Модернизация первичного звена здравоохранения в 2021 году. Суть и сроки программы

Модернизация первичного звена здравоохранения в 2021 году. Суть и сроки программы

Алена Кондюрина для РБК

Об особенностях оснащения и модернизации первичного звена здравоохранения РБК+ рассказал генеральный директор Philips в России и СНГ Максим Кузнецов.

 — В октябре принято решение увеличить расходы на модернизацию первичного звена в рамках нацпроекта «Здравоохранение». Почему важно начать именно с него?

— Первичное звено — один из ключевых этапов в системе оказания медицинской помощи. Здесь формируется отношение человека к системе здравоохранения: если пациент сталкивается с долгим ожиданием и неэффективностью, у него пропадает желание обращаться в поликлинику.

Поэтому важно брать в рассмотрение психологический аспект — именно первичное звено определяет, насколько пациенту будет комфортно получать медицинскую услугу.

По данным исследования Philips «Индекс здоровья будущего», у 89% россиян нет желания идти к врачу, даже если на это есть веская причина (среднее значение по 15 странам — участницам исследования — 71%). Модернизация первичного звена поможет улучшить этот показатель.

Причем эффективное управление потоком пациентов в первичном звене не менее важно, чем современное оснащение лечебных учреждений. Длинная очередь в регистратуре отпугнет пациента, даже если клиника располагает самыми передовыми медицинскими технологиями.

Необходима грамотная маршрутизация и система электронных очередей. В России пользу подобной модернизации можно наблюдать на примере некоторых банковских и почтовых отделений.

И если в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов такая система уже практикуется, в регионах работа первичного звена еще нуждается в автоматизации.

Для качественной трансформации здравоохранения модернизация в первую очередь должна произойти в сознании людей, которые администрируют процессы.

— Без каких технологий сегодня невозможна ранняя диагностика в первичном звене?

— Можно выделить следующие основные тренды технологических инноваций в медицине: мобильность и портативность медицинских устройств, а также развитие телемедицины. Здравоохранение нуждается в решениях, которые повышают доступность, оперативность и качество медицинской помощи в клиниках и вне лечебных учреждений.

Например, с помощью наших решений на основе технологий удаленной диагностики фельдшер или врач может в онлайн-режиме запросить «второе мнение» более квалифицированных коллег и оказать помощь, не дожидаясь транспортировки пациента в клинику. Из-за протяженности территории России есть регионы, которые не всегда обеспечены доступом даже к базовым медицинским услугам.

Телемедицина особенно важна для таких регионов.

Актуально переоснащение учреждений первичного звена последними моделями КТ— и МРТ-сканеров, рентгеновских аппаратов и другого диагностического оборудования. Современная техника сильно отличается от разработанных 15–20 лет назад моделей. Передовые решения улучшают визуализацию и сокращают время исследования, это позволяет врачам быстрее ставить более точные диагнозы.

— Что будет способствовать своевременной и качественной модернизации поликлиник и районных больниц?

— Прежде всего необходимо четко понимать потребности определенного региона, города, поселка, клиники: следует определить, какие пациенты обращаются за медицинской помощью, в каком объеме услуга требуется в том или ином учреждении.

Например, в некоторых регионах России есть два или три кардиологических центра и только одна специализированная онкологическая клиника, ресурсов которой недостаточно, чтобы удовлетворить все запросы населения. Это неизбежно ведет к проблемам маршрутизации пациентов, которые нужно просчитывать еще на этапе планирования модернизации.

— Насколько, на ваш взгляд, эффективны сегодня в России процессы закупки оборудования?

— Закупки тщательно регулируются. Однако система здравоохранения часто сталкивается с потерей эффективности использования оборудования: многие клиники закупают технику без контракта на обслуживание.

Поэтому сервис не всегда производится своевременно, оборудование выходит из строя и простаивает, пока не будет разыгран конкурс на сервис. Это продолжительный и трудозатратный процесс.

В результате пациенты оказываются на длительное время лишены важной технологической помощи.

Необходимо понимать, что сумма, которая может быть потрачена за десять лет на ремонт и обновление оборудования, зачастую сопоставима с первоначальной стоимостью закупки.

Опыт некоторых стран Европы показывает, что гораздо выгоднее во время покупки оборудования заключать контракт жизненного цикла.

На сегодняшний день это наиболее экономически обоснованная модель владения оборудованием, включающая в себя сервисное обслуживание и утилизацию.

Такой контракт позволяет избежать дополнительных закупок, бумажной волокиты и других ресурсоемких процедур. Благодаря таким партнерствам в клиниках всегда будет исправное оборудование с обновленным программным обеспечением.

— Насколько быстро устаревает программное обеспечение и само оборудование? Возможен ли апгрейд без полной его замены?

— Как практически любая современная техника, медоборудование устаревает достаточно быстро: меняется компонентная база, разрабатывается новое программное обеспечение. Последнее, например, обновляется не реже раза в год.

Это индустриальная необходимость: апгрейд оборудования позволяет без изменения инженерных конструкций приборов улучшить качество обработки изображения, повысить скорость работы, в результате сокращается время проведения процедуры и в ряде случаев снижается лучевая нагрузка на пациента и врача.

Специалисты Philips уделяют большое внимание разработке нового программного обеспечения для МРТ.

Наши технологии, например, позволяют существенно сократить время проведения исследования без потери качества изображения, менять сам томограф при этом не придется.

Это создает комфорт для пациента: процедура, которая ранее длилась час, с новым ПО занимает не более 40 минут, увеличивается пропускная способность оборудования, оптимизируется пациентопоток.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в стране открыто более 50 тыс. вакансий врачей. Насколько современные технологии, в том числе автоматизация внутренних процессов организаций здравоохранения, могут способствовать решению проблемы нехватки специалистов?

Роботы вряд ли в ближайшем будущем заменят врачей. Автоматизация освобождает профессионалов от объемных рутинных задач и дает им больше времени на сложную аналитическую работу, постановку диагноза, общение с пациентами. В первую очередь цель автоматизации — повышение комфорта врача и пациента.

Врачей не хватает в малых населенных пунктах и на территориях с низкой плотностью населения. Изменение данной ситуации — задача социальной политики государства и региональных властей. Например, в рамках госпрограммы «Земский доктор» врачи, переехавшие в сельскую местность и проработавшие там пять лет, получают 1 млн руб.

Бизнес же может помочь новыми медицинскими решениями. Philips, в частности, развивает телерадиологию — технологии для передачи визуальных данных, полученных в результате КТ, МРТ, рентгенографии, УЗИ.

Изображения передаются между медицинскими учреждениями или внутри клиники по защищенным каналам, это позволяет сразу нескольким специалистам оценить результаты исследования и уточнить диагноз.

В целом для создания продуманной и пациентоориентированной системы здравоохранения государству и бизнесу необходима кооперация.

Региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения одобрены проектным комитетом нацпроекта «Здравоохранение»

Материал опубликован 10 декабря 2020 в 08:57. Обновлён 10 декабря 2020 в 08:57.

  • В проектах региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, представленных субъектами Российской Федерации для рассмотрения проектным комитетом нацпроекта «Здравоохранение», предварительно заявлено:
  • — приобретение 19 080 единиц автотранспорта (из них 2 000 «опережающая» отгрузка Минпромторга в 2020 году); 
  • — приобретение 88 006 единиц медицинского оборудования;
  • — 10 784 объектов капитального ремонта, реконструкции и строительства.

Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко принял участие в заседании проектного комитета национального проекта «Здравоохранение», которое прошло под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой. Были рассмотрены проекты региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, реализация которых планируется с 1 января 2021 года по 2025 год.

В течение года проведена масштабная работа по инвентаризации первичного звена здравоохранения России. На основе проведенного анализа, а также принципов модернизации первичного звена здравоохранения, утвержденных Правительством Российской Федерации, всеми субъектами Российской Федерации были разработаны проекты региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения. 

Принципами модернизации, в первую очередь, предусмотрено обеспечение доступности медицинской помощи для жителей малых населённых пунктов и отдалённых территорий. При формировании программ также учитывались климатогеографические и социально-экономические особенности субъектов.

Для обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи региональные программы модернизации включают в себя мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов здравоохранения, мероприятия по приобретению медицинского оборудования, автотранспортных средств для доставки медицинских работников до пациентов и доставки пациентов до медицинских организаций. 

Помимо совершенствования и обновления материально-технической базы первичного звена здравоохранения, в сложившейся ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции, важным остаётся вопрос кадрового обеспечения. Для его решения субъектами Российской Федерации запланирован комплекс мер по устранению кадрового дефицита.

В настоящее время региональные программы прошли экспертную оценку межведомственной рабочей группы, рабочей группы Правительства РФ, в состав которых входят представители Минздрава России, Минстроя России, Минтранса, Минпромторга, Минэкономразвития России, Минфина и других министерств и ведомств. Программы оценивались комплексно в части территориального планирования, инфраструктуры и особенностей транспортной доступности, кадрового обеспечения.  Рекомендации рабочих групп направлены в субъекты РФ для учета в работе. 

В целом региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения получили одобрение проектного комитета.

15 декабря 2020 года указанные программы будут утверждены высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Реализация мероприятий программ позволит внести ощутимый вклад в обеспечение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи, чтобы граждане РФ, в том числе проживающие в самых отдаленных и труднодоступных уголках страны, получали весь спектр комплексных медицинских услуг.

Напомним, что модернизация первичного звена здравоохранения реализуется во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Минздрав объяснил регионам принципы модернизации первичного звена здравоохранения

МОСКВА, 18 октября. /ТАСС/. В ближайшее время региональные власти должны проанализировать действующий кадровый состав во всех медицинских организациях и предложить план борьбы с кадровым дефицитом.

Такое поручение дала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на всероссийском совещании о принципах модернизации первичного звена здравоохранения, участие в котором приняли представители всех регионов страны. 

Реконструкция центральных и районных больниц, привлечение медицинских кадров и обеспечение врачей достойной заработной платой будут проводиться в соответствии с принятыми правительством России принципами модернизации первичного звена здравоохранения.

«Когда мы говорим о доступности первичной медицинской помощи, мы подразумеваем, с одной стороны, наличие правильной и правильно расположенной инфраструктуры, основных фондов и медицинского оборудования, а с другой стороны — наличие необходимых кадров», — сказала Скворцова.

Регионы должны определить перечень медицинских организаций, требующих капитального ремонта, реконструкции, и отдельно те здания, которые необходимо снести, а на их месте построить новые. «Эти перечни и лягут в основу уже при формировании дорожных карт региональных программ модернизации инфраструктуры первичного звена здравоохранения», — пояснила министр.

Скворцова подчеркнула, что при дооснащении и перееоснащении учреждений отечественная техника и медицинские изделия должны быть в приоритете.

Разработанные региональные программы необходимо представить в Минздрав для экспертизы до 10 января 2020 года.

Нет кадров — нет модернизации

Глава Минздрава России в ходе совещания напомнила, что паспорта для заполнения на каждую медицинскую организацию регионы получат в понедельник, 21 октября. В паспортах должна содержаться информация о каждом медицинском учреждении в первичном звене здравоохранения субъекта, возможностях доехать до медучреждения, его инфраструктуре, кадровом ресурсе и дефиците.

Читайте также:  Заявление судебным приставам о возврате списанных денежных средств: образец оформления

«В части кадрового обеспечения там [в паспортах] будут содержаться общие сведения о составе медицинской организации — это общее количество врачей.

  Также будут содержаться и детализованные запросы, и детализованный анализ с вашей стороны по каждой должности на то, как она укомплектована, на то, кто ее занимает, на то, какая перспектива — сколько времени этот человек продолжит работу на этой должности, с детальным анализом, откуда и с привлечением каких механизмов у вас работает этот сотрудник, в какой возрастной группе. И соответственно, если сотрудника нет, то четкое понимание — откуда туда на эту должность сотрудник возьмется», — сказала на совещании заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова.

По ее словам, мероприятия по модернизации первичного звена здравоохранения не будут иметь ожидаемого эффекта, если некому будет работать.

«Ни модернизация, ни оснащение оборудованием не будет производиться, если нет медицинского работника, который будет на этом оборудовании работать или будет принимать население в этих модернизированных, отремонтированных, реконструированных кабинетах, структурных подразделениях и поликлиниках. Таким образом, до окончания модернизации, если медицинская организация включается в модернизацию, кадровая проблема должна быть решена», — сказала Семенова.

Замминистра призвала региональные власти активизировать работу по анализу кадрового состава медиков и планировать ликвидацию кадрового дефицита.

Она отметила, что показатели региональной кадровой политики в здравоохранении включены в оценку эффективности деятельности руководителей медицинских организаций. «Это инновация, мы о ней с вами неоднократно говорили.

Сейчас она получила фактически императивную норму для того, чтобы вы это все-таки реализовали на своих территориях, а главные врачи понимали, что в рамках своей трудовой деятельности они несут ответственность за эффективную кадровую политику», — добавила Семенова.

Межведомственная группа для решения проблем

В Минздраве России создана межведомственная рабочая группа, которая обеспечит субъекты всеми необходимыми методическими рекомендациями, уже до 15 ноября регионы должны провести анализ инфраструктуры систем оказания первичной медико-санитарной помощи.

В первую очередь речь идет о транспортной доступности, анализе кадрового потенциала и дефицита, а также о самой инфраструктуре первичного звена здравоохранения в субъектах.

Скворцова отметила, что многие регионы следят за инфраструктурой медучреждений, поэтому в целом износ сократился, но встречаются и такие здания, которые были построены более ста лет назад, что не позволяет внедрять там новые технологические решения.

Меры по модернизации первичного звена здравоохранения, разработанные Минздравом России, касаются изменений в системе оплаты медицинских работников, обновления или замены устаревшей инфраструктуры, а также улучшения доступности первичной медико-санитарной помощи.

Как сообщила Скворцова на совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, которое президент РФ Владимир Путин проводил 1 октября, Минздрав и Минтруд проработают законопроект, в котором будут прописаны требования к отраслевой системе оплаты труда медицинских сотрудников. Законопроект будет готов к апрелю 2020 года.

В целом, по словам министра, переход на новую систему оплаты труда займет не менее двух лет.

«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» является одним из ключевых федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение».

В рамках этого федерального проекта планируется улучшить обеспечение оптимальной доступности для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год и оптимизировать работу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

1 января начинается модернизация «первичного звена» здравоохранения

Поликлиники и районные больницы получат больше денег. Что еще?

«1 января стартует программа модернизации первичного звена здравоохранения», — заявила на брифинге 28 декабря зампред кабинета министров Татьяна Голикова.

На оплату медицинской помощи на этом уровне — в поликлиниках, районных больницах и фельдшерских пунктах амбулаториях будет направлено порядка 800 млрд рублей — на 163 млрд больше, чем в 2020 году.

Задачей объявлено расширение доступности и качества медицинской помощи».

Модернизировать первичное звено поручил Владимир Путин в августе 2019 года.

Он назвал тогда основные проблемы: износ основных фондов поликлиник, центральных районных больниц, износ или отсутствие медицинского оборудования, автотранспорта в районных больницах, включая ФАПы и врачебные амбулатории, низкая обеспеченность первичного звена медицинскими работниками, прежде всего, специалистами, и некачественная организация выплат заработной платы.

«Я хочу сказать, что если первичное звено здравоохранения у нас будет в том состоянии, в котором оно находится до сих пор, то количество инфарктов и инсультов не уменьшится, потому что в первичном звене провал. Вот в чем проблема», — обосновал необходимость модернизации Владимир Путин.

Как сообщалось на том совещании у президента, в первичном звене здравоохранения 7 тыс. 915 зданий из более чем 72 тысяч, то есть 11%, находились в аварийном состоянии, требовали сноса, реконструкции или капремонта. Отмечалось при этом, что четырьмя годами раньше износ инфраструктуры первичного звена здравоохранения составлял 26%.

Но что касается медицинского оборудования, то констатировался его износ за тот же период с 20% до 40% — более 20 тыс. единиц, требующих замены. Это «тяжелое» оборудование; цифровые рентгеновские аппараты, цифровые флюорографы, маммографы, аппараты УЗИ, эндоскопическое оборудование и лабораторные комплексы.

Все это теперь и начнет модернизироваться. За минувший год ситуацию вряд ли удалось заметно улучшить, кроме как в инфекционных отделениях в связи с эпидемией коронавируса.

Нужно также добавить, что с 2021 года вступает в силу закон, согласно которому пациент вправе напрямую обратиться в федеральную клинику и получить необходимую помощь.

Программой государственных гарантий предусмотрен особый порядок оплаты такой помощи: «И что важно, за финансирование федеральных клиник будет отвечать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования без привлечения страховых организаций, — сообщила Татьяна Голикова.

— По сути, введение этого механизма позволит нам впоследствии максимально приблизиться к правильной, менее дифференцированной модели оказания медицинской помощи с точки зрения её финансового обеспечения». На эти цели выделяется 120 млрд рублей.

В то же время, слова «модернизация здравоохранения» многих заставляют вздрогнуть. Всем, кто более или менее в курсе дела, памятна совсем недавняя «оптимизация», прекратившаяся (да и точно ли так?) только с началом пандемии.

В частности, было сокращено значительное количество мест в инфекционных больницах, да и некоторые больницы целиком. Ведь на инфекционных больных много не заработаешь, в отличие от высокотехнологичной помощи, важность которой, конечно, кто же отрицает.

Еще в начале года власти находили в себе силы называть прошедшую оптимизацию «правильной».

Наличие нужной медицинской техники на местах сократит число пациентов, которых районные поликлиники вынуждены направлять в областные центры и крупные медучреждения в городах. Что снизит нагрузку на эти звенья в мегаполисах, говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Также очень важны и дополнительные меры стимулирования для работников на местах, продолжает Павел Сигал. Сейчас успешно работают программы «Земский доктор», «Семейный доктор», строятся фельдшерские пункты в селах и деревнях (ФАПы).

Но дефицит кадров все равно ощущается. Программа модернизации предусматривает инструменты для повышения окладов и зарплат работникам — фельдшерам, медсестрам, врачам.

За счет этих мер, возможно, удастся решить проблему дефицита кадров в небольших населенных пунктах, говорит эксперт.

Он также обращает внимание на изменения, согласно которым вне зависимости от места проживания можно будет обращаться в другие медучреждения без направлений. Это крайне важно, полагает Павел Сигал, особенно для удаленных, сельских регионов, где качество медицинских услуг уступает крупным городам.

В 2021 году все социальные фонды будут финансироваться из бюджета, говорит Алексей Кричевский.

Нужно напомнить о том, что взносы за сотрудников в «пандемическом» 2020-м году были урезаны в два раза, соответственно, фонд ОМС — это одна из организаций, которая сильно недополучила денежных средств.

Ну а про то, как на самом деле обстояли дела с доплатами для людей, работающих в «красной» зоне, уже и так было сказано немало. Другими словами, финансирование ОМС из бюджета в любом случае пришлось бы увеличивать, независимо от наличия программы модернизации, говорит он.

«Специалисты с большим энтузиазмом пойдут в поликлинику с современным оборудованием и компьютерами в кабинетах»

Программа модернизации первичного звена здравоохранения на 2021–2025 годы, в декабре 2020-го утвержденная правительством Петербурга, будет стоить городу и федеральным властям более 20 млрд рублей.

Как эти вливания изменят поликлинические мощности и качество услуг, оказываемых населению, “Ъ” отвечает начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Лариса Соловьева.

— Сколько организаций входит в первичное звено здравоохранения в Петербурге и какие?

— Под первичным звеном подразумевают организации, где оказывается первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Детские, взрослые поликлиники, офисы врачей общей практики — где есть прикрепленное население.

Консультативно-диагностические центры — это уже учреждения второго уровня, куда поликлиники могут направлять пациентов для консультации по различным профилям.

Программа модернизации первичного звена включает поликлиники, имеющие прикрепленное население,— всего 87 юридических лиц, но подразделений этих медорганизаций, площадок, конечно, больше.

— Кто мониторит их состояние? Ведь в Петербурге поликлиники подчинены районным отделам здравоохранения, а не комитету.

— Состояние районных поликлиник, условия приема пациентов и получения помощи, сроки оказания этой помощи, укомплектованность кадрами — все то, что подразумевает система организации ПМСП,— находится в ведении администраций районов. Учреждения городского подчинения — это бывшая поликлиника творческих работников на Невском проспекте № 40, а также поликлиники №№ 81 и 83.

Читайте также:  Куда обращаться по защите прав потребителей и кому жаловаться в случае их нарушения?

Перед тем как сформировать программу модернизации первичного звена, был проведен глубокий анализ ресурсов медорганизаций, ревизия каждого подразделения.

Все поликлиники заполняли так называемый паспорт, куда включалось количество кабинетов и их оснащение по порядкам и стандартам. Если не хватало какого-то оборудования или вышел срок его эксплуатации, это было сразу видно.

Поэтому план закупок оборудования формировался с самого «низа» — от специалистов медицинских кабинетов.

Это была самая трудоемкая часть работы, которой мы занимались еще с 2019 года. Данные вводились в электронную информационную систему Минздрава, которая действует во всех 85 субъектах РФ. В ней ничего нельзя ни приукрасить, ни недосказать.

И Министерство, и мы на региональном уровне видим паспорта организаций.

В итоге по оборудованию есть два раздела: дооснащение и переоснащение — что нужно закупить для каждого медучреждения до 2025 года, на что надо направить значительные средства, которые ранее в таком объеме не выделялись.

Существенная часть финансирования идет на капитальные ремонты тех поликлиник, износ которых составляет от 40 до 80%. Программа подразумевает, что к 2025 году количество изношенных зданий сократится до минимума — с 15 до 3%. Всего к тому моменту будет отремонтировано 144 здания, в этом году — 78 объектов.

— В каких локациях наиболее остро стоит вопрос доступности специалистов, очередей на прием?

— Достоверные статистические цифры формируются раз в год. Это так называемая форма федеральной отчетности № 30 — сведения о медицинской организации.

По каждому специалисту есть информация: сколько положено по штатному расписанию, сколько есть физических лиц и занятых ставок.

Например, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, в 2020 году на 117 человек увеличилось число участковых терапевтов: физических лиц было 1654, а стало 1771.

Но штаты формируются по-разному. Например, одна ставка врача-гематолога по нормативам Минздрава полагается на 200 тыс. человек взрослого населения, то есть такой специалист может быть даже не в каждом районе, если в нем проживает меньше людей.

Участковый врач — самый востребованный специалист, он первым приходит на помощь, здесь одна ставка врача рассчитывается на 1,7 тыс. человек. Невролог, кардиолог — один на 20 тыс.

Поэтому есть дефицит врачей узких специальностей, но это не сотни единиц.

В конце 2019 года мы по каждому району подвели баланс по врачам-специалистам, и получилось, что хуже укомплектованы быстрорастущие территории.

Жилищное строительство опережало инфраструктуру, приходилось открывать вместо поликлиник офисы врачей общей практики, которые не обеспечены узкими профессионалами.

Например, микрорайон Славянка (Пушкинский район) давно нуждается и в детской, и во взрослой поликлинике, пока там есть только офисы врачей общей практики.

Или территория жилого квартала в Горелово (Красносельский район), которая была из области передана: там сначала практически только скорая помощь оказывалась. Приморский район быстрорастущий, Выборгский — микрорайон у станции метро «Парнас», где тоже одни офисы, а поликлиники полноценной нет. В центральных районах ситуация лучше, здесь давно сформирована инфраструктура первичной помощи, обеспечивающая ее доступность.

Цель программы модернизации — выровнять условия оказания медпомощи, чтобы не было такого, что в одном районе люди попадают к врачам в тот же день, а в других — в течение предельных 14 дней и дольше. Для этого отдельно формируется кадровый блок.

По Адресной инвестиционной программе (АИП) до 2025 года запланировано построить около 30 амбулаторных учреждений. В каждом из них рассчитано, сколько будет терапевтов, кардиологов, откуда могут привлекаться эти врачи.

Понятно, что это идеально не сработает, но есть и план целевой подготовки — когда молодые врачи возвращаются специалистами в ту же поликлинику, которая их направила на обучение в интернатуре или ординатуре.

— На обновление технической базы до 2025 будет направлен 21 млрд рублей. В 2021-м на ремонт пойдет 1,263 млрд рублей, на оборудование — 2,56 млрд. Что за техника закупается и как она расширит функционал поликлиник?

— Основная часть замены оборудования — это лучевая диагностика: рентген-диагностические аппараты, маммографы, флюорографы.

Мы заменяем один КТ и два МРТ по Красносельскому и Пушкинскому районам: там раньше оказывалась эта помощь, но аппараты устарели.

В общем же в поликлиниках компьютерная томография рассчитана, только если это центр амбулаторно-онкологической помощи (ЦАОП); в обычной поликлинике должно быть отделение функциональной диагностики, которое содержит рентген, флюорограф, маммограф.

Ультразвуковые аппараты с кардиологической программой обязательны сейчас для всей диспансеризации.

Они точечно закупались и ранее, но сейчас настолько расширены показания для эхокардиографии, особенно после COVID-19, что диагностические центры, имеющие это оборудование, не справляются, если только в них направлять массово пациентов на это исследование. Плюс мы закупаем аппараты для дуплексного сканирования сосудов нижних конечностей.

Очень важно приобрести в достаточном количестве оборудование для раннего выявления различных аритмий, это тоже функционал поликлиники: холтеровские мониторы, электрокардиографы. У многих учреждений отсутствовало оснащение ЛОР-кабинетов, офтальмологов и отделений реабилитации, которое тоже в рамках программы модернизации нужно закупать.

— Как это отразится на пациентах и на скорости получения им медпомощи?

— Во-первых, профильная помощь специалистов и обследования будут оказываться в более короткие сроки. Они прописаны в программе госгарантий: участковый терапевт, врач общей практики — в первые сутки, обследование врачей-специалистов в зависимости от градации — от 7 до 14 дней. На деле, конечно, человек хочет получить помощь в более ранние сроки.

Сейчас много профилактических программ, в частности, направленных на предотвращение осложнений от коронавирусной инфекции. Там тоже много аппаратных исследований, которые надо делать в поликлиниках. Плюс привлечение кадров. Специалисты, особенно молодые, с большим энтузиазмом пойдут в более комфортную поликлинику с современным оборудованием и компьютерами в кабинетах.

— Есть такое понятие, как «новая модель организации, оказывающей ПМСП». Что подразумевает это модель и как она отличается от существующей? Сколько поликлиник включено в эту систему?

— Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь,— это медучреждение, ориентированное на потребности пациента, которое бережет его время, а также время медперсонала.

Еще в 2018 году Минздрав дал целевые показатели: не менее 70% медорганизаций ПМСП должны к 2024 году иметь статус «бережливой поликлиники». Но мы благодаря правительству города идем с большим опережением.

Сейчас в проект включено 211 медорганизаций: это не только поликлиники, но и консультативно-диагностические центры, и даже один диспансер проявил инициативу участвовать в этой программе.

Суть в том, что когда пациент приходит в поликлинику, он должен в минимально короткие сроки получать максимальное количество помощи, за которой пришел. Все начинается с простого: нет пересечения потоков.

Если ты шел за справкой, иди по одному маршруту — есть навигация, «желтые стрелки».

Если пришел на диспансеризацию — другой маршрут, ты направляешься в отделение медицинской профилактики и не пересекаешься с теми, кто пришел по заболеванию или с иной целью.

До пандемии это были одни маршруты. Когда эпидемиологическая обстановка резко ухудшилась, бережливые технологии оказались очень кстати: они позволили разделить потоки лиц с респираторными симптомами. В успехе этих технологий большую роль играют информационные системы.

Одной из первых была внедрена система открытой регистратуры, когда вас вызывают по номерку. Сейчас мы почти полностью ликвидировали «живую очередь». В любой кабинет есть предварительная запись, и в период пандемии она была одним из основных ограничительных мероприятий.

В общем, новая модель — это формирование процессов, направленных на исправление «узких мест» в организации. Например, когда началась пандемия, были задержки в получении результатов ПЦР-тестов.

Чтобы их не было, внедрили проект «48 часов» — получение ответа в течение двух суток с момента забора мазка.

В этом году был реализован проект по улучшениям в проведении вакцинации против коронавирусной инфекции, который сейчас является стратегически важным.

— Кроме того, что люди могут узнать ответ по тесту за двое суток, как ваши технологии повлияли на получение медицинских услуг?

— Это касается, в частности, обеспечения бесплатными лекарствами в первый день, когда у человека выявился коронавирус.

До этого у поликлиник не было опыта закупки лекарственных препаратов для пациентов, мы только выписывали рецепты, и люди сами покупали медикаменты в аптеке.

А на сегодня огромное количество лекарств против коронавирусной инфекции уже выдано, их перечень составлен на основании рекомендаций Минздрава. Обычно схема включает три препарата — противовирусное, жаропонижающее и иммуномодулятор.

Новым является и дистанционное наблюдение по телефону, причем не только при коронавирусе.

Определилась группа риска пациентов: пожилые граждане 60+ и те, кто страдает коморбидным фоном (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, онкология),— этих людей мы обзваниваем в первую очередь.

А не касаясь коронавируса есть, в частности, отдельный проект дистанционного наблюдения за пациентами с артериальной гипертонией, который реализуется в этом году.

— Большая часть поликлинической работы — профилактика и диспансеризация. Каковы показатели по этим направлениям?

— К сожалению, в 2020 году профилактическая программа сокращена, она была приостановлена из-за ограничительных мер. Планировалось, что профосмотры и диспансеризацию пройдут около 1,9 млн взрослого населения, а за семь с хвостиком месяцев, которые она реально работала, ее прошли 1,325 млн людей.

Читайте также:  Срок гарантии на мебель по Закону "О защите прав потребителей"

Минздравом план был скорректирован, и в этом году с учетом детского населения охват должен составить чуть более 20% от всех жителей города. Но мы рассчитываем даже на больший результат, если будет стабильная эпидемиологическая обстановка. Для детей ограничений практически не было, они проходили профосмотры в сроки.

В отношении взрослого населения есть эпидемиологические сложности, но диспансеризация сейчас проводится активно. За четыре месяца (в этом году диспансеризация также приостанавливалась) охвачено уже больше 800 тыс. детей и 348 тыс. взрослых.

А с 1 июля также действует углубленная диспансеризация, где будут востребованы те приборы, которые мы закупаем по программе модернизации.

COVID-19 повлиял на ситуацию. Когда программа диспансеризации только начиналась, отклик населения на приглашение составлял около 30%, сейчас же он в районе 70%. Люди стали воспринимать диспансеризацию как бесплатный check-up.

— В конечном счете она призвана повысить выявляемость заболеваний на ранних стадиях. Насколько это результативно?

— За прошлый год в ходе диспансеризации впервые выявлены новообразования — 1551 случай, более 2,2 тыс. случаев сахарного диабета и более 18 тыс. случаев — болезней системы кровообращения. Чаще всего, причем когда человека еще ничего не беспокоит, мы выявляем артериальную гипертензию.

Мы очень рассчитываем на онкоскрининги, их набор увеличивается ежегодно. У женщин чаще всего выявляется рак молочной железы: в прошлом году — 360 случаев.

В этом году более скромные результаты: пока выявлено 372 случая онкологии всех локализаций, за прошлый год — более 1,5 тыс.

В диспансеризацию входит маммография, иммунохимический тест (на колоректальный рак), анализ на простатспецифический антиген — начиная с 45 лет. С того же момента показана фиброгастроскопия. У женщин — скрининг на рак шейки матки.

— Когда у человека выявили проблемы, попадает ли он автоматически в следующее звено здравоохранения?

— Диспансеризация состоит из двух этапов, которые заканчиваются дообследованием и постановкой диагноза. Диспансерное наблюдение, дальнейшее лечение, обследование, реабилитация — это уже не ее задачи. Пациента передают профильному врачу — и он попадает на этап диспансерного наблюдения или лечения.

— Какие характерные для Петербурга вопросы и острые углы не учтены в нацпроекте «Здравоохранение»? Над чем надо работать в отрыве от него, дополнительно, чтобы ситуация для жителей улучшилось именно на первых ступенях оказания медицинской помощи?

— Если смотреть разделы проекта модернизации первичного звена здравоохранения, там буквально все отражено. Это и материально-техническая часть (ремонты, оборудование), и огромный кадровый блок. Единственное, что хочу отметить, привлечение кадров — это самая сложная проблема.

Какое бы оборудование мы ни купили, без профессионалов оно работать не будет. А для кадров очень важен уровень заработной платы. В Петербурге он достойный: у врачей в среднем зарплата больше 100 тыс. рублей.

Но в последние два года в период пандемии нагрузка, особенно участковой службы, зашкаливала. По нормативам участковому врачу полагается семь вызовов в день, а было 30. Сотрудники поликлиник болели, на какой-то период выходили из строя врачи, медицинские сестры.

Но персонал возвращался, и, по официальным данным, у нас в первичном звене количество медработников даже увеличилось.

Спрашивала Елена Исаева

Не только ковид: что ждет российское здравоохранение в 2021 году

Новая госпрограмма о поликлиниках, прививки от коронавируса, усиление паллиативной помощи и другие перспективы российского здравоохранения на 2021 год

В прошлом году по системе отечественного здравоохранения был нанесен болезненный удар. Пришлось сконцентрироваться на сдерживании пандемии.

Но время идет, медики учатся справляться с ковидом — а значит, пора возвращаться к другим проблемам медицинской системы.

Краткий спойлер: паллиативной помощи станет больше, осмотров беременных — меньше, поликлиники и ФАПы модернизируют, а дальше — читайте в авторской колонке Бориса Менделевича для «Реального времени».

Большой упор в работе в 2021 году будет сделан на запуск новой федеральной программы модернизации первичного звена здравоохранения. Она продлится 5 лет.

Всего на эту программу из федерального бюджета планируется выделить 500 млрд руб. Еще порядка 50 млрд поступит из региональных бюджетов (в том числе 13,5 млрд потратит на это Татарстан). Запланировано с 2021 по 2023 годы выделять на программу по 90 млрд руб. К программе подключились уже более 3000 медорганизаций.

Поясню, что относится к первичному звену здравоохранения. В первую очередь, это наши поликлиники, куда пациент приходит при первых симптомах болезни. Еще одна важная часть системы первичного звена — ФАПы в сельской местности.

В Татарстане совсем немного труднодоступных населенных пунктов, в которых ФАП является единственным местом на сотни километров вокруг, где можно получить медицинскую помощь. Но в России таких мест гораздо больше.

Поэтому очень важно включить и эти учреждения в программу модернизации.

realnoevremya.ru

В программу входит и капитальный ремонт поликлиник и ФАПов, и закупка оборудования для них, и закупка автотранспорта для перевозки пациентов. Вот лишь немногие цифры, озвученные министром здравоохранения Михаилом Мурашко на обсуждении этой крупной федеральной программы:

  • планируется закупить 19 080 единиц автотранспорта;
  • 88 006 единиц медицинского оборудования;
  • капитально отремонтировать 10 784 объекта.

Очень важно, чтобы именно на первичном этапе каждый пациент получил помощь. Ведь чем раньше начать лечить болезнь, тем больше шансов на скорое выздоровление.

Я считаю, что в поликлиниках должны быть и врачи общей практики (терапевты, педиатры), и узкие специалисты (кардиологи, эндокринологи и др), и техника для выявления патологий. Считаю, что только вкупе это даст результат в виде повышения доступности медпомощи, а значит, сохранения здоровья и жизней миллионов людей.

Изменения в программе государственных гарантий

В 2021 году нас ждут изменения в программе госгарантий.Подушевые нормативы финансирования будут увеличены: на 2021 год — на 3,7%, на 2022 и 2023 годы — на 4%.

В программе ОМС всю медпомощь разделят на две группы: специализированная, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, которая оказывается федеральными медцентрами, и вся остальная (но это не значит, что в ее составе не будет ВМП и специализированной помощи).

Максим Платонов

Очень важным акцентом здесь станет дальнейшее развитие и повышение доступности паллиативной медицинской помощи. Увеличится ее объем в амбулаторных условиях, в том числе и при патронаже на дому. В паллиативных отделениях стационаров вырастут суммы, выделяемые на койко-день.

Пополняется перечень видов высокотехнологичной медпомощи, которая включается в базовую программу ОМС: по оториноларингологическому профилю включаются два метода хирургического лечения доброкачественных новообразований. Ожидаются изменения в лечении детей, больных тяжелыми формами сахарного диабета.

Новые правила выдачи медицинских справок, заключений и оформления инвалидности

С нового года действуют новые правила выдачи медсправок и заключений. Действовать они будут до 2027 года. Нововведения распространяются на случаи, когда нет специальных правил выдачи этих документов.

Теперь допускается составлять такие справки и заключения в произвольной форме, а оформлять их можно и на бумаге, и в форме электронного документа (сопровождая электронной подписью врача).

Максим Платонов

Но, пожалуй, один из самых обсуждаемых вопросов — новые правила оформления инвалидности. Хождение по инстанциям для многих оборачивалось хождением по мукам. Но, пожалуй, оформление инвалидности — один из немногих вопросов, в которых пандемия коронавируса помогла россиянам.

Напомню, в 2020 году было решено продлевать инвалидность пациентам без личного присутствия, автоматически. И даже первичное присвоение инвалидности «коронавирусной» весной и летом тоже могло происходить дистанционно — на основе документов, направленных в бюро МСЭ поликлиникой.

То есть оказалось, что полноценный документооборот между инстанциями все-таки возможен. В итоге в правилах решили закрепить некоторые «коронавирусные» нововведения.

Так, раньше, если в направлении был указан неполный объем медицинских обследований, пациентам приходилось повторно обращаться в поликлинику за дополнительными сведениями. А теперь этого делать не придется.

Специалисты бюро медико-социальной экспертизы будут самостоятельно возвращать направление в поликлинику, указывать, чего не хватает — пациенту не придется кругами бегать между учреждениями.

Акушерско-гинекологическая помощь

В новом году вступили в силу новые правила оказания акушерско-гинекологической медпомощи. Основной смысл — некоторое уменьшение количества обязательных осмотров женщины при здоровой беременности.

  • Если раньше нужно было показаться гинекологу минимум 7 раз за беременность, то теперь можно будет только 5.
  • А еще теперь достаточно одного обязательного осмотра стоматологом, а не двух, как раньше.
  • Осмотр оториноларингологом исключен из числа обязательных — теперь его нужно будет пройти только при наличии показаний.
  • В новых правилах есть требование о том, что терапевт должен впервые осмотреть беременную женщину не позже, чем через 10 дней после первичного обращения в женскую консультацию.
  • Осмотр офтальмолога немного сдвигается и теперь должен пройти не позже, чем через 14 дней после первичного обращения. До сих пор этот срок был до 10 дней.
  • Сокращено число скрининговых УЗИ. Вместо 3 исследований обязательны 2: на сроках 11—14 недель и 19—21 неделя. Для каждого УЗИ определена форма протокола.
  • По новым правилам акушер-гинеколог должен сделать окончательное заключение о возможности вынашивания беременности с учетом состояния женщины и плода на сроке до 20 недель (ранее — до 22 недель).

realnoevremya.ru

Как видим, изменения достаточно серьезные. В целом они направлены на преобразование сферы здравоохранения и повышение доступности медпомощи.

Надо понимать, что итоговый результат зависит не столько от корректно оформленных документов, сколько от достаточности и квалификации кадров, обновляемости медицинского оборудования, доступности медпомощи и эффективного диалога между медицинским работником и пациентом. Ведь только осознанное отношение пациента к лечению становится залогом выздоровления.

ОбществоМедицина Татарстан

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *