), учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, управление средств пенсионной системы.

В 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

До начала 2000-х гг. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в ПФР.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17 декабря 2001 г.

), «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15 декабря 2001 г.), «Об обязательном пенсионном страховании» (от 15 декабря 2001 г.

) и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г. начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%).

Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК). С 2002 по 2004 гг.

право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения.

С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования.

Накопительная пенсия стала добровольной: граждане России могли выбрать управляющую компанию или НПФ для ее формирования, в противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть.

Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых «молчунов» — граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г.

, велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена.

7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат.

Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста. 16 апреля 2015 г.

Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем «при открытом и активном диалоге с обществом», причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста.

Среди других вариантов снижения дефицита ПФР — сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы.

Этапы пенсионных реформ в России

Год за годом: пенсионные реформы в России

Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов. Здесь мы обозначили ключевые реформы, разделив их по годам.

Создание Пенсионного фонда России. Подробнее о деятельности ПФР читайте на странице «Пенсионный фонд РФ».

1992-1994

В 1992 году вышел указ президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». Указ дал старт созданию и работе НПФ. А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации.

Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской федерации».

В ПФР теперь ведется учет сведений о пенсионных правах каждого гражданина страны. Пенсионный фонд России фиксирует личные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т.е. копится его будущая пенсия.

Персональный номер лицевого счета (СНИЛС) указывается на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР рассылает извещения («письма счастья»), благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект действует в 5 регионах страны.

1998 – 2001

1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Данный закон определил деятельность по негосударственному обеспечению у НПФ и их права. Он также закрепил новые понятия в пенсионной системе РФ, обязательства фонда перед его вкладчиками и участниками.

В 1998 году персонифицированный учет стал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий, а в 2000 им были охвачены все работающие жители страны в 22 субъектах РФ.

В 1998 году также была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.

Реализация новой пенсионной реформы, которая позволяет перейти Российской Федерации от уравнительных принципов солидарной пенсии к распределительно-накопительным. Подробнее о положениях реформы читайте на странице «Пенсионная реформа 2002 года».

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договора ОПС. Граждане РФ получили возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсии за счет НПФ.

Для всех фондов были повышены требования к размерам имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 г. сумма ИОУД должна быть не меньше 30 млн. руб., а с 1 июля 2009 г.

– не менее 50 млн. руб.

Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ и их вдовам. Также ПФР начал вести федеральный регистр граждан, которые имеют право государственную социальную помощь.

Старт реализации программы по выплатам материнского (семейного) капитала. Владельцы данных сертификатов получили возможность переводить часть капитала или всю его сумму на формирование пенсионных накоплений.

С 2008 года накопительная часть пенсии увеличивается до 6%, а страховая до 8% от зарплаты. С октября запущена программа по государственному софинансированию накопительной части пенсии. Подробнее об этом читайте на странице «Софинансирование пенсии».

2010 – 2012

В 2010 году Единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы. Максимальный размер годовой заработной платы, влияющий на размер пенсии, на 2010 год составляет 415 тыс. руб. На 2011 данная сумма увеличилась до 463 тыс. руб., а в 2012 она равняется 512 тыс. руб.

В 2010 была проведена крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация). Это повысило пенсию действующим пенсионерам где-то на 46%.

Пенсия стала делиться лишь на 2 части – накопительную и страховую. Базовый размер вошел в страховую часть.

  • С 2010 года утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера.
  • 2013-2015
  • В 2013-2015 годах пенсионная реформа России делает новый виток – пенсионная система претерпевает серьезные изменения.
  • Разработана новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии, вводится новый порядок формирования пенсионных прав: учитывается стаж, размер страховых отчислений и возраст выхода на пенсию.
Читайте также:  Оплата труда в праздничные дни при сменном графике работы

В 2014-2015 годах россияне могут выбрать тариф на накопительный компонент пенсии: 0% или 6%. А пока граждане делают свой выбор, пенсионные накопления не формируются – в 2014-2015 году все страховые отчисления идут на формирования страховой части пенсии.

Вводится система гарантирования пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования.

Подробнее об изменениях в пенсионной системе: в 2013 году, в 2014 году.

22. С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы:

· от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

История проведения пенсионной реформы в России. Справка

май 1994 г.  – в постановлении правительства Российской Федерации № 474 «Об основных направлениях социальной политики» отмечена необходимость способствовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью выплаты дополнительных пенсий за счет средств работодателей и работников.

7 августа 1995 г. правительство Российской Федерации постановлением №790 одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

9 октября 1995 г. – Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты России выдала первые 10 лицензий негосударственным пенсионным фондам.

15 декабря 1995 г. – Инспекция НПФ утвердила Временные правила инвестирования активов НПФ и экономические нормативы надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов.

18 января 1996 г. – Инспекция НПФ утвердила первые формы отчетности о деятельности негосударственных пенсионных фондов № 1-НПФ, 2-НПФ и 3-НПФ.

7 февраля 1996 г. –  Инспекция НПФ утвердила Временные указания о порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах.

10 ноября 1996 г. – правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона «О негосударственном пенсионном обеспечении».

11 декабря 1996 г. – Минтруд России представил в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».

18 июня 1997 г. – Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон «О негосударственных пенсионных фондах».

7 мая 1998 г.  – президент Российской Федерации Б.Ельцин подписал Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

20 мая 1998 г. – правительство Российской Федерации постановлением № 463 одобрило Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, в которой отдельный раздел посвящен развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования).

17 августа 1998 г. – совместное заявление правительства России и Центробанка «О политике валютного курса». Событие, получившее название «дефолт».

27 мая 1999 г. – председателем правления Пенсионного фонда России вместо В.Барчука назначен М.Зурабов.

13 декабря 1999 г. – правительство Российской Федерации постановлением № 1385 утвердило «Требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения».

16 декабря 1999 г.

–  подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, в котором рекомендовано всем сторонам способствовать становлению и развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения как составной части пенсионной системы Российской Федерации, а при заключении коллективных трудовых договоров предусматривать условия страхования работников по негосударственному пенсионному обеспечению на базе негосударственных пенсионных фондов.

23 декабря 1999 г. – постановлением Правительства Российской Федерации № 1432 утверждены Требования к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением.

22 февраля 2000 г. – в Москве состоялось учредительное собрание Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Учредителями стали НПФ «ГАЗФОНД» (Л.Линецкая), НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»(М.Бережной), НПФ Сберегательного банка (Г.Морозова), НПФ «Семейный» (С.Шаманова), НПФ «Сургутнефтегаз» (В.Прокофьев), «Уголь» (М.Евтенко), НПФ электроэнергетики (А.Лошаков).

28 апреля 2000 г.  –  принято постановление Правительства Российской Федерации № 383 «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды».

8 февраля 2001 г.  – Указом президента Российской Федерации образован Национальный Совет по пенсионной реформе.

11 мая 2001 г.  –  на заседании Правительства Российской Федерации одобрен пакет законов по пенсионной реформе и направлен на рассмотрение Национальному совету по пенсионной реформе при Президенте России.

28 мая 2001 г.  –  Национальный совет по пенсионной реформе при Президенте России одобрил законопроекты «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

15 декабря 2001 г. – подписаны федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

26 июня 2002 г.  –  Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона «Об обязательных профессиональных системах в Российской Федерации».

24 июля 2002 г. подписан Федеральный закон № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

10 января 2003 г. – президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший порядок участия негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании.

23 июля 2003 г. – указом президента Российской Федерации № 827 образован Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений.

9 марта 2004 г. – Указом президента Российской Федерации № 314 установлена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Преемником ФКЦБ стала Федеральная служба по финансовым рынкам, преемником Минтруда России — Минздравсоцразвития России.

9 марта 2004 г. – Указом президента Российской Федерации № 322 М.Зурабов назначен Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

9 апреля 2004 г. –  принято постановление правительства Российской Федерации № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», в котором в число основных функций включены контроль и надзор в отношении негосударственных пенсионных фондов.

30 июня 2004 г.  –  постановлением правительства Российской Федерации № 321 утверждено положение о Минздравсоцразвития России, в котором  Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручена выработка государственной политики в сфере пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения.

20 июля 2007 г. – федеральным законом № 70-ФЗ, начиная с 2005 года, прекращено перечисление страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии для застрахованных лиц старше 1967 года рождения, ставка отчислений в пенсионную систему уменьшена с 28% до 20%

4 февраля 2005 г.

– в газете «Коммерсантъ» опубликовано открытое обращение Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов к Президенту Российской Федерации, в котором выражена обеспокоенность несоблюдением федеральными органами власти сроков подготовки и принятия законодательных актов, необходимых для реализации Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».

6 января 2006 г. – постановлением правительства Российской Федерации № 2 внесены изменения в постановление правительства от 4 ноября 2003 г.

№ 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью».

Уполномоченными органами определены Минздравсоцразвития России — по правоотношениям между НПФ и участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, а ФСФР России – по остальным вопросам.

1 февраля 2007 г. – постановлением правительства Российской Федерации № 63 утверждены Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением.

26 апреля 2007 г. –  в ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.Путин предложил ввести государственное софинансирование добровольных пенсионных накоплений.

9 мая 2007 г.  – распоряжением правительства Российской Федерации №574-р В.Миловидов назначен руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам.

30 апреля 2008 г. – подписаны Федеральные законы 30 апреля 2008 30 апреля 2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и № 55-ФЗ о внесении изменений в другие законодательные акты

Сентябрь 2008 г. — на совещании у председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина одобрены стратегические направления дальнейшего реформирования пенсионной системы России.

Сентябрь – октябрь 2008 г.- начало обострения проявлений мирового финансового кризиса на фондовом рынке и в экономике России.

1 октября 2008 года – вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» – начало приема заявлений о вступлении в отношения по ДСВ.

16 декабря 2008 года – в Москве проведен 1 Пенсионный форум, на котором А.Д. Жуков и Т.А. Голикова изложили основные положения стратегии дальнейшего реформирования пенсионной системы России.

27 декабря 2008 г. — член совета Общественной палаты, председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике А.В. Очирова внесла на рассмотрение Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина пакет законопроектов по накопительному пенсионному страхованию.

Материал подготовлен на основе информации, предоставленной Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *