Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса

Права и свободы человека закреплены в Конституции РФ. Каждый гражданин
вправе рассчитывать на защиту своих интересов в рамках законодательства. При
этом права приобретаются с момента рождения. Маленькие члены общества не могут
самостоятельно отстаивать права, поэтому такая обязанность возлагается на
родителей или иных законных представителей. При наличии проблем к родным
подключается государство. Последнее берет на себя определенные функции и
защищает интересы малолетнего. В статье будет рассказано о том, каким
образом обеспечивается защита прав ребенка
в
РФ
.

Права несовершеннолетних в Российской Федерации

Под указанной категорией лиц понимаются граждане, не достигшие совершеннолетия (18 лет). Они обладают теми же общегражданскими правами, что и взрослые.

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса

Помимо Конституции РФ, нормативное регулирование вопроса осуществляется в рамках международной Конвенции о правах малышей, которой утверждены главные принципы по защите интересов детей.

Несовершеннолетние
независимо от национальной принадлежности, веры и пола вправе:

  • получить гражданство РФ;
  • приобрести Фамилию, Имя, Отчество;
  • иметь родителей и общаться с родственниками;
  • получать воспитание, образование, медицинскую помощь;
  • рассчитывать на защиту прав и интересов посредством действий, осуществляемых законными представителями и органами власти, в том числе от противоправных действий третьих лиц и насилия;
  • получать наследство;
  • свободно выражать свое мнение, выбирать вероисповедание, получать информацию для развития;
  • и т. д.

Права несовершеннолетнего должны соблюдаться в неукоснительном порядке.

При совершении деяния виновное лицо несет ответственность в рамках административной и уголовной ответственности. Серьезные правонарушения влекут за собой лишение свободы.

Скачать заявление о принятии мер по защите прав ребенка. [14.70 KB]

Закон о защите прав ребенка и иные акты, гарантирующие защиту интересов несовершеннолетних

Как уже было отмечено основы правового регулирования по рассматриваемой теме заложены Конституцией РФ и международной Конвенцией.

Помимо указанных актов, на федеральном уровне принят Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ. В нем прописаны основные гарантии государства в отношении детей.

Кроме того, обозначенный список можно дополнить иными документами, которые в той или иной степени регулируют вопрос.

К ним относятся:

  • СК РФ. Актом урегулированы нормы отношений между кровными родственниками;
  • ГПК Российской Федерации. Включает правила усыновления несовершеннолетних, а также устанавливает права законных представителей малыша;
  • КоАП РФ. Предусматривает санкции за невыполнение матерью и отцом своих прямых обязанностей, связанных с содержанием и воспитанием чада;
  • ТК РФ. Регулирует вопросы трудоустройства лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста;
  • УК РФ. Устанавливает наказание за совершение преступления против ребенка;
  • Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ. Касается вопросов образования.

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса
Трудоустройство несовершеннолетних: в возрасте от 14 до 16 лет, в летний период.

Кто осуществляет защиту
прав ребенка?

Защита прав интересов детей в семье и несовершеннолетних, оставшихся без родителей, ложится на плечи законных представителей малолетнего (мать и отца, усыновителей, опекунов, учреждения соцзащиты).

Если человек
получил информацию о том, что права малолетних граждан нарушаются их законными
представителями или третьими лицами, то он вправе пожаловаться в следующие
структуры:

  • орган ОиП;
  • прокуратура;
  • местный отдел по делам несовершеннолетних при МВД РФ или опорный пункт участкового;
  • уполномоченный по правам ребенка. Такая структура существует в каждом
    субъекте РФ.

По достижении четырнадцатилетнего возраста ребенок вправе самостоятельно отстаивать свои права посредством обращения в упомянутые выше инстанции.

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса

В таком случае при выявлении противоправных действий со стороны родителей может решаться вопрос о лишении прав в отношении несовершеннолетнего или лишении статуса опекуна.

  • Нередко подобные разбирательства заканчиваются уголовным делом в отношении провинившихся.
  • При этом каждая ситуация должна рассматриваться в индивидуальном порядке с учетом всех факторов.
  • Структура, в которую подается заявление, зависит от того, в какой сфере нарушаются интересы малолетнего.

Паспорт ребенку 14 лет: как получить через госуслуги и через мфц.

Конфликты в школе у ребенка

Зачастую конфликтные ситуации возникают в процессе образовательной деятельности. Родители могут узнать о том, что их сына или дочь притесняют в школе сверстники или педагоги.

Если вопрос не так серьезен, то он вполне может решаться посредством личной беседы с директором учебного заведения.

Также можно оформить официальное заявление на имя руководителя организации и передать его уполномоченному лицу.

В более сложных случаях или при отсутствии реакции со стороны администрации школы потребуется обратиться в вышестоящие инстанции.

К таковым относится региональный департамент образования или районное (городское) подразделение.

Однако наибольшие проблемы для малолетнего приносят противоправные действия его родных. Подобные случаи рассматриваются органом опеки по заявлению заинтересованного лица или госорганов.

Стоит помнить о том, что для постановки уполномоченной структуры в известность совсем необязательно писать официальное заявление.

Достаточно просто сообщить специалисту об угрозе жизни, здоровью или психологическому состоянию ребенка. ОиП обязана проверить данный факт на достоверность и предпринять соответствующие действия.

  1. Последние заключаются в подаче иска в судебную инстанцию с целью ограничения родителей в правах.
  2. Если правонарушение относится к деяниям, подпадающим под статьи КоАП или УК РФ, то к делу подключается полиция и прокуратура органы опеки и попечительства.
  3. Однако итоговое решение, принятое на основании поступившей от органов правопорядка материалов, находится в компетенции суда.

Заключение

Таким образом, вопрос защиты прав несовершеннолетних в РФ урегулирован международным и федеральным законодательством.

В процессе принимают участие компетентные госорганы и заинтересованные граждане.

Наталья Сергеевна Шереметева — главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году — специализация «Менеджмент».

Магистратура ГУУ в 2002г. — специализация «Юриспруденция».

Права ребенка в России и их охрана

Права ребенка – это свод принципов, которые закреплены российскими и международными правовыми актами. Как на мировом, так и на национальном уровне действует большое количество актов, которые определяют статус лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса

Каждый из актов направлен на защиту прав и интересов детей, а также на сохранение гарантированных для них свобод. Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с тем, как регулируются такие правоотношения в России и каким образом обеспечиваются права несовершеннолетних граждан.

Законодательное регулирование вопроса в РФ

Права детей в РФ определяются рядом правовых законодательных актов. В частности можно выделить несколько основных, которые действуют на территории России. Прежде всего, речь идет о Конвенции прав ребенка.

Для российского права это документ выступает в качестве основополагающего и применяется для регулирования всех возникающих правовых вопросов. Помимо этого документа стоит выделить Семейный кодекс РФ и Декларацию прав ребенка.

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопроса

Указ Президента, согласно которому, занимается деятельностью омбудсмен, также считается важным документом в РФ. И последнее, на территории государства действуют международные принципы, принятые ГА ООН в 1959 году. В рамках указанных актов регулируются следующие вопросы:

  • касающиеся равенства всех малолетних граждан, без учета половой принадлежности, расовой принадлежности, языка, цвета кожи, а также, национальности и социального происхождения;
  • относительно обеспечения социальной поддержки детям;
  • по созданию полноценных условий для проживания, всестороннего развития;
  • обеспечение сохранности достоинства несовершеннолетних граждан, их прав и свобод, гарантированных государством;
  • касающиеся получения имени, фамилии и отчества.

На этом, перечисление прав ребенка, установленных законодательно, не заканчивается. Существуют и другие моменты, о которых обязательно стоит упомянуть. Рассмотрим основные права подробнее.

Права несовершеннолетнего гражданина в России

У несовершеннолетнего ребенка есть определенные права, соблюдение которых гарантирует государства. Каждое право защищается законодательно. В список прав ребенка входят следующие права на:

  1. Фамилию, имя и отчество, а также на получение гражданства. Данное право возникает у малыша при рождении. Родители выбирают любое имя, а фамилия указывается по взаимному согласию супругов (матери или отца). Если консенсуса по данному вопросу не достигнуто, то вопрос разрешает служба опеки. Изменение данных возможно только с 14 лет по личному пожеланию ребенка, а до этого возраста только при наличии согласия службы опеки и попечительства.Защита прав и интересов несовершеннолетних детей: законодательное регулирование вопросаПроживание и воспитание в семье, совместно с родителями, которые обязаны обеспечить условия полноценного и всестороннего развития несовершеннолетнего гражданина. Ребенок вправе общаться с каждым родителем и другими родственниками, поэтому при расторжении брака или при раздельном проживание граждан, это не должно оказывать влияния на порядок встреч ребенка с другим родителем. В отдельных случаях встречи и общение может быть запрещено компетентными органами – службой опеки и попечительства, в качестве защиты прав и свобод ребенка.
  2. Гарантии соблюдения прав и интересов. Родителя обязаны защищать права несовершеннолетнего до достижения им совершеннолетнего возраста.
  3. Защиту от жестокого обращения родителей или опекунов. Здесь ребенок получает возможность лично подать заявление в органы опеки и попечительства в случае жестокого обращения, а также в результате насилия.
  4. Свободно выражать свои мысли и взгляды относительно его самого и отношений в семье. Именно по этой причине очень часто в суде заслушивается мнение 10-летнего ребенка по тому или иному поводу. Дополнительно, ребенок может выражать свое мнение в письменном или устном виде.
  5. Выражать свое мнение и мысли, а также выступать автором литературных или научных изысканий.
  6. На доступ к информации. Здесь речь идет о получении сведений, которые несут в себе благоприятную, нравственную способность и наоборот, запрещено предоставлять детям информацию, пагубно влияющую на их нравственное развитие.
  7. Личную, семейную жизнь, включая неприкосновенность жилого помещения, тайну переписки, сведений личного характера и телефонных переговоров.
  8. Помощь со стороны государства при лишении родителей несовершеннолетнего, родительских прав.
  9. Достойный уровень проживания. Родители должны предоставить малолетнему ребенку по мере возможностей нормальное физическое и финансовое проживание, а также условия для полноценного развития и роста.
  10. Медобслуживание и охрану здоровья. Несовершеннолетний гражданин может проходить бесплатное обслуживание в государственных поликлиниках.
  11. Образование. Ребенок должен посещать детский сад и школу, чтобы в результате полученного образования стать всесторонне развитой личностью.
  12. Отдых и развлечения, соответственно возрасту ребенка.
  13. Защиту от принуждения к вредной работе.
  14. Имущественные права. Здесь речь идет о наследовании и получении содержания от своих родителей.
Читайте также:  Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

Заключение

Все перечисленные права ребенка защищаются действующим законодательством и строго соблюдаются всеми гражданами государства. В случае нарушения установленных положений, человек, совершивший такой поступок, наказывается определенным законом образом.

Статьи рубрики

Законодательные меры в области охраны прав детства



В современном российском законодательстве действует целый ряд различных документов, регулирующих сферу охраны прав и интересов несовершеннолетних. Основными нормативно-правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних являются Конституция Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Важнейшим элементом данного нормативно-правового акта стало установление принципа государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

С принятием Конституции не только родители и попечители были обязаны заботиться о детях и обеспечивать защиту их прав, но эти функции также должно было выполнять и государство, что повышало степень юридической защищённости несовершеннолетних в стране.

Сферу охраны прав детства и законных интересов несовершеннолетних также регламентирую такие нормативно-правовые акты, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г.

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г.

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Долгое время основные институты семейного права не учитывали некоторые положения основных юридических законов, таких как Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Ситуация изменилась в связи с принятием в 1995 году Семейного кодекса Российской Федерации.

Теперь основные институты семейного права были приведены в соответствие, как с основными международными законами, так и с основными законами РФ. Созданный под влиянием Конвенции о правах ребенка, Семейный кодекс РФ оказал значительное влияние на федеральное законодательство в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Ребёнок был признан самостоятельным субъектом Российской Федерации, а его права закреплены в главе 11 специального соглашения.

Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на 2 группы в зависимости от степени их дееспособности. В первую группу входят несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет, над которыми в случае потери родителей? устанавливается опека.

Во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте т 14 до 18 лет, над которыми, в случае потери родителей устанавливается попечительство.

Данное разделение вносит ясность в степень возможности ребенка заботиться о себе и нести ответственность за свои поступки, что облегчает процесс защиты прав и интересов ребенка.

Согласно Гражданскому кодексу РФ семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства. В данном документе регламентированы полномочия опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства.

Помимо этого, законодательно закреплены такие действия государственных органов власти, как социальная помощь и защита детей, лишившихся опеки родителей, а также детей-сирот. Подобные действия являются частью административно-правового регулирования прав и интересов несовершеннолетних [9].

Согласно теории юридической науки, административно-правовое регулирование представляет собой специфическое воздействие набора конкретных правовых средств на общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере для обеспечения интеграции и безопасности публичных и частных административных прав, законных интересов отдельных лиц, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, которые реализуются в административно-правовой сфере [8].

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также является частью административно-правового регулирования защиты прав несовершеннолетних.

В соответствии с данным законом государственные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие в вопросах, связанных с защитой прав и интересов ребенка, посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведения просветительской работы с детьми, оказания юридической помощи при обращении к ним ребенка или его законного представителя.

К элементам административно-правового регулирования относится также Федеральный закон от 24.06.

1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который предусматривает, что комиссия по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (центры содержания под стражей, исправительные учреждения для несовершеннолетних и уголовные инспекции) входят в систему органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Правовое регулирование и обеспечение прав несовершеннолетних в Российской Федерации

Категория: Семейное право.

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. 

Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении, насилию в семье ежегодно подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет каждый год из дома убегают 50 тысяч детей, около 10% из них – погибают, 60% -сироты, достигшие трехлетнего возраста,  попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность»; дети из 148 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек.

Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.

В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних.

Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.

; вторая группа — права на семейное благополучие; третья группа — права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством): шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от  привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Этому праву соответствует обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, — органов опеки и попечительства, прокуроров, судей — защищать права детей. В соответствии с ч. 2 ст.

56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц.

их замещающим При нарушении прав и законных интересов ребенка, либо при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет — в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно о нарушении прав и законных интересов ребенка, об угрозе его жизни или здоровью, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять необходимые меры по защите законных интересов и прав ребенка.

Действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка к семье. Поэтому семейное законодательство исходит из положения, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей Именно родители несут ответственность за их воспитание и развитие.

Именно родители должны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 Семейного кодекса РФ). В первую очередь действующее законодательство возлагает на родителей обязанность по защите прав и интересов детей.

Читайте также:  Установление материнства: понятие и порядок действий

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.

Именно к родителям необходимо обращаться в случаях нарушения прав и интересов несовершеннолетних.

Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни.

Если же эта обязанность добровольно не исполняется, родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство.

Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах — в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т.д.

Однако роль государства не ограничивается лишь предоставлением тех или иных благ; оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей.

Для современного российского общества актуальны также проблемы реализации прав и законных интересов детей.

Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения (социальное сиротство), увеличивается. На положение детей отрицательно влияет высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей.

Изматывающая вынужденная сверхзанятость родителей, связанная с поиском заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизни, существенно осложняют взаимоотношения родителей и детей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.

Безусловно, в сложившейся ситуации необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания детей родителями, внутрисемейных отношений. Решение этих проблем возможно в первую очередь законодательным путем.

Следует подчеркнуть, что отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов.

В его основу положены важнейшие международно-правовые документы ООН, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. К ним, прежде всего, относятся: Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.

); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.

); Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.

); Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.).

Сегодня в национальном законодательстве в целом сформирована правовая основа обеспечения прав детей.

Конституция РФ (ст. 17) провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), которое создает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

К базовым законам, закрепляющим права родителей и детей, следует отнести Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. Включение в него отдельной гл. 11, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы.

Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.

Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имело принятие ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Закон (ст.

4) определил цель государственной политики в интересах детей как осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации, а также восстановление этих прав в случаях их нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Законом (ст.

1) впервые определены такие важнейшие практически используемые понятия, как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»; «социальная адаптация ребенка» и «социальная реабилитация ребенка»; «социальные службы для детей». К сожалению, последние изменения, внесенные ФЗ от 22 августа 2004 г., не только сократили предыдущую редакцию названного Закона, но и существенно изменили ее смысл.

Нормы, возлагающие конкретные обязанности по их осуществлению на органы государственной власти, заменены нормами, декларирующими и провозглашающими, лишенными практического смысла.

Выполнение Конвенции о правах ребенка — одно из приоритетных направлений осуществляющегося пересмотра национального законодательства.

Так, гарантии по защите прав детей, в частности, от экономической эксплуатации, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, содержатся в новом Трудовом кодексе РФ. В ч. 2 Налогового кодекса РФ включена ст.

218 о стандартных налоговых вычетах. Права детей на социальное обеспечение учтены при реформировании пенсионного законодательства.

Так, согласно ст. 9 ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 г.

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют среди прочих: дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Потребности детей учтены при формировании пакета нормативных правовых актов по социальной поддержке малоимущих семей. Так, ст. 3 ФЗ от 17 июля 1999 г.

«О государственной социальной помощи» предусматривает, что в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, им оказывается государственная социальная помощь.

Разработан и принят ряд федеральных законов, способствующих созданию правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Так, ФЗ от 21 декабря 1996 г.

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дал развернутую характеристику понятий: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и определил общие принципы и меры социальной поддержки таких детей.

Статья 11 ФЗ от 10 декабря 1995 г.

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» кроме определения понятий «безнадзорный» и «беспризорный» представлена развернутая система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особое внимание придается реформированию законодательства в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защите детей от любого рода насилия и жестокого обращения. Этому способствовало внесение в УК РФ гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних».

Производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних посвящена отдельная гл.

50 УПК РФ, в которой подробно регламентируются порядок вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, участия законного представителя в досудебном производстве и судебном заседании по уголовному делу, прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

С принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях усилены санкции к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35).

Можно предположить, что с учетом роли и места, которое должно занимать подрастающее поколение в развитии общества и государства, от четкого определения и разработанности доктринального статуса ребенка зависят характер и направления этого развития.

Защита прав и интересов детей

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Семейное право » Родители и дети » Защита прав и интересов детей

Защите законных прав и интересов ребенка повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне.

Содержание

Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии.

Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

Читайте также:  Как поменять СНИЛС при смене фамилии через Госуслуги?

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников).

В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст.

56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних.

Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Организация по защите прав ребенка

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка.

Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство.

Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов.

По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством.

В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье.

В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов).

Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности.

Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних.

Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями.

В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Органы, осуществляющие защиту прав детей

Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст.

8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД.

При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности. Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

  • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
  • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *