Законопроект о всероссийском сносе жилья и комплексном развитии территорий. вся суть

  • 18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.
  • Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.
  • Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

  1. Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

  2. Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

  3. Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

  4. Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

  5. При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

  6. Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:
  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

  • В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.
  • Так, регионы будут вправе:
  • 1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;
  • 2) утвердить порядок её формирования и утверждения;
  • 3) определить источники финансирования программы;
  • 4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;
  • 5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение

Разбираем Федеральный Закон № 494-ФЗ, который называют «Законом о всероссийской реновации»

В конце прошлого года вышел Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Принят он был быстро. 18 сентября он был еще только внесен в Государственную думу, а уже 30 декабря он был подписан президентом и опубликован.

Закон этот объемный. Официально опубликованная редакция насчитывает 118 страниц, состоит из 19 статей и вносит изменения в 17 федеральных законов и кодексов, доступна она по [ссылке].

Мы его прочитали (трижды прочитали, а некоторые положения и вовсе по пять-шесть раз), два месяца разбирали его с экспертами, и готовы дать ответы на наиболее важные вопросы, касающиеся этого Федерального закона.

Вопрос 1. А правда, что этот закон фактически отменяет право собственности на помещения в многоквартирных домах?

Я очень хотел бы написать, что «нет, не правда», но, к сожалению, данный закон действительно весьма привольно обходится с правом собственности на помещения в многоквартирных домах, и в особенности с правом собственности на нежилые помещения. Также закон, опять же, весьма своеобразно обходится с правом собственности на индивидуальные жилые дома и садовые домики.

Впрочем, чтобы составить полное впечатление, прочитайте ответы на другие вопросы.

Вопрос 2. О чем вообще этот закон и причем тут «реновация»?

Закон вводит в Градостроительный кодекс РФ и другие законы такое понятие как комплексное развитие территорий – по закону это совокупность мероприятий направленных на «создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов» (п. 34 ст. 1 ГрК РФ).

Понятие Комплексное развитие территории заменяет собой ранее использовавшиеся понятия: развитие застроенных территорий, комплексное освоение территорий, освоение территории в целях строительства стандартного жилья, и другие понятия, ранее описанные в отмененной теперь главе 5.1 Градостроительного кодекса РФ.

  • В части 1 статьи 64 Градостроительного кодекса РФ указаны цели комплексного развития территории, и согласно им, комплексное развитие территорий делается, грубо говоря, чтобы сделать территории лучше, благоустроеннее, инфраструктурно развитее, эффективнее, а также чтобы привлечь внебюджетные источники финансирования обновления застроенных территорий.
  • По сути же все сводится к тому, что в отношении определенной территории в установленном порядке принимается решение о ее комплексном развитии, потом в установленном порядке это все согласуется, в установленном порядке выбирается кто будет комплексно развивать территорию, а потом вся частная недвижимость на территории (с некоторыми исключениями — об этом ниже) в установленном порядке или изымается муниципалитетом (за деньги), или передается лицу, в установленном порядке получившему право комплексно развивать территорию (тоже за деньги).
  • При этом в части 2 статьи 67 Градостроительного кодекса РФ указано, что решение о комплексном развитии территорий может предусматривать необходимость строительства многоквартирных домов или домов блокированной застройки на комплексно развиваемой территории.
  • Как видно, в законе активно используется опыт московской реновации — когда на выбранной властями территории сносят всю недвижимость и строят новые жилые дома.

Впрочем, согласно этому закону все равно остается возможность, что в рамках комплексного развития территории на ней, например, снесут ветхую недвижимость и построят замечательный парк. Тут все будет зависеть от органов власти вашего региона и вашего города. И вы уже сейчас можете спрогнозировать, насколько грамотно ваши местные власти воспользуются новыми возможностями и в чьих интересах.

Вопрос 3. Какие виды комплексного развития территории придумали законодатели?

Законодатели придумали четыре вида комплексного развития территории, которые зависят от того, что собственно находится на данной территории.

Это (согласно ч.1 ст. 65 ГрК РФ):

  1. комплексное развитие территорий жилой застройки,
  2. комплексное развитие территорий нежилой застройки,
  3. комплексное развитие незастроенной территории,
  4. комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и объектов недвижимости.

По понятным причинам, далее я буду писать только о комплексном развитии территорий жилой застройки, чтобы не укрупнять и без того большой текст и не вносить в него ненужной путаницы.

Вопрос 4. Кто решает какие территории будут «комплексно развиты»?

В зависимости от того, какие территории попадают в проект комплексного развития территорий, решение о комплексном развитии принимают (согласно ч. 2 ст. 66 ГрК РФ):

  1. Правительство РФ – для земли и недвижимости, находящихся в федеральной собственности; либо если решение реализуется в рамках инвест-проекта за счет федерального бюджета (кроме расселений авариного жилья); либо если решение о комплексном развитии территорий будет реализовываться юридическим лицом, определенным Российской Федерацией.
  2. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ – если реализация проекта будет происходить с привлечением средств бюджета субьекта РФ; или же если решение будет реализовываться юридическим лицом, определенным субъектом РФ, или же если комплексно развиваемая территория расположена на территории двух или более муниципальных образований.
  3. Главой местной администрации во всех остальных случаях.

Вопрос 5. А в каком порядке принимается решение о комплексном развитии территорий?

Требования к порядку принятия решения о комплексном развитии территории прописаны во все той же статье 66 Градостроительного кодекса РФ. А сам порядок должен быть установлен нормативным актом субъекта РФ. Поэтому для окончательной ясности ждите принятия своих местных законов и постановлений.

Читайте также:  Особенности продажи квартиры на вторичном рынке

Сама процедура принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки выглядит вот так:

  1. подготовка проекта решения и его согласование, если оно необходимо,
  2. опубликование проекта решения,
  3. проведение общих собраний в многоквартирных домах, не признанных аварийными, но включенных в проект решения (предельный срок проведения таких собраний не менее месяца) по вопросу включения домов в проект,
  4. принятие решения и его опубликование – решение о комплексном развитии территории жилой застройки принимается в срок не более чем 30 дней со дня окончания срока, установленного для проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (ч. 4 ст. 67 ГрК РФ),
  5. проведение торгов (не всегда обязательно, подробнее в ответе к вопросу 7),
  6. заключение договора о комплексном развитии территории (в случае если проводились торги),
  7. подготовка и утверждение документации по планировке территории, а также при необходимости внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки,
  8. определение этапов реализации решения, с указанием очередности сноса или реконструкции многоквартирных домов, включенных в это решение,
  9. непосредственно проектирование, снос и строительство на комплексно развиваемой территории.

Вопрос 6. Должны ли быть проведены какие-нибудь общественные слушания?

Если для реализации решения о комплексном развитии территории необходимо внесение изменений в генплан или проекты планировки, в этом случае общественные обсуждения либо публичные слушания могут проводиться в границах территории, в отношении которой и было принято решение о комплексном развитии территории (ч. 3.1 ст. 28 ГрК РФ). При этом допускается одновременное проведение общественных слушаний и по внесениям изменений в генплан, и по проектам планировки территорий (ч. 26 ст. 5.1 ГрК РФ).

Также если для реализации решения о комплексном развитии территории вносятся изменения в правила землепользования и застройки, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в таковые правила проводятся в границах территории, подлежащей комплексному развитию, а срок проведения данных общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц (ч. 14 ст. 31 ГрК РФ).

Такие изменения необходимы, так как в правилах землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке должны устанавливаться территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ).

Эти территории могут быть как определены заранее, так и уже после принятия решений о комплексном развитии территорий (ч. 5.2 ст. 30 ГрК РФ). В последнем случае принятие решения о комплексном развитии территорий будет основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (п. 6 ч.

2 ст. 33 ГрК РФ).

То есть, проведение комплексного развития территории будет всегда сопровождаться проведением общественных обсуждений или публичных слушаний, но только в границах территории, подлежащей комплексному развитию.

Вопрос 7. Почему проведение торгов не всегда обязательно?

Все просто: по замыслу законодателей комплексное развитие территории может производить как стороннее юридическое лицо, так и непосредственно администрация района или органы власти субъекта РФ, или даже непосредственно Российская Федерация (ч. 1 ст. 66 и другие положения ГрК РФ).

Так вот, если решение о комплексном развитии территорий органы власти реализуют не сами, то они на торгах определяют того, кому в итоге достанется право комплексно развивать территорию (п. 5 ч. 6 ст. 66 ГрК РФ).

Порядок проведения таких торгов устанавливается Правительством РФ в соответствии с требованиями статьи 69 Градостроительного кодекса РФ. Проект соответствующего Постановления Правительства РФ опубликован (ссылка), но пока еще не принят.

Вопрос 8. Какие многоквартирные дома могут попасть проект комплексного развития территории жилой застройки?

Комплексное развитие территории жилой застройки осуществляется в отношении застроенной территории, в границах которой расположены (согласно ч. 2 ст. 65 ГрК РФ):

  1. многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  2. многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Такие критерии устанавливаются исходя из одного или нескольких следующих требований:
    • а) физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное властями региона значение;
    • б) совокупная стоимость капитального ремонта данных домов превышает стоимость, определенную властями региона;
    • в) многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный властями региона, по типовым проектам, разработанным с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;
    • г) многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии в соответствии с СП 454.1325800.2019;
    • д) в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные властями вашего региона.

Также в границы территории, попадающей под комплексное развитие территории жилой застройки, могут быть включены и другие земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, при условии, что они расположены в границах одного квартала или микрорайона (элемента планировочной структуры) вместе с многоквартирными домами, попадающими под комплексное развитие территории (ч. 5 ст. 65 ГрК РФ).

Вопрос 9. Если мой дом попадет в проект комплексного развития территории жилой застройки, то что будет с моей квартирой?

Во-первых, если ваш дом не признан аварийным, то вы можете провести собрание собственников и принять решение об исключении вашего дома из проекта комплексного развития территории (п. 4.6 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Подробнее о нюансах проведения данного собрания описано в ответе на вопрос 10.

Во-вторых, если ваш дом все-таки попал в проект комплексного развития, то у вас есть два пути: или вы получите деньги за вашу квартиру (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ), или же вы получите другое жилье (ч. 4 и ч.7 ст. 32.1 ЖК РФ).

В случае с деньгами все просто. Если вы согласитесь на получение возмещения, то выплачиваемая вам сумма должны быть определена с учетом рыночной стоимости вашей квартиры, рыночной стоимости общего имущества в вашем многоквартирном доме, рыночной стоимости земельного участка под многоквартирным домом, ваших затрат на переезд и оформление нового жилья (ч. 3 ст. 32.1 ЖК РФ).

При этом эта сумма определяется на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки (ч. 3 ст. 32.1 и ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Однако, если в изымаемой квартире или комнате проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление возмещения собственнику такого жилого помещения не допускается, и он может только получить другое жилье (ч. 21 ст. 32.1 ЖК РФ).

Если же вы напишите заявление на предоставление другого жилья, то вы получите другую квартиру с зачетом его стоимости при выплате вам возмещения за старую квартиру (ч. 4 ст. 32.1 ЖК РФ). Или вы можете получить жилье большей площади, доплатив при необходимости (ч. 22 ст. 32.1 ЖК РФ).

Но и это еще не все.

Власти вашего региона могут издать свой нормативный акт, согласно которому и собственники, и наниматели изымаемых квартир могут получить право на получение равнозначной квартиры – квартиры имеющей то же количество комнат и такую же или большую площадь, а также соответствующей стандартам, установленным властями региона и расположенной в том же поселении или городе (ч. 7 ст. 32.1 ЖК РФ).

То есть именно за властями региона оставили «последнее слово» решающее, насколько справедливо будут даваться новые квартиры взамен изымаемых.

В-третьих, если ваша квартира у вас не в собственности, а по соцнайму, вы все равно имеете право принять участие в собрании собственников по вопросу исключения вашего дома из проекта комплексного развития (п. 3.2 ст. 45 ЖК РФ).

Ну и если дом все равно попадет под комплексное развитие, то взамен освобождаемой вами квартиры вам предоставляется другая квартира, также по соцнайму, площадь и количество комнат в которой не меньше чем в старой квартире, а по письменному заявлению эта новая квартира может быть предоставлена вам в собственность (ч. 6 ст. 32.1 ЖК РФ).

К слову, недвижимость, попавшая в решение о комплексном развитии территории не обязательно должна быть снесена, а она может быть реконструирована. Например, многоквартирный дом может быть надстроен, в нем заменены все инженерные сети и изменены планировки.

Вопрос 10. Как многоквартирный дом попадает в проект комплексного развития территории жилой застройки, и как он может быть исключен из этого проекта?

Сначала дом включают в проект решения авторы и инициаторы этого решения (см. ответ на вопрос 4). А какие дома могут попасть проект комплексного развития территории жилой застройки описано в ответе на вопрос 8.

Затем этот проект подлежит официальному опубликованию (см. ответ на вопрос 5).

Далее наступает череда собраний собственников в многоквартирных домах, включенных в проекты решения и не являющихся аварийными.

Внеочередное общее собрание для принятия решения по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории, подлежащей комплексному развитию, может быть созвано по инициативе органов власти либо по инициативе определенного властями юридического лица, реализующего решение о комплексном развитии территории жилой застройки (ч. 2.1 ст. 45 ЖК РФ).

Предельный срок проведения такого собрания устанавливается властями региона и должен быть не менее одного месяца (п. 3 ч. 6 ст. 66 ЖК РФ).

Власти получат право сносить неаварийные многоквартирные дома с целью комплексного развития территорий

18 сентября в Госдуму был внесен законопроект № 1023225-7, которым предлагается усовершенствовать институт комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ.

Читайте также:  Добровольное страхование в квитанции жкх – что это такое и как оплачивается

Содержание поправок

Согласно пояснительной записке проектом закона предусматривается единый механизм комплексного развития территорий (КРТ) с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Так, предусматривается, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии. При этом в случае принятия решения о КРТ в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Отмечается, что решение о КРТ по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для этого должен быть определен порядок принятия и реализации таких решений.

Кроме того, правом принятия решений о КРТ также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

При этом законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о КРТ могут быть наделены органы местного самоуправления.

Порядок принятия решений о КРТ по инициативе регионов и порядок реализации такого решения устанавливается законодательством субъектов РФ.

Законопроектом предполагается, что реализация решения о КРТ осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий по осуществлению указанной деятельности созданной для этой цели специализированной организации. Предусматривается, что КРТ может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

Согласно проекту закона договор о КРТ должен включать сведения о местоположении, площади и границах соответствующей территории, перечень выполняемых видов работ по благоустройству территории, срок их выполнения, обязательство осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии, этапы и максимальные сроки осуществления строительства, реконструкции, а также другие условия.

Отмечается, что в качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о КРТ законопроектом предусматривается наличие опыта (не менее трех лет) участия в строительстве многоквартирных домов общей площадью не менее 5 тыс. кв. м в совокупности, который подтверждается наличием полученных в порядке, установленном ГК, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Проектом закона предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

При этом в целях реализации такой программы предлагается предоставить субъектам РФ право определить содержание программ по сносу и реконструкции, утвердить порядок ее формирования и утверждения, определить источники финансирования программы, утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при ее формировании и реализации, а также определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

  • 23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».
  • Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.
  • Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента. Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

  1. Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.
  2. В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:
  3. · КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;
  4. · КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;
  5. · КРТ незастроенной территории;
  6. · КРТ по инициативе правообладателей.

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

  • Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.
  • В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.
  • Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:
  • · физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;
  • · стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;
  • · многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;
  • · многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;
  • · в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.
  • Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.
  • Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.
  • По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
  • Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
  • Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:
  • · жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
  • · которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;
  • · которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

  1. Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:
  2. · исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;
  3. · исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;
  4. · разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;
  5. · ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.
  6. Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Комплексное развитие территорий

Как закон о КРТ изменит сложившуюся практику застройки, зачастую идущую в разрез с интересами жителей и нормами комфортной городской среды? Достаточно ли в законе механизмов, способных обязать застройщиков соблюдать баланс между жильем и общественными пространствами? Об эффективности закона и возможностях жителей по защите своих прав  рассуждает эксперт по развитию территорий, директор по развитию территорий группы компаний ASG Ринат Аисов:

30 декабря 2020 в Градостроительный кодекс были внесены масштабные изменения, результатом которых стало появление новой главы 10, посвященной комплексному развитию территории (КРТ).

Основными целями КРТ, заложенными в Кодексе (ст. 64) как раз и является обеспечение сбалансированного и устойчивого развития, повышение качества городской среды и улучшение внешнего облика и иных характеристик объектов капитального строительства городских территорий.

Читайте также:  Как приватизировать дачу по садовой книжке?

Действие Закона как раз и направлено в отношении в первую очередь аварийного и ветхого жилья, затрагивая при этом также жилье с высокой степенью физического износа, критерии которого должны быть субъектом Российской Федерации.

Как сложится, и насколько будет эффективной практика применения законодательства о КРТ сейчас спрогнозировать сложно, все покажет время. На сегодняшний день в ряде регионов (в первую очередь в Москве) реализация программ КРТ только набирает обороты.

Дело в том, что на уровне каждого субъекта Российской Федерации должен быть принят целый массив законодательных, а также подзаконных нормативных актов, развивающих и конкретизирующих порядок принятия и реализации решений о КРТ, некоторые вопросы до сих пор остаются неясными.

Так, на уровне Республики Татарстан были внесены в этой части большие изменения в Закон Республики Татарстан «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан».

В то же время, в развитие республиканского закона должен быть принят ряд нормативных актов Кабинета Министров РТ, как раз в которых и должна содержаться вся практическая конкретика, что, конечно не дает возможности начать реализацию проектов КРТ в нашей Республике.

Что касается соблюдения интереса жителей, необходимо иметь в виду, что это понятие довольно противоречивое, люди в массе своей не любят перемен, даже если, в конечном счете, эти перемены им на пользу.

Ведь люди руководствуются в своей жизни не только разумными доводами, многие просто не хотят уезжать с насиженных годами мест, где жили их предки, прошло их детство и юность. Даже если им будут предложены более комфортные условия жизни.

Как ни парадоксально, но это факт, и мы это должны учитывать и понимать.

Какие же возможности закон открывает жителям для защиты своих прав?

В решении о КРТ (ст. 67 Градостроительного кодекса) определяется перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, включая многоквартирные дома.

Какие правовые механизмы защиты устанавливает Закон?

Во-первых, для включения или исключения многоквартирного дома (МКД) из решения о КРТ установлено проведение общих собраний собственников МКД (только в отношении домой, не признанных аварийными).

И далее: окончательное решение о КРТ принимается с учетом решения такого собрания.

Правда остается неясным как на практике будет это требование реализовано, поскольку жилой дом может находится в центре подлежащей развитию территории, и как это скажется на внешнем облике будущего микрорайона непонятно.

Во-вторых, предусмотренное ч. 6. ст.

68 Градостроительного кодекса обязательство лица, заключившего договор о КРТ, создать или приобрести жилые помещения для их предоставления гражданам взамен жилых помещений, освобождаемых ими в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а также обязательство уплатить денежные средства для выплаты гражданам возмещения за жилые помещения в МКД, признанных аварийными и подлежащими сносу.

И, в-третьих, одним из главных этапов реализации решения о КРТ является подготовка и утверждение документации по планировке территории (ППТ).

Именно в ППТ и содержатся требования, обязательные в соответствии с градостроительной документацией и местными нормативами градостроительного проектирования как по параметрам жилой застройки, так и по обеспечению жителей объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. В данном случае у жителей отдельно взятой территории имеется возможность участвовать в обязательной при утверждении ППТ процедуре общественных обсуждений (ст. 5.1., ст. 46 Градостроительного кодекса). В ходе процедуры общественных обсуждений каждый житель может высказать и представить свои обоснованные замечания и предложения, касающиеся улучшения архитектурно-градостроительных характеристик жизнедеятельности района.

  • Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный суд России, достижение разумного баланса между общественным и частным интересом является приоритетной целью градостроительного законодательства, деятельности в этой сфере органов государственной и муниципальной власти.
  • Говоря о таком правовом институте как КРТ, мы забываемом о такой ее важной разновидности как КРТ по инициативе правообладателя.
  • В этом случае, с одной стороны, есть инициатива конкретных собственников по развитию неосвоенного пространства, а с другой стороны, содействие в рамках компетенции органов муниципальной власти.

Для столицы Татарстана этот вид КРТ имеет приоритетное значение. Уже много лет прошло с момента расширения границ города за счет земель «восточной дуги», а данные территории до сих пор остаются неосвоенными, что негативно влияет на рынок жилищного строительства, создавая дефицит строительных площадок, и, как следствие – безудержный рост цен на жилье.

Проблема КРТ, на наш взгляд, могла бы стать, определенной панацеей в этой области, тем более «бульдозерного снесения тут не потребуется», никого расселять здесь не надо.

Тем самым, эффективная реализация КРТ по инициативе правообладателя позволит вовлечь в сферу жилищного строительства значительные территории, до настоящего времени продолжающие оставаться неосвоенными, способствует развитию социальной инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, привлечению в Республику Татарстан частного инвестиционного капитала и многие другие положительные бонусы для ее жителей.

Комплексное развитие территорий: все нюансы правого регулирования — Сфера

В конце 2020 года приняли Федеральный закон № 494 о внесении изменений в градостроительный кодекс, который существенными способом преобразил комплексное развитие территорий. В это же время был подписан указ о национальных целях развития страны, ориентированный, в том числе, на повышение качества строительства.

При этом комплексное развитие территорий не является новым институтом. Постановление о проекте комплексного освоения территорий в сфере жилищного строительства приняли еще в 2007 году. Государство брало на себя обязательство по софинансировании инфраструктуры.

В 2016 году закон №373 ввел понятие комплексного и устойчивого развития. Однако он касался только тех объектов, которые осваивались по инициативе правообладателя или государства. В 2019 году все институты в рамках КРТ консолидировали.

Понятие комплексного развития территорий

Комплексное развитие территорий — это деятельность, направленная на создание благоприятных условий существования населения. В рамках этого направления создаются не только конкретные объекты, но и инфраструктура. Застройщик не только реализует сам проект, но также занимается бумажной работой и готовит необходимую документацию.

Какие цели у КРТ:

  • содействие в создании объектов социально-транспортной инфраструктуры,
  • повышение доступности таких объектов для населения
  • создание мест обслуживания, мест труда
  • повышение эффективности использования территорий
  • привлечение внебюджетных источников

При реализации данной концепции высчитывается индекс качества городской среды. Учитываются разнообразие функций в жилой зоне, доля озелененных территорий, обеспеченность инженерными системами и многое другое.

Виды КРТ

В рамках Градостроительного кодекса можно выделить четыре категории:

  • жилая застройка (осуществляется в границах одного или нескольких кварталов, микрорайонов, в которых расположены многоквартирные дома)
  • нежилая застройка (реализуется в границах одного или нескольких кварталов, микрорайонов, в которых осуществляется капстроительство и отсутствуют многоквартирные дома, жилые дома, ИЖС, садовые дома и тд)
  • незастроенная территория (осуществляется в границах одного или нескольких кварталов, микрорайонов, в которых находятся земельные участки, не обремененные правами третьих лиц)
  • застройка по инициативе правообладателей

Решение о КРТ включает виды разрешенного участка, перечень объектов культурного наследия, подлежащие сохранению или сносу, предельные параметры разрешенного строительства, сведения о границах, территории, подлежащей комплексному освоению.

Договор о КРТ не является типичным гражданско-правовым договором. В нем могут содержаться такие обязанности как, например, разработка документации или изъятие земельных участков. «Во-первых, нет возможности применения гражданско-правового инструментария.

Во-вторых, есть практическая сложность применения нормы, согласно которой в границах территории КРТ может быть заключено несколько договоров.

В-третьих, непонятна возможность применения условия в части процента жилых/нежилых помещений и требований к первым этажам», — отмечает Алексей Башарин.

Градостроительная документация

  • готовится на основании решения о комплексном развитии территории
  • в ней должна быть допустимость подготовки документации по планировке территорий одновременно с корректировкой Генплана
  • ранее утвержденная документация теряет силу при разработке ДПТ. Это большая льгота для всех
  • подготовка документации является обязательной, без нее нельзя получить ни градостроительный план, ни разрешение на строительство.

Правила землепользования и застройки подразумевают расширенный состав градостроительных регламентов в границах территории, которая подлежит комплексному освоению.

Они включают в себя, например, обеспеченность инфраструктурой. Решение о КРТ может быть принято и в границах территории, которая не отображена в этих правилах.

Комплексное развитие территорий — драйвер новых подходов в градостроительстве. Благодаря КРТ появилось такое понятие как мастер-план.

Он представляет собой результат комплексной градостроительной проработки территории, на которой требуется устранение проблем, связанных, например, с ветхим аварийным жильем.

Положения мастер-плана является основой для института комплексного развития. Этот объемный документ включает в себя как регламентацию, так и проектные решения по территории.

По его словам, в рамках КРТ подготовку документации заметно упростили. При этом власти сохранили все гарантии, включая публичные слушания.

КРТ жилой застройки

Решение о комплексном развитии территории может быть принято в отношении одного или нескольких кварталов, и даже микрорайонов.

При этом некоторые объекты не могут изъять для государственных нужд. Это участки, предназначенные для объектов федерального значения и территории, на которых расположены многоквартирные дома, не попадающие под критерии КРТ.

Если комплексное освоение реализуется правительством, регионом или муниципалитетом, путь к принятию концепции упрощается. В случае с инвестором проводятся торги и заключается договор. Далее идет подготовка проекта, его согласование, опубликование, проведение публичных слушаний, утверждение документации, определение этапов реализации и мероприятия по проектированию.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *