Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Права детей оставшихся без попечения

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства.

Содержание

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

  • Нормативное регулирование
  • В основе законодательного регулирования защита прав детей оставшихся без попечения родителей лежит Конвенция прав ребенка, принятая на международном уровне, служащая базой для иных актов правотворчества, основное предназначение которых – охрана и защита прав и свобод граждан, не достигших совершеннолетия, в том числе защита прав детей оставшихся без попечения родителей
  • Что касается нормативного регулирования защита прав детей оставшихся без попечения родителей, выполняется оно в соответствии с предписаниями таких законодательных актов:
  • СК РФ, в частности, ст. 155.3;
  • Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В статье представлены сведения об основополагающих правах и свободах рассматриваемой категории детей, содержащихся в вышеперечисленных источниках, а также об условиях их реализации и охране.

Основания для предоставления статуса, дающего право своему обладателю на социальное обеспечение

В соответствии с законодательством к категории лиц, имеющих статус детей, оставшихся без обеспечения родителей, дающий право на социальное обеспечение и предоставление других материальный и нематериальных благ, относят:

  • Несовершеннолетних лиц, которые остались сиротами в результате смерти матери или отца, или же обоих родителей;
  • Граждан до 18 лет, родители которых по решению суда лишены родительских прав;
  • Детей, в том случае, если их родители ограничены в осуществлении своих родительских прав в соответствии с постановлением суда;
  • Несовершеннолетних лиц, родители которых признаны недееспособными;
  • Лиц до 18 лет, если их родители считаются безвестно пропавшими;
  • Детей, чьи родители осуждены и отбывают назначенное наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также в случае назначения последним такой меры пресечения, как заключение под стражу;
  • Несовершеннолетних граждан, если их родители пребывают в специализированных медицинских заведениях;
  • Несовершеннолетних лиц, если их родители злостно уклоняются от их материального обеспечения и воспитания;
  • Несовершеннолетних лиц, если родители отказались их забирать из лечебных, образовательных, а также других социальных заведений;
  • Граждан в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения родителей, в установленных законодательством случаях.

Права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

Материальные и нематериальные

Меры социальной поддержки рассматриваемой категории детей направлены на реализацию их материальных и нематериальных прав и свобод. К материальным благам относится обеспечение жильем, питанием, одеждой, бесплатным проездом в общественном транспорте, предметами быта и обучения.

Перечень нематериальных прав содержит:

  • Право бесплатно учиться;
  • Право работать;
  • Жилищные права;
  • Право бесплатно пользоваться медицинскими услугами;
  • Право на отдых;
  • Право на развитие способностей и интересов.
  1. Личные и имущественные
  2. Отдельно можно выделить личные и имущественные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения.
  3. Имущественные права:
  • Право на социальное обеспечение;
  • Право на имущество, которое перешло в собственность лица на основании договора дарения или по наследству;
  • Жилищное право, которое предусматривает сохранение права собственности на закрепленное за несовершеннолетним лицом жилое помещение, несмотря на то, что ребенок проживает в государственном социальном учреждении;
  • Право на получения жилья вне очереди, при условии отсутствия недвижимого имущества, пребывающего в собственности лица.

Личные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения, включают право:

  • Беспрепятственно общаться с матерью и отцом, при их наличии, а также с близкими родственниками;
  • Выражать собственное мнение, когда решается вопросы относительно осуществления их интересов, а также защищать свои права законными способами, в том числе и в ходе судебного разбирательства;
  • Жить совместно с опекуном и членами его семьи до достижения 16 лет, после допускается раздельное проживание, требующее предварительного согласования с органами опеки и попечительства;
  • Требовать уважения чести и собственного достоинства от других лиц.

Остановимся на основных правах детей, оставшихся без попечения родителей более детально.

Право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное общее образование и материальное обеспечение во время обучения

Понятие получение общего образования за счет средств из федерального бюджета предусматривает:

  • Бесплатное прохождение подготовительных курсов абитуриентами перед поступлением в средние учебные заведения и вузы на бюджетной основе. При этом наличие документа, подтверждающего получение основного или среднего образования обязательно (аттестат, диплом);
  • Бесплатное получение второго профильного образования;
  • Сохранение полного социального обеспечения, в частности выплаты стипендии, в случае академического отпуска, если избежать отрыва от учебного процесса невозможно по медицинским показаниям;
  • Бесплатный проезд студентов в некоторых видах общественного транспорта;
  • Компенсацию расходов на проезд к месту обучения и обратно, если учебное заведение находится в другом населенном пункте. Возмещение производится один раз в год;
  • Выплату одноразового денежного пособия выпускникам, а также обеспечение последних одеждой и необходимым оборудованием по окончании учебного заведения. Компенсация производится за счет образовательного учреждения, в котором выпускник обучался.

Во время обучения содержание детей, оставшихся без родительского обеспечения, а именно питание, проживание в студенческом общежитии, а также обеспечение других материальных благ, связанных с получением образования, осуществляется за счет государства.

Право на развитие способностей и интересов

Развитие способностей и интересов предусматривает создание необходимых условий как для несовершеннолетних лиц с отставанием в развитии, так и для тех, которые проявили выдающиеся таланты. Реализация данного права осуществляется в соответствии со специальными программами, разработанными для отдельных категорий детей с учетом их умений и навыков.

Если ребенок нуждается в коррекции проблем в развитии, ему предоставляется помощь квалифицированного специалиста, а дальнейшее обучение проводится по программе, направленной на продвижение его способностей и способствующей прогрессу.

Право детей на получение пособия, а также на другие социальные льготы

Ребенок, лишенный родительского обеспечения, имеет право на следующие выплаты и льготы:

  • Алименты. При этом средства, взысканные с родителей детей, лишенных родительского попечения, перечисляются на счет того заведения, в котором ребенок проживает. Одна половина денег идет на содержание получателя алиментов, а вторая – ложится на его счет, открытый в Сбербанке РФ;
  • Пенсия;
  • Социальные выплаты и пособия;
  • Льготный или бесплатный проезд в некоторых видах общественного транспорта.

Право на отдых

Под правом на отдых подразумевается предоставление ребенку свободного времени для проведения досуга в соответствии с его интересами и предпочтениями. Также понятие полноценного отдыха включает организацию свободного времени детей в период каникул и выходных дней.

  • Защита прав детей оставшихся без попечения родителей
  • Законом гарантировано право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на судебную защиту своих нарушенных интересов и предоставление бесплатной юридической помощи (консультация юриста, составление иска и других процессуальных документов, представление в суде).
  • Наравне с подопечным лицом, интересы которого нарушены, обратиться в суд за восстановлением справедливости вправе его законный представитель, прокурор, а также представитель органа опеки и попечительства, в обязанности которого входит охрана прав и свобод детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без обеспечения родителей.

Охрана прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения

Охрана и защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется следующими способами:

  • Защита прав детей оставшихся без попечения родителей законным представителем (опекун, попечитель, воспитатель);
  • Самозащита;
  • Защита прав детей оставшихся без попечения родителей представителями органов опеки и попечительства;
  • Защита прав детей оставшихся без попечения родителей прокурором.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Здравствуйте, у меня такой вопрос , я нахожусь под опекой ( опекун бабушка) , могу ли я поступить в колледж на бюджет , если у меня не хватает проходного балла в аттестате?

Алексей06.07.2019 19:15

Обратитесь в сам колледж, поступление определяется правилами самого заведения, а не федеральными законами. 

Сайботалов Вадим Владимирович07.07.2019 12:34

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

07.07.2019 19:20

Задать дополнительный вопрос

Защита прав несовершеннолетних детей

Ребенок имеет права, предписанные не только национальным, но и международным законодательством.

Защищать права и интересы ребенка должны родители и государство в лице органов власти. За нарушение законных интересов ребенка предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Про то, как осуществляется порядок защиты прав и интересов ребенка читайте ниже.

Нормативно-правовое регулирование

На законодательном уровне защиту прав несовершеннолетних детей обеспечивают следующие нормативные правовые акты:

  • Конвенция о правах ребенка. Положения Конвенции устанавливают, что обеспечение прав ребенка является приоритетной задачей общества, всех государственных органов и судов. Ребенок имеет право на жизнь, на развитие своих возможностей и своего потенциала.
  • Дети не должны расти в условиях голода, рабской эксплуатации и жестокости со стороны родителей или иных взрослых людей. Конвенцией определены все важнейшие права ребенка (права на имя, на гражданство, на жизнь, знать своих родителей, воспитываться в семье и другие);
  • Конституция Российской Федерации. Главный закон государства устанавливает, что права и свободы человека (в том числе и несовершеннолетнего) являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав человека является обязанностью государства. 
  • Семейный кодекс Российской Федерации. Семейное законодательство конкретизирует права ребенка, указанные в Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации.
Читайте также:  Как подать заявление на регистрацию брака через МФЦ?

Ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и проживать совместно с ними, беспрепятственно общаться с родителями и иными родственниками, получать образование, выражать свое мнение, получать содержание от обоих родителей. Защиту прав и законных интересов ребенка обеспечивают родители, государственные органы и суд.

Защита прав и интересов ребенка

Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.

Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

  • орган опеки и попечительства;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокуратура;
  • органы внутренних дел;
  • суд.
  • Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  • Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.
  • Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства.
  • После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.
  • В функции органа входит не только защита прав ребенка, но и обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также иные функции.
  • Органы опеки и попечительства вправе посещать семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью.

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации.

Комиссии наделены следующими обязанностями:

  • предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;
  • обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;
  • в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;
  • иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

  • подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;
  • предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;
  • присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

  • надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;
  • пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;
  • другие направления информации.

Органы внутренних делпринимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

  1. Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.
  2. Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.
  3. В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.
  4. В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
  5. Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
  • Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.
  • Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.
  • К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.
  • В ходе судебного заседания суд заслушивает мнения сторон, ребенка, если ему исполнилось 10 лет, оценивает представленные доказательства и выносит решение по делу.

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

  1. Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

  2. Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

  3. Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

  4. За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Профессиональная юридическая помощь

  • В случае возникновения опасной ситуации для физического или психологического здоровья ребенка каждый родитель будет делать все от него зависящее, чтобы защитить его.
  • В стрессовой ситуации родителю бывает сложно самостоятельно грамотно составить исковое заявление или собрать необходимые документы.
  • Юристы по семейным спорам компании «Юридическое агентство», обладая необходимыми компетенциями и теоретическими знаниями, помогут Вам защитить права и интересы ребенка.
  • На очной консультации в компании Вы совместно прорабатываете правовую позицию, после чего юрист составляет исковое заявление, собирает необходимые документы и подготавливает доказательства для предъявления их в суде.
  • После направления искового заявления в суд, юрист может выступать как представитель по доверенности, защищая родительские права и интересы Вашего несовершеннолетнего ребенка.

Комитет по социальной политике Санкт‑Петербурга

  • Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
  • Деятельность по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться только органами опеки и попечительства.

Под устройством детей, лишенных родительского попечения, понимается передача детей на воспитание в семьи граждан или временное устройство в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Санкт‑Петербурге семейное устройство обеспечивается тремя формами: усыновление (удочерение), опека и попечительство на безвозмездной основе, опека и попечительство на возмездной основе (приемная семья).

В Санкт‑Петербурге деятельность по опеке и попечительству на основании Закона Санкт‑Петербурга от 31.10.2007 № 536-109 осуществляют внутригородские муниципальные образования. На территории города их расположено 111. При этом важно отметить, что органы местного самоуправления в соответствии с российским законодательством не включены в систему государственных органов власти.

Таким образом, органы опеки и попечительства в Санкт‑Петербурге – это местные администрации внутригородских муниципальных образований Санкт Петербурга.

Статистические данные

В Санкт‑Петербурге общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, на 01.01.2021 составило 9 396 чел., из них:

  • 3 209 детей находились под опекой и попечительством (включая предварительную опеку и попечительство);
  • 2 548 детей воспитывались в приемных семьях;
  • 3 639 детей являлись усыновленными.
Читайте также:  Конституция РФ о социальных, гражданских, экономических правах ребенка с рождения и до 18 лет

Статья 121 СК РФ. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

[Семейный кодекс РФ] [ст 121 СК РФ]

1.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

ст. 120 | Семейный кодекс РФ | ст. 122

Позиция Верховного суда РФ и иных государственных органов

В решении суда о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание.

  • В решении суда о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, органу опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном порядке.
  • При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства.
  • При этом необходимо иметь в виду, что передача ребенка на воспитание родственникам и другим лицам допускается только в случае, когда эти лица назначены его опекунами или попечителями.

При передаче ребенка на попечение органов опеки и попечительства (п. 5 ст. 71, ст. 121 СК РФ) суду не следует решать вопрос о том, как должна быть определена этими органами судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т.п.), поскольку выбор способа устройства детей относится к компетенции указанных выше органов.

Выписка из решения суда о лишении родительских прав в течение трех дней со дня вступления его в законную силу в соответствии с п. 5 ст. 70 СК РФ должна быть направлена судом в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.

п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

  1. Рекомендованный материал на нашем сайте
  2. Расторжение брака: порядок, требования, сроки
  3. Исковое заявление о расторжении брака
  4. Заявление на вынесение судебного приказа на взыскание алиментов
  5. Раздел имущества супругов

Сохраните, чтобы не потерять.

Нормативно-правовые документы РФ о защите прав детей 2019-2020

Нормативно-правовые документы РФ о защите прав детей.

Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования (ст.24).

  • Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
  •  — обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  •  — защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  •  — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  •  -признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • — защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • — защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

— за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

— за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

— «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс Российской Федерации.

Принятие нового Семейного кодекса связано, в первую очередь, с коренными изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, какими являются брак и семья.

Регулирование семейных отношений приведено в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ.

В нормах Семейного кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах.

Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе его подготовки законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными. Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев.

  1. Одной из важных тенденций Нового Кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:
  2.  — жить и воспитываться в семье;
  3. — знать своих родителей (насколько это возможно);
  4.  — право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии — другими ответственными за это лицами);
  5. — на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  6.  — на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55);
  7. — на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 летв суд (ст. 56);
  8. — выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57);
  9.  — на имя и фамилию (ст. 58);

 — на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60).

Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье.

В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69-72).

Восстановление родительских прав допускается только при наличие согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. 73-76).

Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77).

 Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов (ст. 61-69).

Принятие Семейного кодекса вызвало необходимость внесения ряда новых документов относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Среди них следует отметить Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, отставших без попечения родителей». 

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» и ряд других документов. В этих документах правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенка.

Одной из крупных законодательных мер явилось принятие Федерального закона от 21.12.96 г.

№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права.

В работу должны включаться все поколения семьи, участвующие в воспитании ребенка. Целью является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть, и за то, что они есть.

Читайте также:  Роспись в тюрьме — как поженится за решеткой

Постановление Правительства РФ № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» нацелено не создание условий для устройства детей на воспитание в семье.

Федеральный закон № 44-ФЗ от 16.04.01 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает порядок и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Получил необходимую нормативно-правовую базу институт «приемная семья».

Основные права и гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Предоставление прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с этим законом к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Под детьми, оставшимися без попечения родителей, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Также законодатель отдельно выделяет такую категорию как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

  • Законодательство предусматривает наличие прав и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в следующих сферах:
  • 1. В сфере образования:
  • а)  Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
  • б) Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.
  • в)  Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
  • Под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
  • г)    Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
  • д) Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
  • Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении региональных органов исполнительной власти, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.
  • е) Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

ж) Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации.

з) При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

  1. и)  Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
  2. Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  3. 2. В сфере медицинского обслуживания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
  4. а)    Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.
  5. б)    Могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
  6. 3.    В жилищной сфере:
  7. а)    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
  8. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
  9. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *