Федеральный закон №294-ФЗ с изменениями на 2019 год: мораторий на проверки, ограничения и контрольная закупка

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки — только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать — читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

  • Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.
  • Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.
  • Возможные процедуры:
  • Истребование документов у налогоплательщика,
  • Истребование документов у контрагентов,
  • Допрос свидетелей,
  • Проведение экспертизы,
  • Участие переводчика или стороннего эксперта,
  • Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.
  1. Выездная налоговая проверка — проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.
  2. Срок проведения — 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).
  3. Возможные процедуры:
  • инвентаризация,
  • осмотр,
  • выемка,
  • требование документов (информации),
  • экспертиза,
  • допрос,
  • вызов свидетеля,
  • получение экспертного заключения,
  • привлечение переводчика.

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок

Информацию можно посмотреть на сайте Генеральной Прокуратуры РФ, ФГИС “Единый Реестр Проверок”.

Федеральный закон №294-ФЗ с изменениями на 2019 год: мораторий на проверки, ограничения и контрольная закупка

Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.

Федеральный закон №294-ФЗ с изменениями на 2019 год: мораторий на проверки, ограничения и контрольная закупка

Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

  • осуществляющие деятельность в социальной сфере,
  • организации здравоохранения,
  • образовательные организации,
  • сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
  • предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

  • компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;
  • субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);
  • Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

Основание — Постановлению Правительства от 30.11.2020 № 1969.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

  1. Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

  2. Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

  3. Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

  4. Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

  • Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.
  • Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.
  • Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).
  • Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).
  • Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.
  • Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.
  • Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.
  • Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
  • Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

  • информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;
  • обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;
  • меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;
  • объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
  • консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;
  • самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;
  • профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Такие сервисы

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
  • создают счета и договора
  • заполняют декларации
  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.
Читайте также:  Что делать, если потерял чек от телефона, а он на гарантии: примут ли его в ремонт и возможен ли обмен?

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Узнайте подробнее

Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

02.04.2021

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Руководитель направления арбитражной и корпоративной практики, финансовых рынков юридической компании A.T.Legal

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг.

бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях.

Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г.

№ 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г.

, прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г.

регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст.

1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство.

Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г.

При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г.

, например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п.

8 этого постановления.

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст.

2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г.

следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

В течение какого срока кредиторы могут требовать от наследников погашения долгов наследодателя? И с какого момента этот срок нужно отсчитывать? В каких случаях работника могут привлечь к материальной ответственности? И каких правил при этом должен придерживаться работодатель, чтобы его действия суд не признал незаконными? Многие уверены, что подача жалобы в Европейский Суд по правам человека – это дорого и бессмысленно. К тому же прежде нужно пройти все судебные инстанции в России, и срок для обращения в ЕСПЧ в 2022 г. сократится для всех без исключения. Но это лишь распространенные заблуждения

Малый бизнес освободят от проверок до конца 2020 года

Надзорные каникулы продлены, но с оговорками.

Что произошло?

Президент России подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Документ вступил в силу 5 января 2019 года.

В чём суть документа?

Установлены особенности проведения некоторых видов плановых проверок и частично продлён мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Зачем потребовались такие поправки?

С 2016 по 2018 годы уже действовал запрет на плановые проверки малых предприятий (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Законодатели решили перенести полученный опыт на новый период, в том числе с целью поддержки малого бизнеса и развития экономики.

На какой период продлены «надзорные каникулы»?

«Надзорные каникулы» продлены на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. Однако продление коснётся только тех юрлиц и ИП, которые относятся к категории малого бизнеса и включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что представляет собой Единый реестр субъектов МСП?

«Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» — специализированный сервис, запущенный 1 августа 2016 года, ведением которого занимается ФНС России.

Одна из целей создания реестра — освободить организации и ИП, относящиеся к малому и среднему бизнесу от необходимости подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства.

Реестр формируется, в первую очередь, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности.

То есть изначально без участия организации или ИП. Если же вашей организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то следует направить заявку на проверку сведений реестра.

Малый бизнес вовсе избавят от проверок?

Нет, в некоторых ситуациях и при некоторых видах деятельности «надзорные каникулы» не действуют.

Плановые проверки смогут проводиться в случаях:

  • — проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определённой категории риска;
  • — плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;
  • — плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;
  • — плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности и др.

Касаются ли «надзорные каникулы» налоговых проверок?

Нет, мораторий действует только в отношении плановых НЕналоговых проверок, то есть не распространяется на налоговые, прокурорские, полицейские, таможенные, валютные, страховые, банковские, в сфере обработки персональных данных, ПОД/ФТ и прочие проверки, проведение которых в принципе не подпадает под действие норм Закона № 294-ФЗ.

Кроме того, следует учитывать, что мораторий никак не касается внеплановых проверок.

Что будет, если проверка пройдёт вопреки мораторию?

Проведение плановой проверки организации из реестра субъектов МСП в нарушение запрета является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечёт недействительность результатов проверки.

Мораторий на проверки

Правительством РФ на период 2020 года принято решение о приостановлении проведения плановых административных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства:

Нормативно-правовая база:

— ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Читайте также:  Посещение больных в больнице в период карантина и обычное время

— Постановление Правительства РФ от 03.04.

2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ПП РФ № 438) и некоторых иных подзаконных нормативных правовых актах.

  • Запрет на проведение плановых проверок субъектов МСП (в рамках 294-ФЗ):
  • — Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;- Контроль за обращением медицинских изделий;- Лицензионный контроль;- Санитарно-эпидемиологический надзор;- Надзор по закону о защите прав потребителей;- Пожарный надзор;- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
  • — Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Запрет на проведение проверок не распространяется на:
  • — Налоговый и финансовый контроль;- Проведение административных расследований;- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

— Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

— Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

  1. Не были приостановлены:
  2. • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;• Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, в частности, медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Исключение из реестра плановых проверок

Решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3).

Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Внеплановые проверки по прежнему могут проводится:

• Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью.Согласование прокуратуры — требуется.

• Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Согласование прокуратуры — требуется.

• Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.Согласование прокуратуры — требуется.

• Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав).Согласование прокуратуры — не требуется.

• Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.Согласование прокуратуры — не требуется.

Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?

Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.

2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления.

Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Налоговый контроль в условиях коронавируса:

Нормативно-правовая база:

Запрет на неналоговые проверки для малого бизнеса продлили на 2021 год

Запрет на неналоговые проверки для малого бизнеса продлили на 2021 год

Правительство РФ решило продлить до конца 2021 года мораторий на плановые неналоговые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. Правда, некоторые представители малого бизнеса все же попадут в планы проверок. Однако ревизии будут проходить с некоторыми послаблениями. Соответствующие положения закреплены в постановлении от 30.11.20 № 1969.

Напомним, что неналоговыми или административными проверками обычно называются контрольные мероприятия, которые проводят пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др.

Порядок и частота осуществления таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.

08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Изначально запрет на плановые неналоговые проверки субъектов малого предпринимательства был введен Федеральным законом от 13.07.15 № 246-ФЗ. Мораторий действовал с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Затем он был продлен до конца 2020 года Федеральным законом от 25.12.18 № 480-ФЗ (см. «Продлен мораторий на некоторые плановые неналоговые проверки малого бизнеса»).

Особенности нового продления моратория

В комментируемом постановлении контролирующим органам предписано не включать субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в планы проверок на 2021 год. Если такие планы уже составлены, то их надлежит скорректировать в срок до 15 декабря 2020 года.

Однако запрет на плановые проверки не будет касаться:

  • лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности (о категориях риска см., например, «Проверки Роструда: нарушения работодателей распределили по степени риска»);
  • лиц, осуществляющих виды деятельности, перечисленные в пункте 9 статьи 9 Закона № 294-ФЗ (здравоохранение, образование, электроэнергетика и проч.);
  • субъектов МСП, в отношении которых за последние три года приняты постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, либо наказаний в виде дисквалификации или приостановления деятельности;

Проверить контрагента на банкротство

  • лиц, в отношении которых проводится лицензионный контроль;
  • субъектов МСП, в отношении которых проводится контроль: в области обеспечения радиационной безопасности, за обеспечением защиты гостайны, качества работы аудиторских организаций, в области использования атомной энергии.

Но для упомянутых выше лиц установлены некоторые послабления. В частности, проверки разрешено осуществлять дистанционно — посредством аудио- или видеосвязи.

Кроме того, с 1 июля 2021 года контролирующие органы смогут заменять многодневные ревизии на краткосрочные инспекционные визиты.

С этой же даты плановые контрольные мероприятия не должны длиться дольше 10 рабочих дней с даты вынесения решения о назначении проверки.

Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку В закладки Поделиться 2 874

Продлен мораторий на некоторые плановые неналоговые проверки малого бизнеса

Президент РФ подписал Федеральный закон от 25.12.18 № 480-ФЗ. Этот закон продлевает до конца 2020 года запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства.

При этом мораторий не будет распространяться на контрольные мероприятия, которые проводятся с применением так называемого риск-ориентированного подхода (в частности, речь идет о проверках, осуществляемых пожарными или инспекциями по труду).

Неналоговые проверки

Неналоговыми или административными проверками обычно называются контрольные мероприятия, которые проводят пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др.

Порядок и частота осуществления таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.

08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе. Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В этот перечень включен также контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды.

Мораторий на проверки

Напомним, что запрет проводить неналоговые проверки субъектов малого предпринимательства введен Федеральным законом от 13.07.15 № 246-ФЗ.

Для «надзорных каникул» был предусмотрен трехлетний период — с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Соответственно, ожидалось, что с 2019 года плановые неналоговые проверки малого бизнеса будут возобновлены.

Однако комментируемый закон продлевает освобождение субъектов малого предпринимательства от плановых неналоговых ревизий.

Когда плановых проверок не избежать

Читайте также:  Претензия в сервисный центр по некачественному ремонту телефона: образец документа, порядок подачи, сроки ответа

Впрочем, при наличии определенных обстоятельств контролирующие и надзорные органы все же смогут проводить плановые неналоговые проверки малого бизнеса. Так, мораторий не будет действовать, если были установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определенной категории риска. Проще говоря, если при проверках применяется риск-ориентированный подход (в частности, такой подход используется при проверках, проводимых трудинспекциями, Росприроднадзором, МЧС). Напомним, что суть такого подхода в том, что организации и ИП, отнесенные к невысокому классу риска, либо вообще не будут включаться в план проверок, либо для них будет снижена длительность ревизии. Периодичность проверок тоже может зависеть от определенных классов риска.

Кроме этого, как и раньше запрет на осуществление проверок не действует, если:

  • ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация либо административное приостановление деятельности;
  • было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • организация или ИП занимается видами деятельности, которые приведены в перечне, утвержденном постановлением правительства РФ от 23.11.09 № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Этот перечень касается деятельности в сфере здравоохранения и образования, торговли лекарственными средствами и деятельности по предоставлению социальных услуг.
  • Источник: https://www.buhonline.ru/

Реформа контроля и надзора: что изменилось с 1 июля 2021 года

В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП (далее — прежний закон о проверках). Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.

Какие есть особенности вступления в силу нового Закона о проверках

Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.

План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.

Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, которые действовали на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать такие проверки, даже если жалобу организация или ИП подает после 1 июля.

Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.

Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Такие документы должны быть приняты до 1 января 2022 года.

До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля (антимонопольный контроль, контроль в сфере гособоронзаказа и т.д.). Также указанный закон продолжает действовать при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.

Какими способами могут проверить организацию или ИП

Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Условно их можно назвать «бесконтактными», когда нет взаимодействия с контролируемым лицом, и «контактными».

«Бесконтактные» способы — наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование — могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.

Закрытый перечень «контактных» способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля.

Такими способами могут выступить документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.

Роспотребнадзор, к примеру, при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы (п. 22 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

Как и раньше, «контактные» проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе.

Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.

Где посмотреть информацию о проверках

Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, трансформируется в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года старый реестр могут использовать региональные и муниципальные проверяющие, если нет положения о виде контроля в соответствии с новым законом.

Новый реестр аккумулирует в себе всю информацию о проверке: кто и когда проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.

«Контактную» проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней нет в реестре. Однако есть исключение. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.

На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По коду можно перейти к сведениям о проверке в реестре.

Также контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе, чтобы получить доступ к сведениям о проверках в отношении себя.

Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует внести в реестр, а также уровни доступа к ним. Есть три уровня:

  • сведения открыты;
  • сведения может видеть только контролируемое лицо после авторизации;
  • сведения открыты, но только после окончания конкретного события.

Например, сведения о контрольной закупке открыты всем, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступнa только тому, кого проверяли.

Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал госуслуг, в реестр включат текст жалобы, статус и результат рассмотрения.

При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.

Как долго могут проверять

Документарная проверка — не более 10 рабочих дней (срок отсчитывается от момента представления истребованных документов в адрес проверяющих).

Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом лимитировано часами — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.

  • Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.
  • Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
  • Сроки остальных мероприятий определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.

Должны ли предупреждать о внеплановых проверках

Предварительно не уведомят:

  • о контрольной закупке;
  • мониторинговой закупке;
  • выборочном контроле;
  • инспекционном визите.

О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.

Кроме того, есть общее правило: при наличии угрозы причинения вреда любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.

Будут ли использовать проверочные листы

Пока нет. Случаи обязательного использования проверочных листов установит правительство. Соответствующая норма заработает только с 1 марта 2022 года.

Как обжаловать результаты проверки

Если проверку проводили в рамках федерального контроля и по новому Закону о проверках, то, перед тем как подавать жалобу в суд, нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 62 видов контроля, включая проверки по линии Роструда, МЧС, Росздравнадзора.

Жалобу, если только она не содержит сведения с охраняемой законом тайной, подают через портал госуслуг. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале.

Профилактика нарушений

Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
  • самообследование — добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо или ИП получит высокую оценку, то сможет принять специальную декларацию, если это допускает положение о виде контроля;
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности юрлица или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.

Так, к примеру, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может публично размещать эту информацию, например, на своем сайте или в рекламе (п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *