Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

К нам часто обращаются с вопросом: хотим провести кадастровые работы по образованию земельного участка из земель государственной собственности на определенной территории, но выясняется, что на данной территории уже имеются земельные участки. Вместе с тем на самом деле, данную землю никто не использует. Собственники отсутствуют. Как же можно исключить из единого государственного реестра недвижимости (Далее – ЕГРН) «ненужные» земельные участки.

Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

На практике встречаются и иные ситуации.

Например, Вы являетесь полноправным собственником земли, и ранее (до 2017 года) уже решили провести работы по разделу земельного участка в связи с образованием новых объектов, но права зарегистрировать не успели.

В результате ЕГРН содержит сведения об исходном участке (на который у вас имеется свидетельство) и образованных ЗУ, права на которые не зарегистрированы.

Позже Вы передумали оформлять новые участки, и возник вопрос, как теперь эти ЗУ исключить из реестра сведений.

Либо вы являетесь собственником земельной доли и решили образовать самостоятельный земельный участок в счет выдела земельной доли. Вместе с тем, на месте, где можно образовать земельный надел уже есть участок, но право на него не зарегистрировано.

  • В данной статье мы разберемся в этом вопросе, выясним почему так происходит, на примере разберем практические ситуации, а также определим порядок дальнейших действий.
  • Содержание
  • Заключение
  • Что такое образование земельных участков?

Под образованием земельных участков понимается возникновение нового ЗУ в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, выступающего предметом гражданского оборота. Земельным кодексом установлены требования к образованию ЗУ. В последующих статьях мы более подробно ознакомимся с данными требованиями.

В данной статье рассмотрим ситуацию, когда на формирование участка будет оказывать влияние наличие уже стоящих на ГКУ временных ЗУ. Для образования участка необходимо исключить наличие пересечения границ своего участка с другими землями.

Почему это необходимо?

После проведения кадастровых работ и подготовке межевого плана на образуемый участок необходимо провести процедуру подачи заявления и соответствующих документов в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН.

Государственный регистратор проведет проверку документов, и при наличии объективных причин может приостановить внесение сведений.

Одной из причин приостановления может являться пересечение границ образуемого участка с земельными участками, сведения о которых уже внесены в ЕГРН с границами со статусом «временный».

Для того, чтобы не столкнуться с такой проблемой, и необходимо провести подготовительные работы, связанные с выявлением таким земельных участков и проведением работ по их исключению (аннулированию) из реестра.

Как выяснить информацию о наличии таких земель?

Для начала разберемся, откуда появляется информация о земельных участках, которые могут явиться причиной того, что Вы не сможете оформить интересующую Вас землю.

Многие из нас, кто первый раз столкнулся с процедурой оформления ЗУ, затрудняются ответить, где можно получить необходимую информацию. Необходимо отметить, что информация может быть получена из разных источников. Достоверными источниками данных являются единый государственный реестр недвижимости и публичная кадастровая карта.

Для начала выясним значение этих терминов.

ЕГРН — представляет собой свод систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое имущество, а также иных сведений.

Публичная кадастровая карта — это электронный сервис, разработанный Росреестром, на котором возможно увидеть актуальные сведения в графическом виде об объектах, внесенных в ЕГРН.

Иными словами, это электронная карта, содержащая всю необходимую информацию об объектах графическую, если сведения о координатах внесены в ЕГРН, и текстовую (площадь, адрес, категорию, вид разрешенного использования, кадастровую стоимость и пр.).

Для получения сведений можно воспользоваться данными публичной кадастровой карты, либо запросить выписку на землю из ЕГРН зная кадастровый номер этого земельного участка.

Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

В сведениях о земельном участке есть информация о его статусе. Статус земельных участков бывает различным: «временный», «учтенный», ранее учтенный», «актуальный», «архивный», «аннулированный».

Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

  1. Если статус сведений у земельного участка «временный», в силу действующего законодательства возможно снятие такого участка с государственного кадастрового учета или другими словами аннулирование или исключение его из реестра недвижимости.
  2. Необходимо также помнить, что образование новых земельных участков из «временных» в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается, в этой связи использовать такие земельные участки при образовании в качестве исходных также не представляется возможным.
  3. Почему же такие участки появились в ЕГРН и что с ними делать?

До 1 января 2017 года была возможна постановка на кадастровый учет земельных участков без одновременной регистрации прав (Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Такие ЗУ назывались временными.

Из Закона о кадастре:

«Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носили временный характер.

Такие сведения до утраты ими временного характера не являлись кадастровыми сведениями и использовались только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ».

В соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости статус «временный» у таких ЗУ сохраняется до момента регистрации права либо регистрации аренды, но не позднее 1 марта 2022 года. После этой даты при отсутствии регистрации права собственности либо аренды земельные участки исключаются из ЕГРН.

Если в отношении таких земель зарегистрированы права, статус меняется на «учтенный» или «актуальный». Снять с кадастрового учета такие участки просто по заявлению невозможно, необходимы определенные обстоятельства.

Снятие с кадастрового учета земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности или в отношении которых заключен договор аренды либо прочие обременения, возможно только в случае, если такие ЗУ являются преобразуемыми, либо по решению суда.

  • Стоит ли ждать 1 марта 2022 года
  • Если до настоящего момента сведения о регистрации права или аренды в ЕГРН у земельных участков отсутствуют, возможно исключение из ЕГРН таких земель, а именно снятие «временных» земельных участков с кадастрового учета по заявлению лиц.
  • Кто может обратиться
  • Если такие земельные участки образованы из земель или участков, государственная собственность на которые не разграничена, представитель администрации, либо уполномоченного на распоряжение таким земельным участком органа государственной власти, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии такого земельного участка с кадастрового учета.
  • В случае если земельные участки образованы, из земель паевого фонда и носят временный характер сведений, с заявлением о снятии с кадастрового учета таких земельных участков может обратиться представитель пайщиков по доверенности.
  • Если земельные участки образованы из земельных участков, находящихся в частной собственности, с заявлением вправе обратиться собственник исходного земельного участка.
  • Приложение к заявлению иных документов не требуется.
  • Заявление на снятие с учета объектов недвижимости, сведения о которых имеют статус «временный» возможно подать в любом офисе МФЦ.

Важно!!!

  1. Процедура снятия с кадастрового учёта временного объекта недвижимости полностью бесплатна, уплата государственной пошлины не предусмотрена.
  2. По истечении пяти — семи рабочих дней с момента подачи заявления «временные» ЗУ будут исключены из ЕГРН.
  3. Пошаговый порядок действий
  1. Необходимо определиться с местоположением образуемого земельного участка с учетом целей его дальнейшего использования и наличия определенных документов (правоустанавливающие документы на земельную долю, правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, которые могут быть или будут расположены на образуемом участке и пр.).
  2. С помощью данных публичной кадастровой карты или других геоинформационных систем определить наличие / отсутствие пересечений образуемого ЗУ с земельными участками.
  3. При наличии пересечений, посмотреть информацию о статусе земельных участков.
  4. В случае, если статус «временный», выяснить кто был инициатором постановки (в большинстве случаев это либо собственники исходных участков, либо администрации, в чем ведении находятся земли) на ГКУ временного ЗУ. Найти контакты данного лица, и определить, необходим ему этот участок или нет. Возможно также обратиться в Администрацию по месту расположения земельного участка по данному вопросу.
  5. Если данный участок не используется, и инициаторы не против аннулировать сведения о нем в ЕГРН, необходимо подать заявление на снятие временного ЗУ.
  6. Орган регистрации прав по вышеуказанному заявлению исключит данные сведения из реестра. 

В ситуации, когда Вы сами являетесь собственником исходного участка, необходимо обратиться в любое МФЦ с заявлением о снятии с учета временного ЗУ.

Ниже приведен пример из нашей практики:

Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

В 2016 году к нам обратились собственники земельных долей с целью образования земельного участка в счет выдела земель из паевого фонда.

Были проведены соответствующие работы, подготовлен проект межевания, опубликовано извещение в газете, проведена процедура согласования местоположения и границ образуемого участка, подготовлен межевой план, и данный земельный участок был успешно поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением уникального кадастрового номера.

В связи с тем, что на момент проведения вышеуказанных процедур осуществление одновременного кадастрового учета и государственной регистрации прав не требовалось, сведения о ЗУ были внесены в ЕГРН без прав, статус у такого ЗУ остался «временный». Заказчики работ в силу определенных обстоятельств сразу не зарегистрировали право собственности на образованный участок.

Прошло несколько лет, и в 2019 году к нам обратился собственник земельной доли из этого же паевого фонда с просьбой провести работы по образованию земель.

Наши специалисты помогли определиться с местоположением границ образуемого ЗУ с помощью графических материалов (проектов перераспределения земель, ортофотопланов, данных публичной кадастровой карты), вместе с тем в ходе анализа данных выяснилось, что на месте, где предполагалось выделить земельный участок, уже расположен земельный участок, имеющий статус «временный». Данный временный ЗУ как раз и был поставлен нами на кадастровый учет в 2016 году.

В ходе проведения подготовительных работ было определено, что предыдущие заказчики так и не оформили право собственности на тот выдел.

Связавшись с ними, выяснилось, что этот земельный участок им не нужен, и право собственности они регистрировать не собираются.

Появилась возможность снять временный выдел с учета, и в его границах образовать участок для новых заказчиков (собственников земельных долей паевого фонда).

Нам повезло, был найден представитель собственников паевого фонда (исходного земельного участка), действующий по доверенности. Им через МФЦ было подано заявление на снятие с ГКУ временного выдела. После завершения учетных процедур сведения об участке были исключены из ЕГРН.

Благодаря согласованным действиям сотрудников, препятствия в виде пересечения с временным ЗУ для целей дальнейшего образования выдела устранены.

Далее были проведены работы по образованию выдела, оформление соответствующих документов, сопровождение процедуры кадастрового учета и регистрации прав.

Более подробно по вопросу образования ЗУ путем выдела можно ознакомиться здесь: «Специфика проведения собраний участников общей долевой собственности и выбор доверенного лица при образовании земельных участков из состава паевых фондов» и «Как выделить земельный участок из общей долевой собственности в индивидуальном порядке? Практика кадастровых инженеров ООО «РКЦ»».

  • Стоит отметить, совсем не обязательно обращаться к тем специалистам, которые проводили работы по постановке на кадастровый учет временных участков.
  • Вышеуказанные мероприятия могут проведены любой межевой организацией.
  • Вот еще один пример
Читайте также:  Оплата за вневедомственную охрану квартиры: возможные способы внесения денежных средств за оказанные услуги

К нам обратилось юридическое лицо со следующей проблемой. В 2016 году на период строительства объекта были образованы временные земельные участки, сведения о них были внесены в ЕГРН.

В настоящее время возникла необходимость оформления ЗУ для эксплуатации построенных объектов, и оказалось, что образуемые участки пересекаются со временными.

Был проведен анализ документов, графического материала, документов об образовании земель, а также анализ в отношении лиц, кто распоряжается данными землями.

После чего, мы обратились в соответствующие органы с просьбой снять временные участки с ГКУ в связи с образованием новых ЗУ для их дальнейшего использования по целевому назначению. Обращение рассмотрели, приняли положительное решение. Представитель администрации обратился в орган регистрации прав с заявлением о снятии с ГКУ временного участка. Данные сведения были исключены из ЕГРН.

Благодаря слаженным действиям специалистов, препятствия в виде пересечения с временным ЗУ для целей дальнейшего образования участков были устранены.

Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

Заключение

Немаловажное значение при выполнении кадастровых работ в связи с образованием ЗУ имеют подготовительные работы, включающие в себя анализ и изучение исходной документации. В подготовительные работы также входит и пространственный анализ данных в пределах территории объекта работ. Наличие в ЕГРН временных ЗУ, может стать препятствием для выполнения работ по образованию участков.

От того, насколько грамотно и квалифицированно будут проведены подготовительные работы, зависит срок проведения таких работ, и соответственно результат работ.

Зачастую частным и юридическим лицам сложно сориентироваться в данном вопросе.

Высококвалифицированные специалисты ООО «РКЦ» помогут Вам провести тщательный анализ исходных данных, подготовят план мероприятий для дальнейшего успешного выполнения работ по образованию ЗУ, а также проведут работы по подготовке межевого плана и сопровождению проведения кадастрового учета и регистрации прав, а при необходимости и сопровождение исключения из ЕГРН временных земельных участков.

Будем рады ответить на все возникшие вопросы. Присылайте отзывы и комментарии.

Как внести в кадастр сведения о ранее учтенном объекте недвижимости | МФЦ портал

Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

  • Довольно часто в Кадастровую палату обращаются заявители с вопросом, можно ли получить кадастровый номер объекта недвижимости без межевого или технического плана.
  • На вопросы, касающиеся порядка внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), ответила начальник отдела ведения ЕГРН Алия Мухамедьярова.
  • В соответствии с действующим законодательством для присвоения объекту недвижимости индивидуального кадастрового номера и последующей регистрации права на объект в государственном реестре необходима подготовка межевого плана в отношении земельного участка или технического плана в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства.
  • Межевой и технический планы подготавливаются кадастровым инженером по договору подряда за плату.
  • Вместе с тем, если объект недвижимости является ранее учтенным, кадастровый номер такому объекту присваивается без межевого или технического плана.
  • Какие земельные участки вносятся в государственный реестр как ранее учтенные?

Земельные участки, на которые гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31.01.1998) были выданы следующие документы:

  • свидетельство или государственный акт, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;
  • решение уполномоченного органа (организации) о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу;
  • выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданная органом местного самоуправления;
  • договор аренды земельного участка, срок которого не истек;
  • иные документы, устанавливающие или подтверждающие право на земельный участок.

Какие объекты капитального строительства относятся к ранее учтенным?

  • Как и в случае с ранее учтенными земельными участками, к ранее учтенным зданиям, помещениям, сооружениям и объектам незавершенного строительства относятся объекты недвижимости, в отношении которых имеются документы, устанавливающие или подтверждающие право на них, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Кроме того, подтверждением ранее осуществленного учета объекта капитального строительства, а именно технического учета, является технический паспорт, подготовленный органами технической инвентаризации до 01.01.2013.

Как осуществляется внесение в государственный реестр сведений о ранее учтенных объектах недвижимости?

  • Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в связи с внесением в реестр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости заинтересованное лицо может представить в орган регистрации прав через любой многофункциональный центр.

Необходимые для учета документы будут запрошены органом регистрации прав в органах государственной власти, органах местного самоуправления или органах и организациях по государственному техническому учету и технической инвентаризации, либо могут быть представлены с заявлением по инициативе заявителя.

В каких случаях необходимо представление заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости?

  • Рекомендуем проверить наличие сведений в государственном реестре о ранее учтенном земельном участке или объекте капитального строительства перед подачей заявления о его внесении в реестр, так как сведения о ранее учтенных объектах недвижимости уже могут быть получены органом регистрации прав в порядке взаимодействия с соответствующими органами или организациями и внесены в реестр.

Информацию о наличии или отсутствии в реестре сведений об объектах недвижимости можно получить бесплатно на официальном сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» по адресу https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request или в разделе «Публичная кадастровая карта» по адресу http://pkk5.rosreestr.ru.

Для чего необходимо внесение в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках

Процедура постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

Глубокие политические изменения, произошедшие в нашей стране в последнее время, не могли не отразиться на законодательной базе. Поэтому у многих простых граждан, при обращении в регистрирующие органы возникают множество вопросов, связанных с терминологией и порядком оформления тех или иных документов.

Особенно часто это происходит при кадастровом учете «ранее учтенных земельных участков». Уже само по себе это понятие говорит о том, сведения о существовании этих объектов имеются и зачем их еще раз регистрировать непонятно.

Какие участки называются «ранее учтенными»?

Согласно Закону о кадастре «ранее учтенными» называют участки, регистрация которых была произведена до вступления в действие данного закона или во время переходного периода. Также в категорию «ранее учтенных» входят земельные участки права, на которые уже были зарегистрированы и которым уже присвоили условные номера, но фактически кадастровый учет не был произведен.

Сейчас после принятия Закона о кадастре, регистрирующие органы вносят сведения об этих участках в соответствии со всеми новыми нормами законодательства. Работа по проведению инвентаризации всех сведений о существующих ранее учтенных участках Росземкадастром проводится до сих пор.

Для систематизации этих данных используются сведения органов местного самоуправления, бюро технической инвентаризации, технические экспликации подрядных организаций и многое другие.

Все это позволит всем собственникам, арендаторам, а также другим лицам запрашивать сведения об ранее учтенных участках.

Как внести данные по ранее учтенному участку

Для внесения этих данных в государственный кадастр необходимо обратиться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением и документом, подтверждающим право на этот участок. Причем подать это заявление может не только сам владелец участка, но и любое заинтересованное лицо. К документам, подтверждающим это право, относятся:

  • свидетельства о праве собственности
  • свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения
  • свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании на землю
  • договора аренды
  • договора временного пользования
  • государственные акты, удостоверяющие права собственности на землю
  • выписки из похозяйственной книги

Этот список не является полным, в каждом конкретном случае могут потребоваться дополнительные документы.

Для принятия решения о произведении учета документ должен содержать описание самого земельного участка, выдан уполномоченным на момент оформления органом, соответствовать существовавшим на момент его подписания законодательным актам.

После внесения необходимых сведений заявителю выдается кадастровый паспорт или кадастровая выписка о данном участке. Отсутствие необходимых координат, описывающих границы участка, не является основанием для отказа в кадастровом учете.

Отказ в кадастровом учете может быть получен при наличии спорных границ, а также в некоторых других случаях. Например, когда координаты одного участка находят на другой.

Чтобы оставить комментарий нужно войти или зарегистрироваться.

О земельных участках, являющихся ранее учтенными земельными участками

Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными земельными участками являются:

— земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 1 марта 2008 г.);

  • — земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ);
  • — земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
  • При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ могут быть внесены в ЕГРН на основании:
  • имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;
  • представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
  • представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.
  • Согласно части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:
  • акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
  • акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
  • Например документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельный участок являются:
Читайте также:  Расшифровка квитанции на оплату услуг жкх: образец новой формы. как получить документ в электронном виде? инструкция 2019 года

нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г.

и действующие на момент обращения в орган регистрации прав), акты об отводе земельных участков для строительства, решения исполкомов местных Советов народных депутатов принятые до 26 августа 1948 г.

об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности) (Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденная приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380);

договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 26 марта 1949 г.

N 244 «Об утверждении типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности», утратил силу в связи с изданием приказа Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г. N 67).

При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее — ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

  1. Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:
  2. общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;
  3. общий волостной реестр (список) землепользований;
  4. реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. N 2529 «О едином государственном учете земельного фонда СССР» с 1955 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе.

Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда.

Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г. N 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:

  • земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
  • государственная земельнокадастровая книга района (города);
  • государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
  • государственный земельный кадастр СССР.
  • Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
  • Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие «имущественный комплекс», а применялись такие понятия как «землепользование» — в настоящее время земельный участок и «домовладение».

Понятие «домовладение» определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г.

N 37 (далее — Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение — это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.

Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

  1. Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.
  2. Согласно части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН, в том числе в случае, если:
  3. имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
  4. в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.
  5. Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

В кадастровой палате рассказали, как внести в егрн ранее учтенный объект | последние новости

Эксперты Кадастровой палаты по Краснодарскому краю разъяснили, какие документы необходимо подготовить, чтобы внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о ранее учтенном объекте.

Сперва разберемся, зачем нужно вносить данные в ЕГРН и какие объекты недвижимости называют ранее учтенными.

На сегодняшний день ЕГРН – единственная официальная база, содержащая актуальную информацию об объектах недвижимости. Сведения, внесенные в ЕГРН, являются приоритетными и более достоверными, чем любые другие удостоверяющие документы.

Такие сведения могут понадобиться, например, при продаже недвижимости или для подтверждения существования объекта с определенными характеристиками.

Поэтому необходимо вовремя подавать документы на государственный кадастровый учет и регистрацию прав.

С момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» 1 января 2017 года произошло слияние двух информационных систем – Единого государственного реестра прав и Государственного кадастра недвижимости. Данные, собранные до 2017 года, перенесены в ЕГРН.

К ранее учтенным относят земельные участки, которые поставлены на учет в ЕГРН до 1 марта 2008 года, либо не учтены вовсе, но права на них зарегистрированы (и не прекращены), а объекту присвоен условный номер.

Чтобы внести сведения о ранее учтенном участке в ЕГРН, можно подать соответствующее заявление или запросить сведения о нем. В случае поступления запроса сведений, данные будут внесены не зависимо от того, кто подал запрос: правообладатель, любое другое лицо, организация в рамках межведомственного взаимодействия.

Вместе с заявлением о внесении сведений в ЕГРН правообладателю необходимо предоставить документ, подтверждающий право на участок, либо подтверждающий ранее осуществленный государственный учет или государственную регистрацию права.

Внесение данных на незарегистрированный объект может производиться на основании технической документации, например, технического паспорта, если таковой уже находится в распоряжении органа регистрации прав (передан ранее органом технической инвентаризации по госконтракту) или предоставлен органом технической инвентаризации по запросу органа регистрации прав.

Если же данные об объекте недвижимости отсутствуют либо орган технической инвентаризации не ответит в установленный срок, будет принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте.

Помимо этого, есть еще несколько оснований для отказа (установлены в 2 ч. 8 ст. 69 Закона №218-ФЗ):

  1. представленные документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте и на момент издания;
  2. в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения:
  • позволяющие считать объект недвижимости ранее учтенным;
  • для земельного участка, здания или помещения – о площади объекта недвижимости;
  • для сооружения – об основной характеристике (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении
  1. сведения об объекте уже содержатся в едином государственном реестре недвижимости.

Напоминаем, что с 29 июня 2021 года вступает в силу 518 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому органы местного самоуправления смогут проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Данные о правообладателях будут вноситься в ЕГРН без участия собственников на основании сведений, содержащихся в архивах загсов, налоговых, органов внутренних дел и нотариусов.

Узнать, внесены ли сведения о недвижимости в ЕГРН можно с помощью с помощью электронных сервисов Росреестра и Федеральной кадастровой палаты по выдаче сведений из ЕГРН.

Пользователям достаточно выбрать нужные виды выписок, перейти в корзину и оплатить их. Сразу после оплаты документы можно скачивать и отправлять на печать. Распечатать выписку можно самостоятельно, причем неограниченное количество раз.

Выписка заверена электронной подписью, которая делает ее юридически равнозначной бумажной.

С какого момента появляется земельный участок как недвижимая вещь?

1. По всей видимости, споры о значении записи в реестре – как для целей передачи права, так и для целей возникновения права на недвижимую вещь – еще длительное время будут «стилистической» чертой нашего правоведения.

Любопытно, что таких (довольно сильных по эмоциональному накалу) споров, например, в доступной мне английской, французской или немецкой литературе я не видел. Англичане и немцы просто пишут: право создается записью, но недобросовестный не будет защищен.

Французы говорят: реестры – это для третьих лиц, поэтому запись сама по себе в отношениях между сторонами сделки ничего не значит, право переносится договором.

Так или иначе – догма везде устоялась.

А у нас – нет. Точнее так: она почти устоялась в практике ВАС РФ (запись, соединенная с действительным правовым основанием – сделкой и проч. – порождает право), основанной на дореформенном тексте Кодекса. Затем она была отражена в поправках в Кодекс (знаменитая ст. 8.1 ГК).

Но потом все испортил верх.суд, который крайне неудачно и непонятно высказался в п. 3 и 38 ППВС 25 о значении записи реестра недвижимости. Такой же разнобой и в практике коллегий верх.

суда – гражданская коллегия, кажется, «офранцузилась», для них запись реестра ничего не значит (это, конечно, странно, так как это означает, что судьи этой коллегии просто игнорируют ясные предписания действующего закона).

Экономическая коллегия этого суда предпочитает оставаться на стороне прежней ВАСовской практики и норм Кодекса о регистрации прав. Они последовательно разрешают дела в том смысле, что «нет записи – нет права». Я с ними в этом подходе полностью солидарен.

Несколько особняком стоит КС – который периодически высказывается в том смысле, что «государственная регистрация права завершает юридический состав, по итогам накопления которого возникает право собственности». То есть, КС тоже за принцип правопорождающей регистрации (а не правоподтверждающей).

В нашей литературе – разнобой, среди практиков тоже метания: кто-то примыкает к «умным», кто-то к «красивым» (сами решайте – кто есть кто из оппонирующих друг другу лагерей – германофилы-«внесенцы» или франкофоны-«противопоставимцы»). По моим ощущениям, все же большинство практиков и большинство юристов из академической среды согласны с подходом о том, что именно запись реестра порождает право на недвижимость.  

2. Однако спор о правопорождающей и правоподтверждающей функции регистрации права в реестре важен не только для определения момента перехода права. Выбор регистрационной модели также принципиален для определения момента, с которого недвижимая вещь как объект гражданских прав, как вещь.

Читайте также:  Реформа жкх: основные направления, официальный сайт, раскрытие информации

Мне уже несколько раз доводилось писать о т.н.

«горизонтальном разделении», то есть, регистрации права собственности на здание как способе юридически разделить одну вещь – застроенный участок с постройкой на нем – на две: участок и собственно здание (например, см. здесь и здесь).

Именно этот подход, например, поддерживается эк.коллегией верх.суда (напр. в деле Райффайзенбанка (306-ЭС17-3016(2)), в котором признано, что здание становится недвижимой вещью с момента первой государственной регистрации права на него.

Этот подход мне кажется намного более обоснованным, чем другой, который я называю «акынским». Последний сводится к тому, чтобы признавать здание недвижимой вещью с момента его возведения. То есть, если некто видит физически существующее здание, понимает, то оно неперемещаемо, он делает суждение о том, что перед ним – недвижимая вещь.

К чему такой подход привел в налоговых спорах о налоге на недвижимое имущество, думаю, подробно рассказывать не надо. К катастрофе.  

Теперь, видимо, нужно уделить внимание вопросу о том, с какого момента возникает земельный участок как недвижимая вещь.

3. Какие есть подходы к определению этого момента?

Их всего три. Земельный участок как недвижимая вещь сможет считаться возникшим:

А. С момента установления его фактических границ (огораживание, устройство пограничной канавы и проч.);

Б. С момента юридического установления границ (через описание их кадастровым инженером и последующее внесение в кадастр);

В. С момента внесения информации об участке в реестр прав на недвижимые вещи путем регистрации первого права собственности на участок.

Подход (А) не выдерживает никакой критики, это все то же самое «акынство», о котором я писал выше. Понятия земельного участка не существует в природе, это идеальная конструкция, придуманная юристами. Поэтому она не может возникать путем каких-то фактических действий (установление забора и проч.), действия по образованию участка должны быть именно юридическими.   

Подход (Б), на первый взгляд, является очень симпатичным. Именно этот подход предусмотрен в Земельном кодексе, определяющем участок как поверхность суши, имеющую описанные границы. И его прекрасно обосновывают К.И. Скловский и В.С. Костко в статье «О понятии вещи. Деньги.

Недвижимость» (ВЭП 2018. № 7). Логика авторов такова: вещь – это то, что доступно владению. Для владения вещами нужно знать их границы (для участка значение границ еще во многом связано с архаическими религиозными культами и символизмом).

В связи с тем, что земельный участок не распознаваем чувственно (от себя добавлю — это не физическое тело, а пространство), то для того, чтобы его границы стали общепризнанными, требуется содействие публичной власти.

Поэтому простого огораживания мало для того, чтобы участок стал объектом частных прав, нужно, чтобы границы были признаны публичной властью.

(Жаль, что это не понимает гражд.коллегия нашего верх.суда, которая несколько раз высказывалась в том смысле, что раз в ст. 130 ГК нет указания на такой признак недвижимой вещи как установленные границы, то и для появления земельного участка как вещи установление границ не нужно. В этом суждении нет ни юридической логики, ни здравого смысла).

Рассуждение К.И. Скловского и В.С. Костко было бы безупречным, если бы не одно «но». Оно, к большому сожалению, не позволяет разрешить одно принципиальное затруднение.

Если исходить их того, что земельный участок это недвижимая вещь с момента внесения его границ в кадастр (не реестр прав!), то кто является его собственником между этим моментом и последующим моментом регистрации права на него?

Да, это временной промежуток может быть довольно коротким. Однако это не повод для того, чтобы отмахнуться от вопроса о собственности на участок.

Во-первых, вполне мыслимы случаи, когда границы участка будут сформированы, но так и не будет зарегистрировано право собственности (например, в Законе о регистрации существует правило о том, что установленные границы участка без последующей регистрации права просуществуют пять лет, после этого они удаляются из кадастра).

Во-вторых, даже в этот – потенциально короткий промежуток может произойти масса юридически значимых событий, для которых ответ на вопрос о том, кому принадлежит учтенный в кадастре участок будет принципиальным (например, будут наложены аресты, предъявлены вещные иски и проч.).

Базовый ответ для нашего права на этот вопрос должен быть такой.

Кодекс недвусмысленно говорит в п. 2 ст. 8.1 о том, что по общему правилу права на недвижимые вещи возникают с момента внесения записи о праве в реестр. Применение этой нормы вместе с подходом (Б) приводят к парадоксальному ответу.

Если участок – недвижимая вещь с момента установления границ, то тогда это … бесхозяйная вещь. Ведь никто же не записан в реестре как собственник участка, следовательно, у него нет собственника. Это абсурдное последствие, и поэтому – неверное.

Следовательно, и сам подход (Б) – о том, что участок как вещь возникает с момента кадастрового учета границ – неверный.

Остается вариант (В) – участок приобретает правовой режим недвижимой вещи с момента внесения в реестр прав первой записи о праве собственности на участок.

Это, разумеется, может произойти при обязательном условии предварительного кадастрового учета участка, то есть, установления его границ. Следовательно, все рассуждения К.И. Скловского и В.С.

Костко о значении границ для существования вещи являются более чем справедливыми.

Однако, разумеется, следует оговориться о том, что являются недвижимыми вещами те земельные участки, права на которые были приобретены до 30.01.1998, то есть, до введения в нашей стране системы правоустанавливающей регистрации в сфере недвижимости.

Для того, чтобы такие участки приобрели режим недвижимых вещей у них должны быть установлены границы.

Это могут быть как нынешние правила межевания, так и правила, которые действовали ранее; кроме того, граница может быть установлена в результате фактически сложившегося землепользования, длящегося более 15 лет.   

4. Дополнительный аргумент в пользу подхода (В) такой. Вещь – это всегда объект оборота, необоротоспособных вещей не бывает, они просто не интересны гражданскому праву. Именно поэтому, например, из Кодекса было исключено правило об «имуществе, изъятом из оборота».

Гражданское право – это право оборота, то, что не оборачиваемо, не может быть объектом вещного права. Участок, поставленный на кадастровый учет, но не записанный в реестр, не может быть объектом распоряжения, так как в отношении недвижимой вещи последнее возможно путем внесения записи в реестр.

Такой участок нельзя передать в собственность другому лицу, установить ипотеку, сервитут и проч. Просто потому что его не существует как объекта вещных прав.

Кстати, очевидно, что принятие подхода (В) в качестве верного, требует некоторой модификации взглядов на учтенный в кадастре участок. Он безусловно является объектом правоотношений по кадастровому учету и потому может считаться объектом кадастрового учета, но не объектом вещных прав (вещью).

5. Для того, чтобы более точно разобраться в моменте возникновения участка как вещи, следует также обсудить то, как возникает земельный участок. Возможно, как и в случае с участками, права на которые возникли до введения системы регистрации прав, мы обнаружим исключения из подхода (В).

  • Навскидку есть четыре случая возникновения участков.
  • (а) Из публичных земель.
  • (б) Из частных земель
  • (в) Путем естественного возникновения
  • (г) Путем создания

(а) Первый случай – это когда публичное образование (РФ, субъект или муниципалитет) из состава своих земель (то есть, из своего природного ресурса, который не является вещью в смысле частного права, а представляет собой элемент публичного домена, публичной собственности) выделяет некоторую их часть, определяет границы выделенного, регистрирует свое право собственности на вновь образованный участок и затем либо передает право собственности частному лицу, либо заключает обязательственные сделки по поводу участка (договор аренды и проч.).

Напомню, что возникновение права собственности на земельные участки в ходе разграничения земель между тремя уровнями публичных образований – это случай, составляющий исключения из принципа обязательности внесения записи в реестр для целей возникновения права. Это исключение следует из положения ст. 3.1 Вводного закона к Земельному кодексу и признано судебной практикой (известное дело город Сызрань против России, рассмотренное Президиумом ВАС).

Получается, что регистрация права собственности публичного образования в анализируемом случае – не правоустанавливающая, а правоподтверждающая, так как оно к моменту внесения записи уже является собственником – в силу положения закона. Следовательно, аргумент о бесхозяйности, приведенный выше, в описанном случае оказывается неверным. И это означает, что в отношении таких участков подход (Б) – участок это вещь с момента установления границ – вполне применим.

(б) Новый участок может быть образован путем «реорганизации» частного земельного участка – раздела, соединения и проч.

В этом случае нет никаких отступлений от принципа внесения, следовательно, нет возможности усмотреть в поставленном на кадастровый учет, но отсутствующем в реестре прав участке вещь. Стало быть, здесь должен работать общий подход  (В).

Такой участок станет новой вещью с момента первой регистрации права собственности частного лица, осуществившего «реорганизацию» участка.

(в) Любопытный случай еще одной возможности для появления участка – это его естественное возникновение при обмелении рек, озер, изменении береговой линии моря или русла реки.

С учетом того, что наше право исходит из принципиального соображения о том, что земли, покрытые водами общего пользования (озера, реки, моря, океаны) это всегда только публичные земли, то здесь будут применимы правила, описанные выше, в пункте (а).     

(г) Наконец, вопреки известной шутке Марка Твена, земельный участок можно создать путем искусственного намыва.

Если это было сделано публичными образованием, то применяются правила о разграничении земель и, следовательно, релевантным будут правила из пункта (а).

А если это сделано частное лицо, то его право на такой участок возникнет только с момента регистрации права в реестре, стало быть, верным будет подход (В).

* * *

Таким образом, общий вывод таков: земельный участок приобретает правовой режим недвижимой вещи с момента первой регистрации права собственности на него.

Это однако не касается земельных участков, право собственности на которые было приобретено до введения в России системы государственной регистрации прав на недвижимые вещи, а также в отношении земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Возможно, я упустил какие-то аргументы в пользу подхода (Б) и (В) и против них. Буду рад вашим м!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *