Сколько земли можно оформить в собственность согласно закону?

Сколько земли можно оформить в собственность согласно закону? Сколько земли можно оформить в собственность согласно закону? Сколько земли можно оформить в собственность согласно закону? Сколько земли можно оформить в собственность согласно закону?

Сколько земли можно оформить в собственность согласно закону?

Как оформить многодетной семье

земельный участок в собственность бесплатно

Вопросы поддержки многодетных семей, в частности о выделении таким семьям земельных участков, всегда находились под пристальным вниманием властей всех уровней. Так, в ноябре 2010 года Президент России поручил Правительству Российской Федерации разработать механизм, по которому многодетные семьи могли бы получить землю в собственность. 

  • Уже с 1 января 2012 года граждане, воспитывающие троих и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, которые еще не достигли восемнадцатилетнего возраста, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, могут рассчитывать на бесплатное получение земельных участков.
  • Эффективная реализация норм Закона в Кольском районе в настоящий момент во многом зависеть от практической деятельности конкретных муниципалитетов, направленной на перспективное развитие своих территорий, включающее в том числе развитие жилищного строительства.
  • Следует отметить, что в некоторых муниципалитетах, необходимое количество свободных земельных участков отсутствует, но Закон существует, а значит должны быть найдены и пути его практической реализации.

Но чтобы процесс приобретения заветных земельных соток не превратился в бесконечное хождение по кабинетам чиновников, нужно знать об определенных тонкостях этого законодательного акта.

Специалистами Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Кольского района, подготовлены нижеследующие ответы по наиболее часто задаваемым гражданами вопросам, затрагивающим земельные правоотношения.

1. Если ребенку в многодетной семье 18 лет исполнится после подачи такого заявления в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Сохраняется ли у многодетной семьи право на бесплатное получение земельного участка?

Да, сохраняется. Так как на момент подачи соответствующего заявления в орган местного самоуправления ребенок в многодетной семье не достиг 18 лет.

В случае своевременной постановки на учет многодетные семьи сохраняют право на соответствующую очередь до достижения детьми возраста 23 лет.

Законом установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых принятый на учет гражданин подлежит снятию с такого учета. Достижение одним их детей совершеннолетия не является основанием для снятия с учета такой многодетной семьи.

2. Для каких целей предусматривается безвозмездное предоставление земельных участков?

Для индивидуального жилищного строительства – на площади от 0,1 до 0,15 гектара в зависимости от испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка.

3. Должна ли многодетная семья нуждаться в улучшении жилищных условий для того, чтобы получить земельный участок для строительства жилого дома?

Да. Выделение земельного участка многодетным семьям зависит от факта признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма в Мурманской области.

4. На кого из родителей либо членов многодетной семьи  может быть оформлено право собственности на получаемый земельный участок?

Право собственности на получаемый земельный участок оформляется в общедолевую собственность всех членов семьи, то есть в равных долях, как родителей, так и детей, в число которых также входят  усыновленные дети.

5. Сколько раз многодетные семьи смогут бесплатно получить земельные участки?

Только один раз.

6. Будут ли учитываться при определении численности многодетной семьи дети, в отношении которых, к примеру, родителей после подачи заявления на землю лишили родительских прав?

Нет, учитываться не будут. Как, впрочем, и при отмене усыновления.

7. Где будут предоставляться земельные участки?

Земельные участки будут предоставляться в границах того муниципального образования, которое указали в своем заявлении представитель многодетной семьи при постановке многодетной семьи на учет.

Гражданину будут предлагаться на выбор земельные участки из перечня земельных участков, возможных к представлению в собственность бесплатно, формируемого соответствующим органом местного самоуправления.

Участки будут распределены между многодетными семьями путем проведения жеребьевки.

Очередность участия граждан в жеребьевке определяется в хронологической последовательности исходя из порядкового номера в журнале очередности применительно к населенному пункту, в котором заявители желают получить земельный участок.

Участвующие в жеребьевке граждане последовательно по одному извлекают из ящика конверты с карточками, на которых содержится информация о земельном участке.

Результат выбора гражданином конкретного земельного участка либо отказ от предоставленного ему на выбор земельного участка подлежит оформлению в письменном виде за подписью этого гражданина.

При этом необходимо учитывать, что граждане, отказавшиеся от предоставленных им на выбор земельных участков, продолжают состоять на специальном учете граждан в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Перечни предназначенных для многодетных семей земельных участков в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации газете «Кольское слово» и, одновременно, размещаются на официальном сайте Администрации Кольского района в Интернете (http://kola.murmansk.ru/informatciya-dlya-mnogodetnykh-semey_kumi.html). Указанная информация подлежит обновлению по мере включения в перечень новых земельных участков.

8. Предусматривает ли законодательство РФ формирование инженерной инфраструктуры земельных участков, передаваемых бесплатно многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства?

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст.

 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей (далее — граждане), имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки (далее — земельные участки). Случаи и порядок бесплатного приобретения гражданами земельных участков устанавливаются законом субъекта РФ.

В Мурманской области условия и порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям установлены ст. 15.1 Закона Мурманской области от 31.12.

2003 N 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» (далее — Областной закон) и приложением к названому Областному закону.

При этом согласно разделу 3 приложения к Областному закону исполнительным органом государственной власти Мурманской области и местными администрациями осуществляется только формирование земельных участков без создания соответствующей инженерной инфраструктуры.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает обязательного формирования инженерной инфраструктуры земельных участков, передаваемых бесплатно многодетным семьям.

Вместе с тем обеспечение объектами инженерной инфраструктуры таких земельных участков может осуществляться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований в порядке реализации ими полномочий, установленных законодательством РФ, с учетом местных особенностей и финансовых возможностей консолидированных бюджетов субъектов РФ, а также возможностей по привлечению для финансирования расходов на создание инфраструктуры земельных участков иных не запрещенных законодательством РФ источников.

В настоящее время муниципалитетами и администрацией Кольского района принята целевая программа, предусматривающая  финансирование на выполнение работ по обеспечению земельных участков, предоставляемых в рамках реализации Закона, инженерной инфраструктурой.

9. Многодетная семья имеет намерение получить земельный участок. Каковы наши действия и схема получения участков?

Один из родителей обращается  в уполномоченный орган местного самоуправления по месту постоянного проживания с заявлением (его форма утверждается муниципалитетом) о предоставлении земельного участка. В течение 2-3х дней этот орган принимает решение о включении заявителя в списки граждан, имеющих право на получение земельного участка, о чем письменно уведомляется заявитель.

Формирование и ведение списков осуществляются УМИ Кольского района. Очередность граждан определяется по дате и времени поступления заявления в Администрацию Кольского района. 

УМИ Кольского района назначает место, дату и время проведения процедуры выбора земельных участков и отбирают граждан для участия в ней – в соответствии с очередностью и количеством сформированных участков. Уполномоченным органом гражданину, имеющему трех и более детей, предлагаются на выбор земельные участки из перечня земельных участков.

Результат выбора гражданином земельного участка либо отказ от предоставленных ему на выбор земельных участков оформляется в письменном виде за подписью этого гражданина.

Решение уполномоченного органа о предоставлении гражданину выбранного земельного участка в собственность бесплатно принимается в течение 3-х рабочих дней со дня оформления протокола Комиссии и подписания заявителем согласия на получение конкретного земельного участка подготавливает проект постановления о предоставлении земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка многодетной семье в собственность бесплатно принимается администрацией муниципального образования Кольского района в форме постановления в двухнедельный срок со дня подготовки проекта решения о предоставлении земельного участка.

10. Какие документы необходимо приложить к заявлению?

  1. подлинники и ксерокопии
  2.     1) паспорта граждан Российской Федерации Заявителя и членов многодетной семьи, достигших возраста 14  лет  (страницы  с  паспортными  данными и регистрацией);
  3.     2) свидетельства о рождении (усыновлении, удочерении) каждого из детей;
  4.     3) свидетельство о заключении брака (при наличии);
  5.     4) свидетельство о расторжении брака (при наличии);
  6.     5) документ об установлении отцовства (при наличии);
  7.     6) документы,  подтверждающие  полномочия  представителя (при обращении представителя);
  8.     7) документы,   подтверждающие   проживание   Заявителя  на  территории муниципального образования Мурманской области;
  9.     8) документы,    подтверждающие     нуждаемость    многодетной    семьи в  предоставлении  жилых  помещений  по  договорам  социального  найма;
  10.     9) документы,   подтверждающие   обучение   членов   многодетной  семьи в  возрасте  от  18  до 23 лет в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
  11.     10) справка об установлении ребенку инвалидности.
  12. подлинники:
  13.     а) документов, подтверждающих обучение членов многодетной семьи в возрасте от 18 до 23 лет в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
  14.     б) справки, содержащей сведения о регистрации по месту жительства и составе семьи граждан (форма N 9).

Копии документов, представленных одновременно с подлинниками, после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы, оригиналы возвращаются Заявителю.

В случае представления Заявителем нотариально заверенных копий представления оригиналов документов не требуется.

Читайте также:  Особенности продажи квартиры в ипотечном залоге у банка

При направлении Заявления почтовым отправлением копии документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 (за исключением ксерокопии паспорта), подлежат нотариальному заверению.

11. Могут ли местные власти отказать в предоставлении земельного участка?

Да, многодетной семье может быть отказано в предоставлении земельного участка. Например, если заявителем не представлены все необходимые  документы, предусмотренные Законом.

Либо документы не подтверждают право гражданина на бесплатное получение земельного участка либо ранее гражданин в рамках рассматриваемого Закона уже реализовал свое право на бесплатное получение земельного участка в другом муниципалитете.

12. Будет ли вестись учет граждан, которым бесплатно предоставлены в собственность земельные участки в рамках Закона?

Ведение реестра граждан, имеющих трех и более детей, получивших земельные участки в собственность бесплатно в порядке и на условиях, предусмотренных Законом, осуществляется КУМИ Кольского района.

Реестр ведется в целях соблюдения принципов прозрачности, открытости принимаемых муниципалитетом решений о предоставлении земельных участков, а также соблюдения принципа однократности бесплатного получения земельного участка многодетной семьей.

С реестром граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Кольского района можно ознакомиться на сайте Администрации  (http://kola.murmansk.ru/otdely_komitety/kumi/inofrmatciya_kumi.php).

Скачать информацию.

Приобретательная давность на земельный участок | Последние новости

Длительное время в нашей стране земельные наделы выделялись гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, и при этом зачастую  не проводились никакие учетно-регистрационные процедуры. Результатом этого стала парадоксальная ситуация, когда хозяин, много лет обрабатывавший участок, не является официально его собственником.

Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию,  упорядочить земельные отношения и получить объективную картину землевладения, было законодательно введено такое понятие, как приобретательная давность на земельный участок. Начальник юридического отдела Наталья Дергачева помогает разобраться в данной ситуации:

– Понятие приобретательной давности встречается во многих законодательных актах, наиболее важным из них является 234-ая статья Гражданского Кодекса РФ.

Согласно ей любое физическое и юридическое лицо, которое владеет каким-либо имуществом, не являясь при этом его законным владельцем, но охраняя и храня его как свое личное, по истечению некоторого срока времени (то есть приобретательной давности) имеет полное право зарегистрировать свое право собственности на данное имущество в официальном порядке. Для недвижимости срок подобного владения — не менее 15 лет, а для других видов имущества – не менее 5 лет. При определении приобретательной давности фактический владелец имущества может также учитывать и тот срок владения, который был у лица, относительно которого он является правопреемником.

Для того чтобы воспользоваться таким юридическим механизмом требуется  соблюдение некоторых условий.

Во-первых, фактический владелец должен на протяжении всего времени владения бесхозным или чужим имуществом относится к нему как к своему, то есть содержать его: добросовестно, открыто (без скрытия факта владения от других граждан) и непрерывно – земельный участок должен находиться во владении постоянно на всем указанном временном периоде. Законодательство не признает приобретательную давность в том случае, если пользование участком прерывалось. В то же время непрерывность учитывается при наследовании, если наследник продолжает владеть участком наследодателя.

 Во-вторых, имущество должно быть получено пусть не официально оформленным способом, но, как минимум, не незаконно. То есть, приобретательная давность не распространяется на вещи, фактический владелец которых заполучил их по подделке документов, применения насилия или прочими противоправными методами.

В-третьих, на данное имущество, как минимум, до наступления приобретательной давности не должно быть посягательств со стороны тех лиц, которые имеют полное право зарегистрировать на него свое право собственности.

И в-четвертых, полностью исключается возможность приобретения имущества по приобретательной давности, если его собственник предоставил его же фактическому владельцу по официальному договору (аренда, рента и т.п.). Только соблюдение всех указанных условий дает возможность обратиться в суд с иском о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.

Также Наталья Дергачева отмечает, что если все условия соблюдены, для того, чтобы сделать владение земельным участком законным, нужно исковое заявление в суд. Чтобы заявление рассматривалось, нужно иметь документы, подтверждающие основания для владения наделом.

Это могут быть:

  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая отсутствие владельца;
  • архивные справки;
  • подтверждение родственных связей с наследодателем (если участок переходил в наследство);

Также придется приложить доказательные материалы, указывающие на факт правомерного использования надела. Сюда можно отнести показания свидетелей; квитанции об оплате коммунальных услуг по проведенным коммуникациям (если такие имеются); согласие собственника.

В случае положительного решения суда можно будет обратиться за регистрацией права собственности. Для этого потребуется перечень следующих документов.

  • Положительное решение суда, устанавливающее законность прав на приобретение земли.
  • Документ, подтверждающий личность заявителя.
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости и другие сопутствующие документы на недвижимость.
  • Чек об оплате государственной пошлины в пользу государства

Для подачи документов на регистрацию следует обратиться в ближайший многофункциональный центр, срок проведения учетно-регистрационных процедур составляет не более 7 рабочих дней. После оформления этих документов недвижимость перейдет в полное, законное владение, и граждане смогут им распоряжаться по своему усмотрению, в  том числе – продавать, дарить и завещать.

Россияне могут узаконить используемые более 15 лет земельные участки

19 сентября 2019

16 сентября вступили в силу изменения в законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости».

Поправки упростят процедуру проведения комплексных кадастровых работ, заказчиками которых выступают муниципальные власти.

Федеральный закон 150-ФЗ от 17 июня 2019 года устанавливает порядок уточнения границ земельных участков, фактическая площадь которых не соответствует площади, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Сбор и анализ данных в ходе комплексных кадастровых работ позволяют выявить и устранить случаи пересечения границ и, в определенных случаях, самозахвата земель, а также реестровые ошибки.

Последнее – наиболее распространенная причина, по которой садоводы не могут поставить на кадастровый учет личные участки и земли общего пользования в соответствии с законодательством.

По мнению специалистов Федеральной кадастровой палаты, упрощение процедуры проведения комплексных кадастровых работ в целом благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

В частности, одно из положений законодательства предоставляет возможность гражданам узаконить в рамках проведения комплексных кадастровых работ фактически используемые земельные участки, если их площадь превышает площадь, указанную в ЕГРН.

Узаконить фактически используемые «лишние» метры можно будет лишь в том случае, если участок используется в этих границах более 15 лет, на него нет посягательств со стороны соседей и претензий органов власти.

Кроме того, площадь такого «увеличения» должна быть не больше предельного минимального размера участка, установленного местной администрацией, а в случае если такой минимальный размер не установлен — не более, чем на 10% от площади, указанной в ЕГРН.

«У граждан есть возможность официально оформить используемые участки, а соответственно, впоследствии ими распоряжаться.

Если в ходе комплексных кадастровых работ, которые проводятся по заказу местных властей, выяснится, что используемая площадь земельного участка больше, чем предусмотрено данными в ЕГРН, при соблюдении всех критериев разницу можно будет узаконить.

Но важно — к поправкам нельзя относиться как к возможности быстро увеличить площадь своих земельных участков. Закон направлен на уточнение существующих участков и поддержку собственников, которые на протяжении многих лет использовали земли без уточненных границ», — говорит замглавы Федеральной кадастровой палаты Марина Семенова.

Комплексные кадастровые работы (ККР) — это кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории

одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства.

Такие работы проводятся за счет бюджета по заказу органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) или местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах).

Кадастровые работы проводятся для уточнения границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Кроме того, они нужны для корректного представления земельных участков, на которых расположены здания, а также для исправления реестровых ошибок. Комплексные кадастровые работы не проводятся в отношении линейных объектов.

Информация о проведении таких работ публикуется в открытых источниках, в том числе на сайтах органов госвласти или местного самоуправления, в течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ.

Кроме того, о начале проведения работ в конкретном кадастровом квартале, где расположен объект, правообладателя должен известить непосредственный исполнитель работ — кадастровый инженер — по электронной или обычной почте, при наличии этих сведений в реестре недвижимости.

Как отмечает замглавы Кадастровой палаты Марина Семенова, после внесения в ЕГРН сведений о земельных участках и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате проведения комплексных кадастровых работ, у правообладателей таких объектов недвижимого имущества отпадает необходимость проводить кадастровые работы за свой счет. Комплексные кадастровые работы проводятся на бюджетные средства.

Помимо этого, с вступлением в силу 150-ФЗ появляется возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка и утверждение такого проекта не требуется. Согласно 150-ФЗ заказчики ККР вправе использовать технические паспорта, оценочную и иную необходимую в работе документацию. Эта мера позволяет исключить дополнительные затраты и сэкономить местный бюджет.

«Проведение комплексных кадастровых работ по заказу органов госвласти или местного самоуправления позволяет сократить число земельных споров и защитить права собственников недвижимости, обеспечить справедливое налогообложение. Таким образом повышается и эффективность управления различными территориями в составе субъектов федерации», — заключила Марина Семенова.

Читайте также:  Можно ли расторгнуть договор купли-продажи квартиры из-за асоциальных соседей

Напомним, Федеральный закон №150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» подписал Президент России Владимир Путин 17 июня 2019 года. Закон вступает в силу 16 сентября, спустя 90 дней после дня его официального опубликования.

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

  • Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.
  • В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
  • Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.
  • В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в  том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

  1. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).
  2. Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.
  3. Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.
  4. В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.

2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст.

3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов.

Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок.

Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права.

Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Читайте также:  Как узнать задолженность по жкх по лицевому счету

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.

Как получить от государства участок земли бесплатно

Некоторые категории россиян могут получить земельные наделы от государства бесплатно для реализации определенных законодательно разрешенных целей. Список претендентов широкий и постоянно пополняется.

Однако власти проверяют, как используется выделенная земля. А если владелец нарушает правила, то он может лишиться надела. Кроме этого в России действуют региональные программы, которые не зависят от очереди льготников.

Участники таких программ получают господдержку по другим правилам.

Как получить от государства земельный участок бесплатно и куда подавать документы претенденту, разобрался сервис Бробанк.

Кто может получить

В Земельном Кодексе РФ предусмотрена возможность получить землю от государства бесплатно. Такое право установлено в статье 39.5. В ней указаны варианты, когда и кто может получить участок на бесплатной основе в соответствии с нормативами по определенному региону. Кроме того в России разработаны областные и краевые программы.

Федеральное законодательство выделяет несколько категорий россиян, которые смогут претендовать на преференции от государства в виде земельного надела:

  1. герои России, СССР и труда РФ.
  2. обладатели орденов Славы всех степеней, а также герои соцтруда.

Тем лицам, которые заслужили вышеуказанные награды, выдают участки размером от 8 соток в городской черте и 25 соток в сельской местности.

Региональное законодательство дает право оформить землю в безвозмездное пользование:

  • детям-сиротам;
  • молодым родителям с одним ребенком или без детей;
  • служащим бюджетной сферы;
  • пенсионерам на некоторых основаниях;
  • военным;
  • многодетным семьи, у которых 3 и более детей, находящимся на полном обеспечении родителей;
  • членам семей погибших героев России;
  • семьям, где один член семьи инвалид или ветеран, находящийся на иждивении;
  • членам семьи кормильца, который погиб при боевых действиях;
  • гражданам, которые поставлены на учете как нуждающиеся в наделе;
  • служащим в ОВД;
  • религиозным организациям;
  • гражданам, которые проходят службу в армии на контрактной основе;
  • ветеранам ВОВ и участникам других вооруженных конфликтов;
  • инвалидам I,II и III группы, а также семьям, у которых ребенок инвалид;
  • специалистам после завершения обучения в вузе;
  • лицам, принимавшим участие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • жителям сел, которым исполнилось 35 лет, которые отучились и работают в сфере медицины, культуры, образования, сельского хозяйства.

Периодически этот список пополняют и корректируют. Появились поправки к категории семей с 3 и более детей. Получить земельный участок по закону смогут только те семьи, которые получили статус и встали на учет как нуждающиеся в земле или соответствуют установленным параметрам. На выбор им предлагают участок или господдержку в другой форме.

Программы переселения

Жители некоторых регионов, которые принимают участие в программе по предоставлению надела, могут обратиться в МФЦ, чтобы бесплатно получить участок из публичной собственности. Очередь для участников таких программ отдельная от основных категорий льготников. Но срок ожидания может затянуться до года и больше.

Региональные программы действуют по:

  • участкам для крымских жителей;
  • участкам для переселившихся из районов Крайнего Севера;
  • садовым участкам для жителей Калининграда.

Участки отдают в безвозмездное пользование на определенный срок, а через время вы сможете оформить их в собственность. Главное требование к участнику — не нарушать правила программы. Если земля выдана под застройку, подсобное хозяйство, предпринимательскую или фермерскую деятельность, то вы обязаны этим заниматься, чтобы не лишиться участка.

Кроме того существует 5 федеральных программы по предоставлению земли:

  1. Волгоградский гектар.
  2. Костромской гектар.
  3. Дальневосточный гектар.
  4. Ленинградский гектар.
  5. Родовое поместье.

Вы можете написать заявление на получение участка, если хотите стать участником одной из этих программ. По некоторым программам предусмотрен конкурс, а землю получает тот претендент, который предложит лучшую идею использования надела. Либо самый перспективный бизнес-план будущего владельца.

Для каких целей дают землю

Все льготники и участники программ по переселению, могут претендовать на получение участка земли на бесплатной основе. Но использовать полученные гектары можно будет только в определенных целях:

  1. Ведение огородничества, садоводства.
  2. Предпринимательство.
  3. Индивидуальное жилищное строительство.
  4. Ведение личного подсобного хозяйства.
  5. Ведение сельскохозяйственной деятельности из земель сельхозназначения.

Некоторые построенные здания на участке будут облагаться налогом. А если земля не используется по назначению или будет заброшена, за это могут налагать штрафы или забрать участок.

Как оформить землю очереднику

Тем, кто относится к категории льготников или участвует в одной из программ по переселению, для получения земельных преференций понадобится:

  1. Подать заявку в письменном виде о постановке в очередь на выдачу бесплатного участка в МФЦ. Бланк для заявления выдают сотрудники центра.
  2. Прийти в администрацию для участия в розыгрыше, как только наступит очередь. Там предложат вытащить один из билетов, в которые вписан кадастровый номер земельных наделов. Если выпавший участок не подойдет, можно от него отказаться. Тогда понадобится заново стоять в очереди и участвовать в новом розыгрыше.

Ориентировочное время ожидания своей очереди составляет 2-3 года. Поэтому заранее подавайте документы, если появились планы и возможности для из реализации.

Выдают ли наделы вне очереди

Чтобы не стоять в общей очереди на получение земли, можно самостоятельно найти подходящий участок и заполнить заявку на его получение. При определенных обстоятельствах выдачу земли одобрят, и получить желаемые гектары во владение можно будет уже через пару месяцев.

Поиск подходящей территории удобнее начать с кадастровой карты на сайте Rosreestr. Открывайте карту, наводите курсор на интересующий участок и изучайте сведения по нему. Если земля свободная, никто ею не владеет, можно приступать к оформлению:

  1. На сайте кадастровой палаты найдите раздел «Услуги» и кликните на справочную информацию.
  2. Нажмите «Сформировать запрос».
  3. Кликните выделенную ссылку с данными от ЕГРН.
  4. Далее появится окно с пунктом «Права и ограничения». Проверьте, чтобы страница оказалась пустой.

После этого автоматически формируется заявка.

Что проверить до подачи заявки и как подать заявление

Еще до подачи заявки убедитесь в том, что земля находится в свободном статусе. Справку с такими сведениями Росреестр выдает за деньги.

Выписку можно получить за несколько часов в электронном варианте. Она имеет такую же юридическую силу, как и бумажная справка. В разделе №2 в выписке обозначена информация о статусе участка.

Если им никто не владеет, данные в этом разделе будут отсутствовать.

Когда все вопросы по статусу земли решатся, можно подавать письменное заявление в МФЦ или госадминистрацию. В заявлении укажите такие данные:

  • ФИО заявителя;
  • серию, номер, дату выдачи паспорта и орган его выдавший;
  • адрес прописки и место жительства;
  • личный номер телефона или адрес эл. почты;
  • содержание обращения;
  • адрес земельного участка;
  • его кадастровый номер;
  • список прилагаемых к заявлению обоснований.

В предоставленном пакете должны быть справки, которые подтверждают право на выдачу бесплатных гектаров земли. Документацию рассматривают в течение 30 дней, после этого администрация присылает уведомление с положительным или отрицательным решением. При отказе вы можете обжаловать решение администрации в суде.

Если администрация одобряет выдачу, то заявитель заключает договор с властями. Договор оформляют на срок от 3 до 49 лет в зависимости от вида использования гектаров. После оформления договора и регистрации прав на аренду через Росреестр гражданин получает статус владельца участка. Но собственником при этом может оставаться государство.

Разрешат ли льготнику поменять надел

Льготник может поменять участок земли без отстаивания повторной очереди только в том случае, когда выбранная территория непригодна для целей заявителя.

К примеру, если участок брали под строительство дома, но жилье там построить невозможно по каким-либо причинам, не зависящим от застройщика.

В этих обстоятельствах землю обязательно поменяют, на другой надел, пригодный для целей, указанных в заявлении.

В основном граждане, получившие территорию, недовольны ее рыночной ценой или местоположением. Но такие причины не служат основанием для обмена участка. В таком случае можно оформить землю, а потом заключить договор обмена или купли-продажи. Или можно отказаться от участка и опять встать в очередь.

Если нет возможности получить льготную землю под застройку, а собственное жилье нужно, то можно оформить ипотеку на эти цели. Все тонкости оформления прописаны в ФЗ №102.

Об авторе

Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о.

начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет.

treskova@brobank.ru

Эта статья полезная? Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в х или напишите нам на почту admin@brobank.ru.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *