Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

Исследовательская работа на тему:

«Виды и формы брака в истории современности».

Выполнил: студент ФГБОУ ВПО им. К. Минина группы ППД-15-2

Сорокин Артем Андреевич

УДК 34 Право. Юридические науки.

Аннотация: В статье проводится анализ видов и форм брака в истории современности. Также выделены виды браков. Выделены основные проблемы браков. Перспективы развития брачных отношений в России. Проведен опрос среди населения и студентов 2 курса (гр.

ППД-15-1, 2) НГПУ им. К. Минина (50 человек) на тему виды и формы брака в истории современности.

В результате, которого мы пришли к выводам, что не все из опрошенных знают что такое брак, чем регулируется брачный союз и является ли брак формой социального контроля.

Abstrack: The article analyzes the types and forms of marriage in modern history. Types of marriages are also highlighted. The main problems of marriages are identified. Prospects for the development of marriage relations in Russia.

A survey was conducted among the population and undergraduate students of the 2-nd year (GPP-15-1, 2) NGPU them. K. Minin (50 people) on the types and forms of marriage in the history of modernity.

As a result, we came to the conclusion that not all of the respondents know what marriage is, how the marriage is regulated and whether marriage is a form of social control.

Ключевые слова: брак, социальный контроль, брачный союз, семья, по способу заключению брака, семейные ценности, функции супружества, супружеские отношения, семейное учреждение, нравственность, мораль, cемейные роли

Keywords: marriage, social control, marriage, family, marriage, family values, marriage functions, marital relations, fаmily institution, morality, family roles.

Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст.

1 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье.

Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества.

Первая брачная форма появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак, при котором брачные отношения устанавливаются между определенным коллективом мужчин и женщин. Однако половая общность на ранней стадии первобытности постепенно отмирает, так как на ее пути возникают различные ограничения и запреты.

Например, возрастной запрет и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, ввиду запретов постепенно сужается до парной семьи, которая и стала основной моделью брачных отношений в странах Европы и Америки.

Тем не менее, во многих мусульманских и африканских странах традиционно признается полигамная модель брака, при которой устанавливается союз нескольких женщин с одним мужчиной либо нескольких мужчин с одной женщиной. М.В.

Кротов подчеркивает, что, как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений. Таким образом, брак в первую очередь — «продукт» общества и является явлением социальным, а не правовым.

Возвращаясь к современному семейному законодательству, можно констатировать, что физический элемент брака и соответственно наличие совместных детей либо возможность иметь совместных детей не являются обязательными.

Так или иначе, государство взяло на себя обязанность охранять брак и, можно сказать, обязанность (и одновременно право) легитимировать брак путем его государственной регистрации, так, согласно п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (далее — ЗАГС).

Без государственной легитимации брака между мужчиной и женщиной не возникает ни правового статуса супругов, ни режима общей совместной собственности на имущество, ни каких-либо иных правовых последствий.

Даже брак, заключенный в церкви, не является юридически значимым, поскольку согласно Конституции РФ Россия является государством светским.

Но что следует понимать под браком в юридическом смысле? Определения брака как союза мужчины и женщины, зарегистрированного в органах ЗАГС с соблюдением установленных условий, очевидно, недостаточно, хотя бы потому, что при разрешении вопроса о фиктивности брака суд не может исходить из того, что раз брак зарегистрирован с соблюдением предусмотренных законодательством условий, значит, он действителен.

На сегодняшний день существуют следующие формы брачных отношений:Церковный брак– это брак, имеющий весьма широкое распространение и многовековую историю, при котором брачный союз освящается какой-либо церковью.

Несмотря на стремительное развитие научно-технического прогресса и распространение атеизма, и в наше время церковный брак имеет законную юридическую силу во многих странах, а в некоторых из них является единственной легальной формой брака. С другой стороны, значительное число стран мира, в том числе и Россия, не признает юридической силы церковного брака.

Поэтому перед его заключением необходимо зарегистрировать отношения в государственных органах ЗАГС. В христианских храмах, как православных, так и католических, церковное бракосочетание является одним из Святых Таинств – Венчанием.

Гражданский брак – это брак, который официально оформляется в учреждениях государственной власти, например, в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В последнее время термин «гражданский брак» очень часто используют совершенно неправильно, называя так простое сожительство партнеров.

С юридической точки зрения такой вариант отношений является незарегистрированным (или фактическим) браком.Фактический брак — это реально существующий брак, однако не оформленный в установленном законом порядке. Такой брак юридически признается далеко не везде и не всегда, даже при условии ведения совместного хозяйства и/или наличия общих детей.

 Морганатический брак – это официальный законный брак между лицами, различными по социальному положению. Сегодня это понятие сохраняется, в основном, в династических регламентах и законах некоторых стран.Временный брак– это брак, заключенный на определенный срок, который точно  устанавливается в брачном договоре по соглашению сторон.

В ряде стран мира такой брак имеет юридическую силу. По истечению указанного в договоре срока этот брак, а также любые правовые отношения между супругами считаются прекращенными.Фиктивный брак – это официальная регистрация брака изначально без действительного намерения создать полноценную семью и поддерживать брачные отношения.

В абсолютном большинстве случаев фиктивные браки заключаются с целью получения какой- либо выгоды, например, материальной или юридической. В России такой брак в судебном порядке может быть признан недействительным, если будут предоставлены обоснованные доказательства фиктивности брачных отношений.

Полигиния – это брачные отношения одного мужчины с несколькими женщинами одновременно. Важно отметить, что при этом официальный брак заключается мужчиной отдельно с каждой из женщин. Такая форма брака наиболее распространена в странах, исповедующих ислам, и во многом объясняется национальными традициями.

В законах Шариата оговаривается даже количество жен, которых не должно быть более четырех. Остальные женщины гарема уже не являются законными женами, хотя и они имеют определенные гарантии признания их детей. Но их социальный статус на порядок ниже, чем у жен.

В России, исторически многонациональной стране, в последнее время тоже можно встретить нечто подобное полигинии. Естественно, что такие отношения официально государством не признаются.Полиандрия – это брачные отношения одной женщины с несколькими мужчинами одновременно.

Истоки этого вида брака следует искать в демографической ситуации и низком естественном приросте населения. В период матриархата такие союзы были распространены повсеместно. В настоящее время они встречается крайне редко, например, у малочисленных народов Тибета и Гавайских островов.

Групповой брак – это фактическое сожительство нескольких мужчин с несколькими женщинами. Часто можно услышать другое название подобных отношений — «шведская семья», хотя сами шведы абсолютно против такого определения. В наше время групповой брак чаще всего существует в виде экспериментов у некоторой части молодежи.

Однополый брак– это официально зарегистрированные брачные отношения гомосексуальной пары. Уже значительное время данный вопрос вызывает в обществе серьезные разногласия и горячие споры. В странах Западной Европы (Швеция, Швейцария, Гренландия, Дания, Норвегия, Исландия, Нидерланды, Германия, Финляндия, Франция, Бельгия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия с 2007 года), а также в некоторых регионах стран Южной и Северной Америки однополые пары имеют право регистрировать свои отношения. Даже некоторые  церкви, например, шведская епископальная, признают гомосексуальные браки. В подобном союзе могут быть и официальные приемные дети. Однако во многих странах мира, в том числе и в России, однополые браки не признаются и не подлежат юридической регистрации. Отвергает подобные союзы и большинство современных церквей.

Поскольку заключение брачного союза регулируется Семейным кодексом РФ, имеется ряду условий:

  • обоюдное желание жениха и невесты;
  • отсутствие других действительных браков;
  • дееспособность обеих сторон;
  • возраст старше 18 лет (в некоторых регионах он может быть снижен локальными нормативными актами, но не более чем на 2 года);
  • жених и невеста не должны состоять в родственных связях по прямой линии.

Если хотя бы одно из условий нарушено, брак может быть признан недействительным.

акое решение принимает исключительно суд. Например, сокрытие венерической болезни или наличие действующего брака дает законное право обманутой стороне требовать расторжение брачного союза. При этом права детей, родившихся в недействительном браке, соблюдаются в полном объеме.

Для заключения брачного союза мужчина и женщина должны подать совместное заявление в ЗАГС. Законом предусмотрен месячный срок для проверки их намерений. Он может быть сокращен или увеличен, если на то имеется уважительная причина (максимум на месяц).

Брак может быть заключен в день подачи заявления в особенных случаях:

  • беременность;
  • рождение чада;
  • угроза жизни невесты или жениха.
  • Брак вступает в юридическую силу с момента росписи супругов в Книге регистрации актов гражданского состояния.
  • Союз не имеет определенного срока действия.
  • По итогам анкетирования были получены следующие данные:
  1. Основной возраст, участвующих в опросе лиц – 20 лет (12%)

Читайте также:  Нужно ли менять диплом при смене фамилии: порядок действий

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. В основном в опросе принимали участие мужской пол

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. Большинство опрошенных понимают, что такое брак – 80%

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. 48% опрошенных считают, что брак является формой социального контроля.

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. Многие затрудняются ответить сколько видов брака существует.

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. Также мнения разошлись о возрасте вступления в брак.

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. Большинство опрошенных считают правильный, что брачный союз регулируется Семейным кодексом РФ – 56%

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. 52% опрошенных считают, что для вступления брачного союза заявления в ЗАГС должны подать мужчина и женщина.

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. 26% затрудняются ответить, можно ли заключить брак в день подачи заявления.

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. 68% считают, что при заключении брака жених и невеста не могут состоять в родственных связях.

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

  1. 26% опрошенных не знают, что в России запрещены однополые браки.

Вывод: обобщая вышесказанный материал можно сказать, что брак представляет собой договор, заключаемый тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. При этом на государство возлагается функция оформления брака, а для верующих также предполагается освящение брака церковью, что считается самым сильным средством укрепления брака.

Используемая литература:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978 г.

2. Конституция Российской Федерации 1993. Официальный текст по состоянию на 01 января 2009 г. — М: ИНФРА. М-НОРМА. 2009.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (с изменениями и дополнениями от 17 июля 2009 г.)//СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2008 г.)//СЗ РФ. 1996 г. № 1 ст. 16.

5. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями от 17 июля 2009 г.)//СЗ РФ. 1997. №47. ст. 5340.

6. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (с изменениями от 29 декабря 1995 г.)// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. №32. ст. 1086 (утратил силу).

7. Декрет ВЦИК и СНК «О гражданском браке и о детях, и о ведении книг актов гражданского состояния 18 (31) декабря 1917 г. // Хрестоматия по истории государства и права России — М., 2009. — С. 387.

12 форм брака

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в России и других странах

Помните, мы с вами рассуждали о том, что Хорошее дело БРАКОМ не назовут! А тут вдруг я нашел еще информацию о том, что существуют аж 12 форм брака, помимо традиционного, которые разрешены или были когда то употребимы в некоторых местах планеты.

Вот они …

1. Полиандрия

Полиандрия — одна из форм полигамии. Суть этой формы брака заключается в том, что одна женщина может одновременно состоять в союзе с несколькими мужчинами. В наше время полиандрия встречается только в изолированных деревушках, находящихся на Тибетском нагорье.

2. Левират

Некоторые формы брака подразумевают союз не двух людей, а целых семей, причём он должен продолжаться даже в случае смерти кого-то из супругов.

 При левирате мужчина обязан жениться на овдовевшей супруге своего покойного брата.Достаточно часто дети, рождённые в таком союзе, считаются сыновьями либо дочерями первого (ранее умершего) мужа женщины.

Левиратные браки встречаются в племенных общинах Южной Америки, Африки, Индии, Австралии.

3. Сорорат

Противоположность левирата — сороратные браки. Такие нетипичные свадьбы практикуются в общинах туземцев Северной Америки и Индии. В сороратном союзе овдовевший мужчина обязан взять в жёны сестру своей покойной супруги.В отдельных культурах сорорат разрешён и в тех случаях, если первая жена оказывается бесплодной. Тогда дети, которых рождает вторая жена, принадлежат первой супруге.

4. Временный брак

Временные брачные союзы (или «браки для удовольствия») популярны в исламском мире, особенно в Иране. Мужчина и женщина заключают их по взаимной договорённости на конкретный период. Причём необходимо соблюдать ряд условий, например, с кем заключается временный брак и для какой цели — взаимопомощь, секс и т. п.

5. Посмертный брак

В некоторых регионах разрешено жениться или выходить замуж за умерших людей (или соединять узами брака двух покойников). Например, во многих странах младшие сыновья в семье могут жениться лишь после своих старших братьев. Если же старший брат умирает холостым, его женят посмертно, спасая младшего от одиночества на всю жизнь.

6. Сложный брак

В XIX столетии американец Джон Хамфри Нойес основал утопическую общину, названную «Онейда». Нойес утверждал, что в Библии отсутствуют упоминания о существовании в Раю традиционных браков. Поэтому он призывал своих последователей практиковать «сложный брак». Подразумевалось, что все члены «Онейды» являлись жёнами и мужьями друг друга.

 Моногамию и ревность Нойес называл греховными и идолопоклонническими проявлениями. Более того, члены общины наказывали всех людей, предпочитавших моногамные отношения.

Онейда

7. Девадаси

В южной Индии молодых девушек нередко выдавали замуж за какое-то божество или храм! Само слово «девадаси» в переводе означает «служанка бога».

Судьба некоторых девушек решалась ещё до их рождения. Девадаси должны были следить за своей внешностью, быть красивыми, трудолюбивыми и образованными. Каждый день, утром и вечером они танцевали и пели, прославляя своего бога. Храмы, при которых жили девадаси, содержались в основном на пожертвования зрителей.

8. Детский брак

В Средневековье такого понятия как «детство» вообще не существовало. Детей начинали считать полноправными членами общества примерно в 6 лет. Возраст совершеннолетия был увеличен в 2,5–3 раза намного позже.

Только в XVI веке была создана концепция детства как отдельного этапа жизни человека, продолжавшегося от рождения до взросления. Однако женить и выдавать замуж 7-летних детей перестали ещё лет через двести.

9. Тунчи

Принятие гомосексуализма в Поднебесной остаётся крайне низким. Из-за этого большинство мужчин-геев вынуждены решать свою проблему, заключая браки с гетеросексуальными женщинами.

По словам авторитетного китайского сексолога, к этому способу прибегают 90% гомосексуалистов в стране. Брак между мужчиной-геем и женщиной традиционной ориентации здесь называют «тунчи». Хуже всего, что женщины до замужества в основном даже не подозревают об ориентации своего партнёра. Но после начала совместной жизни их ждёт неприятный сюрприз.

10. Брак с духами

Численность народа бауле, живущего в Западной Африке (преимущественно в Кот-д’Ивуаре), достигает 1,5 миллионов человек. Его представители верят, что задолго до рождения каждому человеку приходится вступать в браки с духами. Словосочетание «блоло биан» с языка бауле переводится как «мужчина из другого мира», словосочетание «блоло бла» — как «женщина из другого мира».

В семейных ссорах между земными парами бауле часто винят духов-супругов, ревнующих или чувствующих себя несчастными. Духовные наставники в таких случаях советуют вырезать из дерева небольшую фигурку блоло биан или блоло бла, покрыть её маслом, одеть, украсить и принести в храм. Считается, что это успокаивает духов-супругов и позволяет установить в земной семье мир.

11. Традиционные однополые браки

Однополые браки в прошлом практиковались повсеместно и считались совершенно нормальным явлением.

Например, император Нерон вступил в брак с собственным евнухом, устроив масштабное свадебное торжество. В своих произведениях неоднократно упоминали об однополых союзах и поэты Марк Марциал и Децим Ювенал. Первый относился к гомосексуальным бракам с пренебрежением, второй же считал их «мимолётным любовным романом».

Практиковали однополые браки и американские индейцы (у них вообще существовало убеждение о существовании людей третьего пола, называемого «бердаши»).

А представители племени мохоки, жившие на территории современной Канады, видели в гомосексуальных мужчинах прекрасных партнёров — «исключительно старательных и трудолюбивых жён».

Правда, с ними было трудно развестись, ведь жёны-мужчины могли постоять за себя и даже избить своего благоверного.

12. «Бостонские браки»

В Соединённых Штатах в XIX столетии практиковались так называемые «бостонские браки»: две женщины жили вместе, будучи полностью независимыми от сильного пола. Многие люди видели смысл такого сожительства, прежде всего, во взаимной поддержке. В то же время другие считали «бостонские браки» лишь инструментом для скрытия от общества гомосексуальных отношений.

источник

А вот еще Ах, эта свадьба, свадьба … Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=89125

Типология семьи, формы брачных отношений

Семья представляет собой основанную на  совместной  деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.

На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей.

  Так же семья определяется как  малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство,  имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.

Нуклеарная и расширенная семья

На основе структуры родственных связей выделяют  нуклеарную и расширенную семью.

Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных).

Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями.

Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции.

Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание  широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом  нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.

Формы брака 

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям. 

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались  о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Читайте также:  Право на обязательную долю в наследстве: законодательство, размер, порядок получения, расчет с примерами

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же  используется термин «серийная моногамия» – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. 2. Полиандрия — одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. 3. Групповой брак — несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии

На протяжении всей истории общество создает рамки на процесс выбора брачного партнера. Так, различают экзогамию и эндогамию:

  • Экзогамия – запрет браков в пределах одной родственной группы, характерный для первобытно-общинного строя.
  • Эндогамия – разрешение на брак только с членами своей группы. Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие  альтернативные формы семейно-брачных отношений.

Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.

К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) —  совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д. 

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше  рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно.

До сих пор в  мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д.

Сегодня однополые браки легализованы  в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству  обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения; 
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие — увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» — сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это  семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом  (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

Исторические формы брака

Кровнородственная семья – начальный этап формирования брачных отношений, однако допускают, что вначале мог существовать экзогамный дуально-родовой брак, в этом случае все члены одного рода должны были вступать в брак со всеми членами другого определённого рода (из своего или другого племени).

Брачные отношения с сородичами запрещались, существовала направленная экзогония и супружеская общность.

Супружеская общность предполагает, что в племени существует строгий запрет на брак между людьми, принадлежащих к какой-то определённой части племени, но в тоже время мужчины другой половины племени с рождения считаются мужьями женщин другой половины и наоборот.

Это означает, что супруга можно выбирать только из соответствующей части племени, и в определённых случаях, а на некоторые праздники мужчины и женщины могут вступать в брачные отношения с другими партнёрами, но из соответствующего класса.

Существует и по настоящее время другая форма группового брака – институт «пиррауру», означающий, что мужчина или женщина может иметь не только одного постоянного мужа или жену, но и несколько дополнительных супругов.

Существовали и другие формы группового брака, при которых брачные отношения охватывали только лиц одного поколения, родных, двоюродных, троюродных и более дальних братьев и сёстёр, вступавших в брак между собой (в любых сочетаниях), то есть охватывали нескольких братьев (сестёр) со всеми жёнами (мужьями).

Такая форма брака и по настоящее время известна у народов Крайнего Севера, причём у отдельных народностей, разрешаются связи не только между лицами одного поколения, но и разных поколений (тёщи и зятя, свёкра и невесток).

У других народов, например у коренного населения Гавайских островов брачные отношения не разрешались между лицами разных поколений, хотя между людьми одного поколения не запрещались.

Разумеется, групповой брак – несовершенная форма отношений, но по сравнению с неупорядочными половыми отношениями в первобытной общине дуально–групповой брак прогрессивен.

Экзогамия способствовала установлению брачных отношений за пределы рода, но всё-таки существовало определённое соперничество, ревность между членами рода, поэтому со временем должны были возникнуть и новые запреты на сужение брачного круга.

Запрет на браки между людьми разных возрастных категорий, вероятно, был связан с тем, что суровые условия жизни ограничивали продолжительность жизни человека 35 – 40 годами, соответственно забота о семье (жене и детях) неизбежно, в случае смерти мужа (или о малолетних детях, в случае смерти женщины), ложилась на других членов рода. У народов Севера, живущих многопоколенными, консангвиальными, патриархальными семьями существуют свои традиции, в соответствии с которыми, как и у дети считаются общими.

Постепенно первоначальный групповой брак охватывающий всех членов двух взаимобрачных родов сузился до группового брака между лицами, принадлежащими к одному поколению этих родов так называемый кросс–кузенный (перекрёстно-двоюродный) брак. В этом случае мужчины женились на дочерях братьев своих матерей, то есть на двоюродных сёстрах. Постепенно происходил последовательный запрет на браки между перекрёстно–двоюродными, перекрёстно–троюродными и далее братьями и сёстрами.

В дальнейшем брачный круг сужался за счёт ограничения группового кросс–кузенного брака. Последовательно запрещались браки между перекрёстно-двоюродными, перекрёстно-троюродными и далее братьями и сёстрами.

Система брачных запретов постепенно усложнялась, групповой брак, становился более затруднителен, эпизодическое сожительство отдельных пар становилось более или менее постоянным. Постепенно, возможно уже в эпоху ранней родовой общины сложился парный, синдиасмический (лат.

– соединение вместе) брак, что в большей степени отвечало потребностям общества.

Парный брак, в этот период был непрочным, возможно недолговечным, легко распадался, относительной была и его парность, так как и мужчина и женщина могли вступать в связи с другими членами рода.

У ряда народов по сей день существует полиандрия – многомужество, сорората – брак с несколькими сёстрами, левирата – сожительства с женой, а в дальнейшем и брака с вдовой брата.

У ряда народов приветствуется искупительный гетеризм (поочерёдная связь незамужней женщины со всеми потенциальными мужьями), гостеприимный гетеризм – право мужчины на всех потенциальных жен при посещении им другого рода, в дальнейшем этот обычай несколько изменился, то есть гостю предоставляется право на половые отношения с женой или дочерью хозяина.

Парный брак у многих народов и по сей день предполагает терпимое, а порой и поощрительное отношение к добрачным и внебрачным связям женщин. У ительменов и некоторых других народов лучшей невестой считается та женщина, у которой имеются дети, что гарантирует потенциальному жениху продолжение рода, а добрачные дети жены считаются его детьми после бракосочетания.

Парный брак, хотя и был неустойчивым, в начальный период своего формирования, но парная семья обладала некоторыми хозяйственными функциями, хотя не обособлялась и не противопоставлялась роду или племени, как экономической ячейке.

Постепенно семья становилась всё более экономически обособленной внутриродовой единицей. Парный (а ранее групповой брак) отвечал интересам рода и племени, а впоследствии и государства.

Читайте также:  Что делать, если родственники не пускают собственника в унаследованную квартиру?

Исторические формы семьи и брака

       В  Северной  Америке  полигамные  браки  были  распространены  несколько  больше,  чем  в  Южной,  однако  ряд  народов  и  в  Северной  Америке  придерживались  парной  (позже  моногамной)  семьи.

  Сравнительно  редкой  была  полигамия  и  у племенных обществ Азии,  зато  в Африке  она встречалась очень часто и нередко принимала чудовищные  формы:  некоторые вожди крупных племенных союзов  и правители раннеклассовых  африканских государств  имели по  несколько сот жен; несколько десятков  жен считалось довольно  обычным явлением.

  Подсчитано,  что в Африке  полигамия встречалась у 86 %  земледельческих и 76%  скотоводческих  народов,  вне Африке — соответственно  у 30  и 57%  народов.

       У  многих  народов  полигамия  сохранилась  и  при  переходе  к  классовому  обществу. В  Древнем  Египте  и  Вавилоне  она  встречалась,  правда,  очень  редко,  но  у  древних  евреев,  как  свидетельствует  Библия,  напротив, — довольно  часто,  хотя  у  них  преобладали  моногамные  браки.

  В  Индии  многоженство  было  допущено  еще  в  древности Риг-Ведой  и, по-видимому,  считалось  обычным;  еще  в  XIX  в.  Около 5%  индусов жили  в полигамном  браке;  примерно  такое же  распространение имело многоженство  и у буддистов.

  Христианство  вначале не  запрещало полигамию,  еще в раннем  средневековье некоторые короли  и князья,  в частности род Меровингов,  имели по  2  жены.

  Однако  впоследствии  почти все церкви  и секты резко осудили многоженство;  лишь  отдельные  секты  (анабаптисты  и  особенно  мормоны),  опираясь  на  Библию,  проповедовали  полигамию,  но  даже  у  мормонов  в  полигамном  браке  состояло  лишь  около  7%  мужчин.

  По  существу,  единственной  из  мировых  религий,  последовательно  поддерживающей  полигамию,  является  ислам;  Коран  разрешил  мусульманину  иметь  до  4  законных  жен,  не  считая  наложниц-рабынь,  число  которых  у  отдельных  богатых  мусульман  измерялось  десятками  и  даже  сотнями.  Впрочем,  и  среди  мусульман  полигамия,  видимо,  никогда  не  была  господствующей  формой  брака. 

       Одной  из  причин  полигамии  является  диспропорция  полов — значительное  численное  преобладание  женщин,  связанное  потерями  мужчин  в  межплеменных  и  прочих  войнах;  иногда  мужчины  покорённого  народа  подвергались  почти  полному  истреблению,  а  женщины  становились  женами  и  наложницами  победителей.

  Характерно,  что  в  Африке  еще  в  середине  XIX  в.  Среди большинства народов преобладали женщины;  у  баганда  и  некоторых  других  племён  банту,  а  также  в  ряде  районов  Мадагаскара  на  каждого  мужчину  приходилось  по  3-4  женщины.  Сильная  убыль  мужчин  иногда  заставляла  прибегать  к  полигамии  и  более  развитые  народы.

  Показательно  в  этом  отношении,  что  в  1650  г.,  вскоре  после  окончания  Тридцатилетней  войны,  унёсшей  многих  мужчин,  окружной  совет  Нюрнберга  принял  резолюцию,  позволяющую  мужчинам  иметь  по  2  жены.

  Важной  причиной  полигамии  являлась  бездетность  первой  жены,  а  у  народов  с  патриархальными  традициями — рождение  ею  только  девочек.

Так,  у  бахайя  (Южная  Африка)  в  случае  бесплодия  жены  её  семья  должна  была  дать  в  жены  младшую  сестры  или  другую  близкую  родственницу  первой  жены,  причем  и  первая  жена  обычно  оставалась  в  хозяйстве  мужа.

  Немаловажную  роль  играло  стремление  мужчин  увеличить  удовольствие    от  половых  сношений,  особенно  если  первая  жена  была  старше  мужа  или  быстро  старела  от  тяжелой  работы,  болезней  и  т. п.  Большое,  а  часто  и  главное  значение  имели  социально-экономические  стимулы  полигамии,  так  как  у  многих  народов  женщины  выполняли  основные  трудоёмкие  работы  в  поле  и  в  домашнем  хозяйстве,  а  число  жен  нередко  являлось  своего  рода  показателем  социального  положения  или  ранга  мужчины.

       Можно  считать  установленным,  что  полигамия  оказывает  в  целом  отрицательное  влияние  на  репродуктивность  из-за  уменьшения  частоты  половых  сношений;  половая  активность  мужчины,  имеющего  несколько  жен,  обычно  повышается,  однако  она  не  может  возрастать  пропорционально  их  числу.

  Следует  также  учесть,  что  полигамные  браки  сильнее  распространены  среди  мужчин  среднего  и  пожилого  возраста,  чем  среди  более  активных  в  половом  отношении  молодых  мужчин.

  Всё  это  усугубляется  неравномерным  вниманием  мужа  к  своим  женам;  даже  среди  мусульман  мужья  часто  уклоняются  от  предписанного  исламом  равного  внимания  к  женам  и  проводят  ночи  преимущественно  с  одной,  любимой  женой.

  Ограничение  брачно-половых  отношений,  в  частности  послеродовое  воздержание,  в  полигамных  браках,  как  правило,  значительно  длиннее,  чем  в  моногамных.  Всё  это  удлиняет  интервал  между  очередными  зачатиями.

       Справедливости  ради  следует  сказать  и  о  некоторых  положительных  сторонах  полигамии.

  Многоженство,  особенно  в  случаях,  когда  за  жену  требуется  выкуп,  обычно  по  силам  лишь  состоятельным  мужчинам,  поэтому полигамные  семьи обычно  более Зажиточны,  женщины в них меньше  загружены работой,  чем в моногамных  (нередко первая  жена  сама  просит,  чтобы муж взял  вторую  жену),  что благоприятно  сказывается на  их  здоровье и может положительно  влиять  на  репродуктивность.  Иногда  в полигамных  браках  частота половых сношений  даже  возрастает  по  сравнению с моногамными.

       Третья  форма  брака — полиандрия  (многомужество) — по  сравнению  с  полигинией  представляет  собой  гораздо  более  редкое  явление.  Известны  случаи  полиандрии  у  некоторых  индейских  племён  Северной  Америки,  среди  эскимосов  и  на  Маркизских  островах.  Область  сравнительно  широкого  бытования  полиандрии — Тибет,  Гималаи  и  некоторые  районы  Южной  Индии.

При  полиандрии,  все  мужья  являлись  кровными  братьями;  если  у  женщины  имелись  сёстры,  то  они  нередко  становились  также  женами  братьев;  в  этом  случае  полиандрия  приобретала  форму  группового  брака.  В  жилище  женщина,  как  правило,  имела  отдельную  спальню  и  посещалась  мужьями  в  установленную  ночь;  дети  обычно  принадлежали  старшему  мужу-брату.

       К  причинам  полиандрии  следует  отнести  прежде  всего  нехватку  женщин,  обусловленную  пренебрежительным  отношением  к  девочкам,  и  связанной  с  этим  их  повышенной  смертностью.

       Влияние  полиандрии  на  репродуктивность  не  изучено,  но  можно  предположить,  что  оно  скорее  отрицательное,  нежели  положительное.  Во  всяком  случае  нет  никаких данных  о том,  что в районах распространения полиандрии  рождаемость выше.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В традиционном обществе, как правило, можно видеть консангвинальный тип 
семьи, чаще всего патриархальный. Кроме 
того, основными функциями семьи 
в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт брака является в традиционном обществе одним из основных каналов социальной мобильности.

В традиционном обществе совершается по расчету (а как показывает статистика, такие браки прочнее, чем браки по любви), и развод, как правило, осуждается обществом или недопустим в принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе является устойчивым образованием. В зависимости от экономической ситуации в регионе, преобладает тот или тип брака: моногамия или полигамия.

Некоторые пережитки старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается довольно часто, и отношение к этому вполне нормальное, то следы полиандрии можно найти только в Тибете и в некоторых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями.

С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое.

       Институт семьи, как можно видеть выполняет весьма значительные функции в жизни общества. Различия форм брака в разных странах, обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями.

       Вступление 
в брак, в основном рассматривалось 
как некая форма экономической 
сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано 
и определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить 
даже представители высших слоев общества.

       В обществе преобладал матриархат, в 
то время когда женщина выполняла 
важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало 
являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины.

Женщины стали бесправными и превратились объект купли- продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым на долгое время.

Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей.

Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее, семейно- брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями.

       Во 
все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось 
большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они 
были практически невозможными.

Практически 
во всех традиционных обществах, существовала традиция поддерживать вдов, брат умершего мужа должен был жениться на вдове.

Однако если вдовы оставались без поддержки, то были еще более бесправными, чем до замужества.

       Человечество 
стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения.

Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям (что в большей степени относится к отцам, ведь мать всегда любит свое дитя), а детей к родителям.

Семейная иерархия из строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение.

       
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       1. Голод С. И. «Семья и брак: историко-социологический анализ». – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 2001.

       2.   Добреньков В. И., Кравченко. А. И. «Социальные  институты и  процессы». М.: МГУ, 2000 г., т. 3.

       3. Кириленко Г. Г., Е. В. Шевцов «Философия». Высшее образование. Изд-во «ЭКСМО», 2003г. 672 с.

       4. Философия: учебное пособие для 
высших учебных заведений./Отв. 
Ред. В. Г. Кохаловский. – 
Изд-во 17-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008г., 574с.

            5.    Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О.  А. Шабанова,  Г. С. Лукашова; Под ред. Проф.  В.  Н.  Лавритенко.  –  М.: ЮНИТИ, 2000г., 385 с.     
  

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *