Приемный ребенок в семье: обязанности родителей, этапы адаптации, проблемы

Органы опеки и попечительства (ООП) вправе определить ребенка-сироту в приемную семью. С новыми родителями заключается договор, в котором указываются их права и обязанности. Основной проблемой подобного вида опеки является период адаптации.

На скорость привыкания к новой обстановке влияют условия проживания приемных детей в семье и их психоэмоциональное состояние. Во избежание возникновения проблем опекуны получают на курсах подготовки базовые знания.

Практические навыки улучшаются с помощью психологических тестов, тренингов и упражнений.

Психоэмоциональные особенности сирот

Приемный ребенок в семье: обязанности родителей, этапы адаптации, проблемыПриемный ребенок – это сирота, потерявшая родных родителей, но помещенная в другую семью для устройства. Органы опеки стараются найти усыновителей, опекунов, попечителей, или пристроить его в приемную семью до совершеннолетия. Новые родители получат опекунские права и обязанности. Адаптация приемного ребенка в семье напрямую зависит от его возраста и степени подготовки выбранных ООП представителей.

Ориентируясь на случаи из историй воспитателей, можно выделить несколько основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности психоэмоционального состояния:

  • 0-3 года;
  • 3-7 лет;
  • 7-12 лет;
  • 12-18 лет.

От рождения до 3 лет

В психологии родительства говорится, что даже новорожденные малыши способны запоминать запахи и голоса родителей, окружающие цвета и прочие мелочи. Потеря мамы и папы отображается на подсознательном уровне.

Ребенок больше не слышит родные голоса и чувствует изменения в режиме питания. У взрослых детей проявляется утрата шлейфом негативных эмоций и изменениями в поведении.

Они могут демонстративно показывать свое презрение к людям, ненавидеть себя или окружающих и отталкивать социальных сотрудников, пытающихся помочь. Младенец сознательно еще не может представить реальный масштаб трагедии, поэтому изменения проявляются соматически.

Для воспитателя не станет новостью расстройство питания, капризное поведение, постоянный плач, нарушение сна и плохой аппетит новорожденного, изъятого из семьи или утратившего родителей.

У годовалого ребенка уже имеется частичное представление о потере близкого человека. Неполное восприятие происходящего выражается соматически и эмоционально. Малыш проходит те же стадии, что и взрослые дети:Приемный ребенок в семье: обязанности родителей, этапы адаптации, проблемы

  • отрицание;
  • ярость;
  • плач;
  • депрессия;
  • примирение.

Проще происходит усыновление малышей, совсем недавно появившихся на свет. Они еще не успели привыкнуть к родным родителям, поэтому опекуны смогут их быстро заменить.

На степень адаптации также влияет количество переездов младенца. Если приемная семья уже не первая, то привыкание пройдет быстрее. Замещающей матери лучше уйти в декрет, чтобы малыш смог привыкнуть к ее запаху и голосу.

Постепенно он перестанет переживать и адаптируется к новой обстановке.

От 3 до 7 лет

С точки зрения педагогики, проще всего воспитывать детей от 3 до 7 лет. Ребенок уже разговаривает и может выполнять самостоятельно простые действия (ходить в туалет, следить за своей гигиеной, понимать слова взрослых). В памятках психологов такой возраст считается некритичным. Малыша еще можно перевоспитать.

Явным плюсом детей от 3 до 7 лет является желание быть любимыми и жить в семье. Уже при первом знакомстве многие малыши бросаются в объятия приемных родителей и называют их мамой и папой. Пробелов в образовании еще особых нет, поэтому при правильном подходе к воспитанию ребенок вырастет полноценным членом общества.

Несмотря на позитивный настрой при знакомстве, у сироты проявляется потеря мамы и папы соматически и психологически. Приемные родители замечают плохой аппетит, замедленную реакцию, недержание кала и мочи, приступы паники, агрессию.

Самое сложное будет отучить малыша от привычек, полученных в Детском доме. Родителям придется привлекать его внимание полезной и интересной работой и познавательными играми. Если дитя делает что-то не так, то нужно описать суть проблемы и объяснить, как правильно следует поступить.

Желательно все показывать на своем примере.

Не менее актуально получить рекомендации психолога. Специалисты обычно советуют сделать упор на воспитании, уходе и ласке. Постепенно память о Детском доме и потере близких людей уйдет на второй план.

Высока вероятность появления новых проблем после определения малыша в детский садик. Попадание в незнакомый коллектив может спровоцировать обострение старых детдомовских привычек. Замещающим родителям стоит подумать о домашнем обучении, чтобы подготовить малыша психически и умственно к занятиям в школе.

От 7 до 12

Ребенок от 7 до 12 лет осознает потерю родителей в полной мере. Для опекунов подобная возрастная группа достаточно актуальна. Дети еще маленькие, но уже многое умеют. Приемным родителям необходимо будет выяснить, какие у малыша пробелы в образовании и заполнить их.

Не менее важно поработать над социальными навыками. Специалисты утверждают, что формирование детдомовской манеры речи и пагубных привычек (воровать, курить, пить) наблюдается в каждом втором случае. Если неправильно выбрать стратегию воспитания, то опекун может напороться на агрессию и упрямство.

Применение силы лишь вызовет гнев, страх и замкнутость в себе.

В целом ребенок вполне развит и понимает разницу между биологическими и замещающими родителями, поэтому он вполне лояльно отнесется к новой семье. Усугубить ситуацию может плохой опыт установления семейных связей в прошлом. К 10-12 годам над многими детьми не раз брали опеку.

Постоянная смена места жительства приводит к ощущению ненужности и безнадежности. На этом фоне занижается самооценка, из-за чего изменяется характер в сторону удовлетворения лишь своих желаний. Приемные родители могут изменить ситуацию, проявляя заботу и ухаживая за малышом. Он должен почувствовать, что нужен и важен.

Постепенно подопечный сможет адаптироваться к новой семье и будет дорожить ею.

Приемный ребенок в семье: обязанности родителей, этапы адаптации, проблемыОсновной проблемой у детей 7-12 лет может стать недостаточный уровень образования. Ребенку предстоит продолжить обучение в школе, но из-за недостатка знаний проявятся комплексы, связанные с получением плохих оценок. Опекуны должны позаботиться об этом, нанимая репетиторов и дополнительно занимаясь с подопечным. Превращаться из любящего приемного родителя в строгого педагога не стоит, так как можно испортить выстроенные отношения с малышом. Необходимо знать меру и уметь вовремя поощрить школьника за хорошую работу и поведение. При правильном подходе пробелы в образовании быстро исчезнут.

От 12 до 18 лет

Из-за специфики характера и трудностей, возникающих в адаптационном процессе, детей старше 12 лет редко определяют в приемные семьи. Считается, что их нельзя уже исправить.

По мнению специалистов, на развитие и поведение сирот вполне можно повлиять, проявляя заботу, любовь и нежность.

Искренних и бескорыстных чувств детям, лишившимся родителей, не хватает больше всего, чтобы раскрыться.

С первого дня подростки кажутся равнодушными и меркантильными. На их лице нет ожидаемой радости от попадания в семью. Возникают чувства лишь со временем. Ребенок длительное время их прятал или вовсе не испытывал, проживая в Детском доме, поэтому нужно проявить терпение.

Меркантильность проявляется в постоянных просьбах что-либо купить. Вырабатывается подобная черта характера годами. Находясь на содержании в детдоме, для ребенка взрослый человек становится лишь средством получения желаемого. Попадая в приемную семью, он продолжает также мыслить.

Лишь со временем начнет вырабатываться чувство благодарности и желание ответить «добром на добро».

К 12 годам и старше у сирот существенно занижается самооценка. Подобное явление связано с частыми отказами опекунов и отправлением обратно в приют. Чтобы ребенок доверился вновь и раскрылся, приемные родители должны выстраивать отношения «на равных». Бесполезно пытаться переделать подростка насильно.

Его взгляды на мир уже утвердились. Детские психологи советуют опекунам не стремиться сломать ребенка, а показать ему, другую сторону жизни.

Узнав новую информацию и ощутив искренние чувства, подопечный сам потянется к приемным родителям и постепенно поменяет свое мнение по поводу многих вещей, ранее презираемых.

Этапы адаптации

Принято делить процесс адаптации приемного ребенка на 3 стадии. Ознакомиться с ними можно в таблице.

ЭтапКраткое описание
Знакомство Между приемными родителями и детьми начинается процесс «опережающей привязанности», то есть опекуны и подопечные стремятся показать свою любовь, которой еще нет. Длится стадия около 1 месяца.
Регрессия Первые впечатления уже забылись и раскрываются истинные черты характера. Начинается своеобразный процесс «притирки». Постепенно взрослые и дети все больше привязываются друг к другу и понимают, что пора находить компромиссы. Срок стадии варьируется от 2 до 4 месяцев.
Привыкание Приемные дети и опекуны уже привыкли друг к другу. В разговоре больше нет напряженности. Со стороны можно подумать, что идет малыш со своими родными родителями. Если достичь компромисса так и не удалось, то у ребенка усиливаются прежние недостатки (агрессия, страх, замкнутость в себе). Примерно через 1,5 года можно будет окончательно решить, смогли ли опекуны найти ключ к подопечным, или нет.

Приемный ребенок в семье: обязанности родителей, этапы адаптации, проблемыДлительность этапов адаптации варьируется в зависимости от ситуации. Многие дети определяются в приемную семью с ВИЧ-инфекцией, невралгией, пороком сердца и прочими патологиями. В данной ситуации основную роль играет не наследственность, а здоровье малыша и психоэмоциональное состояние. Для скорейшей адаптации потребуются консультации у лечащего врача и детского психолога.

Проблемы, возникающие в приемных семьях

В приемной семье из-за особенностей воспитания детей-сирот могут проявляться определенные проблемы:

НазваниеОписание
Ощущение неуверенности в себе на фоне постоянного страха. Опекуны боятся, что не справятся со своими обязанностями.
Завышенное чувство ответственности за подопечного. Приемные родители не всегда могут решиться предпринять определенные действия в отношении ребенка из детдома, например, вызывают врача или скорую помощь при малейшей проблеме, с которой легко бы справились самостоятельно.
Не оправданные ожидания опекунов часто перерастают в депрессию. Связана проблема с совершенно иными представлениями о характере и поведении ребенка.
Трудности с принятием малыша в семью из-за его пробелов в воспитании и плохом характере. Опекунам не всегда удается проявить должное терпение, что ведет к отказу от детей.
Проблемы с освоением нового положения подопечного Родителям трудно привыкнуть, что у них новый ребенок и расценивать его наравне с родными детьми.
Разделение детей на «своих» и «чужих» Замещающие родители часто не замечают, как сравнивают кровных детей с приемными. Ребенок ощущает себя «плохим» и боится, что от него откажутся.
Уменьшение времени уделяемого на родных детей На ребенка-сироту, только лишь попавшего в приемную семью, уходит большая часть времени родителей. Они стараются показать свои чувства и всячески угождают подопечному. Родные дети начинают ощущать себя ненужными и намеренно совершают плохие поступки для привлечения внимания.
Читайте также:  Права и обязанности подростка с 14 и 16 лет в России: законодательное регулирование вопроса

Методы налаживания контакта

Психологи советуют приемным родителям выяснить, что для нового члена семьи значит слово «любовь» и как он выражает ее, узнав ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом малыш выражает свои чувства к окружающим?
  • Что желает ребенок больше всего?
  • На что жалуется малыш?

Узнать нужные сведенья можно, понаблюдав за подопечным во время игр, тщательно прислушиваясь к его словам и расспросив воспитателей. При правильном подходе к воспитанию получится добиться расположения малыша и решить возникшую проблему. Психологи для преодоления и предотвращения проблем создали перечень советов приемным родителям:

  • До определения в приемную семью малыш живет в учреждении с непростым режимом. Рекомендуется выяснить все об условиях его содержания в приюте. Не помешает расспросить воспитателей о поведении подопечного и его любимых занятиях. Полученные сведенья помогут быстрее пройти период адаптации.
  • Не рекомендуется насильно заставлять есть нежеланные блюда нового члена семьи. Лучше выяснить все о предпочтениях малыша и постепенно вводить полезные продукты.
  • Не стоит покупать сразу кучу игрушек. Некоторые из них маленького ребенка могут напугать. Лучше прийти в магазин и попросить его выбрать, что понравится больше всего. По возможности стоит воссоздать некоторые элементы интерьера из приюта в детской комнате, чтобы малышу было проще осваиваться.
  • Приемный ребенок в семье: обязанности родителей, этапы адаптации, проблемыСтоит оградить ребенка от лишнего внимания. Период адаптации проходит нелегко, поэтому встречи с прочими родственниками лучше отложить.
  • Странные запахи или непонятные громкие звуки, пугающие ребенка, нужно устранить. В ином случае усугубится его нестабильное психоэмоциональное состояние.
  • Домашние животные должны стать друзьями новому жильцу. При первой же встрече лучше их представить.
  • Не рекомендуется стараться компенсировать нехватку заботы или различных сладостей и вкусных блюд. Перекармливание лишь нарушит пищеварение, а излишнее внимание вызовет нежеланные изменения в поведении. Во избежание проблем стоит соблюдать умеренность во всем.
  • Восстанавливать пробелы в образовании следует постепенно. Первоначально ребенок должен почувствовать себя частью семьи. Затем уже можно постепенно переходить к обучению, походам в музеи, театры и прочие познавательные места.
  • Первое время приемный ребенок не будет проявлять особой эмоциональной привязки к замещающему родителю. Выделяется лишь чувство беспокойства, когда опекуна нет дома. Со временем эмоции станут более выраженными.
  • Приемные родители должны внимательно слушать нового члена семьи. Если ребенок рассказывает о жизни в детдоме с использованием нецензурных выражений, то нужно дать высказаться, не акцентируя внимания на словах.

У приемных детей есть свои психоэмоциональные особенности, влияющие на скорость адаптации в новой семье. Во избежание проблем опекуны обязаны выстраивать стратегию воспитания, ориентируясь на возраст ребенка, пережитую им ситуацию и длительность проживания в детдоме. При возникновении неприятных ситуаций рекомендуется посоветоваться с детским психологом.

Как помочь адаптироваться приемному ребенку, этапы адаптации – Medaboutme.ru

Приемный ребенок в семье: обязанности родителей, этапы адаптации, проблемы

В процессе адаптации ребенка и приемной семьи выделяют три основных этапа. Они как раз и сопровождаются теми «эмоциональными качелями», от радости и ощущения, что все идет хорошо, до неприятия и чувства, что ситуация заходит в тупик.

На первой стадии, которую называют этапом знакомства, идеализированных ожиданий, а также своеобразным «медовым месяцем», характерны отношения опережающей привязанности.

Патронатные родители создают максимально комфортные условия, проявляют максимум интереса и заботы, ребенок включается в новые отношения, пытается сориентироваться в семье.

Такой период пронизывают симпатия, желание понравиться друг другу.

Нередко на этом этапе дети возбуждены, излишне активны, могут не запоминать, что где находится, путать имена новых членов семьи.

Конфликты обычно начинают возникать по окончании «медового месяца», их причина — изменение ситуации в жизни ребенка, которую он начинает осознавать. Первый этап ощущается как «отпуск», временное положение.

Дети воспринимают детский дом как некое нейтральное место, а вот переход в семью нередко вызывает чувство, что «мосты сожжены». Порой и в первые дни пребывания дома ребенок начинает просить отвезти его назад. У такого желания могут быть несколько причин, воздействовать может как одна из них, так и несколько сразу.

Потребность в безопасности выражается в попытках контролировать ситуацию («я хочу сделать так, вернуться назад»), опасении стать зависимым от новых родителей, которые еще мало знакомы ребенку.

Может иметь место проверка отношения («будут ли меня удерживать, действительно ли я нужен»), или ребенок действительно может соскучиться и захотеть увидеть привычные лица.

Переход к стадии регрессии, вживания в новую семью чаще всего сопровождается значительным ухудшением поведения ребенка. Это кризисный этап, показывающий, что новый член семьи пытается понять свое положение, «вжиться» в коллектив.

Причин у стадии регрессии немало, и в большей части они связаны с тем, что ребенок расслабляется после периода знакомства, «отпускает себя», при этом может тревожиться о своем месте в семье, и могут начинаться проверки «а примут ли меня, если я буду вести себя плохо».

Одна из больших ошибок, которую могут делать патронатные родители, заключается в отрицании важности биологической семьи ребенка. При неуважительном, небрежном отношении к родственникам, даже не высказываемом вслух, при отрицании «корней» ребенок подвергается значительной травматизации. Принятие своего происхождения, кровной семьи — один из мощных факторов, стабилизирующих детскую психику.

Этап регрессии длится в среднем около полугода.

И один из ярких признаков того, что ребенок и замещающие родители прошли его успешно, заключается в рассказах, воспоминаниях и даже фантазиях о биологической семье: «а мы с мамой тоже ездили в зоопарк», «а у дяди тоже была машина».

Поощрение ребенка в рассказах, помощь в составлении генеалогического древа, альбома с фотографиями и событиями из прошлой жизни — эффективный инструмент, помогающий детям осознать особенности и отличия «старой» и новой семьи, своего места в них и в мире в целом.

После первого комфортного периода дети примерно понимают, какие правила в новом месте существуют и какие ожидания к ним предъявляются, и это тоже повод для конфликтов и роста тревожности ребенка. Например, социальные и гигиенические навыки по сравнению с семейными детьми у приемных могут быть значительно снижены, и это не повод упрекать, а шанс научить, как правильно поступать.

Нередко родители ожидают проявления благодарности за выбор, за отношение к ребенку, забывая, что он не обязан быть благодарным; знание, как именно надо показывать свою благодарность, да и умение благодарить — это навык, который взращивается в семье.

От детей разного возраста требуют различных навыков, поэтому часто труднее всего приходится патронатным родителям подростков, особенно, если взрослые ориентируются на кровных или знакомых тинейджеров в уровне развития, эмоциональном, социальном или интеллектуальном.

Комментарий эксперта

Приемный ребенок в семье: обязанности родителей, этапы адаптации, проблемы

Екатерина Сафонова, психолог

Главное — не ожидать, что подросток мечтал скорее попасть именно в вашу семью, и ваше тепло сразу же его отогреет. Это не так: приемные дети довольно недоверчивы, они могут противиться заботе, защищая себя от страха вновь встретиться с потерями или предательством.

В приёмной семье подросток будет проходить все те стадии развития, которые он не прошёл, поэтому не нужно удивляться, если взрослый парень попросит у приемной мамы покормить его с ложечки или поиграть с ним в машинки — это сигнал, что адаптация идет, и идет вполне успешно.

Подростки из детских учреждений практически всегда имеют психологические травмы, что провоцирует множество проблем в общении и поведении, нередко эти дети просто не принимают любовь, из-за чего во время адаптации родителям кажется, что подросток не ценит их усилий, не уважает их труд, что взрослые приняли в семью неблагодарного ребенка. Но надо помнить, что этот период взаимной агрессии временный и сменяется стадией принятия родителями и подростком друг друга.

Разные дети приходят в семьи с разным опытом. Кто-то, возможно, уже прошел попытку усыновления или наоборот, только попал в детский дом из родной семьи. Все эти факторы в значительной мере влияют на то, как дети «вживаются в семьи».

Точно можно сказать одно: этап регрессии показывает, что процесс адаптации ребенка идет в правильном направлении, без его начала и завершения невозможна гармонизация отношений и полноценная адаптация, эмоциональные проблемы, вызывающие кризис, будут мешать и ребенку, и родителям.

Приемный ребенок в семье

Период адаптации жизни семьи при усыновлении ребенка достаточно непрост. С одной стороны, может казаться, что главное — это просто любить ребенка, и тогда все проблемы и сложности решатся сами собой.

Но это не совсем так. Дело в том, что в случае с приемным ребенком имеются некоторые отличия, которые делают адаптацию и жизнь семьи особенными.

И тут важно не только любить ребенка, но и обладать нужной информацией и знаниями.

Нужно помнить о том, что в жизни каждого приемного ребенка случилось тяжелое событие – он потерял семью и родителей.

Совсем маленькие дети (до года-двух) могут не помнить об этом осознанно, но, тем не менее, это все оставляет след в их жизни: у них может развиться расстройство привязанности, зачастую — отставание в развитии.

Дети постарше переживают, как правило, сильный стресс, страх, боль потери одной из основ своей жизни. Это все не может не сказаться не только на их развитии, но и на психологическом состоянии, восприятии мира и себя в нем.

Именно поэтому приемным родителям важно иметь не только любовь к ребенку и общий позитивный настрой, но и определенные знания, а также готовность принимать помощь специалистов.

Проблемы с формированием привязанности

Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.

Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей.

Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому.

Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:

  • ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
  • ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
  • ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
  • ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
  • ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.
Читайте также:  Трудовые права и обязанности несовершеннолетних лиц по российскому законодательству

Как правило, поведение ребенка с нарушением привязанности можно отнести к одному из типов, описанных выше. Родителям нужно знать, что практически все они корректируются, но требуется время, терпение, и иногда – помощь специалистов. Ситуации с жестоким, деструктивным поведением ребенка требуют отдельного контроля, потому что добиться социализации такого ребенка особенно сложно.

Нужно ли рассказывать ребенку о кровной семье?

Рассказывать ли ребенку о его биологических родителях, и как это делать – этот вопрос волнует практически всех приемных родителей.

С одной стороны, может казаться, что разговор о кровных родителях вызовет грустные или неприятные воспоминания, и приемные родители этого избегают.

Но если не говорить о чем-то – это не значит, что ребенок не будет об этом думать, и ситуация как таковая не изменится.

Первый вопрос – стоит ли вообще говорить ребенку о том, что он приемный. Этот вопрос, как правило, возникает в случае усыновления совсем маленьких детей, которые еще не могут осознанно помнить своих родителей.

Если отвечать на этот вопрос кратко, то специалисты по работе с усыновлением говорят однозначно – да, сообщать ребенку нужно. И это подтверждается десятками лет практики и тысячами семей, в которых возникали сложности именно из-за попыток сохранить тайну.

Некоторые приемные родители пытаются создать тайну, и тайна окутывает многих родственников и друзей семьи. Выросшие дети зачастую уже догадываются, что им что-то не говорят. Случаи, когда тайна все-таки становится явной, возникают часто, а вот последствия этого для ребенка (в любом возрасте, даже взрослого человека) очень тяжелы.

У него страдает чувство доверия к миру, принадлежности к своему роду. Возникают семейные конфликты, иногда очень тяжелые. Может даже произойти разрыв с приемными родителями на эмоциональной волне.

Поэтому вовремя и правильно рассказать ребенку о его кровных родителях – это путь к тому, что ребенок примет эту ситуацию наименее болезненно.

Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Маленький ребенок воспримет это как данность, и потом просто постепенно будет взрослеть с этим. Может быть, он будет вспоминать об этом очень редко. Но в любом случае, эта информация уже не станет шоком для него и сама по себе не будет препятствием для формирования близких отношений с приемной семьей.

Если приемные родители чувствуют какое-то неудобство, страх, стыд рассказать об этом, то лучше сначала разобраться со своими чувствами и их причиной.

Как правило, во всех органах опеки есть школы приемных родителей, где психологи специализируются именно на этих темах. Можно консультироваться и в других психологических службах.

Главное, чтобы приемный мама или папа смогли вновь обрести уверенность и спокойствие.

Три стадии адаптации

Существуют три условных стадии, которые проходит семья, взявшая приемного ребенка.

Первая – идеализация

И ребенку, и приемным родителям будущая жизнь рисуется в радужном свете. Все стараются друг другу понравиться. Это важная стадия, и завышенные ожидания несколько сглаживают перемену среды для ребенка и помогают наладить контакт.

Не более чем через месяц-два появляются неизбежные конфликты, ведь ребенку приходится адаптироваться к новым правилам, а родителям – менять и свою жизнь. И начинается следующая стадия…

Адаптация в семье

Теперь уже ребенок может демонстрировать и страх перед привязанностью к новым людям, и проверять новые правила на прочность, и усиленно тосковать по кровной семье или детскому учреждению. Дети могут не слушаться, проявлять агрессию.

Здесь от приемных родителей понадобится максимум терпения, настойчивости, гибкости, умения строить диалог, искать компромиссы. Эта стадия длится около 6 месяцев, и в результате в семье должно появиться чувство общности и доверия.

После этого конфликтного и сложного периода, как правило, наступает более стабильное состояние, когда и ребенок встроился в новый распорядок, и семья приняла ребенка. На этом этапе можно разговаривать с ребенком о его прошлом, создавать новые семейные традиции и правила.

Советы по адаптации ребенка в приемной семье

Утешение и поддержка

Почти все дети, покидающие сиротские учреждения, испытывают чувство грусти.

Они могут переживать и об утрате своей кровной семьи, и о расставании с друзьями из ставшего привычным сиротского учреждения, и просто о сложности адаптации в новом месте.

Родителям нужно дать возможность выплакать, выразить свои чувства, и при этом быть рядом, постараться успокоить ребенка и показать свою поддержку, заботу и внимание.

Распорядок дня и новые правила

Ребенку сложно адаптироваться, поэтому нужно максимально понятно, подробно, спокойно рассказывать о новых правилах, о распорядке дня. О том, что будет в каждый день недели. Эта определенность поможет ребенку почувствовать себя более уверенно и спокойно.

Взрослым нужно помогать ребенку и поддерживать его. Помогать собирать вещи в школу, планировать график.

Забота о физическом здоровье, одежде и личных вещах

Желательно учесть предпочтения ребенка в еде, узнать, что ему нравится. Помочь ему уснуть вечером, побыть с ним рядом. Может быть, он не привык спать в комнате один – тогда можно временно включать ночник, открывать дверь или спать с ним в комнате. Такая простая забота может значительно облегчить адаптацию ребенка.

Ожидание ответной любви приемного ребенка

Родители могут проявлять инициативу в своей ласке, заботе, выражении любви и тепла, но не ждать ответной реакции от ребенка. Это вполне нормально, что она появится не сразу. Проявление своих чувств нужно тоже отслеживать – например, если ребенку неприятны объятия, можно просто сначала брать его за руку.

Воспоминания ребенка

Ребенок может тосковать по своему прошлому. Если он не помнит его – он может придумывать вымышленные факты. Ребенку важно иметь представление о своем прошлом, а у некоторых детей из детского дома абсолютно нет никакой информации, кроме имени родителя и места жительства. Возникает как будто пробел, пустое место. И это плохо сказывает на формировании психики ребенка.

Именно для этого приемная семья может создавать коллажи, картинки и даже вымышленные фотоальбомы, где будет собрано все, что так или иначе касалось жизни ребенка. Фотографии его города, картинки, как могли выглядеть его родители.

И в этой истории его жизни будет и момент появления его в новой семье и фотографии его взросления.

Таким образом, можно рассказать ребенку, что есть кровные родители, у которых он родился, и есть семья, в которой он будет расти как родной ребенок.

Конечно, тема усыновления и адаптации ребенка в семье очень обширна, и мы рассмотрели только некоторые вопросы. Главное, что будущие приемные родители должны готовиться к усыновлению заранее, читать литературу, посещать специальные занятия. Это поможет пройти период адаптации как можно более легко и быстро и создать в семье атмосферу тепла и доверия.

Адаптация приемного ребенка в семье разных возрастных категорий

От чего зависит успешная адаптация приемных детей

Все вместе они должны:

  • пройти важный этап создания новых семейных отношений;
  • начать работу над улучшением достигнутых результатов.

Прежде всего родители воспринимают этот период как первый экзамен на право стать настоящей семьей. Им нужно:

  • преодолеть многие трудности;
  • справиться с собственными переживаниями;
  • облегчить ребенку вхождение в новую среду.

Возраст приемного ребенка, в соответствии с теорией возрастной периодизации Эриксона, определяет «радиус значимых отношений».

Младенец в приемной семье

Во время адаптации приемного ребенка в семье не стоит торопить события и сразу же знакомить его со всеми родственниками. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть и хорошо узнать свое ближайшее окружение. А уже затем, чувствуя благожелательный настрой и поддержку семьи, встречаться с другими людьми.

Адаптация приемного ребенка в семье в возрасте 1–3 года

И, хотя, как и каждый ребенок этого возраста, он будет настроен лишь на семью, постепенно его интересы начнут расширяться. С ним нужно часто играть и много гулять — прогулки на свежем воздухе полезны для здоровья и дают малышу ценный материал для познания окружающего мира.

Приемный ребенок в возрасте 7–11 лет

В возрасте от 7 до 11 лет ребенок ориентирован не только на семью, для него много значит общение с соседскими детьми и школьными друзьями.

Но все же, они долгое время, примерно в течение 2–3 лет познают особенности взаимодействия с родителями и другими членами семьи. В период адаптации требования к приемным детям должны быть снижены.

Адаптация подростка в приемной семье

Адаптацию приемного ребенка в семье пережить всегда не просто, а когда у него уже начался процесс полового созревания, сделать это сложнее вдвойне. Снизить уровень подростковой агрессии помогут занятия спортом, соблюдение установленного режима дня, доверие.

Адаптация приемного ребенка в семье: этапы сближения

В нем можно выделить 4 стадии:

  1. Под впечатлением. Ребенок и взрослые еще не до конца осознали пришедшие в их жизнь изменения. Обе стороны стараются проявить свои лучшие качества.
  2. Спонтанная агрессивность. Отчаяние, неверие в собственные силы возникают у взрослых из-за усталости и напряжения.
  3. Начинаются улучшения. Взрослые и ребенок закончили пристально изучать друг друга и осознали, что придется подстраиваться к характерам друг друга и предпочтениям.
  4. Процесс принятия. Отношения строятся на доверии.

Принятие в семью ребенка любого возраста сопряжено с определенными трудностями. Однако они легко возникают и с родными детьми. Поэтому всегда нужно думать о хорошем и стремиться к лучшему. Результат будет положительным лишь в том случае, если добрые чувства и уважение друг к другу станут взаимными.

Читайте также:  Пособие на ребенка до 16 лет: размер выплаты, необходимые документы, порядок оформления

Адаптация приемного ребенка в семье (этапы) — видео

Адаптация в замещающей семье — часть 3. Усыновление: психология

Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, — типичные состояния, характерные для большинства новых родителей.

Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка — это серьезное испытание для всей семьи.

Ведь у приемных родителей нет ни каникул, ни отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которое зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже когда рождается собственный ребенок.

А что говорить, когда в семье появляется незнакомый ребенок, причем довольно сложной судьбы и непростого характера.

Поэтому примерно через месяц картина семьи несколько изменяется.

В ответ на вопрос: «Насколько реальная обстановка отличается от ожидаемой?», большая часть приемных матерей выражают явное или неявное неудовлетворение своей новой ролью.

Негативные эмоции, в основном, связаны с увеличением объема домашней работы, затратой дополнительных сил, энергии и времени, возникновением непредвиденных ситуаций, которые отражаются на налаженном быте семьи.

Многие матери, имевшие собственных детей, расстроены тем, что новый ребенок отличается от их собственных детей, что к нему нужно применять иные дисциплинарные меры, искать новые способы воздействия.

Им многое не нравится в поведении детей, шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды). В тех семьях, где есть собственные дети, обнаруживается, что они не могут относиться к ребенку также как к своему собственному.

Они вынуждены делать ему поблажки, жалеть его и потакать капризам. Вот высказывание одной из женщин: «Я стараюсь не делать ему явных поблажек, но приходится жалеть его, ведь ему так же трудно привыкать к нам, как и нам к нему.

Может быть, я балую его, потому что иногда «не замечаю» того, что своим детям я бы никогда не спустила». Поняв, что приемный ребенок совсем не такой как собственные дети, родители стараются сделать максимально возможное для блага его и всей семьи.

Но пока очень незначительная часть приемных матерей выражает разочарование своей новой ролью. И, хотя они подчеркивают возрастание нагрузки, тем не менее «сдаваться» они пока не собираются. Наоборот, они готовы продолжать свой тяжелый труд и с оптимизмом смотрят в будущее.

В основном, после первого месяца совместного проживания матери выражают положительное отношение к сложившейся ситуации, но примерно половина отмечает, что привыкание проходило нелегко.

Через три месяца многие приемные родители начинают чувствовать себя более уверенно и комфортно, они положительно оценивают свой опыт и определяют обстановку в семье как «весьма хорошую». Они более уверены в своих силах, им удалось найти свои собственные способы доверительного общения с усыновленным ребенком. Отмечают также значительные изменения у ребенка в лучшую сторону.

Но есть семьи, в которых отношения с ребенком не изменились в лучшую сторону. У них наблюдается разочарование в ребенке и в своих силах; осознание собственного провала сопровождается стрессовым состоянием матери.

Появление нового ребенка негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи. Например, ребенок действует на нервы мужу, и он отказывается иметь с ним какие-либо взаимоотношения. Ребенок может проявлять избирательность, отдавать предпочтение одному члену семьи, например, отцу, отвергая мать.

Приемный ребенок может оказывать негативное влияние на имеющихся в семье детей или способствовать возникновению между детьми конфликтных отношений (ревность, соперничество). Особенно много проблем возникает там, где приемный ребенок старше собственных.

» Я надеялась, что он будет старшим братом для малышей, а он терроризирует их», — делится одна из матерей.

В целом, через 3 месяца существования такой семьи вырисовывается достаточно противоречивая картина. Матери все еще полны энтузиазма и ощущают определенное удовлетворение от своей новой роли. Отцы же менее оптимистичны, что объясняется разными ролями родителей в жизни семьи.

Решающим в жизни семей является 6 месячный период. Удовлетворение от своей новой роли в большой степени зависит от того, насколько взрослые смогли понять и принять ребенка. По истечении 6 месяцев многие родители испытывают гораздо меньше оптимизма и отмечают, что им стало труднее, чем в первые дни.

Их удовлетворение своими действиями гораздо меньше, чем раньше. Данное явление получило название «эффект медового месяца». Сначала кажется, что ребенок прекрасно привыкает к новой обстановке, со всем соглашается, делает то, что от него ждут.

И вдруг он перестает быть абсолютно послушным, все чаще выражает собственные взгляды и начинает предъявлять собственные требования. Это свидетельствует о том, что он начинает чувствовать себя в приемной семье комфортно, становится самим собой.

Даже если приемные родители понимают, насколько важны и существенны происходящие с ребенком перемены, от этого им не легче справляться с новыми и новыми трудностями.

Теперь они гораздо реже отмечают положительные сдвиги и намного чаще говорят об ухудшении поведения, они менее уверены и удовлетворены, чем раньше.

Оптимизм убывает потому, что большинство родителей начинают понимать всю серьезность и глубину детских проблем, а также сложность и не всегда эффективный результат своих попыток изменить поведение ребенка к лучшему. По мере того, как они ближе узнают ребенка, им становится понятнее, какое влияние на него оказал предыдущий жизненный опыт. Именно в этот момент важна помощь специалиста.

В то же время, они все больше привязываются к ребенку и, естественно, хотят ответной реакции от него. Родители ждут от ребенка благодарности и признательности за свои «героические усилия», однако их ожидания зачастую оказываются напрасными.

И потому здесь очень важна поддержка и признательность со стороны (соцработников, учителей, педагогов, родственников). Они должны отметить изменения в ребенке в лучшую сторону, показать, какую пользу принесло ребенку пребывание в данной семье.

Ребенок стал более защищенным, у него улучшились (перечисление успехов ребенка), он стал более спокойным, уравновешенным, поправился и т.п.

Разочарование родителей не означает, что плохо поработали или плохо справляются со своими обязанностями. В этот период родители наиболее всего нуждаются: в советах и рекомендациях о том, как справиться с поведением ребенка; в объяснении причин поведения ребенка; в ободрении и поддержке (большинство).

Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания.

Большинство приемных семей начинает свою деятельность с полной уверенностью, что они смогут сделать ребенка счастливым.

Они верят в то, что под их влиянием ребенок изменится к лучшему, но когда перемены наступают не так быстро, как им хотелось, они теряются и нуждаются в поддержке и объяснении причин.

Они должны понять, что такой медленный и не очень явный прогресс — совершенно закономерное явление, что нет ничего страшного в том, что они не всегда самостоятельно смогут разрешить конфликты и справиться с трудностями.

Если родителям кажется, то их ребенок стал лучше себя вести, и что они действительно смогли помочь ему, то это, естественно, вызывает чувство удовлетворения. «Когда после всех трудностей, ты видишь слабые проблески понимания или выражение благодарности, или какие-то крохотные сдвиги в лучшую сторону, то чувствуешь себя просто на седьмом небе»,- так описывает свои чувства один из отцов.

Если родители считают своего ребенка по-прежнему трудным и не видят сдвигов в лучшую сторону, то, исходя из теории равновесия, они чувствуют себя неудовлетворенными, т.к. они оказываются в ситуации, когда вложены огромные усилия и не видно никакой отдачи. Для того чтобы они смогли продолжать свой «неблагодарный труд», им совершенно необходима помощь извне.

В этот период значительно большее число матерей и отцов выражают удовлетворение обстановкой в семье и своей ролью. Создается впечатление, что они исполняют свою роль родителей намного увереннее, чем 6 месяцев назад.

«Дела идут намного лучше — о таком я даже не могла мечтать 6 месяцев назад. Я просто стала понимать ее. И мы вместе можем решать проблемы, которые встают перед нами»,- такова оценка ситуации одной из матерей.

Как видно из этого высказывания, они более терпимо относятся к проблемам ребенка. Эти проблемы их уже не слишком озадачивают и расстраивают.

Через полтора года можно сказать, что семьи, «продержавшиеся» столь длительное время, смогут существовать сколь угодно долго. Родители удовлетворены своей ролью и обстановкой в доме, многие довольны тем, что ребенок хорошо прижился в семье.

Но даже очень успешные родители нуждаются в поощрении и отдаче от вложенных усилий. Такой «отдачей» может быть чувство любви, выражаемое ребенком; счастье ребенка и его желание жить в этом доме; уверенность в том, что они сделали все необходимое для того, чтобы помочь ребенку.

Итак, для построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально.

Совместные занятия, игры, беседы; предоставление ребенку возможности высказать то, что у него не душе; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, если ребенок расстроен, уход и забота, если он болен… Все это со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и приемным ребенком.

Схематически построение добрых взаимоотношений можно изобразить в виде лестницы, назвав ее «Шаги любви» (движение снизу вверх)

Здесь начинается любовь
Внутренняя связь/ привязанность
Привыкание
Проверка
Замкнутость
«Медовый месяц»
Приезд в семью
Первая встреча
Выбор семьи
Принятие решения

Красницкая Г.С., «Школа приёмных родителей»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *