Порядок проведения аукциона по продаже земельных участков

Профилактика коронавируса в Подмосковье 29 марта 2018 г., 13:30 | Обновлено: 9 июня 2021 г., 16:00 Порядок проведения аукциона по продаже земельных участков

Макет домов

Источник: Министерство имущественных отношений Московской области

Физические и юридические лица могут приобрести или арендовать земельный участок, находящийся в собственности Московской области, через торги. Соответствующую услугу предоставляет Министерство имущественных отношений Подмосковья. О том, какие документы понадобятся для обращения за госуслугой и сроках ее оказания, читайте в материале портала mosreg.ru.

Ограничение на участие в торгах по продаже земельных участков

Порядок проведения аукциона по продаже земельных участков

Аукцион

Источник: ©, сайт администрации Сергиево-Посадского района

Земли сельскохозяйственного назначения не могут иметь в собственности:- лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные граждане;- юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства составляет более 50%.Перечисленные категории участников торгов могут только арендовать земли сельскохозяйственного назначения.

Одному физическому или юридическому лицу предоставляется в собственность не более 25% от общей площади сельхозугодий, которые находятся на территории одного подмосковного муниципалитета.

  • Читайте, как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов>>
  • Как получить услугу

Чтобы подать заявление и необходимые для получения услуги документы в министерство имущественных отношений региона, можно обратиться лично в территориальное подразделение или многофункциональный центр. Кроме того, у заявителя есть возможность воспользоваться электронной формой на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

  1. Читайте, как бесплатно получить землю в Подмосковье>>
  2. Необходимые документы

Порядок проведения аукциона по продаже земельных участков

Стопка бумаг

Источник: РИАМО, Александр Кожохин

  • В качестве обязательных документов заявитель должен представить заявление на участие в торгах, свидетельство о госрегистрации юридического лица и учредительные документы юридического лица. К дополнительным документам относятся:- подтверждающий личность заявителя документ;- заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юридического лица, если в роли заявителя выступает иностранное юридическое лицо;
  • — платежный документ, подтверждающий перечисление установленного задатка в счет оплаты по договору (размер задатка указывается в документации и информационном сообщении по проведению аукциона).
  • Узнайте, как присвоить адрес участку или объекту недвижимости в Подмосковье>>
  • Результат и сроки предоставления услугиВ качестве результата оказания услуги заявитель получает:- акт приема-передачи в случае продажи земельного участка; — договор аренды или купли-продажи участка или отказ в заключении договора; — протокол о результатах торгов или отказ в допуске к участию в торгах; — уведомление о признании торгов несостоявшимися; — возврат внесенного задатка и документов.
  • Для юрлиц срок регистрации документов составляет один рабочий день, максимальный срок оказания услуги – 60 рабочих дней.
  • Читайте, как получить согласование архитектурно-градостроительного облика объекта в Подмосковье>>
  • Отказ в предоставлении услугиОснованиями для отказа в предоставлении услуги или ее приостановлении может быть отказ министерства от проведения торгов, отсутствие задатка на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе, отсутствие необходимых для участия в аукционе документов или содержащиеся в них недостоверные сведения.

Кроме того, в услуге могут отказать лицу, которое не имеет права быть участником конкретного аукциона. Если заявитель числится в реестре недобросовестных участников аукциона, это также может стать основанием для отказа в предоставлении услуги.

«Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли>>

Порядок обжалования отказа Обжаловать порядок предоставления услуги заявитель может в Министерстве имущественных отношений или Министерстве государственного управления Московской области при личном письменном обращении, через региональный портал госуслуг, портал правительства Подмосковья или сайт Минмособлимущества, а также через многофункциональный центр. Срок рассмотрения жалобы в региональном Мингосуправления не превысит 30 дней и будет равен периоду проверки фактов о нарушении порядка предоставления услуги. В Министерстве имущественных отношений жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней.

С более подробной информацией о составлении жалобы можно ознакомиться на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Зотова Полина

Как проходит аукцион по продаже и аренде земельных участков

Осмотр земельного участка (лота) аукциона производится без взимания платы и обеспечивается организатором аукциона во взаимодействии с Арендодателем в период заявочной кампании. Как правило, для осмотра лота аукциона лицо, желающее осмотреть земельный участок, направляет обращение на указанный в извещении адрес электронной почты с указанием следующих данных:

  1. тема письма: Запрос на осмотр Объекта (лота) аукциона;
  2. Ф.И.О. лица, уполномоченного на осмотр или его представителя;
  3. адрес электронной почты, контактный телефон;
  4. дата аукциона;
  5. № Объекта (лота);
  6. местоположение (адрес) Объекта (лота) аукциона.

В течение 2 рабочих дней со дня поступления обращения организатор аукциона оформляет «смотровое письмо» и направляет его по электронному адресу, указанному в обращении. В «смотровом письме» указывается дата осмотра и контактные сведения лица (представителя Арендодателя), уполномоченного на проведение осмотра.

Готов бесплатно проконсультировать вас по телефону

8 800 350 56 07

Звонок бесплатный для всех регионов РФ

Осмотр Объекта (лота) аукциона производится без взимания платы и обеспечивается Организатором аукциона во взаимодействии с Арендодателем в период заявочной кампании.

Какие документы нужны для участия в аукционе по продаже и аренде земельных участков

Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с учетом требований, установленных извещением о проведении аукциона, заявителю необходимо представить следующие документы:

  1. Заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета заявителя для возврата задатка;
  2. Копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физических лиц);
  3. Документы, подтверждающие внесение задатка (представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке).

Какие условия допуска к участию в аукционе 

Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

  1. непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
  2. непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе на счет, указанный в извещении о проведении аукциона;
  3. подача Заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами не имеет права быть Участником аукциона и приобрести земельный участок в аренду.

Порядок и срок приема заявок на участие в аукционе по продаже и аренде земельных участков

  1. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе в отношении одного лота аукциона.
  2. Подача заявок заявителями или их уполномоченными представителями осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Лица желающие принять участие в аукционе, должны использовать форму заявки на участие в аукционе.

  3. Заявки принимаются по месту и в срок приема/подачи заявки, указанные в извещении о проведении аукциона. В случае подачи заявки заявителем посредством почтовой связи, риск несвоевременного ее поступления организатору аукциона, несет заявитель.

  4. Ответственный сотрудник регистрирует заявку в журнале регистрации заявок, присваивает ей соответствующий номер, указывает дату и время ее приема/подачи. При подаче заявителями заявок на участие в аукционе, сотрудником, осуществляющим прием и оформление документов, консультации не проводятся.

  5. Заявка, поступившая по истечении срока приема/подачи заявки, возвращается в день ее поступления заявителю или его уполномоченному представителю в порядке, предусмотренном для приема/подачи заявки.
  6. Заявка и прилагаемые к ней документы представляются заявителем единовременно.

    Не допускается раздельная подача заявки и прилагаемых к ней документов, представление дополнительных документов после подачи заявки или замена ранее поданных документов без отзыва заявки.

  7. Заявитель вправе отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе в любое время до установленного в извещении о проведении аукциона дня окончания срока приема/подачи заявок.

  8. Отзыв принятой заявки оформляется путем направления заявителем в адрес организатора аукциона уведомления в письменной форме (с указанием даты приема/подачи заявки) за подписью заявителя с расшифровкой Ф.И.О. (для граждан (физических лиц)).

    Уведомление об отзыве принятой заявки принимается в установленные в Извещении о проведении аукциона дни и часы приема/подачи заявок, аналогично порядку приема/подачи заявок.

  9. Заявка подается заявителем по форме, которая установлена в извещении о проведении аукциона.

    Заявка должна быть заполнена по всем пунктам и подписана заявителем или уполномоченным им представителем и заверена печатью заявителя (при наличии).

  10. Верность копий представляемых документов должна быть подтверждена оригиналом подписи заявителя или уполномоченного им представителя и заверена печатью заявителя (при наличии).

  11. Заявка и документы, прилагаемые к ней, должны быть: сшиты в единую книгу, которая должна содержать сквозную нумерацию листов; заполнены разборчиво на русском языке и по всем пунктам; копии документов, входящие в состав заявки, должны иметь четко читаемый текст; на прошивке заверены оригиналом подписи заявителя с указанием Ф.И.О. (для граждан (физических лиц)) либо их представителей с указанием количества листов. При заполнении Заявки и оформлении документов не допускается применение факсимильных подписей.
  12. Ответственность за достоверность представленной информации и документов несет заявитель.
  13. Поданные документы на участие в аукционе не возвращаются, за исключением случаев.

Порядок внесения и возврата задатка для участия в аукционе

  1. Для участия в аукционе устанавливается требование о внесении задатка. Заявители обеспечивают поступление задатков в порядке и в сроки, указанные в извещении о проведении аукциона.

  2. Документом, подтверждающим внесение задатка, является платежное поручение, квитанция об оплате или иной документ, подтверждающие перечисление задатка, с отметкой банка о его исполнении.
  3. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.

  4. Плательщиком денежных средств в качестве задатка может быть исключительно заявитель. Не допускается перечисление денежных средств в качестве задатка иными лицами. Перечисленные денежные средства иными лицами, кроме заявителя, будут считаться ошибочно перечисленными денежными средствами и возвращены плательщику.

  5. Денежные средства в качестве задатка для участия в аукционе вносятся заявителем платежом на расчетный счет по банковским реквизитам, указанным в извещении.

  6. Информацией о поступлении денежных средств от заявителя в качестве задатка в установленные сроки на расчетный счет, указанный в извещении о проведении аукциона, является справка получателя платежа, предоставляемая на рассмотрение аукционной комиссии.

  7. Задаток заявителя, подавшего заявку с опозданием (после окончания установленного срока приема/подачи заявок), возвращается такому заявителю в порядке, установленном для участников аукциона.

  8. Задаток заявителя, отозвавшего заявку до окончания срока приема/подачи заявок, возвращается такому заявителю в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки на участие в аукционе.

    В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема/подачи заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

  9. Задаток заявителя, не допущенного к участию в аукционе, возвращается такому заявителю в течение трех рабочих дней со дня оформления (подписания) протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

  10. Задаток лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем, возвращается в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона.
  11. Задаток участникам, не участвовавшим в аукционе, возвращается в срок, предусмотренный извещением о проведении аукциона.
  12. Задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, засчитываются в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, уклонившимися от заключения договора аренды земельного участка, не возвращаются.
  13. В случае принятия арендодателем решения об отказе в проведении аукциона, поступившие задатки возвращаются заявителям в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.
  14. В случае изменения реквизитов заявителя/участника аукциона для возврата задатка, указанных в заявке, заявитель/участник направляет в адрес организатора аукциона уведомление об их изменении, при этом задаток возвращается заявителю/участнику в порядке, установленном настоящим разделом.

Что такое аукционная комиссия

Аукционная комиссия формируется организатором аукциона и осуществляет следующие полномочия:

Готов бесплатно проконсультировать вас по телефону

8 800 350 56 07

Звонок бесплатный для всех регионов РФ

  1. обеспечивает в установленном порядке проведение аукциона;
  2. рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным извещением о проведении аукциона, и соответствия заявителя требованиям, предъявляемым к участникам, устанавливает факты соответствия полноте и срокам поступления на счет получателя платежей денежных средств от заявителей для оплаты задатков;
  3. принимает решение о признании заявителей участниками аукциона или об отказе в допуске заявителей к участию в аукционе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок, подписываемое аукционной комиссией не позднее одного дня со дня рассмотрения заявок и размещается на официальном сайте торгов не позднее, чем на следующий день после дня подписания указанного протокола;
  4. направляет (выдает) заявителям, признанными участниками аукциона и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, уведомления о принятых решениях в отношении их не позднее дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок;

Росреестр подготовил правила проведения электронных аукционов

Росреестр пытается устранить правовой пробел в Земельном кодексе.

Ведомство разработало порядок проведения электронного аукциона на право заключения договора купли-продажи или аренды госземель — из-за его отсутствия сейчас госорганы фактически лишены возможности проводить торги в этой форме.

По задумке Росреестра новый для этой сферы порядок будет вводиться постепенно — до 1 января 2023 года будет установлен переходный период, по истечении которого электронная форма аукциона станет обязательной.

Росреестр разработал порядок проведения электронных аукционов по предоставлению участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,— проект поправок к Земельному кодексу ведомство опубликовало на regulation.gov.ru.

Отметим, возможность проведения электронных аукционов на право заключения договора купли-продажи или аренды участка формально предусмотрена с 2015 года, но порядок до сих пор не установлен законом, поэтому проводить аукционы в этой форме госорганы фактически не могут.

Год назад попытку решить проблему предприняли депутаты, однако их законопроект завис на этапе первого чтения.

Со стороны правительства, как рассказывают в Росреестре, «подобного законопроекта до сих пор не было, поскольку ранее Минэкономики предлагало разработать единый закон об электронных торгах — аналогичный подход был предложен Федеральной антимонопольной службой».

К идее разработать отдельный порядок вернулись на фоне «коронакризиса» — его принятие предусмотрено Общенациональным планом восстановления экономики.

Как следует из подготовленного Росреестром законопроекта, электронные аукционы по продаже или передаче в аренду госземель будут проводиться на уже отобранных правительством площадках для госзакупок.

Там, а также на официальном сайте госоргана будут публиковаться извещения о проведении электронного аукциона — участники через оператора смогут подавать свои заявки.

Предложения участников во время проведения аукциона будут ожидаться в течение 10 минут — при поступлении заявок о повышении цены отсчет начинается заново, а в случае их отсутствия аукцион завершается.

В течение часа после окончания торгов на площадке размещается протокол, на его основании с победителем заключается договор, который стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Законопроект предлагает пересмотреть условия договора, который заключается с участником аукциона, сделавшим второе предложение по цене, если победитель уклонился от подписания документа.

Сейчас госорганы предлагают такому участнику заключить договор по цене изначального победителя — как отмечают в Росреестре, такой подход противоречит принципу состязательности участников аукциона.

Более того, добавляют в ведомстве, в лесном и водном законодательстве в таких случаях договоры заключаются по цене, предложенной именно этим участником, аналогичное правило Росреестр предлагает использовать и при проведении аукционов (не только электронных) в отношении земельных участков.

Вводиться новый порядок проведения торгов будет постепенно, госорганы смогут самостоятельно выбирать либо «бумажную», либо электронную форму аукциона до 1 января 2023 года.

После этой даты применение электронной формы станет уже обязательным, за исключением аукционов по предоставлению участков гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, а также фермерским хозяйствам для осуществления их деятельности.

О земельных торгах в электронной форме

22 июля 2019 г. на рассмотрение в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 758964-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части проведения торгов по предоставлению земельных участков в электронной форме).

Пунктом 4 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме устанавливается федеральным законом.

Однако до настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Законопроектом предлагается изменить указанную норму и предоставить возможность осуществлять такие аукционы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных статьями 39.11 — 39.12 Земельного кодекса РФ.

Так, в Земельном кодексе РФ сохранится регулирование особенностей проведения аукционов на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка, связанных с подготовкой к проведению указанных аукционов (формирование земельных участков, определение начальной цены предмета договора), порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов и включения в него сведений.

При этом в Федеральный закон от 26.07.

2006 № 135-ФЗ будут внесены изменения, направленные на регламентацию общих положений о порядке проведения таких торгов в электронной форме, предлагается установить единые правила для проведения торгов на право аренды государственного и муниципального имущества и на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка. Полномочия по установлению перечня видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, предлагается возложить на ФАС России.

Нужно отметить, что в настоящее время порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлен приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон № 135-ФЗ новой статьей 17.2, в которой будет определен общий порядок проведения конкурсов в электронной форме и аукционов в электронной форме.

В ней, в частности, будут определены общие требования к содержанию, порядку утверждения и размещения документации о торгах, требованиям к участникам торгов, правилам подачи, отзыва, изменения и содержание заявок на участие в торгах и случаи признания их не соответствующими требованиям.

Законопроектом предусматривается, что проведение торгов, а также заключение договора и (или) оформление иных документов, предусмотренных в документации о торгах в соответствии с законодательством РФ, по результатам торгов или признания их несостоявшимися, обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом на Правительство РФ предлагается возложить полномочия по установлению:
• требований к формату, срокам и порядку размещения документации о торгах, изменений в такую документацию, ее содержанию, в том числе, требований к содержанию извещения о проведении торгов, требований к порядку осуществления документооборота при осуществлении торгов;
• требований к содержанию и опубликованию протоколов, которыми оформляются решения оператора электронной площадки, организатора торгов, конкурсной, аукционной комиссии при проведении торгов;
• требований к информации и документам, содержащимся в заявке о торгах, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в документации о торгах в соответствии с законодательством РФ;

• порядка организации и проведения торгов в части неурегулированной статьей 17.

2, в том числе порядка и требований к проведению к процедуре подачи ценовых предложений, оценки заявок участников торгов, порядка признания торгов несостоявшимися, порядка заключения договоров и (или) оформления иных документов, заключение и (или) оформление которых предусмотрено законодательством РФ, по итогам торгов, порядка и последствий признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или оформления указанных документов.

До вступления в силу изменений и установления Правительством РФ порядка проведения торгов предлагается осуществлять проведение конкурсов или аукционов по правилам, устанавливаемым ФАС России.
 

Статья 39.3 Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

  1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

  2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

    1. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

      земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории (за исключением земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в аренду для комплексного освоения территории в целях строительства такого жилья), лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;

      1. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ пункт 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 1.1, вступающим в силу с 1 сентября 2016 г.

        земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

    2. земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;

    3. Подпункт 3 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

      земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;

    4. земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;

    5. утратил силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

    6. земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

    7. земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;

    8. земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

    9. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ в подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса внесены изменения

      земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

    10. Подпункт 10 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

      земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

    11. Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ пункт 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 11

      земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

Вс разъяснил порядок признания сделок по продаже земли незаконными

Верховный Суд опубликовал Определение № 302-ЭС21-14414 от 14 декабря по делу № А19-19018/2019 об оспаривании иркутской администрацией двух договоров о продаже земельных участков вне торгов их арендатору, который ранее в нарушение условий арендных договоров возвел на них лишь вспомогательные объекты, а после выкупа земли – демонтировал их.

Обстоятельства дела

В июле 2007 г. администрация г. Иркутска предоставила ООО «Триал» в аренду на пять лет земельный участок для строительства станции технического обслуживания.

Впоследствии арендные права перешли обществу «Риэлти», а затем ООО «Россо-Траст», срок договора был продлен до сентября 2016 г.

, а цель использования земельного участка была изменена на «строительство и дальнейшую эксплуатацию офисного здания».

В 2013 г. общество «Россо-Траст» также получило от городской администрации в аренду сроком на пять лет земельный участок для размещения парковки. В 2014 г. был изменен порядок распоряжения городской землей путем передачи прав арендодателя правительству Иркутской области и перераспределения соответствующих полномочий между последним и городской администрацией.

В 2018 г. «Россо-Траст» возвело на арендуемых землях объекты вспомогательного назначения – пункты охраны, их основной вид разрешенного использования был «Предпринимательство», а вспомогательный – «Обслуживание автотранспорта».

Далее общество зарегистрировало право собственности на постройки и обратилось в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выкупе арендуемых участков без торгов со ссылкой на ст. 39.20 Земельного кодекса. Просьба была удовлетворена, и 25 декабря 2018 г.

с компанией были заключены два договора купли-продажи земли общей стоимостью в 1,9 млн руб.

Спустя несколько месяцев «Россо-Траст» демонтировало пункты охраны, которые были сняты с кадастрового учета. В 2019 г. распорядителем земельных участков в Иркутске вновь стала городская администрация, она оспорила в суде договоры купли-продажи земли, заключенные с обществом.

По мнению истца, на спорных участках, один из которых предназначался для строительства и дальнейшей эксплуатации офисного здания, а второй – для размещения парковки без права возведения капитальных объектов, ответчик возвел пункты охраны с нарушением условий арендных договоров.

Основной объект недвижимости на участке, предоставленном для строительства, не возведен, пункты охраны не могут быть признаны вспомогательными объектами, а возведение на публичных участках, предоставленных для строительства и эксплуатации офисного здания и размещения парковки, только двух пунктов охраны не наделило общество правом на них в порядке ст. 39.20 ЗК РФ.

Три судебные инстанции отказали в удовлетворении иска, расценив поведение истца как недопустимое и влекущее в отношении него применение принципа эстоппеля, поскольку в силу п. 5 ст.

166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на нее лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

В судебных актах отмечалось, что спорные объекты вспомогательного назначения не были признаны самовольной постройкой, право собственности на них в установленном законом порядке не было оспорено.

Соответственно, последующая госрегистрация прекращения права собственности общества «Россо-Траст» не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку она не отменяет факт ранее существовавшей госрегистрации права собственности на данные объекты, послужившей основанием для заключения спорных договоров купли-продажи.

Суды также сослались на недоказанность отсутствия необходимости в существовании пунктов охраны на момент их строительства и регистрации на них права собственности. Поскольку спорные сделки одобрялись и исполнялись министерством (продавцом), у ответчика не было объективных оснований сомневаться в действительности сделок.

Верховный Суд признал ДКП недействительными

Иркутская администрация обратилась с кассационной жалобой в ВС РФ, который признал ее обоснованной. Судебная коллегия по экономическим спорам напомнила, что возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

Предоставление права собственности на земельный участок, находящийся в публичной собственности, без проведения торгов собственнику здания (сооружения), возведенного на этом участке, предоставленном в установленном законом порядке для строительства именно такого объекта, вызвано необходимостью обслуживания и использования такого строения по назначению.

«Предоставление в собственность публичного земельного участка, занятого объектом, для строительства которого участок не предоставлялся или площадь которого значительно превышает площадь недвижимости с учетом цели ее эксплуатации, может свидетельствовать о выкупе участка в обход установленной законом процедуры приватизации (ст. 217 ГК РФ и ст. 39.20 ЗК РФ). Арендатор-застройщик вправе возводить на публичном участке с учетом требований градостроительного регламента вспомогательные постройки без получения дополнительных разрешений на строительство и регистрировать право на них в упрощенном порядке», – отмечено в определении.

Как пояснил ВС, основными критериями для отнесения строений и сооружений к вспомогательным являются их принадлежность к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие на земельном участке основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому оно выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Правообладатель публичного земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости, вправе самостоятельно определить очередность возведения вспомогательных объектов и принять решение об их создании до начала строительства основного объекта недвижимости.

«Однако приобретение такого участка в собственность путем выкупа на возмездной основе возможно только после окончания строительства основного объекта.

Таким образом, возведение на публичном земельном участке только объекта вспомогательного использования, в том числе при наличии государственной регистрации права собственности на этот объект, в отсутствие на этом земельном участке основного здания или сооружения не влечет возникновения у собственника вспомогательного объекта права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ», – заключил ВС.

В рассматриваемом деле, отметил Суд, на спорных земельных участках отсутствуют основные здания, по отношению к которым пункты охраны выполняли бы вспомогательную функцию.

При этом один из участков был предоставлен обществу для размещения автопарковки, а не для строительства объекта недвижимости.

Соответственно, у ответчика отсутствовало право выкупа таких публичных земельных участков без торгов.

Таким образом, ВС признал оспариваемые договоры недействительными (ничтожными) сделками, совершенными с нарушением требований земельного и гражданского законодательства и публичных интересов.

Верховный Суд добавил, что действия иркутской администрации нельзя расценивать как недобросовестные в связи с предъявлением иска, поскольку ведомство вправе делать это в защиту имущественных интересов соответствующего муниципалитета.

В этом деле, как пояснил ВС, именно ответчик должен был знать об отсутствии у него права на приватизацию спорных земель, поскольку он в нарушение условий договоров аренды вместо строительства объекта недвижимости на одном участке, предоставленном для строительства офисного здания, возвел только вспомогательный объект (пункт охраны) и получил второй участок для размещения автостоянки без права возведения капитальных объектов.

«Последующие действия общества по сносу вспомогательных объектов – пунктов охраны – и прекращению права собственности на них, использование участков под стоянку автомобилей подтверждают отсутствие у ответчика намерения использовать участки в целях эксплуатации объектов недвижимости, только при наличии которых в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ возможно приобретение публичных участков в собственность в отсутствие конкурентных процедур», – заключил Верховный Суд, отменив судебные акты нижестоящих инстанций и признав недействительными спорные договоры. Дело в части требований городской администрации о применении последствий недействительности сделок и обязании ответчика освободить земельные участки от расположенных на них объектов движимого имущества отправлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Эксперты «АГ» оценили значимость выводов ВС для практики

Адвокат АБ «ЮГ» Сергей Радченко назвал определение полезным, поскольку, во-первых, оно подтверждает ранее сформулированную Верховным Судом позицию о том, что нельзя выкупать участок по ст. 39.20.

ЗК РФ, если расположенные на нем объекты пусть и относятся к недвижимости, но являются вспомогательными; надо, чтобы на участке был основной объект недвижимости: «ВС подтверждает очень ценную для практики преемственность этого взгляда из практики ВАС РФ, который еще в 2013 г. сформулировал эту позицию».

Во-вторых, отметил эксперт, Суд впервые хотя бы приблизительно сформулировал отсутствующие в законе признаки вспомогательного строения.

«Их отсутствие было причиной нередких злоупотреблений, когда около основного здания застройщик без разрешения на строительство возводил еще одно многоэтажное капитальное здание, но уже без разрешения, ссылаясь на то, что это вспомогательное здание.

Претензии к такому зданию предъявить было трудно из-за того, что в законе нет формальных критериев “вспомогательности”. В-третьих, ВС впервые ясно указал на то, что при выкупе участка по ст. 39.20 ЗК РФ площадь участка не может значительно превышать площадь объекта недвижимости, под которым участок выкупается», – пояснил он.

Тем самым, по словам адвоката, Верховный Суд в настоящее время дает ограничительное толкование ст. 39.

20 ЗК РФ, вводя два условия, ограничивающих ее применение, но не содержащихся в тексте этой нормы, а именно: можно выкупить участок не под всяким зданием, а только «основным», и не во всей площади участка, а только в той, которая необходима для его, здания, эксплуатации. «На мой взгляд, это толкование верно.

Оно устанавливает разумный баланс интересов публичного собственника участка и частного собственника здания, позволяет пресечь многочисленные злоупотребления, основанные на буквальном чтении ст. 39.20. ЗК РФ», – убежден Сергей Радченко.

Директор юридической компании «КОНУС» Алексей Силиванов отметил, что в рассматриваемом деле ВС РФ не ограничился очевидными правовыми основаниями для отмены судебных актов, касающимися невозможности приобретения обществом в льготном порядке без проведения торгов в собственность земельного участка, на котором не построено основное здание, а возведены только вспомогательные объекты. «ВС также счел заслуживающим внимания тот факт, что после покупки участка правообладатель демонтировал строения, наличие которых дало право на приобретение земли без торгов. Таким образом, Суд пришел к выводу об отсутствии намерения общества использовать участок в соответствии с его целевым назначением – для эксплуатации основного здания. При этом факт исполнения сделки со стороны органов власти, ведающих земельными ресурсами, как указано в определении, не дает оснований полагаться на ее действительность», – полагает он.

По словам эксперта, суды уже несколько лет борются с регистрацией фиктивных объектов недвижимости, единственная цель создания которых – дать возможность выкупить участок и впоследствии его перепродать дороже.

«В рассмотренном споре Верховный Суд счел необходимым дополнительно дать оценку добросовестности общества, которое поступило подобным образом.

Несомненно, это сигнал другим правоприменителям, своеобразная “красная линия” между допустимым и недопустимым поведением», – заключил Алексей Силиванов.

Главный юрист АО «ИнфраВЭБ» Павел Лобачев отметил: в деле иллюстрируются сразу два случая, когда, несмотря на наличие формальных оснований для применения эстоппеля, п. 5 ст. 166 ГК РФ судом не применяется.

«Во-первых, эстоппель не подлежит применению, когда оспариваемая сделка противоречит публичным интересам, охраняемым законом интересам третьих лиц. Данная позиция уже неоднократно формулировалась в судебной практике (см., например, Определение ВС РФ от 17 июня 2020 г.

по делу № А84-2224/2018), и с ней следует согласиться, поскольку противоположный подход приводил бы к тому, что эстоппель фактически служил бы для прикрытия противозаконных действий, которые причиняют вред не сторонам сделки, а третьим лицам.

В рассматриваемом деле использование эстоппеля могло нарушить права неопределенного круга лиц, которые также могли бы претендовать на приобретение земли», – пояснил он.

Во-вторых, по словам эксперта, эстоппель не применяется, когда обе стороны сделки действовали недобросовестно (см., например, Определение ВС РФ от 16 августа 2017 г. по делу № А65-19858/2016). «Норма п. 5 ст.

166 ГК РФ направлена на защиту права добросовестной стороны сделки от недобросовестных действий другой, поэтому когда обе стороны злоупотребляют правом, она не применяется. Однако, как представляется, вывод суда о недобросовестности покупателя в настоящем деле небесспорен.

Так, покупатель воспользовался имеющимся у него правом на обращение с заявлением о предоставлении участков без торгов и в дальнейшем фактически полагался на действия государственного органа, который принял распоряжение о предоставлении участков, т.е. признал правомерность обращения.

Тем не менее возможно согласиться с тем, что предоставление земельных участков без торгов собственнику недвижимости, имеющей вспомогательное значение, имеет признаки обхода закона, нарушает публичные интересы, а потому итоговый вывод суда о признании договоров купли-продажи недействительными представляется верным», – подытожил Павел Лобачев.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *