Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестация

Экстернат помогает закончить образование гораздо быстрее, чем предполагается системой. Люди, которые не хотят тратить время на занятия в стенах учебного заведения, решают выбрать экстернат. Благодаря этой форме обучения можно перескочить несколько лет за один год. Как это сделать? Расскажем в этой статье.

Читайте до конца, чтобы узнать, как закончить экстерном школу и вуз. Что легче: ходить в школу или самостоятельно обучаться дома? Выясним дальше.

  • Содержание
  • Что такое экстернат
  • Кому подойдет экстернат
  • Как проходит аттестация экстерна
  • Плюсы закончить учебу экстерном
  • Минусы экстерната
  • Школы экстернат
  • Экстернат в государственных вузах
  • Как быстро написать письменные работы

Что такое экстернат

Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестация

Экстернат – это такая форма обучения, которая проходит в домашних условиях. Обязательными являются аттестации, на которых подтверждаются продвижения и успехи в самостоятельной учебе.

Индивидуальный план учебы составляется самим учеником, либо студентом, а также руководителем. При поступлении в учебное заведение также проводится собеседование или сдача вступительных испытаний наравне со всеми.

Учащийся получает все возможности, которые есть в школе или в вузе. Он может пользоваться библиотекой, заниматься через онлайн курсы, если они есть в системе вуза.

Также учащийся проходит допускается к сессии или аттестации.

Учащийся может воспользоваться помощью-консультацией преподавателя – 2 часа перед аттестацией. Также он может участвовать в репетициях перед тестированием по обязательным предметам. Разрешается принимать участие в олимпиадах и конкурсах, а также посещать практические и лабораторные занятия.

Преподаватели должны периодически узнавать у подопечного, идет ли он в ногу со своими сверстниками, либо обгоняет их. В последнем случае студент может сдать за 2 года за 1 сессию. Либо школьник сможет пропустить целый класс, если заранее сдаст по нему экзамены.

Поэтому у большинства населения в памяти сохранилось, что экстерном учатся только гении, которые обгоняют программу.

У других людей экстерн ассоциируется с асоциальным поведением подростка.

На самом деле причиной для выбора экстерната достаточно много. Не всегда это желание уединиться, не общаться с преподавателями и сверстниками. Хотя это основание является очень распространенным.

Экстернат необходим тем учащимся, которые могут осилить образовательную программу раньше других. Им не нужно испытывать влияние извне, чтобы учиться и усваивать всю полезную информацию. Некоторые родители сами настаивают на обучении экстерном, поэтому эта форма обучения и была названа «семейным образованием». Родители играют для учащегося роль наставника, воспитателя и учителя.

Кому подойдет экстернат

  1. Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестация
  2. Более подробно скажем, кому точно подойдет школа-экстернат.
  3.    — Тем, кто получает отличное домашнее образование, благодаря родителям и репетиторам.
  4.    — Тем, кто вынужден оставаться дома из-за ограничений по здоровью
  5.    — Тем, кто не может найти общение сверстниками
  6.    — Тем, кто обладает навыками быстрого обучения
  7.    — Дети, которые вынуждены вместе с семьей постоянно менять место жительство
  8.    — Организованные, дисциплинированные дети, которые могут сами решать за себя
  9.    — Дети с уклоном в творчество, успевающие усваивать общеобразовательную программу
  10. Теперь скажем о студентах, которые могут освоить высшее образование быстрее других.
  11.   — Выпускники школы экстернат
  12.   — Студенты, получающие второе высшее образование
  13.   — Организованные, дисциплинированные студенты
  14.   — Студенты с ограничениями по здоровью
  15.   — Студенты с асоциальным поведением
  16.   — Молодые люди с большим количеством увлечений и занятий
  17.   — Молодые родители
  18. Одним словом, экстернами становятся те, кто либо уверен в своих силах, либо вынужден выбрать такую форму обучения по разным причинам.

У человека должна быть крепкая мотивация, чтобы самостоятельно решить за себя. Учащиеся с инвалидностью также могут ходить в школу и в вуз при желании. Они получают льготы при поступлении и могут пройти на бюджет очной формы обучения.

Если учащийся не сможет сдать аттестацию в экстернате, то его могут отчислить. Либо он будет вынужден остаться на второй год в школе. В вузе – студента за незакрытую сессию могут отчислить.

Как проходит аттестация экстерна

Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестация

Аттестация экстерном в школе и в вузе проходит в два этапа. Сначала проводится промежуточная аттестация, которая определяет успеваемость учащегося, а затем государственная.

Знания школьника или студента должны быть не ниже уровня учащегося очной формы обучения. Однако до проведения испытания необходимо подать заявление на прохождение промежуточной сессии.

Экзамены, которые проводят в учебном заведении не могут быть сложнее, чем для очного отделения. Поэтому следует признать, что все в руках самого ученика. Если он не сдаст экзамен, то у него появится академическая задолженность.

Ответственность за ликвидацию задолженности ложится на плечи родителей и самого обучающегося. Он может быть переведен на следующий год или курс, но условно. Это значит, что если в ближайшее время экзамены не будут сданы, его отчислят.

Аттестация экстерна проводится в обозначенный вузом срок. Чаще всего студент не спорит с выдвинутыми условиями и готовится к сессии и сдаче экзаменов со всеми наравне. Иногда студент может редактировать сроки сдачи промежуточной аттестации. Итоговая аттестация проводится для всех одинаково.

Для школьников обязательными являются ОГЭ и ЕГЭ. Если выпускники не смогут сдать экзамены, они будут вынуждены остаться на второй год.

При поступлении полученные баллы будут учитываться на основе общего конкурса, только если абитуриент не имеет льгот. Также если выпускник школы обладает достижениями, был победителем мировых и российских олимпиад, чемпионатов или международных конкурсов, ему могут предложить бюджетное место.

Самостоятельное или семейное образование не является особым достижением. Студент, который закончил школу экстерном, самостоятельно может получить высокие результаты по ЕГЭ и поступить в вуз в общем конкурсе.

Экстерн, который окончил школу раньше своих сверстников, может поступать в университет при желании. Он также может проходить обучение по программе экстерном, если вуз имеет разрешение преподавать на такой форме обучения.

Абитуриент также должен предоставить в приемную комиссию результаты своих результатов ЕГЭ, сдать вступительные экзамены и ожидать списков зачисленных. Поэтому даже 14-летний подросток может стать студентом.

Экстернат дает возможность не терять время и по мере своих сил добиваться успеха в образовательной деятельности.

Плюсы закончить учебу экстерном

Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестация

В качестве плюсов экстерната можно назвать следующее.

   — Время проводится с умом. Можно самостоятельно распределять нагрузку, делать акцент на тех предметах, которые более интересны и важны для учащегося. Нет траты времени на дорогу в школу или университет. Не обязательно проводить переменки, если урок интересен и т.д.

    — Спокойствие и домашний уют. Нет задир из школы, которые могут испортить настроение каждому ученику. Нет преподавателей, которые срывают плохое настроение на студентах. Нет холода и социального дискомфорта.

Многим людям не хватает личного пространства. Хотя с детства мы все привыкаем сидеть рука об руку с теми, с кем неприятно. Нужно общаться с теми, с кем не хочется. Поэтому экстернат дарит свободу и волю человеку.

    — Развитие организованности и дисциплинированности. Человек, который с самого детства начинает воспитывать себя и распоряжаться временем сам, может добиться больших успехов. Он не может обманывать сам себя, как в школе. Не может прогуливать уроки или саботировать одноклассников или одногруппников. Ответственность за приобретенные знания лежит на самом ученике и на его родителях.

   — Поиск новой информации через новые источники. В школе и в вузах учебники уже устарели. У Министерства образования и науки нет бюджета, который смог бы покрыть расходы на новую литературу. Поэтому экстерн учится самостоятельно находить полезную информацию в электронных ресурсах.

Брать книги из библиотеки никто не запрещает, однако отнимает дополнительное время. Чем лучше обучающийся будет разбираться в поиске нужной информации, тем лучше он будет владеть современными технологиями и своей жизнью.

    — Самопознание, самосовершенствование и осознанность – это критерии, которые важны для каждого человека. В школе и в вузе всем учащимся преподают одни и те же предметы. Все ученики должны выполнять домашнюю работу, самостоятельные и контрольные, которые есть в программе.

Экстерн сам для себя определяет, что и когда ему делать. Он понимает, в какой предмет ему необходимо углубиться, а чему стоит оставить минимум внимания. Оценок никто, кроме родителей и самого ученика, не ставит. Поэтому боятся осуждения и недовольства не приходится.

Итак, мы перечислили все плюсы экстерната. Можно подвести итог, что экстернат дает обучающемуся возможность самому руководить большой частью жизни. Это, несомненно, даст свои плоды в будущем.

Минусы экстерната

Как ни странно, но у экстерната имеются и свои минусы. Опишем их.

   — Отсутствие социализации. Человеку важно развиваться в обществе. Если ученик со школы перестает контактировать со сверстниками он может отстать от развития. В будущем, столкнувшись с отрицательными сторонами общества – человек может оказаться не готовым к противостоянию. Поэтому экстерну нужно общаться со своими одногодками хотя бы на улице.

   — Тем, кто не готов к самостоятельному обучению, не обладает высокой организованностью и дисциплиной, будет сложно. Дело в том, что некоторые люди желают быть направленными. Поэтому им нужен наставник в виде учителя, который постоянно будет говорить, что делать.

Можно найти репетиторов, которые будут выполнять функцию учителя, но это обойдется слишком дорого. Легче выбрать очную форму обучения.

   — Минус в том, что студент может отстать от программы. Например, если ученик или студент слишком углубились в какой-либо предмет, то им грозит неуспеваемость. В данном случает страдает скрупулёзность и перфекционизм. Люди, обладающие данными качествами, могут довести до совершенства одно дело и отстать в другом.

Мы назвали все минусы, которые свойственны экстернату. Как видите, их намного меньше, чем плюсов. Некоторые эксперты утверждают, что за экстернатом – будущее. Скоро все студенты перейдут либо на заочную форму обучения, либо на дистанционную, либо в экстернат.

Однако пока есть те учащиеся, которым необходима поддержка взрослых – учебные заведения будут работать, как всегда.

Школы экстернат

Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестация

Экстернат в школе отличается от школы-интернат. На экстерна можно поступить в любой школе, которая получила аккредитацию и лицензию.

Школа-интернат –заведение, в котором ученики должны пребывать в период учебного периода. Так они развивают самостоятельность и творческие способности. Не отвлекаются на внешние обстоятельства, а могут посвятить все свободное время образованию.

И экстерну и интернатовцу свойственны навыки самостоятельности и организации своего личного времени. Но в случае с экстернатом – обучающийся более свободный человек. Он находится до 9 класса на семейном образовании, а с 9-11 предоставлен сам себе.

Ученик школы-интернат должен придерживать графика и распорядка учебного заведения. Поэтому необходимо отличать экстернат и интернат.

Читайте также:  Ответственность за избиение младенцев и несовершеннолетних детей по статьям 115, 116, 117 УК РФ

Экстернат в государственных вузах

Экстернат также предусмотрен в государственных вузах, которые прошли аккредитацию и имеют лицензию. Любой студент может закончить университет экстерном. Чаще всего учащиеся стараются закончить учебу в вузе как можно раньше. Это дает мотивацию лучше учиться и быстрее выполнять всю работу. Но не всегда есть желание писать какое-либо письменное задание по предмету.

Что делать в таком случае? Расскажем дальше.

Как быстро написать письменные работы

Написать быстро письменные работы получится, если опираться на научные источники. Чем больше библиографии вы используете в своем тексте, тем выше будет ваша оценка. Ставить ссылки и сноски рекомендуется через каждую страницу. Это обогатит работу и сделает ее авторитетной.

В практической части необходимо использовать меньше ссылок и больше применять научные методы исследования. Можно узнать, как изучали подобные темы другие ученые и перефразировать их результаты исследования. Таким образом вы сможете написать отличную работу, которая получит высокую оценку.

Но перед тем как сдать реферат, курсовую, контрольную или дипломную работы. Необходимо проверить процент уникальности. На нашем сервисе вы сможете заказать проверку текста через преподавательский сервис Антиплагиат ВУЗ.

Если работа не показала высокого результата, то советуем повысить уровень оригинальности. За одну минуту вы сможете зашифровать все заимствования в тексте с помощью Антиплагиат Киллер. Это программа, которая увеличивает процент самостоятельности до 80-90%.

Обработка займет 1 минуту, и вы получите готовый результат. Если вы хотите убедиться в эффективности программы, закажите бесплатное повышение документа.

Теперь вы знаете, как быстро написать и сдать на «отлично» свою работу.

Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое экстернат. Плюсов у данной формы обучения намного больше, чем минусов. Однако необходимо в первую очередь убедиться, что ученик сможет самостоятельно организовывать свои занятия. Ведь если человек не готов сам отвечать за свою жизнь – ему необходима поддержка учителя. Поэтому необходимо взвесить все «за» и «против» перед поступлением в экстернат.

Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестация

Что такое экстернат в школе, как учиться экстерном и можно ли закончить школу экстерном? Обучение в экстернате Фоксфорд

Экстернат стал популярным в советское время, так как позволял получить аттестат без отрыва от производства. Рабочей молодёжи некогда было «прохлаждаться» в классах. Многие заканчивали «восьмилетку» экстерном, приходя в школу только за заданиями и на экзамены.

Вторя советской традиции, в законе об образовании, действовавшем с 1992 по 2012 год, экстернат выделялся как отдельная форма получения образования. Хотя, по сути, это был просто способ самостоятельного обучения.

По негласному правилу в 1990-е и 2000-е младшие школьники, желающие быстрее пройти программу, зачислялись на семейное обучение, а старшеклассники — на экстернат. Отсюда и пошло выражение «окончить школу экстерном».

И хотя сегодня экстернат необязательно подразумевает, что ребёнок осваивает программу быстрее сверстников, в народном сознании термин прочно связан с ускоренным обучением. Даже в названии нашей школы — «Экстернат и домашняя школа Фоксфорда» — слово используется в его традиционном значении. 

В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения систематизированы и упорядочены. 

Что такое экстернат по закону 2012 года

Сейчас существует четыре ступени общего образования:

  • дошкольное — это ясли и детский сад для детей до 7 лет;
  • начальное — обучение детей до 11–12 лет;
  • основное общее — это средняя школа, где дети находятся до 14–15 лет;
  • среднее общее — это старшая школа, которую заканчивают в 17–18 лет.

Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестация

Получать образование можно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. Это называется формами получения образования.

  • Внутри каждой из них выделяются формы обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
  • Формы обучения в образовательной организации:
  • очное,
  • очно-заочное,
  • заочное.

Формы обучения вне образовательной организации:

  • семейное образование,
  • самообразование.

Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестацияФормы получения образования по закону «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.‍

«Где же экстернат?» — спросите вы. В современном законодательстве он трансформировался из формы обучения в форму аттестации.

Экстернат — это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании, при которой ученик самостоятельно осваивает программу и экстерном сдаёт промежуточные и итоговые аттестации

Кто такой экстерн и чем он отличается  от обычного школьника

Экстерн находится на семейном образовании (самообразовании) и зачисляется в школу только для написания переводных контрольных работ и сдачи экзаменов.

Обычно экстернами являются:

  • Ребята, которым некомфортно в школе. Когда программа даётся легко и на уроках скучно или, напротив, учёба в тягость из-за плохих отношений с одноклассниками и учителями.
  • Ребята с серьёзными увлечениями. Когда спорт или творчество занимают так много места в жизни, что на школу не остаётся времени.
  • Ребята, которые постоянно переезжают или живут за границей. Когда нет возможности ходить в школу на родине, а родителям хочется, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
  • Ребята с особенностями здоровья. Инвалидность или частые болезни при учёбе в школе. 
  • Ребятам, которые осваивают программу на семейном обучении в удобном темпе и по индивидуальной программе. 

Если говорить о личностных характеристиках, то экстерны, как правило, более самостоятельные и мотивированные, они очень дорожат временем. Почти у всех них есть жизненная цель, подогревающая тягу к знаниям.

Как оформить переход на экстернат

Чтобы учиться экстерном, необходимо изменить форму получения образования и выбрать школу для сдачи аттестаций.

Перейти на семейное обучение несложно — достаточно уведомить соответствующие органы, написав заявление, и заключить с выбранной школой прикрепления договор об аттестациях.

Подробнее об этой процедуре читайте в разделе «Вопросов и ответов», здесь же поговорим только об особенностях экстерната. 

Экстернат, как форма обучения в школе – особенности, аттестация

Когда можно уйти на экстернат

Учиться экстерном можно с первого класса.

С 1 по 9 классы экстернат имеет форму семейного образования, решение о переходе принимают родители. В 10–11 классах экстернат воплощается в форме самообразования — решение может принять сам старшеклассник.

Экстернат позволяет сократить срок обучения в школе: за год можно пройти программу сразу нескольких классов. Например, в январе закрыть 10-й, а уже в мае-июне сдать ЕГЭ и выпуститься из школы. 

Но это необязательно — в экстернате можно учиться, последовательно переходя из класса в класс.

Как закончить экстерном 10-11 класс

Экстернат позволяет за один учебный год освоить программу двух и более классов. Этим часто пользуются старшеклассники, ведь досрочное окончание школы дарит минимум один год в запасе. Хочешь — путешествуй, хочешь — попробуй подрабатывать, а хочешь — меняй специальность во время учёбы в университете, если вдруг понял, что это не твоё. 

Чтобы закончить 10–11 класс экстерном, нужно сменить форму обучения на самообразование. Так старшеклассник сможет самостоятельно выбирать, что и когда учить, и не зависеть от остальных одноклассников.

Гибкость обучения позволяет ускорять программу и «перепрыгивать» через классы. Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Василий Полторацкий в ускоренном режиме окончил как 8–9, так и 10–11 классы. «Главное преимущество экстерната в гибком графике.

Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь», утверждает Вася. 

Что такое школа-экстернат

Поскольку экстернат — это форма аттестации, а не обучения, зачислиться можно в любую государственную или частную школу. Главное, чтобы у неё была лицензия и аккредитация, а уставом предусматривалось семейное обучение.

Специализированных школ, где обучают только экстернов, не существует.

Везде свои правила приёма. Где-то для перехода на экстернат достаточно пройти собеседование, а где-то смотрят на оценки и проводят тестирования.

Как учиться на экстернате

Экстернат предполагает освоение программы своими силами. В школу ученики приходят только на консультации перед контрольными и экзаменами и непосредственно для аттестации. 

Ошибочно думать, что экстернат позволяет изучать только то, что нравится. Аттестацию придётся сдавать по всем предметам общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС. В противном случае ребёнка не переведут в следующий класс, а в 9 и 11 классах не допустят к ОГЭ и ЕГЭ.

Существует три способа учиться экстерном:

  • Самостоятельно по учебникам.
  • С репетиторами. Школьную программу объясняют педагоги, которые приходят к вам домой или общаются с ребёнком по Скайпу.
  • В онлайн-школах. Это самый передовой способ: ребёнок получает такие же системные знания, как в обычной школе, но условия гораздо комфортнее.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» предлагает экстернат для 5–11 классов.

Обучение строится по индивидуальным образовательным маршрутам: не нужно тратить время на предметы, которые не пригодятся в будущем — идёт целенаправленная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и к поступлению в вуз.

Можно подключаться к занятиям онлайн и общаться с преподавателями в чате, а можно смотреть записи с компьютера или телефона в удобное время. Распределять учебную нагрузку и поддерживать мотивацию помогает персональный наставник.

Как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в экстернате

Чтобы подняться на ступень основного общего образования, нужно сдать ОГЭ (это основной государственный экзамен); чтобы получить аттестат о среднем общем образовании — ЕГЭ (единый государственный экзамен).

И то и другое экстерны сдают вместе с остальными школьниками. Правила для всех одинаковые: русский и математика обязательно, остальные предметы по выбору. Даже если вы закончили программу 11 класса в феврале, придётся подождать до лета, чтобы сдать единый госэкзамен и получить аттестат.

Кстати, аттестат экстерна ничем не отличается от аттестата обычного школьника. В нём нет пометок о домашнем обучении. Отличники и хорошисты экстерната, как все, могут рассчитывать на медаль.

Выводы

  • Экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации.
  • Чтобы учиться экстерном, нужно перейти на семейное образование или самообразование.
  • Экстерном может стать любой, кто любит учиться и не хочет (не может) ходить в обычную школу.
  • На экстернат можно перейти в любой школе, где предусмотрено семейное обучение.
  • Удобнее всего учиться экстерном дистанционно.
  • Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» даёт глубокие системные знания, позволяет заниматься в удобном темпе и получить аттестат школы-партнёра.

Образование в форме экстерната: что это, правила перехода, плюсы и минусы обучения

Здравствуйте! В статье мы расскажем, что такое экстернат и чем он отличается от домашней или семейной формы обучения. Разберемся, в каких школах можно окончить два класса за год, по какой программе дети учатся дома и выдадут ли аттестат ребенку-экстерну.

До 2012 года экстернат был формой получения образования, при которой старшеклассники обучались самостоятельно, могли досрочно сдать экзамены и получить аттестат. В современной российской системе образования это понятие используют по-новому.

Экстернат является формой аттестации школьников, которые находятся на домашнем обучении по собственному желанию. Если объяснять простыми словами, то любой ребенок, который учится в общеобразовательной школе, может в любой момент и без особых оснований перейти на учебу на дому:

Читайте также:  Смена ПТС при смене фамилии: основные шаги, перечень документов

Но для того, чтобы школьника перевели в следующий класс и допустили до экзаменов, нужно периодически проходить аттестацию в школе: промежуточная проводится по типу контрольной или устного опроса, а итоговая – в форме ОГЭ/ЕГЭ на общих основаниях. Экстернат и есть сдача промежуточной/итоговой аттестации. Это значит, что экстернат можно считать условием для получения аттестата.

В системе образования есть несколько форм обучения:

  • Очное – то есть традиционная, с посещением всех уроков.
  • Очно-заочное – с частичным посещением некоторых предметов, например, 1-2 раза в неделю.
  • Заочное – школьник учится на дому, а школу посещает один-два раза в месяц, чтобы получить задание, сделать лабораторную, написать проверочную, сдать годовую контрольную и т. д. При этом он числится в контингенте школы.
  • Домашнее – в форме семейного (1-9 кл.) или самообразования (10-11 кл.). Ребенок занимается только дома: самостоятельно, с родителями, с репетиторами, на онлайн-курсах, другими способами, но не со школьными учителями. Для прохождения аттестации он прикрепляется к любой школе, у которой есть право принимать экстернов. В другие моменты школьник не контактирует с учебным заведением.

То есть нельзя сказать, что экстернат – это очная или заочная форма обучения. Экстерн не посещает уроки, получает образование вне школы, но сдает экзамены (ОГЭ/ЕГЭ) по общим правилам: очно, вместе с другими учениками, в установленные даты.

Подборка курсов Дистанционные школы с экстернатом для 5-6 классов за 1 год

Посмотреть подборку

Перейти на семейное или самообразование можно в любой момент: в начале, середине, конце учебного года. Вы не обязаны согласовывать сроки со школой или Департаментом образования, ждать окончания месяца или четверти, «доучиваться» какой-либо период и т. д.

С 1 по 9 класс решение о переводе с обычного обучения в школе на экстернат принимают родители, с 10 по 11 – сам школьник.

Есть 3 варианта, как может учиться школьник, находящийся на домашнем обучении (хоумскулер):

  • Самостоятельно или с родителями. Для учебы можно взять книги из школьной библиотеки. Ребенок может учиться по индивидуальному учебному плану, а в школу приходить только на аттестацию.
  • С репетиторами. Преподавателей можно приглашать домой или заниматься по видеосвязи, например, через Skype или Zoom. В последнем случае учебный процесс практически не отличается от обычных персональных уроков.
  • В онлайн-школе по специальной программе, разработанной для семейного обучения. Дети учатся по удобному графику, смотрят вебинары в режиме реального времени, делают домашние задания, пишут проверочные и контрольные – но все происходит удаленно (онлайн, в электронном виде).

Почему лучше проходить обучение в дистанционной школе-экстернате:

  • Не обязательно подстраиваться под график. Если ребенок пропустит урок из-за болезни или по любым другим причинам, то посмотрит его запись в свободное время.
  • Онлайн-школа предоставляет все учебные материалы, ничего не нужно покупать дополнительно. В личном кабинете хранятся видеозаписи занятий, конспекты, презентации, таблицы, схемы и пр. Доступ к ним остается навсегда.
  • Каждого ученика сопровождает куратор. Он следит за успеваемостью, информирует родителей об успехах ребенка, пропусках или долгах по домашним заданиями и дает рекомендации.
  • Промежуточную аттестацию можно пройти дистанционно. У многих онлайн-школ есть партнерские учебные заведения, которые аттестуют учеников удаленно, в том числе в форме тестирования.

Расскажем об основных особенностях домашнего обучения:

  • Перейти на семейное или самообразование можно в любой момент по собственному желанию. Вы не обязаны объяснять причины перехода в школе или отделе образования.
  • Перевод необходимо оформить по всем правилам (ниже есть подробная инструкция). В ином случае вас могут привлечь к ответственности за неисполнение родительских обязанностей.
  • Учебный план может быть любым, его не нужно согласовывать с надзорными органами. Можно взять рабочую программу в школе прикрепления, скачать в интернете, заниматься по авторской методике и т. д. Важно лишь то, чтобы ребенок изучал все предметы своего класса в полном объеме в соответствии с ФГОС. Поэтому лучше учиться в онлайн-школе по уже готовой программе.
  • Основное правило обучения в форме экстерната – это сдача промежуточной и итоговой аттестации. Условия первой согласуются со школой, к которой прикрепляется ученик, в том числе: график, предметы, формат и пр. Итоговая аттестация – это ОГЭ/ЕГЭ, которые сдаются на общих основаниях. Если данное правило не выполняется, например, школьник не справляется с контрольными на промежуточной аттестации, то его автоматически зачисляют обратно в школу на очное обучение, даже если родители возражают.

Возможность экстерната нужно уточнять непосредственно в школе. Какие есть варианты:

  • Перейти на экстернат в своей школе, если такая форма предусмотрена ее Уставом.
  • Поступить в частную школу, в которой есть онлайн-обучение. Важно, чтобы у нее была лицензия на образовательную деятельность и аккредитация на прием экстернов, а форма домашнего обучения и экстерната была указана в Уставе.
  • Учиться в онлайн-школе – для них это уже отработанная схема, такие школы каждый год выпускают экстернов. Обычно аттестацию проводят партнеры школы.

Отдельных школ-экстернатов нет, поэтому лучше рассмотреть вариант онлайн-школы. В этом случае вам не придется самостоятельно искать учебное заведение, заниматься оформлением экстерна, вопросами аттестации и т. д.

Несколько слов о переводе ученика на домашнее обучение:

  • Решите, как школьник будет учиться: самостоятельно, с репетиторами или в онлайн-школе. В первых двух случаях нужно составить программу.
  • Организуйте учебный процесс. Если ребенок будет заниматься в дистанционной школе, ему понадобится только компьютер или ноутбук, подключенный к интернету. Если вы сами будете обучать его, то потребуются учебники и рабочие тетради.
  • Оформите документы и уведомите о вашем решении отдел образования и школу. Ученика 1-9 класса необходимо перевести на семейное образование, старшеклассника – на самообразование. Что для этого нужно – подробно расскажем далее.
  1. Уведомите о вашем решении районный отдел образования по месту жительства. Можно заполнить бланк уведомления о переводе либо составить его в свободной форме с указанием «по собственному желанию».
  2. Уведомление можно отправить по почте или в электронном виде, но лучше – лично, в 2 экземплярах, чтобы на одном вам поставили отметку о получении.
  3. Отчислите ребенка из той школы, в которой он обучался. Открепляться нужно, даже если вы планируете проходить аттестацию в этом же учебном заведении. В этом случае директор издаст Приказ об обучении вашего ребенка в форме экстерната.
  4. Если вы хотите сдавать аттестацию в другом месте, нужно подать заявление и документы в новую школу, согласовать с ней график и формат промежуточной аттестации и подписать договор на итоговую аттестацию. После этого школа составит приказ о зачислении экстерна на время аттестации. В случае с онлайн-школой все вопросы решит куратор.

Для перевода школьника на экстернат нужны следующие документы:

  • Уведомление отдела/управления/департамента образования о переходе на семейное или самообразование.
  • Заявление на имя директора школы об отчислении ученика.
  • Заявление о прикреплении к учебному заведению для прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
  • Паспорт родителя.
  • Свидетельство о рождении или паспорт ребенка.

Образец заявления на экстернат

На нашем сайте вы можете скачать образцы документов:

  • Бланк заявления о переходе на домашнее обучение и экстернат.
  • Шаблон договора для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Перечислим основные плюсы домашнего обучения:

  • Удобное расписание. И при самообучении, и в онлайн-школе ученик может заниматься в любом графике, например, устраивать выходной день в будни.
  • Нет привязки к месту. Бывают семьи, которые из-за образа жизни или работы часто переезжают либо живут на две страны. В этом случае лучше перевести ребенка на семейное образование, чтобы не менять постоянно школы.
  • Школьник на экстернате может освоить программу двух классов за 1 учебный год, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в вуз раньше своих сверстников.
  • При домашнем обучении ребенок учится в комфортной обстановке, избегает конфликтов с одноклассниками или педагогами. При этом с ровесниками он может общаться в кружках или секциях.
  • В онлайн-школе больше возможностей для учебы. В стоимость программы часто входят развивающие занятия, подготовка к экзаменам или олимпиадам.

Основной недостаток — первое время необходимо контролировать ребенка. У многих детей есть проблемы с самодисциплиной, они часто отвлекаются от учебы на гаджеты, видеоигры и хобби. Но за каждым ребенком в онлайн-школе закреплен куратор — он следит за успеваемостью, помогает с домашними заданиями и мотивирует учиться.

Подготовка учебного плана – можно отнести и плюсам, и к минусам. Это касается только тех, кто решил заниматься самостоятельно без помощи репетиторов и дистанционных школ. Родителям придется потратить немало времени, чтобы организовать процесс обучения. Но есть возможность составить индивидуальную программу, например, больше заниматься любимыми предметами.

Этих трудностей можно избежать, если записать ребенка в онлайн-школу. Преподаватели помогут ему разобраться со сложными темами и расскажут много интересного по предметам вне школьной программы.

Выбор формы обучения зависит от конкретной ситуации. Есть несколько категорий детей, которым лучше перейти на семейное образование:

  • Профессиональные спортсмены и музыканты, которые пропускают много уроков из-за соревнований и конкурсов.
  • Дети со слабым здоровьем – часто болеющие, с ограниченными физическими возможностями.
  • Одаренные ученики, которые осваивают школьную программу гораздо быстрее одноклассников.
  • Школьники, которые хотят досрочно окончить школу, сдать экзамены экстерном в 10 классе и поступить в вуз.
  • Дети с психологическими особенностями, которым тяжело учиться в больших коллективах.
  • Семьи, которые часто меняют место жительства или живут за городом, далеко от городских учебных заведений.

Бывают и другие ситуации, например, родители недовольны уровнем обучения в муниципальной школе либо хотят больше времени проводить с ребенком.

Экстернат как форма обучения в общеобразовательной школе

Про экстернат слышали все. Многие даже уверены, что представляют себе, что это такое. Эта статья не для них, а для тех, кто такой уверенности не испытывает, но хотел бы узнать больше.

В течение последних лет, то есть на протяжении всего времени существования в Москве системы школ-экстернатов, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества экстернов.

Это вызвано, с одной стороны, постепенным распространением информации об общеобразовательном экстернате как форме образовательных услуг (что можно отнести к субъективным факторам) и, с другой стороны, ростом объективной потребности в этих услугах.

Что такое экстернат? Это форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение общеобразовательных программ различного уровня начального, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.

Законодательной основой экстерната является “Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната”. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, предметным курсам.

Читайте также:  Как подать заявление на регистрацию брака через Госуслуги и получить свидетельство

Экстернаты существуют уже не один десяток лет. Раньше в Москве их было всего два или три на округ. Обучаться в них разрешали детям, которые жили с родителями за границей, инвалидам или “гениям”, способным заниматься самостоятельно, без присмотра и понуканий. Несколько лет назад всем средним учебным заведениям позволили открывать у себя экстернаты.

По оценкам Министерства образования, только 15-20% экстернов – это те ребята, которым такая форма обучения рекомендована по медицинским или социальным показателям. Остальные же предполагают таким образом сберечь время, силы и нервы для поступления в вуз.

По данным министерства, за последние десять лет число детей, осваивающих школьную программу через экстернат, возросло в десять раз.

Основные мотивы, побуждающие ребят и их родителей отдавать предпочтение экстернату перед обычной, – очной, формой общего образования, хорошо известны.

В основном это: стремление освободить время для целенаправленной подготовки к поступлению в вуз, занимаясь на подготовительном отделении и(или) с репетиторами; для занятий профессиональной деятельностью; желание заниматься в первую очередь теми школьными предметами, которые субъективно интересны и(или) необходимы для последующей деятельности; при невозможности или затруднённости ежедневного посещения школы (из-за болезни, спортивных тренировок, репетиций и т.д.).

Как правило, экстернами становятся: старшеклассники, готовящиеся к поступлению в вуз; старшеклассники, активные члены спортивных клубов и команд, выезжающие на сборы и соревнования; старшеклассники, члены хореографических и театральных коллективов. Количество экстернов быстро увеличивается.

Этому способствует увеличение учебной нагрузки в старших классах школы, особенно в специализированных школах, гимназиях, лицеях; стремительно уменьшающаяся вероятность поступления в престижные московские вузы без помощи репетитора.

Константин Циолковский, Илья Мечников, Иннокентий Анненский, Муслим Магомаев, Александр Градский, Хулио Иглесиас, Василий Шукшин, Александр Сокуров, Павел Чухрай, Геннадий Бортников, Николас Кейдж окончили экстерном кто школу, кто гимназию, кто институт, кто университет, кто консерваторию.

Если вы жалеете, что в сутках всего 24 часа, то отныне вы вправе не тратить треть из них на посещение школы и приготовление уроков. Серьезные занятия спортом, музыкой, искусством в старшем школьном возрасте удобны только учащимся экстерната.

Тем же, кто, не имея этих специфических способностей, просто готовится к поступлению в вуз под руководством репетиторов по математике и русскому, также вполне можно заменить обычную школу экстернатом.

Родители старшеклассников знают, что учиться в 9–11-х классах их детям трудно. А не лучше ли, во-первых, сохранить здоровье своему ребенку и, во-вторых, дать ему возможность лучше подготовиться в вуз (прицельно занявшись предметами, которые действительно пригодятся в будущем)? Именно такой шанс предоставляет экстернат.

Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме получить общее образование и пр.

Экстернат может быть организован по-разному. Есть школы, которые организуют репетиторские занятия индивидуально с каждым экстерном.

Существуют также школы, которые организуют группы экстернов по подготовке к экзаменам. В таких случаях, чаще всего, занятия, например, по программе 10–11 классов, проходят два-три раза в неделю в течение учебного года (интенсив).

Можно пройти интенсивный курс. Без посещения занятий в школе: весь учебный процесс организован через Интернет.

Главный принцип экстерната – освободить учеников от ежедневных многочасовых занятий в школе, сэкономив, таким образом, время, но при этом дать полноценное образование. Система экстерната устроена так, что за минимальный период времени учащийся получает максимальное количество информации.

Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, как правило, ошибочно. Ученик осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует педагог.

Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании положительных результатов государственной аттестации получает аттестат государственного образца.

Несмотря на то, что данная форма обучения существует давно, и в ней накоплен большой опыт работы, существует немало трудностей, которые приходится преодолевать в работе с учащимися-экстернами.

Это, например: отсутствие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой; нерегулярное посещение занятий учащимися; несвоевременная сдача домашних работ; большая занятость в других учебных заведениях; состояние здоровья; учащиеся с низкими интеллектуальными возможностями, ограниченным кругозором.

Проблемы экстерната определяются его основной задачей, состоящей в обеспечении удобной и доступной по срокам и порядку проведения и, вместе с тем, объективной и соответствующей государственному стандарту аттестации и оказание дополнительных образовательных услуг, облегчающих подготовку к этой аттестации.

Проблемы научно-методической разработки и обеспечения основных форм учебных занятий, характерных для экстерната, включая научно-методическую разработку необходимых для этого учебных и аттестационных материалов.

Соответственно, научно-методические задачи делятся на вопросы научно-методического обеспечения аттестации, индивидуальных и групповых консультаций, обзорных и установочных лекций, самостоятельной работы экстернов.

Эффективное проведение индивидуальных и групповых консультаций предполагает накопление и анализ типичных и наиболее часто встречающихся вопросов экстернов по предметам, по возможности лаконичные и ясные ответы на эти вопросы и создание своего рода “катехизисов” по предметам.

Подготовка и издание таких “катехизисов” значительно уменьшила бы необходимость в очных консультациях, во всяком случае, позволяя экономить время для ответов на неординарные вопросы.

В западноевропейских и североамериканских школах, предлагающих экстернат в общем комплексе образовательных услуг, достаточно широко практикуются консультации по телефону и через электронную почту (e-mail).

Они освобождают экстерна от необходимости физически присутствовать во время консультации в классной комнате и делают значительно более свободным и удобным выбор времени консультации. При условии незначительных дополнительных вложений в техническое оснащение московских школ, такого рода консультации могут быть организованы, по крайней мере, в некоторых из них.

Научно-методическое обеспечение обзорных и установочных лекций включает в себя разработку соответствующих тематических планов, подготовку и издание методических пособий (“путеводителей”) и опорных конспектов по предметам.

Самостоятельная работа учащихся – второй основной элемент экстерната как формы образования, здесь могут использоваться методические пособия (организация самостоятельной работы, приёмы работы с текстом, методы психологической организации и подготовки); рабочие тетради, например, наподобие серии “Могу учиться сам!” (6–7 классы); аудио– и видеокассеты; гипертекстовые хрестоматии на компакт-дисках; учебные материалы на сервере школы-экстерната; также возможна разработка многовариантного учебного плана как основы индивидуального учебного плана экстерна.

Отдельное направление работы – научно-методическое обеспечение интенсивного курса. По существу речь идёт об организации экстерната на основе технологий дистанционного образования (дистанционных технологий).

Следует помнить: от школы зависит многое, но далеко не все. Очная, или очно-заочная форма обучения, или экстернат – это лишь формы, а результат обучения (то есть знания) зависит от стремления учиться!

В рамках экстерната возможна подготовка к ЕГЭ, ведь там изучаются все предметы. Она проводится в виде дополнительных занятий, на которых формируется адаптация к самой форме такого тестирования и наилучшим образом показать свои знания в ее рамках. А сам ЕГЭ для экстернов проходит точно так же, как и для обычных школьников.

Если при подаче заявления на экстернатную форму получения образования отсутствуют документы, подтверждающие уровень образования, то в общеобразовательном учреждении определяется уровень подготовки будущего экстерна с помощью промежуточной (диагностической) аттестации. Порядок ее устанавливает школа.

Для учащихся в школе предусмотрена возможность прохождения экстерном промежуточной аттестации по некоторым предметам. Это является сочетанием двух форм получения общего образования: очной и экстернатной.

Учащемуся в конкретном образовательном учреждении по очной форме не может быть отказано в сочетании форм получения образования, даже если экстернат в данном учреждении уставом не предусмотрен. В связи с тем, что учащийся по очной форме включен в контингент школы, средства на его обучение (независимо от формы) заложены.

Родителям (законным представителям) ученика, желающего пройти аттестацию экстерном по отдельным предметам, нужно подать заявление директору школы, указав, по каким предметам нужна промежуточная аттестация досрочно.

При сочетании очной и экстернатной форм получения образования учащемуся устанавливается график прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы школы.

Пройти промежуточную аттестацию можно в течение всего учебного года, исключая период государственной (итоговой) аттестации и летних каникул, срок прохождения устанавливается общеобразовательным учреждением.

Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации, которая предшествует итоговой и проводится по предметам инвариантной части учебного плана школы, определяются самим учреждением и доводятся до сведения экстерна. Количество экзаменов должно быть не более 12 в год в целях исключения перегрузки обучающихся.

Могут быть и другие формы (зачеты, контрольные работы), которые не входят в это число. Отметки, полученные экстерном, следует считать допуском для прохождения итоговой аттестации, и они засчитываются как годовые. Предметы, определенные учащимся, как экзамены по выбору, обязательно сдаются при промежуточной аттестации.

Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации установлен в Положении о получении общего образования в форме экстерната: не менее чем за три месяца до ее начала. Согласно вышеназванному Положению экстерн самостоятельно осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается только для прохождения аттестации по установленному графику.

В Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях РФ (от 23 января 2002 года) сказано, что: “Общеобразовательное учреждение не несет ответственности за обучение экстерна и не проводит с ним в инициативном порядке систематических занятий”. Однако экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом, участия в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении.

Существует более удобная, ускоренная форма экстерната – так называемый интенсивный курс. Интенсивные курсы бывают разные, например, за год десятиклассники могут пройти всю программу 10–11-го классов.

Есть и такой вариант интенсивного курса: одиннадцатиклассники ускоренно, за полгода, проходят весь курс, сдают экзамены, за исключением обязательных, которые пишут одновременно с очниками.

По окончании экстерната выпускникам выдают обычные аттестаты.

В документах государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании запись об экстернате или иной форме получения образования не делается.

Право выбора формы получения образования остается за ребенком и родителями. Задача общеобразовательного учреждения в данном случае – осуществить это право, ознакомить с существующими законодательными нормативными актами, создать необходимые условия, своевременно оказывать профессиональную помощь.

В завершение хотелось бы отметить, что экстернат как форма обучения накладывает огромную ответственность как на учащегося, так и на его родителей, а также на педагогический коллектив и администрацию школы. Учащийся и его родители должны осознавать ту степень нагрузки, которая ложится на плечи их ребенка, и оказывать реальную помощь в реализации прав ребенка на получение среднего образования.

12.01.2011

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *