Анскулинг – что это такое, возможно ли в России такое образование

Анскулинг – что это такое, возможно ли в России такое образование

Пожалуй, альтернативная школа — это все, что не массовая школа. Кадетский корпус — да. Православная школа — да. Частная школа — да. В каждой из них жизнь организована иначе, чем в обычной школе во дворе: по-другому набраны классы, или иначе устроен учебный день, или по-другому ведется преподавание.

А вот гимназии или лицеи? Четкой грани между обычной и необычной, массовой или «штучной» школой нет. Многие школы, которые начинали как авторские, альтернативные, со временем приблизились к обычным школам. И, наоборот, некоторые государственные, вполне себе массовые школы под руководством умных интересных директоров стали резко выделяться на фоне других.

В среде людей, которые давно интересуются альтернативными формами обучения, давно уже пользуются терминами «анскулинг» (нешкольное образование) и «хоумскулинг» (семейное образование). В чем разница — объясняет Лара Покровская, шеф-редактор журнала «Семейное образование»:

«В отличие от Канады или США, в нашей стране анскулинг не разрешен законодательно. Анскулинг означает, что ребенок вообще не учится по школьной или даже самостоятельно составленной родителями программе, и государство не регламентирует его обучение. Ребенок развивается в своем темпе и своим путем, исследует мир так, как его ведет собственная тяга к познанию.

Изучает то, что ему интересно в каждый конкретный момент времени, здесь и сейчас. Без какой-либо системы. Анскулинг — это, можно сказать, образ жизни всей семьи. Максимальная свобода — самовыражения, исследования, передвижения, образования. Дети в результате обычно способны поступить в выбранный ими вуз, потому что у них есть внутренняя мотивация. Их желания, их усилия, их воплощение.

Не навязанные никем и ничем.

Фото Kelly Hogaboom

Хоумскулинг (законодательно закрепленный термин «семейное образование») — это обучение дома по программе общеобразовательной школы, со сдачей аттестаций (как минимум итоговых — ОГЭ и ЕГЭ).То есть школа как бы переносится на дом.

Часто встречается средний между хоумскулингом и анскулингом вариант: «семейники» обучаются по любой альтернативной методике, а параллельно готовятся к сдаче аттестаций.

Аттестации в данном случае служат формой контроля соответствия знаний ребенка требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

То есть ребенок параллельно обучается по двум программам — обучается «для себя» по альтернативной методике и сдает аттестации «для галочки», доказывая знание программы общеобразовательной школы.

Есть в нашей стране и настоящие анскулеры, но их не много, обычно такие люди стараются не афишировать свой выбор.

Что касается альтернативных школ, на наш взгляд, любая школа, которая отличается от обычной школы, — альтернативная. Это и Монтессори-школы, и вальдорфские, и школы, работающие по авторским методикам.

Государство лицензирует школы, но альтернативная школа может не иметь аккредитации, не выдавать аттестат установленного образца; в ней может не быть классно-урочной системы, дети могут быть собраны в разновозрастные группы.

Часто альтернативные школы договариваются о централизованной сдаче экзаменов: прикрепляются к аккредитованной и лицензированной школе, и дети сдают экзамены вместе с ее учениками.

Иногда несколько семей принимают решение учить своих детей вместе. При этом, учителями могут выступать либо сами родители (каждый — в той области, в которой он хорошо разбирается), либо нанятые преподаватели. Дети при этом числятся на семейном образовании, а объединение семей в своеобразную семейную школу происходит без лицензии, и уж тем более без аккредитации.

Одним словом, при семейном образовании дети учатся дома (с родителями или репетиторами) или в малых группах в альтернативных или семейных школах — в дружелюбной «семейной» обстановке. Все это делается ради интересов ребенка и семьи, ради того самого индивидуального подхода, которой не учитывает общеобразовательная школа.

Фото Юлии Маковейчук

Разумеется, существуют интересные школы, государственные и частные, работающие в рамках государственной программы, аккредитованные и лицензированные. И реальный, не на словах, индивидуальный подход подразумевает, что если ваш ребенок хочет в школу, то он идет в школу. Но не потому что «так надо» и «все так делают», а потому что ребенок сам захотел».

Сразу поясним: лицензия — это документ, дающий школе право вести образовательную деятельность. Аккредитация — свидетельство о том, что она дает образование на уровне государственных стандартов (на каждом из уровней образования: начальная школа, средняя, старшая).

Иногда у школы может быть лицензия, а аккредитацию не получает — например, потому, что в ней нет учителя какого-то предмета или особо оборудованных кабинетов. Школа не может официально работать без лицензии, а без аккредитации может — только не может выдавать аттестаты; в этом случае ее ученики сдают экзамены в другой школе.

Отдавая ребенка в альтернативную школу, надо хорошо понимать, что это за форма работы, где ребенок будет сдавать экзамены и получать документы об образовании.

Альтернативное образование в школе: анскулинг и хоумскулинг

Нет, оказывается, обычная и необычная школы – почти одно и то же. Проходит время, и авторское учебное заведение из альтернативного очень начинает походить на массовое. А те, что были государственными, обретали черты авторских. А выделиться на фоне остальных им помогли умное руководство.

Анскулинг и хоумскулинг

Эти термины уже давно не удивляют людей, которые следят за изменениями, происходящими в альтернативном обучении. Что они обозначают? Первое – нешкольное образование, а второе – семейное.

Нешкольное образование (анскулинг)

Не в пример Штатам или Канаде, нешкольное образование не разрешено на уровне законодательства. То есть дети не проходят курс ни школьной программы, ни подготовленной самостоятельно.

О чем речь? Держава не регламентирует обучение ребенка, развивающегося на своей волне во всех отношениях. Это и темп свой, и свой способ, и исследование всего вокруг так, как он хочет и может.

Дети получают информацию ту, которая им интересна именно сейчас и именно тут бессистемно.

То есть анскулинг можно назвать образом жизни всего семейства. Дети не ограничены в свободе образования и исследовании. Они могут самовыражаться, самостоятельно передвигаться. В итоге, они сдают свободно экзамены в тот вуз, который выбрали.

Как это им удается? Дело в том, что эти ребята знают не на словах, а на деле, что такое внутренняя мотивация. Они достаточно четко понимают, что их желания и усилия будут воплощены. Но все это им никто не навязывал! Они пришли к этому сами.

Семейное образование (хоумскулинг)

А тут мы имеем дело с закрепленным законодательно «семейным образованием». Если кратко, то речь об изучении в домашних условиях программы общеобразовательной школы, в конце которой проходят экзамены (ОГЭ и ЕГЭ – как минимум). Иными словами, школа как будто перебирается домой.

Семейники

Это среднее и между этими двумя вариантами. Такие дети учатся по одной из альтернативных методик, сдавая аттестации. А они тут помогают выяснить, сколь соответствуют знания детей требованиям ФГОС. Иными словами, дети могут учиться сразу по 2м программам – альтернативной и сдавая аттестации для того, чтобы доказать, что знают программу обычной школы.

В России «чистых» анскулеров – единицы, да и то, они предпочитают никого не просвещать на предмет своего выбора.

Какие школы можно назвать альтернативными

Альтернативными, судя по всему, можно смело называть те, которые отличаются от массовых:

  1. Православные школы,
  2. Монтессори-школы, 
  3. Вальдорфские, 
  4. Школы, которые преподают по авторским методикам.

Школа лицензируется государством. Но в альтернативной может не быть аккредитации. Она может не давать общепринятый аттестат. Здесь не всегда предлагается классно-урочный метод. Детей могут набирать в разновозрастные группы.

Договариваясь с централизованной, альтернативная школа может позволить своим ученикам сдавать экзамены в аккредитованной и лицензированной школе.

Есть и такие ситуации, когда дети нескольких семей учатся вместе, а преподают в них каждый свой предмет родители или учителя, нанятые родителями. Такие дети находятся на семейном образовании. В семейные школа семьи объединяются без лицензий и аккредитаций.

Иными словами, если родители выбрали для ребенка семейное образование (с родителями или репетиторами), малые группы в альтернативном или семейном учебном заведении, это происходит в спокойной «семейной» атмосфере. Понятно, что все направлено на то, чтобы были учтены интересы детей и семьи, чтобы был индивидуальный подход, без которого обходятся в общеобразовательной школе.

Ребенок должен хотеть учиться!

В чем заключается индивидуальный подход? Это когда не потому что нужно или все так поступают. А когда ребенок хочет посещать уроки. Благо, таких школ — государственных и частных, обучающих в рамках госпрограммы, аккредитованных и лицензированных, достаточно.

Что такое лицензия и аккредитация

Лицензия позволяет школьному заведению давать детям образование, а второй термин означает, что школа обучает детей на уровне госстандартов.

Если есть лицензия, но нет аккредитации, это не так страшно, ведь там, скорее, нет учителя предмета или какого-то специального кабинета. Без лицензии ни одна школа не имеет права работать.

И они выпускают детей без аттестата, потому экзамены у них принимает другая школа.

Что надо помнить

Думая над тем, в какую школу отдать своего ребенка, желательно помнить несколько вещей. Альтернативная школа – это не всегда осуществимо, и в плане финансов в том числе. И все равно будут и экзамены, и аттестат.

Но, отрывая ребенка от сверстников, с которыми он с детсада, что называется, стал одним целым, вы можете получить еще одну психотравму.

Взвесить, проверить, убедиться в том, что обещанное соответствует действительности – это тот минимум, который надо исполнить, отдавая детей в альтернативные школы.

Анскулинг или образование в кругу семьи

Семейное образование – одна из форм получения образования, которая популярна на Западе, но пока ещё слабо распространена в России. Данная форма предусматривает изучение общеобразовательной программы вне школы – в кругу семьи.

Семейное образование предоставляет родителям и детям возможность не зависеть от географического положения школы, не посещать ее каждый день, не испытывать стресс от оценок.

Таким образом, ребёнок не тратит время и силы на дорогу, может сосредоточиться на своих сильных сторонах, развивать их в кружках, с педагогами или дома, участвовать в конкурсах и олимпиадах, а в школе аттестоваться раз в год.

Конечно, у такой формы образования есть свои сторонники и противники. Вот, что говорит родитель-практик семейного образования Любовь Сгонник:

«Моя доченька закончила школу с отличием. Лиза не посещала школу ежедневно, а потому вместо 11 лет училась 7 лет. Школа не украла у неё счастливое детство: не было ранних побудок, домашних работ, стресса ежедневных проверочных работ, глупых списываний и профанации учёбы ради оценок взрослых.

Читайте также:  Как вступить в наследство после смерти мужа? Порядок оформления и распределения имущества

Вместо этого она вдоволь отсыпалась, была бодра и активна для иных занятий, греющих душу: балета, рисования, спорта, музыки.

Её жизнь не ограничивалась прохождением школьной программы и была наполнена занятиями по интересам без психологических и физических перегрузок.

А потому, попробовав себя в различной деятельности, Лиза очень рано определилась в своих приоритетах, выбрав самостоятельно и специальность, и ВУЗ, в котором мечтает учиться.

Самообразование сформировало в ней личную ответственность за результаты своего труда. Её не надо контролировать, она самостоятельно планирует свой день, неделю, месяц, год. Навыками такого тайм-менеджмента не каждый взрослый владеет.

И это умение выросло из её личного опыта проб и ошибок, ведущих её к успеху. Она самостоятельно составляла расписание своих занятий, консультаций и экзаменов, а не жила по схеме расписаний, утверждённых школой.

Когда мне пришлось оставить её посреди 10 класса, то я даже не волновалась, что она самостоятельно справится с задачей, которую перед собой ставила.

Но не это главное… Меня пугали, что ребёнок, не посещающий школу, будет не социализирован.

Когда я спрашивала, что же это такое, пугающие меня ничего умнее не могли ответить, как: «Она не научится общаться»… Теперь мне смешно, когда вспоминаю, что, порой, поддавалась и сама этим страхам… Тяжело расставаться со старыми штампами, социальными установками. Опыт освобождения от них — самый бесценный в череде наших дней.

Да, дочь не умеет и не любит ходить строем, выполнять с энтузиазмом навязанную работу, подчиняться приказам, изображать приятие, когда его не чувствует, не стремится в толпу, не понимает смысла слов «общественно полезная работа», не гоняется за оценками и одобрением, не готова предать свои интересы ради интересов коллектива… Она не боится совершать ошибки, промахи, так как в её опыте отсутствует страх перед двойкой, которую надо «исправлять» ценой стресса… Она не умеет заискивать ради одобрения, потому легко говорит «нет»…Её внутренний ребёнок свободен.

Дочка не училась 11 лет в одновозрастном и навязанном взрослыми детском коллективе. А потому у неё нет страха перемен, она с лёгкостью адаптируется к любому разновозрастному коллективу, сохраняя свою индивидуальность.

Она не кичлива и не тщеславна, так как не была заложницей десятка лет школьной жизни, где правит оценочная система. Ей не важна оценка, а важен сам процесс освоения таких знаний, в которых она видит смысл для своей дальнейшей деятельности.

Она трезво видит себя такой, какая она есть, без пудры, без фальши, не обольщаясь внешней видимостью, ориентируясь на внутреннее ощущение ценности того, что с ней происходит.

Лиза не развращена формализмом: ей претит заниматься делом, которое ей навязывают, изображая бурную и напряженную деятельность. Она научилась создавать внутреннюю мотивацию, которая труд превращает в лёгкое и радостное занятие. Она на собственном опыте знает, что любимое дело не может быть тяжким трудом.

Дочь не знает, что такое авралы из-за отвратительно спланированного времени. А оно во многих школах спланировано не под нужды детей, а под нужды учителей, ставящих под сомнение возможность разумной индивидуальной цикличности «отдых-расслабление» …

Свою усталость Лиза научилась снимать отдыхом, прислушиваясь к внутреннему состоянию, а не с оглядкой на ужас завтрашней контрольной, когда уже валишься с ног и тут уж не до расслабления.

Она была сама себе хозяйкой, а потому отдыхала тогда, когда уставала, а не когда внешние обстоятельства позволяли сделать это без «угрызения совести».

Её не ломала система. Она выросла с внутренней свободой выбора.

Это сформировало в ней личную ответственность… Её кипучая деятельность, постоянный поиск возможностей реализовать свои интересы не опирается на инфантильное желание скинуть ответственность за свои ошибки на кого-нибудь.

В ошибках она видит потенциал роста… Я вместе с ней этому училась, так как сама воспитывалась в рамках очень жесткой социальной системы, не дающей право на ошибку.

Так, вместе с дочерью, я слой за слоем снимала с себя наслоения многих десятков лет, замешанных на страхах быть собой, психологических травмах от тотального контроля… И пишу я всё это не для хвастовства, а для того, чтобы те, кто стремится к личной свободе, позволил бы и своим детям развиваться в их собственном темпе самореализации, не травмируя их природу… Такие дети — основа будущей цивилизации внутренне свободных людей. Они способны уважать себя и других, ценить свою и чужую индивидуальность. Они лишены цепей и не стремятся посадить на цепь любого, к кому привязываются. У них нет патологической тяги к подавлению и контролю.

Таких детей становится всё больше и больше. И только от родителей зависит, станут ли их дети «винтиками государства» или творцами собственной судьбы… Вся пропаганда ценностей школьной системы выгодна государству, а не отдельному человеку. Рабами легче управлять.»

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь мнением.

Возможен ли анскулинг в неполной семье — "Свобода в образовании". Домашнее обучение и анскулинг в России и во всём мире

На первый взгляд кажется, что свободное обучение возможно только в полной семье, где один из родителей полностью посвящает себя ребенку. Однако это мнение далеко не бесспорно. Джен Хант, известная защитница анскулинга, успешно совмещала воспитание и обучение ребенка с работой.

Она убеждена, что  свободное обучение доступно, в том числе, и родителям-одиночкам, особенно сейчас, когда возможностей удаленной работы становится все больше.

В ее статье можно найти, как слова ободрения, так и несколько полезных советов тем, кто решится попробовать альтернативу стандартному школьному плану

 

C

егодня многие родители воспитывают ребенка в одиночку – по собственной воле или в силу сложившихся обстоятельств. Многие из них считают, что анскулинг не для них, но, как и другие похожие предубеждения, это – прежде всего дело внутреннего настроя. К счастью, сегодня анскулинг для таких семей стал доступней, чем в прежние годы. Внешняя поддержка, участие и творческий подход делают свободное домашнее образование в неполной семье не только возможным, но и вдохновляющим на другие свершения.

Растить ребенка-анскулера будет проще, если родитель ставит перед собой задачу формирования для него информационной среды, а не собственно преподавания.

Анскулинг (обучение, основанное на интересе ребенка) проще и увлекательней стандартного учебного плана, а потому требует меньше усилий — как от родителя, так и от ребенка.

Этот факт имеет большое значение для тех, кто взял на себя ответственность за обучение ребенка — будь он родитель-одиночка или тот, чей супруг часто в отъезде или пропадает на работе. Без лишней нагрузки в виде учебного плана родители смогут естественней общаться с ребенком и экономить время.

Многие исследования показывают, что неструктурированный подход к обучению — самый эффективный. К тому же он приносит радость и родителю, и ребенку.

Вместо того, чтобы нанимать репетитора в погоне за учебной программой, многие родители нанимают помощников по хозяйству.

Это избавляет их от домашней рутины и позволяет проводить больше времени с ребенком, помогая ему познавать мир.

Благодаря новым возможностям работать, не выходя из дома, анскулинг стал более доступным для родителей-одиночек. Кто-то открывает свой домашний бизнес, кто-то работает удаленно. Другие находят работу, куда можно брать ребенка. Многие родители-одиночки получают помощь от государства, пока их дети малы. Хотя для большинства родителей отказ от школы ухудшает финансовое положение, их твердая вера в анскулинг позволяет им найти способы справиться с этим.

Родителям с маленькими детьми можно порекомендовать “помощницу мамы”: подростка, который проводит время с детьми, когда родитель дома; это позволит не отвлекаться от работы. Если нанять в помощники анскулера, он или она будет доступен весь день и, скорее всего, легко впишется в обстановку.

Полезными ресурсами могут оказаться книги и сайты, посвященные добровольной простоте и скромной жизни. “Ваши деньги или ваша жизнь” Вики Робин или “Путеводитель по простой жизни” Джанет Лурс предлагают множество вдохновляющих советов о деньгах, домашнем хозяйстве, работе, здоровье, питании и путешествиях.

П

ожалуй, главная трудность для одиноких родителей – обеспечить финансовую стабильность, не истратив на это все время и силы. Необходимую эмоциональную поддержку и помощь могут обеспечить друзья или родственники. Кроме того, бесценным источником творческих идей и эмоциональной поддержки становятся группы поддержки анскулинга и родительские объединения.

«Jon's Homeschool Resources» содержит список групп поддержки во многих частях света. На веб-странице «Родитель и работа» можно найти советы для работающих родителей-одиночек, касающиеся анскулинга, а рассылка “Анскулинг с одним родителем” поможет найти других родителей, сталкивающихся с аналогичными трудностями.

Хотя анскулинг может быть трудным и отнимать много времени у любого родителя, с ребенком в школе хлопот ничуть не меньше. Моя мать часто интересовалась, не было бы у меня больше времени для себя, отправь я сына учиться в школу.

Я говорила ей: «Нет, потому что мне пришлось бы постоянно решать с учителями по телефону те или иные проблемы». На самом деле, я считаю, что анскулинг оставлял мне больше времени, чем возможная школьная жизнь сына, когда все те требования, что школа предъявляет к семье, стали бы частью нашей жизни. Я знала и видела, как мой сын учился собственным способом в собственном темпе, и это наполняло меня такой радостью, что анскулинг оказался простым выбором, несмотря на все жертвы. При должной решимости, творческом подходе и поддержке анскулинг приносит огромное удовлетворение и самому родителю.

Читайте также:  Мать-одиночка и предоставляемая ей социальная помощь от государства: порядок получения

Источник

Назад в раздел

Статья об анскулинге, часть первая

Неслучайно приходят люди. Неслучайно находятся статьи. Я завороженно наблюдаю за тем, как складываются кусочки мозаики, как сплетаются разные дорожки, приводящие к одной и той же цели…

Перевожу статьи замечательного писателя, отца шестерых детей, человека, который без устали исследует жизнь, ратует за упрощение, минимализм. За простую, ясную, наполненнную удовольствием жизнь.

Он умеет очень тонко выражать то, что я думаю 🙂 меня радует, что наши мысли схожи; и найти в его блоге статью про анскулинг было для меня большой радостью.

Кстати, он пишет очень простым и понятным языком, так что это отличная практика для желающих заниматься анлийским — чтение сайта Лео Бабауты.

Гид по анскулингу для начинающих.
Лео Бабаута

Ни о чем меня, как родителя, не спрашивают больше, чем об анскулинге. И нет ничего, что я мог бы еще так рекомендовать другим родителям, как анскулинг.

Это философия обучения, которая дает больше свободы, нежели какой-либо другой метод. И я не знаю ничего, что могло бы лучше подготовить ребенка к быстро меняющемуся будущему. Только анскулинг, который я и моя жена практикуем с четырьмя нашими детьми вот уже несколько лет.

И каким бы мощным я ни считал анскулинг, до этих пор я ничего о нем не рассказывал. Почему? Честно говоря, у меня нет всех ответов на вопросы, которые могут возникнуть. Да и ни у кого их нет.

Красота анскулинга как раз и заключается в поиске ответов. Если бы у кого-то были все ответы, то не было такого процесса, как поиск. И первое, чему я хочу научить родителей и детей, которые интересуются анскулингом — это тому, что вся радость заключается в поиске, в исследовании.

Но я забегаю вперед. Что такое анскулинг? Почему стоит его выбрать? С какой стороны к нему подойти? Что читать? Обо всем этом мы сейчас поговорим.

Что такое анскулинг?

Во-первых, это форма домашнего обучения. Сложно дать точное определение анскулингу, можно только сказать, что это полная противоположность обучению в школе. Нет одного “правильного” способа заниматься анскулингом, и разные люди приходят к нему по разным причинам и все делают это по-своему.

Вот как я опишу анскулинг — на контрасте с обычным школьным обучением:

1. В школьной учебе есть уроки с различными предметами — в анскулинге этого нет.
2. В школе учителя ставят перед учениками цели (а перед учителями эти цели ставит школьная система) — ребенок-анскулер сам ставит себе цели.
3.

В школе знание передается от учителя к ученику, в анскулинге ученик сам отвечает за свое обучение, он учится для себя.
4.

В школе определен набор книг и учебников, обучающих материалов, а анскулер учится везде и всегда — знания он берет из книг, которые ему интересны, из интернета, от братьев, сестер и родителей, на улице, в музеях, от людей, работающих в итересных сферах, отовсюду.
5. Школьное обучение структурировано.

А анскулинг — это джаз. Обучение происходит на лету, меняется вместе с учеником.
6. В школе ученики научаются делать все по инструкции, анскулеры учатся думать и принимать решения самостоятельно.
7. В школах ученикам навязывается общепринятый темп обучения, анскулеры выбирают свой темп.

8. В школе обучение проходит в классах в определенное время, в анскулинге обучение происходит постоянно, все время, и жизнь не делится на “учебу” и “собственно жизнь”.

Позвольте мне подчеркнуть особенно вот это: в анскулинге жизнь и есть учеба. Нет никакой отдельной “школы”… Ты учишься все время.

Анскулеры учатся так же, как вы или я, как взрослые: основываясь на собственных интересах, выясняя, а как же им изучить это по-своему, меняясь в своем темпе, используя те ресурсы и обучающие материалы, которые они могут найти, ведомые любопытством и практической пользой, а не тем, что кому-то кажется важным.

Так учусь и я: как писатель и предприниматель, как родитель. Так учатся наши дети в естественном процессе взросления. Так почему бы им не учиться так всю жизнь?

Почему анскулинг?

Давайте поразмышляем о том, что такое школа: подготовка ребенка к работе (и жизни) в будущем … в будущем, которое случится лет через 10-12.

Теперь подумаем о том, какие изменения произойдут в мире за это время: кто из нас мог подумать лет десять назад, что жизнь так изменится? Знали ли мы об экономическом кризисе, об изменениях на рынке труда, о том, что в нашу жизнь войдут смартфоны и айпады, электронные книги — и все это будет так широко распространено? И это только начало!

Если мы не можем предугадать, каким будет будущее наших деток, как мы можем сегодня решать, что им нужно выучить и изучить, чтобы приготовиться к этому будущему? Мы готовим их к сегодняшней работе, не к завтрашней. Школа дает ребенку набор фактов и навыков, которые могут и не пригодиться в будущем.

Анскулинг же работает по-другому: дети учатся тому, как учиться, как самим обучать себя. Если вы умеете учиться, вы подготовлены к любому будущему. Если те знания, которые есть у вас, устареют, то при условии, что вы умеете учиться, вы будете готовы узнать все, что пригодится в будущем. А если вы умеете учиться только у учителей, то вам всегда нужен будет какой-нибудь учитель.

Еще причины для анскулинга:

1. Так учатся предприниматели. Школа готовит людей, умеющих следовать инструкциям, хороших подчиненных. А предприниматели берут ответственность за то, что им нужно, на себя, сами принимают решения, путешествую по неизведанным территориям.

Анскулинг готовит детей к предпринимательству, а не к тому, чтобы стать роботами.
2. Это более естественно. Система школ — это относительно современное изобретение. Многие века люди обучали своих детей по-другому.

Анскулинг — древняя традиция, и именно так учились Леонардо Да Винчи, Лев Толстой, Моцарт, Эйнштейн и Бенжамин Франклин.
3. Это свобода. Структура школы хороша для тех, кто любит, чтобы за них принимали решения.

Но если вам нравится принимать решения собственные, исследовать то, что любопытно вам — тогда вам нужно больше свободы, чем может дать любая школа.
4. Мы учимся с детьми.

Когда дети в школе, многие родители исключены из процесса обучения, и они просят учителей принять на себя ответственность за образование своих детей. Если вы выбрали анскулинг, вы будете учиться вместе с детьми. Самая главная моя учеба — это изучение самой учебы и познания нового. Мы вместе выяснили, как люди учатся, как лучше всего учиться каждому нашему ребенку.

5. Обучение бесконечно. В школе учеба ограничена уроками и домашней работой. И тогда дети думают, что они могут закончить учиться и пойти играть или «просто жить». Как будто учеба — это что-то скучное, и они занимаются этим, потому что их заставляют.

Анскулеры же понимают, что учиться можно весь день, чем бы ты ни занимался. Учеба — это ведь не только чтение учебника. Разве нельзя узнать что-то новое, играя в игры, затевая походы, разговаривая с незнакомцами? Можно выяснить, как приготовить ужин, починить кран, построить крепость.

Все вокруг нас приглашает к интереснейшему исследованию, и это здорово! Вот чему нас учит анскулинг.

Причин для выбора анскулинга — огромное количество, и, конечно, каждый найдет свои. Я лишь назвал некоторые, важные для меня.

Далее:

Анскулинг — как же это сделать?
Что почитать еще?

Завтра в школу не идем? Мама троих детей об анскулинге и семейном образовании

Наталья Найденова — мама троих детей. И она не хочет, чтобы ее сыновья ходили в школу или типовой садик. Наша собеседница видит минимум два пути: анскулинг и семейное образование. Для тех, кто привык делать домашку с ребенком и ежедневно по будням отправлять его в школу, звучит дико и незнакомо. Наталья помогла нам понять, а каково это на самом деле.

— Наталья, расскажите, пожалуйста, немного о ваших детях.

— У нас трое детей. Разница в возрасте большая. Старшей 18, она делает свои первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. Младшему на днях исполнится год.

С появлением третьего ребенка были опасения, что меня «не хватит». Сейчас понимаю, что это случилось бы, если бы сын ходил в школу.

Но все хорошо, так как на семейном образовании учебный процесс занимает в разы меньше времени, чем у среднестатистического школьника.

— Расскажите, пожалуйста об анскулинге и семейном образовании. В чем разница? Что для вас значат эти термины?

— Семейное образование и анскулинг — разные термины. Анскулинг- это методика домашнего обучения, где лидером является ребенок, который сам определяет «программу». Семейное образование — это прокладывание совместно с ребенком его образовательного маршрута. Если совсем грубо: на СО у вас есть программа, а в анскулинге дается полная свобода выбора.

— Насколько я понимаю, вы со средним сыном как раз практикуете СО. Как вы об этом подходе узнали?

— Благодаря сыну. Готовились год к школе и даже неделю отзанимались. У него очень много было внеклассных увлечений: спортивных, творческих, научных. Встал вопрос ребром: что-то нужно было исключать.

Денис задал вполне логичный с его точки зрения вопрос: «Почему нельзя исключить школу?». После наших с ним бесед на темы «Почему нужно обязательно ходить на уроки?», «А зачем получать аттестат?» и «Как его получить, не посещая школу?» я призадумалась.

Вечером загуглила и открыла для себя неизведанный мир СО.

Читайте также:  Какие документы нужны для заключения брака

— Чем он вас изначально заинтересовал?

— Ничем, кроме того, что я увидела опыт других семей и возможность дать сыну желаемое. Что делать, куда идти и с чем? Как давать нужные знания? Я не знала ответа ни на один вопрос. Жизнь научила меня тому, что в самых непонятных ситуациях нужно действовать как в тумане.

Последовательно, шаг за шагом. Мы же не знаем, куда идти, когда не видим дороги. Но двигаться надо. Я обсудила все с мужем. Мне повезло: мы слышим друг друга. Он поддержал нашу с сыном идею, и уже утром следующего дня я написала заявление в школу и в управление образования.

— Как погружались в тему, изучали вопрос?

— Информацию собирала по крупицам в интернете. Благо, живем в век прогресса. Ездила на конференции в Москву, искала единомышленников. Именно поэтому сейчас я готова помочь тем, кто хочет для своего ребенка альтернативного образования. Тем, кто понимает, что школа и ее система, увы, устарели.

— Но все же, насколько я понимаю, от общеобразовательной системы никуда не деться: программе все равно нужно следовать. Как совмещаете?

— На данный момент мы прикреплены к онлайн-школе. Где есть все уроки в формате видео. Они доступны 24/7. Теория отсюда. Тут же и домашние задания. В этом году у нас есть цель уйти в анскулинг полностью. На примере Дениса вижу, что расшколивание приводит ребенка к огромному желанию учиться.

Так, он самостоятельно изучал химию, физику. Это лето целиком посвятил программированию. Сам попросил нанять ему репетитора, сам выбрал вектор в учебе. Это в очередной раз доказывает, что дети от природы не ленивы, они жадны до знаний. У всех свои темпы развития.

Кто-то раньше, кто-то позже, но все! Абсолютно все хотят продолжать свою цепочку «почему» и получать ответы.

— Домашка и вообще школа для многих современных родителей — истинная боль, особенно на дистанционке. А как у вас с этим обстояли дела?

— Да, я слышала, как сложно было многим на дистанционном обучении. Оно, кстати, никак не перекликается с семейным образованием. Да и «домашки» у нас как таковой нет. Мы изучаем новую тему и тут же ее закрепляем.

Но все это с оговоркой. Мы все родом из детства. Не стоит ждать спортивных достижений от своего ребенка, если сами грешите полеживанием на диване. Дети не рождаются плохими или ленивыми. Они берут пример со взрослых.

— Типовой вопрос, наверное, про анскулинг: если не школа, откуда брать знания и как их фильтровать? И нужно ли отбирать их, как-то структурировать?

— Я заметила, что сын поэтапно интересуется науками. И идет от самых основ вглубь. Он может задать вопрос: «А когда появились первые роботы?». Если я не знаю ответа, даю возможность искать информацию в интернете. Тут и ответ про фильтрацию. Он согласовывает со мной тему, которую хочет изучить, источники и время, которое планирует на это потратить.

После этого всегда делится изученным. Я благодаря ему сама очень многое узнаю. Так, в очередной раз убедилась, что это не мы растим детей, а они нас. Они юные мудрецы. Еще сын любит вместе ходить в книжный магазин. Часто делает неожиданный выбор. Из недавнего — книга Катарины Вестре «280 дней до вашего рождения.

Репортаж о том, что вы забыли, находясь в эпицентре событий».

— Если походов в школу можно избежать, то вот от сдачи ОГЭ и ЕГЭуйти вряд ли получится. Как планируете готовиться?

— Экзамены — самый популярный вопрос после темы социализации ребенка без школы. И я не знаю пока ни одного школьника, который справился бы без репетиторов или спецкурсов. Если к тому времени ничего кардинально не изменится, можно также нанять репетиторов. Но я чувствую внутреннее сопротивление. Потому что эти аттестации не про знания.

Я бегло ознакомилась с тестированием благодаря дочери. Там сплошной информационный мусор. Надеюсь, что к тому времени у меня будет готовое решение на этот вопрос. Сейчас мне ближе все-таки ответ — отказаться от ОГЭ и ЕГЭ.

Они не являются обязательными для поступления, к примеру, в европейские вузы, плюс не все профессии остро «требуют» вышки.

— Да. Как-то упустила из виду проблему социализации ребенка. А есть ли она на самом деле?

— Это самое последнее, о чем стоит переживать тем, кто ступил на путь семейного образования. Зачастую его выбирают осознанно родители, которые понимают: главное — дать ребенку нечто большее, чем посиделки дома за учебниками, важнее открыть для них новые горизонты.

У ребят, которые находятся на семейном образовании, много внеклассных увлечений. Только, в отличие от школы, где собираются дети с одного района, в кружках и секциях встречаются ребята со схожими интересами.

У среднестатистического школьника два, ну, максимум три кружка. У «семейников» их может быть больше, соответственно и пресловутой социализации больше.

И не забывайте, что она берет начало от взаимоотношений в семье.

Когда ездила на международную конференцию по СО в Москву, общалась с детьми из разных стран. Так вот, они, слишком социализированные. Они неудобные дети. Они свободные и незапуганные. Наш сын не боится новых людей, легко заводит знакомства и открыто задает вопросы.

— Наталья, а есть ли у вас во Владимире единомышленники?

— Буквально недавно я провела встречу для всех желающих. На нее пришли в том числе две мамы, чьи дети обучаются на СО. У нас по-разному построен процесс обучения, но мыслим мы в едином ключе.

Потом еще одна мама перевела на СО двух своих детей. И судя по количеству запросов в мои личные сообщения, эти встречи важны и нужны. Думаю, единомышленников будет становиться все больше.

— СО — это большая ответственность для родителей. Сколько времени вы с супругом обычно уделяете именно занятиям, обучению сына? И устраиваете ли каникулы?

— Хороший вопрос. Я считаю, что мы учим своих детей ежеминутно. Если говорить именно о школьной базе — это моя территория ответственности. Папа у нас отвечает за спортивную активность: баня, плавание, лыжи, сноуборд, вейк, пейнтбол, веревочный парк. Как видите, он у нас за движ.

Каникулы, получается, тоже отдых только от школьных занятий. Отдыхает Денис 4 месяца. Так как успевает в спокойном темпе закончить учебный год на месяц раньше.

В целом мы посвящаем русскому, математике, литературе и другим предметам около трех занятий в неделю, длятся они в среднем по два часа.

Остальное время распределено между его увлечениями: спортивными секциями, художественной школой, изучением иностранного языка, творческой мастерской и другими.

Если чувствую, что сын устал, мы берем паузу. Дети в силу своего психоэмоционального развития не чувствуют, когда нужно остановиться. Даже если занимаются любимым делом. Помимо лета, мы вместе со всей страной гуляем зимние каникулы и другие официальные государственные праздники. Свободное от занятий время очень активно проводим всей семьей. Любим путешествовать.

— А как с младшеньким? Как поступите с его обучением?

— Точно не в школу. Надеюсь, такая возможность сохранится. Но есть одна школа, куда я готова была бы отдать всех своих детей: нынешних и будущих. Находится она в Питере.

— А детский сад?

— Тоже без него. Мне очень жаль, что старшие ходили в садики. Компания детям нужна не раньше 4 лет. А вот система, еда по расписанию и по утвержденному меню не нужна вовсе. Я могу месяцами есть омлет на завтрак, а потом перейти на запеканку. Ну это уже тема интуитивного питания. Для младшего скорее рассматриваю вариант Монтессори.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о питерской школе: в чем ее особенность?

— Там с первых классов проходят историю и физику. На уроках активно используют гаджеты, а не забирают их. Мы живем в веке информационных технологий. К примеру, на уроке истории учитель может сказать, что сегодня тема ВОВ.

Дает задание ученикам достать планшеты, ноутбуки или телефоны и за условленное время найти ответы на ключевые вопросы по теме. В школе существует парламент, состоящий из детей. На его заседания могут приходить учителя и сам директор, но права голоса у них нет.

То есть школьный распорядок утверждают ученики. Один раз в году дети с 1 по 3 класс ведут уроки сами.

Разрешено уходить с неинтересных уроков и заходить в другие классы. Так, вычленили ученика, который быстрее остальных усвоил начальное ядро. Ядром называют обязательную базу.

Но и она построена по принципам гуманизма. Отменен урок чтения. Почему? Чтобы объяснить, я сейчас приведу цитату из книги Александра Мурашева «Другая Школа».

Очень рекомендую ее тем, кто задумывается об ином пути для своих детей:

«Потому что такой урок (имеется в виду чтение, — прим. ред.) — ситуация унижения. „Он читает лучше“, „Продолжи после него“, „Сиди и смотри в книгу“ — все это механизирует процесс. То есть, с одной стороны, я говорю, что чтение — это удовольствие. С другой — доказываю, что это мука».

  • А закончить нашу беседу с Натальей можно еще одной цитатой из произведения Александра Мурашева:
  • «Удивительный парадокс в том, что полная свобода рождает ту самую самостоятельность и ответственность, которую многие родители безуспешно пытаются насильно привить своим детям».
  • Фото из архива Натальи Найденовой

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *