Как признать дом аварийным и подлежащим сносу

Признание жилого дома аварийным и непригодным для проживания позволяет получить новое жилье взамен имеющемуся, которое находится в угрожающем состоянии. Изначально подготавливается заявление для проведения проверки. Собирается комиссия, которая проводит экспертизу и решает, можно ли признать дом аварийным.

Понятие аварийности жилого дома

Аварийным признается постройка, возведенная давно и своим ресурсным износом или плохим состоянием представляющая опасность при длительном проживании.

Аварийность жилого дома становится следствием повышенного износа материалов и конструкций. Она признается и при запредельных шумовых показателях.

Иногда для материала перекрытий и стен используются материалы, в которых превышены показатели вредных компонентов. А это всегда отрицательно сказывается на общем состоянии людей.

Жилье предоставят только в том случае, если принимается решение о невозможности дальнейшего проживания в доме. По ст. 16 ФЗ № 185 используется специальная программа по переселению.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, аварийным могут признать только тот дом, общее состояние которого опасно для дальнейшего нахождения людей. Наблюдается износ больше половины конструкций.

Подобный статус присваивает межведомственная комиссия, работающая при муниципалитете. Независимая экспертиза не может считаться основой для придания статуса.

Несущие конструкции подвергаются изменению под воздействием не только естественного износа, но и внешних факторов.

Если в течение длительного периода не предпринимались никакие меры по укреплению постройки, первоначальная прочность теряется. В результате заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным гражданам предлагают жилье в новых домах.



Критерии признания дома аварийным

Определяются следующие критерии, когда дом признают подлежащим расселению:

  • износ превышает 70%;
  • санитарные нормативы не соблюдаются и не могут быть соблюдены без переселения жильцов и серьезного переустройства;
  • постройка находится в районе катастрофы или погодных катаклизмов;
  • дом разрушен частично в результате воздействия стихии или пожара;
  • неподалеку оживленная магистраль, создающая повышенные шумы.

Внимание! Если отсутствует центральное водоснабжение или канализация, дом аварийным не признается. Также это невозможно, если помещение меньше, чем установлено нормативами на каждого члена семьи. Если подобные обстоятельства невозможно исправить, жильцов будут расселять по другому основанию.

Чем отличается аварийное жилье от ветхого

Устанавливается понятие аварийности фонда по закону. Это совокупность помещений многоквартирного дома, который подлежит сносу на основе изданных распоряжений.

В местную администрацию необходимо предоставить сведения о признании строения ветхим или аварийным. Объект проверяет комиссия на основе поданной заявки. Учитываются имеющиеся повреждения и серьезные поломки.

Так как нет специальной формулы и методики, каждый объект рассматривается индивидуально.

В ветхом доме можно проживать в течение более длительного срока. Если он находится в тяжелом аварийном состоянии, его необходимо освободить и снести быстро.

Но бывают ситуации, когда происходит срочное расселение по новому адресу в течение суток.

Серьезный ремонт или меры по реконструкции возможны в ветхих постройках, если несущие элементы остались в хорошем состоянии и есть возможность произвести работы, не нарушив их целостности.

Государственная программа расселения аварийного жилья

Как признать дом аварийным и подлежащим сносу

По государственной программе жильцов переселяют из старых домов, который имеют официальный статус аварийных. Определяются такие условия:

  1. Выделяется жилье, сравнимое по метражу или несколько его превышающее.
  2. Жилье оснащено коммуникациями, в каждой квартире устанавливается плита.
  3. Желания граждан могут не учитываться, если они не соглашаются ни с одним из 3 предоставленных вариантов.
  4. Муниципальная квартира выдается на таких же условиях, какие имеются в предыдущей (узнайте, как приватизировать муниципальную квартиру).
  5. Очередникам выдается жилье с недостающим метражом.
  6. Не выселяют жильцов в коммуналки.
  7. Здание располагается в пределах этого района.

Порядок признания дома аварийным

Запустить проверку дома на процент износа и аварийность могут следующие стороны:

  • проживающие лица;
  • пожарная инстанция;
  • ответственные лица из Роспотребнадзора;
  • муниципалитет, в ведении которого находится контроль за домами на вверенной территории.

Далее ответственными лицами выявляется степень аварийности. Выдается решение, по которому дом для дальнейшего проживания признается непригодным. Если при явных показателях и результатах экспертизы администрация не предоставляет новое жилье, можно обратиться в судебный орган с коллективным иском.

Как признать дом непригодным для проживания

Согласно Главе IV Постановления Правительства № 47, устанавливается следующий порядок:

  1. Жильцы пишут коллективное заявление в администрацию о расселении дома.
  2. На его основе формируют комиссию экспертов, которая оценивает общее состояние.
  3. Оформляется заключение, экземпляр которого передается обратившимся.
  4. Решение принимают в среднем за 5 дней.
  5. Когда дом признают непригодным для проживания, жильцов расселят в течение 2 недель. Но часто срок затягивается до нескольких месяцев.

Для заполнения можно использовать образец заявления, включающий следующие сведения:

  • адрес расположения дома со сведениями о заявителях;
  • просьба о переселении с приведением описания разрушений и износа;
  • перечень документов, используемых в качестве приложений;
  • подписи заявителей.

Как признать дом аварийным и подлежащим сносу

Перечень документов

Чтобы с первого раза получить статус негодного жилья, прикладывается список документов:

  • заявление от жильцов;
  • копии гражданских паспортов;
  • правоустанавливающие документы;
  • экспертное заключение;
  • жалобы на содержание и пагубные условия, подаваемые ранее.

Комиссия затребует и дополнительные справки, чтобы принять окончательное решение. Они оформляются надлежащим образом, должны иметь печати и подписи ответственных сотрудников.

Включение в реестр сноса

Как признать дом аварийным и подлежащим сносу

Если дом признается к дальнейшему проживанию непригодным, необходимо узнать, когда его планируют снести. Информацию можно выяснить в департаменте архитектуры или у местной администрации. Планы по сносу и строительству готовятся на несколько лет. Сведения обновляются оперативно. Обычно при выселении дома жильцы получают соответствующее уведомление.

Заявление о признании незаконным заключения комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания

Срок предоставления нового жилья

После вынесения экспертного заключения дом вносят в региональный реестр по переселению. Его располагают согласно очереди. Каждый орган может установить свои периоды переселения. В случае экстренной ситуации жильцы выселяются незамедлительно, после чего в короткие сроки выдаются ключи от новых квартир. В остальных случаях период определяется наличием очередности и нового жилого фонда.

Внимание! Выселение всех проживающих осуществляется в течение 12 месяцев после признания здания аварийным, если немедленное выселение не запланировано.

Права жильцов аварийного дома

Те, кто проживает в доме, подлежащем переселению, сохраняют права на аналогичное жилье по метражу и количеству комнат. Предоставление объектов без отделки поверхностей запрещается. Должны быть не только подключены коммуникации, но и работать без длительных перебоев. Если к проживанию дом не готов, придется ждать полного ввода в эксплуатацию и запуска всех систем.

Жильцу следует обращаться к ответственному лицу в администрации, где предлагаются варианты переселения. Можно отказаться от одного из вариантов в пользу более приемлемого. Но лучшие варианты предлагаются в первый раз. У жильцов аварийных домов есть право на скорейшее переселение, если дом находится в опасном для жизни и проживания состоянии.

На что может рассчитывать собственник

Как признать дом аварийным и подлежащим сносу

Принимаются меры по отношению к собственникам:

  • направляется письменное уведомление по почте;
  • оценивается состояние жилья;
  • подписывается соглашение о переселении.

У собственника есть возможность как получить аналогичную квартиру, так и рассчитывать на компенсацию. У государства появляется обязанность выплатить средства по желанию собственника.

Предлагается выкупная стоимость, с которой можно или согласиться, или установить более высокую цену. Если нет согласия, спор решается в судебном порядке.

Допускается выдача квартиры большей площади, но с доплатой.

На что может рассчитывать наниматель

Жилье предоставляется и тем, кто проживает в муниципальных квартирах на основе социального найма. Предлагается жилье, которое предварительно следует посмотреть. Компенсация не предоставляется, ведь основанием для ее выплаты является собственность на недвижимость. Наниматель пользуется квартирой бессрочно, может проживать, но не распоряжаться.

Согласно ст. 85, 86 и 89 ЖК РФ, при переселении из муниципальной квартиры местные власти обязаны предоставить аналогичное жилье. При этом заключается новый договор социального найма на тех же условиях. Квартира должна быт благоустроенной, не менее предыдущей по площади.


Требования к новому жилью

Квартира, предоставляемая взамен аварийной, оборудуется санузлами и коммуникациями. Обязательно производится чистовая отделка, и устанавливаются плиты.

Территория перед домом облагораживается должным образом. Устанавливаются места для парковки в пешей доступности, зоны отдыха и детские площадки. Оборудуются зоны под сбор бытовых отходов.

Новое жилое помещение должно быть не меньшей площади.

В результате существует возможность признания здания аварийным. Процедура включает предоставление стандартного перечня документов и выполнение строгой последовательности действий. Принимается решение о предоставлении жильцам квартир в новом доме.

Признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу: основания, порядок, правовые последствия

Как указано в статье 1 ныне действующего Жилищного кодекса РФ, одним из основных начал жилищного законодательства является обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища и сохранности жилищного фонда.

В этой связи нормативное закрепление порядка признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу вполне может рассматриваться как одна из гарантий указанного нами принципа. Установление такого порядка позволяет не только избежать нарушения жилищных прав граждан, но и является необходимой предпосылкой обеспечения их конституционного права на жизнь и здоровье.

Причем речь идет о жизни и здоровье как лиц, проживающих в аварийном жилом доме, так и не проживающих в нем.

В настоящее время процедура признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу предусмотрена Жилищным кодексом РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Как следует из пункта 7 указанного Положения, признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу относится к компетенции специально создаваемой межведомственной комиссии. Только данная комиссия может принять решение о том, что жилой дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.

Решение любого другого органа государственной или муниципальной власти по данному вопросу не является юридически обязательным и не влечет последствий для проживающих в многоквартирном жилом доме лиц. Однако не до конца ясен вопрос, каким образом комиссия должна быть сформирована.

Как следует из текста Положения, межведомственные комиссии создаются: федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Однако многоквартирный жилой дом нельзя однозначно отнести к государственному или муниципальному жилищному фонду, исходя из положений ст. 19 Жилищного кодекса РФ. В многоквартирном доме, как правило, находятся помещения, относящиеся к частному и муниципальному жилищному фонду.

В настоящий момент в отношении многоквартирных жилых домов решения о признании их аварийными и подлежащими сносу принимаются комиссиями, созданными органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Как правило, таким органом является глава муниципального образования.

Основания признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определены в разделе 3 Положения. При этом важно различать признание непригодным для проживания жилого помещения и признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Читайте также:  Cрок сдачи декларации по земельному налогу для юридических лиц

Закон допускает, чтобы непригодными для проживания могли быть признаны только отдельные жилые помещения (например, в связи с превышением допустимой нормы уровня шума), тогда как в целом жилой дом не является аварийным.

Естественно, что в таком случае затрагиваются права только того собственника, чье помещение признано непригодным для проживания. На правах и обязанностях иных лиц такое решение не сказывается.

Фактически, все основания признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу можно подразделить на три группы: ветхое, аварийное состояние жилого дома, а также вредное воздействие факторов среды обитания.

В соответствии с данным Положением Вы, или другой собственник (пользователь) жилых (нежилых) помещений, для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, вправе обратиться в Межведомственную комиссию ГО «Город Якутск», расположенную по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 21 (МКУ «Департамент жилищных отношений») с заявлением о признании Вашего многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  •  — копию правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • — заключение специализированной организации, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • — Ваши заявления, письма, жалобы на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
  • По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
  • — о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  • — о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
  • Для решения вопроса о проведении обследования Вы можете обратиться в любую специализированную организацию, имеющую свидетельство о допуске к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выданное саморегулируемой организацией (например: проектные институты).
  • В соответствии с пунктом 50 Положения №47 в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Закон подробно описывает правовые последствия признания дома аварийным и подлежащим сносу. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Также следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 — 3, 5 — 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Порядок признания объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу по инициативе органа местного самоуправления

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.

Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее — уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее — перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.

Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.

После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности.

В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса.

Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.

Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования — до дня вступления в силу решения суда.

  • Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:
  • — ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • — расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
  • — расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
  • — получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья

Что такое аварийное жилье?

К данной категории можно отнести здание либо жилую площадь, больше половины помещений и несущих конструкций которых являют собой реальную угрозу состоянию здоровья или жизни проживающих на территории.

Важнейшим отличием данных категорий (аварийного от ветхого) является такая степень изношенности в аварийном помещении, которая способна привести к обвалу конструкции или ее частей. Степень негодности в данном случае также определяется теми же органами, и переселение происходит по одной схеме.

Каким документом определяется порядок признания домов аварийными?

Порядок признания дома аварийным, помещения непригодным для проживания установлен ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российский Федерации, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российский Федерации от 28.01.2006 № 47

К чьей компетенции относится признание дома аварийным?

Признание дома аварийным относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Данная комиссия создается Федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

  • Какой порядок признания помещения жилым помещением, жилого
  • помещения непригодным для проживания и многоквартирного
  • дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения (п.42 постановления Правительства Российской Федерации № 47).

Читайте также:  Плата за капитальный ремонт: обязательна или нет, что будет, если не вносить взнос?

Каким органом принимается решение о признании дома аварийным?

Решение о признании дома аварийным принимается органом местного самоуправления на основании заключения соответствующей межведомственной комиссии. При принятии решения о признании дома аварийным (в срок 30 дней с момента подачи заявления о признания его таковым), также должны быть определены сроки отселения жильцов и дальнейший порядок использования дома.

  1. Кем и как может быть обжаловано решение о признании дома аварийным?
  2. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
  3. Кем производится оценка и обследование помещения в целях признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции?

Оценка и обследование осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия).

Комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда создает орган местного самоуправления в установленном им порядке. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

  • В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, а также в случае необходимости — представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
  • Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии.
  • В состав комиссии в обязательном порядке включаются эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
  • Какие документы необходимо предоставить в комиссию для признания дома аварийным?
  • а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
  • г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, — в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
  • е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
  • Каким образом собственники должны быть уведомлены о начале работы комиссии?
  • В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда или многоквартирного дома, орган местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до дня начала работы комиссии обязан в письменной форме посредством почтового отправления с уведомлением о вручении, а также в форме электронного документа с использованием единого портала направить собственнику оцениваемого имущества, и правообладателю такого имущества уведомление о дате начале работы комиссии, а также разместить такое уведомление на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  • Каким образом происходит переселение собственников жилых помещений из аварийного жилого фонда?

В соответствии со ст.

32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Каким образом происходит переселение нанимателей жилых помещений из аварийного жилого фонда?

В соответствии со ст.

89, 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

  1. Возможно ли улучшить условия проживания при расселении из аварийного жилья?
  2. Мероприятия по расселению жителей из аварийного жилищного фонда носят компенсационный характер, направлены на ликвидацию аварийного жилищного фонда и не являются улучшением жилищных условий.
  3. При этом, для собственников жилых помещений допустимо улучшение жилищных условий при условии доплаты соответствующей разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной ценой изымаемого жилого помещения.
  4. В чьем ведении находится решение вопросов по расселению аварийного жилья?

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практическое решение организационных вопросов по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, находится в ведении органов местного самоуправления.

  • Каким органом может быть обжаловано решение по расселению аварийного жилья?
  • Решение по расселению аварийного и подлежащего сносу дома может быть обжаловано в суде общей юрисдикции в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
  • Заявитель занимает жилое помещение по договору соцнайма. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ
  • При переселении граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма в домах, подлежащих сносу, применяются нормы статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в соответствии с которыми предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
  • В случае, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.

2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.

86-89 ЖК РФ, благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Заявитель (собственник жилого помещения) проживает в аварийном доме. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

Переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Кроме того, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.

2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

В случае если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Заявитель (собственник жилого помещения) проживает в доме, не признанном аварийном. Направляются разъяснения порядка переселения жителей в рамках реализации ДРЗТ

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений в домах, не признанных в установленном порядке аварийными, с учетом норм ч. 6 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется застройщиком на основании общих договорных норм гражданского законодательства Российской Федерации.

По согласованию с собственником жилого помещения ему может быть выплачено возмещение за принадлежащее ему жилое помещение либо взамен принадлежащего ему жилого помещения предоставлено по договору мены другое жилое помещение.

При этом с учетом норм ст. 421, 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации условия соответствующего договора определяются по усмотрению сторон, в том числе путем проведения переговоров о заключении договора.

Принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Информация для заявителя о его праве подать жалобу на нарушение порядка предоставления государственной услуги (жалоба).

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ.
Читайте также:  Предиальный сервитут — что это такое и как устанавливается?

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.

Жалоба подается в Комитет, предоставляющий государственную услугу.

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета также может быть подана вице-губернатору Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, Смольный, тел. (812) 576-60-51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, либо, в случае его отсутствия — руководителю Комитета.

Способы подачи и рассмотрения жалобы.

Жалоба может быть подана:

  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.

Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя в Комитете (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета (доменное имя в сети «Интернет» — gov.spb.ru), Портала (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gu.spb.ru).

  • Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  • Порядок рассмотрения жалобы.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностных лиц Комитета и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
  • Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которой находится соответствующее учреждение (организация).
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Комитета рассматривается вице-губернатором Санкт-Петербурга, непосредственно координирующим и контролирующим деятельность Комитета.
  • МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Сроки рассмотрения жалобы.

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете. Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

  1. В случае обжалования отказа Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. Результат рассмотрения жалобы.
  3. По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  • Указанное решение принимается в форме акта Комитета согласно приложению №7 к административному регламенту.
  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
  1. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы.
  2. При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  3. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  4. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • Порядок обжалования решения по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, литера Б, 191060), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

  1. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  2. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  3. Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Комитета и на Портале.
  4. Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59-ФЗ).
  5. Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Комитете подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59-ФЗ.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *