Отказ в регистрации по месту жительства: законные основания

Отказ в регистрации по месту жительства: законные основания

Закон РФ от 25 июня 1993 г. “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” отменил прежний разрешительный порядок прописки и ввел понятия регистрации по месту жительства или месту пребывания.

На основании этого Закона было издано постановление Правительства РФ “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию” и МВД РФ издало соответствующую Инструкцию.

Изменив место жительства, гражданин обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением и предъявить: паспорт или заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор купли-продажи и т. д.) и оплатить государственную пошлину.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Отказ в регистрации может быть обжалован вышестоящему должностному лицу или в суд.

Конституционный суд РФ, рассматривая дело о проверке конституционности положений статей 14, 15 и 35 Закона Краснодарского вд.ая от 23 июня 1995 г. “О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края”*, указал, что согласно статъе ‘27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто ^акон:.

о находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Из статьи 71 (пункт “в”) Конституции Российской Федерации следует, что регулирование данного права находится в ведении Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, регулируя данную сферу общественных отношений, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем право гражданина Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах’ Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. В целях, предусмотренных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный закон может установить и иные ограничения указанного конституционного права и условия его осуществления.
* См. “Российская газета” от 3 ноября 1998 г.

Установление иных, помимо прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения особого порядка регистрации как условия реализации права гражданина Российской Федерации на выбор места жительства является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона.

Субъекты Российской Федерации не могут самостоятельно вводить ограничения конституционного права гражданина на выбор места жительства, а также предусматривать регистрацию или отсутствие таковой как основание ограничения или условие реализации право граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (в данном случае ее статьей 35).

Положения иных, помимо федерального закона, нормативных актов, предусматривающие такие ограничения, не соответствуют статьям 27 (часть 1), 55 (часть 3), 71 (пункт “в”), 76 (части 1 и 5) Конституции Российской Федерации с точки зрения установленного ею разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу предписаний статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации такие акты не могут действовать.

Это равным образом относится и к нормативным актам субъектов Российской Федерации, их отдельным положениям, которые служат основанием для отказа гражданам в регистрации по избранному месту жительства в приобретаемых ими квартирах и домах на территории данного субъекта Российской Федерации, а также устанавливают запрет нотариального оформления договоров отчуждения жилья, если участником договора является гражданин, не имеющий постоянной регистрации по месту жительства на территории этого субъекта Российской Федерации, — федеральное законодательство таких ограничений не содержит.

Отказ в регистрации по месту жительства: законные основания Отказ в регистрации по месту жительства: законные основания

Факт проживания в субъекте РФ не менее 10 лет может быть подтвержден не только регистрацией

Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1372-О, в котором пояснил, какие документы могут выступать в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение гражданина, в том числе для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.

Троим жителям Санкт-Петербурга не удалось подтвердить факт 10-летнего проживания в городе

Решениями органов исполнительной власти Василеостровского и Петроградского районов г. Санкт-Петербурга Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье.

Основанием для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в Санкт- Петербурге в течение 10 лет.

Полагая, что наличие регистрации не может являться обязательным условием постановки на учет, граждане обратились в суд с заявлениями о признании отказов незаконными и обязании муниципальных органов поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Районные суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что никому из истцов не удалось надлежащим образом подтвердить факт 10-летнего проживания в городе. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти решения; в передаче кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

В жалобе в Конституционный Суд заявители указали, что ст. 60 ГПК РФ и абз. 1 п. 2 ст.

1 закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, который придают им суды, связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства, не позволяя рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории (в частности, регистрацию по месту пребывания) для решения вопроса о постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья.

Вместе с тем, учитывая аутентичное содержание оспариваемых норм, заявители просили КС признать их не противоречащими Конституции, так как по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, во-первых, не связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства и тем самым позволяют рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Во-вторых, они не допускают проявление формализма при оценке наличия или отсутствия реальной, устойчивой связи лица с соответствующей территорией и требуют оценки фактов, свидетельствующих о том, что лицо выбрало конкретную территорию в качестве места своих приоритетных каждодневных жизненных интересов. В-третьих, указанные нормы предполагают включение в период проживания гражданина в субъекте Федерации срок проживания в режиме регистрации по месту пребывания.

КС напомнил, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов

Как указал Конституционный Суд, оспариваемое положение закона Санкт-Петербурга предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье является проживание определенных категорий граждан (в том числе без определенного места жительства) в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

При этом гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган подтверждающие документы, к числу которых относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляется негосударственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госуслуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий).

Таким образом, заключил КС, ни закон Санкт-Петербурга, ни принятый в целях его конкретизации Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в указанном субъекте РФ в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания решением суда, принятым по заявлению заинтересованного лица.

В отношении ст. 60 ГПК Суд отметил, что она не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств.

Со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции КС пояснил, что эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан.

Читайте также:  Переуступка прав собственности на квартиру в строящемся доме

В определении подчеркивается, что придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет для постановки на учет как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. 1 и 7 закона Санкт-Петербурга. Данные нормы прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.

Следовательно, пояснил КС, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в городе в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.). В противном случае, подчеркивается в определении, отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 ГПК правил оценки судом всех представленных доказательств.

Конституционный Суд также пояснил, что сам по себе факт регистрации или ее отсутствия не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод.

Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах России, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией, подчеркивается в определении.

Согласно сложившейся судебной практике, отмечается в документе, регистрация по месту жительства или по месту пребывания не рассматривается в качестве единственного доказательства, способного подтвердить местонахождение гражданина (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Таким образом, резюмировал Конституционный Суд, оспариваемые нормы как в буквальном смысле, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, базирующейся на правовых позициях КС и ВС, не предполагают, что факт проживания граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет может быть подтвержден только наличием регистрации по месту жительства. «Установление данного факта в судебном порядке на основе иных доказательств оспариваемыми нормами не исключается. Это, в частности, находит отражение в постановлениях, принятых федеральными судами общей юрисдикции в Санкт-Петербурге по соответствующей категории дел», – добавил Суд.

При этом КС обратил внимание заявителей, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делам с их участием, в том числе в части, касающейся оценки допустимости представленных ими доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда, и отказал в принятии жалобы к рассмотрению как не отвечающей требованиям ФКЗ о КС.

Адвокаты оценили выводы Суда

По мнению адвоката АК «Юринформ-Центр» Антона Лебедева, заявители, безусловно, правы в том, что проживание на определенной территории может быть не связано с наличием регистрации там. При этом должны присутствовать иные, помимо регистрации, доказательства такого проживания.

«Разделение людей по признаку наличия регистрации приводит к нарушению конституционных прав и запрета на дискриминацию (ст. 19 Конституции), – пояснил он. – В ст.

40 Основного Закона отражена социальная функция государства по обеспечению незащищенных слоев населения жильем: не только обычных граждан, но и лиц без определенного места жительства, которые по определению не имеют регистрации».

«КС подчеркнул, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», – добавил Антон Лебедев.

Как отметил адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов, Конституционный Суд рассматривал исключительно процессуальный вопрос – точнее, вопрос применения процессуального законодательства РФ, что в принципе не совсем типично для КС. «Ключевым является указание Суда о том, что по рассматриваемым спорам нельзя делать вывод о неверной судебной практике, так как существует параллельная судебная практика того же региона с совершенно иными выводами судов», – пояснил он.

По мнению эксперта, парадокс в том, что данное определение не является основанием для пересмотра дел заявителей, однако его, несомненно, стоит использовать при возникновении аналогичных судебных споров.

«Ссылаясь, в том числе, на это определение, заинтересованные лица могут представлять в суд любые доказательства, подтверждающие фактическое проживание на территории.

И суд обязан давать оценку данным доказательствам», – подытожил Александр Немов.

Отказ в регистрации ИП: причины, основания, обжалование

???? Налоговая не зарегистрирует ИП, если заявитель напутал с документами или — что хуже — у него нет права вести бизнес в такой форме. 

Причину налоговая пишет в решении об отказе в госрегистрации. Его выдают через три дня после подачи документов на открытие ИП. Если кандидат в предприниматели не согласен, решение можно обжаловать у руководителя инспекции, потом обратиться в вышестоящую инстанцию, дальше в суд. На это есть три месяца. Если отказ незаконный, решение отменят и ИП зарегистрируют.

В этой статье — разбираем законные причины отказа и ищем выход без боя с налоговой.

Основания для отказа в регистрации ИП прописаны в ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП. Свои налоговой придумывать нельзя. 

Сдали не все нужные документы

Основание — п. а) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

Для регистрации ИП в налоговую сдают документы по списку из ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП. Если документы не все, ИП не откроют.

Абсолютно все люди, которые хотят стать ИП, должны сдать: 

— Заявление по форме Р21001. 

— Копию паспорта со страницей о прописке. Лучше сразу подготовить копии всех страниц, как требуют некоторые инспекции. Также вы можете связаться со своей налоговой и уточнить, достаточно ли будет главного разворота и прописки. 

— Квитанцию об оплате госпошлины на 800 ₽. Исключение — если подаёте документы в электронном виде, например, через Госуслуги, банк или МФЦ. Правда, некоторые МФЦ требуют госпошлину, потому что не взаимодействуют с налоговой через интернет, а передают документы на бумаге. 

Остальные документы сдают по своей ситуации. И часто забывают положить в пакет для налоговой именно их. Дополнительные документы такие:

  • для иностранных граждан — копия ВНЖ или разрешения на пребывание;
  • если в паспорте или ВНЖ нет записи о прописке — копия справки о регистрации по месту жительства;
  • если заявителю нет 18 лет — нотариальное согласие родителей на занятие ИП или вместо него копия свидетельства о браке или решения суда об объявлении  несовершеннолетнего дееспособным;
  • если в паспорте нет записи о дате и месте рождения — копия свидетельства о рождении.

Выход. Сразу обрадуем: недостающий документ можно донести в налоговую. На это есть три месяца. Подавать весь пакет заново и платить госпошлину не нужно. В решении об отказе в госрегистрации надо посмотреть телефон инспектора, позвонить и занести документы. Шанс на исправление есть только один. Если не хватает нескольких документов, их надо донести вместе, а не по одному. 

Не заверили у нотариуса заявление Р21001

Основание — п. г) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

В 2021 году заявление на регистрацию ИП по форме Р21001 заверяют у нотариуса, только если отправляют пакет почтой или вместо заявителя приходит представитель. В остальных случаях заявление подписывают при работнике налоговой или МФЦ. 

Выход. Заверить заявление Р21001 у нотариуса и отправить весь пакет снова. Госпошлину придётся заплатить ещё раз.

В заявлении р21001 ошибки и опечатки

Основание — п. ц) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

Заявление на регистрацию ИП заполняют по правилам из Приказа ФНС № ММВ-7-6/25@. Там всё строго: шрифт, сокращения адресных реквизитов и обязательные для заполнения строки. Заявление с ошибками и опечатками в именах, паспортных данных и адресах налоговая не принимает.

Ещё к ошибкам относят коды ОКВЭД не из актуального классификатора видов деятельности. Кодами ОКВЭД будущий предприниматель сообщает государству, чем хочет заниматься. Поэтому коды важны.

  • У нас есть инструкции:
  • — Как заполнить заявление Р21001 по требованиям налоговой,
  • — Как подобрать коды ОКВЭД для своей деятельности.

На сайте налоговой тоже можно заполнить заявление Р21001 в программе Подготовка документов для государственной регистрации. Вариант ещё удобнее — приложение налоговой «личный кабинет индивидуального предпринимателя». Также вы можете воспользоваться нашим сервисом для подготовки документов, он заполнит заявление сам на основании ваших данных. 

Выход. В налоговую нужно принести заново заполненное заявление. Срок — три месяца. Госпошлину второй раз не платят. Перезаполнить заявление можно только один раз. Если в новом заявлении налоговая найдёт новые ошибки, придётся подавать заново весь пакет с госпошлиной.

В документах недостоверные сведения

Основание — п. к) или ч) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

Недостоверные сведения для налоговой — это когда в заявление Р21001 вписали не те паспортные данные, имя или прописку. Например, данные старого паспорта или девичью фамилию.

Выход. Взять бланк заявления Р21001, вписать правильные сведения и заново сдать пакет документов в налоговую. Госпошлину придётся заплатить ещё раз.

Сдали документы не в налоговую по прописке

Основание — п. б) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

Документы на регистрацию ИП подают в налоговую по месту постоянной регистрации. Обычно это ИФНС своего района. Даже если есть вторая временная регистрация в другом городе. К примеру, с постоянной пропиской в Саратове нельзя открыть ИП по месту временной регистрации в Москве.

Открыть ИП по месту временной регистрации могут только люди, у которых в России нет постоянной регистрации. 

Выход. Найти адрес своей инспекции по прописке на сайте налоговой. Туда заново подать весь пакет документов. Плюс заново заплатить госпошлину — по новым реквизитам своей инспекции. 

Уже есть открытое ИП

Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

Человек может открыть только одно ИП. Если он уже есть в реестре налоговой — ЕГРИП — в регистрации второго ИП откажут. Посмотреть, есть ли человек в реестре, можно по ИНН через сервис налоговой Предоставление сведений из ЕГРИП.

Читайте также:  КБК земельного налога для физических и юридических лиц

А вот открыть ИП, когда есть ООО, можно.

Вот частые случаи, когда пробуют открыть второе ИП, но так нельзя:

— Когда-то давно открыли ИП, но не пользовались им. На ИП накопились долги по налогам и страховым взносам. Хочется открыть новое ИП и начать с нуля, но нет. Как быть с ИП, которое не пригодилось, читайте тут.

— Открыли ИП для другого человека. Работал он, а владелец ИП только формально подписывал бумаги. За такой бизнес отвечает человек, на которого ИП оформлено. Что делать с номинальным ИП рассказали тут.

— На вас открыли ИП мошенники. Подпись в заявлении подделали. Такое ИП закрывают через суд с налоговой. И обязательно пишут заявление в полицию.

— Начали ликвидацию старого ИП, но не дождались финиша — исключения из реестра предпринимателей. Ещё бывает, что человек продолжает болтаться в реестре по недосмотру налоговой, хотя все формальности выполнены. 

Выход. В любой ситуации сначала закройте старое ИП, потом регистрируйте новое. Вот инструкция о том, как самостоятельно закрыть ИП.

Налоговая закрыла старое ИП как неработающее 

Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

Время от времени налоговая сама закрывает ИП, которые не ведут деятельность. Для этого у ИП должно быть два греха. Первый — он не сдавал налоговую декларацию или не обновлял патент последние 15 месяцев. Второй — на нём висит недоимка по налогам и страховым взносам.

В ЕГРИП будет стоять отметка, что ИП исключили как недействующее по решению налоговой. Проверить своё старое ИП можно в сервисе налоговой Предоставление сведений из ЕГРИП.

Три года человеку нельзя открывать новое ИП после исключения из ЕГРИП старого.

Выход. Ждать три года. Или работать в другой форме: стать самозанятым или открыть ООО.

Старое ИП закрыл суд за нарушения

Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

Если ИП оказывает небезопасные услуги, например, делает тату без медицинской лицензии, суд может принудительно закрыть его. В суд подают прокуратура или городская администрация. 

Один год нельзя открывать новое ИП, если старое закрыл суд за нарушение закона.

Выход. Ждать год. Или работать в другой форме: стать самозанятым или открыть ООО. 

Старое ИП обанкротилось

Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП, п. 2 ст. 216 Закона о банкротстве.

Если старое ИП официально обанкротилось — с кредиторами, арбитражным судом и торгами, открывать новое нельзя в ближайшие пять лет.

Выход. Ждать пять лет. Или вести деятельность как самозанятый. Открывать ООО бывшему банкроту тоже нельзя.

Заявились на «детский» ОКВЭД с судимостью

Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

Человеку с судимостью за убийства, кражи, насилие и торговлю наркотиками запрещено работать с детьми. То же самое — для обвиняемых, когда наказание не назначили по сроку давности.

Налоговая автоматически узнаёт, что предприниматель собрался работать с детьми по кодам ОКВЭД в заявлении на регистрацию. Виды деятельности с детьми прописаны в Постановлении Правительства РФ № 285.

Если налоговая видит «детский» код ОКВЭД, она запрашивает в МВД справку о судимости человека. Судимым в регистрации ИП отказывают. 

Выход. Заняться другой деятельностью, без работы с детьми. Открыть ИП и потом тихонько добавить детский вид деятельности не выйдет. Налоговая будет проверять судимость каждый раз.

Предпринимательство запрещено приговором суда

Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

За некоторые преступления наказывают лишением права заниматься предпринимательством. Например, за мошенничество с возвратом НДС по ст. 159 УК РФ. Срок запрета устанавливает суд.

Выход. Ждать истечения срока из приговора по уголовному делу.

Статья актуальна на 15.03.2021

Регистрация по месту жительства (прописка) и возникновение права пользования жилым помещением

Что такое регистрация, зачем регистрироваться и обязательно ли нужно это делать, а также что делать, если в регистрации отказали в «паспортном столе», как «выписать» из квартиры человека, который «выписываться» не хочет? На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье..

«Прописка» и «регистрация»

Институт «прописки», долгое время существовавший в «стране Советов», означал, что если в административном порядке Вам отказали в этой самой «прописке» (дающей право проживать или пребывать в каком-либо населенном пункте на территории России) — Вы обязаны были покинуть данное место на карте и вернуться туда, откуда приехали.

В 1993 году был принят Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон «О праве граждан на свободу передвижения»), с принятием которого «прописка» отменена и введен регистрационный учет граждан.

Однако ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР по-прежнему, право граждан на жилище (на проживание в жилом помещении) неразрывно связывала с пропиской лица на данной жилой площади.

Конституционный Суд РФ 25 апреля 1995 г. ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР признал противоречащей Конституции РФ и отметил следующее:

«.. Из Конституции РФ и Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения..» следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона), в том числе права на жилище».

Другими словами регистрация по месту жительства (месту пребывания) – это лишь административный акт, который сам по себе, при отсутствии оснований для регистрации, не порождает гражданско-правовых последствий, как и наоборот, отсутствие регистрации не всегда означает отсутствие права пользования квартирой проживающего там гражданина, но об этом скажем чуть ниже.

Следует также отметить, что если раньше, «прописка» носила разрешительный характер, то «регистрация» сегодня имеет характер уведомительный. То есть, отказать в регистрации могут лишь в случае, если последняя будет противоречить закону.

Например, правомерным отказ в регистрации будет в случае, если сособственник жилого помещения не дал согласия на вселение гражданина.

Ведь обратное означало бы нарушение нормы права, согласно которой распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Обязательно ли регистрироваться по месту жительства? Ответственность

Согласно п. 9. Постановления Правительства «Об утверждении Правил регистрации..

«, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.

В случае же изменения места жительства, гражданин РФ обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме (п. 16 Постановления).

Согласно Закону «О праве граждан на свободу передвижения», граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичная обязанность граждан закреплена и в правительственном Постановлении от 17 июля 1995 года «Об утверждении Правил регистрации..

» Административная ответственность за невыполнение данной обязанности предусмотрена статьей 19.15.

1 КоАП РФ, согласно которой «проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей».

Согласно Указу Президента № 928 от 19 июля 2004 года осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, является задачей Федеральной миграционной службы (ФМС России).

Причина и следствие

Хотелось бы вернуться к вопросу, затронутому выше, о «регистрации как административном акте». Многие граждане не вникают в суть данного вопроса, и полагают, что «штамп в паспорте» является достаточным основанием для возникновения права пользования жилым помещением.

Однако, повторимся, что не регистрация по месту жительства (и, как следствие, штампик в паспорте) порождает право пользования квартирой, а право пользования жилым помещением является основанием для регистрации.

В соответствие с законодательством, гражданин, обращаясь к должностному лицу, ответственному за регистрацию, обязан представить помимо заявления о регистрации и паспорта, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение.

Это может быть договор, свидетельство о праве собственности на жилое помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, иной документ. Акт регистрации является следствием возникшего права пользования жилым помещением.

Таким образом, если «отпадает» причина (утрата или прекращение права пользования), то и нет оснований для сохранения регистрация по месту жительства. В качестве примера можно привести признание в судебном порядке недействительным договора (купли-продажи жилья, найма, ссуды), на основании которого лицо вселялось в жилое помещение. В этом случае, лицо в судебном порядке подлежит выселению и снятию с регистрационного учета.

Адвокат Александр Отрохов, ПЦ «Логос», 15.10.2007г.

Отказ в прописке: как решить проблему с регистрацией?

Согласно нормам действующего законодательства, человек при изменении места жительства обязан в семидневный срок подать заявление о регистрации. Однако нередко по этому вопросу возникают споры. Чтобы понять, почему вам отказали в прописке, и как решить эту проблему, следует обратиться к профессиональным юристам. 

Как проходит процесс прописки?

Регистрация в квартире, которая принадлежит вам, осуществляется очень просто. При этом процедура прописки в купленном жилье, подаренном или полученном по наследству, практически одинаковая. Различия касаются лишь содержания договора основания. Для того чтобы прописаться в собственной квартире, необходимы следующие документы:

  • паспорт РФ;
  • свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14 лет;
  • договор основания;
  • свидетельство о праве собственности;
  • листок убытия (выдается при выписке с предыдущего места жительства).  

Если вы прописываетесь в чужой квартире, то требуются паспорта всех собственников и свидетельство о регистрации на недвижимость и договор на основании которого вы прописываетесь.

Читайте также:  Ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства

Без присутствия владельцев жилья во время регистрации ее можно оформить при наличии нотариальной доверенности, нотариально заверенного заявления, а также по решению суда, в котором доказано ваше законное основание на получение прописки. 

Почему могут возникнуть проблемы?

Как правило, отказ в прописке получают люди, которые неправильно заполнили заявление или предоставили неполный пакет документов. Такая проблема возникает достаточно часто.

Для того чтобы все бумаги были оформлены правильно, обратитесь к профессиональным юристам, которые знают все тонкости получения регистрации. Отказ в прописке можно получить и при других обстоятельствах.

Так, например, регистрация может быть ограничена:

  • в пограничных зонах;
  • в закрытых военных городах;
  • в зонах экологической катастрофы;
  • на территориях, где введен режим ЧС;
  • в районах, находящихся на карантине.  

Регистрация в жилье, которое является неприватизированным, имеет свои ограничения. Если прописка реализуется по договору социального найма, то она осуществляется из расчета не менее 12 кв. м. на одного человека.

Для оформления документов необходимо получить разрешение муниципалитета и заполнить заявление. Вместе с ним в паспортный стол подаются ордер социального найма, паспорт РФ, листок убытия.

Согласие на регистрацию должен дать каждый прописанный в квартире человек. 

Помощь юристов

Если у вас возникли любые проблемы с оформлением прописки, вы получили отказ или только собираетесь подавать документы на регистрацию, обращайтесь в наш Центр. Мы ответственно подходим к делу и осуществляем полное юридическое сопровождение на всех этапах оформления прописки. В случае отказа мы найдем причину и поможем решить возникшую проблему.

2.1. Дела об отказе в регистрации по месту жительства

2.1. Дела об отказе в регистрации по месту жительства

Конституция РФ закрепляет за каждым гражданином Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). В соответствии со ст. ст. 3, 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г.

№5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [218] в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства. Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан зарегистрироваться по новому месту жительства не позднее семи дней со дня прибытия на него. Отказ в регистрации по новому месту жительства обжалуется заинтересованным лицом в суд (гл. 25 ГПК, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

В предмет доказывания в делах об отказе в регистрации по месту жительства входят следующие факты:

1) обращение гражданина к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением о регистрации по месту жительства (ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.

16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.

№713 [219] (далее – Правила регистрации по месту жительства));

2) принятие должностным лицом, ответственным за регистрацию, решения об отказе заявителю в регистрации по месту жительства или уклонение от таковой по истечении установленного законом срока (ст.

6 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. п.

18, 19, 22 Правил регистрации по месту жительства);

3) наличие одного из обстоятельств, являющихся основанием к отказу в регистрации заявителя по месту жительства или уклонению от таковой (ст. ст. 254, 255 ГПК, ст. ст. 1, 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст.

6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 16 Правил регистрации по месту жительства, п. 4.

1 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. №393 [220] (далее – Инструкция о регистрации по месту жительства)):

• непредставление должностному лицу, ответственному за регистрацию, документа, удостоверяющего личность заявителя;

• непредставление должностному лицу, ответственному за регистрацию, военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (для лиц, обязанных состоять на воинском учете);

• непредставление должностному лицу, ответственному за регистрацию, документа, являющегося основанием для вселения заявителя в жилое помещение, или его надлежаще заверенной копии.

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не содержит каких-либо оснований к отказу в регистрации гражданина по месту жительства.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713, изначально содержали четыре таких основания.

Все они признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, в связи с чем Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в этой части утратили силу и применению не подлежат [221].

Исходя из содержания мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. №4-П, отказ в регистрации гражданина по месту жительства возможен лишь по мотиву непредставления заявителем должностному лицу, ответственному за регистрацию, документов, указанных в ст.

6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

С учетом изложенного в делах об отказе в регистрации по месту жительства не имеют юридического значения такие обстоятельства, как размер жилой площади, освобождение жилого помещения лицами, утратившими право пользования им (в частности, бывшим собственником при продаже или ином отчуждении жилого помещения), наличие у заявителя родственных связей с проживающими в жилом помещении гражданами, состояние здоровья вселяемого, пригодность помещения для проживания, наличие и продолжительность регистрации заявителя на определенной территории, уплата установленного законом регистрационного сбора и проч. [222];

4) нарушение прав (свобод) заявителя или создание препятствий к их осуществлению отказом в регистрации по месту жительства или уклонением от таковой, в частности, права свободного передвижения и выбора места жительства, права пользования жилым помещением, принадлежащим гражданину на праве собственности и др. (ст. ст. 254, 255 ГПК, ст. ст. 1, 2, 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [223]).

Распределение обязанностей по доказыванию.

Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ст. 249 ГПК).

Более удачно правило распределения обязанностей по доказыванию в делах об оспаривании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, изложено в ст.

6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», по которой на государственные органы, органы местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, решения которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых решений; гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых решений, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Исходя из этого, обязанность доказать обращение заявителя с заявлением о регистрации по месту жительства, отказ в такой регистрации и нарушение этим прав и свобод заявителя возлагается на последнего. Орган, принявший решение об отказе в регистрации (уклоняющийся от таковой), должен доказать наличие оснований к отказу в регистрации заявителя по месту жительства или уклонению от таковой.

Вышеуказанные факты устанавливаются с использованием следующих необходимых доказательств:

1) обращение гражданина к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением о регистрации по месту жительства с представлением комплекта необходимых документов:

• копия заявления гражданина должностному лицу, ответственному за регистрацию, о регистрации по месту жительства (п. 4.1 Инструкции о регистрации по месту жительства) [224];

  • • правоустанавливающие документы на жилое помещение: ордер, договор купли-продажи, мены (обмена), найма (поднайма), свидетельство о праве собственности, о праве на наследство, копия решения суда о признании прав собственности или пользования, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение;
  • • документы, подтверждающие круг лиц, обладающих самостоятельным правом пользования жилым помещением, и их согласие на вселение заявителя: справки о составе семьи и регистрации по месту жительства, поквартирная карточка (если жилое помещение находится в доме жилищного или жилищно-строительного кооператива) и др.;
  • • почтовые квитанции;
  • • копия решения (резолюция на поступившем заявлении гражданина) должностного лица, ответственного за регистрацию, об отказе гражданину в регистрации по месту жительства;
  • • иные доказательства (включая показания лиц, присутствовавших при представлении заявителем документов на регистрацию), свидетельствующие об отказе гражданину в регистрации по месту жительства;
  • 2) наличие оснований к отказу в регистрации по месту жительства:
  • • доказательства, свидетельствующие об этом;
  • 3) нарушение прав и свобод заявителя:

• правоустанавливающие документы на жилое помещение и т.д.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *