Введение двенадцатилетнего обучения в школе – суть предложения, перспективы

С докладом о необходимости введения дополнительного учебного года выступила Надежда Княгинина — научный сотрудник лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ.

Исследования, проведенные на эту тему в разных институтах, показывают целесообразность такого шага. В частности, в рамках исследования ВШЭ выяснилось, что из 803 опрошенных школьников из 14 субъектов Федерации 72 процента заявили, что чувствуют себя уставшими из-за уроков и домашних заданий. Больше всего устают ученики 10-11 классов, таких оказалось 85 процентов.

История вопроса

Двенадцатилетнее школьное обучение существует во многих странах. Мировой опыт организации школьного образования предусматривает двенадцати-тринадцатилетнее образование. Именно столько проводят за партой ученики многих стран мира — США, Канады, Великобритании, Франции, Испании, Японии, Польши и др.

Сейчас на такую систему перешли более 150 государств, в том числе и из бывшего СССР — страны Балтии, Молдова, Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан

В большинстве случаев лишний год прибавляется к базовой школе, она заканчивается не в 9-м, а в 10-м классе. Но есть варианты, когда начальная школа растягивается на 5-6 лет.

В 11-м классе выпускники практически перестают учиться. Все время они тратят на подготовку к ЕГЭ. В тех странах, где дети в школе проводят 12 лет, последний год перед окончанием разбивается на две части. В одном полугодии ученики проходят новый материал, в другом — готовятся к экзаменам.

Есть и другая модель — в некоторых странах в старшей школе активно изучается иностранный язык. Как правило, английский.

В качестве примера школы, где дети учатся 13 лет, можно привести Китай.

Схема образования в Китае

Введение двенадцатилетнего обучения в школе – суть предложения, перспективы

Перспективы введения двенадцатилетнего образования в России

Вопрос об увеличении срока обучения в российских школах периодически поднимался в нашем образовательном сообществе.

Основной аргумент сторонников увеличения сроков обучения — тотальная перегрузка школьников. Несмотря на общую нехватку часов, вводятся дополнительные предметы, которые преподают в ущерб более важным предметам, тем самым усугубляя ситуацию

Кроме того, введение двенадцатилетки позволит детям больше времени уделять внешкольному образованию — занятиям музыкой, спортом, другому саморазвитию.

Последнее серьезное обсуждение этого вопроса было около 3-х лет назад. Тогда решение о переходе на двенадцатилетнее образование принято не было. Не последнюю роль в этом сыграл финансовый фактор. Дело в том, что дополнительный год обучения — это большие финансовые затраты для государства…

Однако с тех пор многое изменилось.

В первую очередь экстремальные условия пандемии коронавируса, выявившие слабые места нашей образовательной системы, а именно — отсутствие необходимой в таких случаях «подушки безопасности» в виде резервных учебных часов, которые можно было бы использовать для изучения упущенного материала.

В этом году школьники подходят к экзаменам с большими пропусками очных занятий в школе. несмотря на организованное дистанционное обучение, знания большинства школьников заметно уступают знаниям, показанным учениками в предыдущие годы

И в этом одна из проблем 11-летки — в случае непредвиденных ситуаций «нагнать» пропущенный материал уже невозможно из-за недостатка учебных часов.

Массовое задействование репетиторов стало обычном явлением в большинстве российских семей. В противном случае знаний, полученных в школе, будет недостаточно для успешной сдачи экзаменов. Из-за нехватки учебных часов все больше материалов вынуждены разбирать с репетиторами. Такова сегодняшняя реальность.

Это еще один признак серьезного сбоя в работе нашей образовательной системы.

Вопрос о введении в России двенадцатилетнего образования давно назрел. Современные условия жизни и образования не позволяют уложиться в отведенные для школы 11 лет. Систему надо менять. Недавняя попытка перевести все школы на шестидневный режим обучения вызвала большое количество негативных откликов, и от этой идеи тихо отказались.

В реальности существует только два варианта исправления ситуации: уменьшение количества второстепенных предметов при сохранении 11 лет обучения или увеличение срока обучения в школе до 12 лет.

Впорос о переходе на двенадцатилетнее обучение будет дополнительно изучаться в Комитете Госдумы по образованию и науке, Минпросвещения, Минобразования и других  профильных министерствах. Заключение о целесообразности введения двенадцатилетнего обучения должно быть представлено уже в ближайшее время.

22.04.2021 г.

● ***

Вместо школы — в Предуниверсарий. Что это такое и почему они лучше?

Школы переходят на шестидневный режим учебы. Школьники будут учиться по субботам.

Большинство родителей «ЗА» введение шестидневки. Пресс-конференция «Известий»

Высшее образование теряет популярность. Все больше школьников идут в колледжи.

Cколько денег уходит в год на репетиторов в России?

Что будет, если не сдать ОГЭ? Просто идёте в колледж…

  • Вы просматриваете: go_go_scool_news_009.html
  • НовыеСтарыеПолезныеБесполезные
  • Страница 1 из 1

Грозит ли российским школам переход на 12-летнее образование?

Введение двенадцатилетнего обучения в школе – суть предложения, перспективы

Ежегодно ученики их родители жалуются на то, что нагрузка в школе постоянно возрастает. Особенно ярко это проявляется в выпускном классе, где дети не могут справиться с объемом заданий, которые им дают преподаватели. Поэтому в апреле текущего года на заседании комитета Государственной думы РФ по образованию и науке была выдвинута инициатива повысить длительность обучения в школе до 12 лет. Сегодня мы поговорим о том, насколько это целесообразно, приведем аргументы «за» и «против».

В связи с чем прозвучало предложение о 12-летнем обучении в школе?

Авторы инициативы обуславливают ее следующим образом. Современная образовательная система выстроена таким образом, что фокус внимания смещен на бюрократические процедуры: заполнение педагогами всевозможных документов, гонку за общешкольными рейтингами и т.п.

При этом самочувствие и пожелания учащихся и родителей фактически не учитываются. Кроме того, школьники тратят массу времени на дополнительное образование: различные кружки, секции (спортивные, художественные и т.д.).

Там также приходится прикладывать усилия, чтобы добиться результата, из-за чего на обучение в школе остается меньше времени и сил.

Еще одна проблема — это Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Чтобы успешно пройти тестирование, ученики выпускного класса практически перестают уделять внимание другим предметам, концентрируя свои усилия на подготовке к главному экзамену, ведь от его итогов зависит будущее обучение в вузе.

Все это провоцирует нервную и эмоциональную перегрузку. Также необходимо отметить, что в современных школах отмечается нехватка часов, отведенных на обучение, освоение новой темы занимает всего один урок.

Введение дополнительных предметов усугубляет ситуацию, ведь учителям приходится заниматься их преподаванием в ущерб более важным дисциплинам.

Плюсы и минусы двенадцатилетнего обучения в школе

У любой общественной инициативы есть положительные и отрицательные стороны. Для начала приведем аргументы «за»:

  • увеличивается общий период времени, отведенный на освоении программы основной школы. Ученики и педагоги часто сетуют на тотальную нехватку времени, чтобы как следует разобрать ту или иную тему. В итоге ребята не могут ее понять и усвоить, поэтому родителям приходится прибегать к помощи репетиторов;
  • уменьшение эмоциональной и психологической нагрузки на родителей и учащихся.  Так как многие ребята не успевают освоить школьную программу из-за того, что на нее отведено мало времени, родителям приходится помогать им в выполнении домашнего задания. Это быстро приводит к эмоциональному выгоранию. Кроме того, многие школьники посещают дополнительные секции, которые с каждым годом всё сложнее совмещать с обучением в основной образовательной организации. Однако бросать занятия тоже не хочется. Еще можно добавить объемные домашние задание и высокие требования учителей, которые практически невозможно выполнить. Из-за этого у ребёнка снижается мотивация к учёбе и накапливается усталость. Добавление дополнительного года дало бы возможность разгрузить учащихся;
  • неготовность системы школьного образования к чрезвычайным ситуациям. Это наглядно проявилось на фоне пандемии коронавируса. Первоначально занятия в школах вовсе отменили, а позже перевели в дистанционный формат. В тот момент стало ясно, что в образовательной системе отсутствует «стратегический запас» дополнительных учебных часов, которые можно было бы пустить на прохождение пропущенных тем. В итоге многим школьникам так и не удалось нагнать программу и получить необходимые знания в полном объеме.

Ниже рассмотрим аргументы против 12-летнего образования:

  • инфантилизация подрастающего поколения. Если ребенок будет заканчивать 12 классов, он поступит в высшее учебное заведение лишь к 19 годам. По традиции в период обучения в школе индивид считается ребенком и поэтому спрос с него минимален. Из-за этого общество может начать деградировать;
  • необходимость дополнительного финансирования. Сегодня на педагогах лежит очень большая нагрузка, поэтому дополнительную они попросту не потянут. Значит, в случае введения 12-летнего образования школам придется расширять штат. На это потребуются дополнительные деньги. Современная экономика РФ находится в кризисе, поэтому найти их будет весьма проблематично;
  • потребность в трансформации образовательной программы. В настоящее время основная программа обучения в школах РФ рассчитана на 11 лет. Если появится «дополнительный» год, придется принимать решение, как с ней поступить: растянуть во времени, либо подготавливать новую. Во втором случае потребуются значительные временные затраты; 
  • изменение призывного и трудоспособного возраста. В случае введения инициативы о 12-летнем образовании молодых людей станут призывать в армию с 19 лет. Аналогичные изменения касаются и возраста поступления на работу, так как совершеннолетия будет наступать не с 18 лет, а на год позже. Фактически подвергнется трансформации весь уклад жизни общества, а в какую сторону неизвестно.
Читайте также:  Должен ли прописанный платить за коммунальные услуги, если он не собственник

Зарубежная практика

В иностранных государствах практика 12- или даже 13-летнего школьного образования существует уже давно.

В список входят государства бывшего Советского Союза (например, Украина),  Китай, Штаты и ряд других стран.

Чаще всего дополнительный год прибавляется в средней школе, и момент ее окончания приходится не на 9-й, а на 10-й класс. Иногда увеличивается начальная программа обучения (5 или 6 лет).

Следует отметить, что в иностранных государствах многие дети идут в школу в 6 лет, поэтому заканчивают ее также в 18. Однако в России большинство родителей предпочитает отправлять отпрысков в школу с семилетнего возраста, поэтому в момент окончания 12 классов им будет уже 19.

Что говорят эксперты?

По мнению специалистов, в ближайшей перспективе переход на 12-летнюю систему обучения в российских школах очень маловероятен. Первая причина — уже устоявшаяся система одиннадцатилетнего образования. Она имеет массу недостатков, но в целом работает нормально.

Кроме того, инициатива введения 12-летнего образования ни разу не прозвучала от высокопоставленных представителей власти. Поэтому можно сделать вывод, что в Правительстве данный вопрос всерьез не поднимался. Даже если предложение будет принято, переход на новую систему образования займет не один год, поэтому современным школьникам не стоит бояться того, что придется заканчивать 12 классов.

12-летнее школьное образование в России

Введение двенадцатилетнего обучения в школе – суть предложения, перспективыКак известно, во многих странах, например, в Великобритании, Франции, Польше, Испании, Японии школьники обучаются в течение 12 лет. Такая система школьного образования считается весьма эффективной, и на нее перешли уже более 150 стран. Как правило, дополнительный год прибавляется к базовому образованию. Таким образом, выпускными становятся не 9 и 11, а 10 и 12 классы. Редко встречаются программы с увеличением на один год начальной школы. 

Идея введения 12-летнего школьного образования в России имеет как своих сторонников, так и противников.

Разумеется, важнейшим аргументом за введение дополнительного учебного года является сохранение здоровья школьников, ведь увеличение учебной нагрузки в школе приводит к переутомлению детей.

Те, кто являются приверженцами нововведения, уверены, что при существующей системе обучения дети не успевают справиться со школьной программой, а дополнительный год позволит разгрузить школьников. 

Еще одним аргументом в пользу введения 12-летней системы обучения является улучшение качества преподавания, возможность индивидуального подхода. В последние годы в выпускных классах наблюдается тенденция к натаскиванию к ЕГЭ. Нововведение в школах позволит выпускникам более тщательно готовиться к экзаменам, поскольку для этого будет специально отводиться второе полугодие. 

Также сторонники перехода на новую систему обучения говорят о повышении конкурентоспособности российских выпускников на мировом рынке труда и смягчению отрицательных последствий демографического спада. 

Немало и противников 12-летней системы обучения в школах. По их мнению, нагрузка на учащихся не является высокой и распределяется эффективно.

Директор Новосибирского учебно-научного центра НГУ утверждает, что в западных странах дополнительный год вводится с той целью, чтобы дети могли дольше оставаться под присмотром родителей и учителей.

Огромным минусом введения 12-летнего образования, как утверждают его противники, является то, что государству придется выделить на это большую сумму из бюджета. 

К аргументам против введения 12-летнего школьного образования в России относится также нехватка зданий для обучения увеличившегося количества школьников, неготовность педагогического сообщества к решению этой проблемы, необходимость создания нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также необходимость перестройки всей системы повышения квалификации работников.

В госдуме объяснили, почему российские школьники не будут учиться 12 лет

Депутат Госдумы Василий Власов предложил ввести в школах 12-й класс и увеличить летние школьные каникулы на один месяц. С этим предложением член фракции ЛДПР обратился к министру образования и науки России Ольге Васильевой. Однако в профильном думском комитете считают, что эта инициатива не будет одобрена.

По мнению Василия Власова, в 12-м классе необходимо помочь школьникам с профориентацией, чтобы, выбирая вуз, в который они пойдут учиться после школы, они были уверены, что в дальнейшем захотят работать по полученной специальности. А введение четырехмесячных летних каникул компенсирует введение 12-го года обучения, считает Василий Власов.

Первый заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Олег Смолин в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей напомнил, что вопрос введения 12-летнего среднего образование в России поднимался еще в конце 90-х — начале 2000-х, когда министром образования был Владимир Филиппов.

«Во многих странах мира дети учатся в школе 12 лет, где-то даже 13.

Но в ходе бурных дискуссий выяснилось, что большинство российского образовательного сообщества против того, чтобы увеличивать обучение в школе на год, поскольку 11 лет вполне достаточно.

Поэтому предлагаемая министром Филипповым реформа была отвергнута, и сегодня в школах вряд ли захотят вводить 12-й класс», — объяснил депутат.

Введение двенадцатилетнего обучения в школе – суть предложения, перспективыРИА Новости / Владимир Астапкович

По мнению Олега Смолина, куда важнее решить проблему перегруженности школьной программы.

«Дети не успевают осваивать школьную программу, — считает парламентарий. — Надо, чтобы школьников не пытались нагружать всем. В школьной программе есть материал, без которого спокойно можно обойтись.

И не хватает, на мой взгляд, того, что нагружало бы правое полушарие мозга, развивало воображение, творческие способности.

А что касается профориентации, то упор на нее вполне можно делать в 9-10-11 классах, а не в 12-м, как предлагает Василий Власов».

Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке напомнил, что, по данным Минобрнауки РФ, до половины учащихся уже в 9-м классе знают, кем хотят работать, но после 10-го класса четверть из этих ребят меняют свои предпочтения.

«Не думаю, что ситуация изменится в 12-м классе. А что касается увеличения летних школьных каникул на один месяц, то это и вовсе излишне, поскольку в России дети и так отдыхают дольше, чем их сверстники из других стран. И потом им довольно сложно втянуться в учебу. После четырех месяцев отдыха будет еще сложнее», — уверен Олег Смолин.

Что вы хотите узнать о двенадцатилетке,

Мария БЕЛИЛОВСКАЯ

Недавно закончилась дистанционная педагогическая конференция “О переходе к двенадцатилетней школе”. Организовали ее Институт общего и среднего образования (ИОСО) РАО, Министерство общего и профессионального образования РФ и центр дистанционного образования “Эйдос”. В конференции приняли участие около шести тысяч человек из 45 городов России, от Астрахани до Якутска, – учителя, методисты, директора школ, руководители органов управления образованием. Информация у нас всегда в дефиците, и сотрудникам ИОСО пришлось ответить на массу вопросов

Формальности

…И все-таки окончательного решения по вопросу, перейдет ли российская школа на двенадцатилетнее обучение, пока нет.

Не только потому, что нет общего согласия, но и потому, что правовые основы перехода должны быть следующими: постановление правительства о переходе на двенадцатилетнюю школу, закон РФ о стандартах основного общего образования и поправки в ныне действующие нормативные акты.

Только если все это будет принято, начнется поэтапный переход на двенадцатилетнее образование с учетом возможностей субъектов Российской Федерации. Основной этап придется на 2007–2009 годы, а в массовом варианте двенадцатилетняя школа начнет действовать не раньше 2010 года.

Сейчас ведется разработка концептуальных подходов к содержанию образования и нового Базисного учебного плана, который министерство обещает вынести на широкое общественное обсуждение. Уже около трех лет ИОСО ведет эксперименты, проектирует образовательные стандарты, учебные программы и учебники для двенадцатилетней школы.

Для финансирования перехода на двенадцатилетнее образование будет использована… демографическая обстановка: меньше детей – освобождаются какие-то средства. Но свои расчеты министерство пока не обнародует.

Вопрос о катастрофически ухудшившейся материально-технической базе школ, которую лишний год обучения может развалить, по-прежнему остается в компетенции муниципальных органов, то есть практически не решается.

Панацея от всех бед?

Главные аргументы сторонников двенадцатилетки – “за границей принято так”. Действительно, во многих странах – в США, Канаде, Японии, Швеции, Франции – общее среднее образование рассчитано на 12 лет. В Германии, Италии и Швейцарии учатся 13 лет, в Голландии – 14.

Какое отношение это имеет к России – непонятно.

Зато есть надежда, что “переход отечественной школы на двенадцатилетнее общее среднее образование позволит решить не только образовательные, но и медицинские, социальные, экономические проблемы, сделать существенный шаг к Школе XXI века”, – это из вступительного слова оргкомитета.

Но неужели лишний год – панацея от всех бед? И почему при таком широком взгляде на проблему игнорируется совершенно конкретная опасность – армия? “Этот вопрос находится не в педагогической области, а в компетенции Правительства РФ и будет иметь для системы образования сколь-либо существенное значение не ранее чем через 10–15 лет, когда появятся первые выпускники двенадцатилетки…” – говорит доктор педагогических наук Андрей Хуторской, председатель оргкомитета конференции. То есть, говоря по-русски, это нас не касается. А что, медицинские и социальные проблемы – как раз то, что находится в компетенции педагогов?

В соответствии с приказом Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ возраст первоклассника школы 1–4 на первое сентября должен быть не менее шести с половиной лет. Прибавьте 12 – получится армия. Дойдут ли у правительства руки до изменения призывного возраста? Сомнительно.

Читайте также:  Где оформить договор купли продажи квартиры?

Плюсы и минусы

Участники конференции говорили и о минусах, и о плюсах двенадцатилетки. В комитете образования администрации Новгородской области довольны работой школ, переведенных на четырехлетний срок начального обучения: это и адаптацию ребенка к школе обеспечивает, и проблему перегрузки решает.

Однако здесь, как и почти везде, переход на систему 1–4 связан с рядом проблем: на новые учебно-методические комплекты нет денег, нужна переподготовка кадров, родители не хотят удлинять сроки обучения младших школьников. Это более характерно для городских школ, в которых к тому же наметилась перегрузка классами-комплектами.

При добавлении еще одного года все эти проблемы только обострятся.

Олег Филиппов, заместитель начальника УО, Верхневилюйск (Якутия), отмечает, что “положительный момент двенадцатилетнего образования кроется именно в социальном факторе – это частично позволит решить проблему безработицы, появятся дополнительные рабочие места в сфере образования, так как в настоящий момент наблюдается перепроизводство учительских кадров в некоторых областях, предложение перекрывает спрос. Ряды безработных перестанет пополнять 16–17-летняя молодежь”.

Готова ли школа принять взрослых учеников и связанные с этим проблемы? “Физиологическое развитие северных детей отстает от развития южан. Следовательно, самый оптимальный возраст для поступления в школу северных детей – 7 лет.

При внедрении двенадцатилетнего образования они будут заканчивать школу уже в зрелом 19-летнем возрасте, – подсчитывает Александр Васильевич Кынатов, директор Верхневилюйской средней школы № 1, с. Верхневилюйск (Якутия).

– Возрастет опасность отсева в старших классах из-за неизбежных семейных проблем (замужество, рождение ребенка и т.д.)”. Такая ситуация может произойти далеко не только на севере.

Самый же странный аргумент “за” звучит так: “Это позволит обеспечить учебную нагрузку учителей”. Безработица – болезненное явление.

Но разве школа существует для того, чтобы давать нагрузку учителям, а не для того, чтобы учить детей? Система образования не должна быть самодостаточной. Но на деле происходит именно так.

Родители активно возражают против двенадцатилетки – к ним не прислушиваются.

Что нас ждет, если..

Но последуем за организаторами конференции и предположим, что двенадцатилетка неизбежна. Что же нас тогда ждет? “Очевидно, что переход на двенадцатилетнее обучение не должен превратиться в механическое прибавление одного или двух лет к существующим учебным планам, – считает Андрей Хуторской.

– Потребуется обновление всей системы образования, приведение ее в соответствие с возрастными, индивидуально-психологическими и творческими способностями школьников, их социальными притязаниями.

Надо найти такие способы организации образования, которые гарантировали бы право детей на выбор индивидуальных образовательных траекторий, преодоление отчужденности ученика от школьного образования”.

Существенного расширения содержания образования, вероятно, не произойдет. “Это процесс эволюционный, – говорит Михаил Рыжаков, заместитель директора ИОСО. – Хотя общие направления изменений понятны.

В частности, должно будет измениться содержание школьного курса информатики, усилится изучение человека, обязательно появится школьный курс основ философских знаний, а школьная география имеет все шансы вобрать в себя большую часть экологического содержания”.

Программа основной школы по химии будет проходиться за 3 года (8, 9, 10 классы) вместо двух лет, как сейчас. Предполагается, что расширится материал, изучаемый старшеклассниками на уроках физики.

Изменения будут внесены в курс биологии “в соответствии с социальным заказом и достижениями современной биологической науки и психологии”. Предусмотрено и повышение теоретической направленности курса.

Программы и учебники для четырехлетней начальной школы по традиционной системе обучения уже есть, завершается разработка учебно-методических комплектов по Эльконину–Давыдову и Занкову.

После того как концепции двенадцатилетней школы и новый Базисный учебный план будут приняты, начнется работа по созданию новых и модернизации ныне действующих учебных пособий для основной и средней (полной) общеобразовательной школ. Комплекты программ и проекты образовательных стандартов для двенадцатилетней школы уже подготовлены в ИОСО.

Департамент общего и среднего образования министерства предполагает, что к 2001/2002 учебному году будет подготовлен комплект учебников для 5 класса, а затем – в процессе поэтапного перехода на двенадцатилетнюю школу – выйдет и полный Федеральный комплект учебников.

Создаются учебники нового поколения, в основе которых изучение и освоение методов научного познания, к примеру, “Физика в самостоятельных исследованиях”. Специальные учебники по физике и интегрированные курсы по естествознанию будут подготовлены для гуманитарных классов.

Лишний год детям: подарок или наказание

Что даст лишний год детям? Обещают, что снизится нагрузка. В первую очередь за счет увеличения сроков обучения на один-два года (сейчас около 60 процентов школьников переходят после окончания 3 класса в 5 и учатся 10 лет), сокращения второстепенного материала в программах.

Концепция двенадцатилетней школы предполагает, что старшеклассники будут ориентированы на получение высшего образования, и, как правило, они не станут получать какую-либо профессию. Зато на старшей ступени обучения планируется выбор профиля. Это не исключает существования лицеев и гимназий, в которых углубленное изучение предметов начинается с 7 или 8 класса.

“На наш взгляд, существующая в старшей школе классно-урочная система организации учебно-воспитательного процесса не отвечает целям и задачам, поставленным перед школой III ступени (предуниверсарий)”, – написал Сергей Иванович Блинков, директор общеобразовательной школы № 24 г.Нерюнгри. Станут шире применяться лекционно-семинарские занятия, такие педагогические технологии, как метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение.

“Методологическими основами новой школы должны стать принципы гуманистической педагогики. Гуманная педагогическая система станет желанной для ребенка любого возраста, – считает Лариса Байкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий Рязанского государственного педагогического университета.

– А теоретические постулаты традиционной нормативно-социоцентрической педагогики, на основе которых до сих пор существует педагогическая система школы в нашей стране, рождают “школу принуждения”, в которой каждый лишний год обучения рассматривается многими детьми и их родителями как наказание, а не радость”.

Чтобы этого не было, придется многое изменить и в подготовке учителей, и в самой школьной жизни.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

«Первое сентября»

Есть 12-классное предложение — МК

Немножко подзабытый вопрос о введении в России 12-летнего среднего образования снова всплыл на поверхность.

На днях президент Российской академии образования Николай Никандров заявил, что о добавлении школьникам “срока” не забыли и из плана не вычеркнули.

Учебные часы, по словам Никандрова, в этом случае нужно будет направить на углубленное изучение предметов и занятия физической культурой.

Принятие такого решения, впрочем, повлечет за собой массу других вопросов.

Например, за счет какого предела — верхнего или нижнего — увеличивать обучение? Будут ли дети идти в школу на год раньше или заканчивать на год позже? Против первого будут медики и физиологи, а второе повлечет за собой изменение призывного возраста. В плюсах и минусах 12-летки разбирались корреспонденты “МК”.  

На то, что школьная нагрузка растет, постоянно жалуются и родители, и сами ученики, и медики. Так что “разбросать” ее на 12 лет, с одной стороны, не такая уж плохая мысль.

Однако кто даст гарантию, что со временем она снова не увеличится? Ведь срок обучения уже увеличивался на год, до 1986 года в СССР дети учились всего 10 лет с тремя классами начальной школы. Сейчас же у нас 4-летняя младшая школа.

Получается, что нагрузки будут расти, и лет через сто мы будем с ученической скамьи сразу уходить на пенсию? Это, разумеется, преувеличение. Но тем не менее вопросов такая реформа поднимает массу. И прежде всего: за счет какого возраста увеличивать “срок службы” школьника?  

Отводить ребенка в первый класс на год раньше нельзя, считает заместитель директора Института возрастной физиологии Валентин Сонькин.  

— Шестилетний ребенок просто физически не готов к тому, чтобы быть первоклассником, — объясняет Валентин Дмитриевич.

— Только к семи годам клетки головного мозга начинают работать во взрослом режиме, тогда ребенок может задерживать внимание достаточно долго, выполнить трудную задачу. Вот учителя часто жалуются на гиперактивных детей.

А это просто дети, развитие которых немного задержалось, и даже в семь лет клетки головного мозга не созрели окончательно.  

Если же начинать “призывать” в школу шестилеток, то им необходимо создать все условия — спальные места, игровые комнаты, объясняет Сонькин. Таким образом, получается, что мы просто переносим подготовительную группу детского сада в школу. А есть ли в этом смысл?  

— Можно начиная с яслей называть образовательное учреждение школой, — говорит Валентин Дмитриевич. — Но будет ли оно школой как таковой?  

Директор Института развития образования Ирина Абанкина двумя руками за 12-летнее образование, однако она считает, что удлинение должно произойти на базе школьной инфраструктуры, но не за счет школьной, а дошкольной программы.

Читайте также:  Оформление постоянной регистрации в УФМС. Перечень документов

Школьная, как показал недавний эксперимент с 6-летками, детям этого возраста не по силам, соглашается Ирина Всеволодовна, слишком велики для них стрессы и нагрузки. Программы должны быть гибкими и рассчитаны на разных детей.

 

— Тем не менее если сравнить российскую школу с европейской, то становится очевидно: по длительности обязательного образования мы проигрываем им год-два.

Это нехорошо: от продолжительности обязательного образования напрямую зависит качество человеческого капитала, — говорит Ирина Абанкина. — А значит, в целом переход на 12-летку будет полезным.

Главный вопрос тут другой — с какого конца “пришивать” дополнительный год: за счет детского сада или же удлинять обучение в старших классах.  

Первая возможность директору Института развития образования представляется более предпочтительной. Во-первых, потому, что к этому готовы родители, считает она.  

— В среднем по России детские сады у нас посещают 63% детей, а в ряде регионов, например, Чувашии или Якутии, детсады для детей 5—6-летнего возраста уже сейчас являются обязательными, — рассказывает Абанкина.  

Во-вторых, по мнению Абанкиной, обучение в раннем возрасте очень эффективно, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, потому что в России есть прекрасные разработки программ обучения для этого возраста.  

— Но есть одно “но”: все упирается в отсутствие инфраструктуры. Детских садов не хватает даже сейчас, и своими силами муниципалитетам и регионам, в чьем ведении находятся детские сады и школы, этой проблемы не решить.

Чтобы ввести 12-летку, необходима поддержка из федерального бюджета. И немалая: удовольствие это дорогое, хотя в будущем даст серьезные плюсы. Нам придется нарастить не менее 45% инфраструктуры, — объясняет Ирина Абанкина.

 

Можно “пришить” дополнительный год и сверху, считает Ирина Всеволодовна, но сделать это сложнее: слишком велик разрыв в уровне подготовки детей к этому возрасту.  

— Многие ребята не могут осилить и программу 9-го класса, в то время как их товарищи готовятся поступать в классические университеты, — говорит Абанкина.

— Еще часть старшеклассников не захочет лишнего школьного года, поскольку собирается поступать в техникумы и колледжи, а потом начать работать. И заставлять их остаться неправильно.

Выход один: реально вариативные программы обучения старшеклассников — как практически ориентированные, так и для поступающих в вузы.

Еще раз подчеркну: за счет какого класса ни прирастала бы школа — сверху или снизу, — механистического распространения школьных программ на дополнительные годы обучения быть не должно. Не хотелось бы, чтобы в целом правильная мера вылилась в распространение неэффективных технологий или в искусственное создание рабочих мест для учителей в условиях демографического кризиса.  

Физиологи в свою очередь считают, что увеличение призывного возраста в случае введения 12-летки будет иметь свои плюсы. Как пояснил “МК” Валентин Сонькин, в 18 лет юноши не готовы физиологически служить в армии.  

— Они просто биологически не созрели для этого, — говорит Валентин Дмитриевич. — Именно у современных юношей костно-мышечная система созревает на год-полтора позже, чем у их сверстников в прошлом. Такое изменение динамики развития детей наблюдается во всем мире. Поэтому если их призывать станут на год позже, в этом будет и положительный момент.  

Введут или не введут 12-летнее школьное образование и за счет какого возраста будут увеличивать срок, покажет время. В обществе же к этому новшеству по-прежнему относятся скептически. Вот что пишут в блогах: “Уважаемый господин Никандров! Оставьте, пожалуйста, в покое образование.

Реформы и инициативы его уже замучили.

Если вам некуда девать энергию и силы, а самое главное, вы не знаете, куда потратить бюджетные деньги, соберите, пожалуйста, команду себе подобных реформаторов и новаторов и постройте тракторный, металлургический, нефтеперерабатывающий или еще какой-нибудь завод. Желательно штук 500 по стране…

Создайте колхоз, фермерское или аграрное хозяйство. Не меньше 1000… Откройте артель художественных промыслов… Постройте текстильное производство… Сделайте что-то такое, где реально будут нужны люди с 12-летним образованием в школе и 6 годами в институте…”.

Эксперты рассказали о последствиях введения 12-летнего обучения в школах

Сегодня стало известно, что депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов планирует провести круглый стол с участием экспертов, чтобы обсудить инициативу введения 12-летнего обучения в школах с целью сделать акцент на профориентации учеников.

«Мы будем настаивать на том, чтобы (обучение) с профориентацией сделать в школе. В данном случае — возможный 12-й класс. Либо, возможно, как альтернативу мы будем рассматривать — оставить 11 классов, просто 10 классов будут по обычной программе, традиционной, а 11-й класс сделать профориентационным”, — цитирует слова парламентария РИА Новости.

По словам Власова, ещё в декабре он направил письмо в Минобнауки с предложением продлить обучение в школах до 12 лет. На его инициативу в министерстве ответили, что в данный момент считают 11-летнее обучение оптимальным.

«Я думаю, что мы проведём круглый стол на эту тему. Позовём представителей образования и науки, директоров школ, которые согласятся на то, чтобы обсудить эту тему», — добавил депутат.

Своим мнением о целесообразности предложенной образовательной реформы с Metro поделился управляющий партнёр коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнёры», адвокат Владимир Старинский.

«Сложно пока сказать, как переход на 12-летнюю систему обучения скажется на уровне российского школьного образования. Многое будет зависеть от условий такого перехода.

Если в результате изменений останутся только 10 обязательных лет обучения, а последние два года будут посвящены подготовке к учебе в ВУЗах, то средний уровень образования может понизиться.

Наоборот, если переход на 12-летнюю систему будет сопровождаться усилением профориентации и индивидуального подхода к обучению, выбору предметов, то это станет благоприятным изменением», — считает эксперт.

«Правда, профориентация и повышение качества образования не требует увеличения курса школьного обучения — того же можно добиться и другими методами, например, реформированием школьной программы», — заключил Старинский.

Изменения могут быть как положительными, так и отрицательными, так как сейчас не очень понятно, как инициатива будет реализована, считает член Совета по взаимодействию с Институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго.

«Если подразумевается, что 12 лет обучения будут обязательными, и школьники будут корректировать программу обучения в зависимости от индивидуальных запросов, то это станет хорошим шагом для сферы российского образования в целом.

Но может быть и обратный эффект, если эти 12 лет не будут обязательными, и, например, многие будут уходить из школы после 10 класса. Это приведет к снижению общего уровня школьного образования, что негативно для страны в целом.

Возможно, стоит не менять количество лет обучения, а сосредоточиться на другом — улучшение программы, повышение квалификации и профессионализма учителей, техническое оснащение школ и т.д.», — сказал эксперт в беседе с Metro.

Эксперт рассказал о последствиях введения 12-летнего обучения в школах

  • Алина Данг
  • С инициативой выступил депутат Госдумы

    Сегодня стало известно , что депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов планирует провести круглый стол с участием экспертов, чтобы обсудить инициативу введения 12-летнего обучения в школах с целью сделать акцент на профориентации учеников.

    «Мы будем настаивать на  том, чтобы (обучение) с  профориентацией сделать в  школе. В данном случае  — возможный 12-й класс. Либо, возможно, как  альтернативу мы будем рассматривать — оставить 11 классов, просто 10 классов будут по  обычной программе, традиционной, а  11-й класс сделать профориентационным”, — цитирует слова парламентария РИА Новости.

    По словам Власова, ещё в декабре он направил письмо в Минобнауки с предложением продлить обучение в школах до 12 лет. На его инициативу в министерстве ответили, что в данный момент считают 11-летнее обучение оптимальным.

    «Я думаю, что мы проведём круглый стол на  эту тему. Позовём представителей образования и  науки, директоров школ, которые согласятся на  то, чтобы обсудить эту тему»,  — добавил депутат.

    Своим мнением о целесообразности предложенной образовательной реформы с Metro поделился управляющий партнёр коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнёры», адвокат Владимир Старинский.

    «Сложно пока сказать, как переход на 12-летнюю систему обучения скажется на уровне российского школьного образования. Многое будет зависеть от условий такого перехода.

    Если в результате изменений останутся только 10 обязательных лет обучения, а последние два года будут посвящены подготовке к учебе в ВУЗах, то средний уровень образования может понизиться.

    Наоборот, если переход на 12-летнюю систему будет сопровождаться усилением профориентации и индивидуального подхода к обучению, выбору предметов, то это станет благоприятным изменением«, — считает эксперт.

    «Правда, профориентация и повышение качества образования не требует увеличения курса школьного обучения — того же можно добиться и другими методами, например, реформированием школьной программы», — заключил Старинский.

    Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *