Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Главная / Энциклопедия /  

Подборка наиболее важных документов по запросу Лесной фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.

Это интересно: Буровая установка — излагаем подробно

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.
  • Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.
  • Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.
  • В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Статьи, , ответы на вопросы: Лесной фонд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения18.5. Вывод из судебной практики: При наличии плана лесной участок, который состоит из частей нескольких участков в составе земель лесного фонда, прошедших кадастровый учет, может быть передан в аренду до 01.01.2015 без осуществления кадастрового учета.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей.

Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны.

Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Литература

Лесной фонд. Лесная энциклопедия / Гл. редактор Г. И. Воробьёв. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — Т. 2. — 631 с. — 100 000 экз.

Состав ЗЛФ

Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.

Это интересно: Боеприпасы — познаем во всех подробностях

Собственность на лесные земельные участки

Использование земель лесного фонда, согласно действующему законодательству, происходит исключительно в рамках нормативно-правовых актов, непосредственно касающихся этих самых земель.

Так, все лесные земельные участки находятся или в федеральной собственности, или предоставляются федеральными органами власти на правах собственности иным участникам земельных отношений в рамках земельного законодательства.

Подразумевается в данном случае следующие формы собственности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • собственность субъектов федерации.

Лесной земельный фонд не может находиться в собственности у физических или юридических лиц, однако последние вправе их использовать или эксплуатировать на правах бессрочного или срочного пользования, на правах аренды и сервитута, если это предусмотрено и разрешено федеральными органами власти. Земли лесного фонда не могут быть использованы ни для какого иного назначения, кроме того, которое предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Кадастровая оценка земель лесного фонда происходит на общих основания, предусмотренных в Федеральном законе РФ № 221.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды.

Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

Ври у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на Министерство природных ресурсов и экологии. Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Как сообщает официальный сайт лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в территориальное представительство Рослесхоза.

Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения

Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
  • возмещение ущерба.

Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.

Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.

Читайте также:  Как проверить статус земельного участка по кадастровому номеру?

Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.

При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам.

Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).

Можно ли строить на участках ЗЛФ

Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Арендаторы и пользователи лесных участков нередко задаются вопросом, можно ли строить на ЗЛФ. Поскольку такие земли находятся под особой государственной охраной, жилищное, промышленное и иное строительство на этих территориях запрещено.

Разрешенным считается только возведение объектов лесной инфраструктуры. Создание любых других строений должно быть согласовано.

В соответствии со ст. 21 ЛК, когда действия не касаются объектов лесной инфраструктуры, строительство на землях лесного фонда возможно, если оно связано с:

  • геологическими исследованиями и поиском полезных ископаемых;
  • использованием водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов;
  • созданием ЛЭП, трубо- и газопроводов и иных инженерных сетей, дорожной инфраструктуры;
  • рекреационной или религиозной деятельностью;
  • заготовкой и переработкой лесных ресурсов.

Учитывая это, суды многократно выносили решения про снос домов в лесном фонде, так как жилищное строительство на ЗЛФ -незаконно. Но если строения принадлежат добросовестным владельцам участков, они могут сохранить дачные дома и воспользоваться лесной амнистией в описанном выше порядке.

Карта ЗЛФ

В настоящее время в открытом доступе пока не существует специально разработанной отдельной карты российских лесов. В некоторых субъектах РФ, например, в Московской области, создана карта лесного фонда регионального назначения с границами лесных участков на публичной карте области.

Картографические снимки лесных угодий можно запросить в местном представительстве Рослесхоза.

Если речь идет об общем лесном фонде РФ, отдельные его элементы и участки, отнесенные к ЗЛФ, можно найти на Публичной кадастровой карте. Возможно, в будущем появится функция отделения лесничеств и лесопарков.

Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Заключение

ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности.

Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса.

ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.

Поделитесь в соц.сетях:

Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2019 году

Больше половины российской территории занято лесами. Лесной фонд с точки зрения законодательства не просто растительный комплекс. Это независимая экологическая система и ценный природный ресурс.

Оперируя этими категориями, государство охраняет земли лесного фонда, и правовой режим их использования подтверждает это.

Стоит разобраться, что относится к таким землям, каковы особенности их эксплуатации и что по этому поводу говорится в законодательстве.

Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей.

Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны.

Обычно это особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Состав ЗЛФ

Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га свыше 60% всей территории страны.

К прочтению:  Земельный фонд РФ: состав и характеристики

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

  1. Земельного кодекса РФ.  В ЗК РФ определены принципы использования и охраны особо ценных территорий, дана общая характеристика земель лесного фонда, описаны правила выделения участков, их перехода из одной категории в другую и прочее.
  2. Лесного кодекса РФ. ЛК РФ определяет:
    • правовое положение земель, занятых лесной растительностью, режим использования и охраны ЗЛФ, защиты, воспроизводства лесов как природного ресурса;
    • условия их предоставления гражданам и организациям в пользование;
    • тех, кто распоряжается землями лесного фонда и так далее.

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды.

Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на Министерство природных ресурсов и экологии. Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Как сообщает официальный сайт лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в территориальное представительство Рослесхоза.

Виды разрешенного использования ЗЛФ

Когда речь идет о видах разрешенного использования ЗЛФ, многие считают, что под этим подразумеваются нормативные цели эксплуатации лесов, определенные ст. 25 ЛК. На самом деле такое понимание ошибочно. Безусловно, предназначены земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, но это может предполагать абсолютно разные виды деятельности.

наложение границ на земли лесного фонда

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Читайте также:  Права и обязанности председателя совета многоквартирного дома

Чем доказывать местоположение границ земельных участков и земель лесного фонда.

Согласно ст. 68 ЛК РФ проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков осуществляется в рамках лесоустройства.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ.

В соответствии с данной инструкцией по результатам проектирования лесных участков составляются, в частности, тематические лесные карты проектируемых лесных участков. По результатам таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам).

Таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.

Аналогичные правила содержались и в ранее действовавшей Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 06 февраля 2008 г. № 31.

В приложении к письму от 16 сентября 2014 г. № ВЛ-03-54/11079 «О защите прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда» Федеральное агентство лесного хозяйства разъяснило следующее: «Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 — 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2014 года по делам N N А82-6386/2008, А82-9044/2013, А82-9047/2013, А82-9048/2013, от 14 апреля 2014 года по делу N А82-9045/2013, от 15 апреля 2014 года по делу N А82-9046/2013).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду».

В одном из споров Президиум Московского областного суда в постановлении от 19 февраля 2014 г. по делу № 44г-47/14 указал, что «…в силу требований статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, раздела 10 Лесоустроительной инструкции, утв. Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. N 516, Приказа Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N 54 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» именно карты-схемы, лесоустроительные планшеты и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
Следовательно, лесоустроительная документация является допустимым доказательством, отражающим достоверные сведения о местоположении границ квартала 73 выдела 10 Стремиловского участкового лесничества. Однако данные доказательства были необоснованно отвергнуты судом в качестве, что противоречит требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Кроме того, если для правильного разрешения спора и установления факта наложения границ земельного участка ответчика на земли лесного фонда требовались специальные познания в области землеустройства, то суд, делая вывод о недоказанности заявленных требований, в нарушение ст. 79 ГПК РФ землеустроительную экспертизу по делу не назначил и не разъяснил сторонам последствия уклонения от ее проведения».

В другом деле Президиум Московского областного суда в постановлении от 23 сентября 2015 г.

№ 452 указал, что «…доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду».

Как видим, на практике Президиум Московского областного суда разделяет позицию Федерального агентства лесного хозяйства, которое дало свои разъяснения в защиту прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда.

Учитывая сказанное, важными доказательствами в спорах об установлении границ между земельными участками граждан и землями лесного фонда являются документы, подготовленные в ходе лесоустройства, в особенности картографические материалы: копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств.

Поэтому необходимо истребование таких документов для последующего исследования их в рамках судебной землеустроительной экспертизы, которая, исходя из существа спора, обязательна практически по каждому делу.

Неообходимо отдельно указать, что материалы лесоустройства, предоставляемые как доказательства по делу как правило не пригодны для установления границ земельных участков лесного фонда не содержат математической основы (совокупности элементов, определяющих математическую связь между реальной поверхностью Земли или другого небесного тела и плоским картографическим изображением). Математическая основа отражает геометрические законы построения карты и геометрические свойства изображения, обеспечивает возможность измерения координат, нанесение объектов по координатам, с достаточной точностью для  картометрического определения длин, площадей, объёмов, углов и др. К математической основе относят проекцию карты, координатные сетки (географические, прямоугольные и иные), масштаб, геодезическое обоснование, а также компоновку, т.e. размещение всех элементов карты в пределах её рамки).

Таким образом, определить, согласно материалам лесооутройство границы земельных учпстков лесного фонда  не представляется возможным.  Поми этого согласно п. 1- п.

12 требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части.

Положение на местности характерных точек границы земельного участка (далее — характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

  • Координаты характерных точек определяются следующими методами:
  • 1) геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);
  • 2) метод спутниковых геодезических измерений (определений);
  • 3) фотограмметрический метод;
  • 4) картометрический метод;
  • 5) аналитический метод.
  • Исходными пунктами для определения плоских прямоугольных координат характерных точек геодезическим методом и методом спутниковых геодезических измерений (определений) являются пункты государственной геодезической сети и геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети).
  • Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность.
  • Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек принимается равной величине средней квадратической погрешности характерной точки, имеющей максимальное значение.
  • Величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки границы земельного участка не должна превышать значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков, из установленных в приложении к настоящим требованиям.
  • Координаты характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства определяются с точностью определения координат характерных точек границ земельного участка, на котором расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
  • Если здание, сооружение или объект незавершенного строительства располагаются на нескольких земельных участках, для которых установлена различная точность определения координат характерных точек, то координаты характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства определяются с точностью, соответствующей более высокой точности определения координат характерных точек границ земельного участка.
  • Для определения средней квадратической погрешности местоположения характерной точки используются формулы, соответствующие методам определения координат характерных точек.
  • Геодезические методы.
  • Вычисление средней квадратической погрешности местоположения характерных точек производится с использованием программного обеспечения, посредством которого ведется обработка полевых материалов, в соответствии с применяемыми способами (теодолитные или полигонометрические ходы, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные).
  • Фотограмметрический метод
  • Величина среднеквадратической погрешности местоположения характерных точек принимается равной 0,0005 м в масштабе аэроснимка (космоснимка), приведенного к масштабу соответствующей картографической основы.
  • Картометрический метод.
  • При определении местоположения характерных точек, изображенных на карте (плане), величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 м в масштабе карты (плана).
  • Приложение к требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания,
  • сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке
  • ЗНАЧЕНИЯ ТОЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ХАРАКТЕРНЫХ ТОЧЕК ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  N   п/п        Категория земель и разрешенное              использование земельных участков              Средняя          квадратическая         погрешность        местоположения     характерных точек,      не более, м    
  1  Земельные  участки,   отнесенные   к   землям населенных пунктов                                    0,10        
  2  Земельные  участки,   отнесенные   к   землям сельскохозяйственного      назначения       и предоставленные    для    ведения     личного подсобного,        дачного         хозяйства, огородничества, садоводства,  индивидуального гаражного   или   индивидуального   жилищногостроительства                                        0,20        
  3  Земельные  участки,   отнесенные   к   землям сельскохозяйственного     назначения,      за исключением земельных участков,  указанных  впункте 2         2,50        
  4  Земельные  участки,   отнесенные   к   землям промышленности,    энергетики,    транспорта, связи,       радиовещания,       телевидения, информатики, землям  обеспечения  космической деятельности, землям обороны, безопасности  иземлям    иного  специального назначения             0,50        
  5  Земельные участки, отнесенные к землям  особо охраняемых территорий и объектов                     2,50        
  6  Земельные  участки,   отнесенные   к   землям лесного фонда, землям водного фонда и  землямзапаса                                               5,00        
  7  Земельные  участки,  не указанные  в  пунктах 1 — 6         2,50        
  1. Следовательно, величина среднеквадратической погрешности при определении местоположения характерных точек, изображенных на  Плане лесных участков ,  выполненным в масштабе 1:25000 и равна 12,5 м :
  2. 0,0005м* 25000м= 12,5 м
  3. 5м≤12,5м,
  4. что в свою очередь не соответствует значению точности определения координат характерных точек границ земельных участков,   отнесенным   к   землям лесного фонда.
  5. Таким образом, отображённая в Плане лесных участков, выполненном в масштабе 1:25000  и в более мелких масштабах информация о границах земельных участков носит схематичный характер.

[1] п. 1- п. 12 «Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке»  Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2012 г. N 518

Лесопользование: оформление, застройка, перевод земель лесного фонда

СЕМИНАР В МОСКВЕ + Онлайн-трансляция

Читайте также:  Как оформить землю в собственность, если нет документов на землю?

Даты проведения: 13-14 Мая 2021 (Посмотреть другие даты).

До 2021 года подзаконные акты о лесах менялись не очень часто, но с 2021 года они обновились почти полностью: формы договоров аренды, правила лесовосстановления, противопожарные правила и другие. «Входит в лесную жизнь» и ряд ФЗ 2018 года, отмеченных в программе семинара.

Поскольку земли лесного фонда остаются таковыми и без деревьев, и на них возможно оформление некоторых объектов строительства, на них распространяются общие изменения законодательства из блока «Земля-строительство-недвижимость», которые в текущем режиме происходят почти каждый месяц.

Все они тщательно разбираются на семинаре.

  • Все вопросы разъясняются с учётом самых последних изменений в законодательстве и судебной практики на дату семинара.
  • Семинар предназначен для: Руководителей и специалистов органов лесного хозяйства и лесничеств; органов управления земельными отношениями, арендаторов, лесопользователей и претендентов на получение лесных участков для любых целей; собственников объектов в лесах, разработчиков планировочной и проектной документации на леса; кадастровых инженеров.
  • ПРОГРАММА
  • День 1.
  • Всеохватное обновление подзаконных актов о лесах с 2021 года.
  • Соотношение положений лесного и иного законодательства в образовании лесных участков и решении иных вопросов, связанных с лесами.
  • Образование лесных участков по проектам межевания территории, проектной документации лесных участков, СРЗУ, постановка лесных участков на кадастровый учёт. ФЗ от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ.
  • Ранее учтённые и многоконтурные лесные участки, уточнение границ лесных участков различными способами.
  • Случаи, различия, особенности предоставления лесных участков с аукционом и без аукциона, виды прав на лесные участки.
  • Основания для отказа в предоставлении лесных участков и изменении договора аренды лесного участка, в том числе новым договором аренды на новый срок, «тайное» препятствие для долгосрочных договоров аренды лесных участков.
  • «Тайное» препятствие для лесопользования до или после оформления прав на него во многих случаях и способы его преодоления.
  • Экологическая экспертиза при оформлении лесопользования.
  • Согласования использования земель лесного фонда с различными органами.
  • Разъяснения о сервитутах на землях лесного фонда. ФЗ от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ и ФЗ от 18 декабря 2018 года № 471-ФЗ.
  • Использование земель лесного фонда без предоставления лесных участков и сервитутов.
  • Соотношение видов лесопользования и «Классификатора видов разрешённого использования земельных участков» в части лесных участков.
  • Объекты, допустимые в различных лесах.
  • Оформление строительства на лесных участках, с учётом выведения земель лесного фонда из-под градостроительного регламента. Законопроект № 793310-7 о строительстве в лесах (в случае принятия ко дню семинара рассматривается как ФЗ).
  • Самовольные постройки в лесах. ФЗ от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ.
  • Разъяснения в связи с лесными дорогами.
  • Рубка деревьев и лесоразведение/лесовосстановление в связи с размещением на землях лесного фонда линейных объектов, объектов недропользования, гидротехнических сооружений и искусственных водных объектов. ФЗ от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ и подзаконные акты в его исполнение.
  • Разъяснения в связи с рекультивацией земель лесного фонда.
  • Значение водных объектов в лесах и лесов около водных объектов, оформление водопользования на арендованном лесном участке.
  • Особенности лесопользования для рекреации и охоты.

День 2.

  • Разъяснения в связи с «лесной амнистией». ФЗ от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ.
  • Новые сведения о лесах для внесения в ЕГРН, условия изменения границ защитных лесов и ОЗУЛ. ФЗ от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ.
  • Изменения границ лесопарковых/зелёных зон. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1755.   
  • Пояснения по городским лесам и лесопарковым зелёным поясам.
  • Леса на землях сельскохозяйственного назначения.
  • Леса на землях обороны.
  • Разъяснения ФЗ от 29.07.17 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
  • Соотношение и реализация документов территориального и лесного планирования.
  • Перевод земель лесного фонда в земли населённых пунктов и иных категорий: устранение оснований для отказа, необходимые документы, участвующие органы, сроки, риски, последствия, в т.ч. лесоразведение/лесовосстановление и оформление рубки деревьев после перевода из земель лесного фонда.
  • Изменение без перевода категории земель лесного фонда на земли промышленности и иного специального назначения для некоторых объектов. 
  1. Последовательность разъяснения вопросов на семинаре может быть изменена.
  2. ПРЕПОДАВАТЕЛИ
  3. МАЗУРОВ Алексей Валерьевич

Кандидат юридических наук; эксперт-консультант по земельному, градостроительному, кадастрово-регистрационному, лесному, водному законодательству; штатный эксперт по земельному и смежному законодательству Межрегионального бюро судебных экспертиз (expertsud.ru), г. Москва.

  • УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
  • Стоимость участия в ОЧНОМ формате – 26 900 рублей, в ONLINE – 26 900 рублей.
  • При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка – 7 %.
  • В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.
  • Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.
  • Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Получить более подробную информацию и записаться на обучение можно на сайте организатора, по телефону +7 (495) 134-41-42 или по электронной почте tng@fcaudit.ru.

Участники (0)

Земли лесного и водного фонда в 2019 году, земли запаса: понятие, состав, порядок использования | Земельный эксперт

2734

Содержание статьи:

Земли лесного фонда

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся территории, которые используются для ведения лесного хозяйства.

Также в данную категорию наделов включены:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  1. Площади, на которых имеется лесная растительность – кустарниковая, древесная, травянистая.
  2. Земли, где леса отсутствуют, но предназначенные для ведения лесохозяйства:
    • вырубленные площади – места, где остались только пни;
    • гари и погибшие леса – испорченные вредителями или сгоревшие;
    • прогалины – участки без насаждений не менее 0,5 га;
    • земли с несомкнувшимися кронами деревьев;
    • редины – отдельные насаждения третьего класса, диаметром не менее 0,3 м.
  3. Нелесные территории – дороги, болота, просеки.

Земли лесного фонда состоят в распоряжении государства и регионов. Все сделки, направленные на выделение площадей лесного фонда в частное владение запрещены.

Допускается передача массивов во временное пользование гражданам и компаниям в рамках арендного соглашения на короткий либо длительный срок.

Данные правоотношения регулируются земельным, лесным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.

Земли водного фонда

В статье 102 Земельного кодекса РФ дается определение и состав земель водного фонда. Земли водного фонда – это территории, на которых расположены охранные пункты, полосы отвода, места водозабора, а также гидротехнические комплексы и строения водного хозяйства.

Все вопросы, связанные с эксплуатацией таких земель, контролируются водным, земельным и частично гражданским кодексами РФ. Пользование указанными территориями регулируется и другими федеральными законами, подзаконными и ведомственными актами.

К землям водного фонда относятся:

  • территории, покрытые водой, сосредоточенной в пределах одного объекта (водостоки, водохранилища, ледники);
  • площади, где расположены гидротехнические комплексы;

Понятие и состав данной категории земель подразумевает возможность включения в эту группу и непроточных водоемов искусственного происхождения, не связанных с другими водными объектами.

Существенным условием для отнесения земель к данной категории, является то, что территории должны быть покрыты водой длительную часть времени.

Соответственно, земли, затопляемые половодьем, в указанную группу не входят.

Согласно закону данные территории не могут участвовать в образовании новых земельных участков, а, следовательно, и передаваться в собственность.

При необходимости устройства на территориях специальных объектов – водохранилищ или искусственных водоемов, выполняется резервирование земель уполномоченными органами.

Что касается эксплуатации подобных территорий, то они могут быть использованы для:

  • удовлетворения питьевых потребностей населения;
  • в оздоровительных и бытовых целях;
  • для возведения специальных объектов – транспортных, промышленных, рыбохозяйственных;
  • осуществления водозабора воды или сброса сточных вод;
  • использования в качестве транспортных путей;
  • осуществления рекреационной деятельности, а также для отдыха туристической направленности.

В отношении данных земель устанавливается санитарная зона, а участки, принадлежащие гражданам и частным компаниям, остаются в собственности указанных лиц, но продолжают эксплуатироваться в особом порядке.

Земли запаса

Территории, находящиеся в госсобственности, а также в распоряжении муниципалитета и не переданные населению или организациями (кроме земель из фонда перераспределения) относятся к землям запаса.

Данное понятие раскрывается в ст. 103 ЗК РФ. Земли запаса могут включать в себя наделы, состоящие в распоряжении государства и муниципалитета. Также в эту категорию входят земли различных целевых назначений.

Эксплуатация подобных земель возможна лишь после перевода их в другую категорию. Исключением являются случаи, когда земли запаса являются охотничьими угодьями или площадями для недропользования.

Данные территории используются для следующих целей:

  • кратковременные проекты (например, по землеустройству);
  • создание целевого земельного фонда, строительство или предоставление различным сообществам в пользование;
  • дальнейшее выделение гражданам в связи с расселением беженцев или вынужденных переселенцев;
  • передача в пользование фермерских хозяйств или кооперативов для устройства ЛПХ.

Заключение

В завершение статьи можно сделать несколько выводов:

  1. Территории, покрытые лесом, кустарниковыми или травяными растениями являются землями лесного фонда.
  2. Площади, на которых располагаются гидротехнические комплексы, а также территории, длительное время покрытые водой, считаются землями водного фонда.
  3. Земли запаса представляют собой участки, состоящие в распоряжении государства или муниципалитета и не переданные в пользование населению или организациям.
  4. В отношении каждой группы зон может быть установлена специальная санитарная зона и определен специальный порядок эксплуатации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям лесного и водного фонда, землям запаса

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Иван Андреевич. Мой дом находится в лесистой местности, на берегу озера. Построил я его более десяти лет назад на массиве, купленном и официально оформленном мной в личную собственность.

Сейчас в отношении территории установлена санитарная зона.

Подскажите, мой дом теперь изымут и я не смогу больше им пользоваться или есть другой вариант?

Ответ: Здравствуйте, Иван Андреевич, в статьях 101-102 ЗК РФ указаны условия, согласно которым в отношении земель лесного и водного фондов устанавливаются особые санитарные зоны. Частные территории, располагающиеся в пределах данных угодий, остаются в распоряжении собственника, но в отношении них будет установлен особый порядок землепользования.

Иными словами, ваш надел изъят не будет, однако, вы сможете им пользоваться только в рамках закона, таким образом, чтобы не нанести вред окружающей среде.

Список законов

  • Статья 101 ЗК РФ
  • Статья 102 ЗК РФ
  • Статья 103 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *