Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

Подготовила Вязикова О.В., руководитель МО классных руководителей МОАУ «СОШ № 67»

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы,

постановляю:

1. Объявить 2018 — 2027 годы в Российской Федерации Десятилетием детства.

2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

3. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

Все идеи были объединены в один документ, который и был предложен для обсуждения в Общественной палате . » width=»640″>

Указ об объявлении 2018-2027 гг. в России Десятилетием детства президент подписал 29 мая. Правительству было поручено в трехмесячный срок утвердить план мероприятий, которые пройдут в рамках «десятилетия» до 2020 года.

Минтруд собрал предложения других министерств, ведомств и органов власти субъектов федерации, а также уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ и Агентства стратегических инициатив.

Все идеи были объединены в один документ, который и был предложен для обсуждения в Общественной палате .

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

В Общественной палате РФ прошли общественные слушания по Проекту плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

В них приняли участие представители министерств и общественных организаций, депутаты и сенаторы, эксперты.

Проект состоит из 204 пунктов, большинство из которых сформулированы как «подготовка предложений», «разработка стандартов», «разработка системы мер», «разработка концепции». В сущности, это «план подготовки планов», определяющий основные направления работы.

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

Основные разделы плана:

  • развитие инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании ребенка;
  • создание инфраструктуры детства;
  • совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни;
  • повышение доступности качественного образования детей;
  • культурное и физическое развитие;
  • развитие детского отдыха и детского туризма;
  • обеспечение информационной безопасности; обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
  • развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей;
  • публичные мероприятия; организационные мероприятия .

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

Основные направления плана:

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

  • II. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное и физическое развитие и информационная безопасность детей
  • Наименование мероприятия
  • Вид документа
  • Внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, предметным, метапредметным), к структуре программы воспитания обучающихся при получении общего образования
  • (предложение Минобрнауки России)
  • Срок исполнения
  • Ведомственные акты
  • в течение
  • 2018 г

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

  1. Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов
  2. (предложение Минобрнауки России)
  3. Создано не менее 30 
  4. сетей школ, реализующих 
  5. инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания
  6. Совершенствование законодательства Российской Федерации о занятости населения предполагающее правовое регулирование вопросов: организации
  7. профессиональной ориентации
  8. и начальной  профессиональной
  9. подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их нахождения в учреждениях
  10. Ежегодно
  11. 2018-2020 годы
  12. Доклад в Правительство 
  13. Российской Федерации

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

  • Реализация Комплекса мер по
  • реализации Концепции
  • общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы, утвержденного 27 мая 2015 г. № З274п-П8  (предложение Минобрнауки России )
  • Реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения (предложение Минобрнауки России)
  • Доклад в Правительство Российской Федерации
  • Сбор и обобщение лучших существующих
  • практик инклюзивного образования детей,
  • создание условий
  • для их тиражирования  (предложение АСИ)
  • Ежегодно,
  • март, начиная с 2019 года
  • Информационно-аналитические
  • материалы
  • Ежегодно,
  • начиная с 2018года
  • Информационно-аналитические
  • материалы, методические
  • рекомендации
  • III  квартал 2018 г.
  1. Реализация Концепции развития психологической службы в системе образования
  2. (предложение Минобрнауки России)
  3. Доклад в Правительство Российской Федерации
  4. Утверждение плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2017-2020 годы
  5. (предложение Минком связи России)
  6. Декабрь 2018 г.
  7. Разработка механизмов обеспечения информационной безопасности в сети Интернет, исключающих риск причинения несовершеннолетним вреда их здоровью и (или)физическому, психическому, духовному, нравственному развитию
  8. (Предложение Минтруда России.)
  9. Распоряжение 
  10. Правительства
  11. Российской Федерации
  12. IV  квартал 2017
  13. Доклад в Правительство 
  14. Российской Федерации
  15. Внедрение факультативных учебных занятий по информационной грамотности в общеобразовательных учебных заведениях (обучающие курсы, ролевые игры, тренинги, исследование в формате фокус- групп, видеоуроки) 
  16. (предложение Роскомнадзора)
  17. с 2018 г. ежегодно
  • Подготовка предложений по реализации механизмов вовлечения обучающихся образовательных организаций в добровольческую (волонтерскую) деятельности (предложение АСИ)
  • Доклад в межведомственную комиссию
  • Создание сети методических служб по работе с одаренными детьми по образовательным программам в области искусств
  • (предложение Минкультуры России)
  • III квартал
  • 2018 г.

Разработка учебно-методических комплексов по образовательным программам в области искусств, в т.ч. для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  1. (предложение Минкультуры России)
  2. с 2018 г. ежегодно
  3. с 2018 г. ежегодно

Как пояснила модератор общественных слушаний  Галина Семья , член Координационного совета при президенте РФ по реализации стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., это не окончательный проект, который предстоит принять, а «набор мероприятий»

Итогом почти каждого мероприятия, согласно тексту документа, будет «доклад правительству», а не конкретное достижение, улучшающее жизнь детей. Предполагается, что настоящий план действий будет сформулирован как раз в этих докладах. А осуществлять его начнут, видимо, уже после 2020 года .

  • Например, к созданию инфраструктуры детства относится строительство и оснащение детских учреждений, обеспечение жильем многодетных семей и семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Там же идет речь о сертифицированных нянях, группах дневного пребывания для детей с ментальными нарушениями и о многом другом.
  • В раздел о детях, «нуждающихся в особой заботе государства», попал такой острый вопрос, как совершенствование законодательства по вопросам лишения родительских прав и отобрания детей из семьи. Там же идет речь о нуждах детей-инвалидов, например, о расширении перечня предоставляемых государством ТСР, создании комфортных условий в педиатрических МСЭ, повышении квалификации специалистов и т.д.
  • К развитию системы защиты и обеспечения прав детей отнесли и реализацию Концепции развития ранней помощи, и разработку мер для профилактики суицида среди несовершеннолетних, и поддержку деятельности детского телефона доверия, и еще многое другое .

«План основных мероприятий составлен так, как будто большинство детей живут помимо семьи и родителей», – заявила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина.

К основным недостаткам проекта она отнесла «ювенальные риски». По ее мнению, сама идеология детства, положенная в основу документа, имеет слишком много общего с «западной ювенальной идеологией».

«Проект плана, даже при сохранении существующей структуры, внутри каждого раздела должен включать систему мероприятий, ориентированных на семьи с детьми», – считает она .

.

По мнению Елены Мизулиной, план должен был включать две составляющие: меры, направленные на поддержку семей с детьми, и меры, касающиеся пребывания детей за пределами семьи – в школе, в детском саду, на улице, в культурном учреждении.

«Эти две составляющие надо развести, они разные», – подчеркнула сенатор. Она предложила провести всероссийское родительское обсуждение документа и создать координационный совет для подготовки его окончательного текста

Десятилетие детства

23 января 2021 г. по распоряжению Правительства Российской Федерации №122-р утвержден План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. Документ рассчитан на ближайшие семь лет и содержит 129 мероприятий.

Здоровье детей и благополучие

В контексте задач ФГАОУ ДПО «ГИНФО» как Проектного офиса Минобрнауки России по сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданных на базе образовательных организаций высшего образования (далее — РУМЦ) особое внимание заслуживают мероприятия в части компетенций ведомства-учредителя, сосредоточенные в таких блоках, как:

  1. Здоровьесбережение с детства
  2. Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей
  3. Безопасность детей
  4. Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
  5. Координация реализации Десятилетия детства
  • ФГАОУ ДПО «ГИНФО» для координации сопровождения детальности вузов в рамках «Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» в части компетенции Минобрнауки России обеспечивает работу «горячей линии» по номерам телефонов:
  • 8 (929) 519-37-44
  • 8 (929) 914-66-85
Читайте также:  Возвращаются ли мужья после развода к бывшим женам?

Контактная электронная почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Одним из важных результатов, отраженных в Плане, является увеличение доли организаций высшего образования, обеспечивающих условия для обучения лиц к 2027 году, в том числе посредством разработки мер по дальнейшему развитию проекта РУМЦ.

Запланированные мероприятия

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

для руководящих и педагогических работников образовательных организаций высшего образования по вопросам образования, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

для руководящих и педагогических работников образовательных организаций высшего образования по вопросам образования, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

при работе с поступающими на программы высшего дефектологического образования

Программа Десятилетие детства в России – план мероприятий

по применению новых технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных организациях высшего образования

17 Вебинар №1. «Инклюзивный менеджмент как инструментальная основа качественного удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
25 Вебинар № 2. «Тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их семей в инклюзивном образовательном процессе как условие оказания качественной психолого-педагогической поддержки» 
1 Старт Марафона лучших практик по применению новых технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в вузах Российской Федерации
2 Вебинар № 3. «Механизмы развития инклюзивной профессиональной компетентности специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ: современные тренды и перспективы развития»
5 Окончание регистрации практик образовательных организаций высшего образования на официальном сайте Марафона https://ddetstva.ru/
19 Эксперный вебинар Марафона лучших практик. Следите за новостями на сайте.
3 Презентация сборника лучших практик по применению новых технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидов в вузах Российской Федерации
14 Вебинар № 4 «Опыт реализации международных проектов в системе инклюзивного высшего образования»
  1. ФГАОУ ДПО «ГИНФО» проведен Марафон лучших практик по применению новых технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в вузах Российской Федерации (далее — Марафон). 
  2. Марафон проводился в три этапа:
  3. I этап:  

1 июня 2021 г. — 5 октября 2021 г. – регистрация практик образовательных организаций высшего образования на интернет-ресурсе

II этап: 

19 ноября 2021 г. – экспертный вебинар по проведению Марафона лучших практик. Подробнее.

  • III этап: 
  • 3 декабря 2021 г. – презентация Сборника лучших практик по применению новых технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных организациях высшего образования
  • 3 номинации, представленные на Марафоне:
  • 1. «Инновационный подход к обучению»
  • 2. «Современные технологии воспитания»
  • 3. «Опыт успешной социализации» 
  • Победителями Марафона лучших практик стали:

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» с практикой «Адаптационный онлайн модуль для людей с ОВЗ и инвалидностью» – в номинации «Инновационный подход к обучению»; 

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» с практикой «Проект «Творческая удаленка» – в номинации «Современные технологии воспитания»; 

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» с практикой «Студенческий клуб как эффективная форма организации инклюзивного волонтерства в вузе» – в номинации«Опыт успешной социализации». 

  1. По итогам проведения Марафона ФГАОУ ДПО «ГИНФО» был разработан Сборник лучших практик по применению новых технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных организациях высшего образования (далее – Сборник). 
  2. Сборник содержит 3 раздела, в которых отражены лучшие практики по таким номинациям, как: 
  3. 1. «Инновационный подход к обучению» (в Сборнике представлено 7 практик)
  4. 2. «Современные технологии воспитания» (в Сборнике представлено 4 практики)
  5. 3. «Опыт успешной социализации» (в Сборнике представлено 9 практик) 
  6. Ознакомиться со Сборником можно здесь
  • 1. Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций высшего образования по вопросам образования, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов
  • Скачать текст методических рекомендаций можно здесь
  • 2. Рекомендации по итогам проведенного изучения содержания программ профессиональной ориентации при работе с поступающими на программы высшего дефектологического образования

В целях разработки методических рекомендаций ФГАОУ ДПО «ГИНФО» было проведено исследование актуальных программах профессиональной ориентации при работе с абитуриентами, поступающими на программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».

Сбор программ профессиональной ориентации вузов с аннотациями осуществлялся в соответствии с письмом Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России № МН-7/2762 от 12.04.2021.

  1. Скачать текст методических рекомендаций можно здесь
  2. 3. Методические рекомендации по вопросам применения новых технологий обучения, воспитания и социализации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов при подготовке профессиональных кадров по образовательным программам высшего образования соответствующих профилей
  3. Скачать текст методических рекомендаций можно здесь

II. Информационные материалы

  • 1. Информация по направлениям деятельности вузов в рамках Плана основных мероприятий Десятилетия детства (в части компетенций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации): результаты реализации в 2020 году
  • С информационным материалом можно ознакомиться здесь
  • 2. Вопросы образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в рамках Десятилетия детства
  • С информационным материалом можно ознакомиться здесь
  • 3. Программы профессиональной ориентации при работе с поступающими на программы высшего дефектологического образования в рамках Десятилетия детства
  • С информационным материалом можно ознакомиться здесь
  • 4. Выявление и систематизация лучших практик по применению новых технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных организациях высшего образования
  • С информационным материалом можно ознакомиться здесь
  • 5. Академическая мобильность и опыт реализации международных проектов в системе инклюзивного высшего образования России
  • С информационным материалом можно ознакомиться здесь

Контактные лица:

Десятилетие детства

В 2017 году заканчивает свое действие «Национальная стратегия действий в интересах детей». Ее преемницей стала заявленная В.В. Путиным программа «Десятилетие детства», которая будет действовать до 2027 года. Основополагающими направлениями программы являются обеспечение здоровья, качества и доступности образования, всестороннего развития каждого живущего в России ребенка.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Программа «Десятилетие детства»
  • План мероприятий до 2020 года

Программа «десятилетие детства»

29 мая 2017 года был подписан указ о новой социальной программе под названием «Десятилетие детства». 

Действие программы рассчитано до 2027 года и предполагает, что будет уделено особое внимание таким вопросам, как:

  • школы и ясельные группы, доступные каждому ребенку;
  • поддержка материнства и детства;
  • улучшение демографии. 

С 2018 «Десятилетие детства» как новая глобальная социальная программа вступает в действие.

В период с мая по 29 августа 2017 года по поручению президента правительством были разработаны и согласованы основные мероприятия в рамках «Десятилетия детства» на ближайшие три года. По информации, предоставленной главой Минобрнауки Ольгой Васильевой, план «Десятилетия детства» включает в себя такие приоритетные вопросы, как:

  • образование и воспитание;
  • вопросы детей-сирот и детей с ограничениями по здоровью;
  • семейные проблемы и работу с родителями;
  • детский отдых и дополнительное образование. 

План мероприятий до 2020 года

Создание плана мероприятий в рамках «Десятилетия детства» проводилось с учетом достигнутых результатов «Национальной стратегии действий в интересах детей».

Например, есть сдвиги в вопросе доступности дошкольного образования, в частности детских садов. Очередь в 28 млн. мест была сокращена до 68 тыс., и работа по этому вопросу продолжается.

Хотя этот же вопрос для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет всё ещё является открытым.

Мероприятия в рамках «Десятилетия детства» на ближайшие 3 года предполагают ведение работы по следующим направлениям:

1. Разработка и внедрение новых программ по материальной поддержке семей при рождении и воспитании детей.

Будут затронуты вопросы:

  • пособий семьям с детьми;
  • продления и развития действующей программы материнского капитала;
  • всеобъемлющей помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей;
  • помощи молодым семьям в строительстве или приобретении жилья;
  • возможности переобучения молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • мер, дающих возможность совмещать трудовую деятельность и обязанности по воспитанию детей.

2. Разработка мер, обеспечивающих поддержку детства:

  • обеспечение доступности и качества образования детей;
  • организация региональных центров психолого-педагогической и социальной помощи детям;
  • доступность и возможность получения детьми дополнительного образования;
  • качество и доступность получения детьми современной медицинской помощи;
  • развитие и популяризация детско-юношеского спорта;
  • создание региональных центров и образовательных организаций для обеспечения обучения и поддержки детей инвалидов;
  • организация центров, которые будут работать с одаренными детьми;
  • создание и развитие современных центров отдыха и туризма детей;
  • разработка мер, обеспечивающих повсеместность и доступность культурного развития детей;
  • обеспечение детей качественными продуктовыми товарами.
Читайте также:  Закон о рекламе: когда можно и когда нельзя привлекать несовершеннолетних детей для участия в рекламных акциях?

Особую актуальность программа приобретает на фоне прогнозируемого резкого падения рождаемости, которое по словам ученых связано с кризисом рождаемости 90-х годов. 

О своевременности принятия Указа президента «Десятилетие детства» говорят и основные результаты первого этапа «Национальной стратегии действий в интересах детей», в работе которой были задействованы не только органы государственной власти, но и научные, и общественные организации.

Согласно официальной оценке стратегии, работа по всем обозначенным направлениям велась в позитивном ключе. Именно поэтому так важно добиться преемственности стратегии и программы «Десятилетия детства».

Среди особо действенных мер, реализация которых продолжается и в настоящее время, была выделена программа материнского капитала. Повышение рождаемости было результатом комплекса мер, но основным звеном все же являлась программа выплат материнского капитала. Для недопущения спада рождаемости в программе «Десятилетия детства» большое значение уделяется мерам поддержки многодетных семей. 

Еще одним достижением Национальной стратегии, которое должна подхватить и развить программа «Десятилетие детства», является воспитание детей, находящихся без попечения родителей и детей-сирот в приемных семьях.

С начала вступления в действие Национальной стратегии количество таких детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, уменьшилось вдвое. А в некоторых регионах, например, в Чувашии в 2016 году в приемных семьях находилось 94,5% детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

Именно поэтому в программе «Десятилетия детства» так много внимания было уделено разработке мер по поддержке таких семей.  

Серьезные результаты достигнуты и в вопросе информационной безопасности детей. «Десятилетие детства» продолжит работу в этом направлении.

На период до 2027 года утвержден план мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства

Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 122-р

  • План включает в себя следующие разделы:
  • Здоровье — сбережение с детства;
  • Благополучие семей с детьми;
  • Всестороннее развитие, обучение, воспитание детей;
  • Инфраструктура детства;
  • Защита детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • Безопасность детей;
  • Координация реализации Десятилетия детства.
  • Для каждого раздела приводятся цели, задачи и перечень соответствующих мероприятий.

В сфере обеспечения материального и семейного благополучия планом, в частности, предусматривается увеличение размера выплат на детей от 3 до 7 лет, развитие программы по предоставлению бесплатных земельных участков многодетным семьям, расширение возможностей социальных контрактов. Кроме того, предполагается упростить саму процедуру получения мер господдержки родителями с детьми. Так, к 2027 году 75% таких семей должны получить возможность оформлять все пособия и льготы на основании одного заявления, без каких-либо дополнительных документов.

В области здравоохранения большое внимание уделено поддержке детей с онкологическими заболеваниями и ограничениями по здоровью, планируется повысить доступность и качество оказываемой им медицинской помощи. Для этого будут созданы детские реабилитационные службы и увеличено количество специалистов, помогающих таким пациентам.

В отношении детей, оставшихся без родителей, предусматривается реформирование системы опеки и попечительства, системы учета нуждающихся в жилье, расширение формы обеспечения сирот жилыми помещениями.

В сфере образования и всестороннего развития предполагается, что к 2027 году до 80% детей от 5 до 18 лет будут охвачены дополнительными общеобразовательными программами. Кроме того, возрастет число детских мероприятий в области культуры.

Перечень мероприятий, направленных на модернизацию инфраструктуры детства, включает в себя в числе прочего строительство спортивных площадок, ремонт театров, школ искусств и домов культуры. Также предусмотрены меры господдержки для производителей детских товаров и средств реабилитации для инвалидов.

  1. Перейти в текст документа »
  2. Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  3. Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 27.01.2021

Поделиться ссылкой:

«Десятилетие детства» 2018 – 2027 | «Аист на крыше»

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

В 2017 году заканчивает свое действие «Национальная стратегия действий в интересах детей». Ее преемницей стала заявленная В.В. Путиным программа «Десятилетие детства», которая будет действовать до 2027 года. Основополагающими направлениями программы являются обеспечение здоровья, качества и доступности образования, всестороннего развития каждого живущего в России ребенка.

Оглавление

  • Программа «Десятилетие детства»
  • План мероприятий до 2020 года

Программа «Десятилетие детства»

29 мая 2017 года был подписан указ о новой социальной программе под названием «Десятилетие детства». 

Действие программы рассчитано до 2027 года и предполагает, что будет уделено особое внимание таким вопросам, как:

  • школы и ясельные группы, доступные каждому ребенку;
  • поддержка материнства и детства;
  • улучшение демографии. 

С 2018 «Десятилетие детства» как новая глобальная социальная программа вступает в действие.

В период с мая по 29 августа 2017 года по поручению президента правительством были разработаны и согласованы основные мероприятия в рамках «Десятилетия детства» на ближайшие три года. По информации, предоставленной главой Минобрнауки Ольгой Васильевой, план «Десятилетия детства» включает в себя такие приоритетные вопросы, как:

  • образование и воспитание;
  • вопросы детей-сирот и детей с ограничениями по здоровью;
  • семейные проблемы и работу с родителями;
  • детский отдых и дополнительное образование. 

План мероприятий до 2020 года

Создание плана мероприятий в рамках «Десятилетия детства» проводилось с учетом достигнутых результатов «Национальной стратегии действий в интересах детей».

Например, есть сдвиги в вопросе доступности дошкольного образования, в частности детских садов. Очередь в 28 млн. мест была сокращена до 68 тыс., и работа по этому вопросу продолжается.

Хотя этот же вопрос для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет всё ещё является открытым.

Мероприятия в рамках «Десятилетия детства» на ближайшие 3 года предполагают ведение работы по следующим направлениям:

1. Разработка и внедрение новых программ по материальной поддержке семей при рождении и воспитании детей.

Будут затронуты вопросы:

  • пособий семьям с детьми;
  • продления и развития действующей программы материнского капитала;
  • всеобъемлющей помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей;
  • помощи молодым семьям в строительстве или приобретении жилья;
  • возможности переобучения молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
  • мер, дающих возможность совмещать трудовую деятельность и обязанности по воспитанию детей.

2. Разработка мер, обеспечивающих поддержку детства:

  • обеспечение доступности и качества образования детей;
  • организация региональных центров психолого-педагогической и социальной помощи детям;
  • доступность и возможность получения детьми дополнительного образования;
  • качество и доступность получения детьми современной медицинской помощи;
  • развитие и популяризация детско-юношеского спорта;
  • создание региональных центров и образовательных организаций для обеспечения обучения и поддержки детей инвалидов;
  • организация центров, которые будут работать с одаренными детьми;
  • создание и развитие современных центров отдыха и туризма детей;
  • разработка мер, обеспечивающих повсеместность и доступность культурного развития детей;
  • обеспечение детей качественными продуктовыми товарами.

Особую актуальность программа приобретает на фоне прогнозируемого резкого падения рождаемости, которое по словам ученых связано с кризисом рождаемости 90-х годов. 

О своевременности принятия Указа президента «Десятилетие детства» говорят и основные результаты первого этапа «Национальной стратегии действий в интересах детей», в работе которой были задействованы не только органы государственной власти, но и научные, и общественные организации.

Согласно официальной оценке стратегии, работа по всем обозначенным направлениям велась в позитивном ключе. Именно поэтому так важно добиться преемственности стратегии и программы «Десятилетия детства».

Среди особо действенных мер, реализация которых продолжается и в настоящее время, была выделена программа материнского капитала. Повышение рождаемости было результатом комплекса мер, но основным звеном все же являлась программа выплат материнского капитала. Для недопущения спада рождаемости в программе «Десятилетия детства» большое значение уделяется мерам поддержки многодетных семей. 

Еще одним достижением Национальной стратегии, которое должна подхватить и развить программа «Десятилетие детства», является воспитание детей, находящихся без попечения родителей и детей-сирот в приемных семьях.

С начала вступления в действие Национальной стратегии количество таких детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, уменьшилось вдвое. А в некоторых регионах, например, в Чувашии в 2016 году в приемных семьях находилось 94,5% детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

Именно поэтому в программе «Десятилетия детства» так много внимания было уделено разработке мер по поддержке таких семей.  

Серьезные результаты достигнуты и в вопросе информационной безопасности детей. «Десятилетие детства» продолжит работу в этом направлении.

Читайте также:  Льготы на ипотеку многодетным семьям: новый закон и программы социального кредитования

Как читать план мероприятий программы «Десятилетие детства»

23 января Правительство Российской Федерации утвердило План основных мероприятий государственной программы «Десятилетие детства» до 2027 года. В нём описаны 129 мероприятий, реализация которых возложена на органы исполнительной власти, в том числе Министерство культуры.

В списке есть пункты, которые косвенно или напрямую касаются и деятельности библиотек. А значит в конце года библиотекарей ждут новые отчеты, собирать статистику для которых лучше начать сейчас.

Но изучить документ стоит не только для того, чтобы понимать цели и задачи программы, достижению которых призваны способствовать библиотеки. План государственной программы – основа для разработки и реализации проектов, привлечения грантовых средств, создания новых партнерских взаимоотношений.

Чтобы сэкономить ваше время на исследование документа, мы внимательно прочли все 70 страниц, и рекомендуем обратить внимание на те пункты, которые имеют отношение к работе библиотек. Их девять: 43, 44, 45, 46, 47, 48, 65, 68 и 96.

43 (стр. 21 в pdf)

На первый взгляд этот пункт касается исключительно образовательных организаций, но там, где есть слово «мероприятия» библиотекам есть что предложить. Например, пространство библиотеки для «реализации мероприятий, направленных на стимулирование творческой деятельности учащихся детских школ искусств».

Это пункт программы – хороший повод для совместной работы и создания партнерских отношений со школами искусств.

Тем более, что итогом такой работы могут стать «международные и всероссийские мероприятия в области музыкального, хореографического, изобразительного, театрального искусства, киноискусства и народного творчества».

44 (стр. 22)

Это ключевой пункт для библиотек, ведь речь идет о поддержке детского и юношеского чтения. Смотрите графу «ожидаемые результаты» — не менее 150 мероприятий в год, «число зарегистрированных пользователей библиотек (дети до 14 лет включительно) — не менее 16,5 млн. человек».

С учетом, что на начало 2020 года число таких пользователей было чуть меньше 16 млн., прирост юных читателей к 2025 году должен составить примерно 5%.

Средний прогноз Росстата по количеству детей до 15 лет на 2025 год – 26,4 млн человек, то есть программа предполагает, что читателями библиотек к 2025 году должны стать 60% российских детей.

Рост рождаемости в 2012–2017 годах дает надежду, что таких результатов удастся достичь, тем не менее библиотекам уже пора задуматься о том, как заинтересовать детей и их родителей библиотечными услугами в ближайшем будущем.

45 (стр. 22)

Речь идет о мероприятиях для детской аудитории, которые проводят «государственные театры, концертные организации и самостоятельные коллективы».

Этот пункт программы – еще один повод для поиска и расширения пула партнеров библиотеки среди театральных, музыкальных, литературных и художественных студий. Библиотека может предложить и пространство, и аудиторию, и способы продвижения.

У подобного взаимодействия масса плюсов для всех участников, и 45-й пункт Плана лишь добавляет оснований для таких коллабораций.

46 (стр. 22)

Задача по производству игровых и анимационных фильмов для детей, казалось бы, не имеет прямого отношения к библиотекам, но все же её не стоит упускать из виду. Библиотека может предложить ресурсы для организации занятий по мультипликации и художественной видеосъемке, и даже приютить у себя полноценную анимационную студию.

Стать подходящей площадкой для поиска идей и разработки сценария, подготовки реквизита и актеров. Создание фильмов – сложный процесс, и библиотека вполне способна взять на себя роль продюсера или консультанта, стать связующим звеном в коммуникациях с местным сообществом.

И если этот пункт не повод снять детский фильм о жизни библиотеки, то как минимум – завязать новые знакомства с кинематографическими и анимационными студиями.

47 (стр. 23)

В этом пункте вновь идет речь о традиционных партнерах библиотеки: самостоятельных коллективах и некоммерческих организациях, реализующих проекты для детей. Еще один повод обновить связи и усилить взаимодействие с детскими студиями и кружками на базе библиотек.

48 (стр. 23)

Школьники – традиционная аудитория библиотек, и «реализация культурнопросветительских программ» для них получила в Плане еще одно основание. Ожидается, что число мероприятий, ориентированных на «освоение культурных компетенций» и «воспитание гармонично развитой личности» к 2024 году увеличится на 5%.

Для школ и колледжей в этом контексте библиотека – «палочка-выручалочка». Но библиотекарям все же стоит приложить усилия, чтобы сделать это взаимодействие более эффективным и взаимовыгодным.

Например, чаще приглашать школьников на «свою территорию», попутно предлагая им то, что не предложат в школах и колледжах.

65 (стр. 33)

Информационная поддержка и распространение информационной продукции — часть повседневной работы библиотекаря.

В этом пункте План акцентирует внимание на производстве, распространении и тиражировании информации и социально значимых проектах, ориентированных на детей, «в том числе на темы культурных, нравственных, семейных ценностей и безопасности жизнедеятельности». Участие библиотек в решении указанных задач довольно обширно.

Даже если библиотека не может себе позволить издание собственных книг и печатных материалов, она остается востребованным каналом распространения информации о таких изданиях. Более того, этот пункт Плана может стать основанием для грантовой заявки, привлечения спонсоров и партнеров, запуска нового проекта с участием местных сообществ и организаций.

Проект «Осознанное родительство» по продвижению и распространению книг об отношениях внутри семьи, который реализует Московская губернская универсальная библиотека совместно с АНО «Азбука семьи» — лишь один из примеров того, как библиотека может участвовать в реализации 65-го пункта программы «Десятилетие детства».

68 (стр. 34)

Один из тех пунктов Программы, в котором напрямую говорится о развитии библиотечной инфраструктуры. Так, до конца 2024 года по модельному стандарту должны переоснастить 684 муниципальные библиотеки.

Здесь реализация мероприятий «Десятилетия детства» стыкуется с национальным проектом «Культура», который завершится в 2024 году, и конкурсом на создание модельных библиотек. Помните об этом пункте при разработке концепции развития модельной библиотеки, когда будете готовить заявку на конкурс модельных библиотек.

Преобразования, ориентированные на детей, будут востребованы и станут дополнительным преимуществом конкурсного проекта.

Среди «ожидаемых результатов» также упоминается увеличение числа зарегистрированных пользователей библиотек в возрасте до 14 лет не менее чем на 5%. Смотрите наши комментарии к 44-му пункту и не забывайте, что работа по привлечению детей в библиотеки не потеряет своей актуальности в ближайшие годы.

96 (стр. 50)

Реабилитация и абилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями остается острой социальной задачей, в решение которой библиотеки вносят посильный вклад, реализуя собственные проекты и мероприятия для этой категории граждан.

В 96 пункте речь идет о разработке региональных программ на основе межведомственного взаимодействия как минимум в 65 субъектах РФ к 2025 году, и во всех субъектах РФ к 2027 году. Не исключено, что к реализации этих программ будут привлечены и библиотеки.

Опыт культурно-просветительской и досуговой работы библиотекарей с инвалидами и реабилитационные практики на основе творческих активностей станут востребованы вдвойне.

Более того, библиотека может стать одним из информационно-просветительских и консультационных центров по вопросам взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями, центром подготовки волонтеров. В прошлом году мы писали о проекте Центра толерантности «КУЛЬТУРА.INC. Школа инклюзивного культурного волонтёрства» и методиках, которые помогут библиотекарям в этой работе.

Раздел VII (стр. 58-65).

Отдельный раздел посвящен мероприятиям, направленным на обеспечение комплексной безопасности детей, соблюдение прав и законных интересов детей. Его стоит прочесть внимательно целиком, библиотекам в этом направлении предстоит много работы.

Начать ее придется с пересмотра всего комплекса существующих мероприятий. Многие из них сегодня устарели: современный мир предлагает новые вызовы, а у детей – другие интересы. Эта тема требует особого анализа и заслуживает отдельного материала.

Указ о социальной государственной программе «Десятилетие детства в России» был подписан Президентом России В. В. Путиным 29 мая 2017 года. Основные направления программы — обеспечение здоровья, безопасности, качества доступности образования и всестороннего развития каждого несовершеннолетнего гражданина России.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *