Общение с инспектором ДПС — неотъемлемая часть жизни водителей в России. Поэтому водителям особенно важно знать, на что именно имеют право инспекторы на дороге.
Права и обязанности сотрудников ГИБДД регулируются несколькими документами. К ним в первую очередь относятся Правила дорожного движения (ПДД), федеральный закон «О полиции» и приказ МВД № 664. Важно то, что в них постоянно вносятся поправки, из-за чего у водителя нередко возникают сомнения в законности действий представителя власти.
Важно отслеживать готовящиеся изменения в законодательство, ведь они прямо влияют на то, что будет можно делать инспекторам ДПС. Drom.ru подготовил небольшой обзор планируемых поправок. Ведь если их примут, то уже скоро гаишники на дорогах смогут…
Забирать СТС у водителей
У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена.
К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.
До 2018 года сотрудники ГИБДД имели право снять с автомобиля регистрационные знаки, например, из-за слишком сильной тонировки или отсутствия полиса ОСАГО. Теперь данная норма может вернуться, только в новой форме: вместо «скрученных номеров» водителю дадут трое суток на устранение неисправностей, а если он не справится — заберут СТС
Если же водитель за три дня не справится с вынесенным предписанием, у него уже конфискуют Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Причем если автомобилист проигнорирует и это решение, его можно будет привлечь по уже действующей ст. 12.
3 КоАП, грозящей штрафом 500 рублей и помещением автомобиля на штрафстоянку.
«Запрещать эксплуатацию автомобиля и давать 72 часа на устранение неисправности — более эффективная и правильная мера, чем “гонять” всю страну на так называемый техосмотр автомобиля, — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
— Реализация этого предложения должна быть увязана с реформой техосмотра. После внедрения этой процедуры техосмотр можно было бы сделать либо добровольным, либо совместить с техническим обслуживанием автомобиля», — пояснил Шкуматов корреспонденту Дрома.
Подчеркнем, что пока норма о запрете эксплуатации ТС инспектором ГИБДД и изъятии СТС — это лишь предложение МВД, которое в случае одобрения правительством внесут на рассмотрение Госдумы только в 2021 году.
Однако весьма вероятно, что законопроект будет принят.
Власти усиливают контроль за выдачей диагностических карт и техническим состоянием автомобилей, поэтому расширенные полномочия инспекторов ГИБДД вполне укладываются в текущую логику.
Проводить экспресс-тесты на алкоголь
Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты.
Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников.
По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.
«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.
Экспресс-тесты на алкоголь и наркотики часто применяются в других странах, например, в Европе. Но там они используются в рейдах при сплошных проверках. Важно и то, что такие проверки не имеют юридических последствий — как правило, при положительном результате водителя все равно ждет медосвидетельствование
Чтобы инспекторы ГИБДД смогли воспользоваться новой функцией, властям придется внести изменения в правила освидетельствования на опьянение.
В настоящее время уже готов текст законопроекта, который в апреле 2020 года планировалось обсудить в Общественной палате.
Из-за коронавируса обсуждение было отложено на неопределенный срок, хотя оно необходимо, ведь к эффективности самих экспресс-тестов есть вопросы.
«Данная мера подстегнет коррупцию и производство фальшивых тестов, которые всегда будут показывать положительный результат, — уверен Петр Шкуматов.
— Либо это будет работать следующим образом: поскольку никаких протоколов не составляется, в случае если тест окажется положительным, инспектор ГИБДД будет смотреть на автомобилиста честными глазами, говорящими: “Дальше продолжать будем?!”, — пояснил координатор «Синих ведерок» Дрому, отметив, что в наших условиях подобное тестирование будет неэффективным.
https://www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc
Идея экспресс-тестов в конечном счете глубоко порочна — соглашается адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Многие сотрудники ДПС уже сейчас используют (конечно, незаконно) портативные алкотестеры (личные и никем не сертифицированные), которые зачастую показывают наличие опьянения даже у закоренелого трезвенника. Как в этом случае далее «решается вопрос» — всем известно.
Если узаконить использование экспресс-тестов, это однозначно станет еще одной возможностью имитировать выявление у водителя опьянения и наверняка будет использовано как очередной повод для вымогательства взяток на дорогах», — пояснил Радько Дрому.
В свою очередь отметим, что МВД не отказалось от своих первоначальных планов внедрения экспресс-тестов на опьянение водителей и будет добиваться рассмотрения и принятия соответствующего законопроекта в 2021 году.
Конфисковывать автомобили
Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства.
Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись.
Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.
Предложение отбирать автомобили у пьяных водителей — не новое. Аналогичные законопроекты уже вносились в Госдуму в 2012 и 2014 годах, однако были отклонены.
В 2019 году инициативу вновь подняли: соответствующий проект закона был направлен на согласование в правительство, но Госдумой он так и не рассматривался.
Теперь же из-за резонансных «пьяных» аварий — в том числе с участием Михаила Ефремова — предложение получило дополнительный импульс и, вполне вероятно, будет внесено в Госдуму в виде законопроекта.
Дром уже рассказывал, какие серьезные недостатки имеет предложение конфискации автомобилей у пьяных водителей.
К примеру, под удар попадут собственники ТС, которые далеко не всегда являются водителями, а часть российских граждан — такие как прокуроры и судьи — и вовсе будет выведена из-под действия закона.
Тем не менее шансы, что изменения в КоАП и УК РФ все же будут приняты в 2021 году, довольно высоки.
Вскрывать автомобили (но не у всех)
А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.
Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.
В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.
Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько уверен, что норма нуждается в уточнении и корректировке, иначе из-за расплывчатых формулировок будет применяться не только во благо.
«Например, как и каким образом сотрудник полиции через закрытые окна и двери автомобиля будет определять, что водитель находится в состоянии опьянения? Или [как определить] наличие груза, запрещенного или ограниченного в гражданском обороте?», — отметил Радько в разговоре с Дромом, добавив, что обеспечить силами полиции сохранность уже вскрытых автомобилей, особенно в случае массовых беспорядков или ЧС, также вряд ли будет возможно.
Взимать долги по штрафам с иностранцев
Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана.
В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д.
Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.
«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая.
Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.
Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.
Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца.
К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е.
в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.
Главная проблема при привлечении иностранцев к ответственности за нарушение ПДД в России — отсутствие правовых механизмов.
Даже если собственник ТС получит российское «письмо счастья», его, по сути, можно просто проигнорировать: ни МИД РФ, ни Погранслужба ФСБ России не занимаются наказанием водителей-должников, а юрисдикция российских судебных приставов на другие страны не распространяется.
Что же касается взаимодействия с исполнительными инстанциями других стран, то оно пока что не налажено даже в рамках ЕАЭС, что уж говорить про дальнее зарубежье
В Госавтоинспекции о сложившейся ситуации знают, поэтому сейчас прорабатывается дорожная карта мероприятий, которые позволят активно привлекать заграничных лихачей к ответственности — то есть в первую очередь «пробивать» иностранные ТС на наличие неоплаченных штрафов. Правда, быстрого введения данных мер ждать все же не стоит: существующая карта мероприятий рассчитана до 2022 года.
Как видите, уже скоро возможности сотрудников ГИБДД существенно расширятся. Вводимые меры вызывают смешанные чувства: некоторые из них выглядят вполне логично, да и в большинстве стран полицейские ими активно пользуются. С другой стороны, часть запланированных нововведений вызывает обоснованное беспокойство — главным образом из-за возможной коррупционной составляющей.
Фото Дрома, фотобанка Лори и из открытых источников
Что может изъять инспектор ГИБДД
Незнание законов не освобождает от ответственности: если водитель не знал о том, что везет что-то запрещенное или не знал, что право владения таким грузом надо подтверждать документально, он ответит по всей строгости закона и, конечно же, лишится того, что вез в своем багажнике. Поговорим о том, что именно может изъять инспектор ГИБДД.
Есть несколько случаев, когда сотрудник Госавтоинспекции может на законных основаниях изъять у автомобилиста его водительское удостоверение непосредственно в том месте на дороге, где он и остановил его автомобиль.
Такое возможно, если сотрудник ГИБДД имеет веские основания полагать, что сам документ имеет сомнительную подлинность.
И если сомнения оказались не беспочвенными, то в этом случае такое нарушение рассматривается как уголовное преступление.
Пять главных ошибок, которые могут убить кондиционер автомобиля
Другой случай, когда представитель ГИБДД может отобрать права у автомобилиста — это когда тот был лишен удостоверения по суду, но не стал добровольно сдавать документ в Госавтоинспекцию и продолжает пользоваться своими водительскими правами. Когда при проверке документа по базе данных сотрудник Госавтоинспекции обнаруживает этот факт, он имеет полное право изъять права у нарушителя.
В ряде случаев полицейский вправе изымать и сам автомобиль.
Так он может поступить, если задержанная машина находится в технически неисправном состоянии (например, у него повреждены элементы тормозной системы), а также тогда, когда обнаружилось, что на автомобиле установлены поддельные номерные знаки. И конечно же, если сотрудник Госавтоинспекции остановил водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, то он также может изъять его автомобиль.
Перевозка в автомобиле оружия любого типа возможна только при наличии у водителя документов, разрешающих владения такого рода предметом. В противном случае представители ГИБДД имеет право изъять оружие на месте.
Специальное разрешение на хранение и перевозку необходимо водителю, если он осуществляет транспортировку взрывоопасных материалов, взрывчатых веществ и биоматериалов.
Иначе сотрудник Госавтоинспекции по осмотре автомобиля имеет право изъять такого рода груз, если на него нет никаких документов.
Также и с наркотическими веществами. Даже небольшое количество наркотиков, обнаруженных в автомобиле, сотрудник Госавтоинспекции изымает и приобщает к уголовному делу, которое в этом случае и заводится на водителя.
Действие подлежащих замене водительских прав продлили до конца года
Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль и обнаружил в нем охотничий трофей или, например, улов рыбы, это также создаст проблемы водителю. Если это произошло в период, когда охота еще не открылась, это означает, что дикий зверь или птица были убиты незаконно.
Тем более, если водителя остановили на территории заповедника или неподалеку от охраняемого водоема — все это указывает то, что он занимался незаконным промыслом.
В этом случае, инспектор должен изъять добытые трофеи, а автомобилист — приготовиться отвечать за такое нарушение по всей строгости закона.
Добавим, что сотрудник полиции имеет право осматривать автомобиль и его груз с участием водителя при подозрении в том, что это транспортное средство используется в противозаконных целях.
Также осмотр может проводиться на основе ориентировок, которые указывают на то, что автомобиль или его груз используются в противоправных целях.
Важно помнить, что при досмотре автомобиля и содержимого его багажника сотрудник ГИБДД должен составить соответствующий акт, отразить в нем все результаты осмотра и предоставить копию водителю.
7 предметов, которые гаишник вправе изъять у водителя
Фото https://electronicks.ru
Незнание закона не освобождает граждан от ответственности, в связи с чем каждый водитель должен знать, какие вещи можно перевозить, а какие нельзя. Ведь за багаж в автомобиле отвечает тот, кто сидит за рулем. Если вдруг гаишник обнаружит в машине запрещенные предметы, то он в праве их изъять, а на водителя завести уголовное дело.
Изъятие отличается от конфискации тем, что первая процедура проходит в досудебном порядке, а вторая — только после решения высшей инстанции. Чаще всего водители несут ответственность за перевозку вещей, на которые требуются определенные документы. Без них это имущество становится запрещенным. Хотя инспектор ДПС в праве изъять и сами документы…
Документы
В определенных случаях представитель закона может удержать водительское удостоверение. Например, этого не избежать, если у него возникнут сомнения в подлинности документа. А кроме того, в/у заберут, когда нарушитель лишен права управления, но удостоверение не сдано, и он продолжает с ним ездить. Как и в остальных случаях, при изъятии в обязательном порядке оформляется протокол.
Оружие
Не стоит сомневаться, что полицейские непременно изымут оружие любого типа, если на него требуются соответствующие документы, а они у водителя отсутствует. Напомним, что на холодное оружие, газовые баллончики и пневматические пистолеты с дульной энергией не выше 7,5 Дж сопроводительные бумаги не требуются.
«Оружие, наркотики, взрывчатые вещества в машине имеются?» — такой вопрос полицейского совсем непраздный. Обнаружив в автомобиле хоть самое ничтожное количество наркотических средств, их обязательно изымут и приобщат к уголовному делу, которое заведут на водителя. Даже если их кто-то подкинул.
Запрещенная химия и биоматериалы
То же самое произойдет, если стражи порядка найдут в машине запрещенные опасные вещества без соответствующих документов. Это могут быть взрывчатые, пожароопасные, отравляющие и ядовитые материалы. Не сомневайтесь — обнаруженная в багажнике емкость с человеческой почкой также уйдет в полицию, как и другие человеческие органы, перевозимые без необходимых документов.
Убитый дикий зверь, обнаруженный в багажнике во время запрета охоты или на территории охраняемого природного заповедника, будет считаться доказательством противозаконного промысла, если у вас не будет на трофей соответствующих документов. Так же, как и нелегальный улов рыбы, найденный в машине, если вас остановили в районе охраняемого водоема, станет поводом для изъятия и прочих неприятностей.
Вещественные доказательства
В конце концов, любая вещь, которая является предметом совершения административного или уголовного нарушения, или представляющая собой вещественное доказательство — также подлежит изъятию. Только в этом случае у стражей порядка должны быть веские аргументы, о которых он должен сообщить.
Автомобиль
У полицейских найдется достаточно много оснований для удержания самого транспортного средства. Причиной может быть нарушение определенных ПДД (нетрезвое состояние водителя, фальшивые номера и прочее), либо долги перед физическими или юридическими лицами. В первом случае автомобиль подлежит изъятию, во втором — аресту.
Какие санкции за неправильное пользование аварийной сигнализацией Какие санкции за неправильное пользование аварийной сигнализацией
«Подскажите, имеет ли право сотрудник полиции осуществлять досмотр автомобиля? В каких случаях он может быть произведен? Какими нормативными правовыми актами это регламентировано? Чем отличается досмотр от осмотра?»
06 Сентября 2020 12:00
На вопрос отвечает начальник правового отдела МВД по Республике Мордовия полковник внутренней службы Елена Анисимова.
Осмотр и досмотр транспортных средств производится сотрудниками ГИБДД в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 года № 664 (в дальнейшем регламент ГИБДД).
Проведение досмотра и осмотра автомобиля по правилам — один из наиболее спорных моментов в законодательстве о дорожном движении.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее- КоАП РФ) и регламентом для ГИБДД, сотрудники полиции имеют право проводить досмотр и осмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр пассажиров и личных вещей.
Основная цель этих действий — обеспечение безопасности дорожного движения. По своему значению, функционалу и особенностям осмотр и досмотр отличаются.
Осмотру и досмотру автомобилей сотрудниками ГИБДД предшествует остановка транспортного средства.
В соответствии с регламентом для ГИБДД, основанием для остановки транспортного средства являются проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз (пункт 84.13. данного административного регламента).
- В соответствии с пунктом 197 регламента для ГИБДД, основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:
- — ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях;
- — необходимость проведения проверки маркировочных обозначений транспортного средства и сверки их с записями в регистрационных документах;
- — наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в сопроводительных документах на перевозимый груз.
- Полиции (в данном случае ГИБДД) для выполнения возложенных на нее обязанностей статьей 13 Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее- Закон) предоставляются следующие права:
- — останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
- — осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
- — задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
- — временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;
- — временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
- — при осмотре транспортного средства и груза, находящегося под таможенным контролем, сотрудник Госавтоинспекции сверяет данные таможенных документов с клеймами пломб.
- О проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.
- Осмотр транспортных средств (визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза) сотрудниками ГИБДД производится на основании пунктов 198 – 201 административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 664 (регламента для ГИБДД).
- Осмотр транспортного средства, перевозимого груза осуществляется с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы.
При этом инспектор не может самостоятельно открывать дверь и разглядывать, что находится в салоне автомобиля. Он проводится без участия понятых и, чаще всего, без применения технических средств (хотя их применение не исключается).
Водителю при этом предлагается добровольно предоставить сотруднику полиции возможность визуально осмотреть транспортное средство и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные.
Результаты осмотра отражаются в акте в произвольной форме.
При простом осмотре инспектор может выявить лишь очевидные нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств. Например, неработающую светотехнику, несезонные шины, непристегнутых пассажиров, отсутствие детских кресел, нарушения правил крепления и перевозки грузов.
В случае отказа водителя добровольно предоставить возможность визуального осмотра при наличии оснований сотрудник полиции вправе произвести досмотр.
Как во время осмотра, так и досмотра своей автомашины, владелец вправе вести видеосъемку действий полиции. Также и сотрудники полиции имеют право осуществлять видеосъемку проводимых мероприятий.
Под досмотром понимается обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности (статья 27.9 КоАП РФ).
Досмотр более серьезная процедура, чем осмотр. Ее цель — глубокое исследование транспортного средства. Сотрудник ГИБДД имеет право открывать капот, багажник и двери.
При этом он не может прикасаться руками к вещам, которые находятся в досматриваемом автомобиле, особенно к сумкам, пакетам, барсеткам водителя и пассажиров. Такие действия уже считаются обыском, а для него нужны совершенно другие основания.
Досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых и сопровождаться составлением протокола. Автолюбитель вправе узнать цель досмотра.
В соответствии с п.1 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
В соответствии с п.1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
- Никаких иных оснований для проведения досмотра законом не предусмотрено.
- Для проведения досмотра у должностного лица должны быть достаточные основания предполагать, что будут обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения.
- Досмотр транспортных средств сотрудниками ГИБДД производится на основании пунктов 202 – 213 административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 664 (регламента для ГИБДД).
- Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением, так как данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения.
Применение мер административного пресечения сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, поэтому согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ они применяются только в случаях, установленных КоАП РФ.
В частности, осуществление досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, сопряжено с ограничением отдельных имущественных правомочии права пользования, права распоряжения движимым имуществом или недвижимостью.
Применение мер административного пресечения допускается только в случаях, когда невозможно осуществление иных предусмотренных КоАП РФ процессуальных действий, не сопряженных с ограничением прав и свобод человека.
Если в результате досмотра должностное лицо не обнаружит орудия совершения либо предметы административного правонарушения, то такой досмотр является незаконным. В таком случае у досмотренного лица возникает возможность обратиться с иском в суд о возмещении вреда, причиненного незаконным задержанием.
Поэтому важно в протоколе досмотра достоверно указывать время начала и окончания досмотра. При оценке размера компенсации вреда суд будет исходить, в том числе, из сроков задержания.
Досмотр осуществляется только в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Понятой — это любое незаинтересованное лицо, которое не является сотрудником полиции.
В присутствии понятых составляется протокол и должностное лицо проводит досмотр. В связи с тем, что досмотр проводиться должностным лицом, оно самостоятельно открывает капот, багажник, достает вещи, распаковывает сумки и т.д. Досматриваемое лицо не должно вмешиваться в процесс досмотра.
Ни осмотр, ни досмотр не могут проводиться просто так – «из любопытства». Для проведения осмотра, а тем более досмотра всегда должна быть причина, о которой следует спросить представителя органа власти и которую вам должны назвать.
Иногда осмотр может дать причины для проведения досмотра. К примеру, при подготовке к авиаполету вещи пассажиров проходят осмотр, при помощи технических средств (рентгеновского аппарата, газового анализатора, металлоискателей и прочей аппаратуры).
В процессе осмотра вас могут попросить открыть сумку и показать предмет, вызывающий сомнение.
А если у сотрудников службы безопасности полета или таможни появятся основания, они могут провести досмотр с соблюдением определенной процедуры и в присутствии понятых.
Изъятие автомобиля на специализированную стоянку (эвакуация на штрафстоянку)
К сожалению, водители не всегда соблюдают ПДД: управляют автомобилем в нетрезвом состоянии или не имея водительских прав, паркуются в неположенном месте и так далее. И тогда их поведение на дороге несет угрозу для других участников движения или создает им существенные затруднения.
Поэтому для обеспечения безопасности дорожного движения более целесообразно транспортное средство перевезти в то место, где водитель не сможет им воспользоваться, пока не будет устранено нарушение, или виновное лицо привлечено к ответственности.
Для этого и применяется эвакуация автомобиля на штраф стоянку.
Эвакуация автомобиля может проводиться по Кодексу об административных правонарушениях или по Уголовному кодексу. В обоих случаях различаются основания, порядок эвакуации и хранения, порядок возврата.
- По КоАП автомобиль эвакуируется на штрафстоянку в следующих случаях:
- Управление автомобилем в состоянии опьянения;
- Управление автомобилем без водительского удостоверения;
- Нарушение правил остановки и стоянки, неправильная парковка;
- Переделывание автомобиля под рекламную конструкцию;
- Нарушение правил перевозки крупных или опасных грузов.
При совершении иных правонарушений эвакуация автомобиля запрещается. Эвакуация должна происходить в присутствии двух понятых, причем это должны быть лица, не заинтересованные в деле. То есть понятыми не могут быть сотрудники ДПС или водитель эвакуатора. Об эвакуации составляется протокол, который должны подписать оба понятых. Соблюдение процедуры в этом случае крайне важно. Даже при одном нарушении этой процедуры эвакуация автомобиля может быть признана незаконной.
На время нахождения автомобиля на штрафстоянке он подлежит охране. К организации штрафстоянки и оформлению поступающих автомобилей предъявляется ряд требований.
Так, штрафстоянка должна быть оборудована шлагбаумом, местом для постоянного нахождения работника организации и видеокамерами. При поступлении автомобиля на стоянку производится осмотр, составление описи и опечатывание.
В опись вносятся не только сведения о марке и модели автомобиля, но и о его техническом состоянии и наличии видимых дефектов. Наличие этих сведений важно для определения того, кто будет нести ответственность за повреждения автомобиля.
Организация, осуществляющая охрану, несет ответственность только в том случае, если повреждения возникли во время нахождения автомобиля на стоянке. Собственник в этом случае может предъявить иск, и причиненный вред будет возмещен.
По общему правилу, оплачивает нахождение автомобиля на штрафстоянке собственник. Однако если автомобиль был эвакуирован незаконно, в том числе с нарушением процедуры, то расходы на оплату возмещаются из бюджета.
Автомобиль можно забирать после устранения причин задержания.
Для того, чтобы забрать автомобиль, нужно предъявить не только паспорт и водительские права, но и документы, подтверждающие отсутствие оснований для задержания.
На штрафстоянку часто поступают автомобили тех водителей, которые забыли водительские удостоверения дома. В этом случае ФИО водителя пробивается по базе ГИБДД, и водитель может вернуться домой за удостоверением и забрать автомобиль. В этом случае специального разрешения не требуется.
Бывают случаи, когда лицо не может забрать автомобиль: не имеет водительских прав или времени и так далее. Тогда забрать автомобиль может не член семьи или иное лицо. Для этого оно должно предъявить водительское удостоверение, полис ОСАГО, и квитанцию об оплате времени нахождения автомобиля на штрафстоянке. При этом доверенность от собственника транспортного средства предъявлять не нужно.
Если порядок эвакуации по КоАП знаком многим автовладельцам, то с изъятием автомобиля в качестве вещественного доказательства возникают проблемы. Они связаны с тем, что такие ситуации встречаются реже. Но это не означает, что порядок возврата в данном случае будет проще.
Автомобиль изымается не из-за совершения преступления, так как это еще нужно доказывать. В уголовном процессе он служит вещественным доказательством. Он подлежит изъятию тогда, когда из него можно узнать информацию, нужную для расследования дела или найти следы: отпечатки пальцев, оставленные вещи, запрещенные вещества. Автомобиль может быть изъят по следующим категориям уголовных дел:
- Повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
- ДТП, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть лица;
- Кража автомобиля;
- Угон. Он отличается от кражи тем, что в этом случае лицо не имеет намерения оставить автомобиль себе;
- Перевозка наркотических средств в этом автомобиле;
- И другие. Перечень преступлений не исчерпывающий, то есть автомобиль изымается, если он представляет интерес для расследования.
Порядок изъятия автомобиля строго регламентирован законом. Изъятие автомобиля осуществляется по постановлению следователя или дознавателя.
Это действие должно сопровождаться протоколом, в котором подробно описываются признаки и техническое состояние автомобиля. При изъятии автомобиля должны присутствовать двое понятых, не заинтересованных в расследовании.
То есть не могут быть понятыми оперативные сотрудники, следователь или члены семьи лица, у которого изымается автомобиль.
Далее автомобиль с помощью эвакуатора направляется на штрафстоянку. Так как он считается вещественным доказательством, то, по общему правилу, он подлежит хранению до вступления в силу приговора суда. Однако если он был исследован и больше не представляет интереса для расследования, он может быть возвращен владельцу. Для этого собственник должен подать ходатайство.
Место, куда оно подается, зависит от стадии расследования дела. Если по делу ведется предварительное расследование, то есть оно еще не поступило в суд, то ходатайство подается следователю или дознавателю. Отказ в возврате автомобиля может быть обжалован в суд.
Если же дело рассматривается в суде, то ходатайство может быть подано судье как устно на заседании, так и в письменной форме.
Пока по уголовному делу ведется производство, оплата штрафстоянки осуществляется из бюджета. И чем дольше автомобиль там находится, тем больше будет итоговая сумма.
Поэтому подача ходатайства подозреваемым или обвиняемым целесообразна уже через несколько дней после изъятия. Вопрос о том, кто оплачивает судебные расходы, разрешается уже в суде в зависимости от того, какой приговор выносится и чей автомобиль был изъят.
Если автомобиль принадлежит подсудимому, и он был признан виновным, то он обязан возместить в бюджет расходы, связанные с нахождением автомобиля на штрафстоянке.
Если же автомобиль принадлежит потерпевшему либо подсудимый был признан невиновным, то расходы на штрафстоянку они не несут. В любом случае следует руководствоваться положениями приговора о распределении судебных расходов.
Возврат автомобиля возможен только после вынесения следователем или судом постановления. Для возврата автомобиля со штрафстоянки нужно предъявить не только это постановление, но и водительские права и полис ОСАГО. Доверенность в этом случае также не требуется.
После возврата автомобиля со штрафстоянки на нем могут быть обнаружены повреждения. Ответственность за возмещение вреда, причиненного автомобилю, несет тот, по чьей вине этот вред был причинен.
Если автомобиль потерпевшего был поврежден до эвакуации на штрафстоянку и потерпевший доказал, что до преступления на нем не было этих повреждений, то вред возмещается осужденным.
Для выяснения момента возникновения повреждений используются фотографии и опись, изготовляемые при доставке автомобиля на штрафстоянку. Если повреждения возникли при нахождении автомобиля на ней, то за них отвечает организация, которая ее охраняет.
Чаще всего водителей интересуют именно финансовая сторона нахождения автомобиля на штрафстоянке, а именно то, кто оплачивает нахождение на ней автомобиля.
И этот вопрос решается по-разному в зависимости от вида процесса, и поэтому необходимо четко понимать особенности изъятия автомобиля применительно к каждому виду процесса. Но лучше, конечно, чтобы Ваш автомобиль не изымали.
А для этого нужно соблюдать ПДД. И не совершать преступлений.
Вещи и предметы, которые сотрудник ДПС может изъять у водителя
Фото с Яндекс картинок
При совершении правонарушения или во время обыска нередко сотрудники ДПС изымают у водителей различные вещи и предметы, а иногда — и сам автомобиль. Они обычно хранятся в ГИБДД до суда. Что именно могут забрать гаишники у автомобилиста? И как должна проходить данная процедура?
Изъятие только с составлением протокола
Важно знать, что изъять любую вещь или предмет у автомобилиста автоинспекторы могут только с составлением протокола. При этом изъятое обязательно должно храниться у них до суда или иного разбирательства.
Правда, на практике иногда такие вещи бесследно исчезают или могут быть повреждены. К этому нужно быть готовым каждому водителю, который подвергается данной процедуре.
Конечно, можно попробовать доказать порчу или утрату вещей, но обычно это бесполезно.
Также нужно знать, что по закону изымать могут далеко не все вещи, и только при наличии веских доказательств, что они перевозились в автомобиле незаконно или могут быть вещдоками при совершении преступления. Что же именно могут забрать гаишники?
Видеорегистратор или карту памяти из него
Если у водителя в автомобиле был установлен видеорегистратор, на котором мог быть зафиксирован момент ДТП или преступления, автоинспекторы могут забрать гаджет или карту памяти из него. Заснятое видео станет доказательством вины или невиновности автомобилиста в суде.
Оружие и запрещённые вещества
Нетрудно догадаться, что, если во время досмотра транспортного средства будут обнаружены запрещённые вещества или оружие, их обязательно изымут. Суда в этом случае, скорее всего, не избежать. Да и доказать невиновность водителя будет непросто, даже, если на самом деле эти вещи ему подбросили или он не знал об их присутствии в машине.
Фото с Яндекс картинок
Исключение может составлять охотничье или иное оружие, на которое у автомобилиста есть разрешение и иные необходимые по закону документы. Конечно, если оно не использовалось им при совершении преступления.
Добыча рыбаков и охотников
Пойманная рыба или туши убитых на охоте животных также изымаются у автовладельцев, если они не имеют соответствующих разрешений на отлов или отстрел.
Газ, бензин или иное топливо
Изымать при досмотре газ, бензин или иные виды топлива при досмотре автомобиля автоинспекторы могут лишь в том случае, если его количество превышает допустимые для обычной перевозки пределы. Например, для газа – это шесть баллонов. При этом должна присутствовать маркировка, что этот газ является бытовым.
Автомобиль
Фото с Яндекс картинок
Нередко сотрудники ГИБДД могут забрать на штрафстоянку до суда автомобиль, на котором могло совершаться преступление или грубое нарушение Правил дорожного движения. Например, так часто бывает, если водитель был нетрезв и совершил дорожно-транспортное происшествие. Кроме того, ДПСники могут использовать машину для погони за преступником или чтобы перегородить ему дорогу. Но такое случается очень редко.
Права водителя в случае осмотра и досмотра
Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может. Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.
Основания для осмотра:
- Есть ориентировка или информация, что машину используют для чего-то незаконного.
- Инспектор хочет сверить маркировку машины с документами.
- Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который числится по документам.
Других оснований для осмотра в регламенте нет.
При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи, не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила. Требуйте их соблюдать.
Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.
Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом. Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.
Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны свои основания.
Основания для досмотра:
- Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в законах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра. Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно признаков или подозрений в административных нарушениях.
- Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, если кого-то надо арестовать, или ищут беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе путем проверки машин. Если найдут — задержат.
Как проводится. Водитель и пассажиры должны выйти из машины. Выходить надо только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.
Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.
Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он при этом не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре.
Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС. Если надо, вскроют пломбы.
Результат. Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале. Нет протокола — нет досмотра.
В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения. Копию протокола должны выдать водителю.
Что потом. Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное. Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза. Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.
Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола. Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на свой телефон.