Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры применения

В законодательную базу Российской Федерации по правам ребенка входят: Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г.

N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.

N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно представленного законодательства, каждый ребенок с момента рождения и на протяжении всей жизни обладает экономическими правами. За соблюдение данных прав несут ответственность официальные представители — родители или опекуны.

При нарушении экономических прав ребенка предусмотрено вторжение органов опеки и попечение с целью контроля действий нарушителей. При невозможности достичь разрешения ситуации мирным путем, разбирательства ведутся в судебном порядке.

В социологическое исследование обозначенной проблемы вошли интервью с различными представителями государственной защиты в интересах несовершеннолетних, которые далее будут представлены в работе.

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры примененияРисунок 1. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

В целях создания благоприятных условий для развития детей и для обеспечения защиты их прав утверждаются правительственные федеральные целевые программы.

С января 2007 года несовершеннолетние дети становятся собственниками жилых помещений (долевыми собственниками) по программе материнского капитала, которая представляет собой форму государственной поддержки российских семей, имеющих и воспитывающих детей.

Денежные средства, выделяемые семьям по данной программе, могут быть израсходованы семьей на приобретение жилого помещения, которое делится между всеми членами семьи.

Для социологического исследования проблемы знаний о правах ребенка, в том числе и имущественных можно предложить следующие анкеты (рисунок 2).

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры примененияРисунок 2. Анкета участников социологического исследования о правах ребенка [5]

Закрепление данных прав у ребенка — это важный момент в его жизни. Приобретение имущественных прав играет важную роль в личностном становлении несовершеннолетнего, дает ему возможность стать равноправным членом общества.

Свободное использование имущества и применение способностей, закрепленное в статье 35 Конституции РФ, позволяет ребенку осуществлять предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность [1].

Эмансипация или вступление в брак до достижения возраста 18 лет являются основанием приобретения полной дееспособности несовершеннолетним, что в свою очередь разрешает ему заняться предпринимательством. В случае отсутствия полной дееспособности с 14 до 18 лет, только с согласия родителей, попечителей, усыновителей несовершеннолетний вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно статье 35 Конституции РФ родившийся ребенок уже может владеть имуществом на праве частной собственности. Однако пользоваться и распоряжаться этим имуществом в силу возраста несовершеннолетний может начать, только приобретя полный объем дееспособности [2].

До этого момента правом распоряжения ценным имуществом несовершеннолетнего, обладают родители, усыновители, опекуны и только с выгодой исключительно для самого ребенка.

Согласно Конституции РФ лишение имущества возможно только по судебному решению, по иным основаниям гарантируется запрет его отчуждения.

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры примененияРисунок 3. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Статья 40 Конституции РФ декларирует право на жилище, это право закреплено также и за несовершеннолетним. Оно устанавливается жилищным кодексом и специальными законами субъектов РФ и дает ребенку возможность стабильного пользования занимаемого жилого помещения, истребования в случае необходимости улучшения жилищных условий, а также нахождение в здоровой среде обитания.

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры примененияРисунок 4. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Иногда несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения, вынужден покинуть жилое помещение, хотя в нем остаются проживать другие члены его семьи. В этом случае на весь период его пребывания в детском или ином воспитательном учреждении, либо у родственников, опекунов (попечителей) за ребенком закрепляется право на это жилище.

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры примененияРисунок 5. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

По жилищному законодательству установлен процедурный порядок проживания для несовершеннолетних. Согласно которого, над переданными в собственность несовершеннолетнего жилыми помещениями, должен осуществляться контроль за их сохранностью со стороны органов опеки и попечительства, а также административных органов детского учреждения, куда помещен ребенок.

Продажа или обмен собственником жилого помещения, где зарегистрированы несовершеннолетние, возможны исключительно с согласия органа опеки и попечительства, потому как затрагиваются их права и законные интересы.

Ребенок обладает правом на труд (ст. 37 Конституции). Дети с 14 лет могут устраиваться на работу при условии согласия одного из родителей. Распорядиться заработанными средствами ребенок может по своему усмотрению.

На практике декларируемое в Конституции право на труд несовершеннолетнего фактически сложно реализовать, поскольку должны быть соблюдены условия трудовой деятельности для несовершеннолетних.

В условиях свободного рынка, рабочие места для несовершеннолетних, предприятия гарантировать могут только в обмен на определенные льготы.

Процесс квотирования таких рабочих мест очень важен в экономике страны и возможен лишь с развитием производства.

В обязанности органов государственной и муниципальной власти входит обеспечение квотирования рабочих мест в целях трудоустройства детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении.

К участию в трудовой деятельности несовершеннолетний может привлекаться соразмерно его возрастных особенностей физического здоровья и умственного развития, уровня образовательной и профессиональной подготовки.

Также в свободное от учебы время допускается участие несовершеннолетнего в общественно полезном труде. Эта выполняемая работа должна быть организована так, чтобы не нанести вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка.

Если общественно полезные нагрузки не предусмотрены образовательной программой, то существует запрет на привлечение учреждениями к ним обучающихся без их согласия и согласия их родителей или законных представителей [4].

Введен запрет на допуск несовершеннолетних к работам с вредными и опасными условиями труда, связанным с поднятием тяжестей, подземными работами, сверхурочными и ночными сменами, работой в выходные дни.

Не допускается привлекать их к работам в игорном бизнесе, ночных кафе, клубах и ресторанах, в производстве, перевозке и торговле спиртосодержащими напитками, наркотическими и психотропными препаратами, табачными изделиями.

Продекларированные в статьях 43, 44 Конституции РФ права на получение образования, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности, использование результатов научных достижений также относят к экономическим правам детей.

В пункт 2 статьи 54 СК РФ внесены изменения: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.»[3].

Примером реализации экономических прав ребенка могут стать следующие ситуации: закон требует, чтобы ребенок проживал с родителями или с одним из них. В случае развода родителей, второму родителю назначаются алименты на его содержание. Эта обязанность по отношению к несовершеннолетним регулируется ст. 17 и 16 Семейного Кодекса РФ.

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры примененияРисунок 6. Фрагмент интервью социологического исследования о правах ребенка [5]

Размер выплат определяется согласно доходов родителя и устанавливается либо как доля от дохода, либо как фиксированная сумма выплат, которая не подлежит уменьшению. Размер доли на трех и более детей может составлять около половины доходов.

В случае приобретения инвалидности несовершеннолетним или его официальным представителем, а также в случае, если алименты выплачиваются лицу, которое находится в декретном отпуске может удерживаться до 70% заработной платы. По достижению 18 лет алименты могут выплачиваться, если ребенок будет признан нетрудоспособным.

Эти меры предпринимаются для того, чтобы обеспечить достойные жилищные условия, питание, одежду и достаточный уровень жизни несовершеннолетнего.

Несовершеннолетние дети — самая незащищенная категория граждан.

Для их защиты действующее законодательство РФ предусматривает меры пресечения за несоблюдение любых законных прав несовершеннолетних со стороны семьи и третьих лиц, вместе с тем процесс по усовершенствованию законодательства в области защиты прав и интересов детей всегда должен учитывать это обстоятельство и предлагать самые совершенные механизмы охраны прав ребенка.

Права и обязанности несовершеннолетних: основные аспекты, законы

Любой гражданин РФ обладает рядом правовых аспектов. Касается это малолетних жителей страны. Так же как и взрослые граждане, они имеют право на имущество, свободу слова, гражданство, образование и так далее. Рассмотрим права и обязанности детей, прописанных в Законе РФ об основных гарантиях прав ребенка РФ.

Права несовершеннолетних детей

Дети психологически и физически незрелы, но права ребенка не отличаются от прав человека взрослого. Они дают возможность малолетнему гражданину вырасти гармоничной личностью.

Гражданские права ребенка

Уже с первых секунд рождения малыш считается гражданином Российской Федерации. С этого момента государство обеспечивает следующие гражданские права ребенка:

  1. Каждый ребенок имеет право на имя. При рождении имя малышу дают родители. При этом по достижению 14-летнего возраста он может сменить имя или фамилию.
  2. Сразу после рождения маленький человечек имеет право на жизнь, так же на свободу и неприкосновенность личной жизни. Это значит, что никто не может причинять ему вред, ограничивать свободу, совершать медицинские процедуры, являющиеся незаконными.
  3. Несовершеннолетний может беспрепятственно выражать мнение, при этом оно должно браться во внимание, но с учетом возраста. Например, при определении места жительства малолетнего при разводе родителей, мнение учитывается уже с 10 лет. А после получения паспорта гражданина РФ, с 14 лет, он может самостоятельно обращаться в суд с судебными исками.
  4. Малолетние граждане могут выбирать вероисповедание.
  5. Несовершеннолетнему должен быть обеспечен уход, забот и материальное оснащение. Если по определенным причинам он проживает не в семье, то эти обязанности возлагается на опекунов или органы государственной власти.
  6. Так же он может и должен получать образование, в том числе дополнительное.
  7. Несовершеннолетний должен быть защищен от насильственных действий со стороны других лиц, в том числе от принудительного приема наркотиков.
Читайте также:  Когда невозможно заключение брака: законные обстоятельства

Политические права

Несмотря на возраст, права и обязанности ребенка имеют не только гражданский, но и политический характер:

  1. С 8 лет он может состоять в детских, а с 14 – в юношеских организациях, направленных на досуговую, творческую, спортивную деятельность.
  2. Государство в свою очередь обязано поддерживать подобные организации, посредством рекламы, софинансировния, улучшения материальной базы, прав на льготные условия и так далее.

Экономические права

К экономическим правам ребенка в России относятся:

  1. Трудовая защита: законодательством установлен минимальный возраст малолетнего гражданина, с которого он привлекается к работе. Пи этом условия оплаты и рабочего процесса отличаются от взрослого. Например, подросток не работает полный рабочий день.
  2. С 14-летнего возраста может самостоятельно распоряжаться имеющимися у него денежными средствами, подарками.
  3. Несовершеннолетние получают пособие, медицинскую помощь.

Имущественные права

Под имущественными интересами подразумевается право ребенка на материальное содержание, получаемое от родителей или опекунов:

  1. Каждый малолетний обеспечивается жильем, обувью и одеждой, едой.
  2. Ему может принадлежать недвижимость или денежные средства, полученные по наследству. До совершеннолетия ответственность отвечать за интересы ложится на законных представителей. После 18 лет подросток сам может распоряжаться своим имуществом и деньгами.

Социальные права

Главная задача государства и взрослых – сделать так, что бы подростки были образованными, всесторонне развитыми и здоровыми. Поэтому соблюдение следующих социальных интересов обязательно:

  1. Малолетние граждане должны получать образование. Поэтому по достижению определенного возраста они определяются в детский сад, школу, или законные представители обеспечивают обучение на дому.
  2. Каждый несовершеннолетний может заниматься в кружках и секциях дополнительно образования.

Права ребенка в семье

До совершеннолетия правовые интересы подростка защищают родители или опекуны. Его жизнь зависит от взрослых. Но при этом законодательные нормы малолетнего гражданина должны быть соблюдены:

  1. Беспрепятственный доступ к информации о родителях и родственниках. Это важно при оформлении опеки или лишении родительских прав.
  2. Не имея законных оснований, никто не может лишить малолетнего гражданина общения с родителями и родственниками.
  3. Оба родителя обязаны воспитывать и развивать малолетнего подростка.

Права ребенка в школе и детском саду

Правовые нормы соблюдаются и в образовательных учреждениях.

Так в детском саду должны обеспечить:

  1. Безопасное пребывание, личную неприкосновенность и уважительное отношение. То есть воспитатель не может применять в отношении малыша физическую силу, моральное подавление.
  2. При этом сотрудники детских дошкольных учреждений обязаны работать на развитие творческих, спортивных способностей детей, проводятся занятия, направленные на развитие речи.
  3. При необходимости детский сад обеспечивает получение медицинской помощи.

В школе необходимо:

  1. Обеспечить малолетнему обучение по планам общего или индивидуального направления.
  2. Беспрепятственного использования ресурсов библиотеки, получения питания.
  3. Школа обязана соблюдать правила санитарных норм, обеспечивая безопасную образовательную среду.
  4. В школе реализуются программы дополнительного образования, как на платной, так бесплатной основе.
  5. В случае необходимости несовершеннолетний может получить помощь психолога или педагога.

Права детей-инвалидов

Важно соблюдение правовых норм малолетних с ограниченными возможностями здоровья. Ведь для них должны быть обеспечены специфические права ребенка:

  1. Взрослые и государство обязаны дать ему полноценную и достойную жизнь.
  2. Государство дает дополнительные льготные условия и гарантии, которые обеспечивают законным представителям особых детей материальную поддержку.

Права детей-сирот

Дети без родителей так же защищены законодательно. К специфическим правам ребенка относится:

  1. Они могут быть взяты под опеку или усыновлены.
  2. Несовершеннолетнему предоставляется место в учреждениях социального направления, обеспечивающего уход и обучение.

Защита прав ребенка

До получения паспорта — 14-летного возраста, несовершеннолетние не могут самостоятельно отстаивать и защищать интересы. Это обязанность возлагается на родителей и опекунов. Они, защищая несовершеннолетнего, обращаются в суд. Защищать его от его собственных родителей при необходимости обязаны представители государственной власти — органы опеки.

Документы о правах ребенка

Впервые вопрос о защите правовых интересов несовершеннолетних был поднят в 1924 году. Тогда была разработана и принята Декларация прав ребенка. На ее основе в будущем была создана и подписана Международная конвенция.

Общественные организации по защите прав детей

Основные положения о правах ребенка закреплены в Конвенции. Для того чтобы все правовые аспекты защиты детей, прописанные в ней, были соблюдены, в каждой стране, ее подписавшей, осуществляется контроль за исполнением всех пунктов.

Главным представителем и защитником несовершеннолетних на уровне государства является Уполномоченный по защите прав ребенка или омбудсмен.

Есть и организации, занимающиеся защитой мам, воспитывающим малолетних в одиночку, а так же подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры применения

Экономические права ребенка: законодательное регулирование, примеры применения

Вам также может понравиться

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Пахомова Е.Р. 11МКОУ «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1».
Рябина И.В. 11МКОУ «Лиманская средняя общеобразовательная школа №1»

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества.

Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи.

Ответственность за решение проблемы нарушения прав детей лежит на государстве.

По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, — которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Распространение нарушений прав ребенка в нашей стране во многом способствует массовый правовой нигилизм взрослого населения. Ребенку же необходима повышенная защита их прав.

При этом нарушения прав несовершеннолетних совершаются практически повсеместно: в семье, школе и других образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, вне обычной среды жизни (например, на улице).

Подобные правонарушения могут быть сопряжены с жестоким обращением, применением насилия или агрессии в отношении ребенка либо не связаны с такими действиями.

Нарушения прав детей выражается и в том, что их вовлекают в антиобщественный образ жизни, включая совершение преступлений. Но любое нарушение прав несовершеннолетних порождает ответную реакцию: равнодушие и жестокость. Любое безнаказанное правонарушение в отношении ребенка ведет к его психическим отклонениям.

Подростки, подвергавшиеся насилию, переносят его на взрослых, сверстников, особенно более слабых, на животных. Поэтому растет число убийств и тяжких преступлений среди подростков, в том числе отличающихся особой жестокостью и глумлением над потерпевшими.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.

Меня заинтересовала тема нарушений имущественных прав ребенка, на которую в обществе не обращают должного внимания, больше затрагиваются и обсуждаются другие проблемы. Но сегодня не менее важными являются и материальные отношения, и отношения связанные с собственностью гражданина причем любого возраста, в том числе ребенка и подростка.

Ì Исследование правовой базы.

В начале своего исследования я решил изучить правовую базу рассматриваемой проблемы.

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, — это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, — это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: право на жизнь, жить и воспитываться в семье, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей, общаться с родителями и другими родственниками, на защиту неприкосновенности личности, от эксплуатации и оскорбления, алкоголя и наркотиков, защищать свои права, выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и в том числе имущественные права.

Читайте также:  Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: понятие, законодательство, виды

Реализация права несовершеннолетних на собственное имущество закреплено в основных нормативных актах РФ.Российское законодательство стоит на страже интересов своих граждан. Не обошло оно своим вниманием и несовершеннолетних детей. Имущественные права ребенка как гражданина РФ предусмотрены в Конституции Российской Федерации.

В статье 35 данного свода законов говорится о праве каждого частного лица на частную собственность. Субъект, владеющий личным имуществом, может распоряжаться им соответственно с потребностями и пожеланиями. Лишение имущества происходит исключительно по решению суда, а само право на личную собственность охраняется законом.

Принимая статью Конституции как основу, Российское законодательство гарантирует реализацию права на имущественные права ребенка (включая сирот, детей-инвалидов, детей с ОВЗ). Речь идет о соответствующих положениях Гражданского и Семейного Кодексов. Таковыми, в частности, являются:

  • Статья 60 Гражданского Кодекса Российской Федерации;
  • Статьи 80, 93, 94 ГК РФ;
  • Статьи 26 и 28 ГК РФ;
  • Статья 37 ГК РФ;
  • Статьи 2 и 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;
  • Статья 59 Семейного Кодекса РФ.

На протяжении всего курса обществознания в школе учащиеся изучают фундаментальное понятие «право».

В современном обществе весьма актуальны права, связанные с имущественными отношениями, как во взрослой жизни, так и в жизни несовершеннолетних.

 Основополагающим нормативным документом в данном вопросе выступает Семейный кодекс как один из источников, содержащий нормы семейного права, изучаемые в школьной программе. Статья 60 СК наделяет ребенка следующими имущественными правами:

а) правом на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (т.е. совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, дедушки, бабушки);

б) правом собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

в) правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).

Изучая экономическую сферу жизнедеятельности, учащимся, не обладающим дееспособностью в полном объеме, всегда интересен вопрос, что им позволено законом. Дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки — покупать продукты питания, учебники, тетради и т.д.; принять от дедушки в подарок велосипед; купить плеер на деньги, данные отцом.

Дети в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей (лиц, их заменяющих) распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в банки, иные кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать любые сделки, разрешенные для детей от 6 до 14 лет; с 16 лет ˗ вступать в кооператив. Они могут совершать и не названные здесь сделки, но только с письменного согласия своих законных представителей.

Ребенок может иметь в праве собственности не только имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, но и доходы (заработок), полученные им, а также имущество, приобретенное на средства ребенка.

Суммы полученных родителями (лицами, их заменяющими) алиментов, пенсий и пособий, причитающихся ребенку, также являются собственностью ребенка. Ребенок может стать собственником имущества и по другим основаниям.

Например, в результате приватизации жилого помещения — бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Законодательством закреплен принцип раздельности имущества родителей и детей, означающий, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Тем не менее, дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

При изучении параграфа «Система права» учащиеся сталкиваются с такими понятиями, как отрасли права, гражданское право, Гражданский кодекс, понятие «наследство». При наличии среди наследников несовершеннолетних граждан раздел наследства осуществляется с соблюдением правил ст.

37 ГК. В целях охраны законных интересов несовершеннолетних наследников законом установлено требование, в соответствии с которым орган опеки и попечительства должен быть уведомлен о составлении соглашения о разделе наследства и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства.

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, а также предусмотренные законом имущественные права (п. 1 ст. 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989; ст. 60 СК РФ). 1. Право на получение содержания от родителей и других членов семьи.

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Если несовершеннолетний ребенок не получает от родителей или одного из родителей средства на содержание, такие средства (алименты) взыскиваются в судебном порядке (п. 1 ст. 60, п. п. 1, 2 ст. 80 СК РФ).

Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в следующем размере: на одного ребенка — 1/4, на двух детей — 1/3, на трех и более детей — 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей. Суд может уменьшить или увеличить размер этих долей с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Также суд может установить размер алиментов в твердой денежной сумме, если доход родителя, в частности, носит нерегулярный характер (ст. 81, п. 1 ст. 83 СК РФ).

Алименты поступают в распоряжение того родителя (лица, его заменяющего), с которым живет ребенок, и должны расходоваться на содержание, воспитание и образование ребенка (п. 2 ст. 60 СК РФ).

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетнего ребенка, вправе вынести решение о перечислении не более 50% от суммы выплачиваемых алиментов на счет, открытый на имя несовершеннолетнего ребенка в банке (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9).

Нормативные основы защиты прав детства

  • Нормативные основы защиты прав детства
  • К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
  • – Декларация прав ребенка (1959)– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
  • – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

  1. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
  2. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
  3. – на воспитание;– на развитие;– на защиту;
  4. – на активное участие в жизни общества.
  5. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
  6. На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
  7. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
  8. Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

 Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Читайте также:  Изменение размера детских пособий в 2020 году и путинские выплаты на ребенка ??

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании в РФ» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.

5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правилами внутреннего распорядка воспитанников, Уставом МАДОУ.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей.

Конвенция о правах ребенка  — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения.

Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения,
  • права на охрану  жизни и здоровья,
  • защиту его права на образование,
  • права на игру,
  • права на сохранение своей индивидуальности.
  • Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.
  •  Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.
  • Нарушением прав ребенка можно считать:
  • Лишение свободы движения.
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.

6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).

В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкая  система дошкольного образования.

Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование.

В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса детском саду.

Защитить права ребенка призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г.

, в котором четко указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка в системе дополнительного образования.

Право ребенка на игру

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место.

В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером.

Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности 

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим.

Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп.

Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.

Экономические права граждан

Экономические права граждан охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления различных материальных благ, товаров и услуг. Они способствуют созданию материальных и социальных условий для жизнедеятельности личности.

Рассмотрим экономические права граждан подробно.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституция РФ, ст. 20 Конституции РТ) обладают как сами граждане, так и их объединения. Не допускается экономическая деятельность, запрещенная законом.

Право частной собственности — сравнительно новое явление в праве Российской Федерации и Республики Татарстан.

Есть такая пословица «Нищий разбоя не боится». Человеку, у которого нет ничего, нечего и терять. «Ничего нет — голова не болит», — говорит вторая пословица. Такой человек ни за что не переживает.

Многие десятилетия в нашей стране существовала государственная собственность, которая преподносилась как принадлежащая всём. Всем — это значит никому.

Поэтому у труженика не было чувства ответственности за эту собственность.

Во всем мире собственность считают, священной и неприкосновенной. И в этом нет ничего плохого. Собственность делает человека экономически независимым, а следовательно, создает возможность духовной и политической независимости.

Право собственности выступает экономической основой правового положения человека и гражданина. Собственность — это власть собственника над вещью, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституция Российской Федерации уделяет праву частной собственности две отдельные статьи в главе о правах и свободах человека и гражданина.

Первая из них рассматривает право частной собственности в качестве права каждого человека единолично либо совместно с другими лицами владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое не может быть изъято иначе как по решению суда, либо при условии предварительного и равноценного возмещения со стороны государства (ст.35).

Вторая статья касается земли и других природных ресурсов, которыми могут свободно владеть, пользоваться и распоряжаться граждане Российской Федерации и их объединения, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных граждан (ст.36).

Статья 17 Конституции Республики Татарстан устанавливает, что хозяйственная деятельность осуществляется наряду с государственной собственностью, собственностью местного самоуправления и собственности общественных объединений также и на основе частной собственности. В частной собственности могут находиться земельные участки и другие объекты, используемые в любой не запрещенной законом сфере деятельности.

Признается и охраняется законом право наследования (ст. 35 Конституции РФ. Это экономическое право тесно связано с правом на собственность. Никто не может быть ограничен в получаемом в качестве наследства имуществе или ограничен в нем.

Право на труд и право на отдых (ст. 37 Конституции РФ, ст. 50 Конституции РТ). А что собственно такое труд? Труд — самостоятельная индивидуальная или коллективная деятельность людей, имеющая своей целью создание материальных или духовных ценностей. Великий русский писатель А.

П.Чехов писал: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в. этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». Труд должен не только кормить человека, но, что немаловажно, отвечать его духовным запросам, быть ему интересным.

Право регулирует не содержание труда, а форму организации трудовых отношений. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Законом установлена продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные  дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *