В отношении оборота угодий сельскохозяйственного значения фонд перераспределения земель имеет важное значение.
При его образовании особая роль принадлежала колхозам и совхозам, а также фермерским, крестьянским и личным подсобным хозяйствам. Такая возможность была предоставлена благодаря закону РСФСР «О земельной реформе» № 374.1.
Процесс продолжился за счет принятия Земельного кодекса, а также закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
Понятие
Фондом называется государственная структура, представляющая собой базу, где указываются точные кадастровые и регистрационные данные. Ему посвящена статья 80 Земельного кодекса РФ.
Законом предусматриваются определенные основания изъятия наделов в активы, а также другие способы формирования фонда.
Главная задача этой структуры заключается в сохранении и реорганизации земель сельхозназначения.
Законом не установлен порядок, который обязывает сообщать весь состав фонда.
Кроме того, государственные и муниципальные власти могут не предоставлять точные границы и местонахождение наделов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Уполномоченные структуры должны распоряжаться соответствующими активами, так же, как и периодически проводить инвентаризацию, обновлять имеющиеся данные.
Преимущества реформы
На практике образование фонда перераспределения земель приобрело важное значение. Это показала статистика. Главная цель реформы заключалась в формировании фермерского и крестьянского хозяйства путем массового выхода владельцев долей земли из общей собственности на отдельные участки посредством выдела их в натуре.
С начала 1995 года регистрацию собственности на надел земли прошли почти 300 хозяйств. Из них приблизительно треть была образована на бывших территориях колхозов и совхозов.
Но порядка двух третей участков выделены из фонда перераспределения земель. В то же время с начала действия реформы люди стали создавать огороднические, дачные, садоводческие товарищества и иные объединения.
К середине 2000-х годов их было уже свыше восьмидесяти тысяч.
Источники создания
Когда Земельный кодекс еще не вступил в действие, формирование фонда перераспределения земель выполнялось согласно постановлению Президиума ВС РСФСР и Совета Министров №891-1. В соответствии с этим актом примерно 10 % земель было изъято из колхозов и совхозов для внесения в фонд. Из него планировалось обеспечить наделами для кошения сена и иных нужд крестьянские хозяйства.
Другим источником стали излишки наделов, которые появились в результате образования общей собственности при приватизации территорий колхозов и совхозов и их реорганизации. Регистрация прав должна была закончиться до 1993 года.
Еще одним источником образования фонда перераспределения сельскохозяйственных земель стали лесные наделы, которые не были заняты насаждениями, а также запасные территории.
Приватизация
С этой целью в рамках районов, а также в самих совхозах и колхозах образовывались соответствующие комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации и приватизации хозяйств.
В коллективе нужно было решить следующие вопросы:
- О форме собственности.
- О правилах написания заявления для получения участка, а также выкупа или аренды земли сверх установленной нормы. Должны определяться субъекты, которые могли бы получить наделы бесплатно.
- Об определении всей площади, относящейся к общей собственности.
Норма земли, которая предоставляется в среднем по району, определялась путем деления всей площади сельхозпредприятий на число граждан, задействованных в сельском хозяйстве, а также тех, кто ранее занимался соответствующей деятельностью.
К последним относились пенсионеры, сотрудники социальной области и иные граждане. Местные власти вправе самостоятельно подбирать дифференцированную норму передачи наделов в собственность на безвозмездной основе, так как это зависит от плотности населения в тех или иных районах.
В связи с этим нормы значительно отличались.
Прекращение прав
Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:
- о добровольном отказе от земли;
- истечении соответствующего периода;
- прекращения функционирования организации;
- эксплуатации надела не по целевому назначению;
- нерациональном пользовании;
- периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
- неиспользовании угодий в течение года;
- отчуждении в пользу местных властей.
Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.
Изменение законодательства
Правовой режим сменился в связи со вступлением в силу нового Земельного кодекса, так же, как и закона № 101-ФЗ. Изначально предлагалось 3 способа назначения фонда перераспределения земли. Об этом говорится в п. 2 ст. 80, а именно:
- добровольного отказа;
- передачи участка в пользу государства, если отсутствуют наследники;
- изъятия в принудительном порядке в случаях, предусмотренных законом.
Затем ст. 80 ЗК РФ была дополнена указанием о включении в фонд территорий на основании Указа президента № 323 от 1991 г.
Многие специалисты сходятся во мнении о том, что новая редакция должна быть уточнена. Начало образования фонда связано с исполнением актов о земельной реформе. В то же время большая часть участков не коснулась приватизации.
Как обстоит дело сегодня?
В фонд включаются участки, которые ранее не использовались или получены государственными органами при сделке. Согласно действующему Земельному кодексу в него входят следующие территории:
- Если нет субъекта, который собирается приобрести надел для использования в сельском хозяйстве, тогда его покупает муниципалитет по рыночной стоимости.
- Если отчуждается надел, принадлежащий иностранцу, юридическим лицам, в том числе, чей уставной капитал составляет более 50 % из взносов иностранцев или лиц без гражданства.
- Если реализуется земля, площадь которой свыше установленного размера на одного человека.
- Если от земли отказываются в добровольном порядке. Тогда она становится бесхозной и переходит в право собственности государства или муниципального образования.
Так или иначе, муниципалитет имеет преимущественное право покупки земли.
Режим
Государственная собственность не разграничивается фондом. Распоряжение и управление землями запаса реализуется местными властями. Наделы можно сдавать в аренду, передавать в собственность (на платной или бесплатной основе) юридическим и физическим лицам в определенных случаях.
Власти в регионах могут самостоятельно устанавливать границы земель сельхозназначения, передавать местным властям те или иные полномочия в области земельных правоотношений. Также они вправе устанавливать:
- частных лиц, которые имеют право на наделы фонда;
- список передаваемых в собственность или аренду земель;
- размеры участков;
- площадь фонда в рамках муниципального образования;
- условия предоставления наделов, которые находятся в муниципальной собственности;
- правила внесения предложений относительно фонда.
Применение земли
В статье 78 Земельного кодекса указан порядок права пользования землей, которые выделяются из соответствующего фонда. Наделы, которые выпали из оборота временно, передаются:
- для ведения сельского хозяйства;
- образования полос насаждений для защиты;
- реализации мероприятий учебного, научно-исследовательского и иного характера;
- ловли рыбы;
- нужд сельского хозяйства на период сооружения линий электропередач, дорог или прокладки труб;
- охоты.
Субъекты
Наделы могут получить следующие лица:
- товарищества и объединения для ведения хозяйства, физические лица;
- МУП и ГУП;
- кооперативы производственные и потребительские;
- предприятия коммерческого и некоммерческого назначения;
- религиозные организации;
- учебные, производственные, опытные подразделения, занимающиеся подготовкой кадрового состава;
- общины северных сибирских и дальневосточных народов;
- общества казаков.
Чтобы получить землю, следует обратиться в местные власти, которые занимаются нормативным регулированием в области земельных правоотношений.
Информация о земле
Согласно ст. 80 Земельного кодекса соответствующие сведения указываются в источниках с открытым доступом. Местные власти извещают всех лиц, заинтересованных в вопросе, а также публикуют информацию о землях, которые поступают в фонд.
Общины, объединения, граждане, иные лица, предусмотренные законодательством, могут обратиться к местным властям с заявлением о передачи надела в безвозмездное пользование. Хозяйства и предприятия могут обратиться с заявлением о покупке дополнительных участков. Вопрос о том, сколько стоит земля, власти решают, исходя из ее рыночной стоимости.
Проект
Проект готовится с целью упорядочения применения данных земель юрлицами и физлицами, а также для более успешного порядка образования земельных наделов. Для его создания используется правовая, техническая и экономическая документация. Делаются расчеты, описание и планы проектов. Каждое мероприятие необходимо обосновать. План состоит из следующих этапов:
- Предварительные работы.
- Разработка.
- Согласование.
- Утверждение.
- Образование землеустроительного дела.
- Передача заказчику с направлением копии в госорганы.
Проект согласуется с местными властями, кадастровой службой и иными государственными структурами.
Что еще нужно знать?
Местные власти, уполномоченные заниматься данным вопросом, должны не только предоставлять данные о наличии или отсутствии наделов в фонде, но и предъявлять информацию о том, сколько стоит земля, полное описание того или иного участка. Решение о выделении надела принимается в индивидуальном порядке. Местные власти вправе запрашивать обоснование выдела земли у заявителей.
Заключение
В фонд включаются земли сельскохозяйственного назначения, которые применяются для последующего развития. Источники формирования фонда в разное время отличались.
Так или иначе, при образовании новых угодий и упорядочения применения прежних, а также передачи наделов в собственность и пользование предусмотрен определенный порядок.
Например, предварительный проект при образовании надела согласуют с местными властями и собственниками территории, а передача участков может осуществляться только в пользу лиц, указанных в законе.
Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения
Ввиду обилия разного рода терминов и особенностей, достаточно часто, у граждан возникают проблемы с пониманием некоторых аспектов земельного законодательства. При этом, большинство граждан, периодически в той или иной степени сталкиваются с решением вопросов.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25. Это быстро и бесплатно!
Именно по этой причине стоит ознакомиться с данной статьей. Речь в ней пойдёт о том, что из себя представляет фонд перераспределения земель, с какой целью его создавали и какие земельные участки попадают в его состав.
Понятие фонда перераспределения земель
Сам факт появления фондов перераспределения земель можно отнести к периоду осуществления земельной реформы, которая проводилась в начале девяностых.
О фонде перераспределения можно сказать следующее:
- Одной из главных задач организации является решение поставленной задачи по созданию крестьянских и фермерских хозяйств, а так же общего развития сельского хозяйства на территории страны.
- Следовательно, данная организация выполняет своеобразную ресурсную функцию, используя которую удается найти наделы для людей, желающих взяться за создание крестьянского или фермерского хозяйства. Как правило, эта категория граждан не имела изначальных прав на землю, по той причине, что они не находились в членском составе сельскохозяйственных предприятий.
- В большинстве своём сюда вошли земли, в ходе проверки которых было выяснено, что их использование не является рациональным. Чаще всего это территории, не подвергавшиеся вообще никакой обработке.
- К концу 2001 года, практика по организации земельного фонда перераспределения была оговорена в законодательстве, а если быть точным, то речь идёт о Земельном Кодексе Российской Федерации.
Для чего был создан фонд?
Он создавался для того, чтобы отрегулировать процедуру перераспределения земельных наделов, имеющих сельскохозяйственное предназначение. Подобные участки часто выступают в качестве объекта разного рода правовых отношений.
Полезно знать! Фонд так же регулирует порядок использования, оборот и правовое регулирование различных вопросов, которые связаны с земельными участками сельскохозяйственного назначения.
Как происходит формирование фонда?
- Фонд перераспределения земель создаётся из площадей, имеющих сельскохозяйственное предназначение, но в виду обстоятельств их эксплуатация приостановлена , или же они были переданы муниципальным органам в процессе совершения законной сделки.
- В частности, если опираться на Земельный Кодекс Российской Федерации, то обсуждаемый фонд может получить землю при следующих обстоятельствах:
- При отсутствии гражданина, который желает купить участок. В данном случае земля приобретается муниципальными органами согласно рыночной цене.
- В ситуации, когда участок подвергается отчуждению. Речь идёт о случаях приобретения земли сельскохозяйственного назначения иностранцами, а также, компаниями, в уставном капитале которых большая часть принадлежит гражданам другого государства. Также земля попадает в фонд при отчуждении участка, площадь которого превышает допустимый законодательством размер земельных участков, принадлежащих одному гражданину.
- Стоит заметить, что в ситуации, когда земельные участки выставляются на продажу, представители муниципальных образований имеют законное преимущество на покупку.
- При добровольном отказе от земельного надела, участок становится официально бесхозным и все права, которые ранее на него имел собственник, должны быть прекращены в соответствии с требованиями закона.
- Встречаются так же ситуации, когда земельный участок изымают принудительно, в случаях, оговоренных действующим законодательством Российской Федерации. Наиболее частой причиной является ненадлежащее использование земель.
- В фонд попадают земли, когда после смерти собственника отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию. Или например, наследник совершил отказ от наследства в пользу государства.
Какие земли входят в фонд?
- Так же стоит детально разобрать вопрос о том, какие земли допускается перераспределять. Вопрос регламентируется
- Земельным законодательством Российской Федерации и в нём обозначены следующие земельные наделы:
- Предназначенные для начала или дальнейшего развития предприятий, работающих в области сельского хозяйства.
- Ведение научной и исследовательской деятельности и реализация учебных процессов.
- Земли, на которых размещаются разного рода защитные посадки.
- Реже наделы применяются для аквакультуры и рыболовства.
- Земли допускается использовать для сельского хозяйства на время осуществления строительных мероприятий по возведению некоторых объектов. Речь идёт о прокладке дорог, линий электропередач, а так же трубопроводов и прокладке других коммуникаций.
- Не редко площади используются при размещения заповедников, природных парков и т.д.
Кому могут быть переданы земли фонда?
Ответ на этот вопрос так же кроется в действующем законодательстве. Если точнее, то наделы имеют возможность получить:
- Обычные граждане России, планирующие использовать наделы по прямому предназначению.
- Разного рода товарищества и хозяйственные общества.
- Предприятия, являющиеся унитарными и принадлежащие муниципальным органам или государству.
- Кооперативы, как потребительские, так и производственные.
- Различные объединения коммерческой и некоммерческой направленности.
- Разрешённые на территории Российской Федерации организации религиозного характера.
- Учреждения образования, занимающиеся непосредственно подготовкой определённых специалистов.
- Казачье сообщество.
- Объединения малых народностей, проживающих в России.
Отметим! Для того чтобы получить земельный участок из данного фонда, потребуется изучить законодательство и обратиться в местный орган самоуправления с соответствующим прошением.
Как происходит регулирование фонда?
По вопросам регулирования свободных площадей можно отметить следующее:
- Распоряжение и обслуживание целиком ложиться на местную власть.
- Данные о том, какие участки есть в земельном фонде, находятся в общем доступе. Так же в открытом доступе содержится и вся необходимая техническая информация, такая как: площадь, место расположения и т.д.
- Всю необходимую информацию обязаны предоставлять уполномоченные представители местной администрации. Также новости о появлении новых участков публикуются в местных средствах массовой информации для того, чтобы население имело возможность использовать свои права.
- Приобрести земельный участок из фонда перераспределения гражданин, имеющий соответствующий интерес, должен обратиться в администрацию муниципального района, который уполномочен на предоставление подобных земель в аренду или же для передачи в собственность.
Полезно знать! Фонд перераспределения земель открывает перед обычными гражданами и различными организации дополнительные возможности по получению земли сельскохозяйственного назначения. И если имеется какой-то интерес к этой сфере, тогда стоит обязательно изучить подобную возможность. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-37-25 (Москва) +7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Вам также может понравиться
Фонд перераспределения земель
Фонд перераспределения земельных участков – земли, находящиеся в собственности государства, которые оно может передавать гражданам и юридическим лицам в аренду либо собственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Такие земли используются по общим правилам землепользования.
Цель создания фонда перераспределения заключается в передаче земельных участков для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских или фермерских хозяйств, личных подсобных, ведения животноводства, садоводства, огородничества.
Также земельные участки могут использоваться в качестве сенокоса или пастбища.
Формирование фонда перераспределения земель
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:
- При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
- При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
- При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
- При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.
Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям.
Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации.
Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:
- Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
- Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
- Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
- Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
- Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
- Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.
В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.
Использование земель из фонда
Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда. Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:
- Ведения сельскохозяйственного производства.
- Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
- Создания защитных насаждений.
- Аквакультуры – рыболовства.
- Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
- Ведения охотничьего хозяйства.
Земельные участки из фонда могут получить:
- Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
- Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.
- Производственные и потребительские кооперативы.
- Коммерческие и некоммерческие организации.
- Религиозные организации.
- Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.
- Казачьи общества.
- Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.
Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов. Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.
Сведения о землях из фонда перераспределения земель
Согласно статье 80 Земельного Кодекса Российской Федерации, сведения о фонде перераспределения участков являются общедоступными. Администрация муниципальных районов обязана информировать всех заинтересовавшихся лиц о наличии тех либо иных наделов и публиковать в местных СМИ сведения о поступающих в фонд землях.
Таким образом, граждане, общины, товарищества могут подать заявление на получение надела в безвозмездное пользование, а фермерские хозяйства или компании – приобрести дополнительные территории.
В местной администрации заинтересовавшемуся лицу обязаны предоставить информацию не только о наличии либо отсутствии земельного участка, но и, при его наличии, показать полное описание характеристик земли.
Фонд перераспределения земель: что такое в 2021 году? Как работает?
- Территориальная организация государства долгое время была объектом испытаний и реформ, которые вводились для оптимизации земельных участков, утверждения точных границ, реорганизации коллективных и кооперативных предприятий.
- По закону вопросы в рамках земельного законодательства решаются госучреждениями, одним из которых является Фонд перераспределения земель.
- Каждый гражданин России, столкнувшийся с проблемами владения участков земли, должен быть знаком с целями организации фонда и особенностями получения информации по нем.
Чтобы изъять землю в активы, необходимы веские основания. Ведь основной задачей фонда является сохранение и реорганизация территорий сельхозназначения.
Особенности фонда распределения земель
Деятельность фонда по перераспределению земель (ФПЗ) регулируется муниципальными и государственными органами.
https://www.youtube.com/watch?v=XeCpARfoAco\u0026t=1219s
Но в законодательство не требует строгого указания всего состава фонда. Представители государственной власти могут не обозначать точное месторасположение и границы участков.
Чтобы точно понять, что такое фонд перераспределения земель, необходимо знать и исключения в отношении его земельных участков.
Нужно ли платить налог на квартиру, если она в ипотеке?
К ним относятся следующие случаи:
- отчуждение территории по закону;
- добровольный отказ частных лиц от прав собственности на землю;
- покупка участков в порядке использования преимущественного права муниципальных или государственных структур в законном порядке.
Обозначенные основания позволяют найти повод для определения границ участка, точного места расположения, внесения полных кадастровых данных о конкретных участках.
Ответственные органы распоряжаются активами земли, выполняют инвентаризацию, обновляют сведения, полученные ранее.
Субъекты эксплуатации земель
Формирование фонда перераспределения угодий и его дальнейшее использование подразумевает определение круга лиц, участвующих в эксплуатации земельных наделов в соответствии с нуждами.
Согласно ст. 78 ЗК РФ, к числу субъектов для использования сельскохозяйственных площадей относятся:
- физические и юридические лица;
- фермерские хозяйства, садоводческие и животноводческие общества;
- нуждающиеся в пастбищах и выгулах;
- товарищества на вере;
- предприятия унитарного типа, коммерческие организации;
- организации некоммерческого толка, включая религиозные фонды;
- научные и производственные объединения;
- сельскохозяйственные учебные заведения;
- общины, ведущие промысловую деятельность (коренные народы крайнего Севера).
Вышеперечисленные субъекты входят в число основных претендентов на использование фонда перераспределения угодий под сельское хозяйство. Однако, перечень не является окончательным и может быть дополнен рядом субъектов, осуществляющих хозяйственную и прочую деятельность, связанную с задействованием угодий.
Субъектами для эксплуатации фонда перераспределения земель не могут быть признаны иностранные граждане и лица без гражданства. Для них отмечен особый порядок использования сельскохозяйственных земель, который предполагает исключительно аренду.
История фонда
Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.
Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.
В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.
Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.
Справочная информация
В начале января 1995 года права собственности зарегистрировало примерно 270 крестьянских хозяйств. Из этого объема треть хозяйств была создана на колхозных территориях. Две трети были выделены из фонда.
Со дня запуска ремонта люди массово стали формировать садоводческие, огороднические и дачные объединения. К середине нулевых их было уже 80 тысяч.
Главными документами, когда был создан фонд, были постановление Президиума Верховного Совета РСФСР и Совмина № 891-1 от 15 марта 1991 года. В это время Земельного кодекса еще не было. А по указу 10 процентов пашни были изъяты у коллективных хозяйств для включения в фонд. Планировалось обеспечить необходимым объемом земли крестьянские хозяйства для сенокошения и других нужд.
Еще один источник появления земель стали излишки участков, которые возникли после формирования коллективной собственности при приватизации колхозных земель и их реорганизации.
Основаниями этому послужили:
- Земельный кодекс, принятый в 1991 году;
- Постановления Правительства № 86 от 1991 года и № 708 от 1992 года;
- Указ президента № 323.
По этим документам регистрация прав собственности на землю должна была окончиться до 1 января 1993 года.
Третий источник создания фонда в первые годы предполагал включение не только огороднических, садоводческих, крестьянских объединений, дачных хозяйств, но и территории запаса, а также земель лесного фонда, которые не были заняты насаждениями.
В конце 2001 года был принят Земельный кодекс РФ. В документе сохранилась практика формирования фонда перераспределения земель из участков земель сельхозназначения.
По статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель создается в составе сельскохозяйственных участков с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и увеличения фермерских хозяйств, ведения животноводства, садоводства, сенокошения, огородничества, подсобных хозяйств, выпаса скота.
Цели создания фонда
Фонд перераспределения земельных участков был создан с целью организации государственных территорий конкретно сельскохозяйственного значения. Ключевым фактором в этом вопросе является показатель целевого назначения земель.
Если есть основания для исключения земельного участка и включения его в актив распределительного фонда, то территория не теряет целевого назначения по причине продолжения использования ее для потребностей сельского хозяйства, но после того, как определился собственник или арендатор.
Госфонд перераспределения земель создавался для того, чтобы рационально и грамотно разделить между юридическими и частными лицами все земельные активы. Главная задача — распределить территории для гарантированного соблюдения правил целевого использования.
Перераспределение необходимо для дальнейшей организации хозяйственной деятельности, проведения фермерских работ, расширения сельскохозяйственной деятельности, организации личных подсобных хозяйств, огородничества и садоводства.
Фонд перераспределения земель в 2019 году: порядок формирование состава, использование земель фонда | Земельный эксперт
10441
Содержание статьи:
Цели создания фонда перераспределение земель
В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.
Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.
Формирование фонда перераспределения земель
Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки.
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:
- при добровольном отказе граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;
- в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
- при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура ст. 49 ЗК РФ. При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об изъятии по решению суда, то никаких средств собственнику не выплачивается.
Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.
Использование земель фонда перераспределения земель
Использование земель осуществляется в рамках ст. 78 ЗК РФ. То есть территории могут быть переданы:
- для организации сельхозпроизводства;
- с целью лесопосадки защитного плана;
- научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
- кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
- кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;
- казачьим обществам;
- малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.
Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов.
Сведения фонда перераспределения земель
Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными. Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории.
Важное значение имеют качественные характеристики участков. По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель.
Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд.
Заключение
В итоге можно сделать несколько выводов:
- Государством предусмотрено создание специальной базы данных под названием фонд перераспределения земель, куда входят бесхозные площади, наделы, изъятые по решению суда, территории, от которых собственники или пользователи отказались.
- Массивы могут быть переданы для развития животноводства, сельхозмероприятий, разбивки садов и огородов.
- При использовании в отношении таких площадей устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого запрещается переводить площади из их прямого назначения в другую категорию.
- Вся информация о составе базы данных находится в открытом доступе и заинтересованное лицо вправе не только получить желаемые сведения о наличии участка, но и познакомиться с его полным описанием.
- Ведомство, уполномоченное заниматься распределением земель фонда, обязано осуществлять публикации в местных СМИ относительно поступления и выбытия наделов, а также предоставлять населению все необходимые сведения об участках.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по фонду перераспределения земель
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна. Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель.
Земля была изъята у собственника по решению суда и теперь числится как бесхозная. Мне бы очень хотелось получить ее в собственность и построить там дом.
Подскажите, как мне теперь оформить его, если все держится в секрете? Не хочется подводить подругу, и в то же время, упускать такой шанс тоже желания нет.
Куда обращаться с моей просьбой и что необходимо сделать для оформления?
Ответ: Здравствуйте, Инна. Ну, во-первых, согласно п. 4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная. Более того, муниципалитет вашего города обязан был осуществить публикацию о данном событии в городских СМИ. Если ведомство этого не сделало, то нарушило закон.
Во-вторых, вы можете предварительно ознакомиться с его описанием. Информация является общедоступной для всех заинтересованных лиц, а вы таковым являетесь.
И, в-третьих, вы вправе подать заявку на получение территории в пользование или по праву собственности. В первом случае, земля может быть передана бесплатно или в рамках арендного соглашения, а второй предусматривает покупку территории. При каждом варианте организовывается конкурс.
Однако даже эти моменты не являются существенными в вашей ситуации. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что вы хотите построить на участке дом.
Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается.
Соответственно, вы не сможете изменить целевое назначение участка, а значит, и дом построить тоже не получится.
На практике вы можете попытаться построить там дачу и оформить регистрацию в таком строении.
Список законов
- Статья 80 ЗК РФ
- Статья 49 ЗК РФ
- Статья 78 ЗК РФ
Вам будут полезны следующие статьи:
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!