Вправе ли преподаватель требовать включения камеры на дистанционном уроке

Как вы считаете, обязательно ли на дистанционном обучении включать камеру?

  • С точки зрения школы, да, обязательно. Учитель должен иметь визуальный контакт с каждым учеником.
  • По мнению многих школьников и некоторых родителей, нет. Вдруг, у семьи нет возможности приобрести современный компьютер с веб камерой?
  • Согласно же действующему законодательству РФ, статьи о включении камеры на дистанционном обучении не существует. А еще, требование «обязательно включать камеру» нарушает право граждан на защиту частной жизни. Следовательно, буква закона разрешает не использовать видеосвязь во время дистанционного обучения.

Дистанционка, так внезапно ворвавшаяся в жизнь нынешнего школьника, пока не имеет четкой законодательной базы. В школьных уставах ее нормы пока тоже не прописаны. Вот и получается, вопрос «нужно ли включать камеру на дистанционном обучении» до сих пор остается без четкого ответа.

Чтобы понять, нужно ли подчиниться, если от вас требуют включить видео, рассмотрим каждую точку зрения более подробно.

Вправе ли преподаватель требовать включения камеры на дистанционном уроке

Мнение школы

Главное слабое место дистанционной системы обучения – низкая эффективность. Ученики во время удаленного урока имеют массу возможностей списать материал, подсмотреть ответы или схалтурить как-то еще.

Они не заботятся о своем внешнем виде, не настраиваются на продуктивную работу, часто покидают рабочее место, едва зарегистрировавшись в конференции.

И даже уже не удосуживаются придумать убедительную отмазку, почему они прогуляли урок.

Учитель не может полноценно оценить качество знаний и уровень усвоения пройденного материала. Он даже контролировать, все ли полноценно присутствуют, не в состоянии.

Многие дети спрашивают, можно ли на дистанционном обучении включить камеру, а после переклички выключить.

Как правило, педагоги требуют непрерывного и обязательного визуального контакта с каждым подопечным. Что редко выполняется, увы.

В результате, оценки у детей в конце четверти отличные, а эффективность обучения – ниже среднего.

Визуальный контакт с учеником дает учителю возможность адекватно оценить успеваемость ребенка. Видео дисциплинирует детей, ведь лицо учителя в мониторе не дает отвлекаться и отлынивать от занятия.  Таким образом, школа безоговорочно уверена, у вопроса надо ли включать камеру на дистанционном обучении есть только один ответ – ДА, в обязательном порядке.

Вправе ли преподаватель требовать включения камеры на дистанционном уроке

Мнение детей и родителей

Многие дети не хотят включать камеру на дистанционном обучении. Во многом, чтобы создать себе комфортные условия. Никак, однако, не способствующие поднятию успеваемости. Ведь это так здорово, когда училка тебя не видит! Можно параллельно играть в приставку, слушать музыку, списывать у отличницы ответы через WhatsApp. Да еще и не заботиться о своем внешнем виде.

Нередко сами родители сомневаются, обязательно ли иметь веб камеру для дистанционного обучения. Среди минусов такого формата выделяют следующие моменты:

  • Визуальная передача данных создает нагрузку на качество связи. При слабом интернете картинка постоянно виснет;
  • Без включенной вебки ребенок чувствует себя более комфортно и уверенно, меньше стесняется;
  • Если у семьи нет веб-камеры на стационарном ПК, ее приобретение ведет к дополнительным финансовым тратам;
  • Видео в формате онлайн создает семье определенные неудобства, особенно, если компьютер нельзя переносить с места на место.

Поэтому, часто родители разрешают не подключать видеосвязь. Тем более, деть клянется – на качестве обучения это не отразится.

В результате, мама и папа уверены, чадушко учится удаленно. А на деле, если они разрешили ему отказаться от использования камеры при дистанционном обучении, никаких знаний он не получает. Педагог же, не может гарантировать результат, и вообще, как-то контролировать ситуацию.

Вправе ли преподаватель требовать включения камеры на дистанционном уроке

Буква закона

Выше мы объяснили, зачем школа требует в обязательном порядке включать камеру на дистанционном обучении. Также рассказали, почему дети и родители этого делать не хотят.

Теперь выясним, отражен ли данный вопрос в законодательстве.

На сегодняшний день, закона о обязательном включении камер на дистанционном обучении, нет. И вообще, порядок функционирования удаленки никак пока не регламентируется. Законопроект даже не на обсуждении. Госдума понимает, в этом направлении нельзя торопиться. Важно тщательно взвесить все плюсы и минусы, обязательно выслушать разные точки зрения, обсудить детали с обществом.

Косвенно, обосновать отказ включать видео помогает Конституция РФ:

  • Ст. 23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни…»;
  • Ст. 24 «…Использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается»;
  • Ст. 25 «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц…».

Как видите, если люди не хотят демонстрировать на экране свой дом, и, так или иначе, транслировать подробности частной жизни, без согласия никто не вправе их к этому принуждать.

Следовательно, не включать камеру на дистанционном обучении можно. Видео не является обязательным правилом урока на удаленке.

Вправе ли преподаватель требовать включения камеры на дистанционном уроке

Давайте подведем итоги.

Закон разрешает не включать камеру во время дистанционного обучения. А точнее, не обязывает ученика ею пользоваться в обязательном порядке. Вы можете прикрыться этой возможностью и отказать учителю в просьбе включить видеосвязь.

Однако, если рассмотреть ситуацию с точки зрения потенциальной пользы для ученика, а также учесть момент элементарного уважения к педагогу, веб камеру лучше включить. Здесь не место принципиальности. Хотите бастовать? Привяжите себя к забору или устройте голодовку на красной площади.

Разумеется, если у семьи нет возможности использовать камеру по техническим причинам, и нет денег на устранение проблемы, тут уже навстречу должна идти школа. Например, за свой счет устранить проблему.

Это наше мнение, вам не обязательно его придерживаться. А что думаете на этот счет вы, обязан ли ученик на дистанционном обучении включать камеру?

Педагог требует включать видеокамеру на дистанционке — насколько это правомерно?

Вправе ли преподаватель требовать включения камеры на дистанционном уроке

Как все помнят, в 2020 году связи с пандемией коронавируса школы перевели на дистанционное обучение, которое реализуется посредством применения информационно-коммуникационных технологий: компьютера, микрофона, видеокамеры и т.д. В связи с этим у многих родителей возникает вопрос, насколько правомерным является требование учителя о том, чтобы ребенок включал видеосвязь на дистанционном занятии (для подтверждения факта присутствия). Также немало споров вызывает требование присылать видеоподтверждение выполненных заданий. Рассмотрим, что говорит на этот счет действующее законодательство.

Обязан ли ученик включать видеокамеру на дистанционном занятии? 

Многие педагоги требуют от школьников подтверждения присутствия на уроке посредством включенной видеокамеры. Учителей можно понять, ведь некоторые учащиеся злоупотребляют свободой, которую дает дистанционное обучение.

Они отключают аудиосвязь и картинку, объясняя это некачественным Интернетом, а сами занимаются в это время своими делами. Если у ребенка включена видеокамера, педагогу проще проконтролировать его поведение, добиться добросовестного выполнения заданий и наилучшего усвоения учебного материала.

Когда учитель видит ребенка, он понимает, что тот его действительно слушает, а не пьет чай или делает что-то еще, не относящееся к учебному процессу. 

Большинство родителей сходятся во мнении, что дистанционное обучение влияет на детей не лучшим образом. Они чаще отвлекаются и хуже концентрируются на уроке. Поэтому мамы и папы поддерживают утверждение о том, что без дополнительных инструментов контроля качественного образовательного процесса не получится. 

Конечно, ребята, которые заинтересованы в обучении, будут добросовестно выполнять все задания и слушать учителя без наличия видеокамеры.

Некоторые педагоги отмечают, что им необязательно наблюдать ученика по видеосвязи, гораздо важнее —  качественно выполненные на занятии упражнения и домашняя работа.  Другие же заставляют ребят фиксировать весь процесс выполнения заданий на видеокамеру.

Они объясняют свою позицию тем, что в подобной ситуации ребенок со 100%-ной гарантией выполняет работу сам, не прибегая к помощи других членов семьи, либо одноклассников. 

Родители и учащиеся, выступающие против использования видеокамеры на дистанционных уроках, приводят следующие аргументы:

  • сеть Интернет начинает работать хуже, если на нее оказывается дополнительная нагрузка;
  • ученик испытывает меньше стеснения, когда его никто не видит; 
  • приобретение видеокамеры только для того, чтобы включать ее во время дистанционных уроков, не является целесообразным.  Во время занятий учитель не всегда объясняет новый материал, иногда оно сводится к выполнению домашних заданий;
  • камера может выйти из строя, а у родителей попросту не окажется средств на покупку новой. 

Что говорит закон?

Федеральный закон номер 273 ФЗ «Об образовании РФ» не содержит детализированного разъяснения, как должно быть организовано дистанционное обучение. Этот нормативно-правовых включает лишь наиболее общие положения.

Конкретные правила и условия «дистанционки» устанавливаются каждой образовательной организацией самостоятельно.

Поэтому теоретически в локальных актах школы вполне может быть прописано требование о том, что домашние компьютеры и ноутбуки учащихся должны быть оснащены видеокамерами.

Однако следует помнить о том, что законодатель не выдвигает обязательного требования насчет того, что ученики на дистанционных уроках должны обязательно включать микрофон и камеру. Если образовательное учреждение не может предоставить дополнительное оборудование безвозмездно, родители не обязаны покупать его за свой счет. 

Статья 43 указанного выше закона говорит о том, что обязанности учащегося школы заключаются в следующем:

  • освоить учебный курс;
  • присутствовать на уроках, установленных образовательным планом;
  • выполнять домашнее задание. 
Читайте также:  Стоит ли решаться на смену фамилии после замужества и какие документы при этом подлежат замене?

Если ребенок делает все перечисленное выше, этого вполне достаточно.

Статья 152.1 ГК РФ гласит, что использовать личные изображения граждан можно только при наличии согласия последних, либо их законных представителей (родители, опекуны и т.д.).

Так как большинство школьников являются несовершеннолетними, решение о том, нужно ли им включать камеру на уроке, либо достаточно предоставить аудиозапись, праве принимать сами родители. Чаще всего решить вопрос удается посредством педагогов переговоров с педагогом.

Например, учитель может попросить включить камеру в самом начале урока — при перечислении присутствующих, либо когда ученик отвечает на вопрос. Требовать, чтобы средство видеосвязи работало непрерывно в течение всего занятия, он не имеет права.

Если компьютер учащегося не оснащен камерой, педагог не имеет права применять к нему какие-либо санкции (отстранение от занятий и т.п.).

Что делать, если учитель требует включить камеру, а ребенок не хочет, либо не может этого сделать

Для начала нужно попробовать разрешить ситуацию мирным путем, объяснив педагогу, почему учащийся не будет использовать средство видеосвязи на уроках. К примеру, у родителей отсутствует финансовая возможность приобрести дополнительно оборудование, либо школьник стесняется отвечать, когда его лицо видят окружающие.

Если решить урегулировать вопрос не удалось, законный представитель ребенка имеют право потребовать у педагога официальный документ, в котором прописана обязанность учеников находиться у компьютера при работающей камере. На неправомерные действия преподавателя можно подать жалобу в администрацию школы, либо в местное отделение департамента образования.

В заключение еще раз скажем: иметь видеокамеру для дистанционных школьных занятий необязательно. Безусловно, данный аксессуар способен повысить эффективность образовательного процесса. Однако его отсутствие не должно стать препятствием допуска ребенка к урокам.  Лучше всего решить вопрос мирным путем, по договоренности между учителем и родителями.

Насколько законно требование преподавателя включить камеру при дистанционном обучении

Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости этого сайта!

В настоящее время учителя требуют от учеников не просто присутствия на онлайн-уроке, а прослушивания материала с включенными камерами и микрофонами. Учителей можно понять. Многие ученики злоупотребляют своими правами на дистанционном обучении и отключают звук и изображение на уроках, ссылаясь на проблемы с интернетом.

Преимущество включенной камеры для учителей в том, что происходит контроль за учебой и выполнением заданий детьми. Учитель видит, что ученики его слушают и заняты обучением в текущий момент, а не ушли гулять или пить чай.

Конечно, урок можно провести и без камеры: дети, для которых важно получение образования, будут учиться и без дополнительного контроля.

Некоторые учителя сами говорят, что для них включенные камеры необязательны, а важнее качественно выполненные домашние и проверочные задания. Другие же учителя доходят до крайностей и требуют, чтобы дети выполняли и всю домашнюю работу на камеру.

Преподаватели хотят быть уверенными в том, что за них проверочные задания не делают другие члены семьи или одноклассники.

Требование преподавателя включить камеру – насколько это законно

Нигде законодательно не прописана обязанность учеников находиться на уроках с включенными камерами и микрофонами. Если школа не обеспечивает всех учащихся таким оборудованием, то и требовать его использования она не может.

На основании статьи 43 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/595/doclist/23207/showentries/0/highlight/:0

обязанности ученика включают следующие пункты:

  • он должен освоить образовательную программу;
  • посещать уроки по учебному плану;
  • выполнять домашние задания.

Если школьник исполняет свои обязательства, то этого достаточно.

На основании статьи 152.1 Гражданского кодекса Подробнее ➤ использование изображений граждан допускается только с его личного согласия (или с согласия законных представителей).

Поэтому родители могут сами решить, передавать ли изображение ребенка на урок или для отчета о выполненной работе либо достаточно будет передать аудиозапись.

Обычно вопрос о работе камер на уроке решается по договоренности между родителями и классным руководителем. Учитель может попросить включить камеру – например, при перекличке или во время ответа ученика на заданный вопрос, но требовать ее непрерывной работы он не может. Родители и дети сами решают, прислушаться ли к просьбе учителя.

Что делать, если преподаватель требует включить камеру, а учащийся не хочет или у него нет такой возможности

Если преподаватель требует включить камеру, ученик может попробовать самостоятельно уладить проблемную ситуацию с учителем и разъяснить свое нежелание или отсутствие технической возможности включить камеру. Например, объяснить, что у родителей нет средств на то, чтобы купить нужное оборудование.

Когда это не помогает, то в таком случае вправе вмешаться родитель и потребовать нормативный документ, который обязывает учеников слушать уроки при включенной камере. На некорректные действия учителя можно пожаловаться руководству образовательного учреждения или в местный департамент образования.

Таким образом, нет таких законов, которые делают включенную камеру обязательным элементом образовательного процесса. Если школа злоупотребляет своими правами и лишает ребенка доступа к образовательной программе из-за отсутствия камеры, то родители могут пожаловаться на учреждение в департамент образования.

Использована информация: https://clck.ru/TTP8h

http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/595/doclist/23207/showentries/0/highlight/:0

Благодарю за внимание! Читайте, оценивайте, комментируйте!

Почему требование учителя включить камеру незаконно. Реальная история московской дистанционки

Утро началось с голоса учителя.

— У меня для вас новые санкции! Вы слышите, санкции для тех, кто не включит камеру. Это вам ясно?- грозно спросила учительница и продолжила рассказ о санкциях. Что там у неё такое с утра произошло, было неясно. Но по всему было понятно, что учитель себя почувствовала если не США, то Евросоюзом точно. А ученики вкусили все прелести России под санкциями.

Класс по одному запускали в Теамс из комнаты ожидания. Учителя в нашей школе не видят, кто там ожидает. Поэтому первые 15 минут почти каждого урока происходит одно и то же. Дети нервничают, просят впустить на урок, написывая сообщения в Ватсапп. Учителя мессенджер во время урока не читают. Нервничать начинают родители. Оживает родительский чат.

Когда все вошли, начинается перекличка. На перекличку все включают камеры, ну как все. Те, у кого эти камеры есть. Кто-то занимается с компьютера, кто с планшета, кто с телефона или ноутбука. Гаджеты у всех разные и состояние их такое же разное. А потом большая часть детей отключает видео. И врубает его, только когда на уроке спрашивает учитель.

Не все конечно так делают, но многие.

— Да я знаю, у вас всех есть камеры. Вы же как-то на урок заходите. И санкции направлены на, то, что вы обязаны включить видео себя. Слышите, обязаны, должны значит. А те, кто не включит, тот не сможет ответить на уроке.

А ещё если не хочет получить два, то пусть присылает фото тетради с классной работой. Поняли? Камеры все включили, что я вам тут говорю или надо ещё больше ужесточить санкции?- Это слово учитель повторила за утро раз 30.

И только должен был, начаться урок, как учитель заметила вновь вошедшего ученика. Речь про санкции пошла по второму кругу.

К этому моменту ожил родительский чат. Родители интересовались, что такое происходит. Кто-то говорил, что не купит камеру из принципа. Кто-то рассуждал о том, как быть, если детей больше одного.

Одна мама сообщила, что в кадре может пройти бабушка в ночнушке, поэтому камеру приходится то включать, то выключать. Вскоре последовал ответ зауча. Сначала он был в формате доведения информации. Что ученики обязаны присутствовать на уроке только с видео. Что это школа и нужно выполнять правила.

А те, кто многодетный или малоимущий могут, обратиться за помощью в школу. Просто несогласные, имеют единственное право, подчиниться. Самое смешное, что накануне директор разразился пламенной речью в чате. Тема всё та же, ковид и необходимость идти на встречу учителям.

С этими походами на встречу получается совсем смешно. Мы куда-то всё время идём, а школа стоит на месте и в лучшем случае не спиной. Вот, а на следующий день вероятность с утра случился пример такого похода. Сразу вспомнился ролик про студента и берёзу.

Парень чтобы учиться в институте ловит интернет на дереве. Но сейчас стало прохладно, и сидеть на макушке в ветвях всё сложнее. Хороший такой ролик, который коротко передает весь идиотизм дистанционного обучения.

А между тем школа просто не может требовать, включить камеру. Поскольку 23 статья Конституции говорит о том, что частная жизнь она под охраной. А 24 статья в первой части сообщает, что делиться своей жизнью и транслировать её можно только с согласия.1.

Читайте также:  Система Электронный детский сад – какие услуги можно получить с ее помощью

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. И ваш дом, это как раз обитель частной жизни. А школа с обязательным подчинением, согласно уставу, она в школе. Получается, что в реальности требования о видео из дома незаконно.

И школа может только попросить, включить видео вовремя урока.

Конечно, встаёт вопрос, а как контролировать детей на уроке. Ох, если бы их кто-то контролировал. Учителя видят несколько учеников на экране. Собственно их обычно и спрашивают. Остальные остаются вне поля зрения.

И да наличие видео позволяет, подтвердить факт присутствия ученика на уроке. Но вопрос о том, что сама программа дистанционного обучения это один большой баг и в законодательном плане тоже. Поэтому, как бы школа не хотела, требовать она не может.

А только исключительно просить. Но что-то просить в моей школе они не привыкли.

А как надо было? А надо было нормально общаться. Поздороваться, а не орать про санкции. Попросить включить камеры, объяснить, зачем это нужно. Сообщить, что выборочно будет просить, прислать фото тетрадей. И вопросов бы это ни у кого не вызвало. Так кстати поступают другие учителя.

Просто просят включить камеры, чтобы увидеть класс, а то уже стали забывать лица. Некоторые учителя к месту шутят, кто-то придумывает задания, пока все подключаются к уроку. И без проблем и лишних вопросов все включают камеру, из тех, у кого она имеется.

Но это когда давления нет, как и желания пугать, и требовать.

А так очень интересно получается. Мне, у меня дома, на моём гаджете, за связь которого я плачу, какие-то люди рассказывают, что и когда нужно включать. Причем рассказывают в ультимативном формате. Дальше, что потребуют? Кровь каждое утро сдавать? Ходить только по одной стенке в квартире. Это только кажется смешным и незначительным на первый взгляд.

PS. Не подумайте ничего плохого, я с уважением отношусь к профессии учителя. Это сложная и очень нужная профессия. И моё мнение, что работать в образовании можно исключительно по призванию. Но призвание, к сожалению сейчас редкость.

Я искренне не понимаю, почему учителя так безропотно соглашаются на все эти нововведения. Они ещё больше родителей должны, быть недовольны дистанционкой. Потому-что, вся их профессия под ударом.

Это пока создатели образовательных платформ от государства не до конца разобрались, как работает онлайн обучение. А дальше можно будет отказаться от учителя. Записать автовебинары, вместо учителя создать просто образ с функциями бота.

Первое время никто и не догадается, что урок ведёт программа, а не человек. И мне бы очень этого не хотелось, но пока всё именно к этому идёт.

А как вы относитесь к дистанционке? Что думаете о камерах в вашем доме? Довольны современной системой обучения?

«Я говорю, а в ответ — черные экраны и тишина». Учителя — о выключенных камерах на онлайн-уроках

Дети часто выключают камеры на дистанте. Особенно старшеклассники. Один ученик хочет остаться в пижаме, другой не готов показывать свою комнату всему классу, а третий вообще занят чем-то другим и микрофон тоже отключил. А как себя чувствует учитель? Педагоги рассказали «Правмиру», что чувствуют, когда ведут урок, не видя учеников, и как пытаются наладить контакт с детьми.

Татьяна Мукина, учитель математики, г. Бор, Нижегородская область:

— Ситуации, когда ученики не включают камеры во время урока, случаются постоянно. Особенно часто это происходит в старших классах. Дети говорят, что у них то проблемы со звуком, то нет камеры, то еще что-то. 

Тех, кто не включает камеру, я прошу писать ответы в чате или присылать решения. Но выяснять отношения на уроке, задавать вопрос каждому, почему он не включил камеру, — на это просто нет времени. За 30 минут надо и объяснить, и спросить, на решение технических вопросов ничего не остается.

Применять какие-то санкции, например, не допускать на урок тех, кто не включает камеру, мы не можем. Я пускаю всех и в любое время, даже за 10 минут до конца урока. Мало ли, что у них могло случиться — у кого-то сломался модем, у кого-то еще что-то, бывает всякое. 

Видео дети не включают по многим причинам. Чаще это делают старшеклассники. Я думаю, что многие не сидят за столом с ручкой и тетрадкой, они могут лежать на диване или заниматься какими-то своими делами. Я понимаю, что такое возможно.

Что-то придумывать, как-то увещевать, убеждать — не думаю, что это их простимулирует. Наиболее ответственные и так всегда отвечают и включают камеру, они всегда на виду. А тем, кто не включает камеру и не отвечает на уроке, я даю потом индивидуальное задание. Нельзя совсем закрывать глаза, если нет обратной связи.

Сама по себе включенная камера мне не принципиальна, потому что все равно я не могу увидеть всех.

Урок идет по презентации, на каждом слайде мы выполняем какие-то действия и весь экран занят, я вижу только активные окна — тех, кто отвечает. А целиком весь класс не видно.

То есть смысла всем быть с включенными камерами постоянно нет. Возможно, на устных предметах, на английском, истории, литературе, это нужно, но на математике это не всегда оправданно.

Хочется, чтобы мы все друг друга видели

Наталья Волкова, детский писатель, преподаватель английского языка и литературного творчества:

— Я заметила, что если весной камеры были включены на уроках всегда, то сейчас этого не происходит. Наступила какая-то общая усталость и нежелание вылезать из кровати, наряжаться и садиться перед включенной камерой. Детям уже не хочется напрягаться, и камеру они не включают.

Странное, конечно, ощущение, когда не видишь реакции. То ли разговариваешь с самим собой, то ли с бездной.

Если детям помладше можно просто сказать, что нужно включить камеру, и они это делают, то с подростками уже сложнее. С ними приходится каким-то образом лавировать, чтобы удержать их внимание. Поэтому сказать им в приказном порядке, что нужно включить камеру, я не могу.

Половина занятий проходит в формате, когда я делюсь экраном и тогда детей не видно, в таких ситуациях неважно, включена или выключена камера. Поэтому я прошу включить в те моменты, когда нужно видеть, как они артикулируют, или во время групповой работы. И они обычно идут навстречу, конфликтов по этому поводу у нас не бывает.

Удобнее, безусловно, с камерами, потому что видно реакцию детей. Возможно, это субъективное восприятие и дело привычки — хочется, чтобы мы все друг друга видели. То есть для меня это было бы более комфортно.

Даже когда читаешь лекцию, хочется какой-то реакции на это, а не вещать в пустоту. Тем более что не всегда бывает хорошая связь и иногда я что-то говорю, а в ответ черные экраны и тишина, тогда вообще непонятно, они меня слышат или нет. Приходится периодически останавливаться и говорить: «Если вы меня слышите, дайте знак, напишите в чат цифру 1».

Я считаю, что с подростками нужно договариваться, угрозы с ними не пройдут. Нельзя ставить ультиматумы, говорить: «Если ты сейчас не включишь камеру, то уходи с занятий». В ответ ребенок может просто оборвать с нами связь. Для меня это не вариант, я лучше переведу все в шутку и найду какой-то компромисс.

Борьба за включенные камеры — это не про учебу

Наталия Смирнова, учитель русского языка и литературы, Москва:

— С октября я работаю дистанционно. Это нормальная практика, когда дети не включают камеры во время урока. Скорее, когда они их включают — это уже исключение из правил.

Вначале мне казалось естественным, что все должны быть с включенным видео. Я не понимала, почему ученик не включает камеру. Теперь понимаю, дети мне это объяснили. И сама, просидев два с лишним месяца на дистанте, могу сказать, что иногда нет желания ее включать.

С одной стороны, это неприятно, когда вместо детей я вижу черные квадратики. Но когда я включаю демонстрацию экрана, я уже не вижу ни тех, у кого включены камеры, ни тех, у кого отключены. 

Бороться с этим я не пытаюсь, считаю, что это личное дело. Я понимаю, что некоторым детям некомфортно сидеть постоянно перед камерой.

Учитель должен в первую очередь задать себе вопрос — в чем смысл, чтобы 25 камер были включены? Чтобы контролировать, что дети учатся?

Но проконтролировать, что ребенок делает при включенной камере, невозможно. Он может, например, листать параллельно открытый фейсбук, заниматься своими делами, а не уроком. Да и в целом я не вижу себя в роли контролера. Учитель не должен быть контролером, это явно не про школу.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления усыновления ребенка? Перечень необходимых справок

«Я общаюсь с моим представлением о детях, а не с ними самими»

Марина Бреннер, учитель истории в русской школе «Солнышко», Ницца–Страсбург, Франция:

— Ситуации, когда ученики выключают камеры на уроке, случаются постоянно. Когда пандемия только началась, меня это раздражало. Казалось, что это неуважение ко мне как к учителю. А сейчас я очень спокойно к этому отношусь.

Я, конечно, очень люблю видеть своих учеников. Так мне легче понять все реакции, где что-то осталось непонятым или, наоборот, все понятно и можно не замедляться, а двигаться в более быстром темпе.

Конечно, я бы предпочла, чтобы у всех были идеальные условия, чтобы все могли спокойно учиться из дома, ничто не мешало включать камеру и микрофон и так далее. Но в реальности, чтобы весь класс был с включенными камерами, так не получается.

Я честно говорю детям, что мне очень приятно видеть их глаза, мне очень хочется увидеть их мимику, как они реагируют, но если по каким-то причинам ребенок не может или не хочет включать камеру, то я не настаиваю.

В одной школе, где я работаю с детьми помладше, у нас есть договоренность с родителями, что они обеспечивают включенные камеры, и, как правило, никаких проблем не возникает.

В другой школе, где более старшие дети, на уроках преимущественно выключенные камеры, но и позиция администрации такова, что все школьники находятся в разных условиях и учителю нужно быть лояльным и оказывать поддержку, а не давить и не усугублять стресс. Мы проверяем вовлеченность учеников в урок не включенной камерой, а той активностью, которую они проявляют в заданиях и вопросах.

Я говорю своим ученикам, что общаюсь с моим представлением о них, а не с ними самими, и если они включат камеры, то мне этим помогут. Но обычно на уроке меньше трети учеников с включенными камерами. Главное требование, чтобы они присутствовали на уроке.

Я обращаюсь к ним голосом, в чате идет общение, они выполняют задания, и я понимаю, что они присутствуют на уроке, вовлечены в работу, а визуально они могут не быть представлены по каким-то причинам, например, им не комфортно или какие-то домашние обстоятельства не позволяют это сделать.

Мы исходим из того, что доверяем детям.

У меня нет какого-то недовольства, ощущения, что они назло или специально выключают камеры. Я исхожу из того, что они хотели бы, но не всегда получается.

Обязательно ли включать камеру на дистанционном обучении?

В 2021 году школьники, студенты, учащиеся образовательных учреждений успели в полной мере прочувствовать на себе, что такое дистанционное обучение. Учитывая отсутствие опыта подобного вида образования у учителей, преподавателей и учащихся возникли разные сложности.

Родителям необходимо было обеспечить детей техникой, качественным интернет-соединением. А учителям пришлось учиться коммуницировать с детьми через экран ноутбука, компьютера и веб-камеру.

Но не обошлось без сложностей, и уже больше года родителей, учащихся волнует резонный вопрос: может преподаватель заставить ученика включить камеру во время урока или нет. Разберемся подробнее, что об этом говорит законодательство.

Что о дистанционном обучении и использовании камеры указано в законодательстве?

Относительно того, обязательно включать вебкамеру на дистанционном обучении или можно этого избежать – дословно закон Украины про образование ничего не говорит, такой отметки в нем не существует. Напротив, если учитель заставляет ребенка включить камеру, угрожая неудовлетворительной оценкой – это он нарушает права учащегося.

В законодательстве ничего не сказано о том, что без камеры школьник не имеет права быть на уроке, и что это ему грозит плохими оценками или выговором. Но есть еще преподаватель, который старается, и вполне основательно может считать, что при выключенных камерах его никто не слушает.

О том, что неудовлетворительная оценка из-за технических неисправностей, включая отсутствие камеры, — это недопустимо, отмечено в постановлении Кабмина. Подобное поведение учителя – нарушение критериев оценки учащихся. Поэтому, очевидный и вполне законный ответ на вопрос: обязан ли я включать камеру на дистанционном обучении? – нет, не обязан.

Но, несмотря на это, были случаи, когда дети отказывались включить камеру, а некоторые учителя позволяли себе исключить их из видеоурока. Это нарушение прав на образование, прописанного в законодательстве.

Иногда учителя делают запись экрана или скриншоты учеников и делятся ими в сети. Тем самым нарушают их право на приватность. Если учителю необходимо сделать скриншот экрана с изображениями детей – об этом стоит предупредить заранее. Те, кто не против – остаются в чате, кто не хочет быть запечатленным – выключает камеру.

Что про выключенную камеру говорят Юристы?

Конфликт из-за выключенной камеры

На счет того, обязан школьник или нет включать камеру на дистанционном обучении, разгораются целые баталии. Уже зафиксировано много реальных случаев, когда учитель превышал полномочия и из-за дискуссии с ребенком на предмет выключенной камеры исключал его из видеоконференции – урока.

Один из самых громких и резонансных случаев произошел в Днепре, в Соборном районе. Ребенок отказался выключать камеру, учитель настаивала и исключила ребенка из видеоконференции.

Мнения разошлись – многие поддержали ребенка, но были и те, кому стала ближе позиция учителя. Использование камеры в дистанционном обучении – вопрос спорный.

Но если говорить о моральных принципах и уважении к учителю – все же лучше ее включать.

Какие плюсы и минусы в отключении камеры?

Во время дистанционного обучения, которое возможно еще не закончилось, родители и учащиеся задавались вопросом: обязан ли ученик включать камеру во время видеоурока.

В зависимости от учебного заведения, учителя и преподаватели к этому относятся по-разному.

Преимущества и недостатки использования камеры в дистанционном обучении разные в зависимости от того, с чьей точки зрения их рассматривать.

Плюсы использования:

  • Меньше списывания. Если учитель не видит ученика на экране, он может сомневаться, а не ушел ли тот отдыхать или просто отлучился по делам.
  • Видно, кто на уроке. Если ребенок включил камеру только на время переклички, а после выключил или просто отозвался через микрофон, то учитель не уверен в том на уроке он или нет. А когда ребенок постоянно на онлайн-уроке, случает, читает, конспектирует, и это учитель контролирует через веб-камеру – сомнений о его знаниях и занятости не остается.
  • Выше эффективность обучения и дисциплина. Если без камеры проще списать, то с ней, ученику это будет не так легко сделать. От этого оценки будут максимально соответствовать знаниям учащегося.

Минусы использования камеры:

  • Моральное состояние ребенка. Не все хотят показывать, как живут, и что вокруг них происходит. Дом – это место, которое не все хотят выставлять напоказ. Также, ребенку бывает комфортнее выполнять задания или воспринимать информацию, когда он знает, что на него не смотрят.
  • Дети младших классов могут сорвать урок, общаясь на предмет игрушек, домашних животных. Если один начнет демонстрировать рыбок, хомяков, котов, собак и прочих домашних животных, а другие присоединятся – даже включенная камера не сразу поможет перевести урок в нужное учителю русло.
  • Финансовые траты. Не у всех есть возможность приобрести видеокамеру, без ущерба к семейному бюджету.
  • Не стоит забывать об интернет-соединении, и о том, что для использования камеры нужен лучший сигнал. Иногда ребенок не может включить камеру из-за технических сложностей. Кстати, если школьнику не удалось посетить урок из-за отсутствия интернета – он имеет право на пересдачу.
  • И все-таки, если кому-то из учеников некомфортно демонстрировать себя на камеру и во избежание конфликтов – лучше всего научится договариваться с ребенком, его родителями и доходчиво объяснить, зачем включать камеру на онлайн обучении. Зрительный контакт, даже через экран – это эффективнее обычного аудиосопровождения.

Выводы

Так что, относительно того, может ли учитель потребовать включить камеру – ответ «нет». В законодательстве пока что нет такого постановления, которое гласило бы о необходимости включать камеру при удаленном обучении.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *