Разрешено ли суррогатное материнство в России? Перечень прав и обязанностей суррогатной матери

Содержание:

Варианты суррогатного материнства

На данный момент услуги суррогатных матерей в России можно предоставлять как на платной, так и на безвозмездной основе. При этом законодательством четко регламентируются права каждой из сторон.

В зависимости от ситуации возможно традиционное или полное (гестационное) суррогатное материнство.

В первом случае генетическими родителями являются отец и донор яйцеклетки, а во втором – биологическая мать и отец (в обоих случаях у суррогатной матери не берется генетический материал, она только вынашивает и рожает ребенка).

Вынашивание и рождение ребенка подобным способом связано с различными юридическими аспектами, которые возлагают на обе стороны ряд обязательств. Процедура выглядит следующим образом:

  • Сначала осуществляется подбор кандидаток на роль суррогатной матери (как правило, бездетные пары обращаются к родственницам или в специализированные фирмы, которые находят женщин, соответствующих заявленным критериям).
  • Затем необходимо найти клинику, в которой применяются вспомогательные репродуктивные технологии для проведения искусственного оплодотворения, и выполнить ЭКО.
  • Плод вынашивается суррогатной матерью. При этом подписывается целый ряд документов во время беременности и после непосредственного рождения ребенка.

Разрешено ли суррогатное материнство в России? Перечень прав и обязанностей суррогатной матери

Закон о суррогатном материнстве

С точки зрения законодательства суррогатное материнство в России является полностью легальным, и в нашей стране четко проработаны алгоритмы оформления новорожденного ребенка. К участию в программе допускаются как семейные бесплодные пары, так и незамужние женщины и одинокие мужчины. Законодательно нет ограничений касательно возраста родителей.

Основным законом о суррогатном материнстве в России является ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а точнее его статья №55. Этот закон вступил в силу несколько лет назад после пересмотра ранее действующих правовых норм с целью внесения некоторых поправок в процесс юридического урегулирования суррогатного материнства.

Особого внимания заслуживает пункт 9 статьи 55, который трактует само понятие суррогатного материнства.

Фактически это договор, заключенный между биологическими родителями, предоставившими свой генетический материал, и женщиной, согласившейся на вынашивание и рождение их ребенка.

Клетки биологических родителей используются для искусственного образования эмбриона, который затем подсаживается в матку суррогатной матери. Таким образом, женщина не является биологической матерью для рожденного малыша.

Пункт 10 статьи 55 регулирует основные требования к кандидаткам на роль суррогатной матери:

  • возраст суррогатной матери по закону — 21-36 лет;
  • наличие одного или более родных детей, не имеющих проблем со здоровьем;
  • врачебное заключение, подтверждающее отсутствие медицинских противопоказаний;
  • заверенное в нотариальном порядке разрешение для проведения ЭКО и прочих медицинских манипуляций, предусмотренных программой суррогатного материнства.

Замужним женщинам необходимо получить официальное согласие для участия в программе от супруга.

С 1 января 2021 года вступил в силу в силу приказ № 107н «Использование донорской спермы», согласно которому супругам разрешено использовать яйцеклетку будущей матери и донорскую сперму, в случае неэффективности ЭКО из-за генетических заболеваний и азооспермии у партнера.

Семейный кодекс о суррогатном материнстве в РФ

Разрешено ли суррогатное материнство в России? Перечень прав и обязанностей суррогатной матери

После этого женщина, выносившая новорожденного, лишается возможности оспаривать родительские права своих нанимателей. На этих правовых аспектах строятся взаимоотношения сторон, участвующих в программе суррогатного материнства.

Чтобы не упустить ни единого законодательного нюанса, супругам рекомендуется обратиться к юристам или в специализированное агентство, которое сможет обеспечить полное сопровождение их дела.

Регистрация детей осуществляется в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «Об актах гражданского состояния». Чтобы стать официальными родителями новорожденного, супружеской паре необходимо предоставить ЗАГСу справку, подтверждающей факт искусственного оплодотворения и последующего рождения ребенка, которая выдается медучреждением, проводившим процедуру ЭКО.

Женщина, выносившая и родившая ребенка, подписывает документ о согласии на то, чтобы ее наниматели стали родителями новорожденного.

Вас может заинтересовать:

Кто может стать участником программы?

Программа ЭКО получила законодательное утверждение на территории РФ в 1993 году. Однако на проведение процедуры не всегда дают разрешение. Показаниями для обращения за услугами суррогатной матери являются:

  • деформации шейки матки различной этиологии;
  • патологии полости матки, препятствующие наступлению беременности;
  • не поддающиеся лечению спайки, блокирующие движение яйцеклетки;
  • отсутствие детородных органов;
  • наличие большого риска естественного прерывания беременности для организма (выкидыша).

Обычно процедуры ЭКО осуществляются с привлечением фонда ОМС, поэтому супружеской паре необходимо полностью обследоваться в медицинском учреждении, ближайшем к их месту регистрации.

Основные требования к суррогатным матерям в России

Период беременности является очень ответственным этапом, от которого зависит состояние здоровья новорожденного. Поэтому на роль суррогатной матери подходит далеко не каждая женщина.

Претендентки обязательно проходят специальное обследование и сдают ряд анализов. В ходе гинекологического осмотра оценивается состояние детородных органов.

Также обязательными являются флюорография, заключение психиатра и терапевта.

Средний возраст для суррогатного материнства в России – 30-35 лет. Предпочтение отдается физически здоровым женщинам с широкими бедрами (для максимального предотвращения риска кесарева сечения) и наличием 1-2 своих детей, которые родились без патологий и осложнений с медицинской точки зрения.

Стоимость услуг суррогатных матерей

Разработка условий договора между суррогатной матерью и будущими родителями является крайне ответственным этапом программы. В этом документе четко фиксируются обязательства и права каждой стороны с указанием всех нюансов соглашения и размера компенсационных выплат. В целом, расходы обычно включают:

  • Обследование родителей. Мужчины проходят осмотр у уролога, сдают анализы и обязательно делают спермограмму. Женщинам показан специализированный терапевтический курс стимуляции яичников для выделения здоровых яйцеклеток, которые затем забираются посредством пункции.
  • Процедура ЭКО. Яйцеклетки искусственно оплодотворяются мужскими половыми клетками. Эмбрион находится в специальной пробирке вплоть до непосредственной пересадки в матку суррогатной матери. В разных клиниках репродукции стоимость процедуры ЭКО варьируется от 150 до 250 тыс. руб.
  • Обследование суррогатной матери. Кроме специализированного гинекологического обследования, женщина проходит общий осмотр с рядом обязательных анализов (КТ, ЭКГ, ЭхоКГ, МРТ). Дополнительно могут проверяться разные органы.
  • Полное медицинское сопровождение на протяжении беременности. Все издержки на обследования, анализы, препараты и медикаменты, питание, оплату жилья (в случае переезда сурмамы из родного города) и пр. ложатся на будущих родителей.
  • Траты на роды и пребывание в роддоме. Обычно врачей уведомляют о том, что беременная женщина является суррогатной матерью, поэтому биологическим родителям разрешают присутствовать при родах. Как правило, такие роды происходят в специальном акушерском зале.
  • Компенсационные выплаты. Ежемесячно суррогатная мать получает от 20 тыс. руб. (в некоторых регионах РФ ежемесячное пособие составляет  40-50 тыс. руб.). После рождения ребенка женщина разово получает вознаграждение 800 тыс. – 1 млн. руб.
  • Доплаты. Компенсация за кесарево сечение: от 150 000 руб. За двойню: от 200 000 руб.

На данный момент количество женщин, желающих заработать на суррогатном материнстве, продолжает расти. Максимальная сумма, которая была зафиксирована в нашем государстве в качестве оплаты за вынашивание ребенка, составила 1,5 млн. руб. (2017 г.)

Неестественный отбор: почему изменения в законодательстве о суррогатном материнстве не похожи на защиту семьи

Законопроект состоит всего из трех статей, а мотивы его подготовки и логика авторов раскрываются в пояснительной записке.

 По мнению партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерины Тягай, которая подготовила юридическое заключение на законопроект, предложения парламентариев сводятся к запрету доступа к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) для иностранцев, а также людей, не состоящих в браке, и тех, кто младше 25 и старше 55 лет. Свою позицию она пояснила в колонке для Forbes Woman. 

Что предлагают изменить

Сейчас Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что ВРТ, в том числе суррогатное материнство, доступны:

  • Мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. 
  • Одинокой женщине при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. 
  • Требований к гражданству, возрасту или иным характеристикам родителей нет. 
  • Основанием обращения к суррогатному материнству является невозможность вынашивания и рождения ребенка для родителей по медицинским показаниям.

При этом порядок использования ВРТ, показания и ограничения к их применению установлены приказом Минздрава №107н от 30.08.2012. В нем также последовательно подчеркивается, что доступ к ВРТ есть не только у супругов, но и у партнеров, и при этом внятно раскрываются показания к применению суррогатного материнства.

https://www.youtube.com/watch?v=PrIwWPL7SzE

Несмотря на это, авторами поправок предлагается изменить закон и ограничить доступ к суррогатному материнству для всех, кроме мужчины и женщины, состоящих в зарегистрированном браке, при этом:

  • они оба должны быть не старше 55 и не младше 25 лет; 
  • они оба должны быть гражданами России или иметь вид на жительство; 
  • их брак должен быть зарегистрирован не менее года до решения воспользоваться услугами сурмамы; 
  • женщина не должна иметь возможности самостоятельно выносить и родить ребенка не просто по медицинским показаниям, но по показаниям, установленным консилиумом врачей.
Читайте также:  Как найти наследников умершего человека

Помимо существенного сужения круга потенциальных родителей, в законопроекте предусмотрены:

  • необходимость нотариального удостоверения договора о суррогатном материнстве (без указания его существенных условий и других требований к нему); 
  • запрет рекламы услуг по суррогатному материнству. 

Наконец, для того чтобы зарегистрировать рождение ребенка в ЗАГСе, необходимо будет предоставить не только заявление родителей и документ, подтверждающий факт рождения, но и подтверждение того, что:

  • родители отвечают требованиям, установленным выше; 
  • медицинской организацией было выдано заключение, необходимое для применения суррогатного материнства; 
  • суррогатной матерью было дано соответствующее согласие.

При этом последствия отсутствия или невозможности предоставления одного или нескольких таких документов не предусмотрены, равно как и последствия того, что обстоятельства, которые имели место на момент использования ВРТ, а также рождения ребенка, впоследствии изменились.

В чем противоречие предлагаемых изменений

Пояснительная записка сразу обнаруживает нарушение простых логических связей и крайне низкую (что критически опасно при обсуждении столь чувствительных вопросов) проработку проблемы.

Сначала авторы пишут, что «суррогатное материнство стало легальным, дешевым и беспрепятственным способом преодоления запрета на усыновление детей», но следом утверждают, что «потребность в услугах по суррогатному материнству… оценивается как незначительная в силу небольшого числа нуждающихся и (или) значительной стоимости услуг по суррогатному материнству». Конкретных цифр или статистических данных не приводится.

Отмечается, что в отсутствие запрета на иностранное усыновление из России было вывезено «более 60 000 детей».

Однако ничего не сказано о том, что сейчас, когда такой запрет есть, в банке данных на усыновление остается, только по официальной статистике, около 50 000 российских детей.

Не учитывается и то, что многие являются социальными сиротами, то есть у них есть живые родители, отвечающие всем требованиям, которые, по мнению авторов законопроекта, должны что-то таким детям гарантировать.

Что касается иностранных граждан, парламентарии сначала говорят, что «сформировался рынок «экспорта» российских детей, рожденных суррогатными матерями», но в том же предложении сами себе противоречат, утверждая, что «оценить объемы «экспорта» детей, рожденных суррогатными матерями на заказ для иностранных граждан, практически невозможно».

Наконец, авторы прямо заявляют: «На сегодняшний день официальные власти страны не знают ни объем рынка суррогатного материнства, ни его субъектный состав, ни число суррогатных матерей, ни число родившихся детей». При этом в пояснительной записке фигурируют «громкие дела», возникающие в связи с «мошенничеством, обманом как заказчиков, так и суррогатных матерей, фальсификациями, злоупотреблениями и др.».

Как поправки нарушают нормы российского законодательства и международных актов

Во-первых, авторы, очевидно, не понимают правовой природы семейных правоотношений, путая понятие семьи и брака.

 Показателем «серьезности намерения» стать родителем авторы законопроекта предлагают считать продолжительность нахождения будущих родителей в зарегистрированном браке, указывая, что право на применение вспомогательных репродуктивных технологий возникает, помимо прочего, не ранее чем через год после регистрации брака.

Отношения между родителями и детьми самостоятельны от отношений между родителями и, как бы того ни хотелось, не всегда являются производными от них. Именно поэтому сегодня нормы о суррогатном материнстве сформулированы более широко и возникновение родительских правоотношений не ставится в зависимость от брачных.

То, что «семейные связи» — понятие более широкое, чем «брачные», неоднократно подчеркивали Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в том числе применительно к отношениям между партнерами и их детьми в незарегистрированных союзах.

Действительно ли парламентарии думают, что мать-одиночка или отец-одиночка с детьми — это не семья? Что пара, имеющая детей, но не зарегистрированная в ЗАГСе, не имеет родительских прав и обязанностей? Что дети, пережившие родителей, но имеющие братьев и сестер, остались без семьи? Что бабушки, дедушки, тети, дяди, мачехи и отчимы, воспитывающие детей, не являются по отношению к этим детям семьей?

Все эти отношения требуют признания и защиты. Но обеспечить их сложнее, чем просто запретить иметь детей тем, кто не подходит под удобные стандарты. Именно поэтому следовало бы действительно гармонизировать нормы семейного законодательства и закона об охране здоровья граждан, при этом не лишая гражданских прав, а, наоборот, давая инструменты их защиты.

Во-вторых, не ясно, почему лица, применяющие ВРТ, подвергаются дискриминации и их «права на родительство» ограничиваются по сравнению с правами тех, кто способен родить детей «традиционным естественным путем», как этого ожидает от них государство.

 Иными словами, по действующему законодательству, стать родителем в «обычном» порядке может как одинокий, так и состоящий в любых отношениях человек независимо от пола, возраста и гражданства.

 Но если такой человек нуждается в использовании ВРТ, авторы прямо предлагают всем, кому меньше 25 и большее 55, забыть о счастье материнства и отцовства.

Такой подход нарушает нормы и конституционного, и семейного законодательства, не говоря о международных принципах, гарантирующих права человека.

Наконец, далекой от права является сама цель законопроекта.

Вопреки тому, что авторы сетуют на отсутствие системы контроля в сфере применения суррогатного материнства, они, по сути, предлагают устранить сам объект такого контроля.

Между тем согласно статье 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

Отношения, связанные с суррогатным материнством и другими ВРТ, требуют тонких настроек — это всегда непростые решения для всех участников, будь то семья, решившая таким способом завести ребенка, или женщина, выступающая в роли суррогатной матери.

Худшее, что можно сделать, ­— и недавние скандалы вокруг «торговли детьми» это хорошо иллюстрируют, — оставить данные отношения слабо урегулированными, в результате чего они попадают в серую зону, и страдают в первую очередь дети и родители.

К сожалению, обсуждаемый законопроект представляет собой попытку не решить сложные вопросы, а устранить их, попутно нарушая права человека, дискриминируя одних потенциальных родителей относительно других и подменяя принципы семейного права подходами, основанными на евгенике (учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. — Прим. Forbes Woman).

Показательно и то, как в пояснительной записке упомянуты новые конституционные нормы о «детях как приоритете государственной политики» — хотя именно в интересах детей следовало бы гарантировать обеспечение и защиту родительских прав, а не заведомо ограничивать права тех, кто готов стать родителем.

Суррогатное материнство: особенности законодательства | Правоведус

Программа суррогатного материнства представляет собой репродуктивную технологию, с помощью которой возможно произвести на свет собственное потомство даже при наличии определенных заболеваний, делающих этот процесс невыполнимым. В России суррогатное материнство разрешено законом и регулируется такими нормативно-правовыми актами как:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации;
  2. ФЗ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  3. Приказ № 107н Министерства здравоохранения РФ от 30.08.2012 г. «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»;
  4. ФЗ № 143-ФЗ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния».

Особенности программы суррогатного материнства в РФ

Процедура суррогатного материнства на территории Российской Федерации может производиться как на возмездной, так и безвозмездной основе. В законодательстве достаточно четко прописаны права участников программы, нормы Семейного кодекса и гражданских свобод. Важными аспектами программы являются такие особенности как:

  • суррогатная мама не может являться донором яйцеклетки;
  • полноправным родителем суррогатного ребенка могут быть как семейная пара, так и одинокая женщина;
  • только суррогатная мать, выносившая чужой плод, вправе записать родителями ребенка генетических мать и отца (если она этого не сделает, ребенок может остаться с ней, если иное не предусмотрено договором);
  • достаточно часто процедура ЭКО происходит с привлечением фонда ОМС, для чего супруги должны пройти обследование в ближайшей к месту регистрации больнице. При выявлении факта невозможности произвести потомство супруги получают от медицинского учреждения направление в специальную Комиссию по отбору пациентов для ЭКО, в этом случае процедура оплодотворения проходит бесплатно.

Первая официальная процедура суррогатного материнства в России была осуществлена в 1995 г. в городе Санкт-Петербурге. С того времени прошло не мало лет и хотя до сих пор единого закона нет, указанные выше законодательные акты вполне справляются с функцией законодательной базы для развития коммерческого суррогатного материнства. Рассмотрим отдельные документы более подробно.

Читайте также:  Делится ли при разводе имущество полученное в наследство между супругами?

Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Данный законодательный документ в 2012 г. официально разрешил суррогатное материнство. Однако, законным по-прежнему остается только гестационный вид суррогатного материнства. Суррогатная мать не может быть генетической матерью ребенка, для процедуры обязательно используется яйцеклетка донора.

В соответствии с законом процедура определяется как вынашивание ребенка по договору для других родителей. Участниками договора является суррогатная мать, так называемый гестационный курьер и генетические родители, чьи донорские клетки используются при оплодотворении.

При этом стороной договора может являться как бесплодная супружеская пара, так и одинокая женщина, которая хочет ребенка, но имеет определенные медицинские показания, подтверждающие ее неспособность выносить и родить ребенка самостоятельно.

Кроме того, закон об основах охраны здоровья граждан в РФ формирует определенные требования к женщине, которая желает стать суррогатной матерью. Так, участница программы должна:

  • относится к возрастной категории от 20 до 35 лет;
  • иметь соответствующее письменное медицинское заключение о своем здоровье;
  • при необходимости предоставить письменное согласие мужа (если женщина состоит в браке).

Семейный кодекс Российской Федерации

Данный законодательный акт регулирует вопрос оформления документов на генетических родителей.

Согласно документу, родители, чьи клетки были использованы при оплодотворении, вправе стать официальными родителями новорожденного только с согласия суррогатной матери.

В случае оспаривания материнства либо отцовства после регистрации родителей ребенка не может быть озвучен факт имплантации эмбриона.

Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»

Данный закон еще раз подтверждает тот факт, что генетические родители не могут зарегистрировать ребенка без согласия суррогатной мамы. Так, при регистрации ребенка, родители должны предоставить не только документ, подтверждающий рождение, но и документ из медицинского учреждения, который подтверждает согласие сурмамы, что генетические родители будут записаны родителями ребенка.

Данный законодательный акт устанавливает все основные аспекты проведения программы суррогатного материнства. Согласно документу бездетным парам или матерям одиночкам разрешается прибегнуть к услугам суррогатной матери только при наличии определенных медицинских показаний. К ним относят:

  • отсутствие у женщины матки (врожденное или вследствие хирургического вмешательства);
  • деформация матки;
  • патологические состояния эндометрия, когда имплантация вынашивания невозможны;
  • три самопроизвольных прерывания беременности в прошлом;
  • три неудачные попытки ЭКО;
  • болезни, при которых беременность противопоказана;
  • онкология или иной серьезный диагноз.

Также, законодательный документ определяет для суррогатной мамы медицинские обследования, которые совпадают с теми, что выполняются перед процедурой ЭКО. Кроме того, проводятся основные этапы реализации программы:

  1. Синхронизация циклов суррогатной и генетической матерей.
  2. Стимуляция овуляции у биологической матери.
  3. Пункция фолликулов.
  4. Оплодотворение яйциклетки спермой супруга.
  5. Перенос полученных эмбрионов в матку суррогатной матери.

Проблемы и противоречия законодательства о суррогатном материнстве

Несмотря на то, что взаимоотношения в области суррогатного материнства регулируются действующими законодательными актами, нередко возникают определенные трудности, разрешить которые порой бывает очень сложно. Основным противоречием является факт того, что суррогатная мать по договору обязуется выносить и родить ребенка для других родителей за вознаграждение.

Генетически она не состоит с этим ребенком в родстве, но при этом, только она на момент рождения малыша обладает родительскими правами на него. Невозможно передать ребенка биологическим родителям без письменного согласия на это суррогатной матери, что естественно может создать определенные неудобства в процессе оформления документов.

К тому же, закон допускает возможность для суррогатной матери в дальнейшем обратиться в суд за восстановлением родительских прав. Следует отметить, что прецеденты, когда суррогатная мать отказывалась отдавать ребенка, достаточно часто встречались до 2012 г., после же принятия ряда законодательных норм всем участникам программы гарантируется правовая защищенность.

Однако, для осуществления процедуры в рамках закона, все же рекомендуется привлечение опытных юристов.

Немного о процедуре суррогатного материнства

Как уже писалось выше, за услугой суррогатного материнства могут обратиться как супружеские пары, так и гражданские супруги или матери одиночки. Однако процедура включает в себя несколько этапов, которые должны быть соблюдены обязательно:

  1. В первую очередь, необходимо найти женщину, подходящую под суррогатное материнство и готовую выносить ребенка для генетических родителей. Суррогатной матерью может быть родственник, подруга или совершенно посторонний человек, желающий получить вознаграждение. Помочь с поиском кандидата могут специальные агентства, в распоряжении которых специальные базы с данными потенциальных претенденток.
  2. Необходимо пройти тщательное медицинское обследование. Для этого генетическим родителям следует обратиться в специализированную клинику, которая выполнит необходимые процедуры и подготовит соответствующие документы.
  3. После проведения обследования генетических родителей и суррогатной матери участники процедуры переходят к этапу составления письменного договора. Здесь важно отметить, что предметом договора является не сам ребенок, а непосредственно услуга по его вынашиванию, следовательно, и родительскими правами изначально обладает не биологические родители, а суррогатная мама. Любые споры, связанные с установлением родительских прав либо с расторжением договора, рассматриваются исключительно в судебном порядке.
  4. Далее происходит синхронизация циклов суррогатной и биологической матерей, стимуляция овуляции и процедура ЭКО. Из организма генетической матери извлекается яйцеклетка, она оплодотворяется в лаборатории и готовый эмбрион пересаживается в матку сурмамы. После ЭКО суррогатная мать проводит в стационаре несколько дней, после чего выписывается.
  5. При положительной динамике у суррогатной матери наступает беременность, что подтверждается обычно через две недели. Специалисты клиники наблюдают суррогатную мать во время беременности, а биологические родители обеспечивают максимально благоприятные условия для суррогатной мамы.
  6. После рождения малыша, генетические родители регистрируют ребенка в ЗАГСе как своего, для чего сурмама дает соответствующее согласие на регистрацию ребенка.

Важно! Лишить суррогатную мать прав на рожденного ребенка можно только в судебном порядке, что проводится в случаях отказа сурмамы выдать согласие на регистрацию ребенка с фамилией генетических родителей.

Ребенок, рожденный по программе суррогатного материнства, имеет точно такие же права, как и все остальные дети.

Достигнув возраста 18 лет, он вправе в судебном порядке восстановить родительские права своей суррогатной матери.

Правовой статус суррогатной матери в Российской Федерации

Владимирова, Е. Д. Правовой статус суррогатной матери в Российской Федерации / Е. Д. Владимирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 969-972. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29788/ (дата обращения: 02.02.2022).



Ключевые слова: пробелы законодательства, суррогатное материнство, суррогатная мать, правовой статус.

В настоящее время в Российской Федерации приобрели особую остроту проблемы репродуктивного здоровья и репродуктивных прав граждан. В связи с этим становится все более актуальным вопрос о надлежащем законодательном регулировании права человека на альтернативное материнство и отцовство, в частности на возможность применения метода суррогатного материнства.

На сегодняшний день правовое регулирование института суррогатного материнства в Российской Федерации осуществляется следующими нормативно-правовыми актами: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»; Приказ Минздрава России от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».

Существующие правовые нормы фрагментарны и затрагивают лишь отдельные аспекты возникающих на практике проблем.

В отношениях суррогатного материнства участвуют три субъекта: суррогатная мать, генетическая мать, генетический отец. В настоящей статье автор уделяет внимание проблеме неопределенности правового статуса суррогатной матери в Российской Федерации, анализирует существующие законодательные пробелы, предлагает собственные решения.

Российское законодательство не содержит прямого и развернутого определения понятия «суррогатная мать».

Согласно положениям федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», это «женщина, вынашивающая плод после переноса донорского эмбриона» [1], однако эта дефиниция, по мнению автора, представлена в слишком обобщенном виде и не учитывает существенных признаков такого специфического субъекта права как суррогатная мать. На доктринальном уровне заменяющую мать, как правило, определяют как здоровую женщину, согласную на основе соглашения (договора) после искусственного оплодотворения выносить и родить ребенка для другой семьи. При этом зачатие происходит в условиях специализированного медицинского учреждения (без полового акта) [2], для чего используются генетические материалы потенциальных родителей или одинокой женщины.

Действующее законодательство Российской Федерации определяет требования, предъявляемые к суррогатным матерям, это: возраст от 20 до 35 лет; наличие, как минимум, одного здорового собственного ребенка; наличие медицинского заключения об удовлетворительном состоянии здоровья; наличие собственного письменного информированного согласия на медицинское вмешательство; наличие письменного согласия супруга (в случае, если женщина состоит в зарегистрированном браке) [3].

Выбор возрастного интервала обусловлен тем, что репродуктивная способность женщины сохраняется в среднем около 30 лет (от 15 до 45). Максимальная детородная способность приходится на возраст 20-30 лет, а затем она постепенно снижается.

Безусловно, при определении возрастного интервала законодатель преследовал благую цель рождения здоровых детей, но, как заявляют медики, если женщина физически здорова, то зачать методом ЭКО и выносить здорового ребенка возможно и когда она уже находится в менопаузе, а это в среднем 50-55 лет [4].

Читайте также:  Заявление о расчете задолженности по алиментам. Образец

Требование о наличии собственного здорового ребенка также вызывает немало вопросов. С одной стороны, наличие этого условия снижает риск того, что суррогатная мать после рождения ребенка для супругов-заказчиков пожелает оставить его себе, т. к.

в этом случае, поскольку ей уже будут знакомы материнские чувства, она может более адекватно прогнозировать свою способность отказаться от него в пользу супругов-заказчиков. С другой стороны, если рассматривать это требование с точки зрения вероятности рождения здорового ребенка, Пестрикова А.А.

отмечает, что, во-первых, женщина может стать матерью и родить здорового ребенка, даже если на тот момент у нее еще нет своих собственных детей; во-вторых, наличие собственного здорового ребенка еще не гарантирует того, что второй будет непременно здоровым; и в-третьих, у женщины, имеющей ребенка с какими-либо отклонениями может родиться вполне здоровый ребенок [5].

Перед проведением операции по искусственному оплодотворению суррогатная мать должна пройти медицинское обследование, в процессе которого будет выявлено состояние ее психического и соматического здоровья.

Перечень противопоказаний определен Приказом Минздрава России № 107н [6].

Получение суррогатной матерью указанной справки необходимо для того, чтобы выявить, насколько женщина подготовлена к такого рода деятельности, отдает ли она себе отчет во всех последствиях своего решения [7].

Норма о том, что женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия своего супруга, по мнению автора, вполне обоснована.

Ведь если она воспользуется предоставленным ей правом оставить ребенка себе, то, исходя из предусмотренного п. 2 ст.

48 Семейного кодекса Российской Федерации [8] принципа презумпции отцовства, отцом совершенного чужого ему ребенка будет зарегистрирован супруг вынашивающей матери при том, что он мог возражать против того, чтобы его жена выступала в роли суррогатной матери, или вообще мог не знать об этом.

Не стоит забывать и тот факт, что регистрация мужа суррогатной матери в указанном статусе повлечет наложение на него обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации для родителей, и прежде всего обязанности по содержанию ребенка. Нарушение прав мужчины в данном случае было бы очевидно [9].

Да, отцовство может быть оспорено в судебном порядке, однако данное право, по мнению автора, не может расцениваться как надлежащая и сбалансированная мера защиты интересов супруга суррогатной матери, поэтому единственным вариантом, гарантирующим соблюдение прав мужчины в рассматриваемой связи, является получение в обязательном порядке его письменного согласия на выполнение его женой услуг по вынашиванию ребенка. Представляется, что это именно та ситуация, которая в полной мере укладывается в рамки ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав и свобод человека «в целях защиты…прав и законных интересов других лиц» (п. 3) [10].

Помимо требований, предъявляемых законодательством, на практике существуют также и дополнительные критерии выбора суррогатной матери, такие как: нормальное телосложение, так как в течение программы суррогатного материнства будут назначены гормональные препараты, которые могут привести к небольшому повышению веса; предыдущие роды у суррогатной матери должны быть естественными, так как кесарево сечение оставляет рубец на матке, что отрицательно влияет на процесс приживаемости эмбриона; применение каких-либо гормональных контрацептивов должно быть прекращено не менее чем за 3-4 месяца до начала программы [11]. Несоблюдение указанных требований может негативно сказаться на состоянии беременности или на здоровье будущего ребенка, а потому представляется необходимым усовершенствовать законодательное регулирование и в этом вопросе.

В области прав и обязанностей суррогатной матери Российское законодательство немногословно.

Приоритетное право решать судьбу ребенка оно отдает суррогатной матери: лишь после ее отказа от ребенка потенциальные родители приобретают законные права материнства и отцовства [12].

Если суррогатная мать не дает согласия на запись супругов родителями и сама отказывается быть записанной матерью, то органы ЗАГС тем не менее обязаны записать матерью ее.

Исходя из общего смысла института суррогатного материнства, за «сурмамой» должно быть также признано право на полную компенсацию расходов, связанных с вынашиванием ребенка: по медицинскому обследованию и помощи, усиленному питанию, приобретению специальной одежды для беременных, а также компенсацию упущенной выгоды, связанной с временной нетрудоспособностью. Кроме того, ей должно быть предоставлено право на вознаграждение. Все эти условия в настоящий момент остаются за пределами правовой регламентации и определяются в соответствии с договором суррогатного материнства, правовая природа которого, кстати, в юридической науке однозначно не определена.

  • Автор убежден, что суррогатная мать имеет законное право на получение квалифицированной помощи врачей специалистов в рамках программы суррогатного материнства, на своевременное получение от уполномоченных родителей денежных средств на оплату всех необходимых расходов, на содействие со стороны заказчиков, на вознаграждение после окончания программы суррогатного материнства, а также право на сохранение тайны отношений по договору суррогатного материнства.
  • Правам суррогатной матери должны корреспондировать следующие обязанности: документально подтвердить состояние своего здоровья, предоставить свое письменное согласие, а также согласие своего супруга (в случае, если женщина состоит в зарегистрированном браке) на участие в программе суррогатного материнства, выполнять все предписания врачей и являться в назначенные ими сроки в медицинское учреждение, расходовать предоставленные заказчиками денежные средства только согласно их целевому назначению, своевременно и полно информировать уполномоченных родителей о ходе реализации программы суррогатного материнства, сохранять тайну рассматриваемых отношений и, конечно же, дать в письменном виде в установленный срок свое согласие на запись лиц-заказчиков в качестве родителей ребенка и в будущем не предъявлять на него никаких прав.
  • Представляется, что принятие комплексного закона о суррогатном материнстве поможет решить выше обозначенные проблемы.
  • Литература:
  1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Cобр. законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
  2. Трунова Л.К. Юридические и практические аспекты суррогатного материнства // Юридический консультант. — 2004. — № 10. — С. 8.
  3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Cобр. законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
  4. Трунова Л.К. Юридические и практические аспекты суррогатного материнства // Юридический консультант. — 2004. — № 10. — С. 8.
  5. Пестрикова А.А. Обязательства суррогатного материнства [Электронный ресурс]: дис. … канд. юрид. наук. — М., — 2007. — С. 59.
  6. Приказ Минздрава России от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» // Рос. газ. — 2013. — 11 апреля.
  7. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона. (Семейно-правовой аспект). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Григорович Е.В. — М., 1999. — С. 72.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Рос. газ. — 1996. — 27 янв.
  9. Дикова И.А. Оспаривание отцовства и материнства при применении вспомогательных репродуктивных технологий // Российский следователь. — 2010. — № 2. — С. 2-4.
  10. Конституция Российской Федерации: принята всенар. Голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.
  11. Борисова Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики / Т. Е. Борисова. — М.: Проспект, 2014. — С. 71.
  12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Рос. газ. — 1996. — 27 янв.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, суррогатное материнство, суррогатная мать, здоровый ребенок, мать, мнение автора, Семейный кодекс, возрастной интервал, искусственное оплодотворение, Российское законодательство.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *