Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

Как пройти к реке через участок соседа, почему придется предоставить свою землю геодезистам и можно ли получить за это деньги? Разбираемся, что такое сервитут.

Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

Unsplash

Эксперт в этой статье

  • Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков

Сервитут — это право пользования чужой собственностью. Оно может распространяться на нежилое и жилое помещение либо земельный участок [1]. Термин перешел в юридическую практику из римского права, с латыни servitus (или servitutis) означает «подчиненное положение».

Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

Unsplash

Чаще всего необходимость в сервитуте возникает у жителей дачных поселков и садовых товариществ, если дом огорожен так, что с улицы не могут подъехать спецслужбы и приходится пользоваться дорогой соседнего участка. Другой вариант — перекрытый из-за заборов путь к озеру или лесу. Сервитут может быть земельным, вещным, воздушным, водным и гражданским — когда распространяется на здания, а не только на землю.

Частный и публичный сервитут: в чем разница

Сервитут классифицируется на частный и публичный; второй — для общественных целей. Интересно, что в законодательстве вы не найдете формулировки «частный», такой вид права пользования чужим имуществом называют просто сервитутом [2]. Но в этом материале он упоминается с прилагательным, чтобы вы не запутались.

  • Публичный сервитут устанавливается законом РФ в интересах государства, местного административного аппарата или жителей. Например, вас могут обязать обеспечить людям проход, если дорога через ваш участок является единственной. Эти моменты лучше всего выяснять до покупки дачи, чтобы потом не превращать дачный газон в тропинку дачников, спешащих на электричку, или маршрут для выпаса рогатого скота. Участок могут использовать и для государственных целей, если их невозможно реализовать за его пределами: проведения геодезических работ, сенокошения, рыболовства, размещения межевых знаков и гравиметрических пунктов.
  • Частный сервитут — установление права пользования для ограниченного числа лиц, как правило, соседей. Например, вам необходимо провести электрокоммуникации к своему дому, но это можно сделать только через смежный участок. В таком случае заключается договор с соседями, в котором указана причина пользования чужой собственностью. При этом важно учесть, что спустя какое-то время после установки может потребоваться реконструкция, ремонт и как минимум обслуживание проложенной линии электропередачи. Если собственник участка отказывается заключать соглашение, добиваться сервитута придется через суд.

Кто платит за сервитут

Право пользования чужим имуществом в большинстве случаев не бесплатно. Иначе каждый второй мог бы потребовать землю соседа в личных целях. Компенсационные отчисления устанавливаются по договоренности между участниками соглашения. Пользователь может перечислить деньги единоразово либо поделить сумму на ежемесячные платежи на весь период вмешательства на чужую территорию [3].

Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

Unsplash

Оплата рассчитывается исходя из площади земли, которая фиксируется в договоре.

Но здесь важно рассмотреть и другие нюансы: насколько сильно пользование участком будет мешать собственнику, какие неудобства и в течение какого времени ему придется терпеть.

Закон формулирует это как «принцип разумности», а определенного алгоритма расчетов не приводит, поэтому вопрос будет решаться на усмотрение судей.

При этом человека могут обязать предоставить имущество в безвозмездное пользование для публичного сервитута, например для инженерных работ. Об отсутствии платы вы также можете договориться самостоятельно — еще один повод дружить с соседями.

Как правильно оформить договор сервитута

Прежде чем обращаться в суд, есть смысл договориться со второй стороной. Как минимум уведомить о необходимости пользования имуществом другого человека. В договоре необходимо указать сферу, на которую распространяется сервитут, а также платно или безвозмездно это происходит.

Обязательно уточните сроки проведения работ или необходимости прохода по чужой территории. Если удалось договориться, то после заключения соглашения нужно зарегистрировать сервитут в Росреестре. После оформления сделки вы получите справку из ЕГРП, в которой указаны нюансы обременения.

С этого момента сервитут вступает в законную силу.

Учитывайте, что обременение касается имущества или земли, поэтому не зависит от собственника. То есть, если участок перешел по наследству, сервитут сохраняется на срок, указанный в договоре [4].

Как устанавливают сервитут

При регистрации в случае обоюдного согласия потребуются паспорта, свидетельство о собственности на землю или выписка из ЕГРН, заявление по установленной форме и межевой план участка, о котором идет речь. К документам нужно приложить чек, подтверждающий оплату госпошлины: для физических лиц — 1,5 тыс. руб., для юридических — 6 тыс. руб.

Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

Unsplash

При установлении публичного права пользования основанием для его законности будет нормативный акт муниципальных или региональных властей; собственнику в таком случае не требуется получать выписки и заключать договор.

Сервитут может быть прекращен по инициативе владельца участка раньше сроков, указанных в документах.

Для этого ему нужно обратиться в суд, если стало невозможно пользоваться участком из-за работ или отпала необходимость в обременении.

Комментарий эксперта

Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков:

— Соглашение об установлении сервитута заключается в простой письменной форме, обращаться к нотариусу не нужно. Трудности при составлении договора вызывает определение границ и цена сервитута.

Перед подписанием соглашения рекомендую обратиться к экспертам — геодезистам, которые определят наименее обременительный для собственника вариант размещения: дороги, пешеходной части — границы сервитута, это поможет снять споры между соседями.

Они делают схему с указанием границ участков с использованием координат поворотных точек — расчет на местности границ согласно установленным правилам.

Такая услуга у геодезистов относительно недорогая, цена поставлена в зависимость от количества поворотных точек.

Установить рыночную стоимость поможет оценщик, но можно определить и самостоятельно. Для примера рекомендую взять ставку арендной платы за земельный участок. Такие ставки можно найти в открытом доступе. Учтите в договоре, плата за сервитут может иметь форму единовременного или периодических платежей.

Предусмотрите возможность изменения размера периодических платежей раз год, поставьте в зависимость от уровня инфляции. Спрогнозируйте ситуацию, если предполагаете в будущем существенное изменение интенсивности движения, увеличение количества транспортных средств; пропишите в договоре, что цена будет расти.

Основное условие, из которого должны исходить участники соглашения при определении цены — соразмерность платы за сервитут.

Учтите в договоре временной промежуток сервитута — срочный (ограниченный определенным временным промежутком, который надо прописать) или постоянный. Пропишите в соглашении санкции (неустойка и штраф) за нарушение обязательств сторон.

Такие меры дисциплинируют участников соглашения. Укажите актуальный адрес корреспонденции и электронной почты.

К договору приложите схему с границами участков, выполненную геодезистом или самостоятельно, в последнем случае с подписью участников соглашения. В открытом доступе размещены типовые формы соглашения о сервитуте, имеются они и в правовых системах («Консультант», «Гарант»), к которым можно получить временный доступ (демоверсию).

Типовые формы использовать можно, не забывая о специфике своей ситуации, с учетом рекомендаций данных выше. В шаблонах прописаны лишь существенные (обязательные) условия договора. В случае если договориться с соседом не получилось, можно обратиться в суд.

Специфика споров о сервитуте заключается в том, что суд установит ограничение использование земли (объекта недвижимости) лишь в случае отсутствия у вас иной возможности осуществить право пользования.

Например, в случае, если подъезд (проход) к вашему земельному участку идет исключительно через участок соседей.

При этом сервитут не может быть установлен, если собственник земли лишается возможности использовать весь земельный участок в соответствии с разрешенным использованием.

В рамках подготовки к суду направьте письменно предложение соседу и приложите проект соглашения о сервитуте. Закажите выписки из ЕГРН и заключение экспертизы. Суд будет исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон. На практике сервитут, особенно безвозмездный, устанавливается, скорее, в исключительных случаях.

Материалы в тему:

Особенности купли-продажи земельных участков

Заключение договоров купли-продажи земельных участков регулируется § 7 «Продажа недвижимости» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В силу требований статей 24, 30 Федерального закона от 21.07.

1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательному нотариальному удостоверению подлежат договоры купли-продажи земельных участков, принадлежащих несовершеннолетнему гражданину, гражданину, признанному ограниченно дееспособным или недееспособным, а также договоры купли-продажи долей в праве общей собственности на земельный участок.

  • По соглашению сторон могут быть нотариально удостоверены и иные сделки с земельными участками.
  • При нотариальном удостоверении договора-купли-продажи земельных участков нотариус учитывает следующие особенности.
  • В частности, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) (статьи 5, 15, 27, 35, 37, 39.1):
  • Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
  • Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами.
  • Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
  2. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
  3. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
  4. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  5. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.

Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

  • При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
  • В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
  • Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
  • Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
  • 1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
  • 2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК РФ;
  • 3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.
  • Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.
  • Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
  • Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.
Читайте также:  Сделка купли-продажи квартиры, полученной ранее по наследству

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 ЗК РФ. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется.

Статьей 37 ЗК РФ предусмотрено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. 

В соответствии с требованиями статьи 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

Правила и особенности ограничения права частной собственности на землю

  1. Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:
  2. устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;
  3. ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;
  4. ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами (статья 37 ЗК РФ).

Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

Особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно статье 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.

  • Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
  • В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
  • При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
  • Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
  • Следует также учитывать особенности правового режима земельных участков для ведения крестьянского (фермерского хозяйства).

Правовой режим данного имущества определяется статьями 257-259 ГК РФ и Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 ГК РФ. Земельный участок в таких случаях делится по правилам, установленным ГК РФ и земельным законодательством.

Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.

  1. В случаях, предусмотренных статьей 258 ГК РФ, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.
  2. Порядок распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О крестьянском фермерском хозяйстве».
  3. Распоряжение имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в интересах хозяйства его главой.

По сделкам, совершенным главой крестьянского (фермерского) хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Сделка, совершенная главой крестьянского (фермерского) хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой крестьянского (фермерского) хозяйства в его личных интересах.

земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также части зданий, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).субъект собственности, физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности.соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Право на компенсацию ущерба при ограничении прав собственника земельного участка. Свежий взгляд Конституционного Суда

 Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 57 предусматривает, что возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5). В соответствии с пунктом 5 статьи 57 порядок возмещения таких убытков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Являясь собственником земельного участка с установленным на момент его приобретения видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” и попавшего в границы объекта охраны (культурного наследия, ООПТ, водоохранных, санитарный и иных) возникает право на компенсацию владельцу такого земельного участка. О порядке и реализации такого права, подвергнутого анализу Конституционного суда и пойдет речь в настоящей статье.

Конституционный Суд в Постановлении от 5 марта 2020 года по делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С.

Бутримовой установил, что вследствие принятия указанных постановлений значительно ограничено право собственности на земельные участки в зависимости от их расположения на территории и в охранной зоне объекта культурного наследия, зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоне охраняемого природного ландшафта.

Далее по тексту основные позиции Постановления КС.   В результате, вид разрешенного использования, принадлежащего собственнику земельного участка изменен на “земельные участки (территории) общего пользования”, а его кадастровая стоимость снизилась до 1 рубля.  

  • Посчитав, что этим собственнику земельного участка могли быть причинены убытки, подлежащие взысканию на основании оспариваемых положений, было направлено исковое заявление в Тверской районный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации.
  • По мнению собственника земельного участка, подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 8, 19, 34, 35, 55 и 56, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют ограничивать права собственника земельного участка в результате установления зон охраны объекта культурного наследия без возмещения причиненных этим убытков.
  • Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования на их основании решается вопрос о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия.  

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П, от 31 октября 2019 года № 32-П и др.

), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.

Читайте также:  СПОЗУ для ИЖС - схема планировочной организации участка

Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации общепризнанный в цивилизованных государствах принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам и иным правообладателям возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения имущественных прав.

Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года № 3-П и от 16 июля 2008 года № 9-П).  

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, сопровождаемое равноценной компенсацией потерь, причиненных таким изъятием (определения от 2 октября 2019 года № 2619-О, № 2620-О и др.).

Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок.

  В то же время статья 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, закрепляя недопустимость принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, предполагает – во взаимосвязи с ее статьями 17, 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3) – необходимость предоставления лицу возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования.

Тем самым ограничение права частной собственности, осуществленное органами власти как мера сохранения памятников истории и культуры, т.е.

в публичных интересах, и повлекшее утрату, полную или частичную, возможности владеть, пользоваться вещью и распоряжаться правом на нее, требует достижения и поддержания баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности.

  1. Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих юридических процедур ограничения права собственности, непосредственно обеспечивающих такой баланс.  
  2. Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации конституционных гарантий защиты права собственности закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан, когда регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении каждому гарантий на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1).  
  3. Развивая приведенное положение, данный Кодекс в статье 57, также направленной на обеспечение баланса частных и публичных интересов, предусматривает механизм возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости.

Статья же 571, введенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ и определяющая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, является по своему содержанию частным случаем нормы, закрепленной в статье 57 данного Кодекса, что подтверждается и переходными положениями к этому Федеральному закону: если причиненный вред не был возмещен до указанной в нем даты в рамках статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции, такой вред должен возмещаться в соответствии со статьями 57 и 571 данного Кодекса в редакции этого Федерального закона с учетом особенностей, им предусмотренных.   Федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации случаи возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, отнеся к таковым, помимо прочего, ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5).

Положения этой статьи, призваны, как того требует Конституция Российской Федерации, гарантировать соблюдение баланса частных и публичных интересов, в том числе при снижении потребительских свойств земельного участка или его рыночной стоимости по причине ограничения прав собственников.

На Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению порядка, в котором соответствующее возмещение должно осуществляться.

Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 мая 2003 года № 262 “Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц”.  

Право частной собственности (ст. 35 Конституции России)

Право частной собственности является одной из основ конститу­ционного строя Российской Федерации и составляет основу рыноч­ной экономики.

Субъектами права частной собственности являются как физиче­ские, так и юридические лица. Круг субъектов, а также назначение частной собственности не ограничено, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Содержание права частной собственности включает право каж­дого иметь имущество, владеть и пользоваться им, включая извлече­ние из имущества его полезных свойств, а также распоряжаться им как индивидуально, так и совместно с другими лицами.

Реализация имущественных прав осуществляется на основе принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную само­стоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопу­стимость вмешательства в частные дела со стороны иных субъектов.

Конституция России закрепляет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом прину­дительное отчуждение имущества для государственных нужд мо­жет быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

К сожалению, Конституция Российской Федерации не содержит положений о социальной функции собственности, в частности о том, что пользование ею должно одновременно служить общему благу (как в ФРГ и др. государствах), что не позволяет органам государственной

власти влиять на проводимую частными собственниками (речь идет о крупных частных собственниках) политику в отношении использова­ния собственности.

Одной из важных гарантий права частной собственности выступа­ет право наследования. Право наследования обеспечивает гарантиро­ванный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам).

Право наследования предполагает, с одной стороны, право на распоряжение своим имуще­ством со стороны наследодателя, а с другой стороны, право наследни­ков на принятие наследства.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.

В силу особой значимости в Конституции Российской Федерации в качестве самостоятельного права определено право частной соб­ственности граждан и их объединений на землю.

Конституция России закрепляет право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает возмож­ность приобретения права собственности на землю за иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими при­родными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Основные законодательные акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации.

Ограничения частной собственности на землю

В статье рассматриваются основные ограничения частной собственности на землю на законодательном уровне.

Ограничения являются важной составной частью земельного права, поскольку без них трудно было бы представить управление и контроль государства земельными ресурсами, учитывая то, что земля не представляет собой монотонный покров грунта, а отличается разнообразием, в том числе и в правовом смысле.

Поэтому установление ограничений на землю является одним из инструментов государства по управлению земельными ресурсами. Эти ограничения регулируются Конституцией РФ и Федеральными Законами. Вследствие этого целью данной статьи является выяснение какие ограничения частной собственности на землю существуют в РФ и раскрытие их особенностей с учетом преимуществ и недостатков.

Ключевые слова: частная собственность; ограничения; природный ресурс; изъятие из оборота.

В Конституции РФ в ч. 2 ст. 9 [1] указано, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной и иных формах собственности.

В ч.2 ст. 36 Конституции РФ говорится, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав третьих лиц.

Однако, несмотря на казалось бы точное формулирование статьей Конституции обязанностей собственника по использованию земельного участка, они вовсе не являются исчерпывающими, в отличие от собственности на другое имущество.

Это обусловлено тем, что земельные участки — это особые объекты права собственности. Эта особенность обусловлена уникальными свойствами земли и ее особого публичного значения. Этот особый характер земли закреплен в ч.1 ст. 9 Конституции РФ, которая гласит, что земля и другие природные ресурсы охраняются в РФ как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земельным Кодексом и другими федеральными законами устанавливаются основные ограничения частной собственности на землю. Ограничения прав на землю представляют собой неотъемлемый элемент правового режима того или иного земельного участка. Эти ограничения различны как по своему объему, так и по субъектному составу.

  • Существуют следующие основные ограничения частной собственности на земельные участки:
  • —          запрет нанесения ущерба окружающей среде, правам и законным интересам иных лиц при владении, пользовании и распоряжении собственником земельных участков.
  • —          установление законодательством полностью изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков.
  • —          использование земельного участка в соответствии с целевым назначением и к принадлежности к той или иной категории земель;
  • —          обязанность по рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдению экологических требований по охране от загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородных почв на землях соответствующих категорий;
  • —          ограничения относительно субъектного состава участников земельных отношений;
  • —          ограничения относительно количественного состава земельных участков;
  • —          особые условия отчуждения земельных участков, совершения сделок;
  • —          законодательно установленная презумпция государственной собственности на землю.
Читайте также:  Можно ли купить земельный участок на материнский капитал и как это сделать правильно?

Данный перечень ограничений является основным, однако не исчерпывающим, поскольку в п. 3 ст. 56 ЗК РФ [2] ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренным настоящим кодексом для охраны зон.

В законодательстве нет единого перечня классификации ограничений права собственности на земельные участки, поэтому правоведы классифицируют их по отдельно взятым признакам [3].

Однако ввиду важности указанных ограничений вследствие их абсолютного и бессрочного применения к праву собственности на землю, в том числе и к праву частной собственности, считается разумным более подробно остановиться на каждом из них.

Запрет нанесения ущерба окружающей среде, правам и законным интересам иных лиц при владении, пользовании и распоряжении собственником земельных участков установлен ч. 2 ст. 36 Конституции РФ и п. 3. Ст. 209 ГК РФ [4]. Это ограничение характерно для права собственности на любое имущество, однако применительно к земельным отношениям оно имеет специфические особенности.

К одним из таких особенностей относится та, что земля не существует как обособленное имущество, а представляет собой природный объект и природный ресурс, что вытекает из ст. 6 ЗК РФ.

Это обуславливается тем, что земля используется не только как основа сельского и лесного хозяйства, но и как базис для большинства видов деятельности человека, а также для расположенных над ней и под ней природных ресурсов

Следующим ограничением является установление законодательством полностью изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков. Ст. 27 ЗК РФ содержит закрытый перечень земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте.

В пункте 2 данной статьи определяется статус земель, изъятых из оборота, и устанавливается, что они не предоставляются в частную собственность и не могут быть объектами сделок в соответствии с гражданским законодательством.

Этот же пункт статьи определяет статус земель, находящихся в ограниченном обороте, и оговаривает, что они могут предоставляться в частную собственность в случаях, установленных федеральными законами.

Однако правило касаемо предоставления земельных участков, ограниченных в обороте, не является идеальным, поскольку в соответствующем федеральном законе должно содержаться прямое указание на то, что ограниченный в обороте участок может находиться в частной собственности путем его отчуждения или предоставления.

Следует отметить, что в настоящее время подобных федеральных законов не принято. Другим примером является коллизия норм права. По подп. 1 п.. 5 ст. 27 ЗК РФ устанавливаются, что ограничиваются в обороте земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий. Исходя из абз. 2 п. 2 ст.

27 ЗК РФ земли, ограниченные в обороте, могут предоставляться в частную собственность в случаях, установленных федеральными законами. Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [5] не подлежат отчуждению земельные участки, в том числе в составе земель особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, можно сделать вывод, что земли особо охраняемых природных территорий не могут предоставляться в частную собственность, вопреки абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ.

Следующим ограничением выступает использование земельного участка в соответствии с целевым назначением и принадлежности к той или иной категории земель. Согласно ст.

42 ЗК РФ все собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежности к той или иной категории земель. Ч.1 Ст.8.

8 КоАП РФ [6] предусматривает административную ответственность за использование гражданами, должностными и юридическими лицами земельных участков не по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель.

Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением, устанавливается ст. 284 ГК РФ.

Данное ограничение является весьма значимым, поскольку земельный участок является специфическим, особо ценным объектом имущественных отношений.

Поэтому использование земельного участка не по его целевому назначению приводит к ухудшению состояния земли и в последующем могут понадобиться серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное к использованию по назначению.

Еще одним ограничением частной собственности на земельные участки выступает обязанность собственника по рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдении экологических требований по охране от загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородных почв на землях соответствующих категорий.

По ст. 42 ЗК РФ среди обязанностей собственника земельного участка выделяется недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородных почв на землях соответствующих категорий.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы — частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы, производимого путем физического воздействия.

Последствиями таких воздействий является снижение природно-хозяйственной ценности земли и ухудшение ее биологических свойств. За несоблюдение данных обязанностей собственники земельных участков несут ответственность по гл. 8 КоАП РФ.

При осуществлении грубых нарушений земельные участки могут быть изъяты у собственника на основании ст. 285 ГК РФ.

Одним из наиболее важных ограничений частной собственности на землю выступает субъектный состав лиц, которые могут быть собственниками земельных участков. Согласно ст. 15 ЗК РФ земля может находиться в собственности граждан, юридических лиц.

Иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Однако в п.

3 этой статьи указывается, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь земельные участки, находящиеся в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ [7] в соответствии с федеральным законодательством о Государственной Границе РФ, и на иных установленных особо территориях. Помимо выше названных субъектов, право собственности которых на земельные участки ограничены, выступают также совместные предприятия, доля иностранного капитала в которых превышает 50 %.

К иным особо установленным территориям относятся земли сельскохозяйственного назначения [8] и особо охраняемые природные территории. Ст.

95 ЗК РФ устанавливает, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Также в п.

2 данной статьи говориться, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Однако в части не упоминается право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на включение земель, находящихся в их собственности в земли особо охраняемых природных территорий.

Следующим ограничением выступает количественный состав земель, которыми на праве собственности могут иметь субъекты земельных отношений.

Это ограничение также специфично именно для права собственности на землю. В соответствии с п. 2 ст.

213 ГК РФ количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц не ограничивается, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности страны. Однако п. 2 ст.

4 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” устанавливаются количественные ограничения, но только в отношении участников земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц.

На сегодняшний день этот закон является единственным регулятором количества земель, которые могут находиться в частной собственности на федеральном уровне. Однако конкретные размеры таких земельных участков могут устанавливаться законами субъектов РФ.

Еще одно ограничение связано с особым условием отчуждения земель и совершения сделок. По ст. 8 ФЗ от 24 июля 2002 г.

№ 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” установлено, что при продаже земельного участка собственником земельного участка преимущественное право покупки возникает у субъекта РФ и в случаях установленным законом муниципального образования.

Продавец должен подать извещение в высший исполнительный орган федеральной власти субъекта или орган местного самоуправления с указанием цены, размера, местоположения земельного участка, срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

И только в случае отказа субъекта РФ или муниципального образования от покупки земельного участка, который может быть получен не позднее тридцати дней после отправления извещения продавцом продавец может в течение года продать земельный участок третьему лицу, но по цене не ниже той, которая была указана субъекту РФ или муниципальному образованию.

Также в соответствии со ст. 8 Водного Кодекса РФ [9] не подлежат разделу те земельные участки, в границах которых находятся пруд или обводненный карьер, если раздел земельного участка требует раздел таких водных объектов.

Помимо названных выше ограничений права собственности на землю, государство устанавливает презумпцию государственной собственности на землю.

Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований являются государственной собственностью.

Это положение исключает нахождение земель в качестве бесхозяйного имущества.

Поэтому, если у граждан, юридических лиц и муниципальных образований отсутствуют соответствующие правоустанавливающие документы на земельные участки, они автоматически переходят в государственную собственность.

Все рассмотренные выше ограничения имеют существенное значение для функционирования земли как природного объекта и природного ресурса.

Ввиду публичности земли некоторые ограничения применяются и к другим формам собственности на землю, например, такое как запрет нанесения ущерба окружающей среде, правам и законным интересам иных лиц при владении, пользовании и распоряжении собственником земельных участков, а некоторые ограничения применительно в первую очередь к частной собственности на землю, например, ограничения относительно субъектного состава участников земельных отношений и др.

При ограничении права собственности на землю встречаются и такие нормативно-правовые акты, которые недостаточно доработаны законодателем и даже вступают в противоречия с другими законами.

Ярким примером тому является неопределенность законодателя по поводу статуса земель особо охраняемых природных территорий, который был описан выше.

В земельном законодательстве встречаются также и пробелы, например, Земельный Кодекс РФ содержит норму о том, что земельные участки, ограниченные в обороте, могут предоставляться в частную собственность в случаях, указанных в федеральных законах.

Однако федеральные законы не содержат прямого указания на то, в каких случаях возможно предоставление земельного участка, находящегося в ограниченном обороте. Эти и другие проблемы требуют от законодателя устранить все возможные проблемы и коллизии в праве и недопустить их появления в дальнейшем.

Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд также вызывает ряд вопросов. Конституция РФ в ч. 3 ст. 35 не предусматривает изъятие земли для муниципальных нужд, тогда как ст. 49 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ предусматривают возможность изъятия земли как для государственных, так и для муниципальных нужд.

Данное противоречие нормативных актов также необходимо урегулировать. Ввиду того, что ст. 35 Конституции РФ находится в главе 2, то изменить ее без принятия новой Конституции невозможно. На мой взгляд, это противоречие может быть устранено посредством прямого разъяснения позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу.

В целом же ограничению собственности на землю государство уделяет достойное внимание, поскольку после распада СССР нужно было поменять весь массив нормативно-правовых актов, поскольку эта проблема коснулась не только государства, но и всех граждан РФ. Таким образом, несмотря на недостатки земельного и гражданского законодательства, государство смогло сориентироваться и сформировать законодательство, регулирующее ограничение частной собственности на землю, достойное правового государства.

Литература:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *