Использование земель сельскохозяйственного назначения

  • 1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
  • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
  • казачьими обществами;
  • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

3.

Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

1. Пункт первый комментируемой статьи называет основные направления использования сельскохозяйственных земель и категории граждан и юридических лиц, которые используют данные земли в указанных целях. Однако, на наш взгляд, приводимый перечень субъектов прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не является исчерпывающим.

Прежде всего, что касается юридических лиц, то в абз. 3 указано, что земли сельскохозяйственного назначения используются «иными коммерческими организациями», в абз. 4 — «некоммерческими организациями, в том числе…», таким образом, имеются в виду все возможные виды юридических лиц.

При этом данная статья не дает привязки к обязательной аграрной специализации организаций — т.е.

приобрести земельный участок для использования в сельскохозяйственных целях из земель сельскохозяйственного назначения могут не только организации, являющиеся аграрными по основному профилю деятельности (например, подсобные сельские производства имеют промышленные предприятия, лечебные и курортные организации и т.д.).

Единственное ограничение установлено на приобретение в собственность земельных участков из сельскохозяйственных земель юридическими лицами, в уставном или складочном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, — в соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения они пользуются такими участками только на праве аренды.

Среди физических лиц в данной статье упомянуты только граждане. Однако и иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут использовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на праве аренды, на что указывает ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Основные направления использования сельскохозяйственных земель гражданами также перечислены в комментируемой статье: ведение фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводство и огородничество.

Участниками отношений по поводу земель сельскохозяйственного назначения выступают кроме граждан и юридических лиц также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Им могут принадлежать на праве собственности участки из земель сельскохозяйственного назначения, но в данной статье они не упоминаются, поскольку сами не используют такие земельные участки, а предоставляют для использования в сельскохозяйственных целях на том или ином праве (владение, пользование, аренда) гражданам и юридическим лицам. Особенности порядка предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В частности, п. 5 этой статьи определены субъекты предоставления земельных участков из таких земель в аренду без права выкупа.

2. Согласно Федеральному закону от 11 июня 2003 г.

N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» такое хозяйство представляет собой объединение граждан (однако оно может быть создано и одним гражданином), связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, в котором фиксируются все важнейшие вопросы деятельности хозяйства, в том числе о признании одного из членов хозяйства главой фермерского хозяйства и о его полномочиях, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства и порядке владения, пользования и распоряжения им. Также членами фермерского хозяйства определяется перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства; обычно одним из таких объектов является и земельный участок.

Как правило, имущество фермерского хозяйства, и земельный участок в том числе, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, но по соглашению между ними имущество хозяйства может находиться в общей долевой собственности членов фермерского хозяйства (в этом случае доли каждого также устанавливаются соглашением).

В интересах фермерского хозяйства распоряжение его имуществом осуществляется главой фермерского хозяйства, т.е. если члены хозяйства решат продать часть своего земельного участка, сделку совершает без доверенности глава хозяйства.

Сделка считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Однако в соглашении может быть зафиксировано, что глава фермерского хозяйства не имеет права совершать сделки с земельным участком без согласия всех членов фермерского хозяйства.

При выходе одного из членов фермерского хозяйства из состава хозяйства земельный участок разделу не подлежит; вышедший имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности. В этом случае доли членов хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

Раздел земельного участка крестьянского хозяйства производится только в случае прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства, например в связи с выходом из него всех его членов.

В этом случае, если участок находился в общей долевой собственности, раздел производится в соответствии с долями участников по соглашению между ними; при общей совместной собственности на земельный участок необходимо для его раздела также определить долю каждого из участников.

В последнем случае, если соглашением членов крестьянского хозяйства не установлено иное, доли всех членов признаются равными.

Если между участниками долевой собственности не будет достигнуто соглашение о способе и условиях раздела земельного участка, например о том, кому конкретно на какой местности будет выделен какой участок в счет его доли, спор рассматривается в суде.

Каждый член крестьянского хозяйства может завещать причитающуюся ему долю земельного участка любому лицу. Однако, в соответствии со ст.

1179 ГК РФ, если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства.

В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство (ЛПХ), как его определяет Федеральный закон от 7 июля 2003 г.

N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Регистрации ЛПХ по Закону не требуется.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином — одним или совместно с членами его семьи, в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения ЛПХ.

ЛПХ отличаются от фермерских хозяйств прежде всего размерами используемого земельного участка. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно (на любом праве — в собственности, пожизненном наследуемом владении, пользовании, аренде) у гражданина, ведущего ЛПХ, устанавливается законом субъекта РФ.

Если у гражданина возникло право на участки, общий размер которых превышает максимально установленный, то в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» он обязан либо в течение года произвести отчуждение части этих участков, либо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (или зарегистрировать фермерское хозяйство) со всеми вытекающими последствиями, в частности с уплатой соответствующих налогов.

Для ведения ЛПХ могут использоваться: земельный участок в границах населенного пункта — приусадебный земельный участок и земельный участок за пределами границ населенного пункта — полевой земельный участок.

При этом приусадебный земельный участок используется как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, а полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции (без права возведения на нем зданий и строений).

Для коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено несколько возможных форм организаций.

Это садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов.

Читайте также:  Законопроект о сносе несносимых пятиэтажек по программе реновации: последняя информация

В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве — находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

———————————

СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

Граждане могут заниматься садоводством, огородничеством или дачным хозяйством на территории объединения и в индивидуальном порядке, т.е. не являясь членами объединения.

В этом случае они вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования этого некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного товарищества, партнерства, кооператива.

В садоводческом, огородническом, дачном некоммерческом объединении любого типа имеются земли, составляющие имущество общего пользования, остальные участки принадлежат на праве собственности или ином вещном праве гражданам — членам некоммерческого объединения, а также индивидуальным садоводам и огородникам.

Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлены особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков, которая может проводиться как самим объединением по решению общего собрания его членов, так и членами объединения в индивидуальном порядке.

3.

Основную по площади часть сельскохозяйственных земель занимают аграрные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества полные и коммандитные, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они действуют на основании ГК РФ, Федеральных законов от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) , от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 29 апреля 2008 г.) , от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 1 декабря 2007 г.) . Только о сельскохозяйственных кооперативах имеется специальный Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» .

———————————

СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 23.

СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1941.

СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

Садовые и жилые дома

Земли сельскохозяйственного назначения

Согласно Земельному кодексу РФ земли сельскохозяйственного назначения не предназначены для строительства жилья. Возводить на них можно сараи, бытовки и ангары, пригодные для производства и хранения продукции.

! Ведение садоводства – единственный вид разрешенного использования сельскохозяйственных земель, на котором допускается возведение садовых и жилых домов.

Это стало возможным благодаря вступлению в силу 1 января 2019 года Федерального закона №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон внес ряд изменений в возможность использования садовых и огородных участков.

До принятия закона земли сельхоз назначения в личном пользовании делились на дачные, садовые и огородные участки. С 1 января 2019 года понятие «дача» было упразднено и осталось 2 категории земель: садовые и огородные. Дачные земли были приравнены к садовым земельным участкам.

  • Помимо возможности возведения на садовых участках жилых домов, Законом 217-ФЗ также была определена возможность перевода садового дома в жилой.
  • На землях под ведение садоводства допускается строительство:
  • ►садовых домов,
  • ► жилых домов,
  • ► хозяйственных построек,
  • + допускается выращивание сельскохозяйственных культур для личного использования.

! Если ВРИ участка под ведение огородничества, то возвести на нем можно только некапитальные хоз. постройки для хранения инвентаря и урожая. Основное его предназначение – выращивание сельхоз продукции для личного пользования.

! Категория и вид разрешенного строительства всегда указываются в выписке из ЕГРН

На садовых участках допускается возведение жилых и садовых домов. В чем разница?

Жилым считается дом, предназначенный для круглогодичного проживания и соответствующий предельным параметрам, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ

Есть определённые требования к конструкции дома, характеристикам помещений, размещению дома на участке и так далее. Порядок признания садового дома жилым домом утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2018 года №1653 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47»

Садовый дом — это жилые строения, с назначением «нежилое» без права регистрации. Садовые дома предназначены для сезонного или вспомогательного использования, отдыха и временного пребывания людей.

Есть нормативные требования, единые как для жилых, так и для садовых домов:

  •  высота дома — не более 20 метров,
  • этажность дома – не более 3-х этажей,
  • состоит из жилых комнат и бытовых помещений
  • не предназначен для раздела на квартиры,
  • соблюдены нормы и требования инсоляции, прочности конструкций и тд,
  • минимальный отступ от границ участка – 3 метра

Размер земельного налога

Ставка налога не зависит от категории и ВРИ земли. Земельный налог устанавливается муниципальными властями. Его размер не может превышать 0,3% (для земель ИЖС, ЛПХ, СНТ и ОНТ) и 1,5% (для сельхозземель за пределами населенных пунктов).

  1. Остались вопросы?
  2. Получите бесплатную консультацию специалиста по телефону горячей линии МОБТИ +7 (498) 568 88 88, на сайте mobti.ru и в телеграм-канале @mobti

Правовые особенности земель сельскохозяйственного назначения | Симферопольский район | Официальный портал

Правовые особенности земель сельскохозяйственного назначения

Правовые особенности земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного  назначения имеют особый интерес со стороны их землевладельцев и землепользователей. Поэтому подробному рассмотрению подлежат вопросы купли-продажи, аренды, приобретения права собственности, ограниченного использования, прав и обязанностей лиц, использующих данные земли.

Купля-продажа

При продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения преимущественное право имеет высший исполнительный орган- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (МИЗО), что обязывает продавца уведомить данный орган об осуществлении продажи земельного участка с указанием цены, размера, местоположения и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (данный срок не должен превышать 90 дней).

         В случае отказа МИЗО в покупке земельного участка или отсутствии    (в течение 30 дней со дня получения извещения) уведомления о намерении приобрести земельный участок, продавец в течение года имеет право продать данный земельный участок иным лицам по цене, которая не является ниже цены, указанной в извещении МИЗО. При изменении условий продажи земельного участка, продавец обязан направить новое извещение, иначе сделка купли-продажи будет считаться недействительной.

  •          При покупке земельного участка необходимо обратить внимание на соблюдение продавцом обязательного вышеперечисленного действия в отношении высшего исполнительного органа, а также на факт внесения сведений о земельном участке в ЕГРН (то есть на проведение государственного кадастрового учета) и на наличие ограничений или обременений.
  • Аренда и собственность
  • Обязательным условием аренды земельного участка является осуществление государственного кадастрового учета.

         Договор аренды земельного участка  из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от 3 до 49 лет.

Исключение составляют земли для сенокошения и выпаса скота, договор аренды данных участков не может превышать 3 лет.

В срок до 5 лет предоставляются в аренду земли  крестьянским (фермерским) хозяйствам (К(Ф)Х), сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства без проведения торгов.

         Арендатор может получить преимущественное право на повторное заключение договора аренды, если им надлежащим образом исполнялись обязанности по условиям договора. Площадь земельных участков, находящихся в аренде у арендатора не ограничивается. Расторжение договора возможно как по инициативе арендатора, так и арендодателя.

         Возможна передача земельного участка в собственность арендатора при условии внесения арендатором всей выкупной цены, установленной в данном договоре. При этом необходимо учесть особенности, заключающиеся в процедуре купли-продажи земельного участка.

         На территории Республики Крым определены максимальные и минимальные размеры земельных участков государственной и муниципальной собственности для предоставления гражданам.

Так для ведения: садоводства- от 0,06 до 0,12 га, огородничества- от 0,06 до 0,2 га, животноводства- от 0,15 до 2 га, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) (за границами населенных пунктов)- от 0,06 до 0,5 га, ведения К(Ф)Х – от 0,5 до 200 га.

         Максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности одного физического или юридического лица не может превышать 1000 га, а максимальный размер участков, которые могут находиться одновременно в собственности и ином праве не может превышать 10000 га.

Ограниченное использование

Для сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлен особый контроль за их использованием.

Запрещается использование сельхозземель на расстоянии 30 километров от границ населенных пунктов для несельскохозяйственных целей (кроме размещения линий электропередач).

Без утверждения проекта рекультивации, предусматривающий сохранение сельскохозяйственного назначения земель запрещается на них действия, связанные со строительством, ремонтом и эксплуатацией сооружений.

         Сельскохозяйственные земли, кадастровая стоимость которых превышает среднюю кадастровую стоимость по муниципальному образованию, использовать для других целей не допускается. Приоритет в использовании и охране имеют земли (угодья): пашни, пастбища, залежи, сенокосы и земли под многолетними насаждениями.

         Сельскохозяйственные угодья не могут быть  использованы для строительства на садовых участках и включения в границы территорий ведения садоводства для собственных нужд.

         На землях сельхозназначения, расположенных в границах водоохранных зон, запрещено использование сточных вод для повышения плодородия почв, применение авиации для борьбы с вредителями, сброс сточных вод, применение и хранение агрохимикатов  и пестицидов. В границах прибрежных защитных полос также запрещается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных.

  1. Права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность на землях сельскохозяйственного назначения
  2. Лица, осуществляющие деятельность на землях сельскохозяйственного назначения, вправе проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель и получать информацию от органов исполнительной власти  о состоянии плодородия почв на своих землях и динамике изменения их состояния.
  3.          Данные лица обязаны:
  4. — осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель, а также исключающими неблагоприятное воздействие на окружающую среду;
  5. — соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель;
  6. — предоставлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
  7. — содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель;
  8. — информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель  и загрязнения почв на землях, находящихся в их владении или пользовании;
  9. — выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  10.                                                          Управление сельского хозяйства
  11.                                                           администрации Симферопольского района    
Читайте также:  Как можно использовать земли населенных пунктов для садоводства?

25.01.2021

Особенности использования земель сельскохозяйственного назначения

Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области информирует об особенностях использования земель сельскохозяйственного назначения.

Землями сельскохозяйственного назначенияпризнаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).

К сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, различными коммерческими организациями, подразделениями научных и образовательных организаций сельскохозяйственного профиля и т. д.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающий в том числе различные виды использования земель сельскохозяйственного назначения.

Содержание вида сельскохозяйственное использование включает в себя содержание следующих видов разрешенного использования: растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, содержание питомников, обеспечение сельскохозяйственного производства, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

В связи с вышеизложенным обращаем внимание заявителей на необходимость указания в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка цели использования земельного участка в соответствии с указанным Классификатором.http://gki.pskov.ru/tipovye-formy-dokumentov

Земли сельскохозяйственного назначения: ответственность за неиспользование сельхозугодий – Администрация Уинского муниципального округа

Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.

Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.

Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.

  1. Освоение сельхозугодий — что говорит закон

Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.

Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка.  Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.

Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.

Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.

Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.

Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.

  1. Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.

При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:

  • Кодексу об административных правонарушениях;
  • Земельному кодексу;
  • Гражданскому кодексу;
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок.

При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.

Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.

Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:

  • надзорные проверки;
  • административные обследования;
  • предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.

В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.

Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.

Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.

1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения.

Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.

Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.

В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.

  1. Ответственность за использование земель не по целевому назначению

Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.

Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:

  • разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
  • при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
  • может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.

Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.

Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.

Если не исполнять предписания контролирующего органа или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.

  1. Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Читайте также:  Договор купли продажи квартиры с рассрочкой платежа

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения контролирующими органами;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания контролирующего органа, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

  • При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.
  • Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
  • Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
  • По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
  • Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.
  1. Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

Установите фактические границы участка.

Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.

  1. Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
  2. Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.
  3. Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.

Вс напомнил порядок использования земли сельхозназначения лицами, имеющими подсобное хозяйство

Верховный Суд опубликовал постановление по делу № 89-АД21-10-К7 об обжаловании привлечения к административной ответственности за использование гражданкой принадлежащего ей земельного участка не по целевому назначению.

В ноябре 2019 г. заместитель главного государственного инспектора Тюменской области по использованию и охране земель оштрафовал Надежду Хлыстунову на 10 тыс. руб. по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. В вину землевладелице ставилось то, что она держала на участке с видом разрешенного использования «для садоводства и огородничества» сельскохозяйственных животных и домашних птиц.

Поскольку суды согласились с постановлением инспектора и признали нарушения Земельного кодекса, Надежда Хлыстунова обратилась с жалобой в Верховный Суд. Требуя отменить акты нижестоящих судов, она, в частности, сослалась на Постановление КС РФ от 16 октября 2020 г. № 42-П о проверке конституционности ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

КС выявил противоречия в практике привлечения к ответственности за нецелевое использование землиКак пояснил Суд, законодательство РФ не обязывает лицо, одновременно использующее земельный участок в соответствии с основным и вспомогательными видами его разрешенного использования, уведомлять органы власти о своем решении

Как ранее писала «АГ», тогда КС признал неконституционной оспариваемую норму и рекомендовал федеральному законодателю внести необходимые поправки в соответствующее правовое регулирование.

Дело в том, что неопределенность текущего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник (правообладатель) земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в ЕГРН сведения о таком использовании, порождает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения такого лица к административной ответственности за использование участка земли не по целевому назначению.

После изучения материалов дела судья ВС РФ со ссылкой на Постановление КС № 42-П подчеркнул, что до внесения в законодательство необходимых изменений собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в ЕГРН в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.

В постановлении ВС также отмечено, что в рассматриваемом случае остались без исследования и оценки обстоятельства, имеющие правовое значение и связанные с тем, были ли соблюдены собственником земельного участка условия, при наличии которых применение соответствующего вида разрешенного использования являлось бы допустимым. «В ходе рассмотрения дела Надежда Хлыстунова настаивала на том, что использовала земельный участок, относящийся к категориям земель “земли сельскохозяйственного назначения”, в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, однако данные обстоятельства и доводы, с учетом конституционно-правового смысла норм, выявленного Конституционным Судом РФ, судебными инстанциями не проверялись. Так, судебными инстанциями не устанавливались обстоятельства, связанные с использованием лицом, привлеченным к административной ответственности, земельного участка как в соответствии с основным видом разрешенного использования, так и в соответствии с допустимыми вспомогательными видами разрешенного использования земельного участка, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для конкретной территориальной зоны (градостроительным регламентом)», – подчеркнул судья ВС.

Таким образом, судебные акты нижестоящих инстанций были отменены, а дело об административном правонарушении возвращено в районный суд на новое рассмотрение.

Старший юрист Практики разрешения споров юридической фирмы «Инфралекс» Мурат Рахимов в комментарии «АГ» пояснил, что ранее существовала противоречивая судебная практика по вопросу о том, обязан ли собственник земельного участка, использующий его в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, вносить в ЕГРН сведения о таком использовании. «Между тем решение указанного вопроса имеет существенное значение при рассмотрении дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению)», – подчеркнул он.

По словам эксперта, прежде часть судов исходила из того, что собственник обязан вносить соответствующие сведения в ЕГРН и в случае неисполнения указанной обязанности может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению (см.

, например, Постановление Верховного Суда от 3 августа 2018 г. № 18-АД18-29).

«Другая часть судов придерживалась иного подхода, указывала на то, что собственник земельного участка не обязан вносить в ЕГРН сведения о том, что использует земельный участок в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, и в этом случае не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению (см., например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 1 октября 2020 г. № 310-ЭС20-8733 по делу № А83-6371/2019)», – отметил юрист.

ВС напомнил порядок выбора вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорийКак пояснил Суд, размещение кондитерской фабрикой на земельном участке наряду с объектами пищевой промышленности магазина по продаже своих изделий и иной продукции не свидетельствует о нецелевом использовании земли

Мурат Рахимов добавил, что в своем Постановлении № 42-П Конституционный Суд поддержал последний подход и указал, что федеральному законодателю надлежит принять меры по устранению выявленной неопределенности правового регулирования.

«В последующем ВС РФ неоднократно отменял судебные акты, в которых не была учтена указанная позиция Конституционного Суда, как и в рассматриваемом случае.

В этом деле суды не исследовали вопрос о том, соответствовало ли фактическое использование собственником земельного участка вспомогательным видам разрешенного использования, предусмотренным правилами землепользования и застройки муниципального образования.

Суды нижестоящих инстанций лишь ограничились констатацией того, что фактическое использование земельного участка не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, указанному в ЕГРН, что и стало причиной отмены их судебных актов и направления дела на новое рассмотрение. Таким образом, Верховный Суд РФ в очередной раз призвал суды исследовать фактические обстоятельства по делу и учитывать ранее изложенные позиции по аналогичным спорам», – заключил эксперт.

Сведения о вспомогательных видах разрешенного использования участка предлагается не указывать в ЕГРНВ Госдуму внесен законопроект, разработанный во исполнение соответствующего постановления Конституционного Суда и призванный устранить противоречия в практике привлечения к ответственности за нецелевое использование земли

Юрист Land Law Firm Юлия Максимкина отметила, что в Постановлении № 42-П КС обратил внимание на то, что понятие «правовой режим земельного участка» является сложным, комплексным и многоаспектным понятием, которое нельзя рассматривать исключительно через призму категории земель и основного вида разрешенного использования. «Важно учесть, что позиция КС РФ обязательна для российских судов», – подчеркнула она.

По словам эксперта, существующая хроническая неопределенность правового регулирования влечет для правообладателей земельных участков риски произвольного привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.

8 КоАП РФ, а также открывает возможность неограниченного усмотрения публичной власти в процессе правоприменения. «Об отсутствии единообразия, в частности, свидетельствует судебная практика на уровне высших судов.

Если в комментируемом постановлении Суд обращается к логике и аргументации КС РФ, то к примеру, в Постановлении ВС РФ по делу № 16-АД21-6-К4 от 2 августа 2021 г.

он не дает оценку правовому режиму земельного участка с точки зрения возможности его использования в соответствии как с основным, так и вспомогательным видом разрешенного использования», – отметила Юлия Максимкина.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *