Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

С целью соблюдения интересов ИП и организаций других форм собственности в области контроля над их деятельностью был принят законопроект — 294 ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обозначенный нормативный документ определяет методику проведения аудита предприятий и устанавливает единые требования для органов власти по выполнению функций, направленных на выявление нарушений при ведении бизнеса.

Органы, выполняющие надзор

Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Занятие предпринимательством с целью получения дохода не может остаться без внимания государства, которое выступает гарантом соблюдения прав всех граждан Российской Федерации.

Одной из действенных мер влияния на законность ведения бизнеса является осуществление надзора за работой предприятий.

Но, кто может проверить ИП и юрлиц в вопросах соблюдения требований нормативно-правовых документов РФ?

Контролирующих органов, которым выданы такие полномочия, не так уж и много, к ним относятся:

  1. Налоговая служба.
  2. Прокуратура.
  3. Трудовая инспекция.
  4. Роспотребнадзор.
  5. Пожарный надзор.
  6. Ростехнадзор.
  7. Другие органы госвласти.

ФНС проверяет правильность расчёта выплаченных сборов, и особый интерес у неё вызывают предприятия продолжительное время функционирующие в убыток или выплачивающие сотрудникам низкую заработную плату.

Внимание Роспотребнадзора направлено на наличие сертификатов качества на продукцию, выполнение санитарно-гигиенических норм и на оформление уголков потребителей.

Трудовая инспекция контролирует соблюдение прав наёмного персонала предприятия. Органы пожарного надзора — наличие средств пожаротушения и соответствующей документации.

Ростехнадзор курирует вопросы, относящиеся к использованию в деятельности объектов повышенной опасности и природных ресурсов. Прокуратура занимается выявленными нарушениями, не попадающими под полномочия других надзорных органов, и начинает аудит только после поступления обращений от граждан, из СМИ или от других предприятий, пострадавших от деятельности физических либо юридических лиц.

К остальным органам власти, имеющим право проверки предприятий, относятся:

  • Минобразование;Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • жилищная инспекция;
  • Центробанк РФ;
  • таможенный контроль;
  • Росздравнадзор и т. д.

Порядок осуществления аудита со стороны ФНС регулирует налоговый кодекс РФ, а остальных органов власти — закон №294-фз о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок.

В этом нормативном документе дана исчерпывающая информация об этапах уведомления госорганов исполнительной власти о начале некоторых видов бизнеса, об организации проведения контроля, его типах, о правах ИП и юрлиц во время осуществления мероприятий.

Далее, будем рассматривать нормативный акт №294-ФЗ, но для владения полной информацией обо всех видах контроля предприятий следует знать основные моменты о проверках налогового законодательства РФ.

ФНС, по общему правилу, наделена полномочиями для выполнения планового контроля не чаще 1 раза за три года. Но при выявлении случаев злостных нарушений, возможно проведение проверки вне плана. Установленная продолжительность аудита составляет 2 месяца, но она может быть увеличена на срок до 6 месяцев.

Виды контроля

ФЗ о проверках госорганами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляет исчерпывающую информацию о мероприятиях, проводимых государственными органами, в области соблюдения законодательства при ведении предпринимательской деятельности. В нём дан полный перечень возможных вариантов проверок физических и юридических лиц, которые по типу делятся на плановые и внеплановые.

Первый вариант надзора проводится по утверждённым графикам, которые заблаговременно выкладываются на официальном сайте полномочных органов.

Периодичность проведения обозначенных мероприятий составляет единожды в три года при условии, что предприятие не относится:

  • к теплоснабжению;
  • к здравоохранению;
  • к электроэнергетике;
  • к образованию;
  • к социальной сфере;
  • к энергосбережению;
  • к улучшению энергетической эффективности.

Для организаций вышеуказанной направленности аудиторские мероприятия проводятся несколько раз за три года.

Основой для включения в плановый контроль предприятия служит регистрация организации, окончание срока предыдущей проверки либо получение госорганами уведомления о начале видов деятельности, требующих оповещения соответствующих инстанций.

Внеплановый надзор может назначаться при следующих условиях:

  1. Истекли сроки на устранение нарушений, выявленных ранее.Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  2. Поступление заявления от ИП о выдаче лицензии либо разрешения на осуществление видов деятельности, требующих оформления этого документа.
  3. Получение контролирующими органами обращений о фактах возможной угрозы жизни либо здоровью людей, причинению вреда памятникам культуры, окружающей среде, растениям или животным.
  4. Поступление заявления о нарушении прав потребителей (анонимные обращения не рассматриваются).

О предстоящем плановом контроле предприниматели уведомляются, путём направления в адрес организации заказного письма или иными доступными средствами, не позднее трёх дней (рабочих) до начала мероприятия. При внеплановом надзоре, если он не вызван чрезвычайными обстоятельствами или поступившей жалобой, проверяемое лицо извещается не позднее суток до начала мероприятия.

Последовательность выполнения процедуры аудита

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может проходить в документальной либо выездной форме.

Для первого варианта надзорные органы затребуют у предприятия необходимую информацию путём направления в её адрес соответствующего запроса о предоставлении сведений.

Проверяемое лицо в течение пяти дней (рабочих) со времени получения уведомления о предъявлении документов направляет в государственные инстанции запрашиваемые сведения, копии необходимых бумаг, заверенных подписью и печатью руководителя организации, или электронные версии документов, подтверждённые ЭЦП уполномоченного лица. При необходимости надзорные службы имеют право затребовать письменное пояснение к предоставленной информации.

Выездная проверка осуществляется непосредственно по месту нахождения предприятия, подвергающемуся контролю.

Чаще всего её назначают, если при документальном аудите возникли вопросы, ответить на которые можно только непосредственно посетив объект предпринимательства.

В ходе процедуры, в качестве наблюдателей, могут привлекаться другие фирмы, не связанные с контролируемыми деловыми отношениями.

Продолжительность проведения мероприятий по надзору за деятельностью физических и юрлиц не может превысить двадцати рабочих дней.

Для одной отрасли бизнеса установленный общий срок осуществления аудита не может быть более 50 часов, а для ИП — 15 часов в год. В некоторых случаях длительность проверок может быть увеличена, но не более чем на четыре недели или приостановлена на срок не более 14 суток.

Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Для лиц, осуществляющих аудит, законодательно установлено ряд ограничений.

К ним относится запрет:

  1. На проверку предприятия по вопросам, не входящим в их полномочия.
  2. На изъятие оригиналов документов, не имеющих отношения к объекту надзора.
  3. На отбор образцов продукции без составления протокола об истребовании.
  4. На превышение сроков осуществления мероприятия.
  5. На ведение надзора без присутствия руководителя компании либо его заместителя.
  6. На затребование возмещения затрат на проведение процедуры контроля с проверяемого объекта.

Результаты мероприятия оформляются актом в двух экземплярах. Первый остаётся у ИП или юрлица, второй — в надзорном органе. Бизнесмен, с целью защиты своих прав при будущем аудите, может оформлять журнал учёта проверок, составленный по установленной форме. В этом случае представитель надзорных органов должен внести в документ сведения о произошедшем мероприятии.

Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

При административном нарушении оформляется протокол, а течение двух месяцев со дня проведения аудита на адрес организации направляется постановление о наложении наказания с обозначением суммы штрафа, обязательной к уплате бизнесменом.

После чего у физического или юридического лица есть 10 суток на обжалование этого документа в суде.

В случае согласия с размерами наказания, обозначенные суммы необходимо внести не позднее 30 суток с даты окончания срока обжалования, иначе контролирующие органы истребуют их в принудительном порядке.

Предпринимателям не стоит бояться обращаться в суд в случае сомнений в правомерности наложения штрафов по проведённому аудиту.

Как показывает практика, чаще всего суд принимает сторону бизнесменов.

Права проверяемого лица

Федеральный Закон №294-фз устанавливает следующие права для лиц, подвергнувшихся контролю:

  1. Требовать у аудитора предъявления удостоверения и приказа, определяющего основные моменты при проведении проверки.
  2. Непосредственно присутствовать во время процедуры.
  3. Давать пояснения по вопросам, возникающим в ходе контроля.
  4. Получать информацию и документы, имеющие непосредственное отношение к объектам надзора.
  5. Знакомиться с результатами, и обозначать своё согласие либо несогласие.
  6. Обжаловать действия лиц, осуществляющих надзор, в суде.
  7. Привлекать уполномоченных по защите прав ИП.
  8. Требовать возмещение вреда полученного ИП во время проведения проверки, в том числе упущенной выгоды, при условии, что действия должностных лиц надзорных органов будут признаны судом неправомерными.
  9. Обращаться письменно в прокуратуру с просьбой о вынесении протеста на нормативные документы, на основании которых назначены проверки.
Читайте также:  Можно ли вернуть ноутбук в магазин в течении 14 дней, если он не понравился?

При условии, что предприятие отнесено к малому либо среднему бизнесу законом №294 фз о проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с изменениями от 27.11.2017, установлен трёхгодичный период, заканчивающийся 1 января 2019 года, когда такие организации не подвергаются плановым проверкам.

Таки образом ИП могут подать заявление установленной формы для исключения из графиков надзора.

Закон о каникулах от проверок был принят с целью поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Раньше контролирующие органы могли в любое время нанести визит на предприятие, а размеры штрафов для малых организаций практически не отличались от выплачиваемых крупными компаниями. С вводом соответствующих законопроектов ситуация изменилась.

Процедура аудита сама по себе не доставляет удовольствия ИП или юрлицу, которые подвергаются проверке. В настоящее время сложно вести бизнес, соблюдая все требования законодательства и следуя предписаниям нормативно-правовых документов в полном объёме.

Но бояться надзора не нужно, ведь проверку осуществляют такие же люди. Они также могут допустить нарушения, которые делают саму процедуру аудита неправомочной.

Поэтому зная свои права и основные моменты, обязательные для исполнения лицу, осуществляющему аудит можно пройти эту процедуру с минимальными неудобствами.

Федеральный закон №294 о защите прав юридических лиц

В процессе коммерческой деятельности все юридические лица и индивидуальные предприниматели рано или поздно сталкиваются с различными ревизиями государственных органов. Учитывая уровень коррупции в России, можно говорить о том, что такие проверки часто связаны с извлечением материальной выгоды инспекторами надзорных инстанций, и даже имеют «заказной» характер.

Последствия таких ревизий могут быть самые разные: от финансовых проблем до подрыва деловой репутации юрлица на рынке. В начале 2000-х годов ситуация обострилась до предела, это связано с тем, что на фоне экономического развития рост коммерческих организаций достиг своего пика. Прокуратура РФ ежегодно получала множество жалоб о неправомерных действиях должностных лиц.

Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Внезапные инспекции и практически неограниченный объем полномочий проверяющих порождал огромные штрафы для компаний, и, как правило, неофициальные.

Но в 2008 году наконец завершилась работа над новым Федеральным законом (ФЗ), направленного на защиту прав не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок за №294-ФЗ.

Благодаря ему появились официальные способы, позволяющие организациям отстаивать свои интересы.

Однако читать об этих методах в нормативных актах и применять их на деле – две большие разницы.

На практике предпринимателям не хватает ни теоретических знаний федеральных законов, ни практического опыта сотрудничества с контролирующими органами.

Столкнувшись с несправедливостью в ходе проверок, они, как и прежде, обращаются за советом к адвокатам. Однако их помощь всегда связана со значительными расходами и записью на прием в строго отведенное время.

Но есть и другой выход: бесплатная онлайн консультация профессионального юриста в любое время суток, семь дней в неделю.

Попав в непростую ситуацию, достаточно кратко ввести свой вопрос в окошко обратной связи, и дежурный специалист ответит на него через пару минут.

Права в случае проверки деятельности

Федеральный закон за №294-ФЗ содержит исчерпывающий перечень прав, которыми обладают коммерсанты при осуществлении контрольных ревизий в их компаниях:

  • присутствовать на ревизии лично и давать пояснения, если это необходимо;
  • получать информацию относительно предмета проверки от инспекторов и иных лиц;
  • знакомиться с итогами инспекции;
  • письменно заявлять о своем отношении к порядку и результатам инспекции, а также к действиям проверяющих лиц;
  • обжаловать работу госслужащих, если они повлекли ущемление законных прав юридического лица или индивидуального предпринимателя (как имущественных, так и нематериальных, например, нарушение деловой репутации) во внесудебной форме или судебных инстанциях;
  • привлекать Уполномоченного по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующего субъекта страны.

С 01 июля следующего года статья федерального закона №294-ФЗ, связанная с вышеперечисленными правами, будет дополнена еще двумя нормами:

  • право на ознакомление с информацией и документацией, которые надзорные учреждения получили в рамках межведомственного сотрудничества;
  • право на представление информации и документации, запрашиваемых в рамках межведомственного сотрудничества для направления в надзорные органы.

Очевидно, что предоставленные государством права, выраженные в федеральном законе №294-ФЗ, до сих пор не предоставляют коммерсантам возможности в полной мере отстаивать свои интересы в ходе различных инспекций и оказывать хоть какое-то юридическое влияние на неправомерные действия должностных лиц.

Также в нем нет ни слова о защите чести, достоинства и деловой репутации, поэтому, чтобы узнать варианты их восстановления, необходимо обратиться к другим источникам, например, ГК России.

Методы защиты прав

Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Все жители нашей страны: граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать любые, но при этом только законные способы для защиты своих благ и интересов, в том числе и при восстановлении чести, достоинства и деловой репутации своей фирмы и самого себя. Об этом говорится в Конституции страны. Но как узнать, что же это за способы?

Часть из них (общие методы) содержатся в ГК, но для коммерсантов, которые убеждены, что их имущественные интересы ущемлены в ходе инспекций, наибольшую ценность представляет ФЗ за №294.

В соответствии с этим федеральным законом (ФЗ), организации имеют возможность отстаивать свои интересы при проведении проверок государственными инстанциями двумя способами:

  • в административном порядке (его еще называют внесудебным);
  • в судебных органах.

Внесудебный порядок

Все органы управления в стране образуют систему исполнительной власти.

Административные варианты защиты материальных и неимущественных благ (чести, достоинства, деловой репутации) граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц основаны на письменном обращении к представителям органов исполнительной власти с целью организации проверки действий должностных лиц на соответствие федеральным и местным законам.

На основании такой жалобы уполномоченные государственные служащие проверяют действия и решения сотрудников подведомственных им учреждений на предмет соответствия всем источникам права.

Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Возможные варианты последствий таких проверок:

  • отмена документов, признанных незаконными, нецелесообразными;
  • приостановление документов, признанных незаконными, нецелесообразными;
  • наложение мер дисциплинарной ответственности на виновных лиц;
  • оставление в силе актов контролирующих органов ввиду их соответствия закону.

Существуют также другие способы защиты прав во внесудебном порядке, однако применяются они гораздо реже ввиду их неэффективности. К ним относятся, например, митинги, демонстрации и забастовки.

Судебный порядок

Передача спорного вопроса в судебный орган в случае безрезультатного использования возможных альтернативных методов имеет двоякое значение: с одной стороны, решение (постановление) суда имеет общеобязательных характер для всех участников спора.

Поэтому, убедив судью в своей правоте, можно быть уверенным, что должностные лица исполнят его предписания.

С другой же стороны, судопроизводство – долгий и сложный процесс, требующий максимального терпения у представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Особенно это касается дел, затрагивающих честь, достоинство и деловую репутацию компании и граждан: сбор доказательств в этих ситуациях имеет первостепенную роль, поэтому сначала следует изучить множество ФЗ, имеющих отношение к делу, а также судебную практику по аналогичным процессам и только после этого приступать непосредственно к действиям.

Помимо этого, не стоит забывать об оплате госпошлины и расходов, обусловленных явкой на процесс представителей государства, которые следует оплатить в случае проигрыша. Сейчас эти суммы имеют размеры, являющиеся значительными для любой фирмы.

Содержание 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Если честь и достоинство человека, а деловая репутация юридического лица и индивидуального предпринимателя были нарушены, каждый из них может обратиться в определенные инстанции:

  • Судебные органы общей юрисдикции;
  • Конституционный суд. Этот орган имеет особый правовой статус, поскольку только ему предоставлено право рассматривать спорные вопросы, связанные:
    • с нарушением положений Конституции как государственными служащими, так и обычными гражданами;
    • с противоречиями конституционных положений, которые содержат федеральные законы и иные нормативные источники.

В конституционную судебную инстанцию имеют право обратиться не только юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность, но также иные объединения и юрлица, для которых извлечение прибыли не является основной целью создания.

Читайте также:  Можно ли обменять или вернуть купальник обратно в магазин, если он не подошел по размеру?

Восстановление нематериальных благ

Всем известно, что помимо материальных благ, любой человек обладает более важными правами и благами, называемые неимущественными. Самыми важными среди них являются репутация в обществе, честь, достоинство.

То же относится и к юрлицам, однако в силу своей природы они не могут иметь честь и достоинство, но для них эти два правовых определения заменяет деловая репутация.

Но федеральный закон под №294-ФЗ не устанавливает способы восстановления законных интересов нематериального характера, поэтому, чтобы их узнать, необходимо обратиться к другим нормативным источникам.

Основные правила защиты перечисленных выше неимущественных благ содержатся в Гражданском кодексе, который признан важнейшим федеральным законом в сфере большинства правоотношений. Все правила о восстановлении чести и достоинства человека, изложенные в этом ФЗ, применимы к юрлицам и предпринимателям, осуществляющим коммерческую деятельность индивидуально.

Хотя ни один федеральный закон не содержит прямого указания на защиту деловой репутации предпринимателей, последние, руководствуясь Конституцией, имеют возможность требовать:

  • устранения возникшего правонарушения;
  • возмещения возникших денежных трат;
  • возмещения ущерба, нанесенного репутации. Это вполне логично, ведь в 2005 году Верховный суд пояснил, что деловая репутация компании – непременное условие ее успешной деятельности.

Перечисленные права могут применять и обычные физические лица для восстановления умаленных чести и достоинства. Помимо всего прочего, у них есть шанс взыскания с нарушителя компенсации за свои моральные переживания.

Только человек, способный проявлять различные психологические эмоции, может испытывать нравственные и душевные мучения от умаления достоинства, поэтому к фирмам это право неприменимо.

Определенный способ восстановления должен избираться исходя из природы каждого правонарушения.

Однако нельзя забывать, что, как для компенсации нравственных страданий, так и возмещения вреда, нанесенному деловой репутации, прежде всего необходимо установить доказать суду существование связи между действиями обвиняемого и их последствиями.

О некоторых вопросах реализации фз "о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля"

В последнее время государством принят целый ряд мер, направленных на создание необходимых условий для развития предпринимательства, эффективной работы предпринимателей и сокращения избыточного государственного вмешательства в экономику.

Одной из наиболее широко известных мер является принятие Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Его принятию предшествовало бурное обсуждение проекта в среде малого и среднего бизнеса, что подтверждает огромные надежды, возлагавшиеся на реализацию его норм предпринимательским сообществом.

Целью принятия закона являлось повышение эффективности системы контроля (надзора), приведение методов контроля (надзора) в соответствие с задачами такой деятельности, а также формирование идеологии государственного влияния на экономику. Эта идеология выражена Председателем Правительства РФ В.Путиным 23.03.2010 г.

в ходе инновационного форума «Конкурируя за будущее сегодня»: «…запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это не какая-то «кампанейщина», не временное «антикризисное» действие со стороны Правительства, не временное послабление для бизнеса, а суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу».

С момента вступления в силу Закона № 294-ФЗ прошло более года. В течение этого срока уже сформировалась правоприменительная практика, которая позволяет оценить его «плюсы» и «минусы». Необходимо отметить, что с введением в действие Закона № 294-ФЗ утратил силу ранее действовавший Федеральный закон от 08.08.2001 г.

№ 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Таким образом, нормы Закона № 294-ФЗ были основаны на практике применения Закона № 134-ФЗ, ранее регулировавшего права проверяемых при государственном контроле (надзоре), а значит, никакой «революционности» в правовом регулирования этих отношений не было.

Вместе с тем Закон № 294-ФЗ, в отличие от ранее действовавшего, регулирует более широкий круг отношений: это не только отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), но и отношения организации, осуществления и защиты прав проверяемых при муниципальном контроле. Согласно информации, представленной прокуратурой Ростовской области, по состоянию на 01.03.2010 г. в регионе осуществляют контрольную (надзорную) деятельность 276 органов, в их числе 7 окружных, 24 федеральных, 24 областных и 221 муниципальный контрольный (надзорный) орган (www.prokuror.rostov.ru/ne_4362223). Положительный эффект подобного регулирования связан не только с определением правил наиболее массового муниципального контроля, с которым предприниматели сталкиваются довольно часто, но и с исключением возможности дублирования государственных и местных контрольных полномочий.

Определяя сферу правового регулирования закона, необходимо отметить, что закон № 294-ФЗ, распространяет свое действие на большее количество видов государственного контроля (надзора) по сравнению с действовавшим ранее законом № 134-ФЗ.

Однако, как и ранее, закон № 294-ФЗ не регулирует отношения по налоговому контролю, являющиеся на практике наиболее «болезненными» для предпринимателей — регулирование налогового контроля относится к сфере специального, налогового законодательства.

Кроме того, Закон № 294-ФЗ не регулирует порядок и количество проверок при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении ряда иных видов контроля и надзора.

  • Неоднозначное понимание вызывает также возможность установления особенностей организации и проведения отдельных видов проверок другими федеральными законами при осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного лицензионного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, труда, обеспечения защиты государственной тайны, промышленной безопасности, в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства, контроля в сфере рекламы, в области обращения и защиты информации соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса, контроля за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему, за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, в области обеспечения транспортной безопасности, в области связи, в сфере безопасности гидротехнических сооружений, ядерной и радиационной безопасности, строительства.
  • Такая норма не служит цели унификации порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий и приводит к необоснованному возврату специального отраслевого регулирования в рассматриваемой сфере.
  • На основании изложенного, можно с уверенностью констатировать, что положительный эффект правового регулирования от «расширения» сферы действия закона во многом переоценен.

Некоторые отличия в идеологии законов № 294-ФЗ и № 134-ФЗ проявляются и в изменении принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля и надзора.

Обращает на себя внимание как появление новых принципов (преимущественно уведомительный порядок осуществления отдельных видов деятельности, недопустимость проверки исполнения одних и тех же обязательных требований различными органами, разграничение полномочий между контрольными ведомствами федерального и регионального уровня), так и изменение ранее закрепленных принципов. Так, раньше было одно исключение из принципа недопустимости взимания платы с проверяемых лиц за проведение мероприятий по контролю: за счёт проверяемых лиц производилось возмещение расходов проверяющих органов на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований. То есть, если экспертиза выявляла нарушение обязательных требований со стороны проверяемого лица, то, по аналогии с судебным процессом, расходы на экспертизу на это проверяемое лицо и возлагались. В новом законе это исключение отсутствует, то есть проверяемое лицо ни при каких обстоятельствах никакие расходы по контролю не возмещает.

Но, с другой стороны, в Законе № 294-ФЗ исчез целый ряд основных принципов, которые были в Законе № 134-ФЗ.

Так, из принципов «нового» закона исчезли принципы соблюдения международных договоров Российской Федерации, периодичности и оперативности проведения мероприятий по контролю, учета мероприятий по контролю, возможности обжалования действий (бездействия) проверяющих, а также устранения в полном объеме контрольными (надзорными) органами установленных судом нарушений. Подобная трансформация принципов регулируемой деятельности, может быть, на практике и не ограничит прав проверяемых, поскольку ряд исключенных принципов содержится в иных правовых актах, а некоторая их часть в качестве регулирующих норм включена в текст закона. Однако в любом случае подобные изменения не соответствуют ни общей заявленной идеологии закона, ни цели его принятия.

Кроме изменения общих принципов и сферы действия закона, в него также впервые включены нормы об уведомительном характере осуществления ряда видов предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Куда можно жаловаться на Мосэнергосбыт и как правильно составить текст обращения?

К таковым, в частности, относятся: услуги общественного питания, оказываемые специализированными организациями, предоставление гостиничных, бытовых услуг, розничная и оптовая торговля основной массой товаров, производство одежды, обуви, издательская и полиграфическая деятельность. Полный перечень таких видов деятельности приведен в ст.

8 Закона № 294-ФЗ и принятом в соответствии с ним постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Уведомительный порядок начала отдельных видов предпринимательской деятельности исключает для лиц, занятых в указанных сферах, необходимость получения разнообразных согласований, разрешений и заключений, осложняющих предпринимательскую деятельность, и, таким образом, должен иметь огромный антибюрократизационный эффект.

  1. Таким образом, замена разрешительной процедуры осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уведомительным порядком представляет собой огромный шаг в направлении развития рынков соответствующих товаров, работ и услуг.
  2. Еще одним позитивным изменением, внесенным Законом № 294-ФЗ, является включение органов прокуратуры в механизм согласования как плановых, так и внеплановых проверок.
  3. Законодателем определена следующая правовая конструкция согласования плановых проверок и формирования их сводного плана:
  4. — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры (до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, далее – «предшествующего года»);
  5. — органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения проверок на предмет законности включения в них объектов контроля (надзора) и вносят предложения руководителям органов контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок (до 1 октября предшествующего года);
  6. — органы контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры ежегодные планы проведения проверок (до 1 ноября предшествующего года);
  7. — органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (до 1 декабря предшествующего года).
  8. — Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» (до 31 декабря предшествующего года).

Кроме того, в отличие от ранее действовавшего согласно закону № 134-ФЗ порядка уведомления проверяемого лица о проведении контрольных мероприятий путем вручения соответствующего распоряжения (приказа) одновременно с предъявлением служебного удостоверения, теперь в силу ч. 12 ст.

9 Закона № 294-ФЗ проверяемое лицо должно быть письменно уведомлено органом контроля (надзора) не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения, а в случае, если проверяемое лицо является членом саморегулируемой организации, о проведении проверки должна быть уведомлена также и соответствующая организация.

Подобный порядок служит цели обеспечения гарантий проверяемым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, снижает риск злоупотреблений органов контроля (надзора) в рассматриваемой сфере.

С другой стороны, поскольку проверяемое лицо будет иметь точную информацию о планирующейся проверке, оно может усложнить ее проведение.

Кроме того, наличие информации о плановой проверке у проверяемого неизбежно увеличит коррупционный риск, поскольку для «урегулирования вопроса» с проверяемым органом у проверяемого будет как необходимая информация, так и время.

Периодичность проведения плановых проверок установлена законом № 294-ФЗ не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере (согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), а так же проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года.

  • Существенные изменения внесены и в основания и порядок проведения внеплановых проверок. Согласно закону № 294-ФЗ, основаниями для проведения такой проверки могут быть:
  • 1) истечение срока исполнения проверяемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • 2) поступление в органы контроля (надзора) обращений или информации о возникновении угрозы или факте причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о нарушении прав потребителей (в случае соответствующего обращения граждан);
  • 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
  • Законом № 294-ФЗ установлен также механизм согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры.
  • В случае поступления в органы контроля (надзора) обращений или информации о возникновении угрозы или факте причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера внеплановая выездная проверка может быть проведена лишь после ее согласования органом прокуратуры.

Подобная норма вызывает неоднозначную оценку. С одной стороны, согласование органами прокуратуры, безусловно, исключит возможность произвольного проведения проверок и снизит риск злоупотреблений со стороны проверяющих органов.

Однако, с другой стороны, недоумение вызывают основания проверки, требующие согласования. По смыслу закона, обращение потребителя о нарушении его прав может служить основанием для проведения проверки без процедуры согласования органами прокуратуры.

А, например, проведение проверки в связи с обращением, содержащим информацию о причинении вреда жизни или здоровью граждан требует согласования.

Защита прав потребителя, безусловно, является важным вопросом и требует оперативного рассмотрения контрольными (надзорными) органами, но всё-таки вряд ли она более значима, чем защита жизни и здоровья (в том числе тех же потребителей!), а также чем защита окружающей среды и культурного наследия.

Еще большее недоумение вызывает перечень исключений из правила об обязательности прокурорского согласования.

Так, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно, но при условии извещения органов прокуратуры о проведении контрольных мероприятий.

Таким образом, законодатель, с одной стороны, предусматривает необходимость согласования внеплановой проверки органами прокуратуры, а с другой, допускает значительные исключения из установленного правила.

Кроме того, законодателем избрана не вполне удачная формулировка для определения прав органов прокуратуры в случае начала проведения контрольным (надзорным) органом внеплановой выездной проверки до ее согласования прокуратурой. Буквальное толкование ч. 12 ст.

10 Закона № 294-ФЗ определяет лишь одно возможное решение органа прокуратуры – согласование проведения внеплановой выездной проверки. Вместе с тем, очевидно, что сам по себе факт направления контрольным (надзорным) извещения о проверке в орган прокуратуры не является уведомительным.

У прокуратуры должна быть и возможность отказать в согласовании такой проверки. Косвенно такая возможность подтверждается тем обстоятельством, что в перечень документов, направляемых в органы прокуратуры, включено заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. Таким образом, неудачная формулировка ч. 12 ст.

10 Закона № 294-ФЗ не может означать , что орган прокуратуры не может вынести решение об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *