Юридическое отношение государства к церковному браку

15.01.2018 Юридическое отношение государства к церковному браку

После Рождественского поста по традиции на Руси начиналась пора свадеб. Как изменялось отношение к церковному браку в стране в XX веке, вместившем два великих слома эпох, и каким оно стало сейчас?

Двадцатый век в истории России хронологически включил в себя три эпохи: это императорская, «старая» Россия, с ее традиционностью, к концу эпохи все более формализованной и выхолощенной; советский период с контролем государственной машины над всеми сторонами жизни и новейшая, «демократическая» эпоха, начавшаяся после распада Советского Союза. В каждой из них институт брака изменялся, трансформировался, соответствуя эпохе, и в то же время никак не мог «избавиться» от наследия прошлого.

Переходы от одного периода к другому сопровождались масштабными – без преувеличения сказать – геополитическими трансформациями: начало века было ознаменовано Первой мировой войной, революцией 1917 г.

и гражданской войной, определившими течение истории России в XX столетии; конец – распадом Советского Союза.

Каждый из периодов, несмотря на преемственность, знаменовал собой действительно иную эпоху, после слома которой восставала другая, могущая поразить своей «инаковостью», если не враждебностью, в сравнении с предыдущей.

Через пламя революции и гражданской войны взгляд историка все же проникает в царскую эпоху и видит разительные отличия России советской от России императорской.

Современность, хотя и не столь значительно – ибо она не уничтожала советское прошлое в тех масштабах, в которых коммунисты строили «светлое будущее» на развалинах старого мира – все же существенно отличается от России эпохи большевиков.

Брак в дореволюционной России

Что представляло собой заключение брака в царский век дореволюционной России? До 1918 года гражданской регистрации брака не существовало, признавались только его религиозные формы.

Для православных бракосочетание происходило в храме, и выдаваемый по требованию документ признавался и церковной, и гражданской властью. Сегодня во многих странах также нет этой разделенности, и выдаваемое Церковью свидетельство является документом, признаваемым государством.

В современной России церковный и гражданский брак представляют собой различные, отдельные друг от друга церемонии и институты.

В XIX – начале XX веке заключение брака в нашей стране было связано с определенными бюрократическими процедурами. Пара, желающая совершить бракосочетание, испрашивала благословение у местного священника. При желании венчаться на другом приходе им следовало получить документ от священника храма, к которому они относились, где бы говорилось об отсутствии препятствий к заключению брака.

По законам Российской империи, лица, состоящие на военной или гражданской службе, не имели права вступать в брак без письменного согласия своего начальства. Таковые предбрачные сведения о женихах и невестах излагались чаще всего в виде т.н. «свидетельств», выдаваемых по просьбе жениха или невесты для духовенства того храма, в котором предполагалось совершение венчания (см.

иллюстрацию ниже).

Юридическое отношение государства к церковному браку

Указание в документе на первый брак обусловлено особенностями гражданских законов того времени, связанных, в данном случае, с церковными канонами. Свидетельство было дано причту Градо-Тобольской Никольской церкви в том, что М.

Иванову «дозволяется вступить в 1-й законный брак буде со стороны духовной не встретится к тому какого-либо законного препятствия». Чинопоследования брака в случае первого его заключения либо второго существенно отличаются: во втором случае совершается «Последование о второбрачных».

Наконец, если третий брак еще разрешался в Российской империи, то четвертый запрещался безусловно.

Тех, кто в силу профессии не имели четкой принадлежности к тому или иному приходу – например, военных – обычно венчали священники, на территории приходов которых они проживали. Определением Святейшего Синода браки офицеров совершались только по письменному разрешению их начальств.

Тем не менее, брак, совершенный без письменного согласия, признавался законным и не подлежал расторжению. Но лица, вступившие в такой брак, должны были понести наказание: строгий выговор с внесением в послужной список. Нижним чинам, состоящим на обязательной военной службе, брак запрещался, в т.ч.

при нахождении в отпуске, даже продолжительном.

Как видно из документов, разрешение на брак требовалось и от светской, и от церковной власти. Со стороны первой уточнялся ряд моментов, например, не подлежит ли жених мобилизации и проч. Выяснением церковного допуска занималась Духовная консистория, ориентируясь в т.ч.

на сведения настоятеля храма, прихожанами которого являлись брачующиеся. Брак считался законным в том случае, если при его заключении, с одной стороны, будут выполнены все необходимые условия, с другой – не будет предусмотренных законом препятствий ко вступлению в брак.

Для действительности брака требовалось соответствие целому ряду условий: законный возраст (до 80 лет); физиологическая и психологическая способность к супружеству; отсутствие близких родственных отношений (после четвертой-седьмой степени родства); свободное согласие на брак жениха и невесты, родителей, а также в определенных случаях – начальства; отсутствие связи с другим лицом; государственная и общественная правоспособность к заключению брака. Религиозными препятствиями являлись: священнический сан, монашеский обет, различие вероисповедания и религии.

Одним из законных препятствий к браку являлся прежний «не прекратившийся брак». Брак считался прекратившимся либо вследствие смерти одного из супругов, либо расторжения брака.

Видимо, ввиду этого закона и было указано в приведенном ниже «Удостоверении» о том, что жених Иван Егоров холост: «от тобольского Городового мещанского управления дано сие Ивану Егорову Шананину и мещанской дочери Юлие Пушниковой в том, что первый холост, а последняя девица на вступление их в брак никаких препятствий не имеется».

Юридическое отношение государства к церковному браку

Несмотря на ряд формальностей, браки в Российской империи успешно заключались, и процент разводов был минимален (1-3%). К примеру, по всей Тобольской епархии в начале XX века разводов совершалось в среднем 30-40 в год. При этом за военный 1916 год было заключено 1546 браков только в одном Курганском уезде, в губернии же было десять уездов.

Справедливости ради следует указать на неоднозначность данного вопроса. Во второй половине XIX – начале XX в. проблема излишней процессуальности предбрачной подготовки и семейного права вообще (в т.ч.

разводов) широко обсуждалась в российском обществе. Известный философ В.В. Розанов писал, в т.ч.

ввиду личной трагедии, о трети всех детей в Петербурге, являвшихся незаконнорожденными, так как оформить официальный развод в Российской империи было чрезвычайно сложно.

Брак при советской власти

Приход к власти большевиков ознаменовал новый период во взаимоотношениях Церкви, общества и государства. 18 (31) декабря 1917 г. Декретом ВЦИК и СНК церковный брак признавался недействительным, все акты рождения, брака и смерти отныне находились в ведении исключительно государственной власти.

Бракосочетание по церковному чину лишалось юридической силы; верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах. Этот декрет был назван Церковью «полным пренебрежением к требованиям христианской веры и попиранием святости брака».

Сама процедура оформления семейного союза в начале советского периода была предельно простой: брачующиеся письменно, либо словесно (!) подают заявление в управу, дают подписку об отсутствии у них препятствий, предусмотренных Декретом, после чего событие заносится в книгу записей браков. После этого брак объявляется заключенным.

Таким образом, вместо бывшего ранее венчания установилась регистрация гражданского состояния, упрощенная до такой степени, что не вызывало сложностей в один день пройти и регистрацию, и расторжение брака.

Позже советской властью был осознан факт того, что доходящее до примитивизации упрощение заключения брака способствует легкомысленному к нему отношению. Создание же нового государства немыслимо без формирования его основной ячейки – семьи. Наконец, немалое количество людей по традиции стремилось совершить венчание в Церкви.

Согласно переписи 1937 года более половины населения от 16 лет и старше заявили о своей принадлежности к категории верующих людей.

Отметим, что перепись не была анонимной, а 1937-й был самым страшным годом гонений на верующих в СССР. При рассмотрении церковного календаря видно, что практически на каждый день приходится память кого-либо из новомучеников, и дата смерти †1937 – самая распространенная.

Таким образом, люди заявляли о своей принадлежности, вполне осознавая угрозу для жизни. Данные переписи показали следующее: двадцать лет активной борьбы с религией, ее уничтожения, в том числе в сознании людей, закончились неудачей подобной политики. Результаты переписи были признаны дефектными, данные засекречены (их опубликовали только в 1990 году), руководители арестованы и расстреляны.

Руководство нового государства осознало проблему и взяло курс не на уничтожении религии, но на ее замещение в сознании и жизни народа.

Идеологию православной державы было необходимо заменить – и это было сделано – на идеологию коммунизма, а нравившееся народу последование венчания было определенным образом «секуляризовано».

В стране началось строительство «Дворцов бракосочетания», вводился определенный церемониал: обмен кольцами (эпизод церковного обручения), свидетели (как на венчании), присутствие родственников, музыка (аналог церковного пения), нарядные одежды.

Сотрудница ЗАГСа, в длинном величественном одеянии задающая вопросы «согласны ли вы…», также является копированием эпизода венчания. Наконец, белое свадебное платье – символ чистоты невесты, отброшенный в начале советского периода, – появилось вновь. Таким образом, церемониал государственной регистрации брака во многом внешне повторял последование Таинства венчания.

Читайте также:  Как составить заявление на развод с детьми? Образец в 2018 году

Юридическое отношение государства к церковному браку

Однако в советском обществе возникла проблема почти неограниченной возможности новых браков и новых разводов. Упрощение бракоразводных процессов, бывших крайне сложными в императорской России, не сыграло ожидавшейся положительной роли. К браку в целом в советский период стали относиться все же проще, чем в предыдущую эпоху дореволюционной России.

Брак в современной России

Окончание советского периода и выход Церкви «из подполья» ознаменовал и все увеличивающийся интерес людей к церковным Таинствам, обрядам, учению. Венчание не стало здесь исключением: все более молодых и не очень пар принимают решение совершить церковное Таинство бракосочетания.

Повышенный интерес к Таинству ознаменован не только «модой» и общим курсом государства на взаимодействие с Церковью – происходит осознание необходимости базирования общества на традиционных ценностях, которые для России воплощены в православном христианстве. Симпатия и тяга к Православию, часто неосознанно, имплицитно присуща русскому человеку.

Юридическое отношение государства к церковному браку

Советская действительность разделенности Церкви и государства продолжается, хотя и в иной, смягченной форме.

Сегодня церковный и государственный браки уже не противопоставляются, но рассматриваются как взаимодополняющие друг друга.

В области заключения брака это приводит к двойному церемониалу: пара, желающая венчаться, должна проходить и регистрацию брака в ЗАГСе, и Таинство венчания в храме.

Прошедшая в советский период секуляризация брака, лишение его сакральности, сведение к исключительно земному, общественно-государственному делу, привели к ослаблению понимания важности и святости брака и семейной жизни.

После падения коммунистической советской морали, которая в своей основе все же имела многие христианские заповеди, люди оказались дезориентированы. Где нормы? Где идеал? На что равняться? Далеко не все, отвечая на эти вопросы, пришли к Православию.

Для многих в нашей обществе церковный брак остается лишь традицией, красивым последованием, участие в котором никак не влияет на их жизнь.

Даже состоящие в гражданском (зарегистрированном) браке супруги, которые признают чистоту и высоту христианского венчания, не приступают к нему ввиду ложной боязни сакральности и ответственности («ведь это на всю жизнь!»).

Дай Бог нам избавиться от отрицания церковного брака или из-за неверия в его богоустановленность или по псевдоблагочестивому страху! Считая себя недостойными пред Богом и ближними, нам следует все же, уповая на милость Божию, испрашивать у Него благословение на брак, чтобы вести благочестивую христианскую жизнь в наших семьях. От этого напрямую зависит духовное и материальное здоровье и благополучие нашего общества, могущество и безопасность нашей страны, самое же главное – наша вечная блаженная жизнь с Богом.

Старший научный сотрудник НГМАУК «Историко-художественный музейный комплекс» Нефтеюганска Павел БЕЛОУС

Публикация сайта «Югра православная»


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Церковный брак в России: что говорит закон в 2021 году?

Главная / Семейное право / Гражданский брак / Религия

Назад

Опубликовано: 16.02.2018

  • Время на чтение: 4 мин
  • 496
  • Венчание — это обряд бракосочетания в Христианстве, это процедура заключения брака, которую проводит в церкви священнослужитель.
  • Общие сведения о венчании в церкви
  • Отличие церковного брака от официального
  • Отношение государства к венчанию

До 1900 года в Российской Империи венчание в церкви приравнивалось к официальному заключению брака. То есть, мужчина и женщина, пройдя через священное таинство, могли по праву называться мужем и женой.

Значение венчания в православной и католической церкви

В христианской традиции венчание олицетворяет благословение Господа новой семьи. Но церемониальным канонам в католическом и православном направлениях веры присущи как общность, так и различия.

Католическое венчание придерживается более терпимой политики в отношении людей другого вероисповедания. Разрешено проведение обряда между католиком и человеком, относящимся к иной конфессии.

Дети, рожденные в таком союзе, должны воспитываться в католической традиции: это подкрепляется письменным договором. Если соглашение будет нарушено, брак подлежит расторжению.

Православная церковь разрешает обряд только между христианами.

Допустимо повторное венчание, если партнер ушел из жизни или пара рассталась по причине измены. Исповедующий католицизм может назначить церемонию только один раз с человеком, не проходившим до этого свадебного обряда (в любой церкви).

Для православного обряда важно наличие венчальных колец, в то время как для католического этот атрибут необязателен. Различие состоит и в разрешенном времени для проведения церемонии. Венчание католиков может проводится в любой день. Но, если дата церемонии выпала на Великий пост, рекомендуется отложить празднование. В православии нельзя венчать пары в течение любого поста.

Прихожане католического храма не могут венчаться без официальной регистрации брака в ЗАГСе. Исключения в этом вопросе допускаются в православии.

И католическое, и православное течения предусматривают стабильность в венчанном браке, верность второй половине.

Женатая пара должна активно участвовать в церковной жизни, посещать службы, периодически исповедоваться и растить детей в христианской традиции.

На что влияет свидетельство о таком союзе?

Свидетельство о венчании, которое выдается в церкви после совершения обряда, не имеет никакой юридической силы. В отличии от свидетельства о регистрации брака, выданного государственными органами. Оно лишь подтверждает для самих духовных молодоженов то, что они заключили союз перед богом на небесах, за исключением отдельных случаев (один из которых описан выше).

В следующем видео священнослужитель рассказывает о возможности вступления в церковный брак без официальной регистрации:

Венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе: возможно ли

Ритуал венчания имеет глубокий сакральный смысл для верующих. Каждый их новобрачных обнажает свою душу перед будущим супругом и Господом. Союз признается не только в земной жизни, но и на небе.

  Можно ли обжаловать решение суда о разводе

Зачем это нужно молодоженам

Важно, чтобы желающие заключить церковный брак стремились сделать это не только ради романтичного красивого обряда. Церемония подразумевает готовность идти на жертвы ради любимого человека, быть абсолютно преданным ему.

Повенчанные супруги не допускают гнева и насилия по отношению друг к другу, проявлений ревности и прочих страстей. Внутри пары царит мир и взаимопонимание, чтутся христианские заповеди, а дети воспитываются правилам церкви.

Но сам по себе обряд не гарантия благополучной совместной жизни, семейного счастья. Партнеры берут совместную ответственность за сохранность брака перед Богом.

Венчание без регистрации брака или с ней лишь помогает осознать важность принимаемого решения.

Обязательна ли регистрация

Венчальную церемонию проводят только после заключения светского брака. Процедура предполагает роспись в ЗАГСе, молодые получают соответствующую отметку в паспорте. Расхожее выражение «гражданский брак» подразумевает совместную жизнь партнеров без регистрации. Подобный вариант отношений порицается церковью и считается блудом.

Есть ли исключения

Церковью допускаются некоторые отступления от норм. Можно венчаться без официальной регистрации:

  • Если светская свадьба назначена на ту же дату, но позже. В этом случае необходимо предоставить священнику приглашение на регистрацию в ЗАГС, где указаны имена брачующихся.
  • Если влюбленные – послушные прихожане, настоятель храма много лет наблюдает за парой и видит серьезные и светлые чувства партнеров друг к другу. Священнослужитель разрешает заключение такого союза в церкви под свою ответственность. Скорее всего, батюшка порекомендует прежде зарегистрировать брачные узы официально.
  • Если есть непреодолимые обстоятельства, при которых временно невозможно заключить брак в официальном учреждении. Например, предстоит поездка одного из молодоженов в места ведения боевых действий, серьезная хирургическая операция и т. д.

При этом церковь полностью признает брак, засвидетельствованный только в ЗАГСе и не венчанный по каким-либо причинам.

Если пройти церковный обряд решили пожилые супруги, состоящие в гражданском браке, церковь также допускает это.

Статистика показывает, что процент разводов за последние годы увеличился, в том числе среди венчавшихся христиан. Это говорит о том, что отношение к таинству у многих недостаточно серьезно. По этой причине священнослужители предъявляют все более строгие требования при допущении к обряду.

А как у нас?

Если мы говорим о России, то ответ однозначный: нет. Согласно семейному кодексу, брак предполагает совместное проживание, ведение общего хозяйства.

Но главным условием, при котором брак имеет юридическую силу в любой правовой системе, является его заключение в установленном законом порядке и в надлежащей форме, другими словами, брак должен быть зарегистрирован. Во время же религиозного обряда регистрация не осуществляется.

Это, по сути, договор, который необходим, прежде всего, для упрощения различных юридических действий: признания отцовства, вступления в наследство умершего супруга, раздела совместно нажитого имущества при разводе.

Поэтому так важна запись о заключении брака между двумя лицами с точки зрения государства. Для его регистрации необходимо личное присутствие будущих супругов, которые подают необходимые для этого документы. Причем документы иностранных граждан обязательно должны быть заверены нотариусом.

Читайте также:  Какие пособия положении при рождении первого, второго и третьего ребенка? Размеры выплат и порядок их получения

Как и где обвенчаться в церкви без регистрации брака

Повенчаться без регистрации брака в ЗАГСе в России можно в любом культовом сооружении, принадлежащим РПЦ. При этом необходимо убедить священнослужителя, что желание заключить церковный брак искренне и объяснить, почему пара отказывается зарегистрировать союз официально.

Цена обряда – около 2000 р., не учитывая расходы на атрибутику (свечи и т. д.). Если есть желание провести обряд за рубежом, обязательно нужно иметь при себе свидетельство из ЗАГСа.

Например, в Старом городе в Иерусалиме или в Храме Святой Параскевы на набережной в Херсониссосе в Греции.

Духовная суть церковного бракосочетания

Обряд венчания пропитан пленяющей таинственностью, необычайной торжественностью и представляет собой удивительной красоты действо. Но истинное его значение в том, чтобы укрепить веру и дух брачующихся, подтвердить им свою христианскую зрелость взять на себя ответственность за другого человека перед Богом.

Церковный брак основывается на готовности прощать и любить, следовать заповедям господним, на принятии смирения друг перед другом, а главное, перед Богом. Полученное благословенье божье нельзя опрометчиво предать слабостью или нежеланием усердно трудится над семейным счастьем, взаимными упреками и разочарованиями.

Венчальное богослужение подразумевает не просто освящение вновь созданной семьи, но и молитвенный «поклон» супругам Господу, убеждение в их верности Его слову… А потому, если вы не готовы к такой ответственности, великолепный обряд лучше отложить на период личностного духовного развития, и заключить церковный брак не в дань моде, а по зову сердца.

Таинство венчания: что нужно в 2021, как происходит

Венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе или с официальной церемонией имеет одинаковые требования к проведению:

  1. Главное правило для венчального платья – целомудрие. Плечи, грудь и спина – прикрыты, длина – ниже колена, крой – свободный. Если фасон не соответствует этим критериям, следует предусмотреть наличие накидки. Допускается только наряд с юбкой, брючный костюм не будет приемлем в этом случае. Необходима фата или косынка для покрытия головы брачующейся. Одежда гостей также должна соответствовать церковным канонам.
  2. Жених и невеста проходят пост в течение недели или нескольких дней перед церемонией. Он включает не только отказ от мяса, но и воздержание от посещения увеселительных мероприятий, интимных отношений.
  3. Не допускается проведение обряда во время всех четырех церковных постов, в канун великих праздников, в Пасхальную и Сырную недели.

Первый этап венчальной церемонии – обручение. Священнослужитель осеняет жениха и невесту поочередно крестным знамением по три раза, произносит определенные слова. Затем на безымянные пальцы правой ладони каждого надевает кольца. Молодожены обмениваются венчальными перстнями три раза в знак того, что их намерения серьезны.

Следующий шаг – непосредственно заключение церковного брака. Сначала каждый из партнеров отвечает на вопросы батюшки. Затем пара стоит под венцами, а пастырь читает молитвы и просит у Господа благодати для рождающегося семейного союза. После этого будущим мужу и жене дают испить вино из ритуальной чаши, обводят вокруг аналоя три раза, благословляют иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы.

По правилам католической церкви необходимо свидетельство об официальном заключении брака. Обручение проводится за три месяца до венчания. Венчальный обряд в протестантстве сходен с католическим. Традиции этого течения подразумевают празднование прямо в храме. Звучит церковная музыка, гости причащаются и делают пожертвования на нужды церкви. Употребление алкоголя запрещено.

Венчание, как и крещение, нельзя проводить в монастыре: уклад этого места предполагает отречение от мирских радостей и хлопот.

О таинстве брака. история происхождения и содержание чина венчания 

Брак как духовное единство установлен Господом еще в раю. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть»

 (Бытие 2, 18–24).

В Ветхом Завете после грехопадения смыслом брака было продолжение рода. Каждый надеялся, что именно в его роду когда-то воплотится Спаситель. Отсутствие детей считалось Божией карой за грехи. В библейской истории есть свидетельства о том, что некоторые евреи имели наложниц, бывали случаи развода.

Но, даже несмотря на это, семья как неразделимый союз двух людей оставалась образцом. Седьмая заповедь Моисея гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14).

Супружеские союзы ветхозаветных праведников пророка Захарии и Елисаветы, богоотцов Иоакима и Анны и по сей день для христиан являются идеалом устроения супружеской жизни.

С пришествием Христа нравственные требования к хранению душевной чистоты в браке возрастают: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ф.5, 27

28) . В Новом Завете высшим стремлением названо бесстрастие и целомудрие, но брак указан как посильный для всех  путь ко спасению.Иоанн Златоуст ишет: «Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако чрез это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его».

Широко известно упоминание в Евангелии момента, когда Господь Исус Христос почтил своим присутствием брак в Кане Галилейской. Как пишет блаженный Августин, «Христос явился на брак (в Кане), чтобы подтвердить, что Он Сам в Раю установил брак».

Упоминание о столь рядовом житейском, казалось бы, событии свидетельствует о его огромной значимости.

Со временем брак был признан одним из семи церковных таинств, совершаемых над человеком, к которому взрослый христианин прибегает по его желанию, поскольку в отличие от других таинств, таких как Крещение, Миропомазание, Покаяние и Причащение, таинство брака не является необходимым для спасения.

Брачно-семейные отношения в России в XIX веке: правовые основы реализации церковью делегированных ей полномочий

Актуальность рассмотрения проблемы, означенной в теме, можно охарактеризовать следующей цитатой: «многие факты современной социальной жизни России свидетельствуют о серьезных духовно-нравственных проблемах общества, которые зачастую расцениваются учеными и современными общественными деятелями как поступательно развивающаяся нравственная деградация общества» [2, 185].

В XIX веке помимо исполнения полномочий повышения уровня образования, духовного воспитания членов общества, попечения о тюрьмах, регистрации актов гражданского состояния, а также отправления правосудия по ряду вопросов, государством были также частично делегированы Церкви полномочия в области брачно-семейных отношений.

Профессор Зубанова С. Г. пишет: «Нигде сущность брака, супружеской любви и семейных отношений не были поняты так глубоко и так вдохновенно, как в учении Церкви обраке.

… Церковь является школой нравственности, духовности и гражданственности, что и отразилось в положительном влиянии Церкви на брачно-семейное право в Русском государстве» [5, 96–97].

Основными источниками брачно-семейного права в XIX в. были: Закон Божий, предложенный в Священном Писании; каноны или правила Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов; Духовный регламент и последовавшие за ним Высочайшие указы и определения Св. Синода; действовавшее в государстве законодательство.

На протяжении всего XIX в. велась дискуссия о необходимости создания альтернативного единого светского законодательства, допускавшего браки между представителями различных религий. В начале XIX неоднократно в Негласном Комитете высказывались мысли о необходимости составления закона о браках, причем данной отрасли права придавалось приоритетное значение [1, 28].

В результате процесса кодификации в 25-ом томе «Полного собрания законов Российской Империи» [6] были изданы в систематизированном виде все вступившие в законную силу акты, имеющие отношение к проблемам семейного права и семейных правоотношений.

Читайте также:  Как происходит развод с иностранцем без его присутствия в России?

Законодательство в области брачно-семейного права носило смешанный, церковно-светский характер.

Государственное законодательство Российской империи определяло условия вступления граждан в брак. Неудовлетворение данным условиям являлось препятствием для вступления в брак.

Одним из основных условий являлось достижение определенного брачного возраста. Указом Св.Синода 1774 г. духовенству предписывалось венчать юношей не моложе 15-летнего возраста с девушками не моложе 13 лет [7, 14229]. Данные нижние границы возраста вступления в брак существовали до 1830 г.

, когда уже не церковным, а государственным законом устанавливался новый возрастной ценз: для юношей — 18 лет, для девушек — 16. В исключительных случаях епархиальному архиерею было предоставлено право давать разрешение на брак лицам, которым для достижения необходимого возраста оставалось не более полугода [7, 3].

Государственный закон также устанавливал «верхнюю» возрастную границу вступления в брак — 80 лет [7, 4].

Следует отметить, что закрепленный государственным законодательством возрастной ценз для вступления в брак (1830 г.) существовал параллельно с ранее введенным церковным законом (указ Св.Синода 1774 г.), который не был отменен.

В соответствии со ст. 1563 «Уложения о наказаниях» нарушение установленных церковным и государственным законодательством возрастных ограничений каралось заключением в тюрьму на срок от 2-х до 4-х месяцев или арестом от 4-х недель до 3-х месяцев.

Кроме того, существовали такие условия для вступления в брак как умственное здоровье сочетающихся, наличие согласие родителей или законных опекунов или попечителей [7, 12], а в случаях, когда речь шла о венчании государственных служащих — разрешения начальства, выраженное в письменной форме [7, 9]. Препятствием к браку являлось наличие заключенного ранее нерасторгнутого [7, ст. 20]. Кроме того, заключение повторных браков с одним и тем же человеком ограничивалось законов 3-мя разами [7, 21].

В соответствии с государственным законодательством не было разрешено вступление в брак лицам, в отношении которых существовало судебное решение о расторжении брака по причине их вины в прелюбодеянии, двоеженстве, неспособности к брачному сожительству или вследствие виновного безвестного отсутствия [7, 40–41]. Кроме того, запрещалось вступление в брак лицам, находящимся под арестом.

Сводом Законов Российской империи регулировалось также ограничение на венчание родственников определенных степеней родства [7, 23], которые конкретизировались церковным законодательством [3, с. 75].

Следует отметить тот факт, что характерным для брачно-семейного законодательства в России вплоть до Октябрьской Революции оставалась его зависимость от конфессиональной принадлежности конкретного члена общества. Такая политика государства являлась, с одной стороны, проявлением гибкости по отношению к представителям различных вероисповеданий, а с другой, являлась причиной путаницы в законодательстве.

В XIX в.

представителям различных вероисповеданий предоставлялась возможность заключения и расторжения браков в соответствии с закрепленными в вероучении нормами и обычаями, однако данное правило применялось только в случаях, когда оба гражданина, заключавшие брак, принадлежали к одному и тому же вероисповеданию.

Так, в соответствии с католическим вероучением, в котором развод в XIX в. не был предусмотрен, супругам предлагалась только сепарация (раздельное проживание по решению суда), наличие которой не давало права вступления в новый брак.

В отличие от католиков, представители протестантской веры могли получить развод, а также вступить впоследствии в повторный брак. Мусульмане также пользовались в Российской империи свободой применения норм и обычаев шариатского права в части брачно-семейных дел: имели право заключения полигамных браков, а также развода по обоюдному согласию или по инициативе супруга.

В отношении смешанных браков между представителями различных вероисповеданий существовал ряд регламентировавших эту сферу правоотношений актов государственной власти.

В соответствии с законодательством начала XIX в. мусульмане в России получили право заключения браков с представителями лютеранского и православного вероисповедания (ПСЗ: Том I — № 410; Том VII — № 5870; Том XVI — № 14409). При этом обряд венчания осуществлялся православным священником.

На заключение каждого такого брака получалось высочайшее разрешение. Кроме того, представитель мусульманской веры подписывал расписку о воспитании рожденных в заключаемом браке детей в лютеранской или православной вере [7, 67].

Нарушение данного обязательства вело к расторжению соответствующего брака, а также наказанию в виде ссылки в Сибирь [9, 186].

В среде православных в Российской империи XIX в. действительным признавался только брак, заключенный в форме церковного венчания, сведения о котором, как уже описывалось выше, вносились в метрические книги.

Процедура развода была существенно усложнена по сравнению с предыдущими периодами, когда искомый развод можно было получить в форме благословения священника. В соответствии с законодательством XIX в., брак мог быть расторгнут только духовным судом по ходатайству одного из супругов.

Основанием для подачи такого ходатайство могло являться одно из следующих: в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга; добрачной неспособности к брачному сожитию; в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь с лишением всех прав и преимуществ; в случае безвестного отсутствия другого супруга не менее 5 лет. Развод также допускался в случае принятия монашества обоими супругами.

Вопрос о признании брачного союза недействительным в форме безусловной (то есть при наличии законного к тому основания), а также условной недействительности (то есть в случаях наличия устранимых обстоятельств, препятствовавших браку) решался духовными судами. В то же время гражданско-правовые последствия брака и его расторжения регулировались государственным законодательством и разрешались светскими судами.

По данным отчётов обер-прокурора Св. Синода, получение церковного развода было сложной процедурой; о чём свидетельствуют статистические данные: в 1840 г. в Российской империи было зарегистрировано 198 разводов, в 1880 г. — 920, в 1890 г. — 942.

С данной проблемой был связан также рост числа незаконнорожденных детей в России: в Санкт-Петербурге в 1867 г. было зарегистрировано всего 19 342 рождения, в т. ч. 4305 незаконнорожденных (22,3 %); в 1889 г. — 28 640 и 7907 (27,6 %) соответственно [8, 147].

Таким образом, можно сделать предположительный вывод о том, что сложность получения официального развода не являлась основанием для налаживания отношений в семье, а, наоборот, стимулировала измены.

Исследователь церковного права профессор Дорская А. А. пишет: «В конце XIX — начале XX вв. государственная власть, несмотря на разработку проектов введения гражданского брака и развода, пыталась долго сохранять старые устои, т.

 е. церковную форму брака, а также условия вступления в брак и отнесение разводов к церковным судам … Вопросами семейного права должны заниматься и Церковь, и государство, но их юрисдикция должна быть чётко определена» [4, 119].

На основании изложенного сформулируем следующие выводы:

1.      Разветвленная структура административно — территориального управления РПЦ, являвшаяся составной частью государственного механизма Российской империи в XIX в.

, характеризовалась сложностью и напоминала светскую систему государственного управления. Система местного управления РПЦ в ее эволюционном развитии на протяжении столетия имела тенденцию к усилению роли Св.

Синода и обер-прокурора в административной системе РПЦ.

2.      Духовенство и вся церковная иерархия на протяжении XIX в. все более подчинялись государственной власти. Единственное, что не подвергалось вмешательству — юрисдикция церковного права и вопросы вероучения.

3.      В числе делегированных государством Церкви функций в XIX веке находились: регистрация актов гражданского состояния; регулирование брачно-семейных отношений; воспитание и образование членов приходов; полицейский надзор; отправление правосудия по ряду категорий дел; деятельность в пенитенциарных заведениях; решение социальных проблем нуждающихся.

4.      Опыт законодательной регламентации деятельности по духовно-нравственному воспитанию населения территории, прилегавшей к ближайшему храму, приходским духовенством заслуживает внимания и положительной оценки в плане обеспечения регулирования социальной стабильности в обществе.

5.

      Государство, не имевшее возможности осуществлять масштабные социальные программы, возложило на духовенство обязанность открывать Дома призрения, богадельни, Благотворительные приюты, Дома Трудолюбия, Работные дома, которые способствовали решению социальных проблем, препятствовали распространению тунеядства, побуждали детей опекать родителей в старости, родителей — заботиться о своих детях и воспитывать их.

6.      С юридической точки зрения в XIX в. брачно-семейные отношения регулировались как государственными, так и церковными нормами. Основным источником светских законов в данной области был том 10 «Свода Законов Российской империи», а именно его разделы «О союзе брачном», «О союзе родителей и детей и союзе родственном», «Об опеке и попечительстве в порядке семейственном».

Церковное брачно-семейное законодательство основывалось на Законе Божием и других вероучительных книгах, а также на Духовном регламенте и указах и определениях Св. Синода.

Следует отметить, что одновременное регулирование данной категории правоотношений государственным и церковным законодательствами в ряде случаев имело негативные последствия по причине несогласованности двух законодательных баз.

7.      Характерной чертой брачно-семейного законодательства XIX в. являлось поощрение межконфессиональных браков при условии сохранения православным лицом его исповедания и наличия письменного обещания супруга о воспитании детей, рожденных в таком браке, в православной вере. Данная тенденция согласовывалась с общегосударственной политикой в области веротерпимости в XIX в.

Литература:

1.             Архив Государственного Совета. — СПб., 1878. — Т. 3. — Ч.2. — 676 с.

2.             Безшлеева Н. Ю. Новомученичество как феномен в истории России: на примере служения архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского). Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 1. С. 185–189.

3.             Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888. — С. 75.

4.             Дорская А. А. Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права:Монография [Текст] / А. А. Дорская — СПб.: Астерион, 2007. — 158 с.

5.

             Зубанова С. Г., Семашко А. Г. Памятники русского семейного права: церковные и светские (X — XX вв.). Учебное пособие. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2007.- 132с.

6.             Полное Собрание Законов Российской Империи. — СПб., 1830. — Собрание 1-е. Тт. 1–25.

7.             Там же. Т. X. — 995 с.

8.             Тольц М. С. Брачность населения России в конце XIX — начале XX в. //Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР / Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Статистика, 1977. С. 138–153.

9.             Уложение о наказания уголовных и исправительных. — СПб., 1885. — 775 с.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *