Тема адаптации ребёнка в детскому саду актуальна всегда, но в последние годы она становится всё более острой. Темп современной жизни диктует свои правила, и родители не хотят отставать от него, поэтому с малых лет отдают ребёнка в детский сад, где сталкиваются с трудностями привыкания малыша к новым условиям и не понимают, как верно их разрешить.
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
В этой статье мы рассмотрим, что такое адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие степени и этапы адаптации существуют, и как помочь малышу успешно преодолеть этот сложный период.
Адаптация в детском саду — что это?
Представьте себе мир двух-трёхлетнего малыша. У него есть любимые мама и папа, дорогие ему игрушки, уютная и тёплая кровать, привычная обстановка и удобный режим дня.
А в один момент это меняется! Родители отводят его в незнакомое место, где находится чужая тётя, повсюду незнакомые дети, которые могут и ударить, и отобрать игрушки, постоянно кто-то плачет, и вообще становится грустно и так хочется домой! Это место — детский сад.
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок чувствует себя растерянным, испытывает сильный стресс. Чтобы привыкнуть к новым условиям, должно пройти время, которое называют периодом адаптации.
Когда малыш начинает посещать садик, адаптация затрагивает не только его, но и родителей. Но взрослым намного проще с ней справиться, потому что их организм более стрессоустойчивый. Детская адаптация протекает сложнее, потому что малышу предстоит:
- привыкать к другому режиму дня;
- научиться быть самостоятельным и обходиться без помощи родителей (использовать горшок, мыть руки, пить и есть, раздеваться, одеваться);
- оставаться без мамы и папы среди сверстников, которые отличаются характерами, и не со всеми из них будет взаимопонимание;
- слушать и выполнять требования воспитателей;
- быть вдали от привычных вещей и домашней обстановки;
- не получать достаточно внимания. Особенно тяжело бывает единственным детям в семье, которые привыкли, что им всегда уделяют время.
Степени адаптации к детскому саду
Педагоги и психологи выделяют три степени адаптации детей к детскому саду: лёгкую, среднюю и тяжёлую, каждая из которых имеет свои сроки и особенности.
Лёгкая степень длится от двух недель до месяца. Для неё характерны:
- Спокойный сон малыша, включая дневной и ночной. Если ребёнок просыпается, то засыпает вновь легко и быстро.
- Хороший аппетит. Иногда присутствует избирательность в еде, это нормально.
- Спокойное и уравновешенное состояние малыша.
- Ребёнок без истерик остаётся без родителей, может играть самостоятельно.
- Лёгкость в поведении со сверстниками и воспитателями.
Даже при такой степени адаптации у малыша могут в первые недели посещения детского сада наблюдаться нарушения сна и аппетита, небольшая нервозность и капризность, потому что меняется режим дня, появляются новые люди и обязанности.
Средняя степень адаптации длится 1-2 месяца. Ребёнок чаще болеет, поэтому посещает детский сад с перерывами.
Что указывает на среднюю степень адаптации?
- Беспокойный сон малыша, который часто прерывается. Иногда ребёнок вовсе не может заснуть в саду.
- Сниженный аппетит: малыш мало ест или наотрез отказывается от любой пищи.
- Непостоянство эмоций. Ребёнок грустит и плачет, его настроение часто меняется. Малыш может играть один, но недолго.
- Ребёнок с трудом расстаётся с родителями, затем сидит в одиночестве.
- Малыш не проявляет особого интереса к общению с другими детьми, постоянно спрашивает воспитателя, когда его заберут.
Тяжёлая степень адаптации длится от 2 месяцев до полугода. В редких случаях ребёнок не привыкает к детскому саду вовсе. Тогда психологи и педагоги рекомендуют сделать длительную паузу или перестать водить малыша в дошкольное учреждение.
Как понять, что у ребёнка тяжёлая степень адаптации к детскому саду?
- Малыш не спит днём, ночью сон также беспокойный, ребёнка мучают страхи.
- Аппетит сниженный, малыш часто отказывается есть.
- Эмоции нестабильны: ребёнок задумчив, уходит “в себя” или наоборот возбуждён и агрессивен.
- Расставание с родителями даётся с большим трудом и сопровождается криками, рыданиями и истериками.
- Малыш не желает общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками, замкнут или агрессивен.
О завершении адаптации любой степени можно говорить после налаживания сна, аппетита, эмоционального состояния, поведения малыша при расставании с родителями и стремления к общению с другими детьми и взрослыми.
Этапы адаптации детей в детском саду
Это непростое время делится на три основных этапа:
- подготовительный;
- ключевой;
- завершающий.
К каждому из них родителям нужно подойти ответственно, ведь от этого будет зависеть, насколько легко пройдёт адаптация ребёнка в детском саду.
Подготовительный этап
Это самый длительный и значимый этап, именно от подготовки во многом зависит успешность адаптации. Что же нужно делать родителям в этот период?
-
В первую очередь, постепенно расширяйте круг общения малыша и вовлекайте его в совместные игры с другими детьми.
-
Во-вторых, начните заранее говорить о детском саде. Гуляя, проходите рядом с ним, рассказывайте, как там много детей и как им весело играть друг с другом. Показывайте яркие площадки в саду, понаблюдайте за резвящимися там малышами. Пусть у вашего ребёнка формируется представление, что сад — место для активных игр в компании задорных сверстников.
-
Научите малыша навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, умываться, посещать туалет.
-
Хотя бы за пару месяцев постарайтесь настроить режим, соотнося его с режимом работы детского сада. То есть подъём, дневной сон, завтрак, обед и ужин, прогулки и отход ко сну должны быть примерно в одно и то же время. Если вам это удастся, то вы сократите процесс адаптации своего ребёнка.
Ключевой этап
Наступил этот важный для малыша день — он впервые идёт в детский сад! Пусть это утро будет наполнено хорошим настроением! Поднять его смогут вкусный завтрак или любимая одежда.
На этом этапе ребёнок остается в детском учреждении максимум на 1-3 часа, чтобы познакомиться с воспитателями, сверстниками и привыкнуть к режиму. Чем больше приятных эмоций получает малыш на этом этапе, тем быстрее привыкает и начинает с удовольствием приходить в новый коллектив.
Завершающий этап
Ребёнок остаётся в детском саду на 3 и более часов, включая дневной сон, а потом и дольше.
Как понять, что малыш успешно адаптировался?
- он спокойно остаётся в дошкольном учреждении;
- легко общается с воспитателем и другими детьми;
- имеет хороший сон и здоровый аппетит;
- эмоционально стабилен, нет резких и частых перепадов настроения, апатии и агрессии.
Судить о завершении процесса адаптации можно только через несколько месяцев посещения ребёнком детского сада, потому что частые болезни дошкольников удлиняют этот процесс. Запаситесь терпением, ваша поддержка и любовь помогут малышу спокойно преодолеть этот нелёгкий путь.
Этапы привыкания
Мы рассказали о степенях и этапах адаптации детей к детскому саду, но также каждый малыш проходит через период привыкания. Что важно знать об этом?
1 этап — дезадаптация.
Как бы ни была успешна подготовительная адаптация, в первое время малыш всё равно будет находиться в состоянии стресса и беспокойства. Даже самым активным и общительным детям нужно время, чтобы привыкнуть к расставанию с родителями. Появляются простудные заболевания.
2 этап — адаптация.
Ребёнок начинает постепенно привыкать к новому режиму, другим детям и взрослым, участвует в играх, хотя продолжает тосковать по родным и спрашивать, заберут ли его. Может наблюдаться переменчивое настроение, капризы, отказ выполнять просьбы воспитателя.
3 этап — компенсация.
На финальном этапе привыкания малыш уже эмоционально устойчив и спокойно остаётся на целый день в саду, хорошо ест и спит. Ребёнок начинает реже болеть.
Влияние различных факторов на адаптацию
Почему одни дети адаптируются легко, а другие с трудом? Что влияет на этот процесс?
1. Возраст ребёнка
Во многих семьях после рождения малыша меняется уровень материального благополучия, поэтому матери стремятся скорее отдать ребёнка в садик и выйти на работу. Неудивительно, что в последние годы увеличилась потребность в яслях, в которые принимают детей с 1,5 лет.
Но насколько готов к этому сам малыш? Большинство педагогов и психологов считают, что подходящий возраст для начала адаптации к детскому саду— это 2,5-3 года, когда у ребёнка уже окреп иммунитет, он владеет элементарными навыками самообслуживания и не так остро нуждается в родительской заботе и внимании. Чем младше ребёнок, тем сложнее и тяжелее проходит адаптация. Поэтому, по возможности, детей младше 2,5 лет лучше оставить дома.
Разумеется, бывают исключения, когда малыш опережает своё развитие и нуждается в общении, проявляет интерес к сверстникам, активно участвует во всех играх, и дома ему попросту скучно. В таких случаях детский сад — это подходящая среда для маленького непоседы, даже если он не достиг 2,5 лет.
2. Состояние здоровья
Это один из ключевых факторов. Нередко даже здоровые дети, начав ходить в садик, часто болеют. У малышей с ограниченными возможностями здоровья или хроническими заболеваниями процесс привыкания протекает особенно тяжело.
Поэтому сначала укрепите здоровье ребёнка, а потом начинайте посещать детский сад. Так малыш сможет адаптироваться без серьёзных проблем.
3. Уровень развития
Тут важно сказать о необходимых умениях и навыках, которыми должен обладать ребёнок перед началом детсадовской жизни: держать ложку и чашку, самостоятельно пить и есть, пользоваться горшком, по возможности, одеваться и раздеваться и просить помощи у взрослого.
Если малыш не владеет навыками самообслуживания и привык, что родители делают всё за него, то процесс привыкания может сильно затянуться.
4. Социализация ребёнка
В дошкольном учреждении малыш ребёнок будет находиться в компании сверстников и воспитателей. Если у малыша есть опыт общения с другими детьми и взрослыми, кроме родителей, то ему будет легко влиться в коллектив. Когда ребёнок привык видеть рядом с собой только маму и папу, то процесс привыкания будет сложнее и дольше.
5. Другие факторы
Что ещё влияет на адаптацию и привыкание к саду?
- Опытность и личность воспитателя. Некоторые педагоги умеет создать настолько благоприятную и дружественную атмосферу в группе, что даже необщительные и закрытые дети чувствуют лёгкость и комфорт и хотят возвращаться в сад. Поэтому часто говорят: “Нужно идти не в сад, а к педагогу”.
- Количество детей в группе. Чем меньше воспитанников, тем больше внимания педагог может уделить каждому ребёнку.
- Темперамент малыша также влияет на продолжительность адаптации в детском саду. Например, дети-сангвиники любят общение и комфортно чувствуют себя в группе, а потому и легче привыкают, чем дети-меланхолики.
Как помочь ребёнку адаптироваться в детскому саду?
Большинство взрослых переживают, оставляя ребёнка в детском саду. Это вполне нормально, так как малыш находится там один среди незнакомых взрослых и таких же растерянных сверстников.
Но каждый родитель хочет помочь своему ребёнку легко преодолеть такой сложный период! Как это сделать? Педагоги и психологи дают следующие рекомендации:
-
Тревога родителей усиливает страхи малыша, поэтому старайтесь быть спокойными и уравновешенными, окружая своего ребёнка ощущением безопасности.
-
Беседуйте с малышом о детском саде. Это хорошо делать на подготовительном этапе адаптации: вызывайте его интерес, рассказывайте, сколько там детей и как им бывает весело, в какие игры он сможет с ними играть.
-
Во время прогулки проходите мимо детского сада, обращайте внимание малыша на яркие площадки и резвящихся там детей, вызывая желание присоединиться.
Старайтесь чаще ходить пешком в любую погоду, пусть ребёнок привыкает к тому, что ходить в дошкольное учреждение вы будете и в снег, и в дождь.
Цель бесед и прогулок у садика — создать положительный образ, понимание, как там весело, спокойно и безопасно, даже в отсутствие родителей.
-
Проговаривайте режим дня малыша: завтрак, игры, прогулка, обед, сон, ужин и так далее. Сообщите, в какой момент вы придёте за ним сегодня, чтобы ребёнок был спокоен и знал, что после ужина он вновь увидит свою маму. И обязательно приходите в указанное время.
-
Вместе с ребёнком придумайте ритуал прощания. Это может быть что угодно: поцелуй, рукопожатие, хлопок в ладоши, щекотка или смешные звуки. Важно придерживаться этого ритуала перед расставанием в саду и вне его. Это будет дарить малышу ощущение безопасности.
-
Если правила детского сада позволяют, разрешите ребёнку брать с собой любимую игрушку. В отсутствие родителей она будет придавать спокойствие и напоминать о доме, где так тепло и уютно.
-
Если малышу сложно расставаться именно с мамой, то тогда отводить в детский сад может отец или другой член семьи.
-
В период адаптации постарайтесь не начинать нового и вообще менять привычный уклад жизни (например, путешествия, переезд, длительные командировки родителей, развод), чтобы у ребёнка не было причин для дополнительного стресса.
-
Читайте книги, в которых главные герои начали посещать садик. Издания с такими сюжетами можно легко найти в любом книжном магазине. Создавайте разные ситуации с любимыми игрушками малыша: “Кролик Тим с детьми на прогулке”, “Лошадка Нина спит в тихий час” и так далее. Пусть для ребёнка эти сюжеты станут привычными и понятными.
Ошибки родителей во время адаптации ребёнка
-
Родители не уважают воспитателей или недоброжелательны к ним, транслируя такое отношение детям. Помните, малыш постоянно наблюдает за поведением взрослых, копируя его, поэтому если вы приветливы и спокойны в общении с работниками детского сада, то и ребёнок будет поступать так же. Значит, “эта тётя хорошая” и ей можно доверять.
-
Не убегайте из группы, пока малыш отвлёкся и не видит вас. Объясняйте ребёнку, что мама уходит, но скоро вернётся и обязательно его заберёт. Проговаривайте, когда это произойдёт, тогда малышу будет легче ориентироваться во времени: “Когда ты поспишь, поешь, немного поиграешь, потом мама за тобой придёт”.
-
Стоять у двери и прислушиваться, сидеть в раздевалке, караулить у окон группы — плохая затея. Дети очень чувствительны, и чрезмерная тревога родителей пугает их.
-
Не стоит игнорировать чувства малыша: “Хватит плакать, ты уже большой мальчик/послушная девочка!”. Ребёнку сейчас тяжело, он нуждается в поддержке, а не нотациях и упрёках. Объясняйте детям, почему не можете остаться и вынуждены уйти.
-
Наказывать ребёнка за то, что он не хочет оставаться один. Сюда же относится запугивание: “Не будешь слушаться, отведу тебя в садик!”. Так вы закрепите у малыша мысль, что сад — это плохо, там страшно и небезопасно. А любить то, что пугает, невозможно.
-
Подкупать детей за посещение детского сада тоже не стоит. Скоро маленький манипулятор будет просить за ваше чувство вины всё больше сладостей и игрушек.
-
Старайтесь по возможности не приходить за малышом последними, хотя бы первое время. Когда всех остальных ребят уже забрали, ребёнку становится страшно, а придут ли за ним вообще? Если вы знаете, что будете поздно, всегда предупреждайте малыша.
Детей, которые легко и быстро адаптируются к новой обстановке, не так много. Для большинства из них это долго и сложно. Поэтому в этот период им особенно важны внимание и поддержка родителей. Будьте рядом, запаситесь терпением, применяйте наши рекомендации, и совсем скоро ваш ребёнок станет с удовольствием ходить в детский сад!
Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Адаптация в саду: как пережить
Вот и настал тот волнительный момент, когда малыш отправляется первый раз в детский сад. Волнуются все: и мама, и малыш, и папа, и бабушки…. И даже если ребенок летит в детский садик с удовольствием, то это не значит, что он избежит адаптации к садику – без этого, к сожалению, никуда. Рано или поздно она его настигнет. Но вы уже будете знать, что со всем этим делать.
Рассмотрим основные моменты и трудности адаптации в детском саду
1. Расставание с мамой
Даже если ваш малыш уже привык иногда проводить время без мамы, это не значит, что он легко пойдет в группу. Ритуальный плач прощания есть практически у каждого малыша. Важно это понять, принять и отпустить. Если же с каждым днем процесс расставания перед группой все удлиняется, то есть смысл попросить отводить малыша в сад папу или бабушку.
2. Смена настроения
Адаптация в садике – это стресс. Это новый коллектив, новые правила. Для маленького человечка это настоящий стресс, так что не удивляйтесь.
Если в садике вам говорят, что малыш вел себя прекрасно, играл, не плакал, слушался и сам съел весь суп, а дома он превращается в маленького чертенка, который все крушит, капризничает и ведет себя так, как никогда прежде не вел. Это нормально. Так он сбрасывает нервное напряжение.
Задача родителей в этот период времени сделать максимально комфортную и спокойную обстановку дома:
- сокращаем шумные игры
- убираем телевизор и просмотр мультиков
- сводим к минимуму посещение шумных многолюдных мероприятий
3. Регресс
Нередко происходит и так, что после начала посещения детского сада у ребенка наблюдается регресс в развитии.
Он может начать снова писаться в штанишки, просить его одевать-раздевать и кормить с ложечки, некоторые даже на время перестают говорить или начинают сюсюкать, хотя уже прекрасно владеют родной речью. Это нормально и это пройдет.
Задача родителей не ругаться, но и не потакать, а мягко напоминать, что он уже сам все это умеет, но вы поможете, если он не справится.
4. Режим посещения
Воспитатели и психологи настаивают, что в период адаптации ребенок должен посещать детский садик постоянно, без перерывов, тем более длительных. Легкий насморк– не причина не пойти в садик.
Но отдельно стоит поговорить о режиме привыкания. Зачастую сразу на целый день ребенка никто не отводит. Это слишком большой стресс даже для подросшего 4-летнего ребенка, что уж говорить о 2-3 летней крохе. Как правило, в каждом садике есть свои правила адаптации. Но в целом это выглядит следующим образом.
Шаг 1: ребенка приводят на прогулку на полчаса-час. Мама гуляет рядом, но не участвует в играх.
- Шаг 2: малыша приводят в садик после завтрака на 1 – 1,5 во время свободной игровой деятельности.
- Шаг 3: присоединяют прогулку.
- Шаг 4: приводят до завтрака и оставляют до обеда.
- Шаг 5: оставляют на обед.
- Шаг 6: оставляют на дневной сон.
Нельзя предсказать на сколько времени растянется та или иная стадия. Одни детки уже спустя неделю остаются на целый день, другие и спустя несколько месяцев маму из группы не отпускают и одни не остаются.
Важно внимательно следить за настроением малыша, и, если вы видите резкие изменения или ухудшения, сделайте шаг назад и притормозите. Всему свое время.
Если и спустя несколько месяцев психологическое и эмоциональное состояние ребенка не улучшается, а напротив ребенок становится более тревожным, появляются страхи — это веский повод обратиться за консультацией к психологу.
Секреты успешной адаптации:
- Правильный режим дня. Малыш должен высыпаться и легко сам вставать в садик.
- Утро должно быть добрым и без суеты. Заведите ритуал утренних обнимашек, совместного умывания и выбора одежды и игрушек в сад. Ваша задача насытить малыша с утра своим вниманием, нежностью и заботой, чтобы их хватило ему до вечера.
- Вместе с ребенком выберите какую-то вещицу, которая будет напоминать ему о вас: носовой платочек, маленькую игрушку, которую можно убрать в кармашек платья или шорт. Во Франции эту роль выполняет игрушка дуду, без которой ребенка в сад не примут.
- Каждый день придумывайте малышу ответственное задание в садике. Поздороваться с рыбками в аквариуме, помочь нянечке накрыть на стол, расчесать всех кукол, собрать как можно больше листьев на прогулке и т.д.
- Договоритесь с воспитательницей, что она разрешит вашему крохе брать с собой в кровать любимую игрушку. Только учтите, что к средней группе эту практику все равно исключат.
- Договоритесь о «прощальном ритуале» без слез: потереться носами, помахать в окошко.
- Играйте дома в «детский сад». Так вы узнаете, что чувствует ваш малыш.
Адаптация к садику может занимать от 2 недель до полугода и даже года. Бывают случаи, когда каждый год адаптация повторяется.
Чего ни в коем случае делать нельзя?
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании в садике или дома при одном упоминании о необходимости идти в сад!
- Нельзя пугать детским садом.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, а на самом деле заберете его только вечером.
Иногда достаточно сменить группы или воспитателя, и малыш начинает любить детский сад.
Внимательно выбирайте человека, в чью группу будет ходить ваш кроха.
Адаптация в детском саду период тяжелый и для малыша, и для мамы. Как сделать его максимально простым для ребенка мы разобрались, а о том, как пережить адаптацию в садике маме, мы поговорим в следующий раз.
Похожие статьи
Психология
Подготовка ребенка к детскому саду + Схема плавной адаптации от психолога
8 августа 2021 56 047 просмотров
Нина Ливенцова, детский психолог
Психолог Нина Ливенцова рассказала, как адаптировать ребенка к детскому саду.
Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни.
Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям.
И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам).
К чему придется привыкать
Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.
К каким обстоятельствам придется приспособиться 2-3 летнему ребенку?
- Расставание с родителями на долгое время.
- Изменения отношений с родителями, теперь все общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому в какой-то мере неизбежно будет фрустрирована потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.
- Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.
- Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.
- Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.
О стрессе
Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Для взрослого или для ребенка.
Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии.
Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это не что-то эфемерное, это физиологическая реакция организма. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах. Это физиология.
Ребенок считывает ваши эмоции. Источник
Для одних перемены станут причиной небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом, который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих от вас и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика, элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.
Как минимизировать стресс
Задача взрослых в процессе адаптации как раз и заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Как это сделать? Что зависит от родителей?
Факторы, которые помогут вашему ребенку.
- Твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка. Решение, которое взрослые приняли внутренне. Могут быть тревоги о том, как все пройдет, беспокойства, связанные с новизной ситуации. Но эти тревоги не мешают родителю, не вгоняют его в сомнения, не становятся причиной метаний «а надо, а может не надо». У родителей должно быть внутреннее состояние, что так будет лучше, что это правильно. Это состояние родитель как бы транслирует ребенку. Оно становится опорой для ребенка. Если мама уверена, что так правильно, так хорошо, значит, я тоже в этом уверен. Это происходит на уровне эмоций, образов, ощущений. Поэтому если есть вина, какие-то смутные сомнения, сопротивление — разберитесь с ними. Ваш настрой будет опорой для ребенка.
- Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить. Понятно, что это такой фактор, на который нельзя повлиять прямо. Если ребенок уже разговаривает, то можно учить его просить воспитателя о помощи. Почему умение говорить это плюс: во-первых, легче внедрить пункты подготовки, ведь вы можете рассказать о них, а ребенок может вас понять. С другой стороны, ребенок сможет наладить коммуникацию с воспитателем, детьми, сможет пожаловаться или рассказать вам, что происходит в садике, что он чувствует, чего боится, что его расстраивает и что радует.
- Длительный подготовительный период (хотя бы от двух недель до месяца, чем больше, тем лучше).
Что входит в подготовку.
- Информационное поле. Информирование ребенка о том, что такое садик, что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила. Для этого можно просто время от времени заводить разговор. Читать детям сказки, рассказывать истории про детский сад. Играть в детский сад. Приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в детский сад («А наш дружок сейчас в детском саду играет, вечером его мама заберет оттуда, и мы встретимся»). Проходя мимо любого детского садика, вы можете рассказывать, что это за здание, что там обычно происходит. Ваша задача как бы создать информационное поле о детском садике. И разговаривать об этом не раз и не два. Причем это должна быть не дидактическая беседа. Вплетайте информацию в ваши обычные будни («Приготовила кашу, как в садике», «А в садике детки писают на горшок», «Купили тебе рубашку для садика»).
Отправляйтесь на прогулку рядом с детским садом. Источник
- Знакомство ребенка с местностью. Устраивайте прогулки около садика, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью. Если есть возможность сходить в садик на экскурсию — сходите. Если есть возможность погулять по территории — погуляйте. Если у вас уже есть дети, которые ходят в садик, то, скорее всего, младшие дети бывают с вами в садике, когда вы забираете или приводите старших детей — это плюс. Если у вас есть знакомые, которые ходят в этот садик, то сходите вместе с ними, когда они забирают своих детей вечером из садика.
- Совместные подготовительные мероприятия. Купите вместе одежду к садику. Сходите познакомиться с воспитателем. Сходите на прогулку с детками в детский садик.
- Положительный настрой ребенка. Рассказывайте ребенку интересные положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про детский садик, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка, которую я когда-либо ела, была в моем детском садике», «У меня был друг в детском садике, которого звали Сережа, и нам с ним было всегда весело»).
Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садиком и воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания о детском садике, то не надо ими делиться с ребенком. Если кто-то из родственников угрожает детским садиком («Вот пойдешь в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»), то пресекайте это. Не допускайте негативных разговоров о садике при ребенке или детях. - Настройка режима дня, который близок к детсадовскому. Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского садика сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час. Какой будет режим в вашем садике, можете узнать заранее у воспитателей, директора или у другим мам, которые уже посещают этот садик.
Если вы подошли к садику не подготовившись по режиму, договоритесь с воспитателем, что будете некоторое время приходить к девяти вместо восьми часов (будет ли это возможно, зависит от детского сада, от желания воспитателя помочь вам). - Формирование навыков самообслуживания. Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком. Конечно, тут многое зависит от возраста. Если ребенку 1,5 года, то, скорее всего, многому научить не получится, и это с учетом возраста нормально. Но в 2,5-3 года всеми этими навыками ребенок уже должен владеть.
Примерная схема плавной адаптации
Дам примерную схему, которая вводит ребенка в сад постепенно, шаг за шагом. Но в вашем саду могут быть другие правила, и, конечно, игнорировать их не получится. Просто посмотрите, что из той схемы, которую опишу я, вы сможете внедрить, адаптировать к вашей реальности.
- Если есть возможность познакомить ребенка с садиком, с группой заранее — сделайте это. Можно найти повод для визита: например, узнать что-то, подать документы вместе с ребенком, сходить с кем-то, кто уже ходит в этот сад. Подробнее об этом я писала выше.
- Лучше если первый день (обычно это всего один час или меньше) вы будете с ребенком: пройдете с ним по группе, заглянете в спальню, найдете кровать ребенка, покажете его шкафчик. Посидите какое-то время в группе, чтобы ребенок мог исследовать пространство в вашем присутствии (все зависит опять же от внутренних правил). С вами ребенок чувствует себя в безопасности, а значит, он будет активно исследовать пространство. Может быть, ваш первый день пройдет на улице.
- Важно установить контакт с воспитателем и маме, и ребенку. Вы можете познакомиться, поговорить, представить ребенка воспитателю, а воспитателя ребенку. Лучше если в это время ребенок будет у мамы на руках. Но тут многое зависит и от воспитателя. Постарайтесь поздороваться, улыбнуться воспитателю, а потом как бы передать ребенка в руки воспитателю. Если воспитателей несколько, то знакомимся со всеми.
- При расставании целуйтесь, обнимайтесь, говорите ребенку, что придете за ним очень скоро, передавайте его воспитателю и уходите. Приходите через час. Обязательно радуйтесь ребенку, обнимайтесь, целуйтесь. Да, ребенок может плакать. Тогда обнимаете, утешаете и передаете воспитателю. Уходя — уходите. Спокойно идете заниматься своими делами. Не надо прыгать под окнами, под дверью, обуздайте свою тревогу. И верьте, что вашему ребенку под силу справиться с этой ситуацией.
- Важно при расставании с ребенком оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме. Например, любимую игрушку, или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить с ребенком в садик. Можно оставить платочек, пахнущий мамиными духами, какую-то записку-рисунок на клочке бумаги, можно нарисовать сердечко на ручке. Маленьким детям оставляем что-то вещественное. Детям постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй в кармашек).
- Какое-то время водите ребенка на пару часов. Обычно в течение недели.
- Затем оставьте ребенка на обед, потом на сон. Какое-то время забирайте малыша сразу после сна.
- Если видите, что ребенок плачет, но быстро успокаивается и спокойно играет, идет на контакт с воспитателем, интересуется игрушками, обедает, то это признаки того, что можно оставлять до вечера. Если у вас есть возможность, какое-то время забирайте через пару часов после сна, постепенно увеличивая время (если это нужно).
- Важно тепло прощаться с ребенком. И встречать всегда с радостью и улыбкой, обнимать, тискать. Не ругать ребенка за слезы, но сочувствовать, поддерживать, оказывать понимание. Если вам жалуются на ребенка, то не разбирайтесь в ситуации сразу же — на первом месте должна быть радость от встречи с ним.
Игрушка станет другом для ребенка в детском саду. Источник
Понятно, что это примерная схема. Удастся ли ее применить, зависит от факторов, на которые вы не можете повлиять:
1) правила садика, режим дня, атмосфера в группе, в садике (это то, на что особо повлиять не получится).
2) личность воспитателя, готовность к сотрудничеству (тоже особо не зависит от родителя. Но старайтесь расположить воспитателя к себе и будьте сами дружелюбны).
3) личность самого ребенка, его характер, темперамент, личностные адаптационные способности, жизненный опыт ребенка.
4) детский коллектив.
Это первая часть статьи об адаптации к детскому саду. Во второй части психолог Нина Ливенцова расскажет о самых распространенных ошибках родителей, признаках успешной и неуспешной адаптации, а также к чему нужно быть готовым, когда ребенок впервые идет в детский сад. Следите за публикациями в блоге!
Обложка поста: unsplash.com
Характерные черты тяжелой адаптации к детскому саду и как помочь малышу?
И это будет заметно не только по психоэмоциональному состоянию, но и по физическому здоровью. Пару дней в группе сменяются больничным и так без конца.
Почему так происходит? Как облегчить адаптационный период?
Что означает термин?
В большинстве случаев дети привыкают к саду уже через несколько недель. Да, поначалу они плачут, не хотят отпускать маму или папу, игнорируют попытки воспитателей отвлечь их. Но вскоре ситуация в корне меняется. Ребенок с удовольствием идет в группу, находит новых друзей и т.д.
Вышеописанный вариант является самым распространенным. Но бывает и так, что малыш ни в какую не хочет оставаться без родителей, капризничает, отказывается есть, играть и спать. К этим симптомам добавляются проблемы со сном, но уже дома, отсутствие аппетита, частые болезни и ухудшение общего самочувствия. Это и есть тяжелая адаптация к детскому саду.
Длится этот непростой период минимум два месяца. Есть дети, которым все же удается справиться с эмоциями и привыкнуть к необходимости посещать детсад. Но есть и те, чьим родителям придется искать альтернативу.
Когда у ребенка возможна?
На первом месте в группе риска, по словам психологов, находятся дети с ограниченными возможностями здоровья или, например, аутизмом. Им сложнее, чем другим, приспособиться к новым обстоятельствам, найти общий язык с незнакомыми людьми.
В список можно добавить и совсем маленьких детей, чьим родителям пришлось рано выйти на работу. Речь идет о возрасте 1-1,5 года.
Интересно, что тяжелая адаптация возможна не только у детей с задержкой в развитии, но и у тех, кто, наоборот, развивается быстрее сверстников. В первом случае состояние ребенка можно стабилизировать, применяя специальные программы обучения. Во втором же в них необходимости нет. Хотя ребенку будет сложно влиться в коллектив, ему попросту станет скучно.
Причины сложного привыкания
Причин появления трудностей с привыканием к детсаду несколько:
- Негативный настрой родителей. Возможно, у них есть неприятный опыт из детства. А, может быть, они просто сильно переживают.
-
Даже если посещение детского сада — вынужденная необходимость, не стоит говорить об этом детям. Чувство безысходности — совсем не то, что они должны испытывать в период адаптации.
- Излишняя тревожность матери. Это такой тип родительской привязанности, при котором мама не отпускает ребенка от себя ни на шаг.
- Малыш совсем не подготовлен к изменениям.
- Родители или другие родственники нехорошо отзываются о воспитателе.
- С первого дня ребенка пытаются оставить в саду на весь день.
- Кроха совсем не привык к режиму. Ему сложно вставать по утрам, принимать пищу в одно и то же время, учиться.
Еще одна причина тяжелой адаптации кроется в переутомлении детей. Часто родители даже не задумываются о том, как устает ребенок, посещая и детский сад, и какие-то секции. А ведь детская психика еще формируется. Она может просто не справиться с нагрузкой.
Способы преодоления
Специалисты выделили ряд советов, следование которым поможет и родителям, и детям справиться со всеми без исключения трудностями, сопутствующими тяжелому адаптационному периоду.
Вот некоторые из них:
- Помочь ребенку привыкнуть к режиму. Для этого нужно приучить его ложиться спать и просыпаться в одно и тоже время. Этот совет касается и приема пищи. Лучше, если завтрак, обед и ужин будут проходить по расписанию. Кстати, стоит пересмотреть не только график, но и меню. По возможности следует подстроить его под детсадовское.
- Постоянно рассказывать, зачем нужно ходить в детский сад. Можно, например, сравнить это с тем, как родители ходят на работу.
- Не оставлять ребенка на полный день до тех пор, пока он не будет готов к этому. Для начала хватит и пары часов. После можно попробовать оставаться до обеда, а потом и на сон.
- Вечера и выходные дни посвящать общению с ребенком. Важно не только интересоваться происходящим в его жизни, но и внимательно слушать, вникать.
Есть еще один интересный совет: дать ребенку с собой какую-нибудь игрушку, напоминающую о доме. Ее можно назначить дежурным, который будет провожать в детский сад, сидеть рядом за обедом, спать в кроватке в тихий час. Вечером игрушка расскажет маме с папой, как прошел день.
Может ли не привыкнуть?
Ответ утвердительный. В некоторых случаях ни одна из вышеописанных рекомендаций не принесет результатов.
Говорить о том, что адаптация так и не произошла можно, если наблюдаются такие симптомы:
- Ребенок не стал частью коллектива. Он замкнулся в себе, ни с кем не общается даже по прошествии 1-2 месяцев.
- Малыш отказывается от еды и воды, не посещает туалет, терпит до последнего момента.
- Ребенок все время плачет. Успокаивается он только в тот момент, когда за ним приходят родители.
Еще один признак — откат в развитии, в частности, в речи, самообслуживании и т.д. Все становится на свои места, как только ребенок остается дома.
Что делать, если малыш не адаптируется?
Варианта всего три:
- Первый — поговорить с воспитателями и психологом, на которых также лежит ответственность за помощь в привыкании к детскому саду.
- Второй — чаще говорить о садике, играть в специальные адаптационные игры, рассказывать сказки.
- Третий — на некоторое время отказаться от посещения сада. Возможно, проблема в сильном стрессе и после восстановления организма она будет решена.