Жилые помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

С получением квартир от государства выпускниками центров содействия семейному воспитанию и приемных семей связано немало слухов и мифов.

Как на самом деле это происходит, как обустраиваются юные новоселы, рассказывают сами ребята, их бывшие опекуны и специалисты Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство», сопровождающие ребят при получении квартиры и в первые годы самостоятельной жизни.

Сироте исполнилось 18. Что дальше?

Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы.

Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.

В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества.

Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант.

Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.

«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр.

Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.

При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом.

Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправности сантехники, огрехи ремонта и так далее.

Мы обращаемся в разные организации и оперативно решаем эти проблемы», — рассказывает Олег Алексенко.

Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет.

В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру.

После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.

  • Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.
  • Жилые помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
  • Мечты и планы выпускников

В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.

«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической.

Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли.

Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.

При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.

Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика.

Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем.

Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.

«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности.

Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте.

Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.

Жилые помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Постинтернатное сопровождение

Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.

В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга».

После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру.

Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.

«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.

Жилые помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.

Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.

Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».

В свою квартиру — из ПНИ

Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.

В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.

Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе.

К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее.

Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Верховный Суд дал разъяснения об особенностях рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

12 января 2021

     Верховным Судом РФ в Обзоре от 23.12.2020 проведено обобщение практики рассмотрения судами в 2018-2020 годах дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
               

     В целях обеспечения единообразного подхода к рассмотрению судами дел названной категории необходимо обратить внимание на следующие правовые позиции.
     

     1. При определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеет.
          

     2.

Дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признано невозможным при установлении любого из обстоятельств, с наличием которых законодательство Российской Федерации или субъекта Российской Федерации связывает указанный факт.
          

     3.

При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
         

     4. Дети-сироты и лица из числа детей-сирот, обеспеченные жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения, не могут быть исключены из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
    

     5. По общему правилу, специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет.

Предоставление жилых помещений указанным лицам ранее достижения ими возраста 18 лет допускается в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
         

     6. Установленное федеральным законом предписание о предоставлении детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме жилых помещений по завершении ими получения профессионального образования, профессионального обучения не препятствует им в реализации права на обеспечение жилыми помещениями по достижении ими возраста 18 лет.
         

     7. Право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений гарантировано федеральным законом детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
         

     8. Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
          

     9. Обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории.
         

     10. Предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.
         

     11. Приобретение нанимателем специализированного жилого помещения для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот либо членами его семьи жилого помещения в собственность не является основанием для расторжения (прекращения) договора найма специализированного жилого помещения.
          

     12.

Основаниями для принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об исключении жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и лицам из их числа, из специализированного жилищного фонда и о передаче их данным лицам по договору социального найма являются окончание срока действия договора найма специализированного жилого помещения и отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
          

     13.

Вывод уполномоченного органа о наличии оснований, препятствующих заключению с детьми-сиротами и лицами из их числа договора социального найма в отношении занимаемого ими жилого помещения, должен основываться на всестороннем исследовании и оценке жилищно-бытовых условий лиц названной категории, исполнения ими обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния их здоровья, социального окружения, иных обстоятельств, касающихся данных лиц (в частности, наличие работы, привлечение к административной или уголовной ответственности, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств).
          

     14.

Члены семьи (супруг (супруга) и несовершеннолетние дети) нанимателя специализированного жилого помещения для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые были включены в договор найма специализированного жилого помещения и вселены в жилое помещение, в случае смерти нанимателя специализированного жилого помещения вправе требовать от уполномоченного органа исключения указанного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключения с ними договора социального найма в отношении этого жилого помещения.
        

     15.

Изменение детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот места своего жительства после вступления в законную силу решения суда о предоставлении им жилого помещения специализированного жилищного фонда не может служить основанием для удовлетворения их заявления об изменении порядка и способа исполнения указанного решения путем предоставления жилого помещения по новому месту их жительства.
     

«О реализации мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Дата события: 26 мая 2021

С.В.Куц, министр строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области

  • Уважаемый Василий Юрьевич!
  • Уважаемые коллеги!
  • Порядок обеспечения жильём детей-сирот устанавливается федеральным и региональным законодательством.
  • Полномочия по обеспечению жильём указанной категории граждан в Ростовской области переданы органам местного самоуправления.
  • Ежегодно на приобретение жилья для детей-сирот из областного бюджета выделяется порядка одного миллиарда рублей.
  • В реализации мероприятий принимают участие 55 муниципальных образований.
  • С 2019 года правовое регулирование данного направления претерпело значительные изменения. На федеральном уровне вступили в силу следующие поправки:
  • — с 1 января 2019 года специализированного жилья в одном доме должно быть не более 25%, за исключением населённых пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет не более десяти;

— с 1 июля 2019 года изменены правила долевого строительства: введено требование о перечислении средств на счета «эскроу». При этом у муниципалитетов больше года отсутствовала возможность открытия таких счетов в банках. Данные факты существенно повлияли на реализацию мероприятий, так как до 2019 года 70 % жилья приобреталось путём долевого строительства.

Большинство муниципальных образований вынуждено перешли на закупку жилья на вторичном рынке, который не обеспечивал существующую потребность в жилье.

В результате по итогам 2020 года показатели годовой программы достигнуты только в 40 муниципальных образованиях (план – 1079 чел., факт – 751 чел.).

В настоящее время эта проблема устранена. 31 июля 2020 года в Бюджетный кодекс РФ внесены соответствующие поправки.

По итогам проведённого минстроем анализа установлено, что недостижение плановых показателей обусловлено дефицитом жилья требуемой номенклатуры на вторичном рынке (25-33 кв. м), ростом рыночной стоимости жилых помещений.

Также отмечу ненадлежащее планирование муниципалитетами мероприятий и отсутствие своевременного контроля со стороны глав администраций.

В целях повышения эффективности реализации мероприятий по обеспечению жильём детей-сирот, минстроем в 2020 году внесены поправки в ряд региональных нормативных правовых актов (Областной закон 165-ЗС, постановление Правительства Ростовской области 539 — увеличена площадь жилья до 33 кв. м; постановление Правительства Ростовской области от 06.09.2012 № 863 – изменена методика расчета стоимости квадратного метра жилья).

Принятые поправки позволили с 2021 года увеличить площадь и стоимость приобретаемого жилья, а также повысить требования к его качеству.

Таким образом, проблема со стоимостью жилья была решена в большинстве муниципальных образований. Однако в ряде территорий, приближенных к административному центру, в связи с высоким темпом роста рыночной стоимости жилья, такая проблема остаётся актуальной (г. Ростов-на-Дону, г. Азов, Аксайский район).

Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право приобретать жилые помещения по цене, выше установленной минстроем, за счет средств местного бюджета или внебюджетных источников (согласно постановлению Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539).

Минстроем будет продолжена работа по корректировке стоимости квадратного метра с учетом изменения статистических данных.

Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищный фонд » Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа

Порядок предоставления регламентируется несколькими законами.

Содержание

Законодательство Российской Федерации и субъектов определяет порядок предоставления жилья детям-сиротам. Это жилье чаще всего представляет собой отдельный дом или квартиру, которые выделяются лишь один раз. Порядок предоставления жилых помещений регламентируется несколькими законами.

Лица, имеющие право на предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения

Закон давно четко установил список категорий лиц, имеющих право на бесплатное получение жилья в специализированых жилых помещениях. В первую очередь это те граждане, которые в детстве остались без попечения своих родителей.

Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, могут в целом рассчитывать на получение таких жилых помещений, но только в тех исключительных случаях, которые содержатся в международных договорах.

Еще совсем недавно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, давалось право на предоставление жилья из различных жилых фондов с возможностью его дальнейшей приватизации.

Новые законодательные нормы теперь запрещают приватизацию, как и предоставление социального жилья из жилых фондов на основании обычного соглашения.

Благодаря этому ранее сиротам разрешалось сразу оформить право собственности на данную недвижимость. Но, к сожалению, на практике это право они утрачивали очень быстро из-за собственной юридической безграмотности. И снова начинали нуждаться в жилых помещениях.

Именно поэтому на сегодняшний день порядок предоставления жилых помещений специализированного фонда сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, изменился.

Теперь они могут получить его по этому соглашению сроком не более чем на пять лет и к тому же без права на его приватизацию.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам

Государство может предоставить жилье детям-сиротам после достижения ими определенного возраста или ранее, если субъект уже успел стать дееспособным. При этом ему должно быть не меньше 14 лет.

Другими словами, ребенок, оставшийся без попечения родителей, должен закончить свое пребывание в специализированной организации для детей-сирот, получить профильное образование, пройти военную службу или отбыть наказание в соответствующем учреждении.

 Это право возникает у ребенка автоматически при том условии, что у него нет собственного жилого помещения. И оно не прекратится, пока субъект не будет обеспечен жильем по факту.

При этом российскими законами строго оговорено, что заменять получение жилья на предоставление денежных средств для самостоятельной покупки жилья категорически запрещено.

При достижении сиротой 14 лет его попечитель имеет право подать заявление на его внесение в региональный список на получение жилья. И этим вопросом занимаются местные органы опеки, куда и необходимо обращаться. Следует учитывать, что в каждом регионе существуют свои положения относительно выделения социального жилья.

Детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей, которые стали полностью дееспособными, закон разрешает подать соответствующее заявление лично, если это не было сделано ранее. Включение субъекта в список или отказ в этом занимает около 3 месяцев. К заявлению обязательно необходимо добавить:

  • документ, подтверждающий личность сироты;
  • удостоверение, подтверждающее личность опекуна, а также бумаги, указывающие на его полномочия;
  • справка о том, где на данный момент проживает ребенок;
  • медицинская справка для получения определенных льгот на предоставление помещения специализированного жилого фонда по состоянию здоровья сироты;
  • дополнительные документы, с перечнем которых можно ознакомиться в органе опеки и попечительства.

А при наличии жилых помещений, в которых нет реальной возможности жить, необходимо приложить к заявлению документы, которые это подтверждают. Такими бумагами могут быть заключение о неподходящих санитарных нормах жилья, заключение о невозможности какого-либо совместного проживания и т.д.

Специальная комиссия на основании этого пакета документов обязана установить план, согласно которому будет осуществляться обеспечение сирот жильем. Заявление каждого претендента рассматривается отдельно, а затем комиссией принимается решение. Если заявитель предоставил не все бумаги, вопрос касательно предоставления жилого помещения снимается.

При вынесении положительного заключения в течение нескольких месяцев представленное помещение должно быть осмотрено ребенком и его представителем. Далее представитель сироты или он сам, если уже имеет полную дееспособность, подписывают специальный смотровой талон.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда детям подразумевает заключение договора найма. Договор найма – это документ, содержащий все важные условия передачи жилья во временное пользование за определенную плату.

Документ обязательно содержит обязанности обеих сторон, а также в нем указываются челны семьи нанимателя. Договор найма оформляется в письменном виде.

Заключение договора должно произойти не позднее, чем через месяц после подписания смотрового талона.

Помещения специализированого жилого фонда, предоставляемые детям-сиротам, должны использоваться только по назначению, то есть для личного проживания.

Их нельзя сдавать в наем и т. д. Кроме этого, жилец обязан оплачивать коммунальные услуги. Важно знать, что соглашение заключается на определенный срок, который сиротам, оставшимся без попечения родителей, впоследствии нередко продлевают. Это также можно сделать только один раз, если у лица возникают трудности или если жилец добросовестно соблюдал все договоренности.

Сиротам предоставляются только те помещения, которые соответствуют определенным требованиям. В первую очередь это соблюдение технических и санитарных норм. Кроме того, запрещено представление жилых помещений в домах, находящихся в аварийном состоянии.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Жилые помещения по договору социального найма должны предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. И это не обязательно воспитанники детских домов.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Категория детей, оставшихся без попечения родителей гораздо шире.

 Это дети до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Право на предоставление жилья от государства получают те дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не имеют закрепленного жилого помещения, то есть если отсутствует собственное жилье, и жилье, где данные лица приобрели право пользования по договору социального найма.

Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
В какой срок должны предоставляться жилые помещения?

Жилые помещения предоставляются лицам указанных категорий, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения 23 летнего возраста.

Жилье предоставляется во внеочередном порядке после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Другими словами, к тому моменту, когда сироты уже не могут проживать в каких-либо государственных учреждениях, приемных семьях, общежитиях образовательных учреждений и тому подобное, они должны быть обеспечены жильем по социальному найму.

На практике, конечно дела обстоят иначе. Детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставят в так называемую «льготную» очередь, и ждать своей квартиры приходится ни один год.

Много ли судебных разбирательств по не предоставлению жилья? Примеры?

Судебные разбирательства, конечно, идут, но на наш взгляд, их могло бы быть гораздо больше. Просто зачастую данные категории лиц не имеют вообще никакой поддержки и рассчитывают только на помощь государства, а потому боятся с ним (государством) спорить. А государство не очень-то спешит помочь.

Например, очень формально подходят к проблеме закрепленного жилья. Как уже было сказано, квартиры предоставляются лицам, которые закрепленного жилья не имеют.

Так вот органы опеки и попечительства стараются закрепить за детьми любое возможное жилье, на этом основании отказывают в предоставлении жилья.

Но в практике возникают случаи, когда закрепляется жилье, уже имеющее собственника (например, квартира опекуна) и ребенок не приобретает самостоятельного права пользования данным жилым помещением. Или закрепляют жилье, которое не пригодно для проживания и т.д.

Существуют проблемы и со сроками предоставления жилья. Своей очереди приходится ждать много лет, а жить в это время негде. Хотя и закон и судебная практика говорят о том, что жилье должно предоставляться именно вне очереди, независимо от наличия иных лиц данной категории.

Что делать, если жилье не предоставляют?

Прежде всего, надо встать на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем во внеочередном порядке до достижения 23 лет. Если по каким-либо причинам в постановке на учет отказывают или жилье не предоставляют, надо обращаться в суд. Положительной практики довольно много.

Какие есть дополнительные гарантии
по социальной поддержке детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей?

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют дополнительные гарантии в сфере образования, по медицинскому обслуживанию, в сфере труда.
  • Например, они имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также на получение второго начального профессионального образования без взимания платы.
  • Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
  • Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Могут предоставляться бесплатные путевки в оздоровительные лагеря.

Работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Дополнительная поддержка может также устанавливаться областными и местными законами.

Ольга Отрохова, Генеральный директор «Правового центра «Логос», 11.08.2010

Рекомендуем по данной теме:

Жилье для детей-сирот

Конституцией РФ гарантируется право на жилище, которое в случаях, предусмотренных законом, реализуется бесплатно за счёт государственных, муниципальных и других жилищных фондов (ст. 40 Конституции РФ).

Важной задачей социальной политики государства является обеспечение жилыми помещениями наиболее уязвимых групп населения, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О правовых и организационных аспектах обеспечения жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пойдёт речь в данном материале.

1. Какие законодательные акты регулируют предоставление жилья детям-сиротам?

В Российской Федерации права детей, лишившихся родительского попечения, в части обеспечения их жильем регулируются законодательно, в том числе следующими законами:

Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам возлагается на органы исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства ребенка.

В соответствии со ст. 34 ГК РФ органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются органы опеки и попечительства.

Регионы самостоятельно разрабатывают нормативно-правовые акты, регулирующие порядок работы с указанной категорией граждан и устанавливающие перечни документов, необходимых для реализации права детей-сирот на жилье. 

2. Какие категории граждан объединяются понятием «дети-сироты»?

Нередко в обиходной речи понятием «дети-сироты» объединяется несколько категорий граждан.

Применительно к бесплатному предоставлению жилых помещений ст. 1 Закона № 159-ФЗ устанавливает, что к указанным категориям относятся:

  1. дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  2. дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в случае:
    • лишения родителей родительских прав;
    • ограничения родителей в родительских правах;
    • признания родителей безвестно отсутствующими;
    • признания родителей недееспособными (ограниченно дееспособными);
    • объявления родителей умершими;
    • установления судом факта утраты лицом попечения родителей;
    • отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    • нахождения родителей в местах содержания под стражей;
    • уклонения родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
    • отказа родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
    • если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
    • признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
  3. лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Право ребенка-сироты на жильё сохраняется за ним до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Жилые помещения, предназначенные для вышеуказанного круга лиц, не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное (п.2 ст. 109.1 ЖК РФ).

Право на получение бесплатного жилья детьми-сиротами возникает в следующих случаях:

  • если у ребенка не имеется жилого помещения по договору социального найма (он не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности;
  • если у ребенка имеется жилое помещение по договору социального найма (он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности, но его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным;
  • проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если в таком жилом помещении вместе с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения (п. 3 ст. 72 ЖК РФ)
  • лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно (п.1 ст. 51 ЖК РФ);
  • кроме того, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях может быть признано невозможным в следующих случаях:
  • Это обязательные условия предоставления жилья детям-сиротам, установленные на федеральном уровне.
  • На региональном уровне могут быть установлены иные основания признания проживания детей-сирот в ранее занимаемых помещениях невозможным и условия предоставления жилья детям-сиротам.
  • Также на региональном уровне определяется и порядок установления факта невозможности проживания детей в ранее занимаемых жилых помещениях.

4. Основные правила предоставления жилых помещений

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ст. 8 Закона № 159-ФЗ):

  • по достижении ими возраста 18 лет;
  • в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (например, при вступлении в брак);
  • по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения;
  • по окончании прохождения военной службы по призыву;
  • по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
  • в иных случаях до достижения совершеннолетия, предусмотренных законодательством субъектов РФ.
  1. Законом предусмотрено, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются из специализированного жилищного фонда.
  2. Предоставляться могут исключительно благоустроенные жилые помещения.
  3. При предоставлении таких жилых помещений с детьми-сиротами заключаются договоры найма специализированных жилых помещений.
  4. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
  5. По решению органа исполнительной власти субъекта РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-летний срок неоднократно.

По решению органа исполнительной власти субъекта РФ жилое помещение может быть исключено из специализированного жилищного фонда. В этом случае с нанимателями заключается договор социального найма.

Жилые помещения детям-сиротам предоставляются однократно.

Жилье детям-сиротам предоставляется по их письменному заявлению в установленном порядке (п.1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Порядок предоставления жилья детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, поэтому единые правила, действующие на всей территории Российской Федерации, отсутствуют.

Общий порядок действий при реализации права ребенка-сироты на жильё состоит из некоторых основных моментов:

5.1. Подача заявления о включении ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями

Для реализации права ребенка-сироты на жильё его, по достижении возраста 14 лет, обязательно включают в соответствующий список (п. 2 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Данный список формируется органом исполнительной власти субъекта РФ на основании установленного Правительством РФ порядка.

Подробнее

Кроме порядка формирования списка, Правительством РФ также устанавливается:

  • форма заявления о включении в список;
  • примерный перечень документов, необходимых для включения в список;
  • сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список;
  • сроки включения в список.

Заявление о включении в список подается:

  • законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет; Подробнее Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список. Для подачи заявления о включении в список законом установлены следующие сроки:
    • в течение 3-х месяцев со дня достижения ребенком 14 летнего возраста;
    • в течение 3-х месяцев с момента признания их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях невозможным.
  • самостоятельно детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, приобретшими полную дееспособность до достижения совершеннолетия;
  • самостоятельно детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жильем.

Перечень документов, представляемых вместе с заявлением, определяется законом субъекта РФ, поэтому его состав необходимо уточнять в органах опеки и попечительства конкретного региона.

Состав пакета прилагаемых к заявлению документов, чаще всего, включает в себя:

  • паспорт (ребенка и его законного представителя);
  • документ, подтверждающий статус сироты;
  • документ, подтверждающий место жительства;
  • документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);
  • свидетельство о рождении детей (при наличии таковых);
  • документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой;
  • документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;
  • справку о составе семьи.
  • Многие необходимые документы должны запрашиваться уполномоченным органом самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих организаций.
  • После проверки представленных документов и наличия установленных Законом № 159-ФЗ и законодательством субъекта РФ оснований (обстоятельств) уполномоченный орган субъекта РФ в сфере жилищных отношений принимает решение о принятии детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на специализированный жилищный учет либо об отказе в принятии их на специализированный жилищный учет.
  • В случае соответствия поданных документов и наличия необходимых условий предоставления жилья детям-сиротам уполномоченный орган власти принимает положительное решение о включении заявителя в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
  • По общему правилу решение о включении ребенка-сироты в список на предоставление жилья принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления и документов.
  • В течение 9 рабочих дней со дня принятия решения уполномоченный орган уведомляет заявителя о вынесенном заключении.

5.3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения

Уполномоченный государственный орган в сфере жилищных отношений:

  • принимает решение о предоставлении лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда субъекта РФ;
  • заключает договоры найма специализированных жилых помещений в срок, установленный законодательством субъекта РФ.

Указанные договоры являются основанием для вселения в предоставляемые жилые помещения детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Основания исключения детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, из списка нуждающихся в предоставлении жилых помещений

После заключения договоров найма специализированных жилых помещений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (п. 3.1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Также указанные граждане исключаются из данного списка в случае:

  • утраты ими оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
  • включения их в список в другом субъекте РФ в связи со сменой места жительства;
  • прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вам также может быть интересно:

Меры государственной поддержки на приобретение жилья

Как бесплатно получить земельный участок?

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *