Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?

Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?

  • Что Трудовой кодекс относит к работе по совместительству?
  • Чем регулируется понятие совмещения профессий и порядок его оформления?
  • Как правильно оформить внешнее совмещение?
  • Оформление внутреннего совмещения должностей
  • Как оформить совместительство работника — нюансы
  • Итоги

Общие сведения ↑

Под совместительством ТК РФ подразумевает исполнение работником дополнительных обязанностей в течение временного периода, свободного от выполнения основной работы.

По действующим положениям такая дополнительная деятельность должна быть регулярной и оплачиваться пропорционально отработанному фактически времени.

По Трудовому Кодексу совместительский труд не может продолжаться более четырех часов в течение дня. Это составляет половину от общей длительности рабочего дня.

Если в какие-то дни работник трудится больше положенного времени, то продолжительность отработанного времени за месяц не должна превышать установленной законом нормы.

При работе на условиях совместительства на работника распространяются все положенные основным сотрудника льготы и гарантии. Это касается также компенсационных выплат и предоставления разных видов отпуска.

Определения

Определение термина совместительства содержится в ст.282 ТК РФ.

Согласно данному толкованию совместительство это исполнение работником иного оплачиваемого труда на условиях трудового договора в свободный от основной рабочей деятельности период на регулярной основе.

Следовательно, совместительством деятельность может считаться если:

  • с субъектом, уже состоящим в трудовых правоотношениях, оформляется еще один трудовой договор;
  • по дополнительному трудовому договору осуществляется систематическая оплачиваемая работа;
  • дополнительная деятельность осуществляется в незанятое основной работой время.

Кроме того законодательством различается внешний вид совместительства и внутренний. Если субъект дополнительно трудится на ином предприятии, то считать его следует внешним совместителем.

При привлечении к дополнительной деятельности действующего сотрудника внутри организации следует говорить о внутреннем совместительстве.

Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?

Документальное оформление при трудоустройстве

Оформляется совместительство точно также как и прием основного работника, то есть заключением трудового договора. При этом не имеет значения внешним или внутренним совместителем является сотрудник.

Договор непременно заключается в письменном виде. По содержанию он аналогичен обычному трудовому соглашению.

Точно также в нем прописываются условия деятельности, способы оплаты, положенные гарантии, обязанности и права. Единственным отличием становится включение пункта, указывающего на совместительский характер работы.

По Трудовому Кодексу работник вправе заключать столько трудовых договоров сколько пожелает. При этом ответственность за общие нормы отработанного времени полностью возлагаются на самого работника.

Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?

Работодателю надлежит следить, чтобы на его предприятии нормы законодательства соблюдались. Требование от сотрудника сведений о его работе в иных организациях не входит в компетенцию работодателя за исключением редких исключений.

Также важным условием трудового договора с совместителем становится указание дополнительных условий для расторжения соглашения.

Так работодатель волен уволить совместителя, если на занимаемую им должность принят работник на полный рабочий день.

Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?

Действующая нормативная база

Регламентирует нюансы деятельности субъектов, трудящихся по совместительству глава 44 ТК РФ (ст.282-288):

В ст.282 Определяются общие положения о трудовой деятельности по совместительству. Здесь прописаны понятия совместительского труда и особенности такой работы. Также статьей регламентируются особенности работы для некоторых категорий граждан
ст.283 Содержит сведения о документах, необходимых для приема на работу по совместительству. Прописывается тут какие документы работодатель вправе требовать от работника
ст.284 Устанавливает длительность рабочего дня, которая по закону не может превышать четырехчасового периода в день. Но здесь также сказано, что в дни незанятые основной работой сотрудник вправе трудиться дополнительно полный день. В это же время продолжительность отработанного совместителем времени за месяц не должна превосходить половины месячной временной нормы основного сотрудника
В ст.285 Прописаны правила оплаты труда совместителей. Согласно закону труд совместителя оплачивается соразмерно отработанному времени. Но работодатель вправе установить и свои условия оплаты, прописав их в трудовом договоре
В ст.286 Определяется порядок предоставления отпусков лицам, трудящихся по совместительству. Так совместитель может получить отпуск на дополнительной работе одновременно с предоставлением отдыха по основному рабочему месту. Причем при недостаточности отработанного периода отпуск может быть получен авансом. Кроме того работник вправе попросить о продлении отпуска за свой счет
ст.287 Устанавливает положенные совместителям гарантии и льготы. Таковые полагаются совместителям в том же мере, что и для основных работников. Исключением становятся лишь компенсации и гарантии, положенные лицам, совмещающим работу и обучение, а также трудящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к оным областям – данные надбавки совместителям не полагаются
ст.288 Определяет дополнительные основания для прекращения трудовых правоотношений с совместителями. Кроме общих оснований здесь прописывается возможность увольнения совместителя при приеме основного работника, но с обязательным уведомлением за две недели до расторжения договора

Особо стоит коснуться ст.282, в частности пятой ее части. Здесь говориться о невозможности трудоустройства в роли совместителя индивидов, не достигших совершеннолетия, если условия деятельности можно охарактеризовать как тяжкие, опасные или неблагоприятные.

Все о внутреннем совместительстве по ТК РФ, читайте здесь.

Также не вправе трудиться по совместительству руководящий сотрудник организации, не имеющий на то разрешения от вышестоящей инстанции по основному месту работы.

Ограничения учреждены и для некоторых категорий должностных лиц государственных органов. К примеру, не могут стать совместителями депутаты Государственной Думы.

Читайте также:  Трудовой договор с водителем легкового автомобиля — образец и нюансы заполнения

В порядке исключения им может быть разрешено осуществлять научную, творческую или преподавательскую деятельность.

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — рублей, для юрлиц —

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Как принять на работу бывшего госслужащего, чтобы не получить штраф

Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет.

Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры.

Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).
  • К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.
  • Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Читайте также:  Заявление на отпуск с последующим увольнением — образец и правила составления

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года.

Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке.

Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству.

В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе.

Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

В уведомлении нужно указать (Постановление Правительства № 29):

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.

Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.

Может ли госслужащий работать по совместительству согласно ТК РФ?Уведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Бланк с сайта «КонсультантПлюс»

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

При заключении договора ГПХ:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.

О порядке совмещения профессий в органах внутренних дел государственными гражданскими служащими?

Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о государственной гражданской службе) предусмотрено, что гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В соответствии с Полномочиями представителя нанимателя, которые возлагаются на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27 апреля 2011 г.

№ 335, руководитель (начальник) территориального органа МВД России получает уведомления от гражданских служащих о выполнении ими иной оплачиваемой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов (подпункт 1.1).

Читайте также:  Особенности оплаты труда при сменном графике работы согласно ТК

При этом Закон о государственной гражданской службе не регламентирует порядок совмещения государственными гражданскими служащими должностей работников и работу по совместительству (за исключением временного замещения иной должности гражданской службы), а также не содержит запретов на совмещение государственными гражданскими служащими должностей работников и работу по совместительству.

Согласно статье 60.

2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Вместе с тем, статьей 17 Закона о государственной гражданской службе установлены запреты, связанные с гражданской службой.

Так, в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Закона о государственной гражданской службе в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, полагаем, что если выполнение иной работы не повлечет за собой конфликт интересов либо нарушение запретов, установленных статьей 17 Закона о государственной гражданской службе, государственный гражданский служащий может работать по совместительству (статья 60.

1 Трудового кодекса Российской Федерации), а также с письменного согласия государственного гражданского служащего ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (совмещение профессий (должностей) (статья 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом должны учитываться и иные особенности службы по основной должности, например, установление государственному гражданскому служащему ненормированного служебного дня.

Если гражданин состоит на государственной службе, надо ли уведомлять о приеме на работу по совместительству?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Уведомлять представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего о приеме служащего на работу по совместительству работодатель не должен.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.

2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Согласно части второй ст.

65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Однако ни ТК РФ, ни иные федеральные законы не требуют от гражданского служащего представлять какой-либо документ, подтверждающий уведомление работодателя по основному месту работы или получение его согласия при приеме на работу по совместительству или в процессе трудовой деятельности по совместительству*(1).

Статьей 64.1 ТК РФ установлены условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими. Так, частью третьей ст. 64.

1 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы, в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Аналогичная норма содержится и в ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Из наименования статьи 64.

1 ТК РФ и из буквального толкования норм прямо следует, что указанные условия заключения трудового договора распространяются только на бывших государственных служащих, уже прекративших служебные отношения (у которых служебный контракт с нанимателем по последнему месту службы расторгнут). Таким образом, уведомлять представителя нанимателя (работодателя) действующего государственного служащего о приеме служащего на работу по совместительству работодатель не должен.

Нам не удалось обнаружить судебную практику, где рассматривался бы вопрос привлечения работодателя, принявшего государственного служащего на работу по совместительству, к ответственности за неуведомление действующего нанимателя этого служащего. Разъяснений компетентных органов по данному вопросу не имеется.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ

Многоканальный телефон: (347) 292-44-44

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Также рекомендуем ознакомиться с материалом: Вопрос: Может ли гражданский служащий совмещать исполнение обязанностей на государственной гражданской службе с работой по совместительству в другой организации за пределами служебного времени? (ответ прокуратуры г. Москвы, декабрь 2017 г.).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *