«Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога и качество организации дистанционного обучения»
На сегодняшний день реальность такова, что большинство учащихся своё свободное от школы время проводит в сети Интернет. И та виртуальная «жизнь», которую они там видят, для них становится вполне настоящей «реальностью».
И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у детей почти исключительно с социальными сетями, то сейчас дети всё чаще стали интересоваться возможностями получения образования в сети. Вовлечь в процесс обучения ребёнка сейчас без привлечения сети Интернет становится всё сложнее.
Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение – это обучение на основе реального жизненного опыта ребёнка. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды становится очень актуальным, так как оно имеет огромные возможности для повышения качества обучения в современной школе. Пришло время цифровых технологий в школе.
Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в динамичном мире, учить детей шагать в ногу со временем, отслеживать и осваивать новые технологии получения знаний в том числе дистанционно. Одной из таких технологий является использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.
Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что в их разнообразии очень трудно разобраться. Вот лишь некоторые из них: LESTA – образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей с мультимедийными ресурсами, электронными учебниками и тренажерами с автоматической проверкой; LearningApps.
org – приложение для создания викторин, кроссвордов и т.п.; «ЯКласс» — платформа для создания тренировочных работ и домашних заданий; Kahoot и Quizizz – сервисы, позволяющие создавать викторины и опросы в игровой форме; Googl Forms – инструмент для создания тестов, опросов, викторин;
У каждой образовательной платформы есть свои плюсы и минусы, и работа с какой-то одной не даст какого-либо ощутимого прорыва в обучении, но безусловно помогает индивидуализировать образовательный процесс, развивать творчество детей, развивает учебную самостоятельность и ответственность учащихся, предоставляет разнообразные инструменты для продуктивной деятельности. А в перспективе предлагаемый сегодня интернетом образовательный контент даст учащимся возможность завтра быть востребованными на рынке труда, что в сегодняшних реалиях очень актуально.
Конечно же, речь идёт по большому счёту о городах и крупных населённых пунктах, где есть стабильный доступный высокоскоростной Интернет в школах, у учителей и учащихся. В сельской местности, к сожалению, этого пока нет. А дистанционное обучение как-то организовывать нужно.
И здесь уж в ход идут все доступные социальные сети и сервисы мобильных телефонных операторов. Но реально организовать некое подобие учебного процесса практически невозможно.
Причин великое множество: отсутствие компьютеров у большинства учащихся школы; нестабильное подключение к сети Интернет; низкая скорость соединений; невозможность организации даже подобия видеоконференции (или телефонной конференции) и т.д. и т.п.
При этом далеко не каждый учитель владеет даже элементарными навыками работы в режиме конференции. Каждый учитель выходит из создавшегося положения по-разному.
Изложу свою систему дистанционного обучения, в основе которой наряду с объяснением учителя лежит и самостоятельное обучение с помощью учебника, сети Интернет и других источников для получения знаний.
Моя роль, как учителя – объяснить новый материал посредством создания и записи, небольших видеоуроков, рассчитанных на одно занятие. Для этого я сначала создаю презентацию в программе Microsoft Power Point и сохраняю ее в формате видео.
После этого запускаю видео на экран компьютера и с помощью программы FastStone Capture и микрофона веб-камеры записываю объяснение материала урока.
Полученный видеоурок, загружаю для просмотра учащимся в специально созданную для общения учителей, учащихся и родителей, беседу в социальной сети ВК. Таким образом, ученик получает возможность ознакомиться с материалом не один раз.
После изучения матерела урока, учащиеся выполняют решение предложенных заданий, фотографируют их и также присылают их мне в личных сообщениях.
С помощью программы Paint, проверяю работы, красным маркером исправляю ошибки, сохраняю и отправляю учащимся.
В тех случаях, когда ученику необходима индивидуальная консультация, записываю все комментарии и рекомендации по выполненной работе вышеизложенным способом.
- Для быстрой проверки, усвоения материала, использую цифровые образовательные ресурсы сети интернет.
- Данная система далеко не идеальна, но она хороша уже тем, что:
- Связь учитель – ученик не прервалась с введением дистанционного обучения.
- На основании полученных материалов можно системно изучение нового материала и ликвидацию пробелов в знаниях;
- Позволяет индивидуально работать с каждым учащимся и уровнево дифференцировать домашние задания;
- Позволяет использовать Интернет ресурсы при выполнении домашних заданий.
В заключение хотелось бы сказать о том, что организацию дистанционного обучения нельзя сваливать только лишь на одного учителя – если мы хотим качественного дистанционного обучения, то оно возможно только при совместной работе методического кабинета Управления образования, учителя и администрации школы. Пока что учителя «выплывают» сами. И ещё. Учителей тоже надо учить. Учителя должны быть, по крайней мере, на уровне (а лучше выше) своих учеников, «рождённых в цифре». На сегодняшний день это одна из самых насущных проблем, требующая немедленного решения.
Цифровая образовательная среда: особенности организации учебного процесса в соответствии с ФГОС: Курсы для педагогов
Войдите для оформления заявки Войдите для скачивания Добавить в избранное
Курс направлен на повышение квалификации по вопросам организации цифровой образовательной среды школы. Предназначен для педагогов любых ОУ и других работников образования.
Количество часов | 72 часа |
Форма обучения | Заочная (дистанционная) в итоговом документе не указывается |
Расписание занятий | В удобное для вас время |
Стоимость обучения | 1980 ₽ 990 ₽ Скидка -50% |
Выдаваемый документ | Удостоверение о повышении квалификации установленного образца отправляется почтой России бесплатно |
Срок обучения | 14 дней при необходимости может быть продлен |
Контроль усвоения знаний | Промежуточное и итоговое тестирование |
Требования к слушателям | Наличие доступа в интернет |
Доступное и комфортное
обучение
Выгодная стоимость и бесплатная отправка
документов
Качественный лекционный материал
Удобный формат итоговой аттестации
Образец выдаваемого документа:
По окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки.
Удостоверение
Выдается после окончания обучения. Оригинал высылается Почтой России, копия — на Ваш электронный адрес.
Свидетельство
Подарок каждому слушателю! Высылается на Ваш электронный адрес сразу после обучения.
Справка об обучении
Выдается при зачислении на обучение. Высылается на Ваш электронный адрес сразу после одобрения заявки.
- Категория слушателей:
- методисты, педагоги ступеней начального, основного и среднего общего образования и другие работники образования (лица, имеющие/получающие высшее или среднее профессиональное образование).
- Цель курса:
- ознакомить слушателей с фундаментальными основами государственной политики в области образования, раскрыть содержание и определить требования ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО к образовательному процессу, обозначить роль информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования, предложить пути развития ИКТ-компетентности педагога, дать характеристику дистанционного обучения, предоставить модели, методы и средства дистанционного обучения, а также основные цифровые образовательные платформы, ознакомить с рекомендациями по реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Войдите для оформления заявки Войдите для скачивания
Еще курсы из раздела Общепедагогические темы, Учителям-предметникам, Для педагогов НОО, Для учителя начальных классов, Для классного руководителя, Методисту:
Отзывы обучающихся на курсах повышения квалификации
Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий | РБК Тренды
Shutterstock
Директор по взаимодействию с вузами Mail.ru Group Сергей Марданов — о том, почему современным учителям важно быть «цифровыми», и какие технологии может использовать в своих уроках каждый
Цифровизация — тренд, который охватывает все новые сферы, и образование — не исключение. Как показали результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.
ру», 84% российских педагогов уверены: учитель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. На фоне пандемии, заставившей всех перейти в онлайн, 74% учителей стали использовать их чаще.
И больше половины (53%) планируют делать это так же активно и после возвращения школьников за парты.
Все больше учителей понимают важность и полезность технологий в учебном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников (об этом говорят 38% педагогов), повышают привлекательность уроков (также 38%) и экономят время (13%).
В образовании, как и в бизнесе, использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.
Уже четыре года Mail.ru Group выбирает самого «цифрового» учителя России. Но технологии развиваются стремительно — и важно ничего не упустить в этом быстро меняющемся мире. Каким должен быть «цифровой» учитель сегодня, и главное — как им стать?
1. Любить технологии — искренне
Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.
При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно. «Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить.
Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него.
Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.
Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать.
Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей.
А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.
2. Искать возможности, а не оборудование
Сегодня нет ни одного предмета, в преподавании которого было бы неуместно применение технологий — как в дистанционном формате, так и в очном. Это касается даже физкультуры.
Ведь учитель может, например, мониторить показатели учеников во время разных видов активности — для этого понадобятся только смартфон и фитнес-браслет.
Кроме того, можно делать замедленную съемку выполнения упражнений и показывать детям ошибки при беге, подаче мяча и т.д.
Во время самоизоляции, когда уроки физкультуры тоже переехали в онлайн, учителя записывали упражнения и выкладывали их в сеть с тем, чтобы потом получить видеозаписи их выполнения от учеников, или проводили онлайн-трансляции. И это тоже пример внедрения технологий в уроки.
«Цифровой» учитель не обязательно использует суперсовременное дорогое оборудование вроде шлема виртуальной реальности, который, конечно, не каждая школа может себе позволить. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.
Например, у самого «цифрового» учителя 2020 года Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее саму, которые она использует в своих презентациях. Подобные вещи привлекают внимание детей и повышают их интерес к учителю и предмету.
Диана Минец, учитель русского языка и литературы, самый «цифровой» учитель года России в 2020 году:
«Мне важно, чтобы на уроках всегда присутствовала визуализация. 90% информации мы получаем зрительно, поэтому любой учебный материал я стараюсь визуализировать: мелом на доске, инфографикой, 3D-макетом, плакатом и другими способами.
Мы недавно изучали «Кому на Руси жить хорошо». Объясняя материал, я мелом на доске рисовала маршрут путешествия некрасовских мужиков. А домашним заданием была расширенная интерактивная карта со всеми символами, персонажами, ключевыми фольклорными деталями, сделанная в графическом редакторе».
3. Использовать разные каналы связи и технологии
Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.
Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.
Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.
Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.
Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны.
Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.
4. Помнить о личном обаянии
Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.
Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.
Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет. В этом смысле учителю важно быть в тренде.
Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять.
Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие. А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться.
Диана Минец:
«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.
Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».
От преподавателя до педдизайнера за неделю. Как создать цифровую образовательную среду и где этому учат — Образование на vc.ru
Потребность в качественных знаниях постоянно растет, а значит, растет и сложность образовательных программ, для которых традиционные методы подготовки уже не подходят.
Навыки педагогического дизайна для преподавателя школы или вуза становятся обязательной составляющей профессионального «портфеля».
Рассказываем, что такое педагогический дизайн, как он помогает создавать комфортную и эффективную образовательную среду, при чем тут данные и где учиться новой профессии.
{«id»:185128}
Смотреть полезные материалы о цифровой трансформации образования
Фронтальная педагогика, когда учитель – носитель знаний, которые он передает учащимся, постепенно теряет свои позиции. Почему? В мире слишком много информации и данных, без учета которых уже нельзя эффективно организовывать процессы, в том числе образовательную деятельность. Переход в деятельностный формат и обучение на данных – тренд современного образования.
Недостатки обычной фронтальной педагогики
Каждый школьный учитель или преподаватель хотя бы раз спрашивал себя, как повысить эффективность обучения? Но прежде чем задавать вопрос как, надо спросить что мы понимаем под эффективностью.
- Это помочь освоить максимальное количество знаний? Возможно, но человек – это не устройство для запоминания.
- Обеспечить переход в деятельность? Когда в результате обучения человек стал способен к новой деятельности. Но тут не все так просто: в любой деятельности нужны как hard skills, так и soft skills.
Удивительно, но один из самых распространенных метапредметных навыков в корпоративной культуре сегодня – умение дружить. С точки зрения многих западных экспертов, это важный навык. Как научить дружить детей и взрослых? Нужно ли рассказать, как это делать? Нет, требуется особая среда, в которой возникает переживание.
Вывод: в образовании нужно переходить от создания образовательных программ и курсов к созданию образовательных сред и повышению их адаптивности.
Бихевиоризм. Главный вопрос – какое поведение необходимо стимулировать у учащегося? Обучение рассматривалось как приобретение нового поведения.
Когнитивизм. Во главе угла – познавательная деятельность и разум.
Конструктивизм. Новые знания могут приобретаться только в процессе деятельности.
Первый шаг в создании образовательных сред. 3 компонента: социальный (общение), когнитивный, педагогический (как информация подается). Сейчас добавился цифровой компонент.
Данные образовательного опыта (это один из типов цифрового следа). В образовании цифровой след – это данные о том,
- что учащийся переживает, понимает и ощущает,
- как он взаимодействует с образовательной средой и другими учащимися,
- как строится совместная деятельность.
Перед тем, как начать создавать образовательную среду, задаем 2 вопроса:
- зачем мы ее создаем,
- что будет происходить в образовательной среде.
Есть 4 подхода (В. Ясвин): активное или пассивное, свободное или зависимое обучение.
Всем знакома догматическая образовательная среда: она работает по четким правилам, все участники знают что и когда надо делать. Но есть и другие среды.
Карьерная образовательная среда строится на получении бонусов, наград, статусов.
Творческая среда – совместное исследование и поиск.
Безмятежная среда. Свободна и пассивная, но не создающая ограничений (например, школы Кришнамурти).
Образовательная среда и учебный процесс строятся так, чтобы их можно было гибко изменять и адаптировать под запросы учащихся. Педдизайн состоит из модулей, поэтому можно собирать сложные конструкции из отдельных элементов.
Польза цифровой образовательной среды в том, что ее можно масштабировать. Доступ к контенту получает огромное количество пользователей. При этом важно учитывать образовательный стиль и индивидуальность каждого учащегося.
Как уже было сказано, педдизайн невозможен без данных. Какие же данные собираются при создании образовательных сред?
Данные о диагностике. В чем уникальность учащегося и группы. Что можно диагностировать:
- мотивацию,
- поведенческие паттерны,
- когнитивные стили мышления и привычки,
- пределы когнитивных нагрузок.
Данные об опыте, деятельности, которые человек получает.
Данные группового взаимодействия. Здесь есть интересный элемент, известный как групповое совершение ошибок.
В онлайн-школах Университета 2035 учащиеся погружаются в цифровую среду, проводится анализ, что они понимают не так, какие у них есть стереотипы. Группе дается сложное задание, которое она априори решить не может, возникают ошибки. Далее группа их разбирает.
В процессе педдизайнер собирает данные об учащихся: кто как коммуницирует, в какой деятельностной позиции находится, что происходит с ошибками.
Сложное контекстуальное понимание – то, что измеряется в образовании, построенном по принципам педдизайна.
Умение – понимание отрефлексированное и проявленное в деятельности. Рефлексия – один из наиболее часто встречающихся видов цифрового следа.
Отношение. Как человек относится, что он думает и чувствует, удерживает ли он фокус. Какую эмоцию в отношении образовательной среды он испытывает. Выявляется через семантику текстов, через эмоциональную направленность.
Как правило в педдизайне применяется модель ADDIE – анализируй, проектируй, разрабатывай, внедряй, оценивай. Модель реализуется в цикле.
Анализ целевой аудитории. Возраст, область работы, профессиональный опыт.
Пересборка содержания курса. Последовательность прохождения материала (когнитивная лестница).
Разметка образовательных результатов. Что мы будем замерять.
Настройка системы оценки.
Чтобы грамотно собрать образовательные данные, следует разметить все на рубрикаторах. На каждой лекции, на каждом элементе общения или деятельности необходимо понимать, какие должны быть образовательные результаты.
Базовые составляющие цифровизации обучения
Многие когнитивисты и нейрофизиологи склоняются к тому, что люди гораздо лучше понимают что-то в общении, в группе, чем когда пытаются что-то выучить индивидуально.
Образование переходит в Zoom, и если педагог хочет видеть, что происходит со студентами, он просит всех включить камеры. Студенты включают камеры и что дальше? Приоритизируется обработка лиц.
Когда в Zoom много лиц, у нас на обработку уходит дополнительное время, мы теряем фокус учащихся, много времени и внимания у них тратится на мысли о собственной внешности.
И все это «съест» нашу когнитивную составляющую, заберет внимание и энергию, которые необходимы для образования.
Когда мы думаем о вовлечении в онлайне, можно отказаться от того, чтобы смотреть на лица. Например, можно использовать среду Discord.
Участвовать в Школе цифровой трансформации
Материал подготовлен по итогам мастер-класса Лаборатория «Цифровая образовательная среда». Педагогический дизайн — проектирование эффективной образовательной среды EdCrunch Labs.
Цифровая образовательная среда
В соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 14 января 2021 года № Р-16 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда», национального проекта «Образование», распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 января 2021 года № 14-р «О комплексе мер по внедрению цифровой образовательной среды в образовательных организациях в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда», приказами министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 3 марта 2021 года № 532 «О реализации мероприятий по внедрению цифровой образовательной среды в образовательных организациях в 2021 году», с 01.09.2021г . в нашей школе запущен федеральный проект ЦОС.
ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ЦОС — это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.
Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения — более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий.
К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных, а также технологий VR.
Цель:
создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней
Задача проекта:
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные цифры проекта (к 2024 году):
внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
МБОУ СОШ № 37 ст.Алексеевской вошла в список школ Краснодарского края, принимающих участие в реализации проекта Цифровая образовательная среда. В 2021 году все педагоги школы пройдут курсы повышения квалификации по данному направлению.
Реализация данного проекта в школе предусматривает ряд ключевых направлений, разработка которых идет параллельно:
- принятие нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения.
- создание информационного ресурса, обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна» и объединяющего целый ряд уже существующих платформ онлайн-обучения благодаря единой системе аутентификации пользователей;
- подготовка и обучение преподавателей школы в области онлайн-обучения.
В МБОУ СОШ №37 станицы Алексеевской создано единое информационное пространство. В школе имеется следующая информационная база:
- локальная беспроводная сеть, благодаря которой обеспечены условия для выхода в Интернет практически в каждом учебном кабинете( с конт. фильтром), а также административных кабинетах и библиотеке;
- функционирует в рамках АИС СГО «Электронный журнал» https://sgo.rso23.ru
- имеется электронная почта: официальная школьная msosh37@mail.ru
- функционирует официальный школьный сайт https://sosh37.edusite.ru
Документы
- педагогами ведутся собственные интернет-ресурсы (блоги);
- имеется возможность проведения вебинаров;
- на сайте школы имеется кнопка «для слабовидящих».
- Для обучающихся и педагогических работников, организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики и библиотеке для поиска информации, оформления работ, создания презентаций с разнообразной тематикой, для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.
- ЗАКУПЛЕНО И РАЗМЕЩЕНО ОБОРУДОВАНИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»:
Региональные документы
Приказ МОНиМП Кк № 1338 от 26.04.2021г. «Об утверждении перечня образовательных организаций, в которых будет внедрена цифровая образовательная среда в 2021 году»
Использование цифровой образовательной среды в профессиональной деятельности преподавателя
Цифровая образовательная среда (ЦОС) занимает особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет — такова реальность сегодняшнего дня.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный образовательный процесс.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт цифровой среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, предоставляет преподавателям недоступные до сих пор возможности оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Информационные технологии освобождают преподавателя от свойственных традиционному обучению видов деятельности, связанных с изложением учебного материала и отработкой умений и навыков, при этом предоставляя преподавателю интеллектуальные формы труда. Но анализ, подготовка и использование качественных электронных обучающих средств процесс не быстрый, трудозатратный и многочасовой.
Многих преподавателей интересуют вопросы использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Они понимают и четко осознают, что сегодня необходимо иметь в наличии не только современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и то, что они сами должны постоянно учиться использовать электронные образовательные ресурсы в педагогической деятельности.
Современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, не только уметь донести эти знания до обучающихся, но и знать об уникальных возможностях ЦОС и уметь применять их в учебном процессе, использовать их в качестве средства обучения.
Использование ЦОС позволяет создать комплекс разнообразного дидактического материала: контрольные, самостоятельные, проверочные работы, тесты, интерактивные тесты и модули, различную подборку задач, электронные учебники и т.д.
Использование различной техники, а именно компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок облегчает подбор заданий для обучающихся, снимает проблему нехватки учебных пособий, рабочих тетрадей, дидактических пособий, экономит время. С помощью компьютера происходит быстрое оценивание, а так же поиск пробелов в знаниях, с их последующей быстрой коррекцией.
Новые средства обучения позволяют вывести занятия на новый уровень, повысить учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность обучающихся. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к учебной дисциплине (профессиональному модулю).
Использование ЦОС позволяет расширить рамки учебника, позволяет подать тот же материал в более интересной форме, дает возможность прочувствовать и осознать. Как показала практика, применение ЦОС возможно на любых занятиях.
- А что должен знать и уметь преподаватель в области цифровой образовательной среды:
- -уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных учебников, других пособий на дисках и в Интернете в соответствии с поставленными образовательными задачами;
- -устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методами создания электронного дидактического материала;
- -уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;
- -уметь выбирать и использовать программное обеспечение (ссылки, текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций) для оптимального представления материалов, необходимых для учебно-воспитательного процесса;
-эффективно применять инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.);
-уметь сформировать личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;
-организовывать работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и др.), дистанционно поддерживать учебный процесс.
Приобретение компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны преподавателя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Задача преподавателя сегодня: попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своей дисциплине (модулю).
Постараться совместить традиционные умения по дисциплине (модулю) и умения, составляющие ИКТ-компетентность.
Очень хорошо, что преподаватели с помощью ЦОС имеют свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации через интернет и электронную библиотеку.
Лаборатории ЦОС отвечает современным требованиям качества образования. Но анализ использования ЦОС в повседневной деятельности показывает, что лишь 25% административного и педагогического состава успешно использует их в своей деятельности.
Остальные или совсем не использует, или использует единовременно.
Это вызывает необходимость совершенствования подготовки на основе развития способностей и организации обучения преподавателей к использованию средств ЦОС в профессиональной деятельности.
Использование ЦОС – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. В результате использования ЦОС выявили риски при организации и использовании такой среды.
Риск 1. Недостаточное кадровое обеспечение на начальном этапе становления цифровой образовательной среды. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогических работников.
Сегодня преподаватель по-прежнему остается ведущим звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли педагога.
Повышение квалификации педагогических работников, привлекаемых к образовательной деятельности, является одной из задач проекта «Цифровая образовательная среда» и позволяет обеспечить актуализацию знаний, умений и навыков ведущего кадрового состава в части внедрения и использования ЦОС. Тем не менее, рациональным является введение должности «Заместитель директора по ИКТ» и/или заведующего лабораторией ЦОС и организация наставничества по вопросам цифровизации.
Риск 2. При реализации дисциплины столкнулись с закрытием курсов, невозможностью получить сертификат об освоении курса, несовпадение сроков обучения и т.д. Кроме того, технические неполадки, сбои, происходящие при реализации ЦОС.
Риск 3. Неизученность влияния на здоровье обучающихся цифровых технологий. Невозможно развивать в образовательном учреждении цифровые технологии, не зная, как это будет влиять на обучающихся. Мы сидим у компьютера сутра до ночи, но у нас нет исследований, которые показали бы, как это влияет на подростковую психологию.
Риск 4. Замена живого общения онлайн-уроками отрицательно скажется на качестве образования.
ЦОС внедряет в образование современные цифровые инструменты, которые открывают обучающимся доступ к урокам и лекциям известных преподавателей, конкурсам и к олимпиадам, позволят им существенно нарастить свои возможности, осуществлять совместные онлайн-проекты со сверстниками из других регионов.
Но следует помнить, лучшие результаты показывает «смешанное» обучение, которое предполагает элементы самостоятельного контроля студентом образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения и с преподавателем, и онлайн, при этом оптимальным является соотношение 70% –30% учебного времени для традиционных и электронных форм соответственно.
Риск 5. Риск подмены цифровизации образования оцифровкой. Например, оцифрованный учебник представляет собой традиционный учебный текст, переведенный в электронный вид, снабженный перекрестными гиперссылками и ссылками на внешние ресурсы, а также, возможно, «живыми картинками» — анимацией и видеофрагментами.
Но главная проблема «оцифрованного» учебного процесса в данном случае состоит в том, что стратегия учебной деятельности в работе с учебником не меняется, либо меняется к худшему, т.к.
преподаватель, доверяя возможностям оцифрованного учебника, все больше самоустраняется из образовательного процесса, освобождая место для диалога «обучающийся – компьютер».
В связи с этим, мы считаем, что процесс подготовки педагогов к использованию контента ЦОС в профессиональной деятельности должен быть поэтапным:
— на первом этапе преподаватели должны изучить наполнение ЦОС. Сформировать умение работать с разными источниками информации.
— на втором этапе происходит освоение приемов, алгоритмов использования средств ЦОС в профессиональной деятельности. Преподаватели работают непосредственно в рамках своей дисциплины, профессионального модуля, практики; решают конкретные учебные задачи различного уровня обобщения.
— на третьем этапе осваиваются умения создавать и использовать в педагогических целях информационную предметную среду. Особую трудность вызывает создание электронных учебников, электронных лекций, создание электронной базы данных. Причины: отсутствие времени, отсутствие лицензионных программ для создания электронных учебников.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование цифровой образовательной среды в профессиональной деятельности преподавателя