Важные особенности предоставления земельных участков гражданам в собственность и на правах аренды

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Особенности предоставления участков из государственных или муниципальных земель гражданам в собственность бесплатно

  • На получение земли бесплатно претендуют льготники.
  • Содержание
  • Во все времена пользовались спросом любые разновидности недвижимости, так как это является не только выгодным капиталовложением, но и возможностью достойного заработка при условии грамотной эксплуатации.

Если для приобретения дома и квартиры потребуется внести сразу большую денежную суму, то в законодательной сфере земельной недвижимости сегодня предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков определенным категориям граждан.

Поэтому стоит детальнее ознакомиться с основными правилами, законными условиями и правовым порядком получения такого имущества.

Категории граждан, имеющие право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно

  1. На безвозмездное получение земли, которая находится в распоряжении государственных или муниципальных активов, могут претендовать различные льготные категории людей.

  2. Целью получения такой недвижимости должно являться возведение собственного жилья на выданной территории в пределах городов или сел, а также организация личного хозяйства, садоводства и огородничества в пределах сельской местности.

  3. Стать владельцем бесплатного участка могут следующие категории граждан:
  • для возведения жилья по месту проживания на территории города или же в сельской местности могут получить землю семьи, которые имеют трех или более детей.
  • дети, которые являются полными сиротами или же были лишены родительской опеки.
  • жертвам тоталитарного режима, которые были реабилитированы после политических репрессий.
  • людям, которые работали на территориях, где происходили активные боевые действия в период Великой Отечественной войны в течение не менее полугода или были награждены медалями и орденами СССР за труд в момент военных действий. Исключением является труд на территории временно оккупированных областей страны. 
  • гражданам, которые были лишены собственного жилья по причине чрезвычайных природных или техногенных катастроф, а также в результате ликвидации последствий подобных происшествий.
  • семьям, в которых воспитываются дети с инвалидностью.
  • инвалидам нерабочих категорий: первая и вторая группа.
  • семьям, которые проживают в пределах сельской местности не менее трех лет подряд.
  • гражданам, чьи жилищные условия были признаны неудовлетворительными или нуждающимся в получении жилых помещений.
  • одиноким матерям или отцам, а также вдовам или вдовцам, которые имеют на попечении несовершеннолетних детей.

Порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно

Начальным этапом в процедуре получения бесплатной государственной земли является постановка гражданина в очередь. Каждая особа имеет право состоять на учете только в одном из местных органов самоуправления. Подача заявления предусматривает предоставление следующей документации:

  • документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • бумага, которая подтверждает законность полномочий представительства (если процесс инициирован официальным представителем заявителя).

Дополнительно лица, которые претендуют на получение земельного участка для строительства собственного жилья, но не состоят на учете нуждающихся в получении жилых помещений, которые выдаются по договорам социального найма, обязаны предоставить документы.

Данные бумаги должны подтверждать определенное место жительства, права на жилое помещение или же медицинскую справку, в которой указана невозможность проживания совместно с лицом с тяжелой формой хронического заболевания.

Важно также предоставить документы, которые полностью подтверждают принадлежность граждан к льготной категории. В заявлении лицо должно точно указать цель использования земли.

Заявление регистрируется органом местной власти в книге для регистрации соответствующей документации, а копия бумаги выдается заявителю. Документ должен рассматриваться в течение одного месяца со дня его подачи.

После рассмотрения органами местного самоуправления заявления гражданина принимается решение о постановки лица на очередь или же об отказе от постановки его в общую очередь на получение земли.

Полные сведения о принятых заявках хранятся в книге учета, в которой каждой записи присваивается индивидуальный порядковый номер. В результате очередного продвижения, а также постепенной выдачи земельных участков, гражданин становится законным владельцем определенной земли для организации жилого строительства или ведения фермерского хозяйства.

Однократное предоставление земельного участка в собственность бесплатно

Земельные участки льготным категориям граждан предоставляются исключительно однократно без права повторного получения земли. Гражданам предоставляются следующие классы земельной недвижимости:

  • участки, которые расположены в пределах муниципального района или городского округа по месту жительства заявителя или всех членов многодетной семьи;
  • территории, которые расположены в муниципальных районах или городских округах, которые непосредственно граничат с муниципальными районами или городскими округами, в пределах которых проживает заявитель или члены многодетной семьи.

Земельные участки, которые предоставляются гражданам бесплатно, должны быть включены в соответствующие государственные перечни. Каждому гражданину, который подает заявление на получение земли, предлагается один участок из официального перечня.

Основания для отказа в предоставлении земельных участков

Главным условием для получения земельного участка является отношение к одной из категорий, установленных законом для предоставления бесплатной земли. Однако существует ряд обстоятельств, которые могут послужить поводом для отказа в получении земли на этапе постановки людей на официальный учет:

  • несоответствие гражданина всем требованиям, установленным действующим законодательством;
  • отказ от предоставления необходимой документации или предоставление бумаг в недостаточном объеме для постановки на учет;
  • наличие в документации недостоверных данных.

Решение об отказе в постановке на учет, а также предоставлении бесплатных земельных участков должно направляться гражданам в течение пяти рабочих дней с момента подачи документации.

Размеры земельных участков предоставляемых отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

На основании законодательной базы существуют предельные размеры территорий, которые предоставляются в пользование граждан бесплатно. Размеры земли должны соответствовать следующим параметрам:

  • для организации строительства и возведения собственного жилья предусмотрена территория в размере от 0,03 га до 0,15 га;
  • для осуществления строительства дачных построек или же ведения подсобного хозяйства, а также фермерства, огородничества и садоводства возможно получение земли размером от 0,03 га до 0,15 га.

Для особых категорий граждан существуют исключения в размерах участков. Граждане, которые имеют особые заслуги перед отечеством, а также являются Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации или являются полными кавалерами ордена Славы, должны получать земельные участки в следующем размере:

  • в городах и поселках городского типа допустимый размер не менее 0,20 га;
  • в сельской местности допускается размер не менее 0,40 га.

Особы, которые удостоены звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации или же владельцы ордена Трудовой Славы трех степеней должны получить в бесплатное пользование участки определенного размера:

  • в пределах городов и поселков городского типа – не менее 0,08 га;
  • в сельской местности – не менее 0,25 га.

Таким образом, государство полностью гарантирует всем льготным категориям граждан, которые соответствуют определенным критериям, получение земельного участка определенной площади для строительства жилых зданий и ведения фермерского хозяйства. Условием успешного получения бесплатной земельной недвижимости является полное соблюдение установленной законом процедуры, подача полного объема документации и указание достоверных данных.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Оформление земельного участка в собственность, если он в аренде: грамотный переход права

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

консультацию:

Показать содержание

Понятие определения: переход (переуступка) права собственности на ЗУ

Земли, полученные гражданами на правах аренды у органов местного самоуправления, принадлежат государству, которое делегировало право распоряжения таковыми на основании постоянного (бессрочного) пользования, региональным властям. Соответственно, муниципалитеты выступают в роли законных владельцев, чьё право санкционировано со стороны федеральных земельных комитетов и министерств.

Читайте также:  Временная регистрация в Краснодаре для граждан РФ — как прописаться максимально безопасно?

Правоотношения, регламентирующие имущественные права муниципалитетов и гражданских лиц, регламентируются нормами земельного и гражданского законодательства, изложенного в статьях 624 ГК РФ, п. 2 ст. 15, п. 8 ст. 22, а так же – Федеральными законами, в числе которых выделяется по значимости Закон о приватизации.

На основании обозначенного законодательного источника предусматривается право каждого гражданина, являющегося дееспособным и достигшего совершеннолетия, оформить в собственность муниципальный объект недвижимости, в том числе – надел, который получен в аренду.

Переход права на земельный участок при переходе права собственности осуществляется посредством заключения с главой местного органа самоуправления договора о переуступке прав (цессии).

По нормам законодательства, орган власти, владеющий землями, переуступает арендное право участнику, которым выступает наниматель земель.

Таким образом правопреемник администрации, использующий надел по назначению, становится держателем арендных прав, что позволяет ему использовать ЗУ по собственному усмотрению.

Процедура цессии аннулирует целесообразность аренды и допускает переоформление надела в собственность.

Однако следует учесть юридический нюанс – приватизация допускается лишь единожды. Если ранее лицо оформляло земли в собственность, повторное безвозмездное участие в приватизации недопустимо. Однако его можно заменить выкупом по кадастровой стоимости, которая приблизительно на 30% ниже рыночной, что так же даёт цессенту преимущества в приобретении земельной собственности.

Получение права аренды (переуступка) требует от претендентов участия в торгах, за исключением участия лиц, которые могут претендовать на получение ЗУ без обозначенного участия. К ним относятся:

  1. инвалиды;
  2. семьи с детьми инвалидами;
  3. многодетные семьи;
  4. иные категории граждан, внесённые в региональные перечни льготников.

Передача права собственности допустима только после предварительного оформления титульного владения наделом и использования его по назначению в течение трёх лет с момента оформления договора аренды и, конечно, после прохождения регистрации перехода права собственности на земельный участок.

Для переоформления в собственность потребуются правовые основания, регламентирующие добровольность процедуры с обеих сторон:

  1. изъявление воли правообладателя аренды.
  2. Разрешение законного собственника (как его найти или узнать?), интересы которого представляет местная администрация.
  3. Процедура перехода прав на ЗУ регламентирована нормативами федерального и местного законодательства, но в целом имеет унифицированную структуру.

И наконец мы переходим к основному вопросу: как перевести арендованный земельный участок в собственность?

Пошаговая инструкция: как оформить в собственность арендованный земельный участок?

Граждане, предварительно заключившие договор аренды с муниципалитетом и использующие наделы по целевому назначению не менее трёх лет, вправе обратиться в местную поселковую администрацию, где расположен надел с заявлением.

Для горожан, претендующих на переоформление земель поселений, следует обращаться в департамент по землеустроительной деятельности города к уполномоченному лицу.

В районных администрациях так же функционируют специализированные земельные отделы, уполномоченные на решение обозначенного вопроса.

Подача заявления осуществляется уполномоченному лицу. Составляется:

  • на типовом бланке;
  • по предложенному образцу;
  • или в свободной форме.

Как правило пишется от руки на имя главы администрации или иного должностного лица, например, начальника департамента. В заключении обязательно ставится дата и собственноручная подпись с расшифровкой фамилии.

В основном тексте обязательно следует указать:

  1. реквизиты договора аренды ЗУ, заключённого с муниципалитетом, с обозначением сторон договора и даты заключения.
  2. Надела, который использует титульный владелец, на основании данного договора, с перечислений кадастровых и технических характеристик ЗУ, места его расположения.
  3. Добросовестность использования земель по целевому назначению в течение соответствующего промежутка времени, с определением конкретного периода.
  4. Изменения в сторону улучшения качества ЗУ, если таковые имеются.
  5. Выразить просьбу о приватизации надела, с подтверждением факта не использования этого права ранее.

Документы, прилагаемые к заявлению для оформления арендованного земельного участка в собственность следующие:

  1. удостоверенная копия договора аренды;
  2. свидетельство, полученное в МФЦ;
  3. кадастровый паспорт ЗУ, полученный не ранее чем за 5 лет.

Документы подтверждающие право собственности на вашу землю — полный список и что делать, если они утеряны?

Если семья заявителя относится к категории льготников, данный факт следует указать в заявлении и подтвердить документально. Например, приложить удостоверенную копию пенсионного свидетельства или копии свидетельств о рождении детей, если таковых в семье более трёх.

Принятие решения о переводе из аренды в собственность земельного участка осуществляется коллегиально.

Административная комиссия принимает его на публичных слушаниях, на которых допускается присутствие заинтересованных лиц.

Прения по вопросу оформляются протоколом, куда вносится результат рассмотрения вопроса – принятое комиссионное решение. Для заявителя оно оформляется в виде выписки из протокола заседания комиссии.

Выписка содержит положительное или отрицательное постановление по заявленному вопросу. Решение обязательно опирается на нормы федерального, регионального и локального законодательства, которые изложены соответствующими пунктами, подтверждающими мотив разрешения или отказа.

При положительном решении заявитель заключает договор с администрацией о переуступке права на ЗУ.

Сроки рассмотрения могут достигать 30-45 дней от момента подачи заявления. Если в течение этого периода ответа не получено – следует уточнить дату слушаний по заявлению. После принятия решения, выписка представляется заинтересованному лицу в течение 3-5 дней.

Оплата за деятельность административных работников не предусмотрена. Ими могут предлагаться дополнительные платные услуги, что не налагает обязательств на заявителей.

Регистрация права собственности (для оформления земельного участка в собственность после аренды) производится в МФЦ, по месту расположения надела. При предоставлении паспорта, под расписку принимаются:

  1. договора аренды и переуступки прав;
  2. выписка из протокола слушаний;
  3. документы на ЗУ;
  4. заявление, составленное непосредственно при подаче.
  • Срок регистрации составляет 21 рабочий день.
  • Госпошлина за переход права собственности на земельный участок уплачивается в размере 350 рублей, дополнительно взимается оплата за выдачу нового кадастрового паспорта ЗУ.
  • По завершении регистрационных действий лица обеспечиваются свидетельствами о праве собственности на ЗУ, что кардинально расширяет имущественные полномочия.

Особенности защиты права собственности на вашу землю. Как защитить себя и свой участок?

Теперь вы понимаете как получить в собственность земельный участок находящийся в аренде, это не просто, конечно, но цель в данном случае оправдывает средства. Подробнее обо всех нюансах данной темы читайте на главной странице рубрики.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

Преимущественные и исключительные права на приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности

Земельное законодательство закрепляет принцип равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п.2 ст. 15 ЗК РФ). Более подробно этот принцип раскрывается в ст. 34 ЗК, в которой указывается, что процедуры предоставления земельных участков должны соответствовать принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Однако в ряде случаев земельное законодательство закрепляет преимущественное или исключительное право отдельных категорий лиц на приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Преимущественное право означает, что лицо, которое им обладает, имеет преимущество перед другими участниками отношений и в случае предоставления земельного участка из публичной собственности, любое другое лицо может приобрести земельный участок только в случае, если лицо, обладающее правом преимущественной покупки, от приобретения земельного участка отказалось. Таким образом, закон не исключает возможность приобретения земельного участка иными лицами, но при соблюдении преимущественного права покупки.

Читайте также:  Куда жаловаться, если в квартире холодные батареи? порядок действий при оказании коммунальных услуг ненадлежащего качества

Земельное законодательство знает несколько случая закрепления преимущественного права покупки земельного участка: п. 8 ст. 22, п. 3 ст. 35 ЗК РФ и ст. 8 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При этом преимущественное право покупки земель из государственной и муниципальной собственности есть только у арендатора земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 22 ЗК РФ. Условия осуществления преимущественного права покупки вытекают из ст.

250 ГК РФ, где сказано, что при нарушении права преимущественной покупки управомоченному лицу предоставляется возможность в течение трех месяцев в судебном порядке перевести на себя права и обязанности покупателя.

В случае невозможности применения данного способа защиты, например при передаче вещи третьим лицам, истребование имущества не допускается. Способом защиты в таком случае является только возмещение убытков.

Исключительное право исключает возможность приобретения земельного участка третьими лицами. Ст. 36 ЗК РФ устанавливает исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков граждан и юридических лица — собственников зданий, строений, сооружений.

Исключительное право отменяет преимущественное.

Если земельный участок находится в публичной собственности, при этом в аренде у одного лица, а на земельном участке расположено здание, собственником которого является другое лицо, то у арендатора отсутствует право преимущественной покупки такого земельного участка, так как у собственника здания есть исключительное право.

Важной особенностью исключительного права является то, что в его содержание входит возможность не только приобрести в собственность, но и в аренду, при этом выбор права остается за собственником здания, строения, сооружения.

Исключением является ситуация, если земельный участок не может быть предоставлен в собственность. Основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков установлены ст. 28 ЗК РФ и перечень их является закрытым. Правовую позицию по применению ст.

36 ЗК РФ определил Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 24.03.2005№ 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Он указал: «Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта».

Земельный кодекс предусматривает заявительный порядок оформления права. Из этого следует вывод, что инициатива в оформлении права на земельный участок принадлежит собственнику объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а не органу государственной власти или местного самоуправления.

Понуждение к заключению договора аренды или договора купли-продажи не допускается. При этом необходимо учитывать, что оформить право на земельный участок собственник здания, строения, сооружения не только вправе, но и в силу ст. 27 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» — обязан.

Собственник объекта недвижимости является одновременно лицом, использующим земельный участок в силу неразрывной связи здания, строения, сооружения, с земельным участком, на котором они расположены. И, хотя, в п. 1. ст. 35 ЗК РФ и ст.

552 ГК РФ закон устанавливает право собственника здания, строения, сооружения на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, но это не снимает с него обязанности оформить конкретный титул.

За неисполнение данной обязанности собственник объекта может быть привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Если собственник здания, строения, сооружения сделал свой выбор в пользу права аренды, это не лишает его права приобрести земельный участок в собственность в любой момент, независимо от того, был такой договор аренды заключен до введения в действие ЗК ПФ, или после(п. 2.2. ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

Если здание находится на неделимом земельном участке, а помещения в нем принадлежат нескольким лицам, то эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. При этом ЗК РФ определяет, что все собственники помещений должны совместно обратиться в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением, в котором должны указать вид испрашиваемого права. Так как данная норма, зафиксированная в п. 5 ст. 36 ЗК носит императивный характер, то орган, осуществляющий предоставление земельного участка должен отказать в таком предоставлении, если с заявлением обратились не все собственники помещений, либо если часть собственников помещений обратилась за предоставлением права собственности, а часть – за предоставлением права аренды.

По мнения Пленума ВАС РФ, сформулированном в Постановлении, которое ранее нами уже упоминалось (№ 11 от 2005 г.

), в силу части второй пункта 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если в здании, расположенном на неделимом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам — на праве хозяйственного ведения или всем лицам — направехозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с условием согласия сторон договора аренды на вступление в указанный договор иных правообладателей помещений в этом здании.

При рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков упомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них.

Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями п. 3 ст. 36 ЗК РФ.

Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается (п. 1 ст. 421 ГК РФ).

В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Аренда земельных участков

Определение договора аренды в российском законодательстве дано в ст. 606 ГК РФ. По данному договору арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Читайте также:  Утверждение платы за жилье собственниками – порядок, ограничения

Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (ст. 607 ГК РФ).

Согласно Земельному кодексу аренда земли – это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона предоставляет за определенную плату другой стороне земельный участок во временное пользование для ведения какого-либо хозяйства.

Арендодателями земельных участков могут быть собственники участков (ст. 260 ГК РФ), а при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, – уполномоченные государством органы.

Договор аренды земли

В Земельном кодексе аренде земельных участков посвящена ст.

22, согласно которой земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (п. 2 ст. 22 ЗК РФ).

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 11 ст. 22 ЗК РФ).

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 3 ст. 65 ЗК РФ), размер которой является существенным условием договора аренды земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (п. 4 ст.

65 ЗК РФ), а находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности – устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Земельный кодекс закрепил за арендатором земельного участка довольно широкие права по распоряжению им в период действия договора аренды (ст. 22 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка[1] имеет право:

– передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу (в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив) в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное). В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка (за исключением передачи арендных прав в залог). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (п. 5 ст. 22 ЗК РФ);

– передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное). На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ (п. 6 ст. 22 ЗК РФ).

Особенности аренды земли, находящейся в госсобственности

Организация будет выступать арендатором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих случаях:

1. Если она имеет в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких участках.

В соответствии с п. 3 ст.

28 Федерального закона №178-ФЗ[2] собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо приобрести их, либо взять в аренду. По желанию собственника объекта недвижимости соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет. При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Однако на практике многие предприятия не спешат с оформлением таких земельных участков и, обладая правом собственности на здания, земельные участки под ними имеющие на праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с п. 2 ст.

3 Федерального закона №137-ФЗ[3] юридические лица, имеющие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, обязаны переоформить это право на право аренды или приобрести их в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ. Кроме того, юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года.

2. Если организация берет в аренду землю для строительства.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию (п. 1 ст.

30 ЗК РФ) без предварительного согласования мест размещения объектов (предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах – п. 2 ст.

30 ЗК РФ) и с предварительным согласованием мест размещения объектов (предоставление земли осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений – п. 3 ст. 30 ЗК РФ).

Продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства в силу положений п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ осуществляется на аукционах.

Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства рассмотрены в ст. 38.1, 38.2 ЗК РФ.

Порядок проведения аукционов определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №808[4].

По результатам торгов, на которые выставляется право на аренду земельного участка, составляется протокол, являющийся основанием для заключения договора аренды с победителем конкурса (аукциона). Договор подлежит оформлению в течение пяти дней после подписания протокола (п. 26 Правил).

В соответствии с п. 9 ст.

22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право (если иное не установлено федеральными законами) передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу (в том числе права и обязанности, указанные в п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ):

– в пределах срока договора аренды земельного участка;

– без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не допускаются: изменение условий договора аренды без согласия арендатора и ограничение установленных договором прав арендатора.

Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Расходы по аренде в налоговом учете

Арендная плата

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст.

264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Это общее правило, и, например, при аренде земельных участков, на которых расположены здания, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, вопросов с отнесением арендной платы к прочим расходам не возникает.

Если же организация берет в аренду земельный участок под застройку, то для целей налогового учета арендная плата за землю относится к прочим расходам не в полной сумме.

Расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства пропорционально доле занимаемой площади участка.

Такое мнение неоднократно высказывал Минфин в письмах от 11.08.2008 №

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *