Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий появился в 2005 году по инициативе ООН, констатировавшей обострение глобального кризиса в сфере безопасности дорожного движения.
А в прошлом году ООН приняла резолюцию, согласно которой количество смертей в ДТП в мире намерены к 2030 году снизить на 50 процентов. Кстати, Россия к этому же времени планирует сократить показатель втрое.
Какие меры для этого могут предпринять, разбиралось наше издание.
80 процентов серьезных ДТП совершают мужчины
По статистике ООН, за год в ДТП в мире погибает 1,25 миллиона человек, еще 20-50 миллионов получают различные травмы. Аварии чаще всего становятся причиной смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет, половина из них — это мотоциклисты, пешеходы и велосипедисты.
По данным ГИБДД, опубликованным в марте этого года, чаще всего виновниками ДТП в России становились мужчины в возрасте от 30 до 40 лет. Мужчины же совершили 81 процент всех аварий с погибшими и пострадавшими. Это 2250 ДТП, в которых получили различные травмы 3153 человека и умерли 253 человека.
За систематическое грубое нарушение ПДД хотят лишать водительских прав
Чаще всего в авариях в России гибли водители — почти 40 процентов, пешеходы или пассажиры автомобиля — каждая третья жертва, рассказал в сентябре этого года заместитель главы ГИБДД Олег Понарьин на международном форуме «Инновации в дорожном строительстве».
При этом смертоносные аварии чаще всего происходили в Чечне. Там из 100 пострадавших в ДТП умирали 22,1 человека. В Кабардино-Балкарии (второе место) — это 16,7 человека, в Ингушетии (третье место) — 15,6. В список субъектов — лидеров по смертности в ДТП также вошли Дагестан, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край и Северная Осетия.
В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу среднее число погибших в ДТП в расчете на 100 пострадавших по итогам января — сентября 2021 года составило 11,1. При этом в среднем по стране этот показатель составил 7,9 погибшего, следует из данных Единой межведомственной информационно-статистической системы, на которые ссылается РБК.
Почему скорректировали показатели смертности в ДТП
Снизить смертность в ДТП в России предписывает Стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы. Согласно документу, число погибших в авариях к 2024 году должно было уменьшится до четырех человек на 100 тысяч населения. Для сравнения, в 2016 году так называемый уровень социального риска составлял 13,8 человека.
Снизить смертность на дорогах собирались за счет целого комплекса мероприятий: изменения законодательства, повышения требований к подготовке водителей, ужесточения контроля за техническим состоянием машин и даже формирования позитивного имиджа инспектора.
Гаишников хотят сделать незаметными для водителей
Предполагалось, что запущенные механизмы будут работать и после окончания действия Стратегии, а значит, и дальше число погибших в ДТП будет снижаться. В итоге к 2030 году смертность на дорогах должна была «стремиться к нулевым показателям», рассчитывали в Правительстве.
Однако позднее цифры скорректировали. «Правительство сместило на шесть лет, с 2024 на 2030 год, достижение одной из национальных целей — снижение смертности в ДТП до 4 погибших на 100 тысяч населения», — рассказал в июле этого года первый замглавы МВД Александр Горовой в статье, опубликованной на «МВД Медиа».
«Сместить горизонты», по словам Горового, потребовалось в связи указом президента от июля 2020 года, который и установил сроки достижения показателей уровня социального риска. «Нововведения должны быть реализованы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», уточнил сайт Кремля.
Корректировка нормативов представляется логичной, прокомментировал указ директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Во-первых, уровня в 4 смерти на 100 тысяч населения достигли всего несколько стран в мире — Швейцария, Норвегия, Сингапур, Великобритания, Нидерланды и Швеция. Во-вторых, такой темп снижения — 20 процентов в год — недостижим в принципе, сказал эксперт «Ведомостям».
При этом, как отметил Александр Горовой, смертность на дорогах России постепенно снижается. По данным первого замглавы МВД, по итогам 2020 года число ДТП снизилось на 11 процентов (до 137,6 тысячи), число погибших в них — на 4,49 процента (до 15,7 тысячи человек), раненых — на 12,7 процента (до 175,1 тысячи).
Законы на выходе — что изменится в ближайшее время
Работу в сфере безопасности дорожного движения продолжит новый, восьмой состав Госдумы. В сентябре этого года группа сенаторов и депутатов внесла в нижнюю палату парламента законопроект об отмене обязательного техосмотра транспортных средств — один из самых ожидаемых и в то же время критикуемых документов в последнее время.
«Процедура техосмотра в нынешнем ее виде давно утратила свою прежнюю связь с безопасностью и превратилась в оброк, который автовладельцы последние годы уплачивали исключительно для покупки полиса ОСАГО», — объяснил инициативу один из авторов документа, первый зампредседателя Совета Федерации Андрей Турчак. Его слова привела пресс-служба палаты регионов.
Проект закона позволяет автовладельцам проходить техосмотр по своему желанию. При этом процедура будет добровольной только для физических лиц, для коммерческого автотранспорта она по-прежнему останется обязательной.
• ОСАГО может подорожать для некоторых водителей • ЦБ: страховщик должен незамедлительно оформить ОСАГО при наличии всех документов • Расходы на ремонт по ОСАГО рассчитают по-новому
Еще один проект закона, который уже внесен в Госдуму, предлагает устанавливать правила дорожного движения федеральным законом, а не постановлениями Правительства. Если документ примут, вносить изменения в ПДД станет легче, рассказал нашему изданию один из авторов законопроекта, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
Сейчас ПДД — очень негибкий документ, отметил парламентарий. Чтобы поправить отдельные его статьи или добавить новые, уходит много времени. Опаздывают и законы, которые утверждают уже одобренные нормы. Так, в ПДД уже около пяти лет существует понятие «опасное вождение», однако наказания за это правонарушение до сих пор нет, привел пример Нилов.
«Кроме этого, ПДД порой не учитывают местную специфику, — сказал парламентарий. — Депутаты и сенаторы представляют всю страну, и они лучше понимают, в каких регионах необходима тонировка авто, где можно, например, обойтись без зимней резины, а где срок ее использования следует увеличить».
Свои идеи по изменению законодательства предложили и регионы. Так, Заксобрание Карелии предложило запретить рекламу услуг по скручиванию пробега. Это не только вводит покупателей в заблуждение, но и искажает информацию о реальном техническом состоянии авто, заявили карелы.
А Дума Хабаровского края предложила снизить налог на электромобили в два раза. В Дальневосточном федеральном округе зарегистрировано более четверти всех таких машин в России. А сам Хабаровский край входит в число регионов-лидеров по их количеству.
При этом электромобили не только наносят меньшей вред экологии, но, и как следует из статистики, гораздо реже попадают в аварии. Госдума идею поддержала и уже приняла проект закона в первом чтении.
Законы на входе — каких еще нововведений можно ждать
Среди других инициатив, которые могут быть приняты в ближайшее время, проект закона Минтранса, согласно которому состояние водителей грузовиков, автобусов и такси будут контролировать с помощью специальных приборов. Они смогут определять усталость человека за рулем по расширению зрачков или частоте пульса. Сейчас документ проходит общественное обсуждение.
Под особый контроль планируют взять и карпулинг — поездки с попутчиками. Водителям хотят разрешить не более двух поездок в день и ограничить сумму компенсации за перевозку. Такой проект закона подготовил тот же Минтранс. Документ также проходит общественное обсуждение.
В России могут ограничить скорость автобусов без ремней безопасности
Предложения, как сделать дороги еще более безопасными, есть и у вновь избранных депутатов Госдумы. Например, первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая предлагает пересмотреть нормы перевозки в автомобилях детей и подростков.
Например, изменить нормативы использования автокресел. Сейчас таким устройством должны пользоваться все дети до 12 лет. При этом предполагается, что рост такого ребенка не превышает 152 сантиметров. «Но дети бывают разные, — сказала Буцкая нашему изданию. — Поэтому в законе логичнее прописать, что автокресла необходимо использовать детям ниже 152 сантиметров».
Еще одно предложение касается использования так называемых треугольников на ремнях безопасности, которые еще называются фиксаторы или адаптеры. Такие устройства, как правило, применяются при перевозке детей в такси в регионах, отметила Буцкая.
«При аварии такой устройство впивается в тело ребенка и может серьезно повредить внутренние органы. В прошлом году в России 78 детей умерли от травм, полученных во время аварии от таких устройств», — рассказала Буцкая.
Москва, которая уже живет в светлом будущем
В сфере законодательного регулирования дорожного движения тон традиционно задает Москва, которая, можно сказать, уже живет в завтрашнем дне. Многие из действующих мер предлагается распространить и на другие регионы.
Так, недавно в столице с помощью камер видеонаблюдения начали выявлять водителей, которые пытаются проехать между полос, в том числе используя островки безопасности. Об этом сообщил телеграм-канал столичной Госавтоинспекции.
«Камера распознает и мотоциклы, и машины. Первый комплекс уже работает по адресу улица Люблинская, дом 157, в сторону центра», — говорилось в сообщении.
© Андрей Никеричев/АГН Москва
А еще ранее камеры на московских дорогах начали фиксировать автомобили с выключенными фарами ближнего света или без дневных ходовых огней. За это водителям грозит штраф 500 рублей.
Кроме того, Москва первой из регионов начала с помощью видеокамер отслеживать непристегнутые ремни безопасности и разговоры по телефонам во время движения. С начала года полицейские выписали порядка 56 тысяч таких штрафов.
Ожидается и принятие других проектов законов. Одна из последних инициатив принадлежит лично мэру Москвы Сергею Собянину. 8 сентября он внес в Мосгордуму пакет законов против шумных автомобилистов.
Документы увеличивают в разы штрафы за преднамеренное нарушение водителями тишины и запрещают использовать в Москве автомобили и мотоциклы с полностью или частично модифицированными глушителем, если они нарушают спокойствие граждан в ночное время.
Закон против шумных автомобилистов назрел не только в Москве, но и во всей России, прокомментировал это предложение нашему изданию заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
«Принятие закона Москвы о наказаниях для автомобилистов будет мощной превенцией, чтобы не допускать подобных нарушений и обеспечить безопасность и спокойствие граждан. Уверен, что запрос на подобные меры сегодня сформировался не только в столице, но и в других городах России», — сказал депутат.
Еще одна инициатива, которая касается Москвы и уже внесена в Госдуму, предполагает введение штрафа для тех, кто выбрасывает мусор из автомобиля. В последнее время в Москве также всерьез взялись за электросамокаты и прочие средства индивидуальной мобильности.
Скорость движения этого вида транспорта в столице уже ограничили в крупных парках, на центральных улицах, а также наиболее проблемных участках улично-дорожной сети. Там самокаты не могут разгоняться больше 15 км/ч.
При этом эксперты отмечают, что столкновения электросамокатчиков с пешеходами происходят и на тротуарах, но такие случаи не считаются ДТП, поскольку самокат по закону не является транспортным средством.
В Москве камеры на дорогах начали фиксировать езду с выключенными фарами
«Это как будто вы шли, а вам кто-то наступил на ногу, — сказал журналу «РФ сегодня» защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. — Электросамокат не является транспортным средством, он не является ничем, поскольку не записан ни в одном законе».
При этом, по данным МВД, всего в России в первом полугодии произошло 180 ДТП, в результате которых погибли пять человек и почти 190 пострадали.
Сколько стоит безопасность на дорогах России
На реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2022-2024 годах планируется выделить из бюджета 1,3 триллиона рублей. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на этот период.
В частности, в 2022 году на безопасность на дорогах планируют потратить 331,7 миллиарда рублей, в 2023 году — 445,8 миллиарда рублей, в 2024 году — 544,7 миллиарда рублей.
«В главном финансовом документе страны учтено предложение сенаторов о создании механизма софинансирования расходов регионов по капремонту и ремонту автодорог за счет доходов федерального бюджета от акцизов на нефтепродукты, производимых на территории России», — рассказал нашему изданию председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.
Также по инициативе сенаторов кабмин предусмотрел в проекте увеличение объемов межбюджетных трансфертов на финансирование дорожной деятельности в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На эти цели в 2022 году направят 117,7 миллиарда рублей, в 2023 году — 197,6 миллиарда рублей и в 2024 году — 261,7 миллиарда, рассказал сенатор.
Поддержат и организации, занимающиеся ремонтом и строительством дорог. Они смогут получить льготные кредиты — по ставке не выше 10 процентов — на опережающее выполнение заказов. Такое постановление утвердил председатель Правительства Михаил Мишустин, сообщается на сайте кабмина.
А согласно дорожной карте, которую ранее представил Минтранс, к концу 2021 года 40 процентов всех четырехполосных дорог (федеральных, региональных и муниципальных) должно быть с ограждением, к концу 2024 года этот показатель должен составить 100 процентов.
С этим согласен и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Единственный способ кардинально снизить число аварий на многополосных дорогах — установить там физические барьерные заграждения, считает эксперт.
«Есть североамериканская статистка (это по США и Канаде) — там тоже много дорог без барьерного ограждения. Так вот, количество ДТП на дорогах, где установлены барьерные ограждения, снижается в два раза, а смертность — на 80 процентов», — рассказал Шкуматов.
Причем на ситуацию положительно влияет любое ограждение — даже пластиковое, отметил эксперт. Аварийность снижают и столбики, и тросы, и отбойники, заключил Шкуматов. Когда водитель видит помеху, он сразу становится более собранным, объяснил он.
Изменения и поправки в ПДД в 2022: новые штрафы ГИБДД с 2022 года
Законодательство для тех, кто пользуется личным транспортом, меняется достаточно часто – однако сейчас МВД и Минюст подготовили еще больше нового для них. Так, уже в 2022 году могут быть приняты поправки к Правилам дорожного движения и новый КоАП РФ. В первом документе вводится новая категория ТС и уточняются отдельные правила, а в новом Кодексе заметно ужесточаются многое «водительские» штрафы. Что еще может измениться в 2022 году и как это повлияет на водителей – разбираемся дальше.
Еще более 4 лет назад в МВД посчитали, что Правила дорожного движения нуждаются в доработке – оказалось, что за последние годы на улицах появилось слишком много электросамокатов, моноколес, сигвеев и других средств передвижения. До настоящего момента с точки зрения ПДД они не существуют – это либо пешеходы (если двигатель маломощный), или водители мопедов, что не совсем соответствует действительности.
Первая версия поправок к ПДД появилась в 2020 году, но затем к документу появилось много дополнений – в результате, когда все это будет принято окончательно, в ПДД появится много нового.
Главное – это, конечно, появление новой категории транспортных средств – средств индивидуальной мобильности (СИМ). К ним отнесут все, что ездит на электричестве и рассчитано на одного ездока. Для них вводятся несколько новых правил, которые, по сути, частично приравнивают их к велосипедистам
- ездить можно либо по тротуарам и пешеходным зонам («водителям» в возрасте до 7 лет), по велодорожкам (от 7 до 14 лет), по велодорожке, велосипедной зоне или полосе для велосипедистов (старше 14 лет). Если всего этого нет, то водители старше 14 лет могут ездить по тротуару, если его электросамокат не тяжелее 35 кг. Если тротуара нет, то можно ехать по обочине, если ее нет – то по правой стороне проезжей части, если на ней разрешено движение велосипедов;
- запрещено ездить быстрее 25 км/ч, запрещено выезжать на автомагистрали или под действие нового знака (он запрещает движение на СИМ);
- запрещено буксировать СИМ другим СИМом;
- для водителей СИМов действуют светофоры для пешеходов и велосипедистов;
- выезжая из жилой зоны, нужно уступать дорогу всем участникам движения;
- с точки зрения других водителей СИМы – то же, что велосипедисты.
За нарушение правил водителей СИМов будут штрафовать на сумму в 800 рублей или на 1500 (если водитель ездит в состоянии опьянения).
Однако новшества для владельцев электросамокатов и электроскутеров – лишь часть нововведений, и не самая большая. Кроме этого, в проекте нового постановления правительства появится еще много нового:
- будет запрещена остановка и стоянка на островке безопасности и новый вид островков – направляющие;
- вместо бумажных и пластиковых СТС, ОСАГО и обычных водительских прав можно будет иметь при себе их электронные варианты;
- появляются новые виды светофоров – секция в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим бело-лунным сигналом. Такая секция показывает, что за поворотом есть пешеходный переход, на нем горит зеленый свет и нужно пропустить пешеходов;
- уточняются правила проезда круговых перекрестков – теперь круг будет главной дорогой, только если перед перекрестком есть знак «Круговое движение», но нет знаков приоритета;
- на маршрутных ТС будет устанавливаться табло «Внимание, пассажир!» – это означает, что нужно остановиться перед желтой разметкой или перед самими автобусом, пропуская пешеходов. Ехать можно будет, только когда погаснет табло, а на дороге уже нет пассажиров (в основном актуально для трамваев);
- если в автобусе есть стоячие места и нет ремней безопасности, он нигде не сможет ехать быстрее 70 км/ч;
- водители мопедов будут обязаны надевать на себя одежду со светоотражающими элементами в темное время суток;
- уточняются некоторые правила стоянки под запрещающими знаками – например, меняется время перестановки авто, если по разным сторонам улицы разрешена стоянка в четные и нечетные дни, уточняются правила стоянки для инвалидов, а желтая линия, идущая по бордюру от знака, больше не учитывается – запрет действует до перекрестка;
- вводится несколько новых знаков – они запрещают движение автобусов, указывают место зарядки электромобилей, запрещают использование СИМов, и т.д.;
- авто с желтыми и оранжевыми проблесковыми маячками смогут отступать от части требований ПДД, если заняты на ремонте и реконструкции дороги.
Пока никто не может сказать, когда все это вступит в силу – ни в МВД, ни в Минтрансе не сообщают никаких деталей. Но стоит учитывать, что ПДД утверждаются постановлением правительства, а его принять намного проще и быстрее, чем закон. То есть, ввести новые ПДД в действие можно достаточно быстро – если будет политическая воля.
Новые штрафы и повышение старых – проект нового КоАП
Кроме нового проекта поправок к ПДД, в России активно обсуждается проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Его первая версия появилась почти два года назад – в ней ужесточались многие наказания вроде банального штрафа за превышение скорости на 20 км/ч. В результате проект авторства Минюста получил массу критики и более года дорабатывался.
Совсем недавно Минюст опубликовал новый проект Кодекса, в котором появилось несколько новшеств. Но самое главное – глава, посвященная нарушениям ПДД, значительно изменится. В частности, журналисты «Коммерсанта» нашли там такие новшества:
- за повторное вождение на авто с нечитаемыми номерами будут штрафовать на 5000 рублей и лишать прав на 3 месяца (сейчас – штраф 500 рублей);
- за повторное вождение с неправильной тонировкой будут штрафовать на 3000 рублей (сейчас – 500 рублей);
- за повторную езду без прав штраф составит от 20 до 30 тысяч рублей, или от 40 до 60 часов обязательных работ (сейчас – штраф от 5 до 15 тысяч рублей);
- за езду после лишения прав будут штрафовать на 30 тысяч или давать обязательные работы (сейчас за это могут посадить на 30 суток и отправить на работы до 200 часов);
- за пьяное вождение с ребенком в салоне будут штрафовать на 50 тысяч рублей и лишать прав на 3 года (сейчас – штраф в 20 тысяч и лишение на 2 года);
- за слишком медленное движение или остановку на автомагистрали оштрафуют на 3000 рублей (сейчас – штраф в 1000 рублей);
- за опасное вождение оштрафуют на 3000 рублей (сейчас это вообще не наказывается);
- за перевозку ребенка без автокресла выпишут штраф от 3 до 5 тысяч рублей (сейчас ровно 3000 рублей);
- за попытку уклониться от требования остановки и скрыться от инспектора оштрафуют на 40 тысяч рублей или лишат прав на 3 года (сейчас это штраф от 500 до 800 рублей);
- за систематическое нарушение ПДД оштрафуют на сумму от 10 до 30 тысяч рублей или лишат прав на 1,5 года, сейчас такого штрафа нет;
- за управление спецтранспортом на дороге общего пользования выпишут штраф в сумме от 1 до 2 тысяч рублей;
- за парковку на газоне оштрафуют на сумму от 1 до 3 тысяч рублей (но возможно и предупреждение);
- за сброс мусора в неположенном месте полагается штраф в сумме от 2 до 3 тысяч рублей (а для бизнеса – штрафы выше плюс конфискация ТС);
- за езду после временного ограничения прав можно будет получить штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей.
Как видно, появится несколько новых составов нарушений – например, систематическое нарушение ПДД (когда водитель трижды за год проехал на красный сигнал светофора или не пропустил пешехода), опасное вождение (если просто – «игра в шашки» на дороге), парковка на газоне, и т.д. Из принципиально нового – наказание за езду после ограничения прав, об этом позже.
Что интересно, из КоАП полностью пропадает административный арест – Минюст так планирует гуманизировать законодательство, плюс сэкономить деньги государства и упростить работу полиции.
Процессуальный кодекс и не только
В нынешней версии КоАП и наказания, и процедура их вынесения и обжалования прописаны в одном документе. Минюст хочет разделить их – КоАП будет расписывать составы правонарушений и наказания, а Процессуальный кодекс об административных правонарушениях – описывать, как именно применяются все эти наказания.
И в проекте этого документа есть несколько важных пунктов. Так, штраф за негрубые нарушения, которые не оспаривает нарушитель, можно будет назначать в размере 1/3 от минимального наказания.
А скидку в 50% за быструю оплату штрафа хотят распространить и на другие составы административных правонарушений, которые не считаются грубыми. Даже если правонарушение будет грубым, но совершено впервые, штраф будет вынесен в размере половины минимального размера наказания.
А за несколько однотипных нарушений нельзя будет суммировать штрафы – он будет только один.
Правда, проекты и КоАП, и Процессуального кодекса на данный момент – лишь идея, они до сих пор не утверждены правительством (не говоря уже о внесении в Госдуму). Документы нужно согласовать буквально со всеми ведомствами, а также определить финансовый результат для бюджета – только тогда документы рассмотрит правительство.
При этом уже точно известно, когда и как будет работать новая процедура получения медицинских справок для водителей. Напомним, пару лет назад власти планировали ввести дорогостоящее CDT-исследование на алкоголизм, что сделало бы справку вдвое дороже, чем сейчас. В итоге от идеи ввести тесты для всех отказались, однако полностью их не отменили.
По новому проекту тестирование работать будет так:
- дополнительные лабораторные исследования будут обязательны для водителей и кандидатов в водители, имеющих признаки наркологических расстройств (это определит врач внешне) и для тех, кто получает права после лишения;
- исследование будет включать CDT-тест (определяет наличие хронического алкоголизма), а также химико-токсикологическое исследование на наличие следов запрещенных веществ;
- если экспресс-тест даст положительный результат, водителя отправляют на полноценное лабораторное исследование.
Все это заработает уже с 1 марта 2022 года – если, конечно, Минздрав не перенесет старт новой процедуры еще на какой-то срок.
И еще одно предложение принадлежит уже Минтрансу – там снова намерены оживить идею разделить всех водителей на «любителей» и «профессионалов», введя для них разные уровни подготовки в автошколах.
Идею поддерживает Общественная палата и представители автошкол, однако против выступает ГИБДД и Минэкономразвития.
Правда, до сих пор остаются вопросы к тому, какого качества подготовки будут выходить из автошкол водители, прошедшие «любительскую» версию обучения, и не будет ли их подготовка слишком любительской.
Что в итоге будет с техосмотром
Долгие обсуждения и дискуссии относительно обязательного техосмотра личного транспорта, наконец, завершились. Вместо большой реформы ТО, которая планировалась на 1 марта 2021 года водителям автоматически продлили диагностические карты, а затем – и вообще отменили техосмотр для большинства водителей.
Депутаты по предложению ГИБДД подготовили законопроект, отменяющий техосмотр для легкового транспорта, который используется в личных целях. Документ уже принят в первом чтении, и он предполагает, что личные автомобили и мотоциклы, принадлежащие частным лицам и не используемые в коммерческой деятельности, будут проходить техосмотр только при двух условиях:
- транспортному средству 4 года и более;
- ТС переоформляется в ГИБДД на нового собственника.
Кроме того, проходить техосмотр нужно будет при узаконивании переоборудования автомобиля (например, если автомобиль переводится на газовое топливо).
Соответственно, закон вводит обязанность проходить техосмотр, меняя владельца авто (сейчас для этого нужен полис ОСАГО, а его без техосмотра не выдают). При этом автомобиль проходит еще и осмотр у инспектора (тот сверяет номера кузова и агрегатов и проверяет наличие оригинальных комплектующих в автомобиле).
Также была инициатива ввести дополнительные скидки на ОСАГО для водителей ТС, которые пройдут техосмотр добровольно – но на данный момент об этом ничего не известно.
До сих пор не отменен закон, вводящий с 1 марта 2022 года штраф за езду на автомобиле без техосмотра. Штрафы, как планировалось, будут выписываться с камер фотофиксации – но после отмены техосмотра и штрафы, вероятно, тоже будут отменены.
Все новые штрафы ГИБДД 2022. Водителям мало не покажется (полная таблица)
Планируется ввести несколько новых штрафов для российских водителей, а также ужесточить наказание за ряд правонарушений
Илья Щербаков/ТАСС
Для водителей в 2022 году готовится ряд важных изменений. Так, для водителей придумали сразу несколько новых дорожных штрафов, а также решили ужесточить наказание за ряд правонарушений. Такие нововведения есть в проекте поправок к Кодексу об административных правонарушениях, который предлагает Министерство юстиции. С документом ознакомилась газета «Коммерсантъ».
Например, неоднократный отказ остановить автомобиль во время полицейской погони (если это создает угрозу жизни или здоровью граждан) будет стоить водителю штрафа в размере 40 тысяч рублей или лишения водительских прав на срок до трех лет. Сейчас штраф за это правонарушение составляет 500-800 рублей.
Еще одно важное изменение — рецидив с чрезмерным окрашиванием, который влечет за собой штраф в размере 3 000 рублей. За рецидив с нечитаемым, грязным номерным знаком водителю придется заплатить 5 тыс. бр, а также лишиться водительского удостоверения. Кроме того, штраф за парковку вне специально отведенных «карманов» увеличится с 1 до 3 тыс. рублей.
За перевозку детей без детского кресла придется заплатить 5 тыс. рублей вместо 3 тыс. рублей. Управление снегоходом, зефиром или мотоциклом на проезжей части грозит штрафом от 1 до 2 тыс. рублей.
Министерство юстиции также предлагает ввести временное ограничение водительских прав до решения суда. Наконец, в России может быть введен новый штраф в размере 3 тысяч рублей за опасное вождение. Хотя это определение появилось в дорожном законодательстве еще в 2016 году, наказание до сих пор не введено.
Таблица изменений
Изменения для водителей, заложенные в проекте нового КоАП | ||
Нарушение | Сколько сейчас | Что предлагают |
Повторное управление автомобиля с незаконной тонировкой | 500 руб. (Отдельной статьи нет) | 5 тыс. руб. и лишение прав до 3 месяцев |
Повторное управление машиной с нечитаемыми номерами | 500 руб. (Отдельной статьи нет) | 5 тыс. руб. и лишение прав до 3 месяцев |
Управление автомобилем лицом, лишенным прав | 30 тыс. руб. либо арест до 15 суток или обязательные работы 200 часов | 30 тыс. руб. или обязательные работы до 60 часов |
Повторное управление автомобилем лицом, не имеющим прав | 5-15 тыс. руб. (Отдельной статьи нет) | 20-30 тыс. руб. или обязательные работы 40-60 часов |
Езда в пьяном виде с ребенком в салоне | 30 тыс. руб. и лишение прав до 2 лет | 50 тыс. руб. и лишение прав до 3 лет |
Превышение скорости на 60-80 км/ч | 2-2,5 тыс. рублей или лишение прав до полугода | 2-5 тыс. рублей или лишение прав до полугода |
Перевозка ребенка без автокресла | 3 тыс. руб. | 3-5 тыс. руб. |
Движение на тихоходе или остановка на автомагистрали за пределом специальной стоянки | 1 тыс. руб. | 3 тыс. руб. |
Опасное вождение | — | 3 тыс. руб. |
Систематическое грубое нарушение ПДД (три и более нарушений в течение года) | — | 10-30 тыс. руб. или лишение прав до 1,5 лет |
Неоднократный отказ остановить машину по требованию полиции | 500-800 руб. (Отдельной санкции нет) | 40 тыс. руб. или лишение прав до 1,5 лет |
Мойка автомобиля на газоне | — | 1-3 тыс. руб, или предупреждение |
Езда по дорогам общего пользования на снегоходах, болотоходах и т.д. | — | 1-2 тыс. руб. |
Сброс мусора из машины | — | 2-3 тыс. руб. |
Управление машиной после временного ограничения прав | — | 1-3 тыс. руб. |
Топ-5 изменений правил для автомобилистов в 2022 году
Также с 1 марта выступают в силу новые правила получения медицинских справок.
Теперь водителей, у которых врач обнаружил клинические признаки наркотической зависимости (тремор рук, следы инъекций на венах, чрезмерно низкий пульс и т.д.), будут направлять на обязательный лабораторный анализ мочи.
Если в биоматериале найдут наркотики, то гражданину не выдадут медицинскую справку, необходимую для обмена, получения или возврата водительских прав.
Тут стоит немного обратиться к истории. Новые правила медицинского освидетельствования Минздрав подготовил еще в 2019 году.
Планировалось проверять кандидатов в водители на хронический алкоголизм с помощью дорогостоящих CDT-тестов.
Однако проект раскритиковал Владимир Путин (в ряде регионов перемены могли спровоцировать существенный рост цен на справки — до 5 тыс. руб.) и документ отправили на доработку.
Из последней редакции в результате исчезло упоминание о CDT-исследовании. При этом меняется процедура исследования мочи на содержание в ней наркотиков по решению нарколога.
Сейчас предусмотрено два этапа: предварительный химико-токсикологический анализ (тесты, позволяющие определить наличие в организме опиатов, каннабиноидов, кокаина, барбитурата и т.д.
) и лабораторное исследование, которое проводится в случае положительного экспресс-теста.
Нарколог теперь сможет отправить кандидата на прохождение дополнительных анализов, если выявит не менее трёх клинических признаков.
Среди них: «неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм», «ускорение или замедление темпа мышления», «эмоциональная неустойчивость», заторможенность, сонливость или возбуждение, тремор рук, а также признаки «внутривенного введения веществ», включая следы от инъекций, и целый ряд других признаков. То есть врачу не обязательно будет тратить время на проведение экспресс-тестов, к более серьёзным анализам специалист сможет перейти, визуально оценив состояние кандидата.
«Действительно, указанные признаки являются показателем последствия употребления наркотиков или алкоголя, в том числе так называемый синдром отмены. Подобные исследования проводились и раньше, просто сейчас это станет более законно, регламентировано.
Это дополнительный гарант безопасности – если у врача возникнут подозрения, что кандидат на получение водительских прав употребляет наркотики или алкоголь, он сможет наверняка узнать, отправив человека на дополнительные анализы.
Это поможет исключить ошибку», – считает врач-нарколог, психолог Сергей Зайцев.
При этом собеседник «Югополиса» заметил, что все сомнения решаются в пользу пациента. То есть если внешние признаки совпадают, но анализы ничего не показали, – кандидат получит медицинскую справку о соответствии.
В таком случае наличие вышеописанных симптомов может быть простым совпадением.
Но что делать, если будущий водитель всё же окажется наркозависимым, но предусмотрит возможное прохождение анализов и не будет ничего употреблять, скажем, в течение недели? Как бороться с этим, неясно.
Некоторые эксперты в то же время считают перечень «клинических признаков» чрезвычайно «субъективистским».
Собеседник «Коммерсанта» директор Центра по лечению наркотической и алкогольной зависимости Михаил Зобин предположил, что врачам будет сложно работать с документом.
Он задался вопросом: «Если ничего не выявлено, но есть лишь клиническая картина, что должна будет подтвердить лаборатория? Что должен будет писать врач в направлении: возможное наличие всех возможных наркотических веществ?»
Штрафы, ОСАГО и техосмотр — Какие важные изменения и новые штрафы ждут водителей в 2022 году?
2022 год очень богат на различные нововведения для автомобилистов. Главным из них можно назвать отмену обязательного техосмотра для личного транспорта. Кроме того, не стоит забывать об увеличении цен на ОСАГО, новом КоАП, где прописаны штрафы за опасную езду, и запуске приложения «Мобильный инспектор».
Отменили, но не для всех
30 декабря 2021 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому обязательный техосмотр больше не нужен личным легковым автомобилям и мотоциклам. Таким образом, проходить его просто из-за истечения срока действия диагностической карты не понадобится.
Техосмотр будет нужен при продаже автомобиля старше четырех лет. Кроме того, автомобилисты, которые все же оформили карту, будут освобождены от проверок состояния машины на дороге, которые входят в обязанности сотрудников ГИБДД.
Впрочем, даже при наличии карты проверка состоится, если инспектор визуально обнаружит «признаки неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Для коммерческого транспорта и некоторых других транспортных средств техосмотр все еще остается обязательным мероприятием. И это касается не только таксистов. То есть, лица, работающие, например, курьерами, или использующими свой автомобиль в служебных целях, должны иметь на руках действующую диагностическую карту.
Принятие указанного закона предполагает корректировку нормы о штрафах за отсутствие техосмотра, вступающей в силу с 1 марта 2022 года. В КоАП пока не включены поправки, которые бы их отменили, а сроки их внесения неясны. Кроме того, эксперты прогнозируют массовое закрытие пунктов прохождения техосмотра – их доходы резко сократятся, и рентабельность упадет.
Обновленный КоАП
Предполагается, что в 2022 году наконец начнет действовать новый Кодекс об административных правонарушениях, разработка которого продолжалась два года. Минюст переработал, в том числе, и нормы, актуальные для автомобилистов.. Изначально планировалось, что документ будет принят еще в 2021 году, но сроки затянулись. Кодекс вновь направят на доработку.
Если говорить о нововведениях конкретно, одной из ключевых новых норм станет лишение водительского удостоверения за три грубых нарушения, допущенных в течение года. Наказание ждет и водителей, управляющих машинами с нечитаемыми номерными знаками – им грозит штраф в размере 3 тысяч рублей.
Новый КоАП вводит в правовое поле понятие «опасного вождения», которое означает нарушение правил маневрирования и перестроения более двух раз подряд с риском возникновения ДТП. За это предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей. До 40 тысяч рублей возрастает взыскание за неостановку по требованию инспектора ГИБДД.
Ужесточение наказаний коснется и нарушителей-рецидивистов: за повторное управление транспортным средством без прав придется заплатить штраф в размере 20-30 тысяч рублей или отработать 40-60 часов обязательных работ. Превышение скорости более чем на 60 километров в час будут наказывать штрафом в размере 2-5 тысяч рублей или лишением прав на срок до полугода.
- «Подорожает» и нестандартная тонировка, мойка машин на газоне и выезд тихоходных транспортных средств на автомагистраль.
- Отдельно от перечисленных поправок в КоАП в Госдуме рассмотрят инициативу по установлению штрафа за мусор, выброшенный из автомобиля.
- Реальный срок за нарушения
В Совфеде одобрили введение уголовной ответственности для автомобилистов-лихачей. Такое решение сенаторы приняли в конце декабря.
Наказание может ждать водителей, которые выезжают на полосу встречного движения или на встречные трамвайные пути, а также тех, кто превышает разрешенную скорость более чем на 60 километров в час, если ранее автомобилист уже допускал аналогичные нарушения дважды и был лишен за это водительских прав.
Виновник может получить крупный штраф в размере 200-300 тысяч рублей или заработной платы за 1-2 года. Также ему «светит» лишение свободы на срок до трех лет и отстранение от права занимать определенные должности на аналогичный период.
- Эксперты считают, что целесообразнее всего придать этому проекту законную силу после появления нового КоАП, чтобы уголовная норма не начала действовать раньше, чем административная.
- К слову, на стадии обсуждения против указанного законопроекта высказывались Верховный и Конституционный суды, однако депутаты посчитали, что он необходим.
- Привлечь автомобилиста к ответственности можно будет при условии визуальной фиксации проступка инспекторами ГИБДД, а камера фото- видеофиксации не будет учитываться как доказательство.
Осенью кабмин предложил ввести уголовную ответственность и пожизненного лишения прав для нетрезвых водителей. Предполагается, что у них будут лишать не только водительского удостоверения, но и права на управление самоходной техникой, катерами, яхтами и летательными аппаратами при наличии таковых. К рассмотрению этого правительство вернется в 2022 году.
«Народный инспектор»
В 2022 году планируется запустить специальное мобильное приложение «Народный инспектор». Оно откроет гражданам возможность фиксировать нарушения ПДД и наказывать водителей-нарушителей штрафами. Чтобы данная мера могла функционировать, необходимо предварительно внести коррективы в законодательство. В нынешних условиях такие штрафы легко оспариваются.
Приложение будет создано на базе «Помощника Москвы». Его пользователи смогут жаловаться на неправильную парковку и прочие нарушения. Жалобы, поступающие через сервис, станут основанием для оформления штрафа.
- На данный момент без составления протокола оформляются только штрафы по нарушениям, зафиксированным дорожными камерами.
- Не все автоэксперты считают данное новшество целесообразным: некоторые выступили против нововведения, поскольку, по их мнению, оно может вызвать лишнее социальное напряжение.
- Реформы ОСАГО
В 2022 году водителям предстоит столкнуться со значительными изменениями в законе об ОСАГО.
После Нового года начнут действовать поправки, связанные с обязательным страхованием автомобилей, которые используются инвалидами в соответствии с медицинскими показаниями.
В частности, при заключении договора ОСАГО нужен будет СНИЛС инвалида или его законного представителя. Также изменится порядок получения инвалидами компенсации части страховой премии.
С 9 января начинает действовать указание ЦБ, увеличивающие границы тарифного коридора по ОСАГО для легковых авто на 10%. Для автобусов увеличение составило 5%, а для такси – 30%. Поднимаются и региональные коэффициенты, а также коэффициенты, зависящие от возраста и стажа водителя.
В зимнюю сессию Госдума рассмотрит поправки к закону «Об ОСАГО», касающиеся увеличения лимита выплат по ущербу жизни и здоровью в случае ДТП с 500 тысяч до 2 миллионов рублей. На обсуждение выносится и вопрос о введении в автогражданское страхование расчета компенсации после ДТП без учета износа поврежденных комплектующих.
Как указывают в Российском союзе автостраховщиков, эти изменения приведут к повышению стоимости полисов на 60%. ЦБ прогнозирует рост на 20-25%.
Госдума также рассмотрит возможность появления в полисе дополнительных платных опций, которые будут покрывать ущерб от повреждения автомобиля из-за плохих дорог или падения деревьев и сосулек.
Вопрос с медсправкой
Минздрав России вводит новый порядок проведения обязательного медосвидетельствования водителей и тех, кто только собирается получить водительское удостоверение. Соответствующий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Как и до этого, комиссию должны пройти те, кто планируете сдавать экзамен на получение водительского удостоверения, и водители, меняющие права, а также те, кто возвращает документ после лишения за управление транспортом в пьяном состоянии или за отказ от медосвидетельствования.
Автомобилисты, которые временно остались без прав из-за управления транспортным средством в нетрезвом состоянии, помимо стандартного визита к окулисту, терапевту, наркологу и психиатру должны будут сдать анализ: мочу для проведения экспресс-теста на содержание психоактивных веществ или же мочу и кровь для лабораторных исследований на определения регулярной алкогольной нагрузки. В случае положительного результата пройти комиссию не удастся.
Рост цен
Те, кто не успел приобрести новую машину в 2021 году и отложил покупку на 2022, могут пожалеть. Впрошлом году цена новой «легковушки» в России в среднем увеличилась на 23% без учета накруток со стороны дилеров. Если принять во внимание еще и дополнительные опции, получится, что автомобили подорожали на 35-40%.
Эксперты считают, что тенденция продолжится и в наступившем году. Никуда не делся дефицит полупроводников, а значит, новые машины все еще будут в дефиците у дилеров, а на вторичном рынке сохранится повышенный спрос. По предварительным прогнозам, рост может составить 10-20% и коснуться как новых, так и подержанных автомобилей.
Сложившаяся ситуация приведет к росту рынка подержанных авто, пригнанных из европейских стран. Особенно активно транзит будет идти через Белоруссию, где существует скидка на растаможку в размере 50% для отдельных категорий граждан.
Законное вскрытие
Автомобилистов коснутся и изменения, внесенные в закон «О полиции», вступившие в силу 21 декабря 2021 года. Теперь правоохранители могут разбивать стекла автомобилей и взламывать их замки.
Право на вскрытие машины появляется у полицейских в том случае, если они имеют основания полагать, что там находятся боеприпасы, оружие или наркотики.
Также такие полномочия дает им сообщение о готовящемся теракте.
Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, смогут на законных основаниях взломать автомобиль, за рулем которого находится нетрезвый водитель, отказывающийся покидать транспортное средство.
При взломе машины в отсутствие собственника полицейские должны в течение суток уведомить об этом владельца автомобиля и обеспечить сохранность транспортного средства и вещей, которые там находятся.