Устяк Оксана
Cтарший юрист-консультант Линии консультаций «Что делать Консалт»
Консультация эксперта
Наш эксперт Оксана Устяк рассмотрела порядок перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков, особенности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
***
Перераспределение земельных участков – это один из установленных Земельным кодексом РФ способов образования земельных участков.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование исходных земельных участков прекращается, а при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Порядок перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности
Обращаем ваше внимание на тот факт, что процедура перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, существенно отличается от процедуры перераспределения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Случаи, когда требуется перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности (ст. 39.28 Земельного кодекса РФ):
- при проведении кадастровых работ;
- если в рамках осуществления мероприятий муниципального или государственного земельного надзора установлено, что здание частично расположено за границами принадлежащего собственнику земельного участка;
- границы смежных земельных участков не соответствуют их фактическому использованию;
- площади земельного участка недостаточно для соблюдения его собственником требований градостроительных норм и правил;
- в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым проектом межевания территории и другие.
Перераспределение осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).
Перераспределение осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
После заключения соглашения о перераспределении земельных участков и подготовки кадастровым инженером межевого плана все собственники земельных участков должны одновременно обратиться с заявлениями о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на вновь образованные путём перераспределения земельные участки, приложив к ним межевой план и соглашение о перераспределении. Процедура перераспределения земельных участков завершается осуществлением государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на вновь образованные путём перераспределения земельные участки, прекращением прав и снятием с кадастрового учёта исходных земельных участков и выдачей органом регистрации прав выписок из Единого государственного реестра недвижимости на вновь образованные путём перераспределения земельные участки.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков
Ст. 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении.
К заявлению о перераспределении земельных участков необходимо приложить копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на участок, принадлежащий заявителю (договоры купли-продажи, дарения и т. д.
, а также свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН), в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН; схему расположения земельного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя (если заявление подаётся представителем); заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 5 ст. 39.29 ЗК РФ).
Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление и приложенные к нему документы в срок не более 30 дней, и по результатам его рассмотрения данный орган обязан совершить одно из следующих действий:
- принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить это решение с приложением указанной схемы заявителю;
- направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории;
- принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии любого из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Особенности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности
Следует обратиться к ст. 39.27 Земельного кодекса РФ.
Говоря о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой, следует отметить новшества, установленные Федеральным законом от 2.08.
2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу которого стало возможным перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданам, юридическим лицам или органам государственной власти и органам местного самоуправления, и земель и земельного участка, которые не предоставлены таким лицам, – в случае приведения в соответствие с утверждённым проектом межевания территории границ такого земельного участка.
К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным.
Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утверждённым проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Заключение
Мы рассмотрели основные моменты перераспределения земельных участков.
Основным новшеством стало то, что после вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.
- Вопрос
- Что делать, если мне отказали в перераспределении земельного участка?
- Ответ
Отказ заключить соглашение о перераспределении земельных участков можно обжаловать в суде (п. 1 ст. 64 ЗК РФ).
Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если такой отказ затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то обжаловать его нужно в порядке гл. 24 АПК РФ. В противном случае обжалование проводится в порядке гл. 22 КАС РФ (ч. 6 ст. 218 КАС РФ).
Оксана Устяк, эксперт-юрист ООО «Что делать Консалт»
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного Кодекса.
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921.
В соответствии с п. 8 ст.
41 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, также является соглашение или решение о перераспределении земельных участков.
В ст. 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:
- перераспределение таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение указанных выше земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
Обязательными приложениями к соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (часть 4 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок (часть 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
Этапы при перераспределении земельных участков условно можно разделить на несколько:
- подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
- принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
- проведение кадастровых работ;
- подготовка межевого плана земельного участка, который образуется в результате перераспределения;
- подача документов в орган регистрации прав для постановки на кадастровый учет;
- получение выписки из ЕГРН после постановки на кадастровый учет вновь образованного земельного участка после перераспределения;
- обращение в уполномоченный орган для заключения соглашения о перераспределении земельных участков;
- подача документов в орган регистрации прав для государственной регистрации прав на образованный земельный участок или земельные участки.
Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921.
За регистрацию права собственности на земельные участки подлежит уплата госпошлины.
Особенности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности
Случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой регулируются статьей 39.27 Земельного кодекса РФ.
- Законом установлены случаи, когда допускается перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- — все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
- — земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;
- — все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
В первых двух случаях перераспределение участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, а в третьем случае на основании решения соответствующего органа (пункты 2 и 3 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ).
Если перераспределение осуществляется на основании утвержденного проекта межевания, то в соглашении или решении уполномоченного органа указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.
Если же перераспределение осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка, то данная схема является обязательным приложением к соглашению или решению о перераспределении (пункты 4, 5 статьи 39.
27 Земельного кодекса РФ).
Соглашение о перераспределении земель должно также содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки (пункт 6 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ).
Таблица производственного бизнес-процесса «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности»
№п/п | Этап работ | Ответственный за выполнение работ | Требования к входным данным | Требования к выходным данным | Срок выполнения работ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Запрос сведений ЕГРН в виде выписки из ЕГРН или КПТ | Кадастровый инженер/помощник кадастрового инженера | — Дело по заказу; — Векторные данные о границах ЗУ. |
|
|
|
Подготовка заявления о перераспределении схемы расположения земельного участка на КПТ, в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков. | Кадастровый инженер |
|
— Дело по заказу; — Подготовленное заявление и схема расположения земельного участка на КПТ. | 3 рабочих дня. | |
Рассмотрение заявления о перераспределении и утверждении схемы ЗУ на КПТ. | Уполномоченный орган | — Дело по заказу; — Подготовленное заявление и схема расположения земельного участка на КПТ. |
|
22 рабочих дня. | |
Подготовка межевого плана | Кадастровый инженер |
|
— Дело по заказу; — Межевой план; | 3 рабочих дня. | |
Утверждение межевого плана заказчиком | Кадастровый инженер/Заказчик | — Дело по заказу; — Межевой план; | — Дело по заказу; — Межевой план в бумажном виде | 2 рабочих дня. | |
Передача межевого плана заказчику работ для подачи его в орган регистрации прав с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации прав | Кадастровый инженер/Заказчик |
|
|
1 рабочий день. | |
Проведение государственного кадастрового учета | Орган регистрации прав/ Кадастровый инженер |
|
— Дело по заказу; — Выписки из ЕГРН, полученные через ФГИС ЕГРН на образованные земельные участки в 1 экз. | 5-7 рабочих дней. | |
Обращение заявителя в уполномоченный орган для заключения соглашения о перераспределении земельных участков | Уполномоченный орган на заключение соглашения/ Заказчик | — Дело по заказу; — Выписки из ЕГРН | — Дело по заказу; — Проект соглашения о перераспределении земельных участков; | 22 рабочих дня. | |
Подписание соглашения о перераспределении земельных участков заявителем | Заказчик/Администрация | — Дело по заказу; — Проект соглашения о перераспределении земельных участков; | — Дело по заказу; — Соглашение о перераспределении земельных участков, подписанное обоими сторонами. | 2 рабочих дня. | |
Подача документов в орган регистрации прав для государственной регистрации прав на образованный земельный участок или земельные участки | Заказчик/Орган регистрации прав |
|
— Выписка из ЕГРН о государственной регистрации права. | 7-9 рабочих дней. | |
:ИТОГО | 76 рабочих дней. |
Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли
Содержание раздела
Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, с землёй муниципалитета и государства
Схема перераспределения кратко описывается так:
- к земельному участку гражданина добавляется часть граничащей с ним муниципальной или государственной земли
- перераспределение выполняется соответствии с неким порядком, установленным законом
При распределении участков необходимо:
- провести межевание
- у исходных смежных участков перераспределить:
Изменение границ и площади происходит по причине:
- увеличения площади надела гражданина
- уменьшения размеров муниципального или государственного участка:
- за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина
Когда можно приступить к межеванию? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.
Порядок перераспределения ЗУ описан в Земельном кодексе РФ (статья 39.29)
Старт процедуры – подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. «Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с органом власти.
С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье. Пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:
- выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади
- убедиться в том, что смежный участок относится к муниципальной или государственной собственности
- установить совпадение правовых характеристик смежного и собственного участка:
- ВРИ
- категория земель
- территориальная зона
Несоответствие друг другу правовых характеристик участков может стать причиной отказа администрации в заключении Соглашения об их перераспределении.
Расположение добавляемого куска земли в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок, – одно из главных условий для проведения перераспределения. Не допустима для перераспределения ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах.
Далее нужно убедиться в том, что при планируемом увеличении площади надела не нарушатся требования:
- градостроительных регламентов в части предельных размеров для увеличенного участка
- по расположению образованного участка
- по доступу к смежной территории
Потребуется также выяснить, разработан или нет проект межевания территории (ПМТ).
При отсутствии ПМТ придётся подготовить схему расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ). Она показывает присоединение к существующим границам исходного надела добавляемого куска муниципальной или государственной земли земли.
Для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации
Заявление о перераспределении земельного участка
Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.
Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение – мать учения», а потому имеет смысл остановиться на главных моментах.
Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?
Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:
- муниципальная администрация – в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
- областные и региональные власти – когда они является владельцами земли
- Правительство РФ – если земля относится к государственной (федеральной) собственности
- Чтобы самостоятельно узнать правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:
- выполнить заказ необходимых сведений.
- Обращение к официальному порталу Росреестра позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.
- Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.
Плата за добавленную землю
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких ЗУ и земель и (или) ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:
- на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ)
- в соответствии с порядком и правилами, установленными:
- Правительством РФ – в случае принадлежности земли государству
- субъектом РФ – когда прирезаемый земельный участок является собственностью субъекта
- органом местного самоуправления, когда «добавка» находится в муниципальной собственности
Расчёт платы выполняет орган власти. Произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю обязан главный интересант (заявитель).
Возможность регулирования муниципальными и региональными властями размера платы за прирезки к частным участкам установлена:
- ФЗ «О местном самоуправлении»
- Земельным кодексом РФ
Во всех субъектах РФ и муниципалитетах действуют порядок и правила расчёта платы.
Несколько примеров:
- в Ленинградской области – смотреть здесь
- в Московской области – смотреть здесь
- в Псковской области – смотреть здесь
- в Иркутской области – смотреть здесь
- в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области – смотреть здесь
- в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края – смотреть здесь
Основные показатели в расчёте платы за прирезку
В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:
- КСИСХ.УЧ.– кадастровая стоимость исходного участка
- КСобр.уч. – кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
- Sдоб.уч. – площадь добавленной муниципальной или государственной земли
- Sисх.уч. – площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
- Sобр..уч. – площадь участка, образуемого в результате перераспределения
Вопрос определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:
- Плата за «добавку» из федеральной земли
Р = 0.15 х (КСИСХ. ФЕД.УЧ. / SИСХ. ФЕД.УЧ) х SДОБ.УЧ.
то есть размер платы составит 15% от кадастровой стоимости ЗУ, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения. Так установлено Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ ( №1308 от 3 декабря 2014 года)
- Плата за добавку земли субъекта РФ
Р = (КСИСХ.УЧ. / SИСХ.УЧ) х SДОБ.УЧ.
то есть размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению, рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность.
Отдельные примеры
Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:
P = КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.
Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г.
утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:
P = 0.15 (КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.)
Когда и куда вносится плата за добавленный участок?
- Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.
- Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.
- После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.
Когда делается межевание участка?
Межеванием нужно заняться после получения от администрации:
- или решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ)
- или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения
Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.
После этого заявитель должен предъявить в администрацию кадастровый план увеличенного участка. Это этап завершения процедуры заключения Соглашения.
После заключения Соглашения происходит следующая трансформация:
- прекращается существование исходного ЗУ заявителя
- образуется ЗУ с увеличенной площадью
- появляется право частной собственности заявителя на земельный участок с увеличенной площадью
- ЗУ, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах
Внимание
- Вы ознакомились с разделом №3 статьи
- Начало статьи:
- Продолжение статьи:
Консультационные услуги
Смотреть раздел «Тарифы»:
пункт 8 – консультации по вопросу перераспределения земельных участков
Полезная информация
- С положениями грядущей «гаражной амнистии» 2021 – 2026 можно ознакомиться здесь
- Регламент подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ) – здесь
- Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
- «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
- О новом подходе к комплексному развитию территорий поселений (КРТ) и достижению жилищного комфорта граждан – читать здесь
- Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
- Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
- Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — читать здесь
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь
Перераспределение земельных участков | Северо-Западный центр услуг
Это изменение границ смежных участков с согласия собственников для установления новой границы. Суммарная площадь двух участков при этом не меняется.
По сути происходит образование нового земельного участка путем перераспределения, а существование старого прекращается.
Перераспределение бывает двух типов, с сохранением площади исходных участков или с изменением, но общий контур двух участков не меняется.
Для каких целей перераспределяют земельный участок
Ситуации бывают разными, несколько примеров:
- Вы по договоренности с соседом передвинули забор на 1 м и хотите этот метр узаконить.
- Вы хотите отодвинуть границу участка от строящегося дома, чтобы выполнить требования Правил землепользования и застройки.
- Вы с соседом хотите одновременно отодвинуть границы участка от дома, чтобы соблюсти ПЗЗ.
- Вы хотите узаконить строение, которое стоит на двух участках.
- Вы хотите изменить границу участков из-за оврагов, деревьев, природных складок.
- Вы хотите выпрямить границу участка.
- Забор или границы вынесенные в натуру стоят не по границе участка.
Так же цели могут быть для приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории или для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Какие условия перераспределения земельных участков между частными собственниками
- Между собственниками должно быть согласие
- Оба участка должны стоять на кадастровом учёте
- Участки должны быть смежные, то есть одна из сторон участка должна быть общей
- У участков должна быть одинаковая категория земель
Какой порядок и процедура перераспределения земель
1) Вы встречаетесь с собственником участка, с каким хотите изменить границу. Договаривайтесь об изменении границ и составляете соглашение.
В соглашении указывайте:
— Паспортные данные. Если собственник юридическое лицо, тогда данные из правоустанавливающих документов.
- — Кадастровые номера участков, площадь, вид, сведения свидетельства права собственности.
- 2) Формируйте пакет документов:
- — Выписка ЕГРН, договор купи-продаж или договор дарения.
- — Документы на постройки расположенные на участке.
- 3) Обращайтесь к кадастровому инженеру за составлением нового межевого плана.
- 4) Обращайтесь в Росреестр. Возьмите с собой
- — Межевой план
- — Соглашение между собственниками
- В Росреестре напишите заявление о постановки на учёт и регистрации права.
Через две недели вы получите выписку из ЕГРН. Выписка подтвердит право собственности и узаконит перераспределение.
Основания для перераспределения земельных участков
Соглашения между собственниками земельных участков.
Если у земельного участка несколько собственников
Например, участок в частной собственности у Николая и Александра. Если Николай хочет перераспределить участок, а Адександр нет, в таком случае участок перераспределить нельзя. Каждый собственник должен дать согласие в Соглашении о перераспределении.
Перераспределение земельных участков с муниципальными землями
Условия перераспределения земельных участков
- Площадь земельного участка после перераспределения увеличивается не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
- Из земель, планируемых к перераспределению, невозможно сформировать отдельный самостоятельный участок.
- Участок предоставлен для ИЖС, ЛПХ, дачного строительства, садоводства или огородничества, в остальных случаях возможно только для приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- Для размещения объектов капитального строительства, в том числе и для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Земельный участок не должен быть предметом аукциона.
- Границы участков и утверждены.
Порядок перераспределения земельных участков с муниципальной землей
- Составить схему расположения ЗУ на кадастровом плане территории (КПТ).
- Обратиться в Администрацию с заявлением об утверждении схемы.
- Заказать у кадастрового инженера межевой план
- Поставить участок на кадастровый учёт
- Составить и подписать соглашение о перераспределении с Администрацией.
- Получить выписку ЕГРН.
Основание перераспределения земельных участков с муниципальной землей
Основанием служит Соглашение между Администрацией и собственником.
Сроки перераспределения участков
- От подачи соглашения о перераспределении до получения выписки ЕГРН: Между частными ственностью — 1,5 месяца.
- В ленинградской области между муниципальными землями — 4 месяца.
- В черте Санкт-Петербурга — 4 месяца.