В законодательную базу Российской Федерации по правам ребенка входят: Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г.
N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.
N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно представленного законодательства, каждый ребенок с момента рождения и на протяжении всей жизни обладает экономическими правами. За соблюдение данных прав несут ответственность официальные представители — родители или опекуны.
При нарушении экономических прав ребенка предусмотрено вторжение органов опеки и попечение с целью контроля действий нарушителей. При невозможности достичь разрешения ситуации мирным путем, разбирательства ведутся в судебном порядке.
В социологическое исследование обозначенной проблемы вошли интервью с различными представителями государственной защиты в интересах несовершеннолетних, которые далее будут представлены в работе.
Рисунок 1. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
В целях создания благоприятных условий для развития детей и для обеспечения защиты их прав утверждаются правительственные федеральные целевые программы.
С января 2007 года несовершеннолетние дети становятся собственниками жилых помещений (долевыми собственниками) по программе материнского капитала, которая представляет собой форму государственной поддержки российских семей, имеющих и воспитывающих детей.
Денежные средства, выделяемые семьям по данной программе, могут быть израсходованы семьей на приобретение жилого помещения, которое делится между всеми членами семьи.
Для социологического исследования проблемы знаний о правах ребенка, в том числе и имущественных можно предложить следующие анкеты (рисунок 2).
Рисунок 2. Анкета участников социологического исследования о правах ребенка [5]
Закрепление данных прав у ребенка — это важный момент в его жизни. Приобретение имущественных прав играет важную роль в личностном становлении несовершеннолетнего, дает ему возможность стать равноправным членом общества.
Свободное использование имущества и применение способностей, закрепленное в статье 35 Конституции РФ, позволяет ребенку осуществлять предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность [1].
Эмансипация или вступление в брак до достижения возраста 18 лет являются основанием приобретения полной дееспособности несовершеннолетним, что в свою очередь разрешает ему заняться предпринимательством. В случае отсутствия полной дееспособности с 14 до 18 лет, только с согласия родителей, попечителей, усыновителей несовершеннолетний вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
Согласно статье 35 Конституции РФ родившийся ребенок уже может владеть имуществом на праве частной собственности. Однако пользоваться и распоряжаться этим имуществом в силу возраста несовершеннолетний может начать, только приобретя полный объем дееспособности [2].
До этого момента правом распоряжения ценным имуществом несовершеннолетнего, обладают родители, усыновители, опекуны и только с выгодой исключительно для самого ребенка.
Согласно Конституции РФ лишение имущества возможно только по судебному решению, по иным основаниям гарантируется запрет его отчуждения.
Рисунок 3. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
Статья 40 Конституции РФ декларирует право на жилище, это право закреплено также и за несовершеннолетним. Оно устанавливается жилищным кодексом и специальными законами субъектов РФ и дает ребенку возможность стабильного пользования занимаемого жилого помещения, истребования в случае необходимости улучшения жилищных условий, а также нахождение в здоровой среде обитания.
Рисунок 4. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
Иногда несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения, вынужден покинуть жилое помещение, хотя в нем остаются проживать другие члены его семьи. В этом случае на весь период его пребывания в детском или ином воспитательном учреждении, либо у родственников, опекунов (попечителей) за ребенком закрепляется право на это жилище.
Рисунок 5. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
По жилищному законодательству установлен процедурный порядок проживания для несовершеннолетних. Согласно которого, над переданными в собственность несовершеннолетнего жилыми помещениями, должен осуществляться контроль за их сохранностью со стороны органов опеки и попечительства, а также административных органов детского учреждения, куда помещен ребенок.
Продажа или обмен собственником жилого помещения, где зарегистрированы несовершеннолетние, возможны исключительно с согласия органа опеки и попечительства, потому как затрагиваются их права и законные интересы.
Ребенок обладает правом на труд (ст. 37 Конституции). Дети с 14 лет могут устраиваться на работу при условии согласия одного из родителей. Распорядиться заработанными средствами ребенок может по своему усмотрению.
На практике декларируемое в Конституции право на труд несовершеннолетнего фактически сложно реализовать, поскольку должны быть соблюдены условия трудовой деятельности для несовершеннолетних.
В условиях свободного рынка, рабочие места для несовершеннолетних, предприятия гарантировать могут только в обмен на определенные льготы.
Процесс квотирования таких рабочих мест очень важен в экономике страны и возможен лишь с развитием производства.
В обязанности органов государственной и муниципальной власти входит обеспечение квотирования рабочих мест в целях трудоустройства детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении.
К участию в трудовой деятельности несовершеннолетний может привлекаться соразмерно его возрастных особенностей физического здоровья и умственного развития, уровня образовательной и профессиональной подготовки.
Также в свободное от учебы время допускается участие несовершеннолетнего в общественно полезном труде. Эта выполняемая работа должна быть организована так, чтобы не нанести вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка.
Если общественно полезные нагрузки не предусмотрены образовательной программой, то существует запрет на привлечение учреждениями к ним обучающихся без их согласия и согласия их родителей или законных представителей [4].
Введен запрет на допуск несовершеннолетних к работам с вредными и опасными условиями труда, связанным с поднятием тяжестей, подземными работами, сверхурочными и ночными сменами, работой в выходные дни.
Не допускается привлекать их к работам в игорном бизнесе, ночных кафе, клубах и ресторанах, в производстве, перевозке и торговле спиртосодержащими напитками, наркотическими и психотропными препаратами, табачными изделиями.
Продекларированные в статьях 43, 44 Конституции РФ права на получение образования, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности, использование результатов научных достижений также относят к экономическим правам детей.
В пункт 2 статьи 54 СК РФ внесены изменения: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.»[3].
Примером реализации экономических прав ребенка могут стать следующие ситуации: закон требует, чтобы ребенок проживал с родителями или с одним из них. В случае развода родителей, второму родителю назначаются алименты на его содержание. Эта обязанность по отношению к несовершеннолетним регулируется ст. 17 и 16 Семейного Кодекса РФ.
Рисунок 6. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]
Размер выплат определяется согласно доходов родителя и устанавливается либо как доля от дохода, либо как фиксированная сумма выплат, которая не подлежит уменьшению. Размер доли на трех и более детей может составлять около половины доходов.
В случае приобретения инвалидности несовершеннолетним или его официальным представителем, а также в случае, если алименты выплачиваются лицу, которое находится в декретном отпуске может удерживаться до 70% заработной платы. По достижению 18 лет алименты могут выплачиваться, если ребенок будет признан нетрудоспособным.
Эти меры предпринимаются для того, чтобы обеспечить достойные жилищные условия, питание, одежду и достаточный уровень жизни несовершеннолетнего.
Несовершеннолетние дети — самая незащищенная категория граждан.
Для их защиты действующее законодательство РФ предусматривает меры пресечения за несоблюдение любых законных прав несовершеннолетних со стороны семьи и третьих лиц, вместе с тем процесс по усовершенствованию законодательства в области защиты прав и интересов детей всегда должен учитывать это обстоятельство и предлагать самые совершенные механизмы охраны прав ребенка.
Права и обязанности несовершеннолетних: основные аспекты, законы
Любой гражданин РФ обладает рядом правовых аспектов. Касается это малолетних жителей страны. Так же как и взрослые граждане, они имеют право на имущество, свободу слова, гражданство, образование и так далее. Рассмотрим права и обязанности детей, прописанных в Законе РФ об основных гарантиях прав ребенка РФ.
Права несовершеннолетних детей
Дети психологически и физически незрелы, но права ребенка не отличаются от прав человека взрослого. Они дают возможность малолетнему гражданину вырасти гармоничной личностью.
Гражданские права ребенка
Уже с первых секунд рождения малыш считается гражданином Российской Федерации. С этого момента государство обеспечивает следующие гражданские права ребенка:
- Каждый ребенок имеет право на имя. При рождении имя малышу дают родители. При этом по достижению 14-летнего возраста он может сменить имя или фамилию.
- Сразу после рождения маленький человечек имеет право на жизнь, так же на свободу и неприкосновенность личной жизни. Это значит, что никто не может причинять ему вред, ограничивать свободу, совершать медицинские процедуры, являющиеся незаконными.
- Несовершеннолетний может беспрепятственно выражать мнение, при этом оно должно браться во внимание, но с учетом возраста. Например, при определении места жительства малолетнего при разводе родителей, мнение учитывается уже с 10 лет. А после получения паспорта гражданина РФ, с 14 лет, он может самостоятельно обращаться в суд с судебными исками.
- Малолетние граждане могут выбирать вероисповедание.
- Несовершеннолетнему должен быть обеспечен уход, забот и материальное оснащение. Если по определенным причинам он проживает не в семье, то эти обязанности возлагается на опекунов или органы государственной власти.
- Так же он может и должен получать образование, в том числе дополнительное.
- Несовершеннолетний должен быть защищен от насильственных действий со стороны других лиц, в том числе от принудительного приема наркотиков.
Политические права
Несмотря на возраст, права и обязанности ребенка имеют не только гражданский, но и политический характер:
- С 8 лет он может состоять в детских, а с 14 – в юношеских организациях, направленных на досуговую, творческую, спортивную деятельность.
- Государство в свою очередь обязано поддерживать подобные организации, посредством рекламы, софинансировния, улучшения материальной базы, прав на льготные условия и так далее.
Экономические права
К экономическим правам ребенка в России относятся:
- Трудовая защита: законодательством установлен минимальный возраст малолетнего гражданина, с которого он привлекается к работе. Пи этом условия оплаты и рабочего процесса отличаются от взрослого. Например, подросток не работает полный рабочий день.
- С 14-летнего возраста может самостоятельно распоряжаться имеющимися у него денежными средствами, подарками.
- Несовершеннолетние получают пособие, медицинскую помощь.
Имущественные права
Под имущественными интересами подразумевается право ребенка на материальное содержание, получаемое от родителей или опекунов:
- Каждый малолетний обеспечивается жильем, обувью и одеждой, едой.
- Ему может принадлежать недвижимость или денежные средства, полученные по наследству. До совершеннолетия ответственность отвечать за интересы ложится на законных представителей. После 18 лет подросток сам может распоряжаться своим имуществом и деньгами.
Социальные права
Главная задача государства и взрослых – сделать так, что бы подростки были образованными, всесторонне развитыми и здоровыми. Поэтому соблюдение следующих социальных интересов обязательно:
- Малолетние граждане должны получать образование. Поэтому по достижению определенного возраста они определяются в детский сад, школу, или законные представители обеспечивают обучение на дому.
- Каждый несовершеннолетний может заниматься в кружках и секциях дополнительно образования.
Права ребенка в семье
До совершеннолетия правовые интересы подростка защищают родители или опекуны. Его жизнь зависит от взрослых. Но при этом законодательные нормы малолетнего гражданина должны быть соблюдены:
- Беспрепятственный доступ к информации о родителях и родственниках. Это важно при оформлении опеки или лишении родительских прав.
- Не имея законных оснований, никто не может лишить малолетнего гражданина общения с родителями и родственниками.
- Оба родителя обязаны воспитывать и развивать малолетнего подростка.
Права ребенка в школе и детском саду
Правовые нормы соблюдаются и в образовательных учреждениях.
Так в детском саду должны обеспечить:
- Безопасное пребывание, личную неприкосновенность и уважительное отношение. То есть воспитатель не может применять в отношении малыша физическую силу, моральное подавление.
- При этом сотрудники детских дошкольных учреждений обязаны работать на развитие творческих, спортивных способностей детей, проводятся занятия, направленные на развитие речи.
- При необходимости детский сад обеспечивает получение медицинской помощи.
В школе необходимо:
- Обеспечить малолетнему обучение по планам общего или индивидуального направления.
- Беспрепятственного использования ресурсов библиотеки, получения питания.
- Школа обязана соблюдать правила санитарных норм, обеспечивая безопасную образовательную среду.
- В школе реализуются программы дополнительного образования, как на платной, так бесплатной основе.
- В случае необходимости несовершеннолетний может получить помощь психолога или педагога.
Права детей-инвалидов
Важно соблюдение правовых норм малолетних с ограниченными возможностями здоровья. Ведь для них должны быть обеспечены специфические права ребенка:
- Взрослые и государство обязаны дать ему полноценную и достойную жизнь.
- Государство дает дополнительные льготные условия и гарантии, которые обеспечивают законным представителям особых детей материальную поддержку.
Права детей-сирот
Дети без родителей так же защищены законодательно. К специфическим правам ребенка относится:
- Они могут быть взяты под опеку или усыновлены.
- Несовершеннолетнему предоставляется место в учреждениях социального направления, обеспечивающего уход и обучение.
Защита прав ребенка
До получения паспорта — 14-летного возраста, несовершеннолетние не могут самостоятельно отстаивать и защищать интересы. Это обязанность возлагается на родителей и опекунов. Они, защищая несовершеннолетнего, обращаются в суд. Защищать его от его собственных родителей при необходимости обязаны представители государственной власти — органы опеки.
Документы о правах ребенка
Впервые вопрос о защите правовых интересов несовершеннолетних был поднят в 1924 году. Тогда была разработана и принята Декларация прав ребенка. На ее основе в будущем была создана и подписана Международная конвенция.
Общественные организации по защите прав детей
Основные положения о правах ребенка закреплены в Конвенции. Для того чтобы все правовые аспекты защиты детей, прописанные в ней, были соблюдены, в каждой стране, ее подписавшей, осуществляется контроль за исполнением всех пунктов.
Главным представителем и защитником несовершеннолетних на уровне государства является Уполномоченный по защите прав ребенка или омбудсмен.
Есть и организации, занимающиеся защитой мам, воспитывающим малолетних в одиночку, а так же подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Вам также может понравиться
VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке
Пахомова Е.Р. 11МКОУ «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1».
Рябина И.В. 11МКОУ «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1»
Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества.
Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи.
Ответственность за решение проблемы нарушения прав детей лежит на государстве.
По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, — которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.
Распространение нарушений прав ребенка в нашей стране во многом способствует массовый правовой нигилизм взрослого населения. Ребенку же необходима повышенная защита их прав.
При этом нарушения прав несовершеннолетних совершаются практически повсеместно: в семье, школе и других образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, вне обычной среды жизни (например, на улице).
Подобные правонарушения могут быть сопряжены с жестоким обращением, применением насилия или агрессии в отношении ребенка либо не связаны с такими действиями.
Нарушения прав детей выражается и в том, что их вовлекают в антиобщественный образ жизни, включая совершение преступлений. Но любое нарушение прав несовершеннолетних порождает ответную реакцию: равнодушие и жестокость. Любое безнаказанное правонарушение в отношении ребенка ведет к его психическим отклонениям.
Подростки, подвергавшиеся насилию, переносят его на взрослых, сверстников, особенно более слабых, на животных. Поэтому растет число убийств и тяжких преступлений среди подростков, в том числе отличающихся особой жестокостью и глумлением над потерпевшими.
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.
Меня заинтересовала тема нарушений имущественных прав ребенка, на которую в обществе не обращают должного внимания, больше затрагиваются и обсуждаются другие проблемы. Но сегодня не менее важными являются и материальные отношения, и отношения связанные с собственностью гражданина причем любого возраста, в том числе ребенка и подростка.
Ì Исследование правовой базы.
В начале своего исследования я решил изучить правовую базу рассматриваемой проблемы.
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, — это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, — это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: право на жизнь, жить и воспитываться в семье, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей, общаться с родителями и другими родственниками, на защиту неприкосновенности личности, от эксплуатации и оскорбления, алкоголя и наркотиков, защищать свои права, выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и в том числе имущественные права.
Реализация права несовершеннолетних на собственное имущество закреплено в основных нормативных актах РФ.Российское законодательство стоит на страже интересов своих граждан. Не обошло оно своим вниманием и несовершеннолетних детей. Имущественные права ребенка как гражданина РФ предусмотрены в Конституции Российской Федерации.
В статье 35 данного свода законов говорится о праве каждого частного лица на частную собственность. Субъект, владеющий личным имуществом, может распоряжаться им соответственно с потребностями и пожеланиями. Лишение имущества происходит исключительно по решению суда, а само право на личную собственность охраняется законом.
Принимая статью Конституции как основу, Российское законодательство гарантирует реализацию права на имущественные права ребенка (включая сирот, детей-инвалидов, детей с ОВЗ). Речь идет о соответствующих положениях Гражданского и Семейного Кодексов. Таковыми, в частности, являются:
- Статья 60 Гражданского Кодекса Российской Федерации;
- Статьи 80, 93, 94 ГК РФ;
- Статьи 26 и 28 ГК РФ;
- Статья 37 ГК РФ;
- Статьи 2 и 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
- Статья 59 Семейного Кодекса РФ.
На протяжении всего курса обществознания в школе учащиеся изучают фундаментальное понятие «право».
В современном обществе весьма актуальны права, связанные с имущественными отношениями, как во взрослой жизни, так и в жизни несовершеннолетних.
Основополагающим нормативным документом в данном вопросе выступает Семейный кодекс как один из источников, содержащий нормы семейного права, изучаемые в школьной программе. Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имущественными правами:
а) правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (т.е. совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки);
б) правом собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
в) правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).
Изучая экономическую сферу жизнедеятельности, учащимся, не обладающим дееспособностью в полном объеме, всегда интересен вопрос, что им позволено законом. Дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки — покупать продукты питания, учебники, тетради и т.д.; принять от дедушки в подарок велосипед; купить плеер на деньги, данные отцом.
Дети в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей (лиц, их заменяющих) распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в банки, иные кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать любые сделки, разрешенные для детей от 6 до 14 лет; с 16 лет ˗ вступать в кооператив. Они могут совершать и не названные здесь сделки, но только с письменного согласия своих законных представителей.
Ребенок может иметь в праве собственности не только имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, но и доходы (заработок), полученные им, а также имущество, приобретенное на средства ребенка.
Суммы полученных родителями (лицами, их заменяющими) алиментов, пенсий и пособий, причитающихся ребенку, также являются собственностью ребенка. Ребенок может стать собственником имущества и по другим основаниям.
Например, в результате приватизации жилого помещения — бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Законодательством закреплен принцип раздельности имущества родителей и детей, означающий, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Тем не менее, дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
При изучении параграфа «Система права» учащиеся сталкиваются с такими понятиями, как отрасли права, гражданское право, Гражданский кодекс, понятие «наследство». При наличии среди наследников несовершеннолетних граждан раздел наследства осуществляется с соблюдением правил ст.
37 ГК. В целях охраны законных интересов несовершеннолетних наследников законом установлено требование, в соответствии с которым орган опеки и попечительства должен быть уведомлен о составлении соглашения о разделе наследства и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства.
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, а также предусмотренные законом имущественные права (п. 1 ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989; ст. 60 СК РФ). 1. Право на получение содержания от родителей и других членов семьи.
Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Если несовершеннолетний ребенок не получает от родителей или одного из родителей средства на содержание, такие средства (алименты) взыскиваются в судебном порядке (п. 1 ст. 60, п. п. 1, 2 ст. 80 СК РФ).
Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в следующем размере: на одного ребенка — 1/4, на двух детей — 1/3, на трех и более детей — 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей. Суд может уменьшить или увеличить размер этих долей с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Также суд может установить размер алиментов в твердой денежной сумме, если доход родителя, в частности, носит нерегулярный характер (ст. 81, п. 1 ст. 83 СК РФ).
Алименты поступают в распоряжение того родителя (лица, его заменяющего), с которым живет ребенок, и должны расходоваться на содержание, воспитание и образование ребенка (п. 2 ст. 60 СК РФ).
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетнего ребенка, вправе вынести решение о перечислении не более 50% от суммы выплачиваемых алиментов на счет, открытый на имя несовершеннолетнего ребенка в банке (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9).
Нормативные основы защиты прав детства
- Нормативные основы защиты прав детства
- К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
- – Декларация прав ребенка (1959)– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ –Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
- Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
- – на воспитание;– на развитие;– на защиту;
- – на активное участие в жизни общества.
- Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
- На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
- Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
- Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».
В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
- признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
- защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
- защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
- меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
- за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
- право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
- меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
- немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
Закон «Об образовании в РФ» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.
5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правилами внутреннего распорядка воспитанников, Уставом МАДОУ.
Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения.
Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.Реализация прав ребенка включает:
- защиту его от всех форм жестокого обращения,
- права на охрану жизни и здоровья,
- защиту его права на образование,
- права на игру,
- права на сохранение своей индивидуальности.
- Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.
- Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.
- Нарушением прав ребенка можно считать:
- Лишение свободы движения.
- Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
- Применение физического насилия к ребенку.
- Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
- Угрозы в адрес ребенка.
- Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
- Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
- Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.
6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).
В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».
Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного образования.
Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование.
В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду.
Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г.
, в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.
Право ребенка на игру
«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место.
В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером.
Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности
«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим.
Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп.
Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.
Экономические права граждан
Экономические права граждан охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления различных материальных благ, товаров и услуг. Они способствуют созданию материальных и социальных условий для жизнедеятельности личности.
Рассмотрим экономические права граждан подробно.
Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституция РФ, ст. 20 Конституции РТ) обладают как сами граждане, так и их объединения. Не допускается экономическая деятельность, запрещенная законом.
Право частной собственности — сравнительно новое явление в праве Российской Федерации и Республики Татарстан.
Есть такая пословица «Нищий разбоя не боится». Человеку, у которого нет ничего, нечего и терять. «Ничего нет — голова не болит», — говорит вторая пословица. Такой человек ни за что не переживает.
Многие десятилетия в нашей стране существовала государственная собственность, которая преподносилась как принадлежащая всём. Всем — это значит никому.
Поэтому у труженика не было чувства ответственности за эту собственность.
Во всем мире собственность считают, священной и неприкосновенной. И в этом нет ничего плохого. Собственность делает человека экономически независимым, а следовательно, создает возможность духовной и политической независимости.
Право собственности выступает экономической основой правового положения человека и гражданина. Собственность — это власть собственника над вещью, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституция Российской Федерации уделяет праву частной собственности две отдельные статьи в главе о правах и свободах человека и гражданина.
Первая из них рассматривает право частной собственности в качестве права каждого человека единолично либо совместно с другими лицами владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое не может быть изъято иначе как по решению суда, либо при условии предварительного и равноценного возмещения со стороны государства (ст.35).
Вторая статья касается земли и других природных ресурсов, которыми могут свободно владеть, пользоваться и распоряжаться граждане Российской Федерации и их объединения, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных граждан (ст.36).
Статья 17 Конституции Республики Татарстан устанавливает, что хозяйственная деятельность осуществляется наряду с государственной собственностью, собственностью местного самоуправления и собственности общественных объединений также и на основе частной собственности. В частной собственности могут находиться земельные участки и другие объекты, используемые в любой не запрещенной законом сфере деятельности.
Признается и охраняется законом право наследования (ст. 35 Конституции РФ. Это экономическое право тесно связано с правом на собственность. Никто не может быть ограничен в получаемом в качестве наследства имуществе или ограничен в нем.
Право на труд и право на отдых (ст. 37 Конституции РФ, ст. 50 Конституции РТ). А что собственно такое труд? Труд — самостоятельная индивидуальная или коллективная деятельность людей, имеющая своей целью создание материальных или духовных ценностей. Великий русский писатель А.
П.Чехов писал: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в. этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». Труд должен не только кормить человека, но, что немаловажно, отвечать его духовным запросам, быть ему интересным.
Право регулирует не содержание труда, а форму организации трудовых отношений. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Законом установлена продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.