Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

До сих пор в нашей стране, несмотря на усилия отдельных людей и государства, количество детей-сирот не снижается. Ежедневно в дома ребенка поступают отказники из родильных домов, а в детские дома прибывают ребята, нахождение которых в родной семье опасно для жизни. Государственное учреждение – временная мера, но никак не выход из бедственного положения маленького человека, от которого отвернулись самые близкие люди. Ребенок не может вырасти счастливым вне семьи, а значит, больше всего на свете ему нужны новые, любящие, родители. В таких ситуациях единственной действенной мерой становится приемная семья. Речь идет о собирательном образе всех семей, которые осуществляют усыновление, берут под опеку, оформляют попечительство или прибегают к любой другой форме устройства ребенка в семью.

Что такое приемная семья

Можно выделить следующие формы приемных семей:

  • Усыновление – ребенок принимается в семью на правах родного по крови. Он становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
  • Опека – ребенок принимается в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Он может сохранять сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
  • Патронат – ребенок воспитывается в семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья – ребенок воспитывается дома у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в приемную семью.

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

Опыт усыновления детей-сирот существует, и он успешен. Однако способность принять ребенка дана далеко не каждому человеку – необходимо внимательно прислушиваться к себе, стараться найти ответы на внутренние вопросы.

Если не удается принять решение самостоятельно, всегда можно пообщаться с психологом. Он поможет «заглянуть» внутрь себя и понять, что именно вам нужно от жизни. Возможно, это отнюдь не помощь ребенку, а желание удовлетворить некие личные амбиции.

В таком случае не стоит рассчитывать на приемных детей – они вовсе не обязаны оправдывать ваши ожидания.

Приемная семья, как и любая другая, с появлением ребенка может столкнуться с рядом проблем. Способность решить их без потерь во многом зависит именно от готовности принять маленького человека и от компетентности приемных родителей.

Чем яснее люди понимают, на что они идут, когда принимают решение воспитывать приемного ребенка, тем лучше. Разумеется, справиться со своими функциями приемным родителям в большинстве случаев будет сложнее, чем родным.

Причина проста – дети, пережившие трагедию (будь то гибель близких, разрушение семьи или лишение мамы и папы родительских прав), переживают глубокую душевную драму. Не меньший урон детской психике наносит и пребывание в детском доме, где нет ни одного родного человека.

Не на кого рассчитывать и не с кем разделить переживания. В детских учреждениях есть только люди, выполняющие свою работу. Даже если они делают это безупречно, замены родительской любви не произойдет.

Адаптация ребенка в приемной семье

Адаптация в семье в среднем длится до года и проходит достаточно тяжело. Могут обостряться болезни, возникать неожиданные слезы и истерики, появляться отрицание всех и вся («не хочу», «не буду», «уйди») и даже агрессия. Все это закономерно и со временем обязательно пройдет при условии грамотности родителей и их искренней любви.

Адаптацию ребенка в приемной семье можно условно разделить на несколько этапов:

  • Этап подготовки, когда ребенок только посещает новых родителей, приходит в гости до окончательного приема малыша в семью. В этот период приемные родители стараются, чтобы ребенку было комфортно в доме, делают подарки, всячески его хвалят и подбадривают. Ребенок же пытается понравиться новым родителям. Очень важно не торопить события и не давить на ребенка, чтобы он называл родителей «мама» и «папа».
  • Этап кризиса, когда ребенок начинает вести себя совсем не так, как привыкли наблюдать приемные родители. Процесс закономерен и его стоит рассматривать, как правильное развитие взаимоотношений. Если ребенок показывает новым родителям свои нехорошие стороны – это признак доверительных отношений.
  • Этап адаптации, когда ребенок начинает чувствовать себя в новой семье, как дома. Меняется его внешность, поведение, малыш становится самостоятельным и более уверенным в себе. Следует помнить, что любое изменение в семье может нанести ребенку психологическую травму.
  • Этап стабилизации, когда семья окончательно становится семьей. Приемный ребенок спокоен, хотя его могут тревожить воспоминания о прошлой жизни, и приемные родители удовлетворены состоянием своей семьи.

Лучший способ заранее «подстелить соломы» — это заблаговременно, до момента прихода ребенка в семью, обзавестись контактами необходимых специалистов: медиков, неврологов, психологов. И, не стесняясь, при первых же трудностях, обращаться к ним.

Как стать приемными родителями

Какие дети передаются в приемную семью:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в учреждениях социальной защиты населения, лечебно-профилактических, воспитательных или других аналогичных учреждениях;
  • дети, чьи родители по состоянию здоровья не могут заниматься их содержанием и воспитанием;
  • дети, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах, признаны судом недееспособными или осуждены;
  • дети, чьи родители неизвестны;
  • дети-сироты

Алгоритм создания приемной семьи

  • Кандидат в приемные родители сдает в Управление опеки и попечительства пакет документов согласно перечню с заявлением о выдаче заключения о возможности быть приемным родителем.
  • Специалисты Управления в течение 3 дней со дня предоставления вышеуказанных документов проводят обследование жилищно-бытовых условий проживания кандидата в приемные родители и акт обследования в течение 3-х дней утверждается руководителем органа опеки. Акт обследования оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в 3-дневный срок гражданину, выразившему желание принять ребенка в семью. Акт обследования может быть оспорен гражданином в судебном порядке.
  • В течение 10 дней со дня предоставления документов принимается решение назначении приемного родителя либо о возможности кандидата быть приемным родителем, на основании которого выдается направление в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на знакомство с ребенком, его личным делом и медицинским заключением о его состоянии здоровья.
  • В случае положительно принятого решения кандидат пишет заявление о намерении принять ребенка в семью.
  • Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как законный представитель направляет ребенка на комиссионное обследование его состояния здоровья, (как на усыновление) и вместе с медицинским заключением, своим согласием на передачу ребенка в приемную семью передает в Управление пакет документов на ребенка.
  • Управление готовит нормативный акт о возможности передачи ребенка на воспитание в приемную семью: о назначении опекуна (приемного родителя), исполняющего обязанности возмездно, о необходимости выплаты денежных средств на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, и на содержание ребенка.
  • Управление заключает с приемным родителем договор о передаче ребенка в приемную семью и дополнительно к договору готовит индивидуальные условия передачи ребенка, удостоверение приемного родителя и вручает памятку приемному родителю с документами ребенка.
  • В случае, если кандидат из другого МО, то личное дело передается в муниципальное образование по месту фактического проживания приемной семьи для назначения выплаты денежных средств и контроля за условиями воспитания и содержания ребенка.
  • Приемным родителям назначается ежемесячные денежные выплаты на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, размер которого в 2013 году составлял– 6543 руб. 80 коп., и денежное вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в размере – 2500 рублей (если семья воспитывает ребенка до 3-х лет и, ребенка-инвалида, то назначается доплата к денежному вознаграждение в размере 20%).
  • Школьникам выплачивается компенсация за проезд 310 руб.88 коп. Приемному родителю при передаче ребенка в семью выплачивается единовременное пособие в размере около 12000 рублей.

Как усыновить ребенка?

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

Требования, предъявляемые к приемным родителям

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
  • Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.
  • Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
  • К заявлению прилагаются следующие документы:
  • Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, или иной документ, подтверждающий доход граждан;
  • Выписка из домовой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копия финансового лицевого счета с места жительства;
  • Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования за преступления, против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • Копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
  • Автобиография;
  • Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;
  • Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являлись или являются усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).
Читайте также:  Ограничение в родительских правах — основания, порядок и последствия

Первое, что необходимо сделать каждому человеку, задумавшемуся об усыновлении – это обсудить свое желание с самыми близкими людьми: супругом и детьми.

К слову, распространенный стереотип о том, что воспитывать приемных детей должны только семьи, которые лишены возможности родить собственных, не только далек от истины, но и вреден.

Напротив, семьи, в которых уже есть дети, имеют опыт воспитания, представляют, насколько это сложное и трудоемкое дело – растить детей. Но вернемся к членам семьи. Только если консенсус достигнут, и в доме не осталось тех, кто «категорически против», можно переходить к действиям.

Второй шаг – это обучение в школе приемных родителей. Найти ближайшую из них очень просто: достаточно обратиться в орган опеки по месту жительства. Там направят.

В среднем два месяца длятся занятия и это не только необходимый, но и приятный этап на пути к устройству ребенка в свою семью. За несколько недель до окончания учебы можно смело начинать собирать документы.

При интенсивном погружении в этот вопрос (если оба супруга берут для этой цели отпуск), процедуры займут одну-две недели.

Медицинские документы оформлены, сертификат об окончании школы приемных родителей получен – теперь самое время вернуться в опеку. Специалист проведет осмотр жилого помещения потенциальных приемных родителей, поможет заполнить анкеты, написать заявление и подготовить прочие необходимые документы. После этого придется две-три недели ждать решения.

Важный момент – будущие приемные родители должны уже на этом этапе выбрать форму устройства ребенка в свою семью – усыновление, опека, приемная семья и так далее. Сложность этой процедуры в том, что невозможно заранее угадать, какой статус будет у ребенка, которого вы встретите и полюбите. Если, к примеру, только «усыновление», взять под опеку его уже нельзя.

Поэтому посоветуйтесь со специалистом, как лучше поступить.

Поиск ребенка – это самый сложный и длительный этап. На этом пути предстоит немало трудностей, разочарований и волнений. Несмотря на то, что в России порядка 600 000 детей, которые живут без семьи, зачастую детские учреждения не спешат с ними расставаться. И очень часто, особенно при поиске ребенка до 3 лет, вы будете слышать от специалистов опеки «у нас детей нет».

Почему это происходит – тема отдельной статьи. Главное, не останавливайтесь и не отчаивайтесь. Дети есть. Не ограничивайте поиск только местом своего жительства – потенциальные приемные родители в России имеют право искать ребенка на всей территории РФ. При настойчивости и вере в то, что вы делаете самое важное дело в жизни, ваш малыш обязательно найдется.

И вы будете вместе.

Опыт приемных родителей

Один из важнейших моментов успешного прохождения трудностей в воспитании приемных детей – это общение с другими родителями, находящимися в аналогичной жизненной ситуации. Обмен опытом и ощущение «я не один со своими проблемами», всегда придает сил и помогает реально смотреть на вещи.

В идеале, необходимо найти организацию, которая помогает устройству детей и при этом обеспечивает последующее сопровождение семьи. Речь идет о всевозможных некоммерческих фондах, структурах и сообществах приемных родителей.

Общение с единомышленниками очень важно – как на этапе принятия решения, поиска ребенка, так и в самом начале совместной жизни. Впрочем, и в дальнейшем не стоит прерывать отношений.

Для приемных детей это тоже уникальная возможность чувствовать себя в «своей тарелке» и понимать, что самые любимые и близкие – это не обязательно те, кто тебя родил. Но обязательно те, кто любит, кто каждый день, с утра и до ночи рядом.

Советы будущим приемным родителям:

  1. Старайтесь не ориентироваться на мнение людей, которые сами не являются усыновителями: реального представления о детях-сиротах у них нет.
  2. Не стесняйтесь проводить необходимое медицинское и психологическое обследование ребенка до принятия решения.

    В любом случае, оно необходимо: нужно четкое понимать, что и как предстоит лечить.

  3. Не помешает все время помнить, что гены формируют темперамент, характер, отвечают за здоровье, но не за судьбу человека. Преступники и наркоманы – это результат воспитания и окружающего общества.
  4. Обращайтесь за помощью к психологам и юристам.

    Специалисты бесплатно консультируют в Центрах социальной помощи семье и детям.

  5. Не спешите. В случае сомнений, неуверенности или проблем в семье, ждите. Решайте свои вопросы и продолжайте общаться с другими приемными родителями.
  6. Если не можете «узнать» своего ребенка, воспользуйтесь обонянием.

    Запахи четко срабатывают на бессознательном уровне, подсказывая «мой человек» или нет.

  7. Не пытайтесь заранее нарисовать в воображении образ ребенка: все будет совсем не так, как вы ожидали. И даже не так, как вам рассказывали другие приемные родители – каждый случай индивидуален.

  8. У ребенка, оставшегося без родителей, в прошлом много тяжелого и плохого. Избавляться от этого груза он будет постепенно, с помощью новой семьи. Не торопите события – нужно время.
  9. Не ждите моментальной любви от приемного ребенка. Важно то, что вы уже изменили к лучшему жизнь маленького человека.

  10. Позвольте ребенку быть собой. Наблюдайте за его интересами, талантами и помогайте закрепить их. Разрешите малышу вырасти счастливым.

Диана Машкова

Что такое приемная семья? — Ребенок должен жить в семье — Мероприятия, конкурсы и акции — О городском округе Карпинск — Главная — Официальный сайт городского округа Карпинск

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

Что такое приемная семья?

Приемная семья создается с целью выполнения двух основных функций: родительской и профессиональной. С одной стороны, приемный родитель должен выполнять родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье.

Как родитель, он должен создать необходимые условия для воспитания и развития ребенка, уважать в нем личность. С другой стороны, приемный родитель должен являться профессионалом.

Он должен использовать специальные навыки, профессионально выполнять поставленные перед ним задачи по воспитанию ребенка, подготовке его к самостоятельной жизни.

Граждане, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, должны обратиться в территориальное управление социальной политики, являющееся органом опеки и попечительства, по месту своего жительства с заявлением о выдаче заключения о возможности быть приемными родителями.

  • Требования к приемным родителям.
  • Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц:
  • — признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • — лишенных родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • — отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
  • — бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • — имеющих заболевания, при наличии которых взять ребенка на воспитание нельзя.
  • Учет личных качеств лиц, желающих стать приемными родителями:
  • Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.
  • Права и обязанности приемных родителей:

Приемные родители, являясь законными представителями ребенка, обязаны его воспитывать, заботиться о здоровье, развитии, создавать условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни. Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание контактов с биологическими родителями, родственниками.

Приемный родитель обязан ежегодно не позднее 1 февраля текущего года представлять в территориальное управление социальной политики отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имущества подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Обязанность приемного родителя о предоставлении отчета предусмотрена статьей 25 Федерального закона от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Территориальные управления социальной политики не менее 2-х раз в год осуществляют контроль условий жизни и воспитания ребенка, переданного в приемную семью.

Целью контроля является своевременное предупреждение возникновения возможных проблем в воспитании ребенка, а также оказание медицинской, психологической, юридической, педагогической и других видов поддержки через учреждения социального обслуживания семьи и детей.

  1. Число детей, помещаемых в приемную семью
  2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
  3. Правовые последствия между приемными родителями и детьми 
  4. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
  5. Помещение в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем
  6. В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.
  7. Дальнейшее устройство ребенка
  8. Ребенок, помещенный в приемную семью, при наличии у него соответствующего статуса и при появлении кандидата, желающего его усыновить, может быть передан усыновителю по решению суда.
  9. Число детей, помещаемых в приемную семью
  10. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
  11. Правовые последствия между приемными родителями и детьми
  12. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
  13. Помещение в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем
  14. В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.
  15. Дальнейшее устройство ребенка
  16. Ребенок, помещенный в приемную семью, при наличии у него соответствующего статуса и при появлении кандидата, желающего его усыновить, может быть передан усыновителю по решению суда.

Почему государство не может быть родителем

Права и обязанности ребенка в родной и приемной семьях согласно Конституции РФ

Максим Стулов / Ведомости

К поправкам к Конституции возникло много вопросов – и у экспертов, и у обычных граждан. Одной из самых резонансных стала поправка, которая касается всех: о детях.

Я вошла в рабочую группу по подготовке поправок в том числе в надежде на что-то повлиять в той сфере, в которой я работаю 15 лет, – сфере защиты семьи и детства. Хотя бы снизить вред.

Я, конечно, рада, что дети оказались одной из трех ключевых ценностей, которые постулируются теперь в посвященной им статье Конституции, – но только не в том варианте, который был в итоге принят: если в части поправок про НКО наши предложения услышали, то про детей – нет.

Я говорю о части 4 новой статьи 67.1, которая изначально звучала так: «Дети являются важнейшим достоянием России.

Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, принимает на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Не у меня одной первая фраза вызвала нарекания: не могут быть достоянием дети, ведь достояние – это имущество! И накануне второго чтения законопроекта о поправках эта фраза была, по счастью, изменена.

В итоговом, одобренном парламентом варианте она звучит так: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики».

Это гораздо лучше – тут понятно, что государство планирует учитывать интересы детей при формировании госполитики (хотя большой вопрос, могут ли быть дети приоритетом политики – лучше было бы написать «Благополучие детей – приоритет государственной политики»).

Но весь остальной текст этой части не изменился, остался таким же странным.

Предложенная формулировка по «духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» сводит все многообразие человеческой личности к трем качествам. И почему забыты другие важные человеческие ценности – милосердие, справедливость, ответственность и т. п.?

Вопросы вызывает и фраза про «уважение к старшим» как цели воспитания.

Кто подразумевается под «старшими», насколько старше они должны быть? Почему это ценность или цель исключительно для детей? С одной стороны, очевидно, что нужно уважать старших, с другой – такое утверждение может конфликтовать с необходимостью – в некоторых случаях – защищаться от незаконных действий «старших», например, в случае насилия с их стороны.

Но самое главное – это концовка про государство, принимающее на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Эта формулировка вызывает серьезные опасения не только у меня, но у огромного количества НКО в этой сфере. Мы много лет работаем над тем, чтобы устройство ребенка в детский дом не приравнивалось к устройству в семью. Чтобы всем было очевидно, что детский дом – не аналог семьи, не родитель.

А временное и очень неправильное место для пребывания детей, откуда они должны как можно скорее попасть в семью, прежде всего – вернуться в родную. В 2008 г. у нас изменился Семейный кодекс и оттуда наконец исчезла фраза, что ребенок либо устраивается в семью, либо в детский дом как альтернативные и равные виды устройства.

Теперь ребенок в детском доме не считается устроенным и главная задача госорганов – вернуть его в кровную семью или устроить в приемную. В 2014 г.

было принято постановление правительства о реформировании детских сиротских учреждений, где была усилена идея, что это сугубо временное место, что ребенок в детском доме по определению находится временно.

Теперь и в Конституции у нас появляется формулировка, снова уравнивающая государственную заботу и семью. Государство, согласно этой формулировке, – «такой же» родитель.

А ведь когда ребенок остается без родительского попечения, то единственная существующая форма именно государственного попечения – это размещение детей в детские дома, потому что только в такой форме государство может исполнять обязанности родителя. Но это так себе родительство.

Ведь главное – в том, как именно государство будет свои обязанности «родителя» выполнять. Родитель выполняет свои обязанности непосредственно и лично, и главное, что он дает ребенку, – чувство заботы, любви, привязанности.

Государство может создать детям условия для обучения и воспитания, временного проживания, может защищать их права. Но удовлетворить эмоциональные, психологические потребности ребенка государство как система не может.

Установить с ребенком отношения заботы и привязанности может только человек.

Еще вопрос, что будет с детьми в семьях под опекой. Ведь когда ребенок не усыновлен, а находится под опекой или в приемной семье, у него остается статус оставшегося без попечения родителей – т. е., согласно новой поправке, у него теперь появляется «родитель» в лице государства.

А как этот «родитель» будет выполнять свои родительские обязанности в отношении ребенка в семье опекунов, например бабушки? Значит ли это, что теперь государство в лице какого-нибудь специального института «государственного родительства», видимо, тех же органов опеки, будет разделять с ней воспитание и заботу о ребенке на равных, как родитель и должен?

Кроме того, родительские обязанности предполагают ответственность, включая уголовную, за ненадлежащее их исполнение.

Понятно, что это невозможно распространить на действия государства, поэтому невозможно говорить об «исполнении обязанности родителей» в юридическом смысле, хотя нарушения прав детей в детских домах, особенно для детей с тяжелыми нарушениями развития, – наша ежедневная реальность.

Если государство – родитель, то за такое выполнение своих родительских обязанностей его давно надо было лишить родительских прав. Но боюсь, такого инструмента у нас как раз не появится. А вот риски, что устройство в детский дом снова начнут воспринимать как аналогичное устройству в семью, – вполне.

И даже наличие в поправке оговорки про семейное воспитание (спасибо, конечно, что она хотя бы появилась, хотя и не очень понятно, что за семейное воспитание имеется в виду) не снимает всех рисков. Потому что в такой форме это предложение содержит две противоречащие друг другу идеи: о приоритете семейного воспитания и обязательство о передаче государству обязанностей родителя.

На мой взгляд, эта часть новой статьи Конституции должна была быть сформулирована так: «Государство защищает право каждого ребенка на жизнь, здоровье, развитие, образование, право жить и воспитываться в семье.

Государство обеспечивает приоритет семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Эту версию мы с коллегами из московских социальных НКО из объединения «Все вместе» направили в Совет по правам человека при президенте и некоторым депутатам Госдумы.

Приоритет в такой формулировке отдается семейному воспитанию, а государство выступает в качестве защитника прав ребенка. В таком изложении было бы сохранено важнейшее право – а на самом деле витальная потребность каждого ребенка – жить и воспитываться в семье, а государство выступает не собственником, а защитником ребенка.

Что будет, если в силу вступит тот вариант, что был одобрен парламентом? Вариантов два. Или эта норма будет «мертвой» и не будет отражена в федеральном законодательстве и реальной госполитике в этой сфере (тогда вопрос: зачем такое писать в Конституции?).

Или мы начнем перестраивать и законодательство, и практику. Как? Прописывая обязанности и права государства-родителя? Разделенную опеку между государством и семьей опекуна? Меняя само понятие родительства? Слишком много вопросов и очень не хотелось бы, чтобы этой возможностью воспользовались люди, которые считают, что у государственного воспитания должен быть приоритет над семейным.

Автор – член рабочей группы по доработке Конституции, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Права и обязанности родителей и детей

С рождением детей в семье возникают новые правовые отношения — между родителями и детьми.

Основанием прав и обязанностей родителей и детей является происхождение ребенка от этих родителей.

Если родители состоят в браке, то его происхождение удостоверяется записью о браке. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается, во-первых, путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка, во-вторых, в судебном порядке по заявлению одного из родителей.

При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Но могут быть обстоятельства, когда суд не сможет установить и признать отцовство. В этом случае фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка — по ее указанию.

Так же поступают, когда мать не желает судебного установления отцовства.

Многочисленны и разнообразны права ребенка.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родительские права прекращаются по достижении детьми совершеннолетия.

Если родители злостно уклоняются от выполнения своих обязанностей, законом предусмотрена возможность лишения родительских прав в судебном порядке. Лишение родительских прав — крайняя мера наказания, она заключается в прекращении всех прав родителей по отношению к ребенку.

При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка.

Если оставление ребенка у родителей или одного из них опасно для него (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), суд может принять решение об отобрании ребенка без лишения их родительских прав. Называется это ограничением родительских прав.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание, средства (они называются алиментами) взыскиваются с них в судебном порядке ежемесячно в определенном размере.

Родители обязаны содержать также своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.

Трудоспособные совершеннолетние дети в свою очередь обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

В Российской Федерации дети, оставшиеся без родителей, окружаются вниманием и заботой.

Они подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку, попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

При устройстве ребенка должны учитываться его национальное происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Усыновленные дети приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительстве устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Таким образом, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, а дети не только имеют право на такое воспитание, но и обязаны добросовестно исполнять требования родителей.

Права и обязанности родителей

Конституция Российской Федерации и семейное законодательство содержат положения, направленные на защиту института семьи, брака, а также несовершеннолетних детей и их родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=8oRmQmKDvMY

Родители наделяются правами и несут определенные обязанности с момента рождения их ребенка. Все родительские права и обязанности строго определены законом, поэтому при нарушении прав родители вправе требовать их защиты.

Из нашей статьи Вы узнаете, какими правами обладают родители и какой порядок реализации таких прав.

Основание возникновения прав и обязанностей родителей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, то есть 18 лет. Родители осуществляют свои права и обязанности в отношении детей до момента совершеннолетия последних.

Обратите внимание: российское законодательство устанавливает случаи, при наступлении которых ребенок может стать совершеннолетним и обрести полную дееспособность до наступления возраста 18 лет. К таким случаям законодатель относит вступление в брак несовершеннолетнего лица, а также осуществление им трудовой или предпринимательской деятельности.

  • Основанием для возникновения прав и обязанностей родителей является установленное в законном порядке их кровное родство, то есть происхождение ребенка от конкретных матери и отца.
  • Происхождение ребенка от матери устанавливается на основании медицинского свидетельства о рождении, подтверждающего рождение ребенка в медицинской организации.
  • Если родители ребенка состоят в зарегистрированном браке, то отцом ребенка автоматически признается супруг матери ребенка.
  • Важно знать: если в течение трехсот дней после расторжения брака бывшая супруга родила ребенок, то отцом ребенком автоматически признается бывший муж матери ребенка.
  • В ситуации, когда ребенок родился у лиц, не состоящих в браке, отцовство устанавливается путем подачи совместного заявления от матери и отца ребенка в органы ЗАГСа.

В случае смерти матери ребенка или невозможности установить ее настоящее местонахождение отцовство устанавливается по заявлению отца с согласия органа опеки и попечительства. Если такое согласие отсутствует, то отцовство устанавливается в судебном порядке.

Сотрудники ЗАГСа вносят в актовую запись о рождении ребенка запись о его родителях, которая и является подтверждением родства между родителями и ребенком.

Осуществление родительских прав

Родительские права – это совокупность прав и обязанностей родителей по отношению к своему ребенку.

Родители ребенка реализуют родительские права в полном объеме, если:

  • достигли возраста 16 лет;
  • записаны в свидетельство о рождении ребенка в качестве родителей;
  • не лишены или не ограничены в родительских правах.

Семейное законодательство устанавливает, что родители имеют равные права и обязанности по отношению к своему ребенку. Родители несовершенного ребенка должны исполнять свои родительские обязанности вне зависимости от того, состоят ли они в браке или разведены.

Все вопросы, которые касаются воспитания общих детей, решаются обоими родителями по их обоюдному согласию и с учетом мнения несовершеннолетних.

Если у родителей возникают споры относительно процесса воспитания ребенка, то они решаются путем переговоров родителей. При отсутствии возможности урегулировать конфликт мирным способом родители вправе обратиться в суд за разрешением возникшего спора.

Расторжение брака не является основанием для прекращения общения с ребенком родителя, который после развода будет проживать отдельно. Такой родитель имеет право общаться со своим ребенком и участвовать в процессе его воспитания. Родительские права также осуществляются родителем в случае его переезда на постоянное место жительства в другой город или страну.

Место жительства ребенка после расторжения брака устанавливается по договоренности его родителей. Если родители не могут мирным способом установить место жительства ребенка, то возникший спор должен урегулировать суд, исходя из интересов и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка.

Важно знать: родитель, постоянно проживающий с ребенком, не имеет права запретить общаться ребенку со вторым родителем или другими родственниками. В случае такого запрета родитель или родственники ребенка вправе обратиться в суд с исковым заявлением об определении порядка общения с ребенком.

Воспрепятствование общению ребенка с одним из родителей возможно только в ситуации, когда такое общение может причинить физический или моральный вред здоровью несовершеннолетнего.

Несовершеннолетние дети имеют права, закрепленные в семейном законодательстве. Каждый ребенок имеет право знать и общаться с обоими родителями, жить и воспитываться в семье, всесторонне развиваться, получать заботу и содержание от обоих родителей, а также иные предусмотренные семейным законодательством права.

Все вышеуказанные права детей неразрывно связаны с родительскими обязанностями, которые должны исполняться добросовестно и исключительно с пользой для несовершеннолетнего.

Все основные права и обязанности родителей установлены и защищены действующим законодательством. В случае нарушения прав родители вправе требовать защиты их прав.

Так, родители имеют следующие родительские права:

  • воспитывать и обучать ребенка;
  • обеспечить получение ему образования;
  • защищать своего ребенка в отношениях с физическими лицами, компаниями, а также представлять его интересы в судах и в других государственных органах;
  • выбирать общеобразовательное учреждение и форму обучения для своего ребенка;
  • на оказание им юридической, психологической и иной помощи в процессе воспитания ребенка;
  • на получение льгот, пособий и иных выплат.

Одна из основных родительских обязанностей – это обеспечение прав и интересов несовершеннолетних детей. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности родители могут нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Родители в ходе осуществления своих родительских прав обязаны:

  • воспитывать ребенка;
  • заботиться о его физическом и моральном здоровье, о его нравственном развитии;
  • разрешать ребенку общаться с родственниками как по линии матери, так и по линии отца;
  • обеспечить получение ребенком образования;
  • содержать ребенка;
  • не исполнять свои родительские права в ущерб интересам ребенка.

При несоблюдении вышеуказанных прав или обязанностей родители могут быть ограничены в своих родительских правах или лишены их.

Злоупотребление родительскими правами

Родители должны осуществлять свои родительские права исходя из интересов детей. В процессе реализации прав и обязанностей родители не могут причинить физический или моральный вред здоровью ребенка, а способы воспитания не должны включать жестокое или грубое обращение по отношению к нему.

Если родители действуют вопреки интересам ребенка или не осуществляют свои родительские права надлежащим образом, то ребенок вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении им возраста 14 лет – в суд.

Ответственность родителей за неисполнение родительских прав

  1. Родители осуществляют права и обязанности добросовестно и исходя из интересов их несовершеннолетних детей.
  2. Если родители не исполняют свои родительские обязанности или исполняют их недобросовестно, то они могут быть подвергнуты административному или уголовному наказанию.

  3. Кодекс об административных наказаниях устанавливает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей по содержанию и воспитанию своих несовершеннолетних детей, а также за неуплату родителями средств на содержание ребенка.

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, которое сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

  5. Кроме того, родители подвергаются уголовному наказанию за неоднократное неисполнение обязанности по содержанию своего ребенка.

Профессиональная юридическая помощь

Конфликт между родителями несовершеннолетнего ребенка, возникающий в связи с осуществлением родительских прав, может негативно отразиться на психике ребенка или отношениях родителей с ним. Поэтому во избежание семейных ссор и конфликтов все вопросы, связанные с процессом воспитания ребенка, следует решать мирным путем.

  • При отсутствии такой возможности родители или один из них может обратиться к юристам по семейным спорам компании «Юридическое агентство» и получить консультацию, которая поможет разрешить конфликт.
  • На консультации юрист, обладая многолетним опытом разрешения семейных споров, предложит родителям альтернативные варианты решения спора, а также ответит на все интересующие вопросы.
  • В случае необходимости юрист составит исковое заявление и станет судебным представителем одного из родителей в суде.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *