Может ли кондуктор высадить ребенка без билета из общественного транспорта

Может ли кондуктор высадить ребенка без билета из общественного транспорта

  • Добрый день, уважаемый читатель.
  • 7 марта 2021 года в федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» были внесены изменения, которые запретили высаживать из общественного транспорта детей в возрасте до 16 лет, которые не оплатили проезд.
  • С 1 мая 2021 года вводятся штрафы для водителей и должностных лиц, которые высадили несовершеннолетних пассажиров в нарушение требований законодательства:

Штраф за высадку пассажира младше 16 лет

Новые штрафы вводятся частью 21 статьи 11.33 КоАП:

Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса

21. Принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Итак, размер штрафа за принудительную высадку безбилетного ребенка:

  • 5 000 рублей — для водителя;
  • 20 000 — 30 000 рублей — для должностного лица.

При этом высаживать запрещается ребенка только при одновременном выполнении следующих условий:

  • ребенок не достиг возраста 16 лет;
  • ребенок едет без сопровождения взрослого.

Какие меры могут быть применены к безбилетному ребенку?

Одной из мер воздействия на безбилетного пассажира является высадка из общественного транспорта. Однако кроме нее при отсутствии билета может быть наложен и административный штраф за безбилетный проезд. Однако распространяется ли такой штраф на ребенка?

Рассмотрим статью 2.3 КоАП:

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Таким образом, штраф на ребенка не может быть наложен.

То есть фактически получается, что дети младше 16 лет получили возможность передвигаться на общественном транспорте без оплаты проезда. Это является нарушением требований законодательства, однако никаких негативных последствий не влечет.

Для чего введен запрет на высадку детей из транспорта?

Законодатели, которые занимались разработкой рассмотренных выше изменений законодательства, в качестве примеров приводили ситуации, когда законопослушный ребенок при случайном стечении обстоятельств не смог оплатить проезд и его высадили из автобуса. Например, на оплату проезда не хватило имеющихся денег, либо в общественном транспорте не получилось оплатить проезд транспортной или банковской картой.

То есть изначально изменения направлены на то, чтобы уберечь детей, оказавшихся в неприятной ситуации с отсутствием денег, от еще более неприятной ситуации — высадки в незнакомом месте на значительном расстоянии от места назначения.

К сожалению, на практике данное изменение законодательства может сработать и по-другому. Наверняка найдутся несовершеннолетние, которые захотят использовать новый штраф в корыстных целях.

То есть, они намеренно не будут оплачивать проезд, оставляя себе выданные родителями деньги. А водитель или кондуктор с этим ничего сделать не смогут, т.к. в случае высадки они получат довольно серьезный штраф.

А если подобных случаев будет много, то транспорт будет ездить без прибыли или вообще в убыток.

В итоге ситуация может привести к тому, что водители общественного транспорта станут с неприязнью относиться к несовершеннолетним пассажирам.

И если у них будет возможность изначально не взять ребенка без сопровождения на остановке, то они именно так и сделают. Например, автобус может случайно проехать мимо остановки, где общественный транспорт ожидают дети.

А при таком раскладе пострадают все несовершеннолетние пассажиры, в том числе и те, кто всегда оплачивает проезд.

Может ли кондуктор высадить ребенка без билета из общественного транспорта

Как будет развиваться ситуация на практике, увидим через несколько месяцев.

В заключение хочу отметить, что у водителей и кондукторов осталась возможность не перевозить безбилетных пассажиров. Законодательство запрещает высаживать пассажиров из автобусов и троллейбусов, однако на практике таких пассажиров можно просто не допускать в салон. Для этого достаточно продавать билеты и проверять проездные перед входом в транспортное средство.

А что Вы думаете про новые штрафы за высадку безбилетных пассажиров? Напишите Ваше мнение в х к данной статье.

Удачи на дорогах!

Кондуктор, не спеши: может ли контролер выгнать ребенка без билета

В ноябре в разных городах России произошло несколько инцидентов, когда кондукторы высаживали детей из общественного транспорта в мороз. Например, 18 ноября в Екатеринбурге девятилетняя девочка, потерявшая школьный проездной, была вынуждена возвращаться домой пешком. На улице было –30 °C. В отношении высадившего ребенка кондуктора возбуждено уголовное дело.

Последний случай произошел 21 ноября в Челябинске. Контролер попытался высадить десятилетнего мальчика, который пересел из сломавшегося троллейбуса. На улице было –26 °C. Сообщалось, что билет мальчику оплатила одна из пассажирок.

ТАСС поговорил с юристами и кондукторами, чтобы разобраться, имеют ли контролеры право высаживать детей, что делать ребенку, оказавшемуся на улице, и куда обращаться родителям таких детей.

Какие санкции контролер имеет право применять к ребенку без билета?

«Жестких требований, что ребенок должен покинуть салон автобуса, нет, — отмечает юрист Московской коллегии адвокатов Тимур Маршани. — Все остается на усмотрение перевозчика, в лице которого выступает контролер».

На эту тему

Может ли кондуктор высадить ребенка без билета из общественного транспорта

По его словам, с одной стороны, перевозчик — как частный, так и государственный, — имеет право прекратить перевозку пассажира — как взрослого, так и маленького, — в случае неоплаченного проезда. С другой — нет правила, по которому ребенок несет ответственность за безбилетный проезд, так как административная ответственность предусмотрена только для лиц от 16 лет.

По мнению Маршани, если бы проезд не оплатил школьник старших классов, достигший 16 лет, контролер обязан был бы выписать ему штраф. Но если погодные условия тяжелые, пассажир имеет право не покидать салон автобуса, и перевозчик обязан обеспечить возможность человеку выйти в населенном пункте, а не на дороге.

Некоторые кондукторы признаются, что руководство автобусного парка проводит с ними специальный инструктаж, как вести себя с детьми в подобных ситуациях. «Нам запрещено прицепляться к детям и старикам, нельзя их выгонять. Тем более если мороз», — говорит кондуктор из Санкт-Петербурга Виктор Лукьянов, которого называют «самый добрый кондуктор» за его отношение к пассажирам.

«Я безбилетников не выгоняю, наоборот, их конфетами кормлю, — добавляет он. — Но тут палка о двух концах. К нам тоже прицепляются: ходят контролеры, проверяющие кондукторов. Если видят зайца, сразу нас штрафуют — это кондуктор виноват, что не обилетил пассажира».

Грозит ли контролеру, высадившему ребенка, какая-то ответственность?

На эту тему

Может ли кондуктор высадить ребенка без билета из общественного транспорта

По словам Лукьянова, администрация транспортного парка в подобной ситуации может наказать контролера, если с ним проводился инструктаж. «Мы же расписываемся в ста журналах о своих обязанностях», — отмечает «самый добрый кондуктор».

Комментируя случай в Екатеринбурге, адвокат Тимур Маршани добавляет, что учитывая температуру за бортом (–30 °C), контролер не имел права оставлять на улице ребенка, так как возникла угроза его жизни и здоровью. «Оставление в опасности — уголовное деяние, и тот, кто принял решение высадить пассажира, несет персональную ответственность», — считает юрист.

«Получается, перевозчик злоупотребил правами и поступил противозаконно, оставив в опасности ребенка, создал угрозу жизни и здоровью пассажира, — говорит Маршани. — По статье 238 части 1, по которой возбудили дело в Екатеринбурге, контролеру грозит наказание». В зависимости от тяжести это может быть штраф, либо лишение свободы на срок до двух лет, либо обязательные работы до 360 часов.

Никакие должностные инструкции не могут быть выше ребенка

Анна Кузнецова

Детский омбудсмен

После инцидента в Екатеринбурге уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что контролеры, высаживающие детей из общественного транспорта, должны нести за это ответственность.

Что делать ребенку, которого высадили?

Прежде всего, нужно связаться с родителями. Если нет мобильного телефона, можно зайти в любое общественное учреждение (магазин, аптека, больница и др.) и попросить позвонить родным.

Можно обратиться за помощью к сотруднику полиции.

Спасатели делают акцент на необходимости напоминать детям, чтобы они никуда не ходили с незнакомыми людьми, даже если те обещают помощь.

Куда обращаться родителям, детей которых высадили?

Если вы считаете, что кондуктор превысил свои полномочия, вы можете обратиться с жалобой:

  • в автобусно-троллейбусный парк или трамвайное депо, где работает контролер;
  • в городское транспортное управление;
  • в местное управление Роспотребнадзора.

Контролеры теперь не могут высадить детей-безбилетников

Несовершеннолетние пассажиры, которые ездят в городском транспорте без билета, теперь не могут быть высаженными контролерами.

Именно это положение было внесено в Устав автомобильного и электрического транспорта. Также в силу вступило положение о том, что льготники должны продемонстрировать запрашиваемые документы проверяющим.

Выполнять рассматриваемые требования нужно, начиная с 7 марта 2022 года.

Может ли кондуктор высадить ребенка без билета из общественного транспорта

Нельзя высаживать детей-безбилетников, которые находятся в транспорте без взрослого опекуна. Рассматриваемое положение было представлено в уставе автотранспорта. Но прежде чем нововведение начнет полноценно работать, необходимо внести его в КоАП.

Причина задержки в том, что не прописана ответственность за невыполнение рассматриваемого требования.

Обычно, контролеров, которые высаживали ребенка одного в незнакомом месте, могли привлечь к ответственности по статье «Оставление в опасности», но она действовала только в зимний период.

Но теперь детей-безбилетников, которым не исполнилось 16 лет, контролеры не имеют права высаживать в любое время года. Правда только при условии, что их не сопровождает взрослый.

Если же ребенок едет в сопровождении взрослого, контролер имеет право высадить обоих, как только факт нарушения будет обнаружен. Также несовершеннолетнего пассажира-безбилетника не пустят в автобус. Это правилами не запрещено.

И распространяются они не только на городской транспорт, но и на междугородний.

Некоторые изменения коснулись и особенностей проезда льготников. Например, льготник должен во время проезда иметь документы, подтверждающие тот факт, что он может претендовать на льготу.

Когда контролер попросит продемонстрировать рассматриваемый документ, пассажир должен это сделать. При отсутствии документа льготник должен заплатить за проезд.

Причем даже если он готов сойти на следующей остановке, ему нужно заплатить за уже проделанную часть пути.

Помимо контроля за билетами, усилится контроль за наличием бумажных квитанций и квитанций за ручную кладь. В случае отсутствия рассматриваемой документации, предполагается прописанная ответственность. Конечно, раньше также проверялись проездные документы, но наличие правовых коллизий позволяло нарушителям не отвечать за проступки.

Читайте также:  Государственная поддержка многодетных семей в 450 000 рублей на погашение ипотеки

Например, 63 региона страны установили ответственность только по региональному значению, в других 22 регионах никакой ответственности не было вообще, а это противоречит федеральному законодательству. Другими словами, у контролеров, по сути, были связаны руки. Теперь же есть только одна сводка правил, и все должны их придерживаться.

Без привязки к региону.

Утверждением порядка контроля за оплатой проезда должны заниматься региональные власти, как и контролировать права лиц, которые имеют право передвигаться бесплатно или имеющие какие-то льготные категории.

Также на региональном уровне будет установлена ответственность за нарушение правил. Если речь о межрегиональных маршрутах, контроль за ними будет осуществляться на правительственном уровне. Иногда контролеры могут проверять документы, подтверждающие личность пассажира.

Например, такое правило работает, если человек купил именной билет, и нужно подтвердить его личность.

Юрий Свешников прокомментировал текущую ситуацию тем, что на данный момент безбилетные пассажиры могут бояться наказания исключительно при поездке на междугородних рейсах. Не наказываются действия контролеров, которые высаживают детей без билета. Именно эти вопросы и будут решаться.

Получить юридическую помощь по вопросам новых законов можно на нашем сайте.

С 7 марта высаживать школьников из автобусов уже нельзя: не станет ли «зайцев» больше?

Теперь кондукторы не смогут высаживать безбилетных детей в возрасте до 16 лет из общественного транспорта. Дело в том, что с 7 марта в силу вступил Федеральный закон от 24.02.2021г.

№ 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Основные его требования решили разъяснить в администрации Великого Новгорода.

Оказалось, что даже если ребенок не может оплатить проезд, кондуктор обязан выдать ему билет.

В мэрии сообщают:

«Пунктом 22 статьи 20 Закона устанавливается запрет на высадку перевозчиком из транспортного средства детей, не достигших возраста шестнадцати лет, следующих без сопровождения совершеннолетнего лица, отказавшихся от оплаты проезда. Введение данного запрета не устанавливает право лиц, не достигших возраста 16 лет, на бесплатный проезд в транспорте общего пользования.

На основании статьи 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. При этом в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012г.

№ 67-ФЗ перевозка пассажиров подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом.

Данная норма подразумевает выдачу пассажиру, не достигшему возраста шестнадцати лет, следующему без сопровождения совершеннолетнего лица и отказавшемуся от оплаты проезда, билета установленного образца, поскольку перевозчик не имеет права отказать пассажиру в услуге по перевозке».

С другой стороны если высадить школьника из автобуса нельзя, не будут ли подростки специально отказываться от оплаты проезда? На этой почве возникли опасения, что введенный запрет легализует бесплатный проезд для детей и приведет к увеличению несовершеннолетних «зайцев».

Комментарий юриста Альберта Садыкова:

«Высаживать детей запретили, наложить штраф тоже нельзя — к административной ответственности можно привлекать только с 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Родители ребенка за такие нарушения вместо детей не отвечают.

Поэтому единственное, что остается кондуктору или контролеру — требовать оплаты проезда. Но тут можно хоть до посинения требовать, но если ребенок говорит «денег нет, но вы держитесь забыл дома», ничего не изменится.

С другой стороны, обязанность по оплате проезда тоже никуда не делась».

Юрист отмечает, что у некоторых московских перевозчиков есть правило безбилетного ребенка не высаживать, а доставлять на конечную остановку и там вместе с ним дожидаются его родителей.

Те должны компенсировать стоимость проезда. Но период ожидания родителей — это простой автобуса, а значит и убытки. Их перевозчик тоже вправе взыскать с родителей через суд в порядке гражданского судопроизводства.

Это может влететь родителям «в копеечку».

Есть ещё одна сложность: запрет высаживать ввели, а вот ответственность за его нарушение — нет.

Юрист продолжает:

«КоАП какого-либо наказания перевозчику за высадку ребенка из транспорта не предусматривает. С натяжкой возможно говорить об уголовной ответственности по ст. 125 УК «Оставление в опасности». Это от 80 тыс. руб. штрафа до лишения свободы на один год. Но тут каждый случай разбирается индивидуально и еще доказать надо, что ситуация была опасная для жизни и здоровья потерпевшего».

На что некоторые россияне, обсуждая эту проблему в интернете, предложили кондукторам стоять в дверях и сразу требовать деньги с пассажиров, в общем, просто не пускать «зайцев» в салон. Но в этом случае вход в автобус должен быть один. Другие советуют задерживать подростков за хулиганство и сдавать в полицию, а после транспортники могут взыскивать с родителей убытки за простой через суд.

Добавим, как отмечают некоторые юристы, Госдума просто не проработала до конца новый закон.

Как работает запрет на высадку детей-безбилетников из общественного транспорта? Разъясняет Владимир Афонский

В начале марта 2021 года вступили в силу правила, запрещающие высаживать за безбилетный проезд детей и подростков до 16 лет, которые едут в общественном транспорте без сопровождения взрослых.

7 апреля Госдума приняла поправки «Единой России» о штрафах за это для водителей и должностных лиц. Как запрет работает на практике, ER.

RU рассказал координатор партпроекта «Безопасные дороги», заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский («Единая Россия»).

— Как кондукторы должны устанавливать возраст детей в транспорте?

Несовершеннолетний ребенок, находящийся в транспорте, не обязан носить с собой документы, подтверждающие его возраст.

Однако контролеров в общественном транспорте с 7 марта 2021 года наделили дополнительными правами: сейчас они могут требовать у сопровождающих детей лиц свидетельство о рождении несовершеннолетних.

Это прописано в новой редакции «Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (федеральный закон № 259). Оригинал свидетельства о рождении можно заменить копией, заверенной нотариально.

Так что теперь, если вы собрались куда-то с ребенком, не забудьте взять документы с собой.

Очень часто возникает вопрос о порядке определения возраста ребенка. Формулировки «не старше пяти лет», «не старше семи лет», «не старше шестнадцати лет» пытаются истолковать по-разному и родители (или сопровождающие), и кондукторы.

Обратимся к статьям 190-192 Гражданского кодекса РФ, и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 01.02.2011 г.

«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Согласно положениям этих документов, тот или иной возраст истекает не в день рождения, а по его истечении, то есть с нуля часов следующих суток.

— Как должны действовать водители или кондукторы, если подросток не оплатил проезд? Не приведет ли запрет к тому, что несовершеннолетние просто будут ездить бесплатно?

Согласно действующему законодательству, представитель перевозчика либо должностное лицо, осуществляющее контроль в транспортном средстве, в случае неоплаты проезда не могут требовать от ребенка, который не достиг возраста 16 лет, следующего при этом без сопровождения взрослых, покинуть транспортное средство на ближайшей остановке. Штрафовать за безбилетный проезд их нельзя, потому что административная ответственность возможна только с 16 лет.

Для того чтобы безбилетные проезды не стали нормой, стоит применить опыт Санкт-Петербурга.

Там детей довозят до конечной остановки и передают сотрудникам полиции либо родителям, а затем составляют в отношении последних протокол.

В таком случае и подростки не будут заинтересованы в обмане перевозчиков, думая, что их всё равно не высадят, и родители будут внимательнее следить за оплатой проезда своих детей.

Уверен, что также необходимо формировать правильное и честное поведение в семье, в обществе, разъясняя нормы принятого закона родителям в образовательных учреждениях — проезд должен быть оплачен.

— Существует ли уголовная ответственность за высадку детей из общественного транспорта?

Контролер не имеет права оставлять на улице ребенка, так как возникает угроза его жизни и здоровью. Особенно острой становится ситуация ночью, на междугородних рейсах или при неблагоприятных погодных условиях.

По статье 238 части 1 — «Оставление в опасности» — предусмотрено уголовное наказание для того, кто принял решение высадить несовершеннолетнего пассажира. Кондуктор будет нести уголовную ответственность за оставление ребёнка в опасности, если высадил ребёнка из транспорта при низкой температуре на улице или на трассе в безлюдном месте.

В зависимости от тяжести это может быть штраф, либо лишение свободы на срок до двух лет, либо обязательные работы до 360 часов.

— Как будут контролировать исполнение закона?

Утверждать порядок контроля за оплатой проезда и подтверждения права бесплатного или льготного проезда на регулярных маршрутах будут региональные власти. Они же будут устанавливать ответственность.

На межрегиональных маршрутах устанавливать правила будет правительство Российской Федерации.

Кроме того, администрация транспортного парка в подобной ситуации может наказать контролера, если с ним проводился инструктаж.

Читайте также:  Ребенок получил травму в детском саду – что делать

★★★

Пассажир вправе сесть в транспорт (почти) без ограничений, проехать до своей остановки и получить компенсацию, если что-то произошло в пути. Подробности в нашей статье!

Что делать, если нужно провезти санки, могут ли дети ездить без билета, как получить компенсацию в случае форс-мажора – ответы на эти и другие вопросы дают эксперты Роскачества.

В этом материале мы рассмотрим только права потребителей в городском общественном наземном транспорте, то есть в автобусах, трамваях, троллейбусах.

Ими пользуется большинство, и, казалось бы, никаких сложностей тут быть не может. Однако спорные и непонятные ситуации могут возникнуть в любой момент.

И в этом случае необходимо понимать, как действовать, чтобы не нарушить закон, но и не ущемить свои права.

Покупка билетов и право проезда

Пассажир имеет право:

1.   Уехать на транспорте, если есть свободные места

Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта.

На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее).

Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.

Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.

2.   Проехать до нужной остановки и выйти на ней без дополнительных напоминаний

Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.

Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных напоминаний. Особенно это касается маршруток, которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.

Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.

3.   Проехать до своей остановки, даже если нет билета: для детей до 16 лет, путешествующих без сопровождения взрослых

Это нововведение действует с марта 2021 года (ч. 22 ст. 20 Устава автомобильного транспорта). Теперь ребенок до 16 лет может проехать в городском транспорте даже в том случае, если он потерял проездной или родители не продлили его действие.

Высадить или оштрафовать за отсутствие билета и отказ его купить нельзя, но только в том случае, если ребенок едет без сопровождения взрослых.

Если подростку 16 лет и больше, а также если нарушает взрослый, контролер может либо потребовать оплатить проезд, либо высадить «зайца» на ближайшей остановке. Также на нарушителя может быть наложен штраф.

Проезд (в том числе с детьми) и провоз багажа

Здесь пассажир вправе:

4.   Бесплатно провозить детей до семи лет при условии, что они не занимают отдельного места

В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет.

Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.

Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.

5.   Провозить ручную кладь, а также лыжи, санки, детские коляски бесплатно

Длина, ширина и высота ручной клади не должны превышать 120 см суммарно. Перевозчик может установить дополнительные правила, в которых будут указаны более масштабные габариты (но не менее, потому что такие величины указаны в правилах, действующих на федеральном уровне).

Также перевозчик может расширить перечень предметов, которые разрешено взять с собой в салон (например, включить в него чемоданы, велосипеды и так далее).

В любом случае каждый перевозчик обязан разрешить бесплатно провозить одну пару лыж в чехле (на пассажира), санки, детскую коляску, инвалидное кресло.

При этом ручная кладь должна не только отвечать требованиям по габаритам или виду, но и быть провозима так, чтобы не мешать другим пассажирам (не перегораживать никакие проходы и так далее), она не должна пачкать других людей в салоне, иметь неприятные запахи и так далее.

6.   Провозить животных и даже птиц, если последние в клетках с глухим дном

Важно при этом то, что любое животное должно по правилам быть в клетке с глухим дном. Без клетки можно взять с собой в салон только собаку-поводыря.

Однако перевозчики в регионах могут устанавливать более мягкие требования и правила.

Так, например, в Московской области можно провозить собак в автобусах – маленьких на руках, крупных в салоне, но при этом собака должна быть в наморднике и на поводке.

7.   Получить компенсацию за утерю багажа

Чаще всего багаж провозится вместе с пассажиром, но возможны и другие варианты.

Если что-то произошло в пути и багаж утерян или по вине перевозчика пришел в негодность, перевозчик обязан компенсировать убытки.

За каждые сутки в просрочке в возврате багажа пострадавшему выплачивается 3% от платы за багаж за каждый день просрочки. Для получения выплат необходимо проследить, чтобы был составлен акт о просрочке.

8.   Получить компенсацию, если во время поездки произошло ДТП

Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.

Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.

В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.

Если поездка не состоялась, прервалась, возникли сложности в процессе

В данном случае права пассажира таковы:

9.   Если транспорт сломался, можно бесплатно пересесть в другой от того же перевозчика

Это правило актуально для всех видов городского транспорта, в том числе для маршрутных такси. Если мест в следующем автобусе или трамвае нет, эту проблему решает перевозчик. Если по какой-то причине пассажир все же не может уехать в разумное время, он может требовать компенсацию за проезд.

10.               Вернуть деньги (или часть денег) за проезд в случае форс-мажора

Если пассажир не мог завершить поездку по вине перевозчика (например, если транспорт сломался), стоимость билета должна быть уменьшена пропорционально преодоленному расстоянию. Это актуально в том случае, если перевозчик не может предоставить другой вид транспорта по независящим от него причинам (форс-мажор – например, погодные условия).

Кстати, если автобус сломался, можно вернуть все деньги, так как за сохранность транспорта отвечает перевозчик. Но только при условии, что перевозчик не сможет в конечном итоге доставить до нужного места (то есть предоставить другое транспортное средство для перемещения).

Как быть, если ваши права нарушены?

Если перевозчик нарушил ваши права и не собирается исправляться, можно подать претензию в адрес руководства или обратиться в суд. Обратите внимание, что, если сначала подавать претензию, а потом идти в суд (естественно, при условии, что претензия не удовлетворена), можно получить больше денег за счет штрафа, который присуждается за отказ добровольно компенсировать убытки.

Подавать претензию необходимо в двух экземплярах, один останется у вас, на нем должны поставить подпись и дату. Оформить претензию можно в течение года после происшествия, ответить перевозчик должен в течение 30 дней. Если вам не отвечают или ответ вас не удовлетворяет, можно обращаться в суд.

  • Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
  • При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

В россии ввели штраф за высадку детей из общественного транспорта

Новости ГИБДД

Сохранить у себя:

Время чтения: 2 мин.

С 1 мая 2021 года действуют штрафы за высадку детей из общественного транспорта. Если у ребенка младше 16 лет нет билета, кондуктор больше не может требовать, чтобы тот покинул салон. Рассказываем, как работает закон, почему ввели штрафы и в каком случае их выписывают.

Читайте также:  Какие правовые последствия наступают для приемных родителей и детей после усыновления?

Статья 11.33 КоАП

Оглавление

  • Что за закон
  • Почему запретили высадку
  • Какой штраф
  • Когда выписывают

Закон, который запрещает высаживать детей из транспорта, ввели еще в марте 2021-го. Госдума приняла законопроект 16 февраля, на следующий день его одобрил Совет Федерации, а 24 февраля — подписал президент.

Законом внесли поправки в устав автомобильного и городского наземного электротранспорта. Теперь нельзя принудительно высаживать детей из автобусов, троллейбусов и трамваев, даже если ребенок не оплатил проезд. Это касается детей до 16 лет, которых не сопровождает взрослый. Раньше устав это допускал.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил, что так законодатели хотят предотвратить случаи, когда детей высаживают из общественного транспорта и подвергают их жизнь опасности. Так дети не окажутся на морозе, под дождем или на дороге вдали от дома.

Самый резонансный подобный случай произошел 25 января в Кирове. Там 12-летнюю девочку кондуктор высадил из автобуса поздно вечером, в двадцатиградусный мороз. В итоге девочка заболела. Еще два подобных случая, по данным депутатов, произошли в Волгограде и Симферополе.

Одного закона о высадке детей из транспорта недостаточно, чтобы это прекратили делать. Поэтому в апреле Госдума еще одобрила поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). С 1 мая за это нарушение штрафуют:

  • водителей — на 5000 рублей,
  • кондукторов и контролеров — на 20 000–30 000 рублей.
  • Штраф взимают в пользу государства.
  • Принудительная высадка детей из автобуса, трамвая или троллейбуса запрещена, если ребенок младше 16 лет.
  • Выгонять из салона детей нельзя, даже если они:
  • не оплатили проезд,
  • забыли проездной,
  • не подтвердили свое право на бесплатный проезд.

Единственное исключение, когда высадка детей-безбилетников допустима, — если действия ребенка имеют признаки уголовного преступления. В остальных случаях кондуктор получит крупный штраф.

«Довезти до дома»: подростков-безбилетников запретили высаживать из транспорта

Госдума приняла законопроект, согласно которому водителям и кондукторам запрещено высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет.

Данная мера распространяется только на несовершеннолетних, которые едут без сопровождения родителей.

В Госдуме и Минтрансе нововведение связали с участившимися случаями высадки подростков во время морозов, что создает риск для их жизни и здоровья. Как будет соблюдаться закон — разбирались «Известия».

Высаживать запрещено

Госдума приняла во втором (основном) чтении законопроект, запрещающий высаживать из общественного транспорта детей-безбилетников, которые едут без родителей. Изменения планируется внести в ст. 20 федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

«Проектом федерального закона установлен запрет принудительной высадки безбилетного лица, являющегося несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица», — говорится в пояснительной записке к проекту, разработанному Министерством транспорта РФ.

Отмечается, что данная норма не будет действовать в случае, если вместе с подростком едет взрослый сопровождающий. При отказе от оплаты проезда им придется вместе выйти на ближайшей остановке.

Благодаря законопроекту в транспортный устав вносятся и другие изменения: в частности, региональные власти наделяются правом самостоятельно утверждать порядок контроля за оплатой проезда, перевозки багажа и ручной клади. Контролеры смогут требовать от пассажиров документы — если, к примеру, у них появятся сомнения при определении возраста.

— Сегодня порядок регламентируется исключительно федеральными правилами и не учитывает местной специфики, — пояснил один из авторов поправок ко второму чтению законопроекта, член комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Синяговский.

По мнению парламентария, нововведения дадут возможность дифференцированного подхода к решению проблемы и расширят полномочия местных органов власти.

Ради безопасности детей

По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, принятие поправок связано с участившимися случаями, когда в разных регионах России подростков высаживали из автобусов зимой и они могли замерзнуть или погибнуть.

— Детей, у которых не было денег оплатить проезд, выгоняли на мороз, и они были вынуждены несколько километров идти пешком. Недопустимо ребенка, который едет один, высаживать из общественного транспорта. Это может привести к трагедии, — отметил он.

Зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский рассказал «Известиям», что в 12 регионах страны (Вологодская, Калужская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Тюменская области, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский край, Чукотский АО, Новосибирск и Санкт-Петербург) уже утвердили документы, запрещающие высаживать детей из транспорта. Однако в целом подобные инциденты всё еще возникают.

— Мы неоднократно обращали внимание на необходимость законодательного определения на федеральном уровне допустимых мер воздействия в отношении детей, не оплативших проезд.

К сожалению, в отсутствие нормативно-правовой базы в ряде регионов происходили инциденты, когда детей высаживали на мороз — а это можно трактовать как оставление в опасности, — сказал Афонский, пояснив, что запрет будет действовать как для муниципальных, так и для частных перевозчиков, осуществляющих городское, пригородное и междугородное сообщение.

В свою очередь, Владимир Синяговский в беседе с «Известиями» подчеркнул, что поправки носят «не только правоприменительный, но и морально-этический характер», потому в будущем их следовало бы распространить также на пенсионеров и беременных женщин. Принятые меры, по его мнению, помогут обезопасить детей от возможных несчастных случаев и проблем со здоровьем.

— Лица, позволившие себе высадить ребенка, не достигшего 16 лет, будут привлекаться к административной ответственности. Как правило, это штраф, — подытожил депутат.

Первый шаг

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что законопроект только первый шаг на пути к тому, чтобы запретить перевозчикам высаживать детей из транспорта. Дальше должны работать регионы, которым предстоит принять соответствующие нормативные акты и установить порядок составления протоколов в отношении нарушителей.

— Проект определяет порядок работы и передает полномочия на региональный уровень. До тех пор, пока в каждом субъекте не будет закреплена административная ответственность за высадку детей с четко фиксированной суммой штрафа, запрет работать не будет, — сказал Зотов «Известиям».

До последнего времени перевозчиков могли привлекать только к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности»). Но такая мера применялась только в крайних случаях — например, когда детей высаживали из транспорта в темное время суток, за городом или в сильные морозы.

Так, например, произошло в Екатеринбурге, когда кондуктор маршрутки заставила девятилетнюю девочку выйти на улицу в 30-градусный мороз. Школьнице, потерявшей проездной, пришлось целый час идти домой пешком.

А в Москве водитель высадил третьеклассницу, ехавшую в Мытищи, из-за того, что у нее не хватало 40 рублей на проезд. Без денег и телефона девочка пошла к железнодорожной станции Лосиноостровская, где ее несколько часов спустя заметил охранник.

К этому моменту мама ребенка уже обратилась в полицию и заявила об исчезновении дочери.

— Данную трактовку сложно применять, когда подобное происходит днем и в теплое время года. В таких случаях идет речь об административной ответственности, которая может быть установлена на уровне регионов, — сказал собеседник «Известий».

По словам эксперта, в последнее время одним из самых обсуждаемых вопросов стало, означают ли поправки, что проезд для подростков будет бесплатным. Законопроект не отвечает на него в полной мере — должен быть разработан механизм, как поступать кондуктору или водителю в случае, если ребенок не может приобрести билет.

— Для того чтобы безбилетные проезды не стали нормой, можно применить опыт Санкт-Петербурга.

Там детей довозят до конечной остановки и передают сотрудникам полиции либо родителям, а затем составляют в отношении последних протокол.

Так и сами подростки не будут заинтересованы в обмане перевозчиков, думая, что их всё равно не высадят. Нужно формировать правильное поведение в обществе — проезд должен быть оплачен, — подытожил Зотов.

Родительская ответственность

Согласие с экспертом выразила адвокат Юлия Кузнецова, по мнению которой главным рычагом для соблюдения закона о запрете высадки детей станет наступление ответственности в отношении водителей и кондукторов.

— Думаю, на первый раз достаточно применить санкцию в виде административного штрафа, например, от 5 тыс. до 15 тыс. рублей, чтобы в следующий раз виновные лица задумались о последствиях. При повторном нарушении можно предусмотреть приостановление деятельности и лишение права управления к водителям на срок до 30 суток, — отметила Кузнецова в беседе с «Известиями».

По словам юриста, сейчас в российском законодательстве предусмотрена административная ответственность за безбилетный проезд пассажира (ст. 11.18 КоАП), однако привлекать по данной статье можно только граждан, достигших 16-летнего возраста. В противном случае, пояснила адвокат, ответственность могут понести родители.

— Может быть поставлен вопрос о привлечении их за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 5.35 КоАП РФ).

При этом должно быть доказано, что именно родители виновны в совершении ребенком правонарушения: не дали ему денег на проезд, не обеспечили проездным билетом и т.д.

Если окажется, что ребенок забыл или потерял проездной билет или деньги, вины взрослых здесь нет, — сказала собеседница «Известий».

В случае если родителей ребенка всё же привлекут к административной ответственности, им придется выплатить штраф в размере от 100 до 500 рублей, пояснила она.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *